Урок слушания железников история с азбукой. Железников «История с азбукой

Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение (уроки слушания)

Класс:

1

Тема раздела

Букварный период

Тема изучения

Л. Пантелеев «Буква ты»

Цель

Создать условия для ознакомления с содержанием юмористического произведения Л. Пантелеева, выявления особенностей рассказа («веселый», «грустный» и т. д.), для развития умений формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов;

Формировать читатель ские навыки.

Воспитывать уважение к взрослым.

Планируемые результаты обучения

предметные

метапредметные

личностные

научатся воспринимать на слух рассказ, сравнивать произведения одинаковые по теме, но разных авторов.

Знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа, различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче

Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия.

Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока :

Урок изучения нового материала

Формы организации деятельности учащихся

фронтальная, индивидуальная работа

оборудование

Для учителя

Для учащихся

Учебник, презентация

Учебник, рабочие тетради, шаблоны для построения обложек.

Содержание урока

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

    Контролирует подготовку учащихся к уроку

    Вводит в тему урока, организует работу по повторению изученного материала:

Отгадайте загадку: чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают - кто их прочитает?

Сколько букв в русской азбуке? Попробуем их назвать хором.

Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Они - ваши верные друзья и помощники.

    Создание проблемной ситуации:

Работа с книгами о детях и мо делями .

На доске модели обложек , книги А. Барто «В школу», В. Железникова «История с азбукой».

    Рассмотрите модели обложек. Что можете рассказать о произведениях по этим моделям?

Вспомните и назовите произведения, которые подходят к моделям.

Ребята, с какой проблемой мы столкнулись?

Что нужно сделать, чтобы решить проблему?

Организуют рабочее пространство

Отгадывают загадку.

Называют буквы.

Отвечают на вопросы учителя.

( Оба произведения о детях: а) стихи, б) рассказ.)

(а) Стихи о детях: А. Барто «В школу»;

б) Рассказ о детях: В. Железников «История с азбукой». )

Нужно познакомиться с этим произведением, определить жанр, выяснить героев.

Работа со слайдами презентации. (слайд 1, 2)

На доске изображается «кластер»

Слайд 3

Формулирование темы и целей урока

    Организация работы по формулированию темы и постановке задач урока.

Учитель, обращая внимание учащихся на «кластер», подводит к формулированию целей.

Обращаются к «кластеру»

Определить: грустный или весёлый, чему учит, отвечать на вопросы, определить жанр, составить обложку, определить название.

Происходит дополнение кластера.

Работа по изучению нового материала.

Используется приём «Чтение с остановками».

1 часть читается до слов:

«…Наконец я придумал всё-таки….»

Как звали главную героиню?

Сколько ей было лет?

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2 часть читается до слов:

«…А ну, сударыня, почитайте мне что-нибудь…»

Подтвердились ваши предположения?

Обращаясь к девочке, он называет её сударыня. Как это понять? Что это значит?

3 часть

Учитель читае рассказ до конца.

    Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?

    Каким можно назвать автора произведения, который учил Иринушку?

Как вы думаете, какое название дал автор Леонид Пантелеев своему произведению?

Определите жанр произведения.

Отвечают на вопросы.

Сударыня - обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.

терпеливым

Физминутка

Первичное закрепление.

С. 13 в рабочей тетради.

Моделирование обложки

Ребята выполняют задание №2, №4.

Ученики моделируют обложку.

Затем индивидуальные работы ребят сравниваются с образцом.

Индивидуальная работа

Слайд 5.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель обращается к кластеру, определяя, на какие вопросы не получен ответ.

Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?

Высказывают свои мнения.

Слайд 6

Урок построен на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Используются приёмы: «кластер», «чтение с остановками».

Список литературы:

    З агашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Альянс-Дельта, 2003.

    Литературное чтение: уроки слушания: учебная хрестоматия для учащихся 1 класса / авт.-сост. Л.А. Ефросинина.-М.: Вентана-Граф, 2013.

    http://biblioman.org

Никто не отзывается. - Кто у терема? Кто у высокого? Опять ответа нет. - Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой нибудь, а муха громотуха, да комар пискун, да оса пеструха, да слепень жигун. Сверху не отвечают. - Надо бы взлететь да посмотреть! - крикнули все в один голос. - Я первая не полечу, я всех знатнее, - говорит муха. - Я первый не полечу, я всех голосистее, - говорит комар. - Я первая не полечу, я всех наряднее, - говорит оса. - Я первый не полечу, я всех сильнее, - говорит слепень. И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее. - Что это за невежа нам свет заслоняет? - крикнули все. - Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, - сказал комар. - Ах, и в самом деле! - загудели все. - Как нам быть? Что де лать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть некрепка, прорвемся. - Мне первой, - кричит муха, - я всех знатнее! - Мне первой, - жужжит оса, - я всех наряднее! - Мне первому, - пищит комар, - я всех голосистее! - Мне первому, - гудит слепень, - я всех сильнее! И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою пау тину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами сказками и моделями. 2. Работа со сказкой М. Михайлова «Лесные хоромы» (ведет ся так же, как на уроке 7). 3. Упражнение в чтении по учебнику, выполнение заданий в тетради. 4. Рассматривание иллюстрации в учебнике. 5. Беседа (сравнение сказки М. Михайлова с русской народ ной сказкой «Теремок»): - Понравилась ли вам сказка «Лесные хоромы»? - На какую народную русскую сказку она похожа? - Объясните, что означают слова хоромы, кузовок. 61 - Вспомните, как начинается сказка писателя Михайлова. А как начинается народная сказка? - Кто поселился в кузовке? Почему все герои попали в паутину? 6. Оформление книжки самоделки и итоговая беседа. 7. Работа по рубрике учебника «Книжная полка»: рассматри вание обложек, выполнение заданий. Учимся уму разуму Урок 10. Стихи о детях А. Барто. «В школу» Учебные задачи: учить выделять фамилию автора и заголовок; сравнивать сказки, рассказы, стихотворения. Учебные умения: слушать стихотворения; правильно называть произведение; выражать свое отношение к прослушанному стихотворению. Учебный материал: стихотворение А. Барто «В школу». А. БартЏ В школу Почему сегодня Петя Он ужасно испугался, Просыпался десять раз? Что урок уж начался. Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал, Он теперь не просто мальчик, Папа бросился вдогонку, А теперь он новичок. У дверей его догнал. У него на новой куртке Отложной воротничок. За стеной соседи встали, Электричество зажгли, Он проснулся ночью темной. За стеной соседи встали, Было только три часа. А потом опять легли. 62 Разбудил он всю квартиру, И не может он на карте До утра заснуть не мог. Отыскать Москвы реки. Даже бабушке приснилось, Что она твердит урок. Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Даже дедушке приснилось, Потому что он сегодня Что стоит он у доски Поступает в первый класс. Комментарии к уроку 1. Подготовка к восприятию произведения. Учитель: Что вы вспоминаете и представляете, когда слыши те слово школа? (Дети рассказывают о своих представлениях, ощу щениях, впечатлениях.) 2. Работа со стихотворением А. Барто «В школу»: слушание, беседа. - Вспомните, хорошо ли вы спали перед 1 сентября? Волно вались ли так же, как Петя? Почему он «просыпался десять раз»? Чего боялся Петя? - Какое это стихотворение - веселое или грустное? 3. Моделирование обложки. Фамилия автора Жел. Стихи о детях Заголовок 4. Повторение. Сравнить модели, определить жанр и тему произведения, привести примеры названий. а) б) в) Кр. Зел. Жел. 63 Ответы: а) Стихи о Родине: Дрожжин. «Привет»; Серова. «Мой дом»; Павлычко. «Где всего прекрасней на земле?». б) Стихи о природе: М. Гали. «Земные краски»; народная пес ня «Березонька». в) Стихи о детях: А. Барто. «В школу». Обратите внимание. Работа с моделями поможет детям повторять изу ченные произведения, формировать умение самопроверки (знаю или не знаю), обогащать читательский опыт. В этой работе можно использовать книжки самоделки из «библиотечки развития», соотносить модели с кни гами: «Это стихи о Родине. Их написал Дрожжин» или: «Дрожжин. «При вет». Это стихотворение о Родине, относится к первой модели» и т. д. 5. Упражнение в чтении по учебнику. Слова: школа, школьник, ученик, ученье, учительница. Первая строфа (четко проговаривать слова со звуками [п], передавать чувства: волнение, тревогу и т. д.): Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. 6. Выполнение упражнений в тетради. 7. Оформление книжки самоделки, обобщающая беседа. Урок 11. Рассказы о детях В. Железников. «История с азбукой» Учебные задачи: учить определять жанр и тему прослушанного произведения; воспитывать отзывчивость, доброе отношение к малышам и взрослым; учить составлять схематический план и рассказывать по плану; отрабатывать навык чтения. Учебные умения: различать рассказ и сказку; правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок); 64 рассказывать по готовому плану; читать отдельные слова и предложения. Учебный материал: рассказ В. Железникова «История с аз букой». В. ЖелЉзников История с азбукой После уроков я зашел в первый класс. Я бы не стал к ним за ходить, но соседка поручила присмотреть за ее сыном. Все таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуть ся и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая то кноп ка, из за парты ее почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше ее головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждет. - Девочка, - говорю, - почему не идешь домой? Никакого внимания. - Может быть, потеряла что нибудь? Сидит как статуя, не шелохнется. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошел к доске, придумываю, как расшевелить эту «ста тую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал перво клашку, который пришел из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жует, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка. - А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой? - Нет, - отвечает, - я домой не пойду. - Что же, ночевать здесь будешь? - Не знаю. Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. 65 Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут ме ня совесть заела, и я вернулся. - Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сей час вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице. Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Ды ши, не дыши», - и градусник сует под мышку. Холодный, как со сулька. - Ну и хорошо. Поеду в больницу. Честное слово, она была ненормальная. - Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось? - Меня брат ждет. Вон во дворе сидит. Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик. - Ну и что же? - А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить. - Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать! - Я не врала, я просто не знала. Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как то не понятно вертит. - Буквы учат целый год. Это непростое дело. - У нас папа с мамой уехали далеко, а Сережа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у нее все нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день пал ки писали. Сейчас она должна была заплакать. - Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из па лок можно сложить буквы. - Я подошел к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трех палок. Буква ша лашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь ее, чтобы не заплакала. - А теперь, - говорю, - пойдем к твоему брату, и я все ему объясню. Мы вышли во двор и направились к ее брату. Шли, как ма ленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у нее ладошка и теплая, а пальцы подушечками. 66 Вот, думаю, если кто нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же ее руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Сережа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит. - Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое легкое дело. - Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сест ру. - Нечего было обещать. - Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девоч ка. - А из палок складываются буквы. Но он не стал ее слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплелся утиной походочкой. Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывал ся в чужие дела. - Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату. Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его. - Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдешь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой ой как попотели! А у те бя и руки опустились. - Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он. У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря роди тели не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далеких расстояний или злых морозов. - Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и все изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде. - Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живем в этом доме, за железной изгородью... Правда, Сережа, хорошо? - Ладно, - ответил Сережа. - Я буду ждать. Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали меж ду железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос. - Сережа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы? Я видел, что Сережа остановился, а сестра его вбежала в подъезд. 67 - Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? - сказал Се режа. - Надо учиться целый год. - Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. - И пла кала ваша Сибирь. - Ничего не плакала, - ответил Сережа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придет к нам и напишет письмо. - Все ты врешь, - сказал мальчишка. - Ох и силен ты зали вать! Ну, как зовут твоего друга, как? Наступило молчание. Еще минута, и должен был раздаться победный, торжествую щий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому слу читься. Нет, это было не в моем характере. Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову меж ду прутьями. - Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя. У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Сережа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошел домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами стихов и иллюстрациями к стихотворе нию А. Барто «В школу», чтение по учебнику и тетради. 2. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». 3. Беседа: - Кто помог детям? - Какой эпизод рассказа показался вам грустным? - Когда вы радовались? - Кто из героев рассказа особенно понравился? Фамилия автора 4. Моделирование об ложки. Жел. Рассказ о детях 5. Повторное слушание рассказа (если в этом есть необходимость). Заголовок 68 6. Работа с текстом: деление на части, составление схемати ческого плана с введением «заместителей» героев. При составле нии плана учитель читает текст по частям. «Заместители»: девочка - Д, Сережа - С, мальчиш ка - М, Юра - Ю. План схема цепочки событий: Встреча Во дворе Во дворе дома с девочкой школы Схематический план с «заместителями» героев: Д Д С Д Ю С Ю М Ю 7. Выполнение заданий в учебнике и тетради. 8. Рекомендации (по выбору): найти книгу о детях; пересказать дома рассказ В. Железникова «История с азбу кой» и рассмотреть иллюстрации; придумать историю из жизни первоклассника. Урок 12. Веселые рассказы о детях Л. Пантелеев. «Буква „ты“» Учебные задачи: познакомить с юмористическим рассказом; воспитывать уважение к взрослым и детям; учить определять тему чтения. Учебные умения: сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов; выражать свое отношение к героям произведения; правильно называть произведение. 69 Учебный материал: рассказ Л. Пантелеева «Буква „ты“»; кни ги о детях. Л. ПантелЉев Буква «ты» Учил я когда то одну маленькую девочку читать и писать. Де вочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую аз буку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая по следняя буква - «я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись. Я, как всегда, показал ей букву, дал как следует ее рассмотреть и сказал: - А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: - Ты? - Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я». - Буква «ты»? - Да не «ты», а «я». Она еще больше удивилась и говорит: - Я и говорю: ты. - Да не я, а буква «я». - Не ты, а буква «ты»? - Ох, Иринушка, Иринушка. Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется - «я»? - Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю. - Что ты понимаешь? - Это не ты, а это буква так называется - «ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще «я» - это только буква? - Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь. Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает: - Говорить? - Ну ну... конечно. 70

Конспект урока по литературному чтению «Развитие художественного восприятия произведения В. Железников «История с азбукой»» для учащихся 1 класса

Разработка урока по образовательной системе «Начальная школа XXI века»

Предмет: чтение, урок слушания, 1 класс, Тип урока: открытие нового знанияЦель деятельности педагога: создание условий для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой»Задачи: Развития умение формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;— составлять схематичный план и пересказывать по нему;— воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.Формировать УУД: — выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);— умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);— умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Планируемые результаты по УУД: Личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;— Метапредметные: Регулятивные - осуществление действий по образцу и заданному правилу; Познавательные - осознанно воспринимают содержание литературного произведения; Коммуникативные - используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;— Предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.Формы организации познавательной деятельности: — фронтальная;— парная;

— индивидуальная.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л. А. Ефросинина;

рабочая тетрадь по литературному чтению;

— мультимедиа установка, компьютер.

Структура урока 1. Самоопределение к учебной деятельности Здравствуйте! Начнём наш урок литературного чтения.А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)2. Создание эмоционального настроя. Выход к теме урока Игра «Волшебный сундучок».Посмотрите внимательно. У меняя на столе стоит сундучок. Для чего нужны сундучки? (хранить вещи…). Что лежит в сундучке, вы узнаете, если выполните задание.Послушайте: «…Папа Карло почесал затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся. Но без куртки. В руке он держал…» (книгу, азбуку)Что лежит в сундучке?(азбука) Что такое азбука? (ответы детей) Кто видел азбуку? Для чего нам нужна азбука? Где в жизни мы сталкиваемся с азбукой? (ответы детей. Один из вариантов: азбука нам необходима для того, чтобы изучать буквы, учиться читать)3.Работа по теме урока 3.1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». Ребята, послушайте. Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Карповича Железникова. А вы знаете кто такой Владимир Карпович Железников? (предположения детей: человек, который пишет рассказы, писатель.). Я хочу рассказать вам про Владимира Карповича.Железников Владимир Карпович родился в 1925 году, в семье пограничника. В детстве часто переезжал с родителями с места на место. Работал в детском журнале «Мурзилка» писателем. Владимир Карпович известен не только в России, но и Японии, США, Дании, Польше и др. странах.Вот несколько произведений, которые написал Владимир Железников. (показ на слайде или на доске)Как может называться произведение, с которым вы сегодня познакомитесь? (предположения детей) Посмотрите на слайд (на слайдах иллюстрации обложек)Что общего в этих иллюстрациях? Как может называться наше произведение? (название книги, азбука). Правильная формулировка учителем: «История с азбукой». (чтение рассказа)Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился? (ответы детей, если есть возможность с подтверждением из текста)3.2. Моделировнаие обложки (работа в парах) Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.Чтобы выполнить следующее задание, вам будет необходимо поработать в паре. У вас на партах лежит два листочка. Ваш задача про анализировать свой листочек. Сообщить свою часть вопроса соседу по парте, составить целостный вопрос и выполнить задание.(на листочках: 1 - составить обложку к рассказу; 2 - дополнить обложку, используя знание имени и фамилии автора, название произведения) На работу отводится 5-7 минут.После выполнения работы дети презентуют свои обложки (по желанию 3-4 пары), далее проверка на слайде.Физминутка (общая) 3.3. Повторное слушание рассказа Назовите героев рассказа. Опишите героев рассказа (внешне, как представляют; характер). Кто из героев вам понравился? Почему? (ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)

3.4. Работа с иллюстрацией в учебнике

Познавательные УУД: соотносят разные виды информации

Рассмотрите первую иллюстрацию (стр. 19). Перескажите отрывок из текста, соответствующий иллюстрации (читающие дети могу опирать на сам текст, зачитывать необходимую информацию. Аналогичная работа с иллюстрацией на стр. 22)

3.5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, встраивают последовательность необходимых операций

Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников

Метапредметные УУД: использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов

Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа (работа в парах).

Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (аналогичная работа с остальными частями рассказа)

План-схема цепочки событий (работа в парах):

Физминутка (для глаз)

3.6. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Учебник: стр. 24

Прочитай слова. Почему они записаны с большой буквы? Прочитай полное имя.

Прочитай рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (ответы детей)

Тетрадь: стр. 11

Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните ее самостоятельно (самопроверка с ранее выполненным заданием)Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые знаете. Самостоятельное выполнение задание с последующей взаимопроверкой.Подчеркните слова, которые передают настроение автора. Работа совместная по предложениям.Прочитайте слово по стрелке.4. Дополнительная информация (по желанию) Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного, умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опытКак вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (рассказ ведется от Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрые поступки всегда приятны тому, кто их совершает)Были ли у вас такие события, когда вы поступали хорошо, помогали и вам было хорошо и приятно за себя. (ответы детей из жизни)5. Итог урока С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор? Что вы можете рассказать о Владимире Карповиче? Что вам запомнилось на уроке? (ответы детей)Дифференцированное задание:Не читающие дети: соедини «заместитель» героя рассказа с заданным словом.Читающие дети (2 вариант): соедини героя рассказа с заданным словосочетанием.

1 вариант 2 вариант

Девочка Юра Девочка Юра

учится в классе отличное настроение

Серёжа Мальчик Серёжа Мальчик

Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием.

6. Рефлексия

На доске вы видите лестницу. Сколько ступенек? (3) У каждого из вас есть смайлик. Поместите себя на ту ступеньку, которая соответствует вашему на строению.

Верхняя - я работал (а) самостоятельно, у меня все получилось.

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она


должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания:

Определите жанр данного текста.

О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).

Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.

Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?

Главные герои рассказа Владимира Железникова «История с азбукой» — школьники. Мальчик Юра, который уже не первый год учится в школе, первого сентября заглянул в первый класс. Соседка по дому попросила его присмотреть за своим сыном-первоклассником.

В классе уже было пусто, только за последней партой сидела грустная девочка. Юра спросил, почему она не идет домой? Девочка рассказала, что она пообещала своему младшему брату, который сейчас ждет ее возле школы, за один день выучить всю азбуку. Но свое обещание она выполнить не смогла, потому что всем классом они сегодня только писали палочки в прописях.

Юра объяснил девочке, что для того, чтобы научиться читать и писать, требуется целый год. Тогда первоклассница рассказала ему, что их родители уехали надолго, оставив детей с бабушкой, а ее брат Сережа хотел написать им письмо. Поэтому девочка и пообещала брату, что за день выучит всю азбуку. А брат похвастался этим мальчишкам во дворе. И теперь девочка не знала, как показаться брату на глаза.

Выслушав эту историю, Юра взял девочку за руку и повел ее к брату. Юра объяснил Сереже, что нельзя за один день выучить азбуку, но при этом Юра пообещал детям, что после обеда придет к ним домой и напишет письмо родителям под диктовку Сережи.

Обрадованные дети ушли, показав Юре дом, где они живут. Дом был недалеко от школы, и Юра слышал, как Сережа рассказывает мальчишкам во дворе о своем новом друге. Мальчишки ему не поверили и спросили, как зовут друга? Тогда Юра через ограду дома показался им и сказал, как его зовут. После этого Юра отправился домой, и настроение у него было отличное.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в том, что люди должны помогать друг другу в трудную минуту. Юра пообещал первокласснице и ее брату Сереже написать письмо родителям детей, хотя он был совсем не знаком с этими детьми.

Рассказ учит быть внимательным к детям и помогать им при необходимости.

В рассказе мне понравился школьник Юра, который не оставил без внимания проблему маленькой первоклассницы и ее брата. Юра оказался человеком неравнодушным. Ему было не все равно, почему первоклассница не идет домой, и как выкрутится её брат из истории с мальчишками во дворе. Юра все расставил по своим местам: сказал, что невозможно выучить азбуку за день, а что касается письма, то он напишет его сам. Если в мире неравнодушных людей станет больше, то этот мир станет счастливее.

Какие пословицы подходят к рассказу Железникова «История с азбукой»?

Поспешишь – людей насмешишь.
Аз да буки - начало науки.
Назвался другом — помогай в беде.


Top