Воля божия и воля человеческая. Поучения оптинских старцев

Воля Божия - что это? Вот какую формулировку дает Википедия: "Воля Божия состоит в полной пассивности человеческой души, во всецелом отдании себя в руки Божии или в окончательном уничтожении человеческой воли". Смешно? Грустно?

Воля Божия... Жить по воле Божией... Как часто эти слова ставятся нам, православным, как упрек в нашей несамостоятельности, инфантильности, лени! Как часто мы, православные, кидаемся этими словами, чтобы оправдать собственную лень и инфантильность! Как редко мы задумываемся об их истинном значении, о влиянии этой самой воли в нашей жизни…

Архимандрит Софроний (Сахаров) сказал прекрасные слова: "Великое благо - предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу, и чувствует любовь Божию, хотя и страдает телом". Но как же редко это получается... Вспоминаю первый случай в моей жизни, когда я осознанно призывала Господа явить мне Свою волю. Я только-только входила в Церковь. Работала тогда на двух работах главным бухгалтером. В одной фирме была небольшая зарплата, но свободный график и люди, с которыми было пережито много тяжелых минут и которые мне немало помогли. А вот в другой мне поставили ультиматум: повышаем тебе зарплату до 20 тысяч (на дворе был 2001 г.), но ты должна будешь работать только у нас. Предложение было весьма заманчивым. Но что-то ворочалось внутри - совесть, что ли? И я, как умела, начала просить: "Господи, скажи мне, как правильно поступить? Что правильнее: выбрать материальный достаток для семьи или остаться там, где люди просто не имеют возможности платить больше, и нанять другого бухгалтера им будет сложно?.." И так я молилась весь день. К вечеру надо ехать на "денежную" работу, давать ответ. Еду в маршрутке, молюсь и говорю про себя: "Уйти на большую зарплату?.. Остаться в старой фирме?.." И вдруг, когда я произношу "остаться", у меня как будто лопается тяжелый ком в груди, светлеет в глазах - и такая неземная радость!!! Все сомнения отошли, я спокойно приехала, отказалась от места, уволилась. И ни разу впоследствии об этом не пожалела, хотя, не скрою, очень трудно было уменьшать свои запросы до уровня оставшихся доходов.

Потом уже, придя в Церковь, в Сестричество, я поняла, что воля Божия всегда рядом с нами. Она разлита вокруг, правильный ответ лежит буквально на поверхности - руку протяни и возьми. Что же мешает? Почему так много раз мы ошибаемся?

Скорее всего, потому, что предаваться на эту самую волю нам - ой как не хочется. Вернее, хочется, чтобы воля эта совпадала с нашей. Чтобы Бог подстраивал под нас Свою волю. Отсюда тысячи покалеченных судеб. Как часто, не выполнив какое-то поручение, мы говорим, оправдывая себя: "Значит, была на это воля Божия". Мы прямо-таки заявляем себя проводниками этой воли! Я не подписала документы, в результате чего бомж вынужден отправляться на улицу? Ну, значит, такова воля Божия об этом бомже… Представляете, как страшно? Мы совершенно забываем, что воля Божия состоит в желании Божием и попущении Божием. И твой "косяк" с документами, конечно, стал для этого бедолаги попущением Божиим, но ты-то сама не выполнила желание Божие, чтобы человек сей обрел себе кров!

Прекрасно сказал Фома Аквинский: "Молись так, как будто все зависит от Бога, а делай так, как будто все зависит от тебя". Вот в этом соединении своей воли и Божественной мы и должны жить и работать. Тогда мы сможем увидеть волю Божию, ощутить ее вокруг себя, воспользоваться Его помощью. В самом деле ведь, свободу воли никто и никогда у нас не отнимал, но - а если она направлена на удовлетворение своего "я"? Если ты ищешь любой повод, чтобы не пойти на служение ближнему, если на первом месте у тебя собственные проблемы, как ты сможешь слиться с Божественной волей, как можешь принять в свою жизнь и желания, и попущения Его ? А ведь прежде всего надо принимать все это именно в своей жизни. А зачастую получается, что в свою жизнь принимаешь желание Божие, а по чужим щедро сеешь Его попущения ...

Кстати, я уверена, что если Господь сочтет необходимым что-либо до тебя донести, Он откроет Свою волю через любого первого встречного. Опять-таки, пример из моей жизни. Когда умер мой отец, который давным-давно нас оставил и не интересовался ни мной, ни внуком, наш духовник сказал, что теперь я должна сорок дней отходить на отделение дополнительно за своего отца. То есть, если все идут вечером, я должна пойти еще и утром, - и наоборот. Шла и плакала. От злости - на духовника, на отца, на себя, что послушалась... И, как назло, какой памперс не откроешь - полный... Я уже чуть не в голос рыдаю, и тут подхожу к женщине, лежащей в коме, и слышу от нее: "Деточка, да какое же дело святое ты сейчас делаешь!". Волосы встали дыбом, ноги подкосились... И все. Слезы ушли, злость ушла, на душе - тихая радость. И хотя было все равно тяжело и неохота, но я услышала волю Божию, подчинилась, - и Господь дал силы перетерпеть.

Предать себя на волю Божию - это, по-моему, величайший труд и спасительнейшее достижение. Потому что тогда спокойна душа. Это не "уничтожение человеческой воли", а ее преумножение, ее совершенствование. Только тогда душа человека достигает того совершенства, которое предназначено ей Богом. Как хочется преодолеть свою лень и нерадение, свою гневливость и самолюбие, чтобы получить сей дар! Но понимаешь, что до этого пока - как до Луны пешком. Иногда ропщешь, иногда смиряешься - и говоришь: "На все воля Божия"...

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Недавно по радио «Радонеж» Святейший Патриарх говорил, что у нас в стране разрушается институт семьи. Я послушала и подумала, что уж если Светильник нашей Церкви говорит такие слова, значит воистину оно так. Видно что и Патриарх, и наша Церковь переживают о том, как живет молодежь, какие у нее цели, какие у нее взгляды, чего они хотят от жизни.

Я видела разную молодежь, разные семьи: счастливые и не очень. У каждого все-таки по-своему семьи строятся. Надо с детства смотреть, как жизнь складывалась у людей, может, где-то были допущены ошибки. А бывает так, что родители все, что только могут, дают своим детям: и веру, и честную, трудолюбивою, нравственную жизнь, - а кто-то из детей подрастая, может сойти с доброго пути. И прежде чем опять быть в лоне домашней церкви, нужно много перенести невзгод, увидеть мир уже другими очами.

Ко мне как-то подходили девушки из нашего прихода, их родители, просят помолиться: девушка окончила институт, ей бы найти себе мужа. Конечно, очень сочувствуешь, видя, что и родители хорошие, и дочка хорошая, и хочется ей счастья. Но как найти семейное счастье?

У старца Паисия Святогорца есть книга «Семейная жизнь», которая, думаю, должна стать настольной книгой в каждой семье. Ее можно читать и перечитывать, особенно молодым - настолько она глубокая и всеобъемлющая, настолько в ней все по полочкам разложено. Ее можно как спасительную ниточку использовать. Чувствуешь, что в семье что-то неладное, возьми скорее эту книгу, почитай. Не только полезное почерпнешь, но даже мирный дух книги передастся тебе. Ты успокоишься, тут же увидишь свою виновность, в семье наладится покой и тишина. Я думаю, что эту книгу молодым обязательно нужно иметь.

Думаю, у каждого человека есть своя половина. И ко встрече с ней надо подготовиться. Конечно, когда рождается человек, Господь уже знает его будущее, но все-таки Он и дает возможность выбрать себе путь. Всегда есть выбор, по какой дорожке идти.

Материнская молитва

Есть, конечно, избранники Божьи, которые даны нам на помощь - это всем известные святые. Господь их избрал, видя родительский подвиг, и их родители уже были светильничками. Господь выбирал их, чтобы потом они могли молиться за весь мир, помогать нам своей молитвой и помощью. Они по жизни нас ведут, их ходатайствами перед Господом мы защищаемся, их любовью. Вот просишь у Святителя Николая: «Святителю Николе, помоги мне, дорогой. Ты друже Христов, ты его избранничек Божий, Богом данный нам. Ты не оставь меня, помоги мне, ты все видишь и все знаешь».

Их путь был определен Богом, но в жизни у людей есть свобода. В любом жизненном вопросе у человека есть выбор: как поступать, как себя вести, что выбрать в жизни. И всегда есть выбор, как поступать: по воле Божьей или по своей прихоти, по своему упрямству. Мама говорит детям, например 16-17ти лет, что нужно вот так поступить, я так чувствую душой, ты лучше иди вот сюда вот, - а не хочется, не принимается это детьми. Хочется пройти через какие-то ухабы и сугробы, чтобы потом через время понять, что неправильно поступал. Может, Господь и дает такие ухабы, чтобы потом человек бросился к Господу, покаяние принес и исправил свою жизнь? Такое покаяние Церковь принимает, и в жизни все может быть. Но каково же родителям? Ведь так душою за детей болеют.


В одной семье 9 детей, а они все разные, хотя семья-то одна, одно закладывалось, одни взгляды на жизнь, одна цель. Если ты христианин - ты рождаешь детей для Царствия Небесного и нужно привести к вечной жизни деточек, которых тебе Бог дал на время этой жизни. И родители за них, конечно, в ответственности. И когда ты советуешь что-то, а это не воспринимается - появляется боль. Так вот молитва материнская и рождается, через страдания. Без страданий, без скорбей невозможно.

Если говорить про сегодняшнюю молодежь, то я видела разную: молодежь нашего прихода, своих детей, их друзей. В школьном возрасте вместе дружили, ходили в храм, молились, вместе гуляли - жили одной жизнью. Когда школа окончилась, все разбежались кто куда, а там уже свои какие-то новые встречи, друзья. Слышат они разные мнения и по слабости духа принимают их. Тут и выбирается путь: тот, которым ты жила раньше или тот, с которым ты сейчас столкнулась. Ты слаба, хочется что-нибудь полегче, да и вроде ничего такого плохого не делают новые подруги, вот и ты за ними идешь. Так вот и сходишь со своей дорожки постепенно, - враг же хитрый, незаметно сталкивает с пути. Кажется, вроде нормально - можно многое допустить, другие же тоже так делают. Так вот этой постепенностью многие отходили от Церкви, от веры, потом совсем терялись.

Дочки - будущие мамы

Закваска и фундамент на всю жизнь дается только в семье, и это самое главное для человека. Поэтому очень важен уклад семьи, как между собой живут родители. Ребенок повторяет своих родителей, их слова и выражения - впитывает все в себя. Когда подрастает, то друзья для него тоже имеют важную роль. Здесь-то и начинается борьба материи с духом. И дай Господи мудрости, терпения и любви!

Раньше была традиция семейного домостроительства. Мальчиков отдавали учиться, чтобы он умел руками многое сделать, чтобы руки золотыми стали, и к чему не прикоснулся, в руках ладилось - мог любую работу сделать. В такой работе крепнет дух, сила, уверенность. Когда человек работает руками, он набирается терпения. А терпение просто необходимо в жизни человеческой. Благодаря этому он и сможет кого-то взять под свое крылышко. Девочек же всегда старались научить вести домашнее хозяйство, чтобы она могла руками многое сделать - шить, вышивать, готовить еду, стирать. Сейчас мы пришли к тому, что у нас полностью разрушены традиции домостроительства.

Как мама наставляла дочку? Со скольких лет дочка уже должна следить за собой, за своими мыслями, желаниями? Ведь мама всегда видит свою дочку, таланты, какие ей дал Бог, которые нужно развить и направить. Чтобы дочка над этим и старалась больше, чтобы потом можно было отдать людям, Богу. Ведь в каждом человеке множество талантов, а мы даже не знаем, что они у нас есть. Если человек живет доброй жизнью, то Господь все таланты открывает в человеке, в течение всей жизни даже если у него нет образования. Вот мама и идет на разговор с дочкой, они друг другу открываются. Также и с сыновьями. С сыновьями желательно, чтобы папа разговаривал, но мама тоже играет очень большую роль.

Вот как у нас с девочками. Я всегда старалась их настроить на то, что они будущие мамы. Впервые я почувствовала реальную помощь от старшей дочки в 10 лет. Вот с 10 лет я и начинала ей говорить, что она будущая мама и хозяйка, и должна многое научиться делать. Я всегда с детками дома жила, поэтому всегда знала, о чем они говорят, всегда слышала, как они общаются между собой. Простая ситуация - Лизочка или Наташенька, еще маленькие были, сидят на диване, я захожу в комнату, а у них какое-то положение: платьице ли задралось, или на ноге сидят. Я всегда обращала на это внимание, говорила: ну-ка сядь прилично, ты девочка ведь, платьице поправь, помни, что всегда Господь перед тобою, Он всегда на тебя смотрит. Это все очень важно.

Конечно, всегда они на кухне помогают во всем, участвуют. Так как у нас дети рождались, старшие во всем были ответственны за младших. Я их научила и кормить, и пеленать, как за ребенком следить и как его уложить, объясняла, почему ребенок плачет. Я их всегда готовила.

Сама же всегда молилась, чтобы Господь им даровал доброго мужа, христианина, чтобы у них было все хорошо. Всегда просила у Господа, у Богородицы, у Святых, кого знаешь, кому доверяешь, которые по сердцу.

Вот, например, Любочка. Когда я ее спрашивала, что она просит, когда к мощам подходит, когда перед иконами молится. Она отвечала - просит, чтобы Господь послал ей доброго мужа, и это уже в 13 лет. Это была простая детская молитва. Они видели наши отношения с папой, когда он еще был жив. Любочке сейчас только 17 лет, а Господь ей уже послал человека очень доброго и очень глубоко верующего, будущего священника, мы его знаем уже более 10 лет.

Надо отдать себя воле Божьей

Мне думается, что нельзя делать цель из того, чтобы найти свою половинку. А надо отдать себя Воле Божьей. Все же от Господа, не от себя же мы все творим.

Здесь очень важно, когда девушка хочет выйти замуж, чтобы девушка в первую очередь молилась сама. Если родители хорошие, они тоже молятся, подают записочки, берут на себя подвиг. Я видела многих родителей, которые своим дочерям вымаливали мужа, отказывались от каких-то удовольствий до того момента, покуда дочка не найдет мужа. И Господь посылал всегда.

Знала одну девушку, которая каждый год 1 января, в то время, когда все после Новогодней ночи догуливают, а она рано утречком полшестого утра ехала на Комсомольскую станцию. А оттуда - в Сергиев Посад к Преподобному Сергию. И там молила его, чтобы он послал ей мужа хорошего, верного Богу. Так она ездила шесть лет. Она вела себя очень тихо и скромно, просто молилась. И Господь послал ей очень хорошего человечка, и я знаю, что скоро будет все хорошо.

Есть ведь много Святых. А наш Святитель Николай на что нам дан? Он ведь тоже Устроитель, Он такой Скорый Помощник.

Много слышала про ребят из Семинарии. Им же один раз надо жениться. А в наше время очень сложно выбрать. Есть такие случаи, когда поначалу все хорошо, встречается, любит, в храм ходит, хорошая, нет никаких минусов. Женятся, а она говорит, что свое дело сделала, отмолилась и перестает духовно работать. Всякое в жизни бывает. Или после замужества говорят, что если бы знали, что ждет, то никогда не вышли бы замуж за священников. Ведь быть матушкой - это большой труд. А трудиться не все могут. Значит, человек слабой веры. Думаешь, а куда же твоя любовь делась? Много вопросов возникает. Подумала ли ты о будущем этого человека, ведь он второй раз жениться не может. Очень много проблем потом появляется. Поэтому бывает, что ребята в течение всех 5 лет, пока учатся, ходят к Матери Божьей на поклон: «Матерь Божья, пошли мне в жизни добрую матушку». Так вот вверяет Ей себя, что Она посылает им. Многие так делают. Кто Матери Божьей, кто Святителю Николаю молится. Так вот каждый день: «Пошли мне добрую, пошли мне хорошую». За такое смирение и дается. Ты каждый раз капаешь-капаешь, и когда-нибудь ведерко перельется.

Если, конечно, ты будешь требовать от Господа - дай мне сейчас же - то, конечно, не получишь. А если со смирением… следи, с каким чувством предстоишь Господу… ведь Он смотрит на твое сердце, что у тебя на сердце, на душе? Ты требуешь своей прихоти? А может, в данный момент ты еще не готова? А может у тебя слабенькое здоровье, и не можешь понести ребенка крепкого, может тебе еще нужно годик пожить одной, чтобы Господь все внутри, благодаря Причастию, невидимо для нас, поправил все. Господь печется о каждом из нас, хочет добра каждому.

Кроме этого, не должно быть и завышенных ожиданий от будущего избранника. Если напридумывать себе все, то очень трудно будет обрести такого человека. А ты молись Господу, отдай себя Ему в руки, пусть Он тебе даст того человека, который тебе нужен. Вот встретила ты человека, ты же должна его родителям показать, духовнику, а может они что-то неладное почувствуют. Нужно же еще благословение их получить. Может родители поймут, что он совсем по-другому на жизнь смотрит, а ты этого еще не увидела. Нужно дочке аккуратно подсказать. Ты не торопись. Подожди, спокойно, погуляй, ничего не обещай, посмотри, какой он. Может ли он быть твоим покровителем, отцом твоих детей? Может, он просто хочет поразвлекаться, не венчаясь, не расписываясь. Тут ведь много всего. Тут и душа и сердце должны подсказать,- если будешь искренне молиться.

Хотя у меня не было внутреннего осознания, что Федюша - мой человек, но я, когда его встретила, еще совсем дитя была, о жизни мало знала. Я в деревне глухой 10 классов окончила. Каким-то образом попала к ним на кухню… Божьим промыслом, конечно. Работаю там, посуду мою, и вдруг такой молодой человек меня увидел. О. Федор всегда всем говорил, если его спрашивали, что он верит в любовь с первого взгляда, потому что так он полюбил меня.

Так что нужно положиться на Волю Божью. Нужно просить у Господа, не требовать, а просить, ведь ты же веришь в Господа, доверяешь Ему.

Ошибка девочек

Вот сейчас некоторые девочки, молодежь, настолько ринулись делать себе карьеру, что забывают о самом главном. Мальчиков не будем трогать, потому что они должны получить профессию и содержать семью, а у девочек другое предназначение. Она, получается, сама не дает себя в руки Божьи, а считает, что должна сначала отучиться, а только потом уже о замужестве думать. Проходит 5 лет, а с аспирантурой и все 7. Тебе уже 25-27, тебе уже хочется замуж, а приходят уже сложности. Время идет, все ездят по заграницам, изучают языки, а я вот буду себе еще и второе образование делать. В то время молодые люди тебя окружают, обращают на тебя внимание, и ты на них обращаешь внимание. Значит, ты свою чистоту души все равно уже теряешь.

Вот как одна девочка - она с мальчиком сейчас встречается, а замуж за него выходить не собирается. А зачем тогда встречается? Она отвечает, что ей нужно узнать, какие ребята, какие у них взгляды, какие минусы и плюсы. Может ли христианка так размышлять? Конечно, ни в коем случае. У каждого человека есть плюсы и минусы. Только любовь может помочь преодолеть их! И по милости Божией ты в этом человеке минусы никогда не увидишь! Старец Паисий говорил, что так Господь и определяет, что один горячий сам, а жена кроткая, тихая, смиренная. Ведь это Божий дар такую жену иметь, тогда они между собой ладят. Она смиряется, она видит такие его качества, каких у нее нету. Она одобряет, что он такой, какой есть, и несет его немощь на себе. Она спасет и себя, и он этим спасается. Он удивляется ее кротости, он ее за это любит, готов за нее жизнь положить. Или, например, жена строптивая, тогда муж должен быть смиренный, чтобы помнил, что он все равно ее любит, какой бы она не была. В ней есть гордость, но есть и что-то другое, она мать его детей. С ней он перед Богом, значит, заслужил такую жену. Значит, в юности своей вел себя, может быть, неправильно со своей мамой. Такая жена Богом дана ему для спасения. И дети, видя гармоничные отношения родителей, им удивляются, выходят очень хорошими.

Вот и ошибка девочек, которые стремятся получить образование, этим временем гуляют с ребятами, они теряют и раскидывают то, что им Богом дано, а потом остаются у разбитого корыта.

Некоторые девочки, молодежь, стараются построить карьеру. Я даже знаю девушку, которая говорит, что не может себе сейчас позволить замужество, потому что строит карьеру. Одновременно она гуляет с ребятами. Я ее предупреждаю, что ни к чему хорошему это не приведет. Если она действительно хочет выйти замуж, то должна серьезно смотреть на ребят. Если христианка, то постараться найти человека, с которым у нее была бы одна цель в жизни. Если же дух разный, то в семейной жизни возникают всегда очень большие сложности. И такой крест не каждый может понести.

В семье - единый дух

Дух - это, к чему человек стремится в жизни, какая у него цель и сама его жизнь. И если мы говорим о христианах, то цель нашей жизни - достичь Царствия Небесного, стараться в своей жизни принести окружающим людям добро, быть милосердными с ними, стараться им помочь. Поэтому муж должен быть одного с тобою духа, чтобы цель его была такой же. Ведь надо своих деточек в вере воспитывать, в любви к Богу и к людям, но не для этой жизни. Многие родители говорят детям, чтобы наслаждались и жили этой жизнью, ведь один раз живем.

А у избранника какая цель? А он может хотеть совершенно другого. Он может хотеть что-то приобретать, хотеть, чтобы куда-то ходила, одевалась совершенно по-другому. Ведь, если сейчас жить для этого мира, значит, ты не сможешь быть такой, как ты сейчас, скромной, значит и вести себя нужно совершенно по-другому. Сейчас часто принимают человека в обществе по тому, какая фирма у человека висит на одежонке. А ведь самое главное, какая душа, какое сердце у человека. Вот и подумай, какого мужа ты себе хочешь избрать.

Если выберешь себе мужа других ценностей, годик проживешь и увидишь, что он не доволен тобой, из-за того ты не можешь пойти в бар, вести более легкую жизнь. Тогда он пойдет налево, к другой женщине, а у вас ребенок, и получаются несчастные дети и жены. Бывает, но редко, что через какие-то испытания муж приходит к вере через верующую жену. Ведь апостол Павел говорит, что неверующий освещается верующей женой. Это надо быть на 100% уверенным, что твой избранник нравственный человек. Закон Божий на нравственности ведь стоит, правда? Нужно, чтобы он был добрый, чтобы сердце его было добрым, чтобы он был милосердным. Тогда уже можно сказать, что он Христов. Тогда ты жена, христианка, а он еще без веры во Христа, но он видит твою жизнь. И сможет пойти за тобой, и освятится тобой. А если этот человек уже иного внутреннего содержания, то тогда будут большие сложности.

Записала Надежда Антонова.

«Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли» – слова из Господней молитвы, которую каждый верующий православный христианин должен читать каждый день. Зачастую это действительно для нас просто слова, которые мы механически вычитываем каждый день. Но вот, наступает ответственный момент в нашей жизни, когда они перестают быть просто словами – а становятся смыслом нашей с Вами жизни!

Да будет воля Твоя…Как правильно жить по воле Божией?

Жить по воле Божией – значит не приходить в уныние и отчаяние от случающихся скорбей и бедствий, ибо все, происходящее с нами, происходит исключительно по воле Божией, следовательно, служит для нашего спасения.

Жить по воле Божией – значит всю свою надежду и все свое упование возлагать исключительно на Бога, а не на материальные сбережения и не на друзей своих.

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много денег, которые спасут и выручат нас из любой беды – мы живем по своей воле, от того и терпим мятежность духа, неуверенность в завтрашнем дне и безконечные страхи, терзающие нас.

Господь сказал: « И так, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34)

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много друзей, которые спасут и выручат нас из любой беды – мы живем по своей воле. И так как не знаем, где и в чем наше спасение, то идем своей дорогой, ведущей не ко спасению, а на погибель.

Жить по воле Божией, нам, людям, очень тяжело, ибо привыкли мы угождать плоти своей и суетному разуму своему. Правильно сказал о нас святой праведный Иоанн Кронштадский:

« Мы только называем Господа – Богом, а на деле – то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги – плоть наша…»

Сначала живем мы по воле нашей, а потом твердим: « Господи, Господи – спаси нас, погибаем!» Виним вокруг людей и обстоятельства в наших бедах и несчастиях, в то время, как сами же и виноваты во всем, ибо живем не по Божией, а по своей воле.

Когда же человек целиком и полностью предает себя в руки Божии, когда не ищет своего, но Божиего, когда жизнь свою строит не по своему хотению и разумению – но только была бы во всем воля Господня – тот человек не винит в своих страданиях других людей, так как знает, что все ниспослано нам Господом Богом для нашего же очищения и спасения.

Как жить по воле Божией? Значит не делать себе запасов материальных, а все свое богатство раздать нищим, и надеяться в этой жизни не на деньги, а на Бога. Не думать о завтрашнем дне, не строить планов на дальнейшую жизнь, ибо человек предпологает – а Бог распологает.

В завершении хотелось бы притчей показать то, доверяя свою жизнь одному только Богу, мы получаем себе благо и спасение!

« Крестьянин, у которого был красивый жеребец, считался самым богатым человеком в своей деревне. И все ему завидовали. Но когда его конь ушел в степь и не вернулся, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но старик не печалился и был спокоен. Его спрашивали:

Почему на твоем лице нет печали?

А я не знаю, хорошо это, или плохо, – отвечал он.

Но когда его конь вернулся и привел с собой из степи табун диких лошадей, все снова стали ему завидовать. И только старик не радовался и был спокоен. Его снова спросили:

Почему же теперь на твоем лице нет радости?

Мне не дано знать хорошо это или плохо – как и в первый раз отвечал он им.

И когда его сын упал с необъезженной лошади и покалечил ногу, некоторые печалились, а иные тайком радовались. Но крестьянин был спокоен. Его снова спрашивали, но он отвечал, как и прежде.

Началась война, и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидовать ему. Только сам старик не печалился и не радовался, потому что на все Господня воля”.

Так давайте же и мы, дорогие друзья, будем всегда жить лишь по воле Божией! А Господь Сам управит нашу жизнь, которая лишь в наших глазах может показаться сложной и мудреной, в очах Божиих наш жизненный путь, это всего лишь одно предложение мировой истории.

«достигший отсечения своей воли достиг места покоя»

Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле. Таких Господь хранит особенным Своим Промыслом, и ничего с ними не случается без воли Божией. Промысел же Божий хранит, - это надо понимать так, что Господь охраняет всякого человека, чтобы он мог жить. Господь всё подает для жизни: одежду, еду. Жизнь человеку Господь хранит, чтобы он успел обратиться к Богу и покаяться.

Но нужно правильно понимать волю Божию: действие воли Божией есть содействующее, а есть попускающее. Эти понятия нужно различать и их нельзя смешивать. Воля Божия содействующая - содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает.

Образно это можно выразить так: один хочет делать добро, а другой ему в этом помогает - вот так действует воля Божия, содействующая. А в другом случае: один делает зло, а другой и не помогает и не запрещает, стоит как бы в стороне, и в этом не участвует - вот так действует воля Божия попускающая.

Промысел Божий хранит всех. Но с праведными - только по воле Божией всё случается. С теми, кто не живет по воле Божией, - по попущению Божию. Апостол Павел сказал: «.. любящим Бога все содействует ко благу» (Римл. 8:28).

Святые отцы утверждают, что у христиан должно быть три главных качества:

  1. Желание спасти свою душу, то есть мы должны жить по воле Божьей.
  2. Борьба со страстями (с грехом)
  3. Мы должны творить добро

Наша воля должна соединиться с волей Божьей, чтобы было одно с Богом по подобию Сына Человеческого - Иисуса Христа. Так и сказал Иисус Фоме «Разве ты не знаешь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 4:1).

Если мы по этому подобию пребываем во Христе и Христос в нас, это единство вместе с единством Отца и Сына соединяет нас с волей Божьей. Воле Божьей предаем мы наши души и тела. Так и читаем мы:

«Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира да будет с вами» (Фил. 4. 8).

Воля Божия - это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем, воля Божия - это не только требование, стоящее «над» человеком или «перед» человеком, но и таинственное внутреннее воздействие, которым Бог помогает человеку совершить то, что он должен совершить. Когда человек исполняет требование Божией воли, он совершает его не только своей собственной силой воли, но и той таинственной силой, или действием Бога, которое называется благодатью. Отсюда следует, что воля Божия - это не только абсолютное нравственное требование, но и благой дар, достигаемый в единстве, согласии и взаимодействии воли человеческой с волей Божией.

Когда Бог открывает Свою благую волю, человек не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:16) , но должен следовать тому, что требуется от него Божественным призванием.

«Итак умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 6:9).


«...зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти, ибо, что Он умер, то умер однажды для греха (искупив грех Адама, авт.), а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, а живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его...» (Рим. 12:1).

Православная Церковь учит и исповедует, что предвечное предопределение Божие о мире и человеке не исключает и не устраняет личную свободу отдельного человека. При этом предопределение Божие, понимаемое как абсолютное предведение Божие о всем, что совершается во времени, ничем не ограничивает нравственную свободу человеческой личности.

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3).

Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1 Ин. 2:17).

Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos - вместе действующий) . Мы не можем спастись без Божией благодати, а подается она только тому, кто поступает по воли Божией.

Бог дал свободу воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией.

Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для Своего творения - человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом.

Свободная воля дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него. Без свободной воли не может осуществиться само спасение человека, так как спасение это богообщение - жизнь с Богом, вечное приближение к Богу, озарение и просвещение души человека божественным светом. Человек добровольно должен выбрать путь спасения - иметь Бога главной целью своей жизни. Само спасение - это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер. Богословы употребляют здесь термин синергизм, то есть взаимодействие двух волей - божественной и человеческой.

Конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется допущением. Бог допускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, все человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие.

Так как «нет праведного ни одного...все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10,23) . Только верою в Иисуса мы можем стать праведными: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5) . Чтобы наша вера вменилась в праведность, нужны дела, так как «вера без дел мертва» (Иак. 2:26) . Вот суть эти дела: не грешить, слушаться Бога, искать Его лица, Царство Его.

Не грешить - это не иметь дела плоти: «...прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное...» (Гал. 5:19-21). А нужны дела: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5:22,23) - плоды духа.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице», пишет «то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние».

Иисус нас учит искать единственное - это волю Божию: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Царство Божие - есть воля Божия: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

Свобода Богочеловека Господа Иисуса Христа в тех проявлениях, как она описана в Святом Евангелии, предстает перед нами в двойном аспекте: это свобода в послушании Небесному Отцу и свобода господства над природной необходимостью.

Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем следовала Божественной воле Отца: «Не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36) ; «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42) . Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38-39) . Евангелие свидетельствует о том, что Христос пребывал в подвиге борения: Гефсиманская молитва явилась торжеством нравственно-волевой победы человеческой природы Христа над ее естественной немощью, динамически приобретенной Адамом в грехопадении и потенциально усвоенной Сыном Божиим в Воплощении, с тем, чтобы побежденное в Адаме победило во Христе. В послушании Небесному Отцу человеческая свобода Христа проявила и осуществила себя во всей своей идеальной полноте.

Свобода Богочеловека в господстве над природной необходимостью проявилась в Его добровольном подчинении закономерностям жизни мира. По Своему бесконечному милосердию, добровольно, Бог Слово воплотился, вступил в сферу конкретных природных и исторических условий. И хотя в каждый отдельный момент Своей земной жизни Сын Божий имел власть изъять Себя из-под действия этих исторических общественных воздействий, Он в Своем вочеловечении не захотел превышать Своим Божественным всемогуществом границ тварного естества, не отстранил от Себя и неизбежную для всякого человека смерть.

Христос до конца разделил участь человека, утратившего свою первозданную свободу и унаследовавшего физическую обреченность и смерть. Подчинив Себя природной необходимости, Сын Божий преодолел налагаемые ею ограничения свободы. Вступив в мир, Он вошел в область отравленного злом бытия, принял плоть находившегося под бременем греха со-человека. Торжеством Христа над природной необходимостью явились совершенные Им сверхъестественные чудеса, предварившие во времени Его победу над смертью и Его славное Воскресение. Абсолютная полнота власти над природной необходимостью была явлена Богочеловеком в том, что Он был свободен отдать Свою жизнь и свободен снова принять ее (Ин. 10:18). Предпосылкой Его Воскресения была победа свободы любви над ужасом страданий и смерти, объявшим Его человеческое естество в страшный час Гефсиманской ночи. В обладании любви и свободы Он следовал воле Небесного Отца.

А. Соколовский

На всё Воля Божия и всё на земле происходит только по Воле Божией, по Божиему Промыслу. Будет только то, что решил и определил Сам Бог! Господь говорит в Евангелии (Иоанн 15 – 5) — «Без Меня не можете делать ничего». Много замыслов, желаний и планов в сердце у человека, а состоится только то, — что определил Господь. Отсюда получается очень даже простой вывод: раз мы знаем, что если всё, абсолютно всё, происходит только строго по Воле Божией, то тогда получается, что нам просто необходимо перед всяким делом обратиться в молитве к Богу прося Его о помощи, благословения и разрешения начать какое-либо дело, и если дело, которое мы начинаем делать — угодно будет Богу, — то это дело обязательно получится Хорошо, Надежно и в срок, а не угодно будет Богу — то всё просто Остановится и Развалится, или по попущению Божиему ввергнет человека в искушение, в грех и Принесёт человеку Вред.

Нужно постараться понять, что всем существующим миром правит только один Господь и всё во всей Вселенной подвластно и подчинено только Ему одному. Если Сам Господь не благословит, не разрешит и не сделает, — то никто, ни один человек на всей земле, ничего просто не сможет сделать. Библия на этот счет говорит так: «Если Господь не построит города — Напрасно Трудятся строющие его;

Если Бог НЕ ХРАНИТ город — НАПРАСНО бодрствует, ОХРАНЯЕТ и не спит стража».

Евангелие (Матфей гл.6 31 – 34) говорит следующее: — «Итак не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?» или: «что пить» или: «во что одеваться?» Потому что всего этого ищут язычники и люди мира сего, и потому что Отец ваш Небесный Знает, что вы во всём этом имеете нужду. Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: — довольно для каждого дня своей заботы».

Многие люди сильно переживают за своё будущее, не уверены в нём, и потому — боятся его, то есть, люди боятся как бы чего плохого не вышло, боятся беды и несчастий, боятся бедности и нищеты, боятся одиночества или потерять своих близких и родных, своих детей, боятся за жизни и здоровье своих ближних. А Господь говорит, что ничего бояться не надо, что всем миром и жизнью и судьбой каждого человека на земле управляет один Бог, и всё на земле Зависит только от Божией воли.

Завтрашний день, как и сама жизнь человека, его здоровье и счастье, всё это зависит только от Бога и находится в руках Господа, и от человека совершенно НЕ ЗАВИСИТ. Поэтому Господь и говорит в Евангелии всем людям на земле, чтобы люди не беспокоились о завтрашнем дне. «Довольно для каждого дня своей заботы»! То есть, Бог говорит здесь, что главное, должно быть то, чтобы люди прожили свой день Честно и по Доброму, хорошо относились ко всем людям и справедливо с ними поступали, не нарушали Законы Божии и молились, просили Бога о Помощи, и Бог всегда поможет людям, убережет каждого человека от любых бед и неприятностей и все будет хорошо.

Будущее каждого человека начинается – сегодня! Проживи сегодняшний день — Достойно, будь послушен Богу и не за бывай о Нём. Будь добрым и честным человеком и хорошо относись ко всем людям, не греши и Господь благословит тебе Завтрашний день, благословит тебе твоё Будущее, услышит твою молитву и сохранит твоих родных и близких людей! Вот весь секрет благополучной жизни человека.

Царствие Божие — означает примирение человека с Богом, полное согласие с Его Святой Волей и с Обязательным исполнением Божиих Законов, примирение и согласие со своей жизнью, и с самим собой. Обретение через это Мира и покоя в себе, в своей душе, примирения со всеми людьми, обретения чувства Страха Божия — своей полной и обязательной Ответственности перед Богом за все свои дела, поступки, слова и мысли, за всю свою жизнь.

Правда Божия — это наша личная ЧЕСТНАЯ жизнь по Законам Божиим, наши Добрые дела, сострадание и помощь ближним. Когда мы так живем как заповедал нам Бог, то только тогда Господь слышит и принимает наши молитвы и исполняет их, начинает нам во всем помогать. У нас начинает все получаться в жизни, и мы действительно добиваемся настоящего успеха в своей жизни. Бог помогает нам тогда во всех наших делах и хранит от всякого зла нас самих, наших ближних, и наше имущество.

Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год или несколько лет, и будем там торговать и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что может случиться с вами завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое дело». / Апостол Иаков./

Многие люди совершенно не понимают почему у них не получаются те или иные дела, расстраиваются их намерения и планы, а всё потому, что забывают о Боге. Говоря в слух про свои намерения и планы, они не говорят так, как нам заповедал апостол Иаков: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое дело», Не молятся и не просят у Бога помощи, и чтобы Он Благословил их дела и планы. Поэтому бесы, а они всегда всё слышат, тут же начинают нам ставить «палки в колеса», начинают Препятствовать и Разрушать все наши дела и планы.

Жизнью человека руководит и направляет ПРОМЫСЛ — План Божий, и молитва наша приносимая с глубокой верой — БЫВАЕТ всегда УСЛЫШАНА Богом.

От Бога исправляются и направляются пути человека, грешный же человек как уразумеет пути свои. Все дарования, таланты, способности, здоровье счастье, всё, что мы имеем — даны нам Богом.

Предполагая сделать какой-нибудь шаг, начать какое либо дело или дать согласие или отказ на сделанное предложение, Христианин должен запросить свою совесть, если же есть затруднения или сомнения, то обратиться с молитвой к Богу — «Господи вразуми, Господи настави меня» помня слова Спасителя Иисуса Христа — «Без Меня не можете творить и делать ничего» — и первая мысль, которая пришла после молитвы — от Бога.

Мы должны во всём — поступать с рассуждением. Всё то, что уводит и ОТВЛЕКАЕТ нас от Бога, и приводит к тому, что мы — ЗАБЫВАЕМ о Боге и Его Законах, и мы НАЧИНАЕМ — НАРУШАТЬ волю Божию — ПРОТИВНО Воле Божией и не угодно Господу.

Всё же, что ПРИВОДИТ нас к Богу, всё, что нас УЧИТ — любви, благодарности и признательности Богу, всё, что нас учит ЧЕСТНОЙ жизни, Доброму отношению и любви к нашим ближним – всё это СОГЛАСНО с Волей Божией. Эта Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда и дурных дел и желаний». И не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более противозаконного.

Кто почувствует в себе такое заблуждение должен подумать, хорошо разобраться и сказать самому себе: — это дело, которое я хочу начать делать, эта дружба с таким-то человеком, это приобретение или покупка, продажа или что-либо другое, такие поступки и такой образ жизни – НЕ СДЕЛАЕТ меня нравственно и духовно ЛУЧШИМ, потому что — ОТВЛЕКАЕТ меня от Бога, НАРУШАЕТ Законы Божии и может меня погубить.

По крайней мере ни это звание, ни эта профессия, ни эта работа, ни эти знания, ни эта дружба, ни такой образ жизни, ни это приобретение – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Божией Волей и Благословением мне для того, чтобы я имел — ПРАВО иметь такую профессию и работать на этой работе, дружить и общаться с этими людьми, приобрести данные вещи, и вести такой образ жизни с пользой для своего спасения.

Поэтому все это, что НАРУШАЕТ — Законы Божии и МЕШАЕТ моему спасению и ВРЕДИТ мне — я должен немедленно ОСТАВИТЬ.

Например: вам предлагают работу – заниматься спекуляцией и обманывать людей, торговать водкой, сигаретами, наркотиками, порнографическими газетами, журналами, видеокассетами, некачественными или испорченными товарами, продуктами или крадеными вещами – но на то мы и православные люди и должны понимать, что нам православным — НЕЛЬЗЯ спаивать людей и продавать им табак, нельзя людей приобщать к наркотикам, нельзя людей развращать – всё это очень тяжкие, смертные грехи. Поэтому от такой – Греховной работы мы должны отказываться. На несчастье людей – НЕЛЬЗЯ зарабытывать деньги – это очень опасно.

Нельзя торговать — испорченными или крадеными товарами или продуктами – это тоже тяжкий грех, поэтому, пусть даже вам бы и предлагали большую зарплату – вы не должны работать на такой работе. Или к примеру у вас появились друзья, которые постоянно ругаются матом, сквернословят, предлагают вам пойти купить вина и погулять, или провести весело время в блудном грехе с распутными девушками, или что-то, где-то украсть, или кому-то сделать зло или пакость – с такими друзьями нам дружить НЕЛЬЗЯ, мы обязаны их оставить и забыть и больше никогда с ними не только не общаться, но даже и не разговаривать. Вам предлагают пойти поиграть в казино, в игровой зал или в карты на деньги — конечно же вы знаете, что Бог всё это Запрещает – поэтому вы должны отказаться и никуда не ходить.

Вам предлагают посмотреть порнографический и или эротический фильм, или посмотреть порнографические журналы или газеты – но ведь вы знаете, что всё развратное и пошлое Богу — ПРОТИВНО и МЕРЗКО, и поэтому мы – НЕ ДОЛЖНЫ смотреть такие развратные фильмы, газеты и журналы, и должны других людей — ОБЕРЕГАТЬ от этого.

Вам предлагают подписать ЛОЖНОЕ обвинительное письмо или дать ЛОЖНЫЕ свидетельские показания на НЕВИНОВНОГО человека – это ТЯЖКИЙ, смертный грех, потому такое делать – НЕЛЬЗЯ и к тому же очень ОПАСНО – тогда сами в ещё большую БЕДУ из-за этого попадёте. Бог сурово накажет за такое Преступление.

Если это ДОБРОЕ дело и Добрые люди – значит, это УГОДНО Богу, тогда Добрые дела делаем и с добрыми людьми общаемся и дружим.

Если это ДУРНЫЕ дела и плохие люди – значит, это Богу не угодно, — потому мы дурные дела не делаем, а также – НЕ ОБЩАЕМСЯ с плохими людьми.

Промысел Божий — это ЗАБОТА происходящая от Бога. Все, что происходит по Промыслу Божиему всегда происходит и устраивается самым наилучшим образом, потому что Добрый Бог, как добрая, любящая и заботливая мама — НЕ МОЖЕТ Причинить Зло своему творению, Не может СДЕЛАТЬ что-либо во ВРЕД человеку. Поэтому, когда кто знает и верует, что Бог заботится о нем, то такой человек всегда спокоен, и никогда ни о чем не расстраивается. (старец Паисий.)

Нужно во всём довериться — Божественному Промыслу, только тогда — мы ИЗБАВИМСЯ от ПОДАВЛЕННОСТИ, уныния и всякого зла. Ибо, когда кто знает и верует, что Бог заботится о нём – тот тогда НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ и не расстраивается ни о чём.

Однако, чтобы ввериться Божественному ПРОМЫСЛУ, нужно очистить себя от всякого мирского попечения и тогда ожидать помощь Божию. Ибо, если кто заботится НАКОПИТЬ и ЗАПАСТИ денег на «Черный день», чтобы не иметь ни в чём недостатка – тогда этот человек УТВЕРЖДАЕТСЯ только на деньгах, а не в Боге. То есть, такой человек – НАДЕЕТСЯ только на себя, на свои деньги и силы, а Богу — не верит, Богу – НЕ ДОВЕРЯЕТ и на Него не надеется. И тогда Господь такого МАЛОВЕРНОГО ненадежного человека – ОСТАВЛЯЕТ. Горе – такому человеку, если он — не раскается и не исправится.

Итак, — нужно сначала ПЕРЕСТАТЬ любить деньги и не НАДЕЯТЬСЯ более на них, и потом УТВЕРДИТЬСЯ в надежде на Бога. Не говорю, не пользоваться деньгами, но чтобы не утверждать на них свою надежду и не отдавать им своего сердца.

Даны Богом Законы — а кто их ЗНАЕТ и ИСПОЛНЯЕТ? Представьте себе, вот приняли человека на работу, а он сегодня опоздал на работу, завтра просто прогулял, послезавтра брака понаделал, обязанности свои не исполняет. Что ему скажет его начальник, он ему скажет следующее: или ты начинаешь работать так как положено, или увольняйся, вот такой будет ответ начальника.

А как мы крещеные, «верующие» поступаем: в церковь ходим редко, Посты не соблюдаем, не молимся ни утром, ни вечером, не исповедуемся, не причащаемся, Закона Божьего не знаем, Библию не читаем — ничего НЕ ЗНАЕМ о своей Православной Вере — вот потому или совсем Бог нам – НЕ ПОМОГАЕТ, или получаем от Бога столь незначительную помощь, что даже её не замечаем.


Top