Разовое страхование cmr ответственности перевозчика. Страхование грузов или CMR страхование? Как под новый год мы везли сухое молоко

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Республики Беларусь имущественные интересы Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), связанные:

    С его ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, в связи с ис-пользованием Страхователем (лицом, чья ответственность застрахована) транспортных средств для перевозки грузов, осуществляемой в соответст-вии с положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года с действующими изменениями (далее - Конвенция КДПГ/СMR), Межправительственных соглашений о международных грузовых перевозках, законодательством Республики Беларусь о перевозке грузов автомобильным транспортом, а также национальным законодательством государств, по территории которых осуществляется перевозка грузов;

    С расходами по утилизации (уничтожению) погибшего (пришедшего в негодность) груза;

    Судебными и внесудебными расходами (расходы по оплате услуг экспертов, адвокатов), возникшими в связи с удовлетворением правомерных и защиты от неправомерных претензий.

Договор страхования может быть заключен в следующих вариантах:

    Вариант 1: декларирование перевозок за определенный период. В этом случае все перевозки, осуществляемые в период действия договора страхования, считаются застрахованными. Страховая премия рассчитывается исходя из предполагаемого фрахта за весь период действия договора страхования.

    Вариант 2: декларирование каждой грузоперевозки. В этом случае незаявленная грузоперевозка (т.е. не продекларированная до ее начала) считается незастрахованной.

    Вариант 3: комбинированный способ. В этом случае перевозки, осуществляемые на транспорте Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), считаются застрахованными без обязательного декларирования каждой перевозки (регистрационные номера транспортных средств оговариваются в договоре страхования или в приложении к договору страхования). Перевозки, которые осуществляются на привлеченном транспорте, не оговоренном в договоре страхования, декларируются до их осуществления.

    Вариант 4: декларирование транспортных средств с уплатой фиксированной страховой премии. В этом случае все перевозки, осуществляемые в период действия договора страхования на указанных в договоре страхования автомобилях, считаются застрахованными без последующего предоставления сведений о фактическом фрахте за период страхования.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления Страхователя.

Договор страхования может быть заключен срок одной грузоперевозки либо на срок от 1 месяца до 1 года включительно.

Страховым случаем признается факт причинения Страхователем (лицом, чья ответственность застрахована) в период действия договора страхования вреда жизни, здоровью и /или имуществу третьих лиц при перевозке груза в соответствии с положениями Конвенции КДПГ/СМR, что повлекло:
1. наступление ответственности Страхователя (лица, чья ответственность застрахована):

    За повреждение, полную или частичную утрату груза, принятого к перевозке в соответствии с Конвенцией КДПГ/СМR, кроме утраты груза вследствие выдачи его неправомочному получателю.

    За утрату груза, принятого к перевозке в соответствии с Конвенцией КДПГ/СМR, вследствие выдачи его неправомочному получателю;

    За финансовые убытки, понесенные клиентом Страхователя, в связи с просрочкой в доставке груза, уплатой провозных платежей, таможенных сборов и пошлин, связанных с перевозкой груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ (п.4, п.5 ст. 23 КДПГ);

    За причинение в процессе перевозки груза вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в том числе окружающей природной среде, перевозимым грузом.

    Перед таможенными органами, вследствие нарушения таможенного законодательства в связи с платежами, налагаемыми соответствующими органами на Страхователя (лицо, чья ответственность застрахована). По данному пункту страхованием не покрываются убытки, связанные с нарушениями, подпадающими под действие Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвен-ция МДП 1975г.) и убытки, связанные с уплатой таможенных сборов и пошлин, предусмотренные п. 4 ст. 23 Конвенции КДПГ

2. расходы Страхователя, (лица, чья ответственность застрахована), связанные с наступлением страхового случая:

    По утилизации (уничтожению) всего и части груза, непригодного для дальнейшего использования вследствие его гибели;

    По судебным и внесудебным расходам (расходы по оплате услуг экспертов, адвокатов) Страхователя (лица, чья ответственность застрахована), возникшие в связи с удовлетворением правомерных и защитой от неправомерных претензий, в той мере, в которой они были необходимы и соразмерны обстоятельствам страхового случая.

При наступлении случая , последствия которого могут привести к возникновению ответственности Страховщика по договору страхования, Страхователь обязан:

    Незамедлительно, как только ему стало известно о наступлении случая, но не позднее 3-х рабочих дней, сообщить Страховщику о случившемся. Уведомление должно быть сделано в письменной форме путем подачи заявления или направлением факсимильного сообщения с указанием обстоятельств, возможных причин и времени случая;

    Немедленно заявить о каждом случае противоправных действий третьих лиц (кража, грабежи т. п.), а также о каждом случае дорожно-транспортного происшествия, возгорания груза или транспортного средства в соответствующие органы страны, где произошел случай (полиция, милиция, пожарная служба и т. п.);

    Предпринять все разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки;

    Строго выполнять все указания Страховщика или его представителя (если они поступили);

    Немедленно информировать Страховщика о заявленных претензиях, исках и оспаривать исковое заиление в установленном законе порядке, а также предоставить Страховщику возможность участия в судебном процессе;

    Не признавать и не оплачивать предъявленную претензию без предварительного согласия Страховщика;

    Содействовать Страховщику в расследовании причин и обстоятельств страхового случая, в получении необходимых материалов;

Для выплаты страхового возмещения к заявлению о произошедшем событии Страхователь должен приложить:
1. комплект документов, полученный от заявителей претензии в обоснование требований к Страхователю, в том числе:

    Претензионное письмо;

    Оригинальный экземпляр товарно-транспортной накладной СМR с отметками грузополучателя о недостаче или повреждении груза; при сбор-ной отгрузке - грузовой манифест;

    Копию книжки МДП (Carnet-TIR).;

    Счет-фактуру на груз (инвойс), оформленный в установленном законодательством порядке;

    Аварийный сертификат, акт экспертизы;

    Расчет (калькуляция) убытка, заявляемого Страхователю;

    Если претензия предъявляется не грузополучателем, а страховой организацией, страховавшей груз, необходимо представить документ, подтверждающий переход к этой страховой организации права грузовладельца после выплаты страхового возмещения по страхованию груза.

2. комплект документов, получение и представление которых является обязательным для Страхователя (в зависимости от вида происшествия), в том числе:

    В случае дорожно-транспортного происшествия - справка и протокол дорожной полиции;

    В случае хищения груза или других противоправных действий третьих лиц - копия заявления о противоправном действии, справка и протокол, подтверждающие факт обращения в соответствующие органы и воз-буждения уголовного дела по факту указанных происшествий;

    В случае утраты или повреждения груза огнем - справка и протокол компетентных органов, подтверждающие факт происшествия и экспертная оценка состояния груза;

C MR страхование (или СМР страхование ) международных перевозок или правильно называется это так – Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика.

CMR - страхование законодательной ответственности перевозчика или экспедитора за гибель или повреждение груза, перевозимого перевозчиком(экспедитором) по конвенции КДПГ/CMR .

Страхуемые риски

1) ответственность по закону перед владельцами грузов, принятых к перевозке, за полную гибель или повреждение груза. В отношении экспедиторов это распространяется на груз, принятый к экспедированию на основании договора экспедиции, но при условии, что экспедитор не является перевозчиком груза;

2) ответственность по закону перед третьими лицами (убыткам, связанным с нанесением вреда грузом и/или транспортным средством третьему лицу в процессе транспортировки);

3) ответственность за уплату таможенных платежей, штрафов и других взысканий, которые могут налагаться в соответствии с таможенными законами и правилами соответствующих стран за нарушения, связанные с проведением внешнеэкономических операций, в т.ч. с соблюдением процедуры перевозки грузов с применением книжки МДП, установленной конвенцией МДП 1975 г.

При установлении факта страхового события выплата за причиненный ущерб грузу производится грузовладельцу страховой компанией, в которой застрахована ответственность данного перевозчика(экспедитора).

Другими словами, это отдельные виды страхования. CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. Как правило, это делается в суде, т.к. согласно любому договору страхования, в т.ч. CMR, перевозчик не имеет права признавать себя виновным самовольно.

Необходимо также обратить внимание на размер страховой суммы, указанной в полисе страхования CMR перевозчика, не всегда этот лимит покрывает реальную стоимость груза. Касательно 8,33 SDR/KG при наличии полиса страхования ответственности. Это лимит ответственности, которую несет перевозчик только в случае, если в CMR стоимость груза не обозначена. В случае наличия в CMR отметки «Особо ценный груз» с обозначением его стоимости и наличия доказанной вины перевозчика, страховая компания перевозчика обязана компенсировать полную заявленную стоимость груза, а не оперировать лимитом примерно в 12 USD/кг.

Из конвенции CMR .

Статья 24 . Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.

Статья 26. 1. Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок. 2. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.

Одним из самых необходимых условий качественного урегулирования убытка по договору страхования грузоперевозок является сотрудничество с экспертными организациями при Торгово–промышленной палате, которая имеет свои представительства практически в любом городе России, а также в странах СНГ и Балтии.

Процесс урегулирования убытков в этом виде страхования весьма сложен по организационным причинам: во первых, убыток может произойти в любом, самом удаленном регионе; во вторых, страхование грузов предполагает работу с самыми разными типами грузов, а значит, необходимо наличие и быстрое привлечение экспертов различных профилей.

Когда ваш груз загружен в транспортное средство рекомендуем вам иметь контакт с перевозчиком иначе информация будет до вас доходить (или не доходить) в искаженном виде.

Мы желаем, чтобы вам не пришлось изучать все эти детали на практике пусть с вашим грузом всё будет в порядке! Обращайтесь к нам, мы поможем.

Примечание:

Специальное право заимствования (SDR, SDRs) - искусственное резервное и платёжное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было определено как 0.888671 г. чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала. SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты ни когда не выпускались.

Международный код согласно ISO 4217 - XDR .

Курс на 14.12.2012

1 XDR = 13196 BYR

1 XDR = 1,54 USD

1 XDR = 1,17 EUR

Для тех, кто занимается перевозками – данное страхование является практически обязательным. В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Возмещение. Так как страхование CMR - страхование гражданско-правовой ответственности, то возмещение получает только пострадавшая сторона - владелец груза. По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Мы работаем в РБ.

Окажем услуги во всех городах и областях Республики Беларусь (

Страхование перевозок достаточно важная операция для грузовладельца. Смысл ее - предотвратить финансовые убытки вследствие случайных событий, неподвластных контролю со стороны грузовладельца.

Такими событиями могут стать повреждение груза (умышленное или неумышленное) или его полная утрата. Условия страхования грузов, как правило, основываются на международных стандартах: на условиях Лондонского института страховщиков, реже на немецких условиях АОС.

Страховая сумма обычно устанавливается на уровне 110% от заявленной стоимости груза, чтобы в случае полной утраты груза 10% компенсировали необходимость быстрого приобретения того же товара.

Стоимость страхования груза зависит от стоимости груза, его характера, вида транспорта, расстояния и направления перевозки, количества перегрузок и набора рисков, от которых страхуется груз. Разница в тарифах по характеру груза основана на подверженности различных его типов страхуемым рискам. Например, при страховании груза от кражи железнодорожный полувагон с песком менее привлекателен для похитителей, чем автомобиль с открытым кузовом, груженый бытовой электроникой. При страховании от частичного повреждения (например, в случае удара контейнера о причал во время разгрузки) важное значение имеет подверженность груза механическим повреждениям и характер его упаковки.

Вид транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской или воздушный) также влияет на тариф страхования, но в меньшей мере.

Расстояние и направление перевозки влияют на стоимость страхования, однако здесь используются в основном укрупненные показатели: Европа (за исключением СНГ), Азия. Америка или какой-либо другой континент. Такое деление расстояний и направлений перевозки довольно условное и варьируется в различных страховых компаниях. Как правило, западноевропейские компании предпочитают не страховать груз, идущий в страны СНГ, из-за предполагаемого повышенного риска.

Количество перегрузок влияет на стоимость страхования, поскольку мировой опыт свидетельствует, что груз наиболее подвержен риску при погрузочно-разгрузочных работах.

Набор страхуемых рисков может быть достаточно широким, но чем он больше, тем дороже полис. Поэтому в интересах грузовладельца - всегда внимательно ознакомиться с перечнем страхуемых рисков и выбрать из них только те, которые ему действительно необходимы. Однако здесь нельзя забывать, что самое дешевое не всегда самое хорошее. Например, самый дешевый тариф получается в случае страхования «с ответственностью только от полной гибели». В случае лишь частичного повреждения или утраты груза страховое возмещение выплачено не будет.

Каждый полис страхования груза имеет ряд исключений, поэтому важно при покупке страховки ознакомиться с ними. В основном это форс-мажорные обстоятельства, но могут быть и специальные оговорки. Все страховые компании «не любят» никакие проявления ядерной энергии (включая повреждения от соседства радиоактивных материалов). В случае необходимости следования груза через зоны военных действий можно получить специальное подтверждение страховой компании о расширении страхования на этот регион, однако это значительно повышает стоимость страховки.

Относительно новым видом услуг является страхование ответственности перевозчика, когда страхуется ответственность перевозчика перед грузовладельцем в случае повреждения или утраты груза вследствие случайных рисков. Пример из практики - автомобиль с грузом холодильников из-за плохих дорожных условий скатился с обочины. Результат - утеря товарного вида большинства холодильников. Естественно, что в этом случае у перевозчика возникла ответственность возместить ущерб грузовладельцу. Поскольку перевозчик застраховал свою ответственность, ущерб возместила за него страховая компания.

Предлагаемое сегодня на рынке страхование ответственности перевозчика в основном касается лишь автомобильных перевозчиков, т.е. фирм-владельцев грузового автотранспорта. Условия страхования в основном совпадают с условиями международной конвенции перевозчиков, определяющей пределы ответственности грузоперевозчика перед грузовладельцем.

Полис страхования ответственности перевозчика включает ответственность по таможенным рискам. Это позволяет рассматривать такой полис как основание для приобретения карты ТIR-Сагnеt в национальной ассоциации перевозчиков. Только национальные ассоциации имеют право выдавать эти карты в своих странах.

Страхование ответственности экспедиторов. Этот страховой продукт во многом схож с вышеописанным. Однако он охватывает и интермодальные перевозки, так как не привязан к одному конкретному виду транспорта.

Стoимость страхования ответственности экспедиторов и ответственности перевозчиков зависит, в первую очередь, от годового оборота фирмы и частично от состояния автопарка (для перевозчиков) и удельного веса используемого транспорта (для экспедиторов).

Может возникнуть вопрос - надо ли грузовладельцу страховать груз, если перевозчик (или экспедитор) все равно отвечает за него? Теоретически, если груз дешевый (менее 11 долл. за килограмм), можно и не страховать, но в этом случае необходимо быть уверенным в платежеспособности перевозчика либо убедиться в наличии у него страхования ответственности. Практически, необходимо страховать груз всегда. Во-первых, страховая сумма все же выше на 10%, чем стоимость груза (перевозчик будет обязан возместить грузовладельцу лишь 100% стоимости в случае полной утраты). Во-вторых, повреждение груза может произойти в результате обстоятельств, признанных форс-мажорными по страхованию ответственности. А это не всегда форс-мажор по отношению к страхованию грузов.

Сегодня страхованием грузов занимается множество компаний во всем мире. Выбор страховой компании всегда за клиентом.

Наиболее удобно страховаться в компании, которая ближе всего географически, или же, с которой вы уже имели дело. При выборе необходимо быть уверенным, что в случае возникновения ущерба компания действительно сможет его вам возместить. Основа надежности страховой компании - ее платежеспособность. Единственным официальным документом, подтверждающим этот факт, является лицензия на страхование, выданная органом страхового надзора. Все страховые компании доказывают свою платежеспособность такому органу не реже двух раз в год.

Существует также достаточно много систем рейтинга страховых компаний: от листинга по сумме собираемых денег до достаточно сложной системы американской компании по финансовым оценкам Standart & Poor. Однако рейтинг лишь оценивает вероятность банкротства той или иной компании.

Поэтому надежность своей страховой компании клиент должен оценивать сам. Можно попытаться оценить стабильность компании (сколько лет на рынке), профессионализм персонала, с которым вы общаетесь, величину компании и т.д. Например, западные компании с годовым оборотом в миллиарды долларов могут брать на себя достаточно высокие риски без каких-либо затруднений. Страховые компании Восточной Европы, возникшие в течение последнего десятилетия, высокие риски, как правило, перестраховывают. В этом случае полезно поинтересоваться, где компания перестраховывает конкретно вашу перевозку.

Наличие хорошего перестраховщика позволяет компании иметь хороших партнеров по всему миру для урегулирования ущербов. Например, при возникновении ущербов, связанных с ответственностью перевозчика, пользуются услугами высокопрофессиональной немецкой компании, имеющей многолетний опыт работы по убыткам во всех странах Западной Европы.

Если страховые компании в данном регионе не удовлетворяют ваши запросы, ничто (с точки зрения законности) не мешает застраховать перевозку за пределами вашего города или страны. При страховании вам необходимо будет предъявить оригиналы сопроводительных документов. Прямой связи между пунктами отправления, получения и местом страхования нет. При сравнении цены по конкретной перевозке в нескольких страховых компаниях необходимо не забыть также, сравнить условия страхования, покрываемые риски и список исключений.

Транспортное страхование грузов (страхование карго)

При осуществлении международных перевозок в настоящее время широко применяется страхование, которое может быть обязательным и добровольным (договорным). Его основная цель - создать для грузовладельцев и пассажиров гарантии компенсации, предполагаемых при перевозке убытков и упростить получение такой компенсации, ибо взыскание убытков с транспортных организаций требует времени и нередко связано со значительными судебными издержками.

Страхование используется также перевозчиками многих видов транспорта, в особенности морского и речного, автомобильного и воздушного для покрытия потерь от возможных аварий транспортных средств, когда убытки, падающие на перевозчика, нередко достигают внушительных сумм, могущих поставить под угрозу финансовое благополучие перевозчика. Наконец, страхование призвано обезопасить перевозчика от возможной ответственности перед третьими лицами, не являющимися сторонами по договору перевозки.

Правила транспортного страхования предусматривают три вида условий, на которых может быть заключен договор транспортного страхования, в зависимости от которых варьируется как объем ответственности страховщика, так и соответственно и размер страховой премии, уплачиваемой страхователем.

Наиболее полным является страхование «ответственностью за все риски» , при котором возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшее по любой причине.

Страхование на условиях второго вида называется страхованием «с ответственностью за частную аварию». В этом случае страховщик возмещает убытки, произошедшие не по любым, а лишь по определенным причинам.

К ним относятся:

  • убытки от повреждений или полной гибели всего или части груза вследствие огня, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой или их удара о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
  • убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;
  • убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива.

При перевозке грузов морским путем убытки не возмещаются, если они не достигают 3% от страховой суммы всего груза по одному коносаменту.

При страховании на условии третьего вида - «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», - страховщик возмещает убытки от полной гибели всего или части груза в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за частную аварию». Однако убытки от повреждения возмещаются страховщиком лишь в случае крушения транспортных средств.

При страховании на условиях всех трех видов страховщик возмещает убытки, расходы и взносы по общей аварии, все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условию страхования.

Согласно Правилам транспортного страхования ответственность по договору страхования действует во времени по принципу «от склада до склада» с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, продолжаясь в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на промежуточных складах) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя, но не более 60 дней после выгрузки груза с морского судна в конечном порту.

Правила особо отмечают случаи, освобождающие страховщиков от возмещения убытков:

  • за неосторожность или злой умысел страхователя, получателя и их представителей;
  • за убытки, произошедшие от естественных свойств самого груза (внутренней порчи, утечки, самовозгорания и т.п.) или возникшие вследствие ненадлежащей упаковки;
  • за убытки, произошедшие вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения и всякого рода военных действий;
  • за убытки, произошедшие вследствие недостачи груза при целости наружной упаковки, замедления в доставке груза, падения цен и пр.

Кроме самого груза, фрахта и расходов по страхованию (СИФ), принимается на страхование ожидаемая прибыль.

При морской транспортировке грузов следует предлагать иностранным покупателям страхование за их счет военных и забастовочных рисков в соответствии с оговорками, действующими на международном страховом рынке.

Наличие и содержание договора страхования могут быть доказываемы исключительно письменными доказательствами. Согласно правилам договор страхования заключается на основе письменного заявления страхователя, которое должно содержать определенные - перечисляемые в Правилах - сведения о грузе (род, вид упаковки, число мест, вес); о виде транспорта; о способе и времени отправки, номерах перевозочных документов; страховой сумме груза и условиях страхования; наименовании судна, на который отгружен товар; о дате рейса; о порте отгрузки и порте назначения; все другие известные страхователю сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Все эти сведения необходимы страховщику для определения риска и ставки страховых премий, устанавливаемых Тарифом.

Ставки страховых премий меняются в зависимости от условий страхования и зависят от характера груза, его физико-химических свойств, от направления, сезонности отправки, от способа отправки (автомобильный, железнодорожный, морской или авиационный и т.д.). При морских отправках учитывается, отгружен груз в трюме или на палубе.

Очень важно, чтобы в запродажном контракте указывались полные и точные по возможности условия страхования.

Если в контракте условия страхования не будут указаны, будут указаны неполно или просто сделана ссылка на «обычные условия страхования», покупатель получает возможность написать в аккредитиве более широкие условия, чем имел в виду продавец.

Договор страхования считается заключенным с момента, когда принятие страхования подтверждено в письменной форме. По требованию страхователя страховщик обязан выдать за своей подписью документ, содержащий условия заключенного договора (полис, страховой сертификат и т.п.).

Страховой полис (Insurance Policy) - это документ, который выдается страховой компанией в одностороннем порядке и имеющий чаще всего только подпись страховщика.

Договор страхования (Insurance Treaty) может быть составлен путем разработки одного документа за подписями двух сторон, в котором излагаются конкретные, согласованные в процессе переговоров между страхователем и страховщиком условия, отличающиеся от стандартных Правил компании. В этом случае в подтверждение заключения договора страхования на основании заявления также выписывается полис компании, содержащий данные, о конкретной отправке, в котором обязательно делается ссылка на номер и дату заключенного соглашения.

Договор страхования может быть подтвержден разовым полисом или генеральным полисом.

Разовый полис выписывается на грузы по отдельному внешнеторговому контракту или по отдельной сделке.

Генеральный полис - договор, заключаемый между сторонами на определенный срок, по которому все грузы страхователя являются застрахованными в данной страховой компании на весь период действия договора страхования. В международной практике встречаются генеральные полисы, страховое покрытие которых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые «Worldwide policies».

На отправки, производимые в течение года или другого длительного периода по какому-либо грузу или грузам, контракту или контрактам, могут выдаваться открытые полисы. Как правило, такие полисы оформляются при транспортировке грузов для строительства объектов «под ключ», когда заранее известен характер груза, маршрут перевозки, вид транспорта и способ отправки грузов, начало и конец строительства объекта.

Наряду с полисами в практике встречаются и другие страховые документы.

Страховой сертификат(Certificate of Insurance) - документ, выдаваемый страхователю в подтверждение того, что договор страхования заключен. Сертификат выписывается страховым брокером, и обычно он не является документом, против которого осуществляются платежи, если это прямо не указывается в контракте купли-продажи.

Ковернот (Cover-note) - выдается брокером страхователю и свидетельствует о том, что договор страхования по его поручению заключен. В этом документе указываются страховщик, принявший риск, условия страхования и ставка премии. Коверноты служат предварительным договором и теряют силу, если договор не будет должным образом оформлен в определенное время.

Договор страхования может быть заключен страхователем в свою пользу либо в пользу другого лица, указанного или не указанного в договоре.

Обязанности страхователя и страховщика грузов.

Страхователь в своем заявлении о страховании обязан сообщить страховщику сведения о страхуемом грузе, транспортном средстве, страховой сумме, условиях страхования и других известных ему обстоятельствах, имеющих значение для суждения о риске. В зависимости от указанных обстоятельств определяется и размер страховой премии, подлежащей оплате страхователем. Установленная премия должна быть уплачена страховщику в обусловленный срок, и до ее уплаты договор страхования не вступает в силу, если только в нем не предусмотрено иное.

Рассматривая обязанность страхователя сообщать страховщику о произошедших «существенных» изменениях с объектом или в отношении объекта, следует отметить, что санкцией за нарушение этой обязанности служит предоставляемое страховщику право отказать в выплате вознаграждения. Однако использование этого права будет основательным лишь тогда, когда наступление страхового случая явилось результатом того именно существенного изменения, о котором страхователь знал, но не сообщил страховщику, не знавшему о происшедшем изменении. Правом же пересмотреть условия договора и потребовать уплаты дополнительной премии страховщик пользуется тогда, когда произошедшее изменение увеличивает опасность.

Моментом для начала реализации права страхователя на получение страхового возмещения служит наступление страхового случая. Для реализации данного права страхователю необходимо выполнить ряд обязанностей, регламентируемых Кодексом торгового мореплавания (КТМ) и Правилами транспортного страхования грузов.

Страхователю предписывается:

  • принять все зависящие от него меры в целях предотвращения или уменьшения убытка;
  • немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая;
  • следовать указаниям страховщика, если таковые будут сообщены последним.

Правила транспортного страхования грузов расширяют обязанности страхователя при наступлении случая:

  • не только страхователь, но и его представитель обязан принять меры по спасению и сохранению поврежденного груза;
  • страхователь или его представитель обязаны обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне.

По экспортным грузам претензии в основном предъявляются покупателям (инофирмам), располагающим для этого всеми необходимыми документами.

По импортным грузам претензии предъявляются внешнеторговым фирмам.

Заявляя претензию, страхователь должен предоставить страховщику полный комплект претензионных документов:

1) оригинал страхового полиса;

2) оригинал коносамента;
3) инвойс;
4) документы, подтверждающие наличие страхового случая (аварийный сертификат, акт-извещение, акт экспертизы и т.п.);
5) расчет убытка.

При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать:

  • свой интерес в застрахованном имуществе;
  • наличие страхового случая;
  • размер своей претензии по убытку.

Основная обязанность страховщика, соответствующая основному праву страхователя, состоит в уплате страхового возмещения при наступлении страхового случая. Возмещению подлежат лишь действительные убытки, понесенные страхователем. Однако размер возмещения зависит не только от понесенных убытков, но и от других факторов. Как уже отмечалось, в заявлении о заключении договора страхователь обязан заявить сумму, в которой он страхует соответствующий интерес. Если страховая сумма, указанная в договоре, превышает действительную стоимость застрахованного интереса - страховую стоимость, договор является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Аналогичные последствия наступают в том случае, когда один и тот же интерес застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость (двойное страхование). В этом случае все страховщики отвечают лишь в пределах страховой стоимости, причем каждый из них отвечает про порционально страховой сумме по заключенному ими договору страхования. С другой стороны, если страховая сумма объявлена ниже действительной стоимости застрахованного интереса (страхование ниже стоимости или частичное страхование), страховщик отвечает за убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

На практике широкое распространение получили таксированные полисы, в которых наряду со страховой суммой фиксируется и оценка страховой стоимости (такса). Будучи включенной в полис, хотя бы и без проверки страховщиком действительной стоимости застрахованного груза, подобная оценка предполагается достоверной. При таксированном полисе бремя доказывания, что такса фактически ниже страховой стоимости, лежит на страховщике.

Страховая сумма определяет предел ответственности страховщика. Страховщик обязан выплатить всю страховую сумму в следующих случаях:

  • при фактической гибели застрахованного объекта;
  • при пропаже судна без вести (т.е. при отсутствии о нем сведений в течение определенного срока, обычно трех месяцев);
  • при заявленном страхователем отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон).

В этом и других подобных случаях, например, при экономической нецелесообразности восстановления поврежденного груза или транспортного средства, захвате судна или груза, страхователю предоставлено право своим односторонним волеизъявлением внести ясность во взаимоотношения со страховщиком путем абандона.

Кроме того, на страховщике лежит обязанность возмещения страхователю необходимых расходов, произведенных последним в целях предотвращения или уменьшения убытков, подлежащих возмещению страховщиком, а также расходов, произведенных для выполнения и установления размеров убытков. Указанные выше расходы и взносы по общей аварии возмещаются страховщиком независимо от того, что они вместе с возмещением убытков могут превысить страховую сумму.

При оплате полной страховой суммы страхователю все права на застрахованное имущество переходят к страховщику. В отдельных случаях, связанных с известным превышением расходов по спасению или восстановлению объекта страхования, страховщик, выплативший полную страховую сумму, имеет право отказаться от приобретения прав на застрахованный объект.

Страхование на морском транспорте

Общие положения.

Страхование морского флота делится на две отрасли:

  • страхование судов от гибели;
  • страхование ответственности перевозчиков (судовладельцев).

В первом случае объектом страхования является имущество, находящееся в распоряжении самого перевозчика (собственное или арендованное). Оно известно под названием Hill & Machinery Insurance (H&M). В российской практике страхования судов для обозначения данного вида страхования наиболее часто используется выражение «страхование каско» судна.

Во втором случае - юридический объект страхования - ответственность судовладельца, а по существу - имущество, находящееся в собственности других лиц, и сами эти лица. В организационном плане эти отрасли достаточно обособлены, хотя иногда граница между ними бывает нечеткой.

В настоящее время страхование морского флота совершается в двух организационных формах: в форме взаимного страхования и коммерческой форме.

Взаимное страхование Protection and Indemnity (P&I) осуществляется специально созданными для этой цели клубами взаимного страхования и ассоциациями, которые существуют в крупных морских державах мира. Входящие в клуб судовладельцы одновременно являются страхователями и страховщиками. Клуб действует как центр по перераспределению убытков между всеми его членами пропорционально вероятности убытка для каждого из них.

Коммерческое страхование заключается в том, что страховщик за определенную плату принимает обязательство возмещать судовладельцу в течение года его случайные потери, если они произойдут. Уплатив взносы страховщику по заранее фиксированной ставке, судовладелец вновь вступает во взаимоотношения с ним лишь в случае возникновения права на возмещение. Поскольку последующего перерасчета взносов не делается, то для функционирования коммерческого страхования необходимо, чтобы общая сумма взносов всех судовладельцев покрывала возможные убытки.

На практике коммерческое и взаимное страхования имеют достаточное разграничение: в страховых компаниях осуществляется страхование судов и ответственности за столкновения, а в клубах другие виды ответственности. В основе разделения сфер деятельности между компаниями и клубами - нежелание или неспособность компаний удовлетворить все страховые потребности судовладельцев. В большей степени в сферу клубного страхования попадали риски, от которых уклонялось коммерческое страхование. Именно на такой основе зародилось большинство существующих ныне клубов.

В настоящее время деятельность в этих клубах выходит за рамки чисто страховых операций. Они оказывают судовладельцам услуги по широкому кругу вопросов, связанных с эксплуатацией транспортных средств и морской перевозкой. В частности, клубы располагают представителями или корреспондентами в основных портах мира (в крупных клубах их более 400). Они имеют высокую квалификацию, оказывают эффективную помощь капитанам судов и агентам юридического характера. С точки зрения многих судовладельцев, важнейшей услугой со стороны клубов является выдача гарантий для избежания ареста судна или освобождения его из-под ареста в связи с требованием к судну или судовладельцу.

В настоящее время крупнейшие страховые компании установили тесное сотрудничество с клубами в форме перестрахования, поэтому можно говорить об определенном переплетении и взаимосвязи их интересов.

Для повышения своей финансовой устойчивости страховая компания должна ограничивать свои возможные платежи по принятым обязательствам сообразно своим финансовым возможностям. Действительно, страховой фонд, поступающий в каждую страховую компанию, не идет ни в какое сравнение с суммами возмещения крупных потерь. Катастрофа крупного танкера может привести к финансовому краху практически любую страховую компанию, а на членов клуба наложить очень тяжелое бремя. Поэтому был продуман и введен в практику такой механизм, как сострахование и перестрахование. Сострахование применяется только в области ком мерческого страхования, а перестрахование используется как компаниями, так и клубами.

Сострахование заключается в том, что одно и то же судно страхуется не одним, а несколькими страховщиками, каждый из которых именуется в данном случае состраховщиком и соглашается выплачивать лишь фиксированную часть убытков (1%, 50% и т.п.). Подобным образом может быть застрахован весь флот судоходной компании. Итог обязательства всех страховщиков составляет 100%. Каждая компания получает такую часть общей суммы страховых взносов, которая соответствует ее доле в обязательствах. Следует отметить, что состраховщики не несут солидарной ответственности. Поэтому возможна ситуация, что после гибели судна одна страховая компания выплатит свою долю в убытке, тогда как другие - не выплатят в связи с банкротством. Поддержание отношений с большим числом страховщиков для судовладельца - сложное дело, поэтому обычно Сострахование осуществляется через брокерские фирмы.

Более радикальным и универсальным средством достижения финансовой устойчивости страховых операций является перестрахование. Суть перестрахования в том, что страховщик, выдавший страховое покрытие судовладельцу, передает часть ответственности и соответствующую ей часть страхового фонда другому страховщику, который в данном случае уже именуется перестраховщиком. Основное отличие этой операции от сострахования состоит в том, что перестраховщик вступает в договорные отношения не с судовладельцем, а с первоначальным страховщиком.

В договорах, регулирующих взаимоотношения между судовладельцами и страховщиками, определяется объем страхового покрытия, т.е. круг случайных событий (рисков), при наступлении которых у судовладельца может возникнуть право на возмещение, и перечень причиненных этими событиями убытков, подлежащих возмещению. При оформлении договоров страхования в большинстве случаев используются стандартные проформы, изготовленные типографским способом.

Стандартный текст договора при страховании имущества состоит из двух частей. Первая часть, одинаковая для всех договоров, подробно регламентирует взаимоотношения сторон, их права и обязанности и содержит общий перечень застрахованных рисков. Вторая часть вносит изменения и уточнения в первую. Существует несколько видов стандартных текстов второй части, которые отличаются друг от друга тем, что обеспечивают неодинаковый объем страхового покрытия, и по соглашению между судовладельцем и страховщиком в договор включается один из текстов.

Исторически сложилось так, что условия страхования, предлагаемые английскими страховыми компаниями, фактически превалируют в мировой практике страхования как по существу, так и даже по форме. Поэтому приводимые ниже условия страхова ния английских страховщиков следует рассматривать как мировую практику.

Особенности страхования на морском транспорте

При страховании судов на срок обычно применяют одну из следующих групп условий:
1) полные условия страхования;
2) условия страхования без ответственности за частную аварию;
3) условия страхования без ответственности за повреждения;
4) условия страхования от полной гибели.

Полные условия страхования. Официально эти условия называются «Институтскими оговорками о страховании судов на срок», неофициально - условия страхования от всех рисков. В соответствии с этими условиями страховщик возмещает судовладельцу убытки от физической или конструктивной гибели или повреждения судна. Причинами такой гибели может быть пожар, взрыв на судне, бури, землетрясения, посадка на мель, столкновение с различными предметами, любые другие опасности, связанные с мореплаванием.

Страхование на данных условиях покрывает также гибель и повреждение застрахованного имущества в результате ряда причин, которые, как это трактуется английской практикой, не являются морскими опасностями. В их число входят: не счастные случаи в процессе грузовых работ и бункеровки, поломки валов и взрыва котлов, скрытых дефектов корпуса судна или оборудования, небрежность экипажа или лоцмана, небрежность, допущенная при ремонте судна (если судовладелец сам не производит ремонт).

Условия страхования без ответственности за частную аварию. Данные условия предполагают, что страховщик несет свои обязательства в том же объеме, что и на полных условиях страхования, но за исключением ответственности за частную аварию. Под аварией понимается ущерб и убытки, а также чрезвычайные расходы, понесенные судном, грузом и фрахтом в процессе морской перевозки. Под понятием аварии морское право подразумевает не сам случай аварии, а связанные с ним убытки участников перевозки. В соответствии с природой этих убытков и принципами их распределения между участниками перевозки они подразделяются на общую аварию и частную аварию. Общая авария подлежит распределению между судном, фрахтом и грузом, в то время как частную аварию несет тот, кто ее потерпел или тот, на кого возлагается ответственность за нее.

Общей аварией являются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта или груза от общей для них опасности. Поскольку такие расходы и пожертвования сделаны разумно и обеспечили полезный эффект, они должны быть распределены между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества.

Таким образом, к общей аварии могут быть отнесены лишь такие расходы и пожертвования, при которых одновременно имеют место четыре следующих условия:

1. Общая опасность. Если опасность, явившаяся непосредственной причиной понесенных убытков, угрожала только судну или только грузу, такие убытки не являются общей аварией.

2. Преднамеренность. Этот признак общей аварии подразумевает, что убыток понесен, намерено, а не является следствием случайных причин.
3. Разумность. Имеется в виду, что предпринятые преднамеренные действия и размер пожертвований оправдывались сложившейся обстановкой.
4. Чрезвычайность. К общей аварии могут быть отнесены лишь те расходы и пожертвования, которые превышают обычные затраты судовладельца при выполнении им своих обязанностей.

Если повреждение имеет характер общей аварии, то страховщик возмещает часть соответствующих расходов на ремонт судна, но лишь в той мере, в какой это касается не самого корпуса судна, а машин, котлов, рефрижераторных установок, кранов, лебедок и прочего оборудования. В остальном условия страхования без ответственности за частную аварию не отличаются от полных условий, но в экономическом смысле разница между ними очень велика, так как основная часть потерь на морском флоте связана с частными авариями.

Условия страхования без ответственности за повреждения. Эти условия освобождают страховщика от ответственности за все повреждения, включая даже те, которые причинены, намерено и разумно в целях спасения. Доля судовладельца в общей аварии подлежит возмещению, но за вычетом расходов на ремонт судна.

Условия страхования от полной гибели. Это самые узкие условия страхования. В соответствии с ними финансовая ответственность страховщика перед судовладельцем возникает лишь в случае гибели судна. Другие условия исключаются.

Наряду с описанными выше условиями страхования, судовладелец при желании может заключить «страхование расходов» и «страхование фрахта».

При страховании расходов судовладельцу выплачивается заранее обусловленная сумма в случае физической или конструктивной гибели судна. Считается, что в такой форме ему возмещаются расходы по подготовке судна к рейсу, но фактически связь страхования с этими видами расходов весьма условна, поскольку сумма даже не проверяется страховщиком. По существу - это дополнительное страхование судна от гибели.

В соответствии с условиями страхования фрахта судовладельцу в случае фактической или конструктивной гибели судна выплачивают заранее обусловленную сумму, которая условно считается «потерянным фрахтом». В действительности это, как и в предыдущем случае, всего лишь дополнительное страхование судна от гибели, так как фактические потери судовладельца не проверяются.

Страхование ответственности перевозчика - дополнительный инструмент к страхованию судов от гибели и повреждений. Суть договора страхования от ответственности состоит в том, что судовладельцу ни в коем случае не возмещаются такие убытки, по которым он мог бы получить возмещение, если бы его судно было застраховано на полных условиях от гибели и повреждений. При этом не имеет значения, было ли в действительности судно застраховано таким образом или нет.

Стоимость ЦМР страхования зависит от вида груза, территории действия договора, франшизы, порядка уплаты страховой премии и страховой суммы, а также от других факторов, которые влияют на степень риска.

Зачем страховаться?

Вы перевозчик и предоставляете услуги по перевозке грузов? Вы понимаете риск своей ответственности за груз? Страховая компания UTICO именно для Вас предлагает страховку ответственности перевозчика грузов. Всегда есть риск повреждения или нарушения сроков доставки груза, каждый раз Вы рискуете нанести перевозимым грузом вред другим лицам. Вам лишь нужно застраховать ответственность перевозчика грузов, и Вы избегаете всех расходов связанных с рисками при перевозке груза.

Какую CMR защиту Вы получите?

CMR страхование покрывает риски при возникновении ответственности страхователя:

  1. Перед владельцем груза за убытки при:
    • повреждении, уничтожении, недостачи или потере груза;
    • нарушении срока доставки груза (несвоевременная доставка груза установлена условиями FIATA-FBL, КДПГ, Уставом автотранспорта Украины, или другими изданиями);
    • возмещении заказчику платы за перевозку, таможенные пошлины, налогов и других сборов и расходов на выполнение таможенных процедур в случае повреждения, уничтожения, недостачи (согласно условиям междунар. конвенций, договора и законодательства страны регулирующей перевозки) или утраты груза;
  2. Перед другими лицами за убытки, которые причинены грузом имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.
  3. Перед таможенными органами, возникшей при нарушении таможенного законодательства, связанной с:
    • конфискацией груза определенными ведомствами, которые имеют право на ее проведение в соответствии с законодательством страны где осуществилась конфискация;
    • оплатой штрафов, налаживаемые таможенными органами при нарушении правил страны, на территории которой случилось такое нарушение и таможенного законодательства (при условии выполнения застрахованным лицом всех требований и условий договора перевозки, процедуры таможенного оформления и инструкции доставки груза);
    • уплатой таможенных пошлин, сборов, платежей и процентов за просрочку, что накладываются на застрахованное или третье лицо, которое гарантирует таможни осуществление данных таможенных платежей при экспедировании (перевозке) груза в соответствии с условиями нормативных документов страны (на территории которой нарушилась таможенная процедура) и международных конвенций.

Предметом страхования по договору «Добровольного страхования ответственности перевозчика грузов и экспедитора» есть имущественные интересы страхователя, связанные с договорной обязанностью страхователя возместить убытки, связанные с:

  • ущербом, который может быть причинен грузу при перевозке транспортом страхователя;
  • ущербом, причиненным грузом, который перевозится, здоровью (жизни) и имуществу других лиц;
  • нарушением таможенных процедур, установленных законодательством страны, регулирующей экспедицию (перевозку) грузов, или международными конвенциями, и других нормативных актов, которые указанны в Договоре страхования.

Страховая компания UTICO возмещает расходы, относящиеся к страховому случаю:

  • на перенаправление груза на правильный адрес;
  • для уменьшения размера и предотвращения ущерба (согласовываются со страховой компанией);
  • по расследованию обстоятельств, при которых наступил страховой случай.

На какой срок и какую сумму оформляется страхование CMR?

Страховой договор заключается на срок продолжительностью от двух до 12-ти месяцев или на одну перевозку (до15 дней), с размером страховой суммы (выплаты), которая избирается страхователем и колеблется от 10 тыс. у.е. до 400 тыс. у.е.

Вы заключили договор и застраховали ответственность перевозчика (CMR) на сумму до 400 000 EUR, и наша компания гарантирует избежание ненужных Вам проблем и хлопот, в досадной ситуации, которая может возникнуть.

На какие ТС можно оформить страховку CMR?

Обеспеченное транспортное средство, согласно Договора ЦМР – это транспортное средство, полуприцеп, прицеп (что указан в этом договоре), с помощью которого страхователь осуществляет перевозку груза, принятого согласно договора транспортной перевозки.

Доставка и заказ договора CMR

Рассчитайте стоимость на калькуляторе ЦМР страхования и отправьте заявку на оформление договора, после чего мы свяжемся с вами для уточнения необходимых данных. Или позвоните нам и узнайте именно то что нужно для Вас.

После оформления договора мы вышлем на Ваш емейл скан-копию счета для оплаты договора. После подтверждения оплаты счета на Ваш e-mail мы высылаем скан-копию договора и подтверждение о страховании (Confirmation on acceptance for insurance), а также оригиналы документов направляются на нужный Вам адрес. Доставка бесплатная службой УкрПошта заказным письмом, доставка службой Новая Почта бесплатная при заказе договора стоимостью от 4500 грн.

Мы работаем с перевозчиками по всей Украине.

Вы желаете обезопасить свой груз во время перевозки?

Специально для Вас мы создали программу . Рассчитайте стоимость и закажите договор страхования онлайн.

Сфера страхования является обязательной частью жизни каждого владельца автомобиля. Но к сожалению, при попадании в ситуации, описанные как страховые случаи, далеко не всегда получается быстро урегулировать проблему со страховыми выплатами. О том, как происходят выплаты по страховке из-за ДТП, следует поговорить в этой статье.

Страховое возмещение — это выплата от страховой компании на основании заключенного страхового соглашения с пользователем. Данная выплата осуществляется в том случае, если страхователь попал в неблагоприятную дорожную обстановку, трактуемую соглашением в качестве страхового случая.

Получить страховую компенсацию можно в денежном выражении. Причем допускается как безналичный, так и наличный расчет. Кроме того, компенсация может иметь нематериальную форму. Это к примеру, если страхователь в качестве страхового возмещения выбрал ремонт своего транспортного средства на одном из СТО, с которым подписано соглашение у его страховой компании. Естественно, что все ремонтные работы будут осуществлены за счет страховщиков.

Важно! Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется исключительно в адрес пострадавшей стороны. Тот водитель, который был признан виновником аварийной ситуации на дороге, на компенсацию по ОСАГО может не рассчитывать.

Выплаты по страховке после ДТП осуществляются страховой компанией после письменного обращения со стороны страхователя, и подачи им соответствующей документации. При этом, зачастую между сторонами страхового соглашения возникают конфликтные ситуации, поскольку страховщики ставят перед собой цель заплатить поменьше, а страхователи — получить побольше.

Что касается размеров страховых компенсаций, то они колеблются в таких пределах.

  1. Если полис ОСАГО был оформлен после 1.10.2014 года, граничная сумма компенсации равна 400 тыс. рублей.
  2. Если полис ОСАГО оформлен до 1.10.2014 года, то в таком случае максимальные объемы выплат составляют:
    120 тыс. рублей при причинении имущественного ущерба одному потерпевшему;
    160 тыс. рублей при имущественном ущербе нескольким пострадавшим.

Стоит отметить, что данные пределы страховых компенсаций действуют в тех аварийных ситуациях, в которых оформление ДТП происходит при активном участии дорожной полиции. Если же имеет место оформление ДТП в соответствии с Европротоколом, то некоторые лимиты компенсации устанавливаются в других объемах.

Отдельные лимиты страхового возмещения устанавливаются для тех случаев, когда в результате дорожного столкновения у пострадавшего диагностируются травмы и повреждения разной степени тяжести. В настоящее время граничные пределы компенсации установлены в следующих границах.

  1. Если полис ОСАГО был получен в срок, начиная с 1 апреля 2015 года, то в этом случае потерпевший может рассчитывать на возмещение в 500 тыс. рублей.
  2. Если страховой полис оформлен до 1 апреля 2015 года, то предельная норма страховой компенсации устанавливается на уровне 160 тыс. рублей.

При этом стоит отметить, что лимиты устанавливаются на каждый конкретный страховой случай. Размер компенсации одинаковый для всех пользователей. И, следовательно, не имеет значения, в какую СК лучше обратится, все они работают на основании единых нормативов.

До 2 августа 2014 года пострадавший в результате аварийной ситуации имел право обращаться за страховой компенсацией к любому страховщику (своему или же виновника ДТП). Теперь же все страховые возмещения проходят исключительно через свою страховую компанию.

Для того, чтобы иметь возможность обратится к своим страховщикам за оформлением страховой компенсации, необходимо наличие нескольких обязательных условий:

  • ущерб был диагностирован исключительно только в отношении машины;
  • в аварийном происшествии участвовало минимум 2 автомобиля;
  • все участники дорожного столкновения на момент аварии имеют действительные полисы ОСАГО.

Важно! Если страховой период пользования автомобилем окончился, но при этом действие ОСАГО нет, то договор будет считаться действительным.

Если же имеет место случай бесконтактного ДТП, то есть прямое столкновение автомобилей отсутствует, то в таком случае проблема касательно прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления документации о ДТП урегулированию не подлежит.

Часто встречаются ситуации, когда пострадавшие в результате аварийного столкновения вынуждены обращаться с жалобой в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Зачастую это происходит по следующим причинам:

  • когда виновник дорожного происшествия скрылся с места преступления и установить его личность нет никаких возможностей;
  • если у виновника аварийной обстановки на момент столкновения отсутствует полис ОСАГО, либо в случае, когда срок его действия вышел;
  • если СК виновника автомобильной аварии была лишена лицензии на оказание услуг по страхованию автомобилей, или же она была признана банкротом.

О том, на кого будет возложена ответственность за осуществление страховых выплат в случае признания страховой компании банкротом или же отзыва ее лицензии, следует комментарий Верховного Суда РФ.

Страховка ОСАГО когда выплата при ДТП не полагается

Выплата страховки ОСАГО при ДТП, если виновен не осуществляется. Если же виновник не установлен, или же он скрылся с места аварии, то в такой ситуации страховое возмещение необходимо будет требовать через РСА, поскольку ваши страховщики скорее всего откажут. Если сложилась такая ситуация, при которой страховая компания виновника происшествия ликвидирована, объявлена банкротом или же исключена из РСА, то пострадавший имеет возможность направить свое заявление о выплате компенсации в другую страховую компанию, расположенную:

  • в регионе РФ, где имело место ДТП;
  • по своему месту жительства.

Выплаты по страховке после ДТП ОСАГО будут осуществлены в установленный законом срок. Стоит отметить, что договор страхования и законодательство предусматривают определенные основания для того, чтобы произошедшее дорожное столкновение было квалифицировано как страховой случай. В соответствии с этими основаниями, компенсации ущерба предусмотрены пострадавшей стороне.

Таким образом, можно сделать вывод, что получение компенсационных платежей предусматривается исключительно для пострадавшей стороны. Что касается виновника происшествия, то в отношении его выплаты по ОСАГО осуществлены не будут.

В некоторых случаях страховая компания может отказать в осуществлении выплат по страховому случаю на основании законодательства. В частности, к ситуациям, когда выплаты не будут произведены по закону, относят:

  • если за рулем автомобиля находился гражданин, имя которого не указано в страховом полисе (исключение составляют ситуации, когда оформляется страховка на неограниченный круг лиц);
  • если повреждения транспортному средству и здоровью водителя были причинены опасным грузом, который не был застрахован;
  • компенсацию морального ущерба, а также упущенной выгоды;
  • сумма страхового возмещения, установленная выше законодательных лимитов по ОСАГО;
  • если причинение ущерба было связано с осуществлением экспериментальной, спортивной или учебной деятельности;
  • если ДТП произошло во время работ на территории предприятия или организации.

Кроме этого, если компенсационные выплаты вообще не производятся, то также можно выделить случаи, когда страховщики погасят задолженность по страховому возмещению, но при этом получат право требования возврата денег в соответствии с процедурой регресса. Это означает, что страховая компания произведет выплаты страховки после ДТП в срок, но при этом имеет право обратиться в суд и потребовать от клиента выплаченные ему ранее средства. Это возможно в следующих ситуациях:

  • если на момент совершения дорожного происшествия было установлено, что клиент пребывал за рулем в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации;
  • если водитель ТС умышленно причинил вред здоровью, жизни или имуществу других лиц;
  • если водитель находился за рулем машины, не имея на это прав;
  • если после столкновения клиент покинул место происшествия, тем самым нарушив действующие ПДД;
  • авария имело место в тот период, который не предусмотрен договором страхования.

Ни для кого не секрет, что на данный момент ОСАГО имеет четко фиксированные предельные суммы выплат. Если случилось так, что ущерб превышает установленные границы, остаток суммы будет взыскан непосредственно с виновника ДТП. Если вы желаете обезопасить себя от возникновения подобной ситуации, можно застраховать свое авто по полису ДСАГО.

Стоимость этой страховки составляет около 1 тыс. рублей, а действие полиса распространяется на все суммы, которые превышают лимит выплат ОСАГО. Как правило, страховое возмещение по ДСАГО предусмотрено в сумму 1 млн. рублей. Эти деньги перекроют разницу в выплатах.

Таким образом, ДСАГО является отличным дополнением к обязательному страховому полису ОСАГО, и поможет избежать немало неприятностей, которые могут произойти с вами и вашим автомобилем.

Выплата страховки виновнику ДТП

Говоря о порядке выплат страховки по ДТП, стоит отметить, что все зависит от специфики каждого конкретного случая.

Получить страховое возмещение по ОСАГО можно в том случае, если вы проходите не только как виновник аварии, но и как пострадавший. Такая ситуация имеет место в тех случаях, когда в дорожном происшествии участвует несколько автомобилей, и при этом, нарушение правил было произведено не только вами, а и другими участниками столкновения. Если подобное произошло с вами, то страховая компания выплатит второму участнику ДТП компенсацию, а в свою очередь его страховая компания, возместит ваш ущерб, который был причинен их клиентом.

Тем не менее, стоит быть готовым к такой ситуации, когда страховая компания не горит желанием выплачивать вам деньги, и в таком случае обращается в суд, где и будет решаться данное дело. А тут все будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от того, как именно судья трактует закон об ОСАГО. Как на странно, но правовые коллизии дают возможность совершенно разной трактовки.

Ну а во-вторых, окончательный итог процесса будет зависеть от выбранного вами юриста. Если попытаться вести свое дело самостоятельно без привлечения квалифицированного адвоката, то скорее всего решение будет не в вашу пользу. Если же привлечь на свою сторону грамотного специалиста, то есть возможность выиграть дело.

Главной проблемой подобных ситуаций является рассмотрение судом нескольких исков. Это будет способствовать путанице, разобраться с которой далеко не каждому человеку под силу. Если иски будут объединены в один процесс, то ситуация несколько упростится.

Еще одним спорным моментом будет компенсация виновнику той суммы денег, которая была уже уплачена страховой компанией в пользу потерпевшего. Здесь могут быть самые разные последствия. Известно, что в некоторых случаях имеет место прецедент, когда виновник сам возмещал весь ущерб пострадавшему, а потом обращался в свою страховую с полным пакетом документов на компенсацию. При этом весь необходимый документальный пакет был предоставлен в полном соответствии с действующим законодательством. И самое интересное заключается в том, что суд удовлетворял его требования, даже несмотря на то, что Закон «Об ОСАГО» не предусматривает подобные возможности компенсации.

Исходя из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что законодательство не предусматривает возможность получения виновником аварии компенсационных платежей. В то же время пострадавший получит возмещение исключительно в пределах той суммы, которая предусмотрена законом. Конечно же, чтобы обезопасить себя от подобных проблем, проще дополнительно оформить страховой полис КАСКО. В такой ситуации все ваши расходы будут покрыты, но при условии, что данное дорожное происшествие будет классифицировано как страховой случай по КАСКО.

Документы для выплат страховки при ДТП

Правила выплаты страховки при ДТП предусматривают, что помимо письменного заявления, клиент обязан также приложить целый ряд документов. Они в свою очередь делятся на основные и дополнительные.
К основной документации, которая потребуется страхователю в любом случае, относят:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт), а также его копия, предварительно заверенная в нотариальной конторе. Если заявитель является иностранным подданным, то также потребуется перевод документа, заверенный в посольстве;
  • банковский счет или другие реквизиты, на которые страховая компания будет должна осуществить выплаты;
  • копия Протокола и Постановления об административном нарушении, а также копия Определения об отказе в возбуждении дела по нарушению административного законодательства;
  • извещение о ДТП, заполненное согласно требованиям законодательства;
  • справка о совершении ДТП № 154.

Кроме того, страховая компания может запросить от клиента предоставление дополнительной документации, которая представлена в виде:

  • договора аренды или лизинга (если машина находится в собственности другого человека);
  • данные независимой экспертизы, проведенной клиентом, и квитанция на оплату услуг эксперта;
  • документы, указывающие на расходы водителя при эвакуации поврежденной машины, ее доставки до места хранения или ремонта, и траты на хранение поврежденной машины.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями, страхователь обязуется предоставить страховой компании оригиналы вышеуказанных документов, или же их копии, которые были предварительно завизированы у нотариуса.

Бывают такие ситуации, когда обращение о страховой компенсации исходит не от собственника машины, а от его официального представителя. В таком случае необходимо к заявлению также приложить:

  • нотариальную доверенность на ведение дел подобного характера;
  • согласие органов опеки и попечительства, если выплаты будут совершены в пользу несовершеннолетнего.

Важно! При сдаче документации в страховую компанию, убедитесь, что вам будет выдана расписка, указывающая полный перечень документов, полученных от вас, с указанием даты приема, печатью организации и подписью уполномоченного сотрудника страховой компании.

Если же какой-то документ отсутствует, или же страховой компании нужны дополнительные сведения об обстоятельствах аварии, то СК обязана уведомить о данном факте клиента:

  • в тот же день, когда подается письменное заявление;
  • в течении 3-х дней с момент принятия документации.

Стоит отметить, что страховщики не имеют права требовать те документы от клиента, которые не предусмотрены действующим законодательством и перечнем, согласованным в соответствии с Законом «Об ОСАГО».

Выплата страховки при ДТП сроки

В соответствии с Законом «Об ОСАГО» срок выплаты страхового возмещения устанавливается в течении 30 дней с момент принятия документации на рассмотрение. При этом, в данный промежуток времени также включается срок, установленный для проведения экспертной оценки (5 дней).

Если в течении установленного срока деньги не будут перечислены заявителю, то он имеет право через суд добиться выплат, при этом также взыскав со страховой компании неустойку за просрочку платежей. Кстати, в законе не указано, как именно отсчитываются 30 дней. Являются это трудовые дни, или же календарные. Тем не менее, судьи и законодательство принимают сторону заявителя.
Если страхователь утверждает, что выплата была произведена в срок, то к 30 дням стоит прибавить несколько дней на проведение операции и зачисление средств на ваш банковский счет.

В соответствии с действующим законодательством, каждый день просрочки обойдется страховой компании в 1/75 ставки рефинансирования, установленной на момент окончания, отведенного для расчетных операций срока.

Стоит обратить внимание, что зачастую на выплату по ОСАГО может уйти длительное время. Известны случаи, когда судебное рассмотрение дела длилось в течении нескольких лет. Зачастую это происходит из-за несогласия страховой компании платить по счетам, и умышленному назначению заведомо меньшей суммы выплат.

Также стоит заметить, что данная практика ведения дел характерна для небольших страховых компаний. Крупные игроки на рынке стараются решать все предельно честно и быстро. Но даже они не упускают шанс занизить сумму компенсации, полагая, что пользователь не будет заинтересован в судебном процессе.


Top