"воздействующая сила искусства". "воздействующая сила искусства" По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже

Воздействующая сила искусства

Урок 1. «Искусство и власть»

I . Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)

- Что такое искусство?

- Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть - это возможность и способность навязать свою , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

- Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II . Изучение нового материала.

Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)

- Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)

Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)

В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

III . C самостоятельная работа

- Каково же влияние власти на искусство?

- Насколько глубоки их взаимосвязи?

Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость )

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет )

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона )

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором )

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима )

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов )

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )

Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.



IV . Подведение итогов урока.

Д/з учебник с.102-107

Каким средством воздействует искусство на человека? Как оно влияет на мировоззрение и восприятие всего окружающего пространства? Почему от некоторых музыкальных произведений бегут «мурашки» по коже, а от сцены в кинофильме - слёзы по щекам? Точного ответа на эти вопросы не даст никто - искусство способно пробуждать в человеке самые разнообразные и зачастую очень противоречивые чувства.

Что такое искусство?

Существует точное определение искусства - это процесс или результат выражения в художественном проявлении, а также творческий симбиоз, который передает те или иные чувства и эмоции, переживаемые в определенный момент. Искусство многогранно. Оно способно передать переживания одного человека и даже настроения всего народа в конкретный отрезок времени.

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми. Искусство - это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно - великий художник это или ценитель живописи.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные музыка, литература, живопись, театр, цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство? бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т.д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

Многогранность искусства

Как уже было сказано, искусство многогранно. Об этом особенно красноречиво говорят сохранившиеся с незапамятных времен шедевры скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы, живописи и графики, а также бессмертное кино и театральные постановки. и исторические исследования показывают, что древнейшие цивилизации стремились к выражению собственного «Я» через рисунки на скалах, ритуальные танцы у костра, традиционные костюмы и др.

В искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей - сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное.

Музыка - отдельный вид искусства

Пожалуй, этот вид искусства заслуживает отдельной большой категории. С музыкой мы сталкиваемся постоянно, даже наши древнейшие предки совершали различные ритуалы под ритмичные звуки самобытных инструментов. Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства - это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов - все это средства изобразительного искусства.

Всемирно известные шедевры художников хранятся в сокровищницах галерей и музеев. Картины оказывают удивительное воздействие на внутренний мир человека, они способны проникнуть в самые потаенные уголки сознания и посеять зерно истинных ценностей. Более того, создавая уникальные произведения изобразительного искусства, человек выражает собственные переживания и делится со всем миром своим видением окружающей действительности. Всем известен тот факт, что лечение некоторых заболеваний нервной системы зачастую сопровождается занятиями по рисованию. Это способствует исцелению и умиротворению пациентов.

Поэзия и проза: о воздействующей силе литературы

Наверняка всем известно, что слово, по своей сути, обладает невероятной силой - оно способно излечить израненную душу, обнадежить, подарить радостные мгновения, обогреть, точно так же слово способно ранить человека и даже убить. Еще большей силой обладает слово, обрамленное красивым слогом. Речь идет о литературе во всех ее проявлениях.

Шедевры мировой классики - это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды - все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека - в частности, литературы - многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

Литературные произведения формируют внутренний мир человека, и совершенно не случайно в наши времена, наполненные инновациями и технологическими новшествами, людей призывают вновь окунуться в необычайно уютную атмосферу, которую создает хорошая книга.

Влияние искусства

Прогресс не стоит на месте, точно так же, как и искусство. Для разных эпох характерны определенные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение во многих произведениях. Более того, зачастую именно модные веяния формировали образ и уклад жизни населения. Достаточно лишь вспомнить, как направления архитектуры диктовали каноны строительства и обустройства внутреннего убранства. Воздействующая сила искусства способствовала созданию не только сооружений в определенном стиле, но и формировала общие вкусы среди населения.

Так, например, в архитектурной сфере есть даже своеобразная классификация исторических периодов: эпоха Ренессанса, рококо, барокко и т.д. Каким средством воздействует искусство на человека в этом случае? Оно формирует вкусовые пристрастия человека, его стиль и манеру поведения, диктует правила оформления интерьера и даже стиль общения.

Влияние современного искусства

О современном искусстве говорить сложно. Это вовсе не обусловлено специфичными особенностями XXI века, наполненного инновациями и уникальными технологическими новшествами. В свое время многих писателей и художников не признавали гениями, более того, их зачастую считали сумасшедшими. Вполне возможно, что через несколько сотен лет наших современников будут считать гениями своего времени.

Тем не менее проследить тенденции современного искусства достаточно сложно. Многие склоняются к тому, что нынешние творения - это всего лишь разложение старых. Каким средством воздействует искусство в этом случае и как оно влияет на формирование личности, покажет время. А для творцов очень важно сформировать и вырастить в обществе чувство прекрасного.

Каким средством воздействует искусство?

Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла. Искусство во всех своих проявлениях не учит отличать хорошее от плохого, свет от тьмы и белое от черного. Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Дошедшие до наших дней творения архитекторов, живописцев, писателей и музыкантов красноречиво говорят о бессмертности подлинных шедевров. Они в полной степени показывают, насколько бессильно время перед бесценными произведениями классиков.

Истинное искусство нельзя не заметить, а его сила способна не только сформировать внутренний мир, но и круто изменить жизнь человека.

Тема:" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть."

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Неосуществленные проекты московских архитекторов 30-50 годов.


Конспект урока искусства(музыка)

Класс: 9-ый

Тема урока: «Воздействующая сила искусства»

Цель: развитие у учащихся способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха. Проанализировать современность музыкальных произведений Баха в наше время, сравнить с произведениями современных музыкантов.

Задачи:

Образовательные:

    продемонстрировать особое значение произведения И.С. Баха для мировой культуры в процессе прослушивания и анализа фрагментов произведений данного композитора;

    сформировать представление об истории возникновения произведений И.С. Баха в ходе эвристической беседы;

    систематизировать умения учащихся анализировать художественно-музыкальные образы в ходе критического анализа фрагментов музыкальных произведений композитора;

    сформировать у учащихся умение сопоставлять произведения разных видов искусств в ходе сообщающего слова учителя.

Развивающие:

    развивать произвольное внимание в ходе прослушивания музыкальных композиций;

    развивать зрительную, слуховую память в процессе анализа произведений разных видов искусства;

    развивать коммуникативную культуру учащихся в процессе эвристической беседы;

    развивать познавательный интерес учащихся за счет использования в уроке метапредметных связей.

Воспитательные:

    воспитывать устойчивый интерес к предмету за счет использования в уроке необычных форм работы;

    воспитывать эмпатию в процессе анализа произведений классической музыки;

    воспитывать уважение к музыкальному наследию композиторов других стран в процессе критического анализа фрагментов музыкальных произведений.

Тип урока: интегрированный урок (музыка + литература + живопись)

Программа, по которой работает учитель: Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 классы»

Перечень оборудования: учебник по музыке (Т.И. Науменко, В.В. Алеев Музыка 8 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук.

Музыкальный материал: муз. энциклопедия (И. С. Бах), И. С. Бах « Хоральная прелюдия g - moll », В. Бутусов песня «Прогулки по воде», И. С. Бах «Месса h -moll », И. С. Бах «Мелькнёт за часом час», Вилла- Лобос « Бахиана», И. С. Бах «Магнификат».

Список используемой литературы:

    Ф.М. Оржеховская Себастьян Бах, М.: Просвещение, 1960. – 172 с.

    Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. - М: Советская энциклопедия, . - с. 761.

Особенности урока: время проведения урока 90 мин.

Ход урока :

Звучит музыка Баха (хоральная прелюдия соль минор).

Учитель: Как вам кажется, для чего написана эта музыка? Какие чувства композитора в ней отображены? Что удалось почувствовать Вам?

Примерные ответы детей: (красота, благородство души человека, нашедшего истину )

Учитель зачитывает фрагмент

- Из глубины церкви неясно проступали очертания органа. Казалось, подобно уснувшему городу, орган ждал, чтобы встающий день освободил его от безмолвия, вдохнул в него многоголосную жизнь. Он обернулся к органу, словно прислушиваясь. Его близорукий взгляд, казалось, был обращён вовнутрь. Потом он медленно, будто раздумывая, собрал в аккорды этот сдержанный, нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и свободно перешёл в наступление. Он штурмом брал непокорное время, вторгаясь далеко вперёд, туда, в будущее, где имя его останется навсегда. Кто этот человек?

Дети высказывают свои предположения

(Детям предлагается для просмотра сюжета о жизни и творчестве И. С. Баха)

Учитель: Сегодня наш урок посвящён великому И.С. Баху

(Звучит «Хоральная прелюдия g - moll » И. С. Баха) Если отталкиваться от тех ощущений, которые вы испытывали, слушая эту музыку, то, как вам кажется, образ какого человека возникает в сознании? (великого, благородного, возвышенного ). На что вы обратили сразу внимание в движении музыки? (наигрываю мелодию). Какая она по характеру: земная, мирская, или божественная, возвышенная? (возвышенная ). Давайте попробуем её пропеть и покажем рукой мелодию. Есть ли у неё окончание или она бесконечно охватывает мироздание человека? Есть ли в этой божественной музыке что-то, что очеловечивает её? Обратите внимание на погружение моих пальцев в клавиатуру, какое оно? (плотное, вросшее корнями в землю ).

Учитель:

Как же так получается, с одной стороны небесная, а с другой - глубинная? Как вы считаете, для чего она и когда написана?

Примерные ответы детей (для человека, чтобы он стал чище и лучше)

Учитель: Действительно так. Поэтому, мы можем назвать эту музыку религиозной, в её основе религиозное содержание, название соответствующее» Я взываю к тебе, Господи». Вообще, Бах за время своей деятельности часто

менял работу, у него были постоянные конфликты с церковью. А что же, он был ненужным человеком, плохо относился к обязанностям? (ребята высказывают своё мнение).

Учитель : Какова цель религиозной музыки? (восприятие красоты и силы Бога). Верно, а Бах её очеловечил, почему? (чтобы воспеть божественное в человеке, силу духа, разума). Так, наверное, поэтому у него произошёл конфликт с церковью? Рассуждения и ответы детей.

Учитель : Конечно. Ведь церковь обвинила Баха в том, что он, якобы, восхвалил силу человека, а не Бога.

Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать Баха верующим человеком? (да ) В хоральной прелюдии мы проследили взаимосвязь человека с Богом. А в другом, знакомом произведении, мы попытаемся определить роль и место человека в мироздании в целом (природа, земля, космос).

(Учитель предлагает вспомнить песню «Мелькнёт за часом час…». Она звучит в исполнении детей)

Учитель: Вслушайтесь, пожалуйста, в смысл следующих строк: «Мелькнёт за часом час и новый день уже погас...» О чём они? (жизнь лишь миг в эволюции вселенной ). Главное в 1-ом куплете очень точно голосом передать повествование, размышление). 2 куплет - время имеет свойство двигаться, поэтому быстрее исполняем, движение показываем рукой. 3 куплет - к чему пришли (К свету, красоте, могуществу природы и человека в ней. Звучит песня)

Учитель : Как вы думаете, так ли мимолётна человеческая жизнь? Что же оставил Бах? Предположительные ответы детей: (множество произведений )

Учитель : Верно, а одно из них - «Месса h -moll ».Давайте вспомним, что такое месса? Ребята обмениваются мнениями.

Учитель : Месса - это огромное произведение, которое специально создано для службы в церкви. Какой была эта служба по своему состоянию? Представьте высокие своды, акустика, хор. Что испытывали люди? Во всём этом разобраться вам поможет музыка. (Слушаем фрагмент мессы).

Учитель : Как звучит здесь голос, какие краски, тембры? Бах был протестантом, но его музыка связала Бога и человека. А вот у католиков тоже звучала музыка, только, кроме этого, украшением ещё служили фрески. Одна из самых известных - «Сотворение Адама». Она никогда не находилась в церкви, которой играл Бах, между ними огромный временной отрезок, почти 227 лет. Но, тем не менее, мне хочется сказать, что Микеланджело - это Бах в живописи. Как вы считаете, почему? (ответы детей).

Учитель : Ребята, вслушайтесь, как звучит фреска? (многоголосно, ярко, солнечно …) Я слышала такую фразу, что музыка - язык ангелов. А теперь всмотритесь. Саваоф создал человека и он ещё слаб. Вот-вот сверкнёт божественная искра, руки их соприкаснутся, и в Адама вольётся жизнь, поэтому - радость. Итак, Бах и Микеланджело в один голос воспевали совершенство и силу Бога. Предлагаю послушать ещё одно муз. Произведение (звучит Superstar Уэббера). Средства выразительности близки человеческим эмоциям, а значит эта музыка не столько о Боге, сколько о нас с вами.

Учитель : Тема Бога и человека была актуальна всегда. Как вы считаете, а в наше время этот вопрос поднимается? (ответы детей )

Учитель : А вот сейчас мы это узнаем (См. клип группы «Наутилус – Помпилиус» «Прогулки по воде»). Ребята, у меня такой вопрос: сколько действующих лиц в этом произведении? Совершенно верно. Происходит разговор между человеком и Богом. Обратите внимание на слова: «Видишь, там на горе, возвышается крест…» Как вы их понимаете? (для того, чтобы достичь вершины Бога, нужно пройти через все испытания и страдания). Итак, мы сказали, что здесь 2 действующих лица. Какова интонация у Андрея? (напеваем). Интонация вопрошения, он пытается найти истину. А какова интонация Бога (напеваем). Верно, это интонация утверждения, он нашёл истину, уверенность. Давайте сейчас всё это ещё раз исполним и отразим своим голосом. Итак, ребята, мы уже слушали много разных произведений, а что их объединяет? (вопросы души , нравственности взаимоотношений …). Большинство произведений, прослушанных сейчас, принадлежат Баху, а как вы считаете, почему человечество до сих пор обращается к музыке Баха? (ответы детей ). Я думаю, что музыка - это нравственный идеал всего человечества. Перерыв 10 минут.

2 блок.

(Звучит фрагмент «Кофейной кантаты» Баха)

Учитель : Как вы считаете, а какие вопросы ставит эта музыка? Какая она по настроению? (лёгкая, шутливая, грациозная ). На что обращает внимание композитор? (напеваю Хэр фатер). Какое состояние передаётся? (волнение, т.к. постоянно прерывается мелодия ). Сколько вы уловили здесь действующих лиц? (2-е). А теперь послушайте, кто они и о чём между ними разговор? (поём). О чём говорит один? (ворчит ). Второй-игривый, грациозный, жеманный. Кто же эти герои? (предположительные ответы)

Учитель : Перед нами Лизхен, девочка, обожающая кофе и её отец, который решил отучить дочь от пагубного зелья. Но никакие уговоры не помогают Лизхен, даже обещание скорого замужества. Как вы считаете, почему Бах - композитор, поднимающий вечные серьёзнейшие вопросы, обращается к такой теме? Верно, он шутит, ему свойственно чувство

юмора и он это воплощает в музыке (Ответы детей). А если бы он жил в наше время, то на какую тему он бы создал произведение? (например, «Жвачная оратория»…)

Учитель : И всё же Бах - это смысл, взгляд в будущее. А какая судьба в этой музыке? (Звучит «Бахиана» Вилла-Лобоса 1-ая ч.)

Итак, куда же приведёт эта дорога, что впереди?

(Звучит « Бахиана» Вилла- Лобоса 2-ая ч)

Учитель : Как вы думаете, когда была написана эта музыка, она современная или классическая? (классическая ).

Учитель : Конечно, мы привыкли считать, что если классическая, то несовременная. А классическая, от лат. «Образцовый», «первоклассный». Значит, современная музыка может быть классической? (да ). А какую музыку можно назвать современной? (та, которая волнует людей и сейчас). Музыку, которую мы слушали сейчас создана не так давно, в 20 веке. Называется она «Бразильская Бахиана» композитора Вилла-Лобоса. А кому она посвящена, вы, наверное, догадались. (Баху ). Современный композитор продолжает традиции Баха, его стиль, мелодический язык, и, в тоже время, добавляет что-то своё. Как вы думаете, если Бах воспевает красоту человека, его силу и мощь, то, что воспевает Вилла-Лобос, обращаясь к музыке Баха? (красоту и смысл баховской музыки, его размышления о душе человека, об окружающем мире). Это действительно так. Вечные вопросы добра и зла, любви и смерти.

Учитель : Выбрать между добром и злом, любовью и смертью, действительно сложно, а выбрать нужно что-то одно. Что же выбрал Бах, что он сделал своим жизненным девизом? Для того чтобы понять это, обратимся вновь к музыке.

(Звучит «Магнификат» Баха)

Учитель : Не нужно сейчас никаких слов, просто попытайтесь воплотить свои идеи в живописи и скульптуре. Предлагаю разделиться на 2 группы. Скульпторы - выберите материал, постановку фигуры. А художники - в красках, линиях и штрихах отразите свой образ (дети слушают повторно музыку и рисуют, затем анализируем работы).

Учител ь: Ребята, что же было главным девизом композитора, девизом его жизни и творчества? (интонация всепобеждающего добра и света ). Добро, свет и духовность - девиз музыки Баха, может быть поэтому, его музыка стала духовным идеалом человечества.

(Звучит ещё раз «Магнификат») До свидания, до новых встреч!

Воздействующая сила искусства

. Искусство и власть

Как связаны такие явления

как искусство и власть?


Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, светской и религиозной.

Август из Прима-Порта, I век

Мрамор. Высота: 2,04 м

Музей Кьярамонти, Ватикан


Донателло.

Конная статуя венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата

(Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию.




Д. Левицкий. Екатерина II

Ж.-Л. Давид «Наполеон на перевале

Сен-Бернард»


  • Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран?
  • В чем сходство и различие этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.


По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Возведёны в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном.



Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».


Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - памятник. 2 пол. XVII в (стремление патриарха Никона создать святые места по образу Палестины, где прошла земная жизнь Иисуса Христа)


Государственная академическая

капелла Санкт-Петербурга - концертная организация

Санкт-Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России

(основан в XV в.)

и симфонический оркестр


В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека


Главное здание МГУ - центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Ленинских горах.


Жилой дом на Котельнической набережной в Москве - одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1948-1952. Авторы проекта:

Д. Н. Чечулин, А.Ростковский, инженер Л. М. Гохман.




Домашнее задание.

  • Подготовьте сообщение или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных мыслей и чувств средствами искусства.
  • Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи.
  • Выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

Top