Путешествие на материк.

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все свое богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Аегран и негр наперебой рассказывают о последней добыче - золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование - его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош - это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь - на материк, в горы - в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займет не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырех часов компания отправляется в путь. Юпитер несет косу и лопату, Легран - жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудов удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдает еще одно, не менее странное приказание - пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать;

друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазера в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пес рвется в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой - и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идет быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище - груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжелым сундуком был нелегким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалеку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав ее, передает хозяину, который заворачивает в нее жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага - это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козленка. После этого у Леграна уже не остается сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» - «козленок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры - пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удается разгадать.

Окончательный текст остается загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мертвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чертов стул» - названия определенных скал и утесов. «Хорошее стекло» - конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него. Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» - недоумевает Рассказчик. «Ваши намеки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», - отвечает Легран.

Все вы, уважаемые читатели, однозначно встречали рассказы, стихи, фанфики или даже целые книги, в которых один или несколько героев говорят от первого лица. А еще всем вам в школе наверняка задавали писать сочинения об образе лирического героя или авторской позиции в таком-то произведении. Многие школьники, читатели или даже начинающие писатели, сталкиваясь со всем этим, хватаются за голову: что это все значит и как с этим быть? Как правильно ответить на вопрос учителя? Как реагировать на повествование от первого лица в тексте - это автор про себя пишет или нет? Итак, у нас есть четыре термина. Попробуем разобраться во всем по порядку. АВТОР. Автор - это человек, который написал произведение и придумал персонажей. Человек этот вполне реален, точно так же, как и вы, он ходит на работу/учебу, живет в обычном доме в обыкновенном городе и занимается своими повседневными делами. Какое отношение он имеет к героям своих книг или стихов, даже если те говорят от первого лица? Никакого, он просто их придумал, если только в шапке или предисловии не сказано, что такой-то персонаж - автобиографический или даже Мэри/Марти Сью. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: я неоднократно слышала от своих друзей и знакомых истории о том, как детей в школе учат пересказывать тексты, написанные от первого лица, или анализировать подобные стихотворения. К сожалению, даже многие учителя путают автора и персонаж и советуют ученикам начинать пересказ таких произведений со слов «Писатель Сидоров пошел в лес», хотя Сидоров мог написать свою книгу, когда ему было уже за семьдесят, а главный герой - ученик девятого класса. Запомните: автор и его персонажи - не одно и то же. Автор вполне может списать кого-то из героев с себя или наделить его похожей биографией, чертами характера и так далее, но отнюдь не каждый герой, говорящий о себе в первом лице, может считаться автобиографическим. И, напротив, альтер эго автора может оказаться какой-нибудь третьестепенный персонаж в повествовании от третьего лица. Понимаю, звучит сложно. Как распознать, кто из персонажей автобиографический, а кто нет? Спросить у самого автора. Внимательно читать шапку и комментарии. Если вы изучаете книгу в школе или институте - ознакомьтесь с дневниками и заметками писателя, и вам многое станет ясно. ГЕРОЙ-РАССКАЗЧИК. Отличный литературный прием, который очень любят многие писатели. Суть его заключается в том, что-то или иное событие время от времени или постоянно освещается в произведении с точки зрения определенного героя, при этом повествование постоянно или опять же время от времени ведется от первого лица. В качестве героя-рассказчика может выступать кто угодно: один или несколько персонажей книги, некий сторонний человек, который как бы наблюдает за событиями со стороны или рассказывает историю, иногда даже нерожденный ребенок, животное или неодушевленный предмет, который в фантастических произведениях наделяется способностью воспринимать и оценивать происходящее. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: не следует ассоциировать героя-рассказчика с автором книги, считать его Мэри/Марти Сью или носителем авторской позиции, если только автор не указал на это прямым текстом. Подобная ошибка встречается очень часто: когда я сама как-то раз еще в школьные годы ввела в повествование героя-рассказчика, некоторые мои читатели искренне решили, что я описываю свои собственные впечатления и высказываю свое мнение о событиях. Мнение героя-рассказчика является его собственным мнением, и не факт, что автор его разделяет или одобряет: это может быть всего лишь литературным экспериментом или приемом с целью показать читателю особенности мышления и мировоззрения этого персонажа. Так, например, Александра Маринина в книге «Смерть ради смерти» и Александр Варго в своем романе «Дом в овраге» ведут повествование от имени маньяков-убийц, но из этого же не следует вывод, что авторы им симпатизируют или разделяют их точку зрения. А если автор, предположим, сочинил рассказ, где главным героем, говорящим от первого лица, является животное или вещь? ПЕРСОНАЖ. С ним в принципе все понятно: это одно из действующих лиц книги. Однако и тут есть определенные сложности. Бывает так, что в произведении читателям встречается какой-то яркий, интересный образ, и они тут же начинают считать, что этот герой непременно является положительным, нравится автору или же выражает его позицию. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: хотите узнать, как именно автор воспринимает героя и его роль в повествовании? Спросите у автора. Отдельные люди, прочитав пару моих текстов, искренне решили, что Саурон в них - положительный герой и я ему симпатизирую. Были и те, кто спрашивал, не являются ли отдельные персонажи этого текста моим альтер эго. Честно говоря - образ Саурона у меня вышел довольно ярким и неординарным, я в принципе довольна получившимся результатом, но по своей сути этот герой - откровенный манипулятор и беспринципный тип с извращенным сознанием. В обыденной жизни с такими лучше не общаться. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это персонаж стихотворного произведения, посредством которого в тексте могут передаваться различные мысли, чувства, впечатления; повествование при этом может вестись как от первого, так и от третьего лица. Лирический герой не тождествен автору стихотворения; по отношению к нему действуют те же правила, что и к персонажу вообще или герою-рассказчику. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: да, лирический герой тоже может быть автобиографическим и отражать чувства, мысли, позицию и жизненный опыт автора. А может и не быть. Попробуйте проанализировать с точки зрения всего вышесказанного несколько знакомых вам текстов - и вы увидите, как интересно это может выглядеть.

    Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

    Единство поэтической теории и практики. «Философия творчества» - «алгоритм» поэмы «Ворон». Роль «эффекта целого» и единства впечатления. Сочетание фантастичности и фактографичности. Напряженная работа мысли. Размышления над средствами эмоционального воздействия (слово, звук, ритм).

    Лаконизм, временная неопределенность, суггестивность и ритмическая организация стихотворений «Колокольчики и колокола», «Улялюм» и «Аннабель Ли». Виртуозность матафорического строя, многозначность символов. Богатство стихотворных размеров. Выразительность стиха: повторы и перебивка ритма, параллелизм строф, аллитерация. Музыка стиха.

    Психологические новеллы Э.По: «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти». Атмосфера кошмаров и ужасов. Гиперболизация чувств и страстей. Роль рока. Мотивы обреченности и гибели. Трагедийность развития сюжета. Четкость деталей. Эстетизация смерти. Повествовательная структура, микромир героев, художественное время, логическая организация сюжета и образной системы.

    Э. По - родоначальник детективного жанра. Новеллы-загадки: «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук». Образы романтических героев Дюпена и Леграна. Автор - рассказчик - «детектив».

    Сюжетная структура детективных новелл. Роль интуиции в них. Диалектика мышления как «теория игры». Э. По в России.

    По Э. Лирика и новелла «Маска Красной смерти» // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 417-429, «Философия творчества» // Эстетика американского романтизма. М., 1972. С. 110-132.

    Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 24-70, 99-161, 170-202, 202-232.

    Зверев А. Подводное течение смысла // По Э. Стихотворения. М., 1988. С. 13-35.

    Михальская Н. П. Эдгар Аллан По // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Просвещение, 1991. Ч. 2. С. 10-20.

    Храповицкая Г. Н. Поэзия Э. А. По. Новеллистика Э.А.По // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 254-266.

    Вопрос 1: Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

По родился в семье актеров в г. Бостоне. Отец оставил семью, а вскоре умер. Когда мальчику было два года, во время гастролей на Юге в г. Ричмонде умерла мать, и он остался круглым сиротой. Ребенка взяла на воспитание семья Джона Аллана, богатого коммерсанта из штата Виргиния. По был воспитан как «южный джентльмен» и получил соответствующее образование. С 1815 по 1820 г. семья Алланов жила в Англии, где По учился в лондонских пансионах. После возвращения в Ричмонд он оканчивает городскую школу, а в 1826 г. поступает в Виргинский университет. Но к этому времени назревает конфликт между юношей и его приемным отцом. По тяжело переживает унизительность своего положения приемыша и полную материальную зависимость от Аллана. А здравомыслящего торговца табаком, в свою очередь, настораживает и пугает порывистость и «неуправляемость» артистической натуры юноши. По наделал долгов в университете, и это вывело Аллана из себя. Он лишает «неблагодарного» финансовой поддержки. По оставил университет, уехал в Бостон и там анонимно издал свой первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» (1827). В том же году беспросветная нужда заставляет Эдгара завербоваться в армию, где он и прослужил два года в артиллерийской части. В 1829 г. была предпринята попытка примирения с Алланом, который помог По освободиться от солдатской службы с тем, чтобы тот поступил в военную академию Вест-Пойнт. Весной 1829 г. По зачислен слушателем Вест-Пойнта, но он не проводит там и года. Его исключают за нарушения дисциплины и пропуски занятий, и это влечет за собой полный и окончательный разрыв с Алланом. По оказывается без средств к существованию. С этих пор он зарабатывает на жизнь своим пером, став, по сути дела, первым в Америке профессиональным литератором, своего рода интеллигентом-пролетарием:

К 1831 г. По - автор уже трех поэтических сборников, которые, однако, остаются незамеченными. Он решает попробовать свои силы в прозе. В 1833 г. его рассказ «Рукопись, найденная" в бутылке» был отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале. Рассказ этот положил начало известности По. В 1835 г. начинающий писатель получает предложение занять пост редактора ричмонского литературного журнала. С этого времени По постоянно занимается журналистской работой. Именно он закладывает в США основы профессиональной журналистики и литературной критики. Статьи и обзоры По вызывали живой интерес, а их автор за остроту и едкую язвительность критических замечаний заслужил прозвище «критик с томагавком». Действительно, По безжалостно высмеивал убожество эстетических вкусов, унылое морализаторство, религиозный дидактизм, прекраснодушный идеализм.

Однако материальное положение По оставалось крайне тяжелым. А ему необходимо было заботиться о семье. В 1836 г. По женился на своей двоюродной сестре Виргинии Клемм, которой не исполнилось еще четырнадцати лет. В 1842 г. Виргиния тяжело заболела и несколько лет медленно умирала. Это несчастье усугубило врожденную психологическую неуравновешенность По, в поисках забвения толкало его к вину и опиуму. Он не может долго оставаться на одном месте, мечется из города в город, сотрудничает в разных журналах, ссорится с издателями, ввязывается в литературные и окололитературные схватки. Но не тяжелый характер и неуживчивость По тому причиной. Повседневность буржуазной Америки с ее меркантилизмом, ханжеством, самодовольством была отвратительна писателю, душила и мучила его. Личность По, его книги, презрение к тому, что для его соотечественников составляло смысл жизни - богатство, карьера, репутация и т. п., были вызовом и обвинением американскому обывателю. Отсюда и возникает непреодолимый разрыв между художником и миром, в котором ему суждено было жить. Французский поэт Шарль Бодлер, натура, родственная По, так описал это положение: «Соединенные Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом,- громадным варварским загоном, освещаемым газом». А Д. Б. Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

Отсутствие в США закона об авторском праве делали писателя беззащитным перед издателями. Несмотря на каторжный труд, По не мог выбраться из бедности. Даже издание в 1839 г. двух томов новелл под названием «Гротески и арабески», а в 1845 г. громкий успех стихотворения «Ворон» ничего не изменили. Его имя было известным, но даже в этой известности был оттенок скандала: благонамеренная Америка окрестила По «маньяком» и «отщепенцем».

В 1847 г. Виргиния умерла. По пережил ее ненадолго. Жизнь писателя оборвалась в 1849 г. при загадочных обстоятельствах: отправившись из Ричмонда в Балтимор, он на несколько дней исчез, а потом был найден на улице без сознания, перевезен в больницу, где через несколько дней скончался.

Вопрос 2: 1) идея гармонии, соразмерности и пропорциональности всех элементов художественного произведения. Насколько неустроен и бесприютен был писатель в реальной жизни, настолько же велика у него тяга к упорядоченности и симметрии в искусстве, будь то убранство комнаты («Философия обстановки»), картина мироздания («Эврика»).

2) В основе этой гармонии лежит главный, по мнению По, принцип композиции: «сочетание событий и интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта». То есть все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя, которое заранее «запланировано» художником. Все - каждая буква, каждое слово, каждая запятая - должно работать на «эффект целого». Если первая фраза не связана с общим замыслом, значит, автор потерпел неудачу с самого начала. Прекрасным примером того, как сам По достигает своей цели, может служить первый абзац рассказа «Падение дома Ашеров», где с помощью лексики физически ощутимо создается атмосфера надвигающегося несчастья, меланхолии, тревоги: «Весь этот1 нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным неприветливым местам - и, наконец, когда уже смеркалось, передо мной предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние». Такая интенсивность использования выразительных средств - не только лексических, но и фонетических, синтаксических - присуща как прозе, так и поэзии По.

3)Из принципа «эффекта целого» вытекает очень важное для По требование ограничения объема художественного произведения. Пределом служит «возможность прочитать их за один присест», так как в противном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено.

4)Заметную роль в эстетике По играет принцип оригинальности. Писатель считает, что без элемента необычности, неожиданности, новизны волшебство красоты недостижимо. Оригинальность же достигается воображением, деятельной фантазией.

5)Смысловые и звуковые структуры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку. Поэт считал, что метр сам по себе допускает немного вариаций, а возможности ритмического и строфического характера абсолютно бесконечны.

И действительно, По демонстрирует настоящую магию стиха, доводя до совершенства мелодику, технику внутренних рифм, аллитераций и ассонансов, параллелизмов и повторов, ритмических перебоев и рефренов-заклинаний. Он виртуозно, как никто до него в мировой поэзии, использует звуковую организацию поэтической речи. Реализация связи «звук и смысл>

Эдгар По

«Золотой жук»

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все своё богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче — золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование — его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош — это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь — на материк, в горы — в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займёт не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Около четырёх часов компания отправляется в путь. Юпитер несёт косу и лопату, Легран — жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудом удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдаёт ещё одно, не менее странное приказание — пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазёра в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пёс рвётся в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой — и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идёт быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище — груды золота и драгоценных камней.

Обратный путь с тяжёлым сундуком был нелёгким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ…

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалёку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передаёт хозяину, который заворачивает в неё жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага — это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козлёнка. После этого у Леграна уже не остаётся сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» — «козлёнок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры — пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удаётся разгадать. Окончательный текст остаётся загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чёртовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мёртвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чёртов стул» — названия определённых скал и утёсов. «Хорошее стекло» — конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него, Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» — недоумевает Рассказчик. «Ваши намёки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», — отвечает Легран.

Уильям Легран является потомком старинного аристократического рода, но его всегда преследуют неудачи. Он от этого теряет своё богатство и становится нищим. Покинув Новый Орлеан, он поселяется на пустынном острове, который находится совсем рядом с атлантическим побережьем. В самих зарослях он строит из веток себе хижину. А помогает ему в этом старый слуга негр Юпитер с огромным ньюфаундлендом. Книги и прогулки по берегу моря немного скрашивают его одиночество. Ещё не один натуралист позавидовал бы его коллекции о насекомых.

Его друг-рассказчик часто посещает своего друга в жилище, а Юпитер очень беспокоится о своём хозяине, а иногда Легран надолго исчезает из дома.

Однажды рассказчик получает от Леграна записку, с просьбой посетить его по очень важному делу. Само содержание записки заставило рассказчика поторопиться. Легран говорит о том, что пойманный им жук оказался золотым и предлагает всем отправиться в путь на материк.

В четыре часа компания отправляется. Юпитер несёт лопату и косу, а Легран жука, привязанного за конец шнура. Они долго идут по пустынному плато, пока не покажется тюльпановое дерево. Негр взбирается на него с жуком. Вдруг слышится крик негра, увидевшего череп, прибитый к суку. Видя, что хозяин утратил рассудок, негр не противоречит. Ему надо пропустить жука через левую глазницу черепа. Хозяин и негр копают там, где опустился жук. Собака прыгает туда же, и достаёт два скелета. Потом компаньоны видят монеты и кольцо, прикреплённое к деревянному сундуку, который они еле дотащили. В нём много золота и драгоценностей. Легран нисколько не сомневается, что клад закопал знаменитый пират Кидд.

В этой статье речь пойдет о сюжете повести "Золотой жук". Краткое содержание произведения познакомит вас с человеком, который благодаря своей изобретательности и вере в обоснованность старинных преданий сумел вернуть утраченное богатство.

Вынужденное отшельничество

Главный герой повести - Уильям Легран - является потомком древнего аристократического рода. Его преследуют постоянные неудачи. В конце концов он теряет свое состояние и погружается в нищету. Чтобы избежать насмешек, Уильям покидает родной и поселяется на пустынном острове недалеко от атлантического побережья. Легран строит себе хижину в зарослях миртовой рощи и проживает в ней вместе с негром Юпитером и огромным ньюфаундлендом. Вынужденное отшельничество молодого человека скрашивают чтение и прогулки по морскому побережью, во время которых он утоляет свою давнюю страсть к энтомологии. Ему удается собрать уникальную коллекцию редких насекомых. Во время очередного променада по окрестностям был пойман золотой жук. Краткое содержание произведения поведает о том, к чему привела эта редкая находка.

Необычная находка

В скромное жилище Леграна часто приходит его товарищ - Рассказчик повести. Однажды он застал обитателей хижины в приподнятом настроении. Хозяин и слуга, перебивая друг друга, рассказывали о золотом жуке. Рассказчик заметил, что Уильям считает свою добычу счастливым предзнаменованием и думает, что скоро разбогатеет. Слуга Юпитер очень обеспокоен поведением хозяина. По его словам, Легран часто отлучается из дома и все время что-то считает.

Странное поведение Леграна

Вскоре Рассказчик получает приглашение от Уильяма явиться к нему по очень важному делу. Лихорадочный стиль записки заставляет его поторопиться. Он приходит к товарищу в тот же день и застает Леграна чрезвычайно взволнованным. Темой разговора опять становится золотой жук. Краткое содержание повести не может дать представление о том, как Рассказчик встревожился состоянием друга. Ведь тот начал утверждать, что пойманное насекомое действительно из чистого золота! Кроме того, Легран принялся убеждать его немедленно двинуться в путь. По словам Уильяма, в горах на материке их ожидает нечто весьма интересное. Экспедиция не займет много времени, и к все вновь окажутся дома.

Путешествие на материк

Убежденный в безумии друга, Рассказчик соглашается совершить это странное путешествие. Около четырех часов друзья отправляются в дорогу. Слуга Юпитер несет лопату и косу, а Легран - золотого жука, привязанного к концу длинного шнура. Достигнув мыса, путешественники садятся в лодку и добираются на ней до материка. Там они забираются на высокий берег и около двух часов бредут по пустынному, заросшему ежевикой плато. Наконец, вдали появляется огромной высоты. По приказу хозяина Юпитер расчищает тропинку к растению, а потом взбирается на него, взяв с собой жука. И слуга, и автор повести совершенно убеждены в том, что Легран не в своем уме. Краткое содержание повести "Золотой жук" повествует о том, что они не могут сдержать слез от беспокойства за судьбу Леграна.

Драгоценная добыча

Неожиданно друзья слышат испуганный крик Юпитера: он увидел череп, прибитый к суку дерева. Это происшествие приводит Уильяма в необыкновенный восторг. Легран отдает еще одно нелепое приказание: пропустить шнур с жуком через левую глазницу человеческого черепа. Слуга беспрекословно подчиняется хозяину, ведь с сумасшедшими лучше не спорить. После этого Легран забивает колышек туда, куда опустился золотой жук. Краткое содержание повести скоро объяснит, зачем он сделал это.

Уильям начинает копать яму возле забитого колышка. Рассказчик начинает помогать ему в этом, уверенный, что Леграна одолела обычная на юге мания кладокопательства. Через полтора часа их труд прерывает грозный лай спрыгивает в яму и находит там два человеческих скелета. Еще пара ударов лопатой - и друзья видят перед собой выглядывающее из-под земли железное кольцо. Краткое содержание рассказа "Золотой жук" подводит нас к самой интересной части повествования. Взволнованные компаньоны вскоре достают из ямы В нем кладоискатели находят золотые монеты и драгоценности. Обратный путь с тяжелой поклажей на плечах оказался нелегким. В хижине компаньоны внимательно рассмотрели и оценили сокровище. По самым скромным подсчетам, его стоимость тянула на полтора миллиона долларов.

Загадочный пергамент

До самого финала повести интригует своих читателей Эдгар По. "Золотой жук", краткое содержание которого представлено в данной статье, только в самом конце повествует о том, как Легран узнал о спрятанном кладе. Видя, что компаньоны сгорают от нетерпения, Уильям начал свой рассказ. Оказывается, когда он поймал золотого жука, тот немедленно его укусил. На берегу Юпитер подобрал бумажку и передал ее хозяину. Уильям завернул в нее насекомое. Дома он заметил, что найденный обрывок - клочок пергамента. Под воздействием тепла на нем проступил череп, что весьма заинтересовало ученого. Краткое содержание рассказа "Золотой жук" может дать представление о том, каким пытливым умом обладал Легран, и сколько верных умозаключений ему пришлось сделать, чтобы догадаться о содержимом пергамента. Он начал нагревать бумагу дальше и увидел, что на ней проступил рисунок козленка. После этого Уильям уже не сомневался, что наткнулся на карту клада, зарытого капитаном Киддом на побережье Атлантики.

После этого Легран увидел цифры, выступившие под воздействием тепла на пергаменте. Ученый решил, что это пиратский шифр. Сложная умственная работа позволила ему подобрать ключ к загадочным письменам. В конце концов он прочел маловразумительный текст, в котором фигурировали странные названия: "хорошее стекло», "трактир епископа", "чертов стул", "мертвая голова" и так далее.

Окончательная разгадка

Вот такую сложную цепь умозаключений приводит в своем рассказе Эдгар По. "Золотой жук", краткое содержание которого покажется интересным каждому любителю приключений, повествует о том, как расшифровал Уильям Легран загадочный текст на пергаменте. У местных жителей он узнал, что "Чертов стул" и "Трактир епископа" - образные наименования определенных скал и утесов. А "хорошим стеклом", скорее всего, является бинокль. Обозревая окрестности в указанном направлении, Легран заметил тюльпановое дерево. После этого он уже не сомневался в том, что найдет на нем череп. Когда Рассказчик спросил о роли золотого жука во всей этой истории, Уильям рассмеялся. Он заявил, что друзья настолько рассердили его свои недоверием, что он решил их проучить и отплатил им этой маленькой мистификацией.

Заключение

Мы предельно сжато изложили сюжет повести, передали ее очень краткое содержание. "Золотой жук" нужно читать долго и обстоятельно, не упуская ни на секунду нити повествования. И тогда перед вами откроется удивительный мир приключений, который подарил своим читателям Эдгар По. Приятного прочтения!


Top