Петро мелехов. Главные герои «Тихого Дона Петр мелихов

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий - молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть.

Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части".

«Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 9. Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян. Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.

Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата. Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата. Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.

Петро же уступает брату и в красоте: «Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, - почти не узнал себя: высокий, сухощавый...

Ты - как полковник! - восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 602., и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре: « - Да ты ить не мастак», - говорит Степан Аксаков Петру, - «Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 31., но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова «улыбается, заправив в рот усину» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 31., «посмеиваясь в пшеничные усы» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 10., по-доброму подтрунивает над Григорием:

«Григорий шел... хмурился... От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата...

Гляди, Петро подеремся, - пригрозил Григорий...

«Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку». - «Кто?» - спрашиваю, а она: «Да Аксютка Астахова с твоим братом». Я говорю...

Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-сухую землю.

Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:

Убить бы мог, сволочь!

И убил бы!

Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый черкесюка!..

Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 70.

Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:

«- Гришка, а как же с Аксюткой?

Небось жалко кидать?

Я кину - кто-нибудь подымет, - смеялся тогда Гришка.

Ну гляди, - Петро жевал изжеванный ус, - а то женишься да не в пору...

Тело заплывчиво, а дело забывчиво, - отшутился Гришка». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 116.

Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат «... в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, - дескать, загоится, забудется...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 115.

Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между «мужиками» и казаками: «Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице. Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 118. Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан. Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.

Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством. В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра - «...загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями...» и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу. Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду. Грозным обвинением звучат слова автора: «... быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу... прислал свою фотографическую карточку. С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 412.. Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни - «дороги братьев растеклись врозь...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 412.

Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: «Я, Гришка, шататься, как ты, не буду... Меня к красным арканом не притянешь... незачем мне к ним, не по дороге» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 26.. В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное. «Петро - он гожий, дюже гожий к хозяйству!» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 67. - нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, «поджившегося» под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего. Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын - ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно. Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: «...покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя. Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся... Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки... панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 111.

Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:

«- Кум! - чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича...

Кум, Иван, ты моего дитя крестил.. Кум, не казните меня! - Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, - расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 162.

Вступление

В романе Шолохова «Тихий Дон», по подсчётам исследователей творчества писателя, встречается более 880 действующих лиц. Около 30 из них играют значительную роль в повествовании. Среди главных героев «Тихого Дона» Шолохова, можно выделить: Григория Мелехова, Аксинью Астахову, Наталью Мелехову, Петра Мелехова, Степана Астахова, Пантелея Прокофьевича Мелехова. Этот список можно продолжать. Но мы решили рассмотреть только судьбу героев, которых перечислили выше.

Характеристика Главных героев романа «Тихий Дон»

Аксинья Астахова

– одна из главных героинь «Тихого Дона», соседка и возлюбленная Григория Мелехова. В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья. Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине. Рождение малыша, казалось бы, должно было изменить отношение Степана к Аксинье, но ребёнок вскоре умирает, и мучения героини продолжаются.

Аксинью начинает преследовать сосед, Григорий Мелехов. Вначале женщина не принимает ухаживаний парня, но постепенно тоже проникается к нему нежными чувствами. Герои романа «Тихий Дон» вступают в любовную связь, которая, с перерывами, продолжается на протяжении всего произведения. Жизнь Аксиньи заканчивается трагично. По пути на Кубань, её настигает случайная пуля, и героиня погибает.

Степан Астахов

– муж Аксиньи, сосед Мелеховых. Положительным этого героя назвать никак нельзя. Хотя он сам постоянно пьянствует и ходит по «желмеркам», Степан регулярно бьёт свою жену за то, что она досталась ему «порченой». Узнав о связи Аксиньи с Григорием, Степан проникается ненавистью ко всем Мелеховым. Ссора с Петром во время поездки из лагеря перерастает в настоящую вражду после спасения братьями Мелеховыми Аксиньи, которую Степан избивает на улице.

Во время первой Мировой войны Астахова спасает от смерти Григорий, которого Степан поклялся убить. Впоследствии Степан разговаривает с Григорием, даже сидит с ним за одним столом. Но Астахов и Мелехов в душе никогда не примиряются друг с другом. Не найдя своего места на хуторе при новой власти, Степан уезжает в Крым.

Григорий Мелехов

– центральное действующее лицо «Тихого Дона» и самый сложный персонаж романа. Именно его судьба приковывает внимание читателя. Вначале произведения Григорий ведёт обычную жизнь хуторского парня. Днём он помогает отцу по хозяйству, а вечером ходит на «игрища». Единственное, что нарушает размеренное течение его жизни – любовь к Аксинье Астаховой.

Всё меняет сначала служба в армии, а затем первая Мировая война. Попадая на фронт, Григорий сталкивается с насилием и несправедливостью, которые не может принять его душа. Героя привлекают идеи Гаранжи, а затем Чубатого, и он переходит на сторону красных. Но и здесь его постигает разочарование. Последней каплей становится расстрел молодых офицеров во главе с Чернецовым. Григорий уходит от красных и участвует в казачьем восстании, а затем оказывается в банде Фомина.

До конца произведения Григорий Мелехов находится в поиске своего пути. Устав от войны, он стремится к спокойной жизни. Но судьба не даёт ему шансов на счастье. Аксинья, возлюбленная Григория, погибает, и герой, полностью опустошённый, не дожидаясь амнистии, возвращается в родной хутор к сестре и сыну.

Наталья Мелехова

дочь зажиточного казака Мирона Григорьевича Коршунова, выданная замуж за Григория Мелехова. Наталья полюбила мужа всей душой, только он не отвечает ей взаимностью. В «Тихом Доне» герои несколько раз пытаются наладить свою жизнь, но безрезультатно. Григорий, женившийся на Наталье не по любви, а по требованию отца, не может забыть Аксинью. Наталья даже пытается покончить с собой, не выдержав позора и душевных мук.

Только рождение детей даёт героине силы и наполняет её жизнь новым смыслом. Судьба Натальи, как и многих других персонажей романа, трагична. Узнав от Дарьи, что Григорий вновь встречается с Аксиньей, она решает избавиться от беременности и умирает от потери крови.

Пётр Мелехов

старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны, брат Григория. В мирные годы Пётр проявляет себя как человек мягкий, любящий своих родных, особенно младшего брата. Так, Пётр не задумываясь, помогает ему спасать Аксинью от озверевшего Степана Астахова, предупреждает его о последствиях связи с Аксиньей.

Резко меняется Пётр, попадая на войну. В отличие от Григория, для него нет сомнений, на чьей он стороне. Герой становится жестоким и жадным. Легко убивает врагов, не брезгует мародёрством, отправляя в хутор целые возы с награбленным добром. Жизнь Петра обрывается около оврага, недалеко от хутора, где он с другими односельчанами вступает в бой с красными. Петра, захваченного в плен, расстреливает Михаил Кошевой.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

– глава семьи Мелеховых, отец Григория и Петра. Властный и часто несдержанный, он не терпит никаких возражений со стороны домашних, нередко «уча» их не только словом, но и делом.

Старший Мелехов всю жизнь живёт интересами семьи. Именно его усилиями дом Мелеховых становится одним из самых зажиточных в хуторе. Он удачно, как ему кажется, женит сыновей, радуется их успехам на военной службе.Только переживания за детей подкашивают его силы, лишают былой власти в доме. И умирает он «уйдя в отступы» на чужбине, вдали от всего, что было дорого ему при жизни.

Заключение

Как видим, в романе «Тихий Дон» персонажи, играющие основную роль в повествовании, в большинстве своём, заканчивают жизнь трагически. Исторические события, происходящие в стране, коренным образом меняют судьбу людей, зачастую ломая её. Герои Шолохова, попавшие в водоворот истории, также не могут остаться в стороне.

Тест по произведению

“Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый”. Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян. Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.
Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает

Каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата. Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата. Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.
Петро же уступает брату и в красоте: “Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, – почти не узнал себя: высокий, сухощавый.
– Ты – как полковник! – восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом.”, и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре:
“- Да ты ить не мастак”, – говорит Степан Аксаков Петру, – “Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос”60, но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова “улыбается, заправив в рот усину”61, “посмеиваясь в пшеничные усы”62, по-доброму подтрунивает над Григорием:
“Григорий шел. хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата.
– Гляди, Петро подеремся, – пригрозил Григорий.
– “Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку”. –
“Кто?” – спрашиваю, а она: “Да Аксютка Астахова с твоим братом”. Я
говорю.
– Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на
руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-
сухую землю.
Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:
– Убить бы мог, сволочь!
– И убил бы!
– Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый
черкесюка!.
Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали.”
Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:
“- Гришка, а как же с Аксюткой?
– А что?
– Небось жалко кидать?
– Я кину – кто-нибудь подымет, – смеялся тогда Гришка.
– Ну гляди, – Петро жевал изжеванный ус, – а то женишься да не в
пору.
– Тело заплывчиво, а дело забывчиво, – отшутился Гришка”.
Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат “. в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, – дескать, загоится, забудется.”
Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между “мужиками” и казаками: “Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице. Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами”. Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан. Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.
Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством. В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра – “.загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями.” и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу. Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду. Грозным обвинением звучат слова автора: “. быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу. прислал свою фотографическую карточку. С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни”. Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни – “дороги братьев растеклись врозь.”
Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: “Я, Гришка, шататься, как ты, не буду. Меня к красным арканом не притянешь. незачем мне к ним, не по дороге”. В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное. “Петро – он гожий, дюже гожий к хозяйству!” – нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, “поджившегося” под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего. Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын – ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно. Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: “.покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя. Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся. Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки. панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)”.
Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:
“- Кум! – чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича.
– Кум, Иван, ты моего дитя крестил. Кум, не казните меня! – Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, – расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи”.

  1. .Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев – пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском...
  2. В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на...
  3. Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не...
  4. Образ Григория Мелехова – центральный в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон”. О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути....
  5. Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека...
  6. История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на...
  7. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И. Бабеля в “Конной армии”,...
  8. Первая книга романа “Поднятая целина” была написана Шолоховым в 1932 году, а вторая книга – в 1959 году. Основу сюжета романа составила история создания и укрепления колхоза в одном из...
  9. Когда мы говорим “шолоховские герои”, перед нашими глазами встают Григорий Мелехов, Аксинья, Семен Давыдов, Андрей Соколов. Это люди разной судьбы, разных характеров, но за каждой жизнью, промелькнувшей на страницах шолоховских...
  10. В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и...
  11. Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать. Как он относится к семье, как ведет себя в ней, какие симпатии и антипатии испытывает. Образ...
  12. Роман М. А.Шолохова Тихий Дон вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие:...
  13. “Тихий Дон” М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти...
  14. Рассказ М. А. Шолохова – одно из лучших произ­ведений писателя. В его центре – трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис­тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига...
  15. Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А.Шолохова “Тихий Дон” лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и...
  16. Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в тысяча...
  17. Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии – непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь. Православие...
  18. Основу романа М. Шолохова “Поднятая целина” составляет история рождения в огне классовых боев гремяченского колхоза, история его развития и укрепления. Организация колхоза в далеком казачьем хуторе, где готовится контрреволюционное восстание,...
  19. “Поднятая целина” М. А. Шолохова – роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени – это прежде...
  20. Главным героем рассказа Михаила Александровича Шоло­хова “Судьба человека” является русский солдат Андрей Соко­лов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен. Там он стойко выдерживал каторжный труд и издевательства...

Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить...
Казачья песня
Географический раздел на Европу и Азию проходит по русской земле. Исторически в русском народе живут две души: европейская и азиатская. Казак Прокопий Мелехов вывез с войны турецкую полонянку. По ее внукам вошло в кровь разделение в казачьем роду Мелеховых: брат Петр русый, курносый, голубоглазый, а брат Григорий - черный, как вороново крыло, горбоносый и кареглазый. Не только внешность, даже характеры у братьев разные. Петр и смерть принял кротко, "аки агнец" - подставил грудь под пулю Мишки Кошевого. Не верил до самого конца, что однокашник родного брата Гришки, станичник и православный, сможет вот так запросто убить прилюдно человека. Горячий Григорий Мелехов так просто жизнь свою не отдарт. Он мечется в поисках своей правды, а она все выходит кругом чужая.
Казачество - уникальное сословие на Руси. Многострадальный русский народ четыре века делился на свободных людей и крепостных рабов. Кто не соглашался жить под ярмом боярина, бежал на свободные земли: на Днепр, Дон, Кубань, Терек, Волгу и Урал. Так свобода разделила единокровных братьев. И вот наконец с веком двадцатым пришла революция. К вековому разделению прибавилось новое: кто за белых, кто за красных, а землю русскую защитить некому. Брат брату не уступит, "не для того мы на энтих буграх сходились", как скажет Мишка Кошевой матери убитого Петра Мелехова Ильиничне.
А ведь все шло на подъем до братоубийственного перелома: Петр и Григорий - первые офицеры в потомственной военной династии. Григорий так даже и в генералах побывал: дивизией командовал, хоть и без золотых погон. Быть бы казачьему роду Мелеховых без переводу, да останется в нем только один мужчина - Мишатка, сын Григория. И тому нелегкая судьба наверняка достанется как сыну "врага народа".
Братья Мелеховы останутся верны присяге на верность империи, пока будут живы хоть малые остатки былой страны. После окончательного разгрома царской России и гибели Петра у Григория рождается надежда послужить новой стране - РСФСР - столь же честно, как он служил царю. Но страна Советов выжала в войну с белополяками из военспеца Мелехова все что смогла и в отставку его отправила, а шурин и друг детства, почти что брат, коммунист Михаил Кошевой надумал упрятать кавалера четырех Георгиевских крестов подальше Сибири.
Григорий грудь под пулю безропотно не подставит, бежит от верной смерти под названием ДонЧК к бандитам Фомина. С год мыкается по бандам, чьи отцы-командиры выдают себя за идейных борцов с большевиками, а на самом деле - обыкновенные мародеры. Потом уходит от этих мародеров, чтобы начать с возлюбленной Аксиньей новую жизнь на угольных шахтах, возможно, под чужим именем. Его солнце не закатывается, но становится "ослепительно черным" после гибели Аксиньи. С ней он хоронит все надежды и возвращается в хутор, чтобы попрощаться с сыном. Но сначала он навек прощается с войной и раздором: топит в промоине во льду оружие и патроны.
Уходит от одной смерти прямо навстречу другой. Его давно поджидают в ОГПУ. "Деказакизация", дьявольское изобретение Троцкого, изведет казацкий корень вконец. Навеки братцы-казаки забудут слово "любо" и былые вольности в сибирских лагерях и на Крайнем Севере.


Top