Формы проведения факультативных занятий по русскому языку. Факультативные занятия по русскому языку

38. Факультативные занятия по русскому языку.

На факультативных занятиях дети усваивают материал в процессе повторения изученного ранее.

Значение факультативных занятии. Как показано в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х - начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

Содержание и организация факультативных занятии. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому- либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

Формы внеклассной учебной работы ???

а) Понятие о формах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

б) Предметные кружки и научные общества. Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся У-У1, VII-VIII и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

в) Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Программа основного курса ря для 5-9 и 10-11 классов отражает обязат. для всех школьников часть образования, которая обеспеч. часами, включ в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязат. курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов - учебными предметами по выбору уч-ся. Они им. большое значение в системе предпрофил. и профильной подготовки уч-ся.

Факультативы и элективы – общее: курсы по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся.

Эл (факультативные) курсы связаны, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Это важнейшее средство построения индивидуальной образовательной программ-связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Эл (ф) курсы «компенсируют» ограничен возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей уч-ся.

Элективные (ф) курсы могут использоваться в 7-9 классах основной школы в рамках предпрофильной подготовки и оказывать влияние на выбор профильного направления обучения в старшей школе.

В старшей школе элективные (факультативные) курсы по русскому языку могут быть востребованы в классах любого профиля: курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письмен. речи (например, «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения»). В классах филологического профиля – программы повышения лингвистической компетенции уч-ся на основе расширения теоретических знаний по всему курсу; программы, углубл к-л аспект основного курса ря,предлагающие интеграцию предметов филологического (/гуманитарного) цикла.

Виды элективов (факультативов) по русскому языку: - на совершенств. важнейших практич умения и навыков на основе углубления знаний и организации активной комму-никативной деятельности на занятиях. – на расшир. и углубление одного из разделов базового учебного предмета «Русский язык». - элективы (ф), интегрир. предметы филологического цикла (ря и литература)

Для факультативов разрабатывается программа на целый год-ходят только заинтересованные люди (искл.- курсы ЕГЭ).

Факультативные занятия являются наиболее доступными для учащихся и широко распространены в школе. Воспитательная роль факультативов велика. Она проявляется в возможности самостоятельного выбора учащимися направления углубленной учебной работы. Факультативные занятия способствуют сознательному выбору после окончания школы формы дальнейшего обучения или профессии по соответствующим специальностям. Факультативы как форма учебно-воспитательного процесса соответствует коренным задачам школы и общества, они наполняют новым содержанием всю систему обучения и воспитания в школе. Факультативы действуют во взаимосвязи с основным курсом русского языка и с другими формами углубленного изучения, создавая единую систему обучения и воспитания в школе. Факультативные курсы по русскому языку выполняют разные задачи: одни из них направлены на расширение знаний о языке, другие – на формирование умений. Факультативные занятия связаны либо с языком, либо с речью.


Цели элективных курсов. (профилирующие курсы в профильных классах).

Элективные курсы ориентируются на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога не передавать знания, а сопровождать по пути к знанию, идти рядом, чтобы помочь, если в этом возникнет необходимость.

Действующая в современной школе пятибалльная система оценивания может (и то ограниченно) использоваться только на предметных элективных курсах, на которых учащиеся приобретают дополнительные, новые по отношению к учебной программе, знания. На межпредметных элективных курсах, где выпускник основной школы определяется в выборе профиля обучения на старшей ступени, привычная пятибалльная система должна уступить место другой. По усмотрению педагога, ведущего элективный курс, может использоваться рейтинговая система оценки, бонусная или бинарная (зачтено / не зачтено).

Cлайд 1

Факультативное занятие по русскому языку в 5 классе Подготовила ЖДАНЮК Л.М., учитель русского языка и литературы ГУО «Реплевская СШ»

Cлайд 2

Cлайд 3

Задачи занятия: 1.Научить правильно употреблять крылатые слова и выражения в речи, понимать их значение. 2.Способствовать обогащению словарного запаса учащихся. 3.Воспитывать культуру взаимодействия и творческие способности.

Cлайд 4

Cлайд 5

Название басни И.А.Крылова,1813 г. В басне рассказывается о том, как Демьян сварил уху и пригласил в гости своего соседа Фоку. Фока наелся. Но Демьян всё угощал и угощал его, пока, наконец, Фока не выдержали убежал от такого угощения. Говорится обычно о чрезмерном угощении, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают ДЕМЬЯНОВА УХА

Cлайд 6

Из басни «Кот и Повар» (1812) И. А. Крылова (1769-1844).Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. И. А. Крылов. «Кот и Повар»

Cлайд 7

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) И. А. Крылова (1769-1844). «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что: ... Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается. И. А. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука»

Cлайд 8

Из басни «Ларчик» (1808) И. А. Крылова (1769-1844). Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал - по привычке - особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе. И. А. Крылов. «Ларчик»

Рабочая программа факультатива

по русскому языку для 5 класса

«Секреты орфографии»

Составитель: Воробьева Н.Л.,учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС - 2).

Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.

Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся и орфографической зоркости.

Задачи:

Повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 4 класс, систематизировать и обобщить полученные знания;

Заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

Совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.

Занятия факультатива «Секреты орфографии» позволят обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и расширить, систематизировать теоретические сведения, полученные ими. У учеников появится возможность закрепить практические умения и навыки, восполнить пробелы в знаниях. Факультатив нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Формы работы: с очетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

Объяснение учителя;

Создание проблемной ситуации;

Анализ текстов различных стилей и типов;

Работа с тестами;

Различные виды грамматического разбора;

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

Создание кластеров, алгоритмов;

Составление ментальных карт.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

Основные орфографические правила за курс 4 и 5 класса;

Лингвистические термины;

Работать с текстом, орфографически анализируя его;

Работать с разными словарями.

Учебно-методическое обеспечение

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.

3. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.

5. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. Москва: Эксмо, 2009.

6. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2-х частях - Саратов: Лицей, 2008.

7. Лозинская Т.П. Русский язык… Это интересно! Брянск. 2000.

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

проведения

проведения

Раздел 1. Дорога к письменности (2 ч.)

Почему мы умеем говорить? Язык и речь

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :

Познавательные:

Личностные результаты :

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

осознание роли языка и речи в жизни людей

Анализ и просмотр текстов

Дорога к письменности.

Древние письмена

Раздел 2. Загадочный алфавит (3 ч.)

Как возникла наша письменность?

Предметные

Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные :

самостоятельно формулировать познавательную цель

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Личностные результаты

формирование знания о своей этнической принадлежности, о народах и этнических группах России, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Глаголица и Кириллица. Современный русский алфавит

Меня зовут фонема

Для всех ли фонем есть буквы?

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные :
определять новый уровень отношения к самому себе как
субъекту деятельности

Познавательные :
объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Раздел 3. Путешествие за «главным» правилом (4 ч.)

«Ошибкоопасные» места

Тайны фонемы

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки; находить непроизносимые согласные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные :

Познавательные :
выявляемые в ходе исследования
твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Опасные согласные

На сцене гласные.

Выходим на «главное» правило

Как слышишь звуки и произносишь слова

Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила (6 ч.)

«Фонемы повелевают буквами»

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки, различать твѐрдые и мягкие
согласные звуки; находить непроизносимые согласные; употреблять в письме ь

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных и написания ь

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

"Хитрый" мягкий знак

Ваши старые знакомые

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»

«Нефонемное» правило

Раздел 5. Как «приручить» правило (4 ч.)

Волшебное средство - «самоинструкция»

Предметные

Научиться подбирать нужное правило при написании слов, исходя из части речи и применяя метод исключения

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные

Личностные

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Занятия с элементами игр

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Раздел 6. Приставки-труженицы (7 ч.)

Поговорим обо всех приставках сразу

Предметные

Научиться выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок.

Научиться определять орфограмму в приставке слова, применять правила написания гласных и согласных в приставках.

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

Личностные

Формирование навыков анализа,
работы в парах по алгоритму,
самопроверки, взаимопроверки.

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

Приставки, которые пишутся всегда одинаково

(первая группа)

Нарушители главного правила

(вторая группа)

Самые трудные!

(третья группа)

Таинственная приставка при- ?

Коварная приставка пре- ?

Раздел 7. Зри в корень! (7 ч.)

Слова-«родственники»

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

Личностные

Формирование навыков анализа,
индивидуального и коллективного проектирования. Формирование творческих способностей через активные формы деятельности

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

У корней есть командир?

Корень и «главное» правило

«Пересаженные» корни

Подводим итоги года

Предметные

Научиться применять правила;
использовать способы проверки;
владеть терминологией

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные :

Теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания;

Основные орфографические правила за курс 5 класса;

Лингвистические термины;

Самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил;

Работать с текстом, орфографически анализируя его

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Анализ и просмотр текстов

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Наблюдение за языковыми явлениями

Контрольные (тестовые) задания

_________________

Протокол №______

от «____»______2013г.

КЛАДОВАЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

по русскому языку

V класс

2013 г.

Пояснительная записка

Русский язык в своих лексических единицах, в грамматике, в произведениях устного народного поэтического творчества, в художественной и научной литературе, в формах устной и письменной речи отражает, хранит и передаёт от поколения к поколению культуру народа, его историю, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, систему ценностей. При этом особая роль принадлежит слову – фундаменту языка, его смысловой и культурно-ценностной основе. В слове закреплены лучшие моральные качества народа, особенности его менталитета и мировосприятия.

Точность и выразительность речи определяются во многом богатством и разнообразием словарного запаса, умением правильно и коммуникативно целесообразно употреблять слова в речи. Одним из важнейших направлений работы по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся. В процессе обучения русскому языку чрезвычайно важно системно и последовательно пополнять словарный запас учащихся, формируя при этом внимательное и бережное отношение к слову как непременному условию овладения культурой речи и культурой поведения. Это достигается целенаправленной и последовательной работой со словом в процессе всего курса обучения учащихся русскому языку, в том числе и на факультативных занятиях.

Предлагаемая программа факультативных занятий реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Цель факультативных занятий: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;

Задачи факультативных занятий:

  • овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
  • обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
  • формировать умения проводить сравнительный анализ русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, других языковых единиц в целях выявления общего и различий в их значении и назначении, установления своеобразия употребления в речи;
  • формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  • развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

– увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку;

– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;

– занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями;

– викторины на лучшего знатока русского слова;

– конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы,

демонстрируют умения выразительного чтения и инсценирования произведений.

– нахождение пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы, разъяснение их смысла и роли в тексте;

– анализ эмоционально-образной насыщенности слов в пословицах, поговорках, формулах речевого этикета, фразеологизмах, сказках, стихотворениях, прозаических текстах;

– подбор пословиц, поговорок, фразеологизмов, аналогичных высказываниям писателей, цитатам из произведений художественной литературы;

– моделирование речевых ситуаций (одобрения или осуждения действий и поступков человека, признания его заслуг, предупреждения от воэможных ошибок и др.) с использованием пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, крылатых выражений;

– наблюдения за использованием изобразительно-выразительных возможностей слова в реальном процессе восприятия и порождения речи;

– сравнение русских и белорусских пословиц, поговорок, формул речевого этикета, фразеологизмов, выявление специфических особенностей и своеобразия их употребления в речи;

– составление текстов, рассказов, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

Учебный материал на факультативных занятиях может быть предъявлен учащимся в форме серии вопросов для любознательных, вопросов-шуток, словесных игр, лингвистических задач, занимательного материала, пословиц и поговорок, высказываний, познавательных текстов, интересных рассказов из жизни слов и др.

ПРОГРАММА

Слово красит человека: речевой этикет

4 ч

Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Проявление средствами речевого этикета уважительности, почтения, приветливости, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Правила речевого этикета. Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии и др.

Вглубь слова

4 ч

Слова родные и пришедшие из других языков

2 ч

Национально окрашенные слова в языке

2 ч

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь , изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др.

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа: тройка – символ быстроты, простора, удали; берёза – символ женственности; лебедь – символ красоты и верности и др.

Крылатые слова

2 ч

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. Без драки попасть в большие забияки. Да только воз и ныне там. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймёт и др.

Золотые россыпи народной мудрости

3 ч

Жизнь слова во фразеологизме

3 ч

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно как на ладони и др. Фразеологизмы с названиями животных: заячья душа, медвежья услуга, не в коня корм, волчий аппетит, куриная память, собачий холод, пуганая ворона и др.

Тайна слова в загадках

2 ч

Чарующее сказочное слово

4 ч

Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта: светлая горница; лавки, крытые ковром; печь с лежанкой изразцовой и др. Волшебная сила слов, обозначающих предметы быта: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, меч-самосек, шапка-невидимка и др. Особенности употребления слов в зачинах, повторах, концовках русских народных и литературных сказок.

Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов: грусть-тоска, путь-дороженька, царство-государство, спать-почивать ; сочетаний однокоренных слов: диво-дивное, чудо-чудное, молодец молодцом, крепко-накрепко, жить-поживать и др.; повторов: жил-был; постоянных эпитетов: русский дух, дубовый стол, серебряное блюдечко, наливное яблоко, кисельные берега, добрый молодец, красна девица и др .; эпитетов-прозвищ: Иванушка-дурачок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, петушок – золотой гребешок, крошечка-хаврошечка и др.; уменьшительно-ласкательных слов : братец Иванушка, сестрица Алёнушка, козлятушки, курочка-ряба, лисичка-сестричка и др.; глаголов движения и антонимических пар, указывающих на пространство и время: «Долго ли, коротко ли » , «Близко ли, далеко ли»; выразительных сравнительных оборотов: «Стань передо мной, как лист перед травой!» и др., слов, обозначающих неодобрительные оценки: ворчунья, ленивица, упрямица и др.

Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др.

Разнообразие названия животных в сказках: Лиса Патрикеевна, лиса-кумушка, Лисафья, лисица – масляная губица; Котофей Иванович, кот-баюн, кот-красавец и др.

Слово поэтическое

2 ч

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке .

Звучащее слово

2 ч

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Слово сквозь призму написания

4 ч

Обобщение и систематизация изученного материала

1 ч

Календарно- тематическое планирование.

1час в неделю.

Всего- 34 часа.

занятия

Дата

проведе-

ния

Кол-во

часов.

04.09

Тема 1.Слово красит человека: речевой этикет

Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха

4 ч.

1ч.

11.09

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения

1ч.

18.09

Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации.

1ч.

25.09

Правила речевого этикета.

1ч.

02.10

Тема 2. Вглубь слова.

Назначение слов в языке и речи.

4 ч.

1ч.

09.10

Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

1ч.

16.10

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов.

1ч.

23.10

О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

1ч.

06.11

Тема 3. Слова родные и пришедшие из других языков.

Жизнь исконно русских слов в языке.

2ч.

1ч.

13.11

Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

1ч.

20.11

Тема 4. Национально окрашенные слова в языке.

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта.

2ч.

1ч.

27.11

Слова, символизирующие особенности культуры и менталитета народа.

1ч.

04.12

Тема 5. Крылатые слова.

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

2ч.

1ч.

11.12

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова

1ч.

18.12

Тема 6. Золотые россыпи народной мудрости.

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности.

3ч.

1ч.

25.12

Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

1ч.

15.01

Выразительность, образность, яркость, богатство языка, глубина содержания и лаконичность формы пословиц и поговорок. Поучительный смысл пословиц о родной земле, труде, счастье, качествах людей.

1ч.

22.01

Тема 7. Жизнь слова во фразеологизме.

Культурный смысл фразеологизмов.

3ч.

1ч.

29.01

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением.

1ч.

06.02

Фразеологизмы с постоянными сравнениями. Фразеологизмы с названиями животных.

1ч.

12.02

Тема 8. Тайна слова в загадках.

Поэтическая природа и образная иносказательность загадок. Отражение в загадках творческой фантазии народа.

2ч.

1ч.

19.02

Повествовательные и рифмованные загадки. Загадки-вопросы. Сходство и отрицание сходства между предметами в загадках.

1ч.

26.02

Тема 9. Чарующее сказочное слово

Самобытность русских народных и литературных сказок. Роль национально-окрашенных слов в описании деталей быта.

4ч.

1ч.

05.03

Особенности использования слова в сказке. Употребление в сказках сросшихся синонимов др.

1ч.

12.03

Имена сказочных героев: Василиса Премудрая, Иван Царевич и др.

1ч.

19.03

Разнообразие названия животных в сказках.

1ч.

02.04

Тема 10. Слово поэтическое.

Образность и вдохновенность поэтического слова.

2ч.

1ч.

09.04

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

1ч.

16.04

Тема 11. Звучащее слово.

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова. Произношение звуков и их трудных сочетаний.

2ч.

1ч.

23.04

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах.

1ч.

30.04

Тема 12. Слово сквозь призму написания.

Зри в корень: загадки правописания в корне слова.

3ч.

1ч.

07.05

Постоянство и непостоянство приставок.

1ч.

14.05

Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

1ч.

21.05

Обобщение и систематизация изученного материала.

1ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должен знать :

  • назначение слов и фразеологизмов в речи, особенности употребления однозначных и многозначных слов, слов в прямом и переносном значении, исконно русских и заимствованных слов, синонимов, антонимов;
  • формулы и правила речевого этикета, основные речевые этикетные ситуации;
  • выразительные возможности слов и фразеологизмов, их роль в сохранении и передаче культурного наследия народа;
  • правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний в пределах орфографической нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;
  • постановку знаков препинания в простом и сложном предложении в пределах пунктуационной нормы, установленной учебной программой по русскому языку для V класса;

уметь :

  • находить в фольклорных текстах, в текстах художественной, научной, научно-популярной и занимательной литературы лексико-фразеологические единицы с культурным компонентом значения, разъяснять их смысл и роль в тексте;
  • правильно и уместно использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, исконно русские и заимствованные слова, синонимы и антонимы;
  • выбирать, анализировать и правильно употреблять в устной и письменной речи формулы речевого этикета в соответствии с речевыми этикетными ситуациями и правилами;
  • разъяснять написание слов, постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами;
  • находить нужные слова и фразеологизмы в толковых словарях, словарях иностранных слов, синонимов, антонимов, многозначных слов и др., извлекать нужную информацию из словарной статьи.

Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.

Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.

Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.

Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.

Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995.

Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.

Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск: ТетраСистемс, 2006.

Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006.

Михневич, А. Е. Слово человеческое / А. Е. Михневич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008.

Норман, Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б. Ю. Норман. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2009.

Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4-е. – Санкт-Петербург: Авалон; Азбука-классика, 2005.

Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5--9 классов. Путешествие в страну слов: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995.

Русецкий, В. Ф. Ключ к слову: Беседы о языке художественной литературы: пособие для учителей / В. Ф. Русецкий. – Минск: Экоперспектива, 2000.

Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.

Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.

Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум-М, 2006.

Словари

Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.

Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.

Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.

Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –
М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.

Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).

Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д: Феникс; Москва: Цитадель-трейд, 2005.

Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М. : Флинта; Наука, 2003.

Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).

Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.

Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005.

Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).

Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984 (и последующие издания).

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никулинская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Никулинская ООШ»

И.А.Мартынова

Рабочая программа факультатива

«Секреты русской орфографии»

7______ класс

Составитель : Степанова Надежда Афанасьевна ,

Учитель высшей категории

2015г.

Рабочая программа факультативного курса «Секреты русской орфографии» для 7 класса.

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл. (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.).-М.: Просвещение, 2009.

Структура документа .

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем факультативного курса, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, учебно-методическое обеспечение для учащихся и учителей, литература.

Цели : владение нормами орфографии, предусмотренными для курса 7 класса;

повышение уровня грамотности учащихся.

Задачи : закрепление орфографических навыков при изучении трудных тем в курсе 7 класса;

нахождение орфограмм в словах и обоснование их выбора.

Предполагаемые формы обучения .

Практические занятия, семинарские занятия, зачётные занятия.
Предполагаемые результаты .

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся.

Место факультативного курса в федеральном базисном плане.

Согласно федеральному базисному плану на факультативный курс отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Введение.

Трудные орфограммы в наречиях.

Орфограммы в причастиях.

Правописание деепричастий.

Правописание производных предлогов

Написание союзов.

Правописание частиц.

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Резервное занятие.

  1. Буквы а и о на конце наречий. Правописание НН и Н в наречиях. НЕ с наречиями на о и е. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.
  2. Правописание гласных перед суффиксами в и вш деепричастий. Не с деепричастиями. Различение деепричастий и наречий деепричастного происхождения.
  3. Правописание предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий.
  4. Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. Различение союзов и сочетаний местоимений и предлогов, наречий и частиц.
  5. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.

Основные требования к учащимся 7 класса.

К концу 7 класса учащиеся должны:

Знать все трудные орфограммы в изученных в 7 классе и ранее частях речи;

Находить и исправлять ошибки в словах;

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку,7 класс, М. , Просвещение,2005.

Для учителя.

Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. М., Просвещение, 2006.

Львова С.И. Практикум по русскому языку,7 класс, М.,Просвещение,2006.

Литература.

  1. Вялкова Н. М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова и др.; А.И.Власенкова).- М.: Глобус, 2011.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык.5 -9 классы.- М.: Просвещение, 2015

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Секреты русской орфографии»

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение. Принципы русской орфографии.

02.09

Суффиксы О и А на конце наречий.

09.09

16.09

Слитные и раздельные написания наречий.

Дефис в наречиях.

Правописание падежных окончаний причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

НЕ с причастиями.

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

НЕ с деепричастиями.

Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа.

Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши.

Дефис в предлогах.

Различение наречий и предлогов типа около, кругом.

Слитные и раздельные написания производных предлогов.

Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы.

Слитные и раздельные написания союзов.

Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.

Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же.

Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е.

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.

Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами.

НЕ со словами на-мый.

НЕ со словами на-мый.

Ни как отрицательная частица.

Ни как усиливающая отрицание частица.

Ни как утвердительная частица

Различение на письме частиц Не и НИ.

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Резервное занятие..

Предварительный просмотр:

МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждено приказом

на заседании ШМО Зам.директора по УР МКОУ «Никулинская ООШ» учителей гумани- Сорочинская Ю.В. Мартынова И.А.

тарного цикла ________________ ________________

Руководитель ШМО: «_____»______2013г. «_____»________2013 г.

_________________

Протокол №______

от «____»______2013г.

СЕКРЕТЫ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ

Программа факультативных занятий

по русскому языку

IX класс

2013 г.

Пояснительная записка

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность факультативных занятий по синтаксису.

Предлагаемая программа факультативных занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

Основная цель факультативных занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:

повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;

закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;

совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;

обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;

формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;

знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.

Факультативные занятия выполняют следующие функции:

обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);

диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;

познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);

развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);

стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).

На факультативных занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.

Программа рассчитана на 17 часов факультативных занятий.

Что изучает синтаксис?

1.(Синтаксис как раздел науки о языке) - 1 ч

Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.

Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,

В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)

2.«А всё-таки она хорошая!»

(Русская пунктуация как система) - 2 ч

Краткие сведения из истории русской пунктуации.

Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные и вариативные знаки препинания.

Основные справочники и пособия по пунктуации.

«Это непростое простое предложение»

3.(Простое предложение как синтаксическая единица) - 1 ч

Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.

Кто из главных членов предложения главнее?

4. (Главные члены предложения) -1 ч

Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?

Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?

Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.

Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?

В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Бывают ли обстоятельственные определения?

5.(Второстепенные члены предложения) - 1 ч

Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?

Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).

Как разграничить приложение и определяемое слово?

Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?

«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).

Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?

Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?

6.(Односоставные предложения. Неполные предложения) - 1 ч

В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?

Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?

Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?

Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?

Чем может осложняться простое предложение?

7.(Осложнённое простое предложение) -1 ч

Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.

Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?

8.(Однородные члены предложения) - 1 ч

Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?

Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?

Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?

Однородными могут быть только члены простого предложения?

Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

Что такое обособление?

9.(Обособленные члены предложения) - 1 ч

Что значит «обособить»?

Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?

В чем разница между уточнением и пояснением?

Всегда ли союз или имеет разделительное значение?

Чем отличаются вставные конструкции от вводных?

10.(Вводные слова, словосочетания, предложения) - 1 ч

Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?

Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?

Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?

Вводные единицы как выразительное средство.

«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»

11.(Обращение) - 1 ч

Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.

Обращение как фигура поэтического синтаксиса.

Знаки препинания при обращении.

Есть ли в русском языке звательный падеж?

«Камень преткновения»

12.(Конструкции с как) - 1 ч

Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?

Всегда ли как имеет сравнительное значение?

Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?

Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?

Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.

«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?

13.От простого к сложному (Сложное предложение) - 2 ч

Как правильно определить количество частей в сложном предложении?

Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?

Как правильно построить структурную схему сложного предложения?

Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?

От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?

Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?

Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?

«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.

Кто говорит?

14.(Чужая речь) - 1 ч

Какие способы передачи чужой речи мы знаем?

Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?

Владеете ли вы правилами речевого этикета?

Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?

Пунктуационное оформление диалога.

Что нам стоит текст построить!

15.(Текст как синтаксическая единица) - 1 ч

Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.

Какие бывают тексты? Классификация текстов.

Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.

Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.

Календарно - тематическое планирование.

1час в 2 недели.

Всего- 17 ч.

занятия

Дата

проведения

Содержание

Кол-во

часов

1.

05.09

Синтаксис как раздел науки о языке

1ч.

2.

19.09;03.10

Русская пунктуация как система

2ч.

3.

17.10

Простое предложение как синтаксическая единица

1ч.

4.

14.11

Главные члены предложения

1ч.

5.

21.11

Второстепенные члены предложения

1ч.

6.

05.12

Односоставные предложения. Неполные предложения

1ч.

7.

19.12

Осложнённое простое предложение

1ч.

8.

23.01

Однородные члены предложения

1ч.

9.

06.02

Обособленные члены предложения

1ч.

10.

20.02

Вводные слова, словосочетания, предложения

1ч.

11.

06.03

Обращение

1ч.

12.

20.03

Конструкции с как

1ч.

13.

03.04;17.04

От простого к сложному

2ч.

14.

08.05

Чужая речь

1ч.

15.

22.05

Текст как синтаксическая единица

1ч.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:

строение, значение и функции основных синтаксических единиц;

типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;

виды чужой речи;

признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;

основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;

выдающихся учёных-лингвистов;

уметь:

производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;

правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;

пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.

1.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.

2.Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987.

3.Долбик, Е. Е. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего базового образования) : тексты диктантов / авт.-сост. Е. Е. Долбик, Р. С. Сидоренко, Т. А. Дикун. – Минск: НИО; Аверсэв, 2009.

4.Золотова, Г. А. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс: учеб. пособие для факульт. занятий в общеобразоват. учрежд. гуманитарного профиля / Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. – М. : Дрофа, 2002.

5.Концепция учебного предмета «Русский язык» // Русский язык и литература. – 2009. – № 7. – С. 3–8.

6.Конюшкевич, М. И. Синтаксис русского и белорусского языков: сходство и различия:: пособие для учителя / М. И. Конюшкевич, М. А. Корчиц, В. А. Лещенко. – Минск: Народная асвета, 1994.

7.Литвинко, Ф. М. Русский язык. Изучение осложненного предложения в V-IX классах / Ф. М. Литвинко. – Минск: Аверсэв, 2005.

8.Михальчук, Т. Г. Русский речевой этикет. Практикум: учеб. пособие / Т. Г. Михальчук. – Минск: Асар, 2009.

9.Олимпиады по русскому языку: пособие для учителя / Ф. М. Литвинко [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2000.

10.Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.

11.Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

12.Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008.

13.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.


Top