Иконы Николая чудотворца: история и описание. Иконы Николая чудотворца: история и описание Святой николай можайский

Резной образ святого Николая Мирликийского- один из самых почитаемых на Руси. Предположительно, что в конце XIV или начале XV века он был «явлен чудесным образом» в Можайске и по месту своего явления и дальнейшего пребывания был прозван Никола Можайский.

Вскоре этот образ прославился многими чудесами. И потянулись к нему за помощью православные, находя у Николы утешение своим скорбям. Стали наведываться в Можайск и московские великие князья, а впоследствии и цари, приносили дары, всячески украшали сам образ и церковь, в которой он находился.

В течение нескольких веков образ неизменно пребывал в Можайске: вначале, по преданию, - над въездными вратами, потом - в надстроенной над ними церкви. Первая надвратная церковь была весьма скромных размеров, потом она несколько раз перестраивалась и расширялась, чтобы вместить всех желающих поклониться Николе. В 1804-1814 годах проездная крепостная башня с церковью была частично разрушена, и на этом месте был возведен огромный Никольский собор в псевдоготическом стиле.

В 1933 году собор закрыли, а резной образ отправили в Третьяковскую галерею, где он до сих пор находится и выставляется как памятник русского средневекового искусства.

Икона представляет из себя фигура святого, вырезанную из дуба в полный рост. Святой изображен в хитоне и фелони, с левого плеча спускается омофор -лента (была белой) с черными крестами. В правой руке он держит меч, в левой - «град», макет крепости или, что более точно, макет восьмиугольной башни. Из «града» еще в древности была утеряна одноглавая церковка, которая крепилась сверху с помощью деревянного штыря.

Резной образ Николы вызывал и до сих пор вызывает немалые споры, которые со временем не только не затихают, но и приобретают большую остроту. Решается весьма принципиальный вопрос: является ли образ произведением русских мастеров (более узко - можайских), или же он изготовлен в одной из европейских стран?

Если образ есть творение можайских резчиков, то следует признать, что неизвестный мастер допустил множество отступлений от канонов иконографии. В Византии, откуда и пришло на Русь почитание этого кроткого греческого святого, святитель Николай никогда не изображался с мечом и градом. Русский резчик, по существу, допустил или страшную иконографическую безграмотность, или же откровенную ересь, наделив святого несвойственными ему атрибутами. Другое дело, что сделал он это гениально. Получив новые атрибуты, Николай Чудотворец обрел и новые качества - небесного защитника русских городов и небесного воителя.

Второе существенное нарушение канонов заключается в том, что образ этот - деревянная статуя. В 787 году на VII Вселенском Соборе в Никее были запрещены скульптурные изображения как «соблазн и камень преткновения для душ непросвещенных и простоватых». Этот запрет полностью признала Византийская церковь, и в этом же ей следовала и церковь русская.

Видимо, полное пренебрежение канонами и было причиной первоначального «великого смятения» в православных русских людях, при виде изображения Николая Мирликийского с градом и мечем.

Западная церковь не признала постановлений Никейского Собора относительно изображения святых в дереве и камне. Поэтому с католической точки зрения изображение святого Николая в виде статуи не является нарушением канонов. Но меч и град и в католической иконографии никак не соответствуют атрибутам этого святого. В городе Барии, куда прах святителя был перенесен в 1087 году, и во всей Италии Николай представлен на иконах с евангелием в руках, над ним изображены три золотых шара в память трех узелков с золотом, брошенными святым в дом бедняка, готового торговать от нищеты своими дочерьми. Над главою св. Николая в небесах изображается Спаситель с евангелием в руках и Богородица с омофором. И хотя католическая церковь наделяет своих святых воинственными атрибутами (апостол Павел часто изображается с мечом, что должно подчеркивать суровую бескомпромиссность в вопросах веры), сомнительно, чтобы кроткий Николай был представлен в другой духовной ипостаси. Меч совершенно не уместен в его руках, что и подтверждается всей западной иконографией этого святого

В этом и таится очередная сложность вопроса. Если мы согласимся с тем, что икона Николая Мирликийского выполнена западными мастерами, то почему он наделен совершенно чуждыми ему атрибутами? Снова ересь? На этот раз католическая? Но не слишком ли много свободных трактовок канонов святых?

И вот здесь остается единственное логическое предположение: резной образ Николы Можайского есть изображение неизвестного нам святого, и не имеет никакого отношения к Николаю Мирликийскому.

А.Некрасов был убежденным сторонником версии, что эта икона попала на Русь из Европы. В 1920-х годах он писал по поводу ее происхождения: «Эта статуя более, чем какой-либо иной древний памятник, имеет значение для определения влияния Западной Европы на древнерусское искусство. Почти наверное можно сказать, что Никола Можайский вывезен из-за границы и что он вовсе не Никола, было даже высказано мнение, что это вовсе и не изображение Святого, а просто обычная на Западе надгробная скульптура какого-то епископа; с чем впрочем трудно согласиться…»

Если это так, то тем самым затрагивается честь не только русской православной церкви, но и целой нации, ставшей жертвой собственного легковерия. Г.Мокеев, искренне отстаивающий русское происхождение образа, с едкой иронией пишет по поводу высказываний А.Некрасова:

«Отсутствие конкретного научного обоснования для таких выводов, нагромождение ошибочных утверждений, наконец, грубой атеистической тенденциозностью исследователь лишь порочил явление, а вместе с этим и себя самого. Ведь что получилось?

Неумелые в плотничном и резном искусстве можайцы, обманувшись по простоте душевной в существе подсунутой им кем-то и откуда-то принесенной неизвестной надгробной католической статуи, стали сразу же, еще в XIV веке кощунственно дурачить ей всех, тоже конечно простоватых русских людей, безграмотных православных священников, сделав подлог объектом святости, общенародного поклонения. «Липу» приняла за «Древо Жизни» православная русская церковь, наконец ведикие московские государи! Но что особенно удивительно - сам Великий Святой- Угодник Божий - принялся играть в игру Можайских фокусников: вселившись духом в чужого болвана, он стал каждый день чудодействовать! И так на протяжении веков!»

Но надо честно признать, что и сам Г. Мокеев, пуская ядовитые стрелы иронии по поводу чужих выводов, все же ничего конкретного не добавил для подтверждения иной точки зрения.

Высказывались и другие мнения по поводу происхождения образа. В частности, что он мог быть изготовлен в Сербии или сербскими мастерами. Но как объяснить главное: в силу каких причин святой Николай получил меч и «град»?

Уверен, что ответ на этот вопрос есть ключ к решению вопроса о происхождении образа. Ответив на него, мы определим страну, в которой образ был изготовлен и, возможно, определим и того святого или человека, которого он изображает.

Прежде всего, обратим внимание на одну деталь - на «град» в руках святого. Как уже упоминалось, в древности над этим «градом» возвышалась одноглавая церковка с куполом, впоследствии утраченная. Если мысленно дорисовать этот купол над градом, который, собственно, изображен как приземистая башня, то мы увидим не «град», а самый обычный храм. Так может быть, подобное прочтение данного атрибута и есть наиболее верное?

Если это предположение верно, то этот атрибут с определенностью указывает на Западную Европу, поскольку именно там модель храма, или его уменьшенная копия довольно часто помещалась в руках скульптурных или портретных изображений различных исторических лиц. Короли, герцоги, графы и епископы, прославившиеся строительством примечательных соборов, предстают перед Господом и потомками, бережно держа в руках воздвигнутый храм, как символ своей богоугодной деятельности.

Вот лишь некоторые из подобных изображений.

1. Карл Великий преподносит деве Марии Аахенский собор. Позолоченный рельеф на меди на ковчеге с мощами Карла в Аахенском соборе. Сделан по указу Фридриха Барбароссы в 1165 году.

2. Генрих II и Кунигунда преподносят построенный ими храм. Миниатюра из рукописи XI века.

3. Генрих II и Кунигунда. XIII век. Статуи в рост человека. Портал Государей в Георгиевском клиросе Бамбергского собора. Здесь модель собора держит в руках Кунигунда.

4. Статуи Генриха Льва (герцога Баварии и Саксонии) и его супруги Матильды (Мехтильды), помещенные в построенном Генрихом Львом в 1172-1194 г.г. Брауншвейгском соборе.

На этом надгробном изображении статую Генриха отличает от резного образа Николы Можайского лишь то, что они держат меч и храм в разных руках, да еще наличие нимба вокруг головы святого.

Меч и храм, как символы воинской доблести (или власти) и церковного строительства - проникли и в искусство Англии. Пример тому - печать английского короля Иоанна (Джона) Безземельного, брата Ричарда Львиное Сердце. Пока Ричард участвовал в крестовом походе, Иоанн поднял смуту и завладел короной. Изображен сидящим на троне; меч, который он держит правой рукой, лежит на коленях, в приподнятой левой руке - храм (печать хранится в Париже в Национальном архиве).

5. Король Англии Генрих II Плантагенет (1154-1189) на своей королевской печати изображен держащим в руках храм.

Следует сказать, что Генрих II Плантагенет - отец и Ричарда, и Иоанна, и Матильды, жены немецкого герцога Генриха Льва. Значит ли это, что подобной символикой обладали представители одного королевского рода? С этим трудно согласиться. Скорее всего, перед нами художественный прием (если не традиция), очень яркий и образный, державшийся в искусстве Западной Европы в течение нескольких веков.

Эта художественная традиция появляется и на Руси. В 1198 году князем Ярославом Всеволодовичем (отцом Александра Невского) была заложена церковь Спаса на Нередице, близ Новгорода в княжеском дворцовом монастыре. В западном нефе помещено изображение самого князя, подносящего модель храма Христу. Изображение это исследователи относят к 1246 году.

Но подобная символика, как кажется, на Руси так и не прижилась. И изображение Ярослава Всеволодовича с храмом в руках является едва ли не единственным в русской иконографии.

Несомненно, величественные фигуры с храмом в руках, в котором современники видели не столько конкретное сооружение, но угадывали возвышенно-трансцендентную идею, оказывали сильное впечатление на человека той эпохи. Этим образцам, конечно же, повсеместно подражали, и эти же атрибуты, меч и храм, могли появиться и в изображениях иерархов церкви, которые в те времена не только проповедовали и строили храмы, но и часто брали в руки меч.

История крестовых походов (во время которых, собственно, и появились рассматриваемые символы) дает нам множество подобных примеров: допустим, Петр Пустынник, вдохновитель первого крестового похода, и епископ Адемар, духовный вождь этого же похода. О последнем историки писали следующее: «Митра духовного владыки и рыцарский шлем были попеременным его облачением».

{rokbox title=|Крестовый поход| thumb=|images/6-15.jpg| size=|fullscreen|}images/6-15.jpg{/rokbox}

Папы Римские, воодушевляя воинство Христово на борьбу с неверными и освобождение Гроба Господня, появлялись на Соборах даже не с одним, а с двумя мечами в руках. Один должен был символизировать разящую силу веры, другой - силу воинов Христовых и их непримиримость к врагам Христа. Меч и вера, меч и храм были прочно соединены в сознании средневекового человека. Часто войны и велись исключительно религиозные: освобождение Испании и Португалии от мавров, альбигойские войны с ересями на юге Франции, походы немецких рыцарей в земли славян, эстов и ливов. Вместе с войсками шли епископы и капелланы. Многие из них причислены католической церковью к лику святых. Все они могли изображаться с мечом - символом их борьбы за веру, и с храмом - символом утверждения церкви Христовой. Именно так и выглядит резное изображение, которое нам известно как Никола Можайский. Но кто скрывается под этим именем?

Ответить на этот вопрос нам помогут атрибуты святого. Прежде всего, обратим внимание на «град» в его руках. Если верно высказанное ранее предположение, что это не «град», а храм, то бросается в глаза необычная его форма - он восьмиугольный. А много ли восьмиугольных храмов было построено на Руси и в Западной Европе в средние века? На Руси ни одного. Но в Западной Европе такая архитектурная форма нашла свое место. Один восьмиугольный храм был построен в Аахене, столице франкских королей, и один в Париже.

Но их внешний вид типичен для готических построек средневековой Европы и кроме восьмиугольной формы мало что имеет общего с тем храмом, который держит Никола в руках. Поэтому мы не будем рассматривать их, а обратимся к третьему восьмиугольному храму, который и послужил прообразом для первых двух. Именно он и представляет для нашего исследования наибольший интерес. Этот восьмиугольный храм был широко известен в средневековой Европе и пользовался большой славой. Но находился он не в Европе, а в Палестине - заветной и желанной цели всех крестовых походов. Назывался он Templum Domini, или Храм Господень - так крестоносцы переименовали мечеть Омара после изгнания мусульман из Иерусалима. *

* Мечеть Омара (более правильно Куба ас- Сахра, или Купол скалы) стоит на месте древней еврейской святыни - храма Соломона. На этом же месте в начале нашей эры царь Ирод возвел великолепный и обширный храм, но простоял он не долго. После захвата Иерусалима императором Титом, храм Ирода был разрушен и несколько веков лежал в развалинах. В 638 году халиф Омар отвоевал Иерусалим у Византии и повелел очистить святое место и скалу, которая там находится. В 685-691г.г., по велению халифа Абд аль- Малика ибн Мирвана, над скалой была построена мечеть Куба ас-Сахра, которая вскоре стала одним из священных мест мусульманского мира. Каждый четверг и пятницу служители мололи шафран, смешивали его с мускусом, амброй и розовой водой и оставляли этот состав настаиваться до понедельника, чтобы им протереть скалу, размеры которой довольно внушительны: 17 метров в длину, 13 - в ширину, 3- в высоту. После этого в мечеть разрешалось входить мусульманам, и те, как в Мекке перед Каабой, несколько раз с молитвой обходили священный камень. Столь трепетное отношение к этой скале объясняется тем, что по библейским преданиям, с которыми согласен и Коран, на этой скале Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, но был удержан ангелом. По преданию с этой скалы вознесся на небо пророк Мухаммед, оставив на камне отпечаток своей ноги, который сохраняется как величайшая святыня. Крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году и почти сто лет владели им. Они превратили мечеть в храм, установили на священной скале алтарь, у входа в мечеть - статую Христа, а над куполом водрузили золотой крест.

Храм этот (в настоящее время это снова мечеть) представляет из себя приземистый восьмерик, разделенный архитектурным поясом по горизонтали на две равные части, увенчанный массивным куполом на низком барабане. Совпадение по форме с тем храмом, который помещен в руках Николы просто идеальное. Резчик даже старательно вырезал архитектурный поясок, который на мечети Омара разделяет изразцовое покрытие разных цветов.

Если допустить, что именно этот храм изображен в руках Николы Можайского, то возникает вопрос - в силу каких причин? Ведь крестоносцы и их духовенство не являлись его строителями!

Возможно, здесь мы сталкиваемся с феноменом создания новых символов. Иерусалим воспринимался в средневековье как центр мироздания, середина не только материального, но и духовного мира, его сакральная часть. Обладание этим центром и его храмами из чисто материального явления превращалось в явление мистическое. Соответственно менялось и восприятие и старых симолов: Иерусалимский храм в руках святого становился не конкретным храмом, а превращался в символ духовной власти над миром.

Но кто из реальных деятелей того времени был достоин держать в руках этот высокий символ?

Не исключено, что перед нами изображение Петра Пустынника, вдохновителя первого крестового похода, или же изображение одного из Иерусалимских патриархов. Предположим, Арнульда, первого из них. Арнульд был капелланом герцога Норманнского Роберта, доблестного и славного предводителя крестового воинства. Меч и храм Господень в его руках - лаконичные, но выразительные символы деятельности этого воина-священника. Такими же по своей сути были и последующие Иерусалимские патриархи.

С этой версией можно было бы согласиться, если бы не одно существенное затруднение - ни Петр Амьенский и ни один из Иерусалимских патриархов не были причислены к лику святых. А Никола Можайский изображен с нимбом. Следовательно, прототип иконы надо искать среди канонизированных католических деятелей той поры. Кто же им мог быть?

Рассматривая многие варианты, я остановился на единственном возможном кандидате - на Бернаре Клервоском.

Родился Бернар в 1090 году в Бургундии, в немецкой Франции, в замке Фонтенье, в семье Тесцелина, принадлежавшего к древней владетельной фамилии. В юности он стал цистерцианским монахом, потом основал собственную монашескую обитель в Клерво, аббатом которой состоял всю свою жизнь.

Он отличался слабым здоровьем, но был начитан, благочестив и красноречив, за что получил прозвище «медоточивый».

Еще при жизни за свою праведность он почитался как святой. Но наиболее Бернар прославился тем, что воодушевил всю Европу на второй крестовый поход. Проповедь Бернара была столь пламенной, что он сумел воодушевить европейское воинство идти не только в Палестину, но и на север Европы, где на побережье Балтийского моря еще процветало язычество. Умер он в 1153 году и был канонизирован католической церковью в 1174.

Когда после канонизации Бернара стали создавать его живописные и статуарные изображения, то естественно, что его изобразили с мечом, как деятельного воителя веры. Меч этот надо понимать как духовный меч веры. Но как в его руки попал Иерусалимский храм?

И вот здесь надо вспомнить второе значительное деяние Бернара - он учредил и был духовным отцом ордена Тамплиеров, наиболее популярного и наиболее деятельного рыцарского ордена тех времен.

Орден Тамплиеров был основан в 1118 или в 1119 году. Основали его французские рыцари Гуго де Пайенс и Годфруа де Сент- Омер и дали обет сопровождать паломников к святыням Иерусалима и охранять их от разбоя мусульман. Король Балдуин Фландрский, верховный сеньор Иерусалимского королевства, выделил новому ордену здание рядом с храмом Господним (мечеть Аль-Акса). С этого времени они стали именоваться «бедными рыцарями Христа из храма Соломона», или просто «храмовниками (тамплиерами от французского слова tample -храм).

В 1127 году тамплиеры прибыли в Европу, чтобы получить официальное признание церкви и утвердить свой устав. Бернар Клервоский с воодушевлением отнесся к деятельности нового ордена. Он написал для него устав, во многом повторив суровый устав собственного цистерцианского ордена, писал похвальные слова о деятельности и усердие тамплиеров в вере.

Благодаря энергии Бернара и его настойчивым обращениям к высшему духовенству и к папе Римскому 14 января 1128 года был созван католический собор в Труа. На этом соборе Бернар представил новый орден, сказал много добрых слов о нем, что и помогло его официальному признанию.

Ко времени канонизации Бернара орден Тамплиеров стал весьма могущественным, участвовал в войнах за веру не только в Палестине, но и в Испании, Португалии и Лангедоке, имел командорства почти во всех странах Европы. Его богатства были столь огромны, что об этом ходили легенды. Символом ордена стало изображение храма Господня (храма Соломона).

Представление об этом символе дает орденская печать. На ней храм Господень представлен в таком виде, каким он был во времена крестовых походов. Тогда над ним возвышался не современный округлый купол, а купол вытянутой формы, напоминавший купола-луковки русских церквей.

Именно этот восьмиугольный храм, как символа ордена Тамплиеров, мог быть изображен в руках святого Бернара.

Теперь вспомним описание «града» в руках Николы: внутри восьмиугольного «града» помещалась маленькая одноглавая (!) церковка, утерянная еще несколько веков назад. И в целом «град» был удивительно похож на мечеть Омара.

Можно понять, почему русские люди того времени воспринимали восьмиугольный храм в руках святого как град. Рассматривая многочисленные изображения и повторения (резные и живописные) иконы Николы Можайского, я обратил внимание на то, что восьмиугольный храм, как архитектурная форма церковной постройки, был совершенно чужд представлениям русского человека. Видимо, из-за того, что такие храмы никогда не строились на Руси. Поэтому средневековый художник охотнее помещал в руках Николы привычный храм прямоугольной формы. Другая форма храма просто не соответствовала устойчивой многовековой традиции. Она была как бы вне устоявшихся канонов. Восьмерик буквально вываливается из рук святого, заменяясь на привычный четверик. Даже в наши дни эти устоявшиеся представления настолько сильны, что скульптор В.Клыков в своем повторение иконы Николы Можайского вложил в руку святого прямоугольный храм.

Эти затруднения с восприятием формы храма начались еще в древности. Непривычная ломаная линия стен была воспринята некоторыми созерцателями иконы или же резчиками как город, обнесенный стенами. Именно так, с известной долей условности, изображались в летописях русские грады. Видимо, такое объяснение было охотно принято и священниками, и Можайскими князьями, и простыми жителями княжества и стало традиционным в толкование этой иконы.

Чтобы неискушенный зритель не испытывал затруднений и впредь, на храме, который держал святой в руках, была помещена пояснительная надпись «град Можае». Отсюда появилось и новое понимание функций святого - небесная защита и покровительство городу Можайску (где икона появилась первоначально), а потом и другим городам Руси. Потом покровительство Николы было распространено и на всю русскую землю.

Обратим внимание и на внешность Бернара. В Европе его обычно изображают с огромной тонзурой на голове, т.е. выбритой макушкой. Но не исключено, что это почти полное облысение. Таким же лысым изображается и Никола в России.

Теперь несколько слов о времени создании резной иконы. В 1187 годы крестоносцы потеряли Иерусалим - он был взят войсками Саладина. Храм Господень снова был обращен в мечеть. Видимо тамплиеры, утратив свою святыню, не сочли возможным считать ее своим символом.

Жак де Витри, епископ Акры с 1216 года, в своих записках говорит о том, что тамплиеры во время его пребывания на епископской кафедре имели уже новый символ: два рыцаря сидящие на одном коне, и объясняет его как символ бедности и символ смирения гордыни.

Бернар, как уже говорилось, был канонизирован в 1174 году. Поэтому его изображения, в которых присутствовал первоначальный символ тамплиеров - храм Господень, были созданы в промежуток времени от 1174 до 1187 г.г. (крайняя дата - 1216 год), и являются наиболее древними.

Как статуя могла попасть в Можайск?

В период с 1307 по 1314 г.г. орден Тамплиеров подвергся жесточайшему преследованию во Франции. Его признали виновным в следовании богохульным уставам, в поругании креста и, даже, в сатанизме. Тамплиеры были отлучены от церкви, а сам орден запрещен. Множество рыцарей было сожжено на кострах, или же умерло под пытками.

Но не вся Европа признала тамплиеров еретиками. Так например, в Испании, Германии и Шотландии орден не был запрещен официально. Но и там храмовники удержались как самостоятельная организация не долго. Спасая себя от возможных новых обвинений и преследований, они перешли в другие ордена. Орден Тамплиеров прекратил свое существование.

Можно предположить, что во время гонений изображения святого с тамплиерской символикой в руках были уничтожены или же переделаны. Католическая церковь не могла считать заслугой Бернара утверждение еретического ордена, поэтому храм Господень, как символ тамплиеров, был исключен из иконографии святого, и в левую руку ему поместили собор из аббатства Клерво. Остался меч, но он был не очень понятен и не очень уместен рядом с мирной и тихой обителью Клерво. К тому же, с мечом изображения Бернара слишком напоминали изображения апостола Павла. Поэтому меч был заменен на посох. Именно с такими атрибутами изображался святой Бернар последующие триста-четыреста лет. Затем атрибутика его вновь поменялась, и, начиная с XVIII-XIX в.в., он приобрел свой современный канонический вид: скромный и кроткий монах с евангелием в руках.

Но подобное изображение не соответствует энергичной и неукротимой натуре аббата из Клерво. Достаточно напомнить, что Бернар утверждал пап на их престолах, созывал соборы, попирал ногами (в прямом смысле!) королей, преклоняющих перед ним колени, призывал в проповедях к полному уничтожению язычников. Он был скромен в жизни, но он был воитель духом.

Видимо, в тот период, когда уничтожались или переделывались статуи Бернара, нашлись люди, побоявшиеся подобного кощунства (возможно, это были тамплиеры или же монахи из ордена цистерцианцев), и увезшие статую на восток Европы, в Польшу, Литву или в немецкие колонии в Прибалтике. Именно там икона и могла получить другое имя. А оттуда она могла попасть и на Русь.

Вознесенский, описывая житие и чудеса Николая Мирликийского, делает интересное замечание: «В Епифань, судя по местным преданиям, принесен был в 1380 году из Литвы деревянный резной образ св. Николая. Он, возможно, стал прототипом резного образа Николы Можайского»

(Вознесенский А. Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая… СПБ 1899 г. с.536)

Но этот образ мог быть изготовлен и в Польше (в том числе и в Белоруссии), где существовали монастыри цистерцианского ордена. Позднее этот орден получил название Бернардинского, по имени святого Бернара. Разумеется, и польские бернардинцы, чтя своего духовного патрона, создавали его скульптуры и украшали ими свои храмы. И они были вынуждены после запрета ордена Тамплиеров переделывать или уничтожать эти статуи. Или спасать их на Руси…

Надо заметить, что в костеле польского города Гостунь находится копия с образа Николы Можайского. У меня нет изображения этой копии, но было бы любопытно взглянуть на нее. Возможно, что это не копия, а еще одна сохранившаяся древняя статуя святого Бернара.

В заключение хочу сказать, что я рассматриваю всего лишь версию. Одну из многих. Возможно, она недостаточно аргументирована и ошибочна, но дело в том, что других объяснений появления в руках Николая Мирликийского чуждых ему атрибутов пока нет. Эти атрибуты наполнены таким сакральным смыслом и такими высокими символами, что преображают мировоззрение верующих и меняют сам дух веры.

Эти символы не могли появиться случайно, они должны были иметь какую-то предысторию. Но в случае с резным образом Николы Можайского даже следов этой предыстории нет. Поэтому в своем исследование я и обратился к западноевропейской иконографии, где эта символика была четко проработана и многократно повторена.

Не думаю, что мои выводы должны оскорблять религиозные чувства православного человека: наше Святое Писание пришло от евреев, христианство - от греков, множество святых - из различных стран мира. Наши каноны есть повторение греческих канонов, наши первые храмы - повторение лучших храмов Византии. И если даже статуя Никола Можайский есть повторение статуи святого Бернара, то и это практически ничего не меняет ни в вере, ни в православных традициях. Тем более, что западные символы получили на Руси иное высокое звучание и иной духовный смысл.

2010 год.

Материалы: доска из липы, паволока, левкас, яичная темпера, золото сусальное листовое и твореное в смеси с гуммиарабиком, защитный слой: масляный лак и шеллак.

История возникновения иконы святителя Николы Можайского.

Славой своей чудотворный образ — главная святыня Николаевского Можайского собора, обязан помощи святителя городу во время нашествия татар. Когда случилось это событие, предание точно не указывает, но Николаевский собор в Можайске существовал уже в 13 веке, а сам Можайск упоминается в 12 веке.

Предание гласит, что однажды, когда враги задумали напасть на город, явилось необычайное знамение — сам святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором. В одной руке он держал меч, а в другой обнесенный стеной храм. Устрашенный неприятель снял осаду и бежал к великой радости горожан. В благодарность за помощь было изготовлено резное изображение святителя.

В 15 веке появились также иконные копии этого чудотворного образа. Иконописные копии распространились по всей русской земле и Никола Можайский стал одним из иконографических типов изображения святителя.

Храм и меч в руках святителя Николая приобрели символический смысл: храм — это вселенская церковь, ведь Николай Угодник был вселенским учителем и защитником; а меч выражает идею заступничества, покровительства всем угнетенным и обиженным. Святитель Николай был и остается особо почитаемым среди православных людей святым.

Николай Чудотворец - самый почитаемый в христианском мире святой - родился в городе Патаре (Малая Азия) в III веке. Став священником, все полученное от родителей богатство он отдал вдовам, нищим и сиротам. Будучи архиепископом города Миры в Древней Ликии, святитель прославился не только своими чудесами, но и необычайной добротой, милосердием, справедливостью и скромностью.

Спустя семь столетий после смерти, нетленные мощи святого в 1087 году с великими почестями были перенесены в итальянский портовый город Бари, в специально построенный собор, где они пребывают и поныне, источая многоцелебное миро и являясь местом всеобщего поклонения христиан всего света.

«Правилом веры и образом кротости» объявила его Православная Церковь.

Чудотворцем и Николой-Угодником называет его наш народ. Память святителя и чудотворца отмечают два раза в году:

Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что западный мир считает мирликийского чудотворца русским святым.

Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия.

И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стоял бы любимый образ. «Микола - тот же Бог», - часто говорили крестьяне. Особенно известна помощь Cвятителя Николая «по морю плавающим» и всем путешествующим. Он же «защититель от нашествия «супостата» и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота. Cвятителю Николаю - покровителю флота и русских морских побед посвящен и главный морской собор Санкт-Петербурга - Никольский, освященный 20 июля 1762 года в присутствии Екатерины II.

О глубокой вере русского солдата в помощь и покровительство святого поборника в ратных делах свидетельствуют носившиеся на груди и найденные на полях сражений медные образки-обереги с изображением Николы-Угодника.

Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит раскрытое Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором.

Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу Св. Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град.

Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху.

Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.

Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накануне Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо - Угрешским, ставший одной из святынь русского народа.

Множество храмов, часовен и монастырей построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве существовало более 125 Никольских храмов и церквей, большинство из которых были сметены могучим ураганом безбожного "окаянного" времени. Один из них, построенный на площади Белорусского вокзала в начале XX века, пережив войны и революции, уцелел, став свидетелем возвращения на Родину солдат-победителей в мае 45-го. Подобно былинному богатырю, в шлеме из чеканного золота, он снова радует наш взор, напоминая о святом покровителе ратного подвига и русской воинской славы!

И сегодня, в наше тревожное время, самый любимый народный святой - наш русский Никола - Угодник - неспешно обходит просторы необъятной страны, совершая добрые дела, помогая всем, кто обращается к нему за помощью и спасением.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», - говорится в «Акафисте» святителя и чудотворца.

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского - оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня - ревностный защитник Православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее - "ПОБЕДИТЕЛЬ"!Список литературы

Святитель Николай – один из почитаемых святых на Руси. Согласно церковному преданию, он жил во второй половине III – первой половине IV века, был архиепископом малоазийского города Миры в Ликии. Почитание святого было широко распространено в Византии, а после принятия крещения и на Руси. Сегодня почти в каждом храме можно встретить изображение этого чтимого святого.

Одна из древнейших икон церкви Сошествия Святого Духа (Николы в Толмачах) – «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием». Находится она в Никольском приделе, слева от иконы «Богоматерь Иверская». Специалисты Третьяковской галереи датируют ее первой четвертью XVII века. Есть основания предполагать, что икона являлась храмовым образом деревянной церкви в Толмачах, которая до перестройки в конце XVII столетия была посвящена св. Николаю.На это косвенно указывают поступление ее из Никольского храма в Третьяковскую галерею в 1930 году, датировка, описание святыни, сделанное Федором Алексеевичем Соловьевым, во второй половине XIX века служившим дьяконом в Толмачах. Он писал: «Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка».

Житийная икона Николо-Толмачевского храма обладает рядом особенностей, отразивших особое почитание знаменитой святыни города Можайска – деревянной скульптуры св. Николая ХIV века.

В среднике представлен образ святого, известный под названием «Никола Можайский». Такой тип изображения архиепископа в иконописи связывают со знаменитой деревянной скульптурой из Можайска. Согласно преданию, опубликованному в XIX веке, создание резной статуи вызвано событием из истории Можайска. Город был осажден неприятелем, для укрепления духа его защитников и устрашения врагов святой чудесно явился стоящим в воздухе над храмом с мечом в одной руке и собором, обнесенным стеной, в другой. Неприятель бежал, а жители «в благодарное воспоминание могущественного предстательства за них святителя Николая, вскоре сделали резное изображение чудесного явления его».

Ранним и, возможно, первым изображением Николы Можайского в древнерусском искусстве является деревянная скульптура ХIV века, которая до 1933 года находилась в Никольском соборе Можайска. В 1933 году она была вывезена Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ, откуда в 1934 году поступила в собрание Третьяковской галереи. Ныне ее можно увидеть в Сокровищнице. На иконе храма-музея достаточно точно воспроизведена древняя святыня ХIVстолетия. Об этом свидетельствуют поза святителя, цвета личного (на лике сохранились фрагменты росписи) и одежд (фелони, подризника), абрис фелони, украшение епитрахили и палицы растительным орнаментом. Согласно писцовым книгам 1595–1598 годов скульптура находилась «в киоте, с деяньем». То же мы видим на храмовой иконе: изображение святого помещено в пятилопастную арку, которая имитирует резной киот, вокруг житийные клейма. Такое «цитирование» можайской реликвии – особенность толмачевского образа.

Достаточно традиционен состав житийных клейм, большая часть которых посвящена чудесам святого. Повествование начинается с верхнего ряда (слева направо), продолжается на боковых и заканчивается на нижнем: 1. Рождество святого Николая; 2. Крещение; 3. Исцеление сухорукой; 4. Приведение во учение; 5. Поставление в диаконы; 6. Поставление в иереи; 7. Поставление в епископы; 8. Явление царю Константину во сне; 9. Избавление трех мужей от казни; 10. Изгнание беса из кладезя; 11. Исцеление бесноватого; 12. Явление святителя Николая… (название дано на основе сохранившихся остатков надписи: «Св. Николай явися…»); 13. Спасение Димитрия со дна моря; 14. Возвращение Василия Агрикова сына родителям; 15. Преставление святителя Николая; 16. Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари.

Толкование храмового образа не однозначно. Основной, по-видимому, является идея покровительства, заступничества св. Николая Чудотворца за город, за храм. Это подчеркивается соотнесенностью со святыней Можайска и изображением Христа с Евангелием и Богородицы с омофором в руках в медальонах средника, которые напоминают о первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, где архиепископ предстал защитником веры.

В 1993–1995 годах икона «Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием» была отреставрирована реставратором Третьяковской галереи А.С. Валюшком к открытию храма-музея в 1998 году. После удаления нескольких слоев записей открылась авторская живопись достаточно хорошей сохранности, древний образ вновь засиял яркими красками.

Н. Зараменская

Соловьев Ф. Московская Николаевская в Толмачах церковь. М.,1870. Репринтное изд.: СПб.,1994. С. 29.

Сидоренко Г.В. Документирую святыню. Изображения реликвий в позднесредневековой иконописи // Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 610–611; Шалина И.А. Икона «Св. Николай Можайский в житии» середины XVI века из национального музея Стокгольма: художественные особенности и символические мотивы иконографии // Искусство христианского мира. М., 2005. Вып. 9. С. 166–183.

Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезное чтение. М., 1872. С. 408–412.

Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Серия «Древнерусское искусство X–XVII веков. Иконопись XVIII–XX веков». М., 1995. Т 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. С. 196–199.

Козлова Ю.А. Икона «Никола Можайский с житием» из московской церкви Николы в Толмачах // Ярославский художественный музей. ХI научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2007. С. 59.

Писцовые книги XVI века. СПб., 1872. Отделение 1. С. 616.

Для быстрого перехода до интересующего вас элемента воспользуйтесь ссылками…..

Немного истории….

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, родился во второй половине III века в г. Патары, области Ликии в Малой Азии. Согласно житию, младенец Николай три часа простоял в купели крещения, — «Воздавая тем честь Святой Троице». Благочестивые родители, увидев что он отмечен особой благодатью, внимание свое обратили на его духовное воспитание. Когда он вырос, дядя, епископ г.Патары, рукоположил его в приесвитеры и пророчески предсказал будущее великого угодника Божиего.

Вскоре родители святого умерли, оставив богатое наследство. Молодой пресвитер употребил его на благотворительные дела, Так, узнав, что один бедный человек из-за нужды решился пожертвовать честью трех красавец-дочерей, тайно подбросил ему в окно золото, и отец смог выдать девушек замуж.

Через несколько лет своего пастырства святой Николай собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозрения и чудотворения: он предвозвестил бурю и силою молитвы укротил ее, воскресил упавшего с мачты молодого матроса. В Палестине он решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святому Николаю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божией воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался Ликийский архиепископ. Епископам, молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнийший из всех – нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.

Промыслом Божьим, а не человеческим собором, был избран святой Николай в архиепископы, и теперь для блага паствы он уже не скрывал свои добрые дела. Он участвовал в 1-м Никейском Соборе (325 год), пламенными речами изобличал ересь Ария, богохульно отвергавшего Сына Божия. Во время голода в Ликии предстал во сне купцу, имевшему груз хлеба, и велел ему везти зерно в Миры, оставив в залог три золотые монеты, которые тот обнаружил утром. Однажды остановил казнь невинно осужденных. При этом авторитет его был так велик, что никто не смел противиться ему, зная, что творится Божья воля. Помогал святитель и тем, кого не знал совсем. Однажды он спас погибающий от бури корабль. Моряки, теряя всякую надежду, в отчаянии стали молиться Ликийскому архипастырю, о котором столько слышали, и он вдруг явился у руля корабля и привел его в гавань. К нему без боязни шли за всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником. Он мирно почил 6 декабря 342 года. Господь сподобил его честное тело нетления, и мощи его по сей день источают целебное благодатное миро, обладающее даром чудотворений. Мажущимся им с верой в святителя Божия оно сообщало исцеление от всех болезней, не только телесных, но и духовных, отгоняя также нечистых духов, которых побеждал святитель еще при своей жизни.

В 1087 году христиане итальянского города Бар по велению Господа перенесли мощи угодника Божия в свой город, где для их пребывания была построена церковь в честь святителя Николая.

Имя святителя Николая Мирликийского на Руси пользовалось особым благоговением и почитанием. В Киевской летописи XI-го века сказано: — «Приди на Русь виждь яко несть града, ни села, идее же не быша чудеса многа умножена святого Николы». Олеарий, секретарь Голштинского посольства в Московию и Персию, в начале XVII века (1633-1639 гг.) сообщает: — «В церквах своих русские имеют великое множество образов, развешанных кругом по стенам, из которых важнейших и наиболее чтимых помещают внизу, как например, образа Иисуса Христа, святой Девы Марии и Николая Чудотворца, их главного заступника».

Древний свидетель милосердия святителя к нашему отечеству — чудотворный образ Николая Можайского. Название он получил от подмосковного города Можайска. Находился этот образ в соборном храме так же имени Николая Чудотворца. Происхождение и слава образа относятся, видимо, к XIII-XIV векам. Многочисленная неприятельская рать осадила Можайск. Малочисленные защитники уже не имели сил отбивать натиск врагов. И тут явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врага Николай Мирликийский чудесно предстал в грозном виде – стоящим над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение собора, обнесенного крепостными стенами. Неприятель был так устрашен этим видением, что снял осаду и бежал – к удивлению и радости осажденных.

В благодарность жители города устроили святителю образ в том виде, как он им явился – с мечом и храмом, как сильного и грозного защитника Православной церкви. Ни у какого другого угодника Божия защита и покровительство всем угнетенным, обижаемым, страждущим не наполняют так всей жизни, как у Николая Мирликийского. Чудо спасения невинных от меча известно всем читателям жития святителя и объясняет присутствие меча в деснице. А что касается храма, то он изображает собой вселенскую Церковь, которой он является учителем и горячим защитником от еретика Ария.

Об особом почтении наших предков к этому образу мы можем судить по тому, что все великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск на поклонение чудотворной иконе святого Николая угодника. Из рукописной летописи Николаевского Можайского собора можно узнать о случаях чудесной силы образа Николая Можайского.

До 1820 года в иконостасе нижнего яруса Николаевского собора находилось пять лампад с польской надписью на них. История их появления такова: во время нападения на Можайск польский король приказал забрать из собора икону святого Николая, но будучи внезапно ослеплен, тотчас икону возвратил и принес в дар пять лампад.

В 1812 году, во время приближения французов к Можайску, чудотворную икону Николая спрятали в подвальной части собора. Французы разграбили храм, сожгли иконостас, подожгли все, что могло гореть, но святой Николай сохранил свою икону без повреждений.

В 1815 году из собора были украдены церковные деньги – 2800 рублей. Вод не был найден. Спустя две недели после кражи, неизвестный подкинул письмо: — «Возьмите в соборе деньги в чулане, в угольях; нет места от угодника, согрешил один». И действительно, в угольнице, находившейся на паперти, деньги были найдены.

Примеров чудодействия, исцеления, исходящих от икон с образом Николая Можайского, сосчитать невозможно.

В августе 1871 года по берегам реки Волги разразилось страшное моровое поветрие. В Завидово и прилежащих селениях погибло много людей. Народ пришел в отчаяние. Напасть отягощалась для христиан лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Святыми Таинствами и христианского погребения. Никакая медицина, карантины и другие мера не помогали. Начальствующие лица упали духом и не знали, что предпринять. Наконец обратились к Тому, к Кому всегда надо обращаться прежде всего, — к Богу. По совету благочестивых людей принесли из Иосифо-Волоколамского монастыря чудотворную икону Николая Можайского. Встречали святой образ слезами, плачем, громко вопия к нему: — «О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщится и избави Христово стадо от черной гибели!», «Ходатайству за нас окаянных, умоли Господа Бога смиловаться над грешными!».

С молитвами чудотворная икона была обнесена вокруг Завидово, затем по селениям прихода, по улицам, заносили и в дома. Пресвятой и великий Чудотворец Николай услышал молящихся о спасении и явил милость. Смертельная напасть утихла и в первых числах сентября исчезла. Под впечатлением чудной благодатной силы святого образа прихожане собрали деньги и заказали иконописцу список – «мерной и подобием равный чудотворной иконе». В 1872 году икона Николая Можайского прибыла в Завидовскую церковь, и по свидетельству прихожан, многие получают от иконы исцеления душевных мук и телесных страданий.

Из поколения в поколение передаются рассказы об этой страшной эпидемии и чудесном избавлении от нее. Напоминает об этом и надпись на чудотворной иконе: — «Образ сей сооружен в 1872 г. доброхотными пожертвователями в память принесения из г. Волоколамска чудотворной иконы святителя и чудотворца Николая во время губительной болезни холеры, которая по обходе всех селений с иконою с 26 августа по 7 сентября 1871 г. прекратилась».

Память святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, Церковь отмечает 9 мая (22 по новому стилю) и 6 декабря (19 по новому стилю). В службе, посвященной ему, говорится: — «Чудотворцем предивным, незаходимою звездою пресветлаго Солнца, Божественным проповедником, человеком Божиим, сосудом избранным, столпом и утверждением Церкви, предстателем и утешителем всех скорбящих».

Молитва перед иконой

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши.

Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне.

О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца» ( в честь семи сотворенных им чудес)

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень! Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу. Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством к Господу и твоею великой верой.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству. Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей и спас их от недоброй участи. И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным в благодарной памяти наших сердец. Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте, и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией. Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое милостивое покровительство нам.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю, предсказанную тобой, и спас многие души. И стало это чудо свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе, прекратившем бурю на море Галилейском. Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры, и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа. Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое милосердное заступничество за нас.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников, разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов. И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых. Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла, и да будем святы по твоему примеру. Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее. Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа и отстоял учение Церкви о Триедином Боге. И многие увидели тебя в видении рядом с Господом и Богородицей. Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения, и сохраним веру в чистоте и силе. Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских трем невинно осужденным на смерть. Тогда ты чудесно остановил руку палача, обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение. И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам. Да будем причастны твоей благодатью любви к людям, и пронесем любовь через всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских. Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы. И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать на всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим чудесные исцеления, дарованные через миро, источаемое твоими нетленными мощами в Баре. Тогда многие люди, пришедшие с верой к тебе, обрели избавление от телесных и душевных болезней. И стало это чудо свидетельством дарованной тебе Богом великой благодати исцеления. Да будем причастны твоей благодатью целительству наших ближних, и придем им на помощь во время болезней. Благословен Бог наш, и благословенна Его благодать в тебе, святый отче!

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»


Top