Не собирай богатства на земле. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут

Неделя 26. Притча о безумном богаче

Маленькая короткая притча Христова, но какая глубина, бездонная глубина мысли и истины в этих коротких словах!

Господь наш Иисус Христос всегда говорил краткими словами. Он учил нас этим не быть многословными, а все мы склонны к многословию, это потому, что несравненно труднее говорить кратко, ярко и сильно, чем многословно.

В этой малой притче сказано все, что надо для нас: сказано о двух путях, по которым идут люди, сказано о тех, кого Священное Писание называет людьми душевными, плотскими, и которых огромное большинство среди людей; сказано и о тех, которых несравненно меньше: сказано о людях духовных.

Указаны два пути жизни: путь служения плоти своей, похотям своим, и путь служения духу.

Вникните в эту удивительную по силе, по глубине и по краткости притчу. Что думал этот несчастный богатый человек, когда уродилось огромное количество хлеба? Он вот что думал: "Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое".

О окаянный! О безумный! Тебе некуда собрать хлеб твой? Не знаешь, что делать? Разве не видишь, сколько вокруг тебя голодных и нищих, у которых нет ничего?

О них ты не думал, думал только о себе, решил сделать нечто мудрое в глазах твоих: сломать житницы и построить новые, гораздо большие, туда собрать все добро твое. Для чего, зачем? Чтобы сказать душе своей нелепые, безумные слова: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись".

О несчастный! Он не знал ничего лучшего, как объедаться и опиваться вином, не знал ничего более высокого, чем веселие, ничтожное, пустое, земное веселие. Все силы души направляет он к тому, чтобы побольше собрать богатства, обеспечив себе довольство, роскошную сытую жизнь. О несчастный!

Он, вероятно, никогда не слышал других слов Христа, не слышал о том, что Господь сказал всем нам: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6, 19-20).

Как часто погибают собранные нами сокровища, как часто истребляются неожиданно, совершенно неожиданно для нас, и тогда душа человека, полная любостяжания, повергается в отчаяние, мрачное, черное отчаяние.

И еще однажды сказал Господь о том же великое и глубокое слово: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30).

О Господи, Ты нам велишь не собирать благ земных, Ты велишь собирать вместе с Тобою и не расточать. Что значит быть с Тобою? Что значит не расточать, а собирать с Тобою?

Быть с Тобою - значит быть близкими к Тебе, быть в числе тех, кого Ты назвал друзьями Своими, это значит мыслить так, как Ты мыслил, хотеть того, чего Ты хотел и нас учил хотеть.

Ты хотел, чтобы мы собирали, а не расточали. Когда же мы расточаем?

Когда поступаем так, как этот безумный богач, который все силы души своей, всю жизнь свою направлял к тому, и только к тому, чтобы собрать как можно больше благ земных.

Зачем же, зачем?!

Чтобы в ту же ночь была отнята душа его, и неизвестно кому досталось собранное им.

Когда собирает человек богатство, часто нечистыми путями, - то разве не расточает он?

Он расточает то, что всего дороже, что составляет единое истинное сокровище души, он расточает все доброе, что было в душе его.

Ибо когда человек предается всецело заботам о богатстве, о пространном питании, о житии в роскоши и неге, тогда засыпают, и не только засыпают, но совсем исчезают в душе его все глубокие, духовные, чистые стремления, ибо их вытесняют стремления низменные.

Если человек собрал богатство и говорит душе своей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись", - то что же, это разве не душевный, не плотской человек? Разве не служит он своим похотям, своим страстям, своему чреву? Разве он много поднимается над всеми неразумными тварями, над животными, которые не знают иных услаж-дений, кроме услаждения чрева?

О как ничтожен, о как несчастен этот человек!

И чем больше в душе его возрастают низменные страсти, стремление угождать плоти своей, тем более он расточает все духовные, все высокие стремления, когда-либо бывшие в нем.

Ибо духовные сокровища несовместимы с тем, что делает человек, служащий всецело плоти своей: он расточает, он теряет то доброе, что когда-либо имел, что учил нас собирать Господь Иисус Христос.

Вот что значат слова Христовы о тех, кто расточает.

А что значат слова о тех, кто собирает вместе с Ним? Кто собирает, что надо собирать, чтобы быть вместе с Ним?

Надо быть делателями высшего порядка: надо собирать то, что драгоценно в очах Божиих, а не расточать.

Надо собирать плоды исполнения заповедей Христовых; надо стать нищими духом, смиренными, плачущими, надо стяжать великий дар слез, который так немногим свойствен; надо стяжать кротость вместо гордости, грубости и самопревозношения; надо всем сердцем алкать и жаждать правды Божией; надо стяжать сокровища милосердия, стать чистыми сердцем, быть миротворцами; надо быть гонимыми за веру во Христа; если Господь пошлет такое счастье, надо, чтобы к нам относились слова последней заповеди блаженства: "Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех".

Вот если человек все стремления свои, все силы души своей направит на то, чтобы очистить сердце свое, чтобы стать во всем угодным Богу, тогда будут накопляться все больше и больше эти великие сокровища духовного добра в сердце его, тогда будет он собирать со Христом. И когда придет смертный час его, тогда ангелы Божии понесут впереди него на золотых блюдах все доброе, что соделал он: все дела любви, дела милосердия, все слова добрые, слова истины, стремления высокие и чистые - понесут, понесут...

И благо будет такому человеку. Он не будет в положении несчастного богача, которому сказал Бог: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя..."

О как надо помнить и эти последние слова Христовы!

Ведь это касается каждого из нас. Разве не знаете, как часто совершенно неожиданно умирают люди?

Только что получил я извещение о смерти своего старого товарища по врачебной работе. Он был здоров и жизнерадостен, лег спать - и больше не проснулся.

Когда входите в вагон железной дороги или на палубу парохода, уверены ли, что будете живы, что не погибнете в пути, что не ждет вас, вместо дальнейшей жизни, дно морское или кровь на рельсах?

А если так, не надо ли нам помнить, всегда помнить слова Христовы: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи"?

Когда люди идут в далекий путь или на тяжелую работу, они туго подпоясываются. Когда люди идут во тьме, берут они с собой светильники и заботятся, чтобы они всегда были горящими.

Так надо в течение всей своей жизни туго подпоясывать духовные чресла свои, надо быть всегда готовыми, надо нести светильники свои всегда горящими, надо следить, чтобы не остаться без масла для них, подобно пяти юродивым девам в притче евангельской.

Надо всегда быть готовыми к смерти. Надо ложась в постель и вставая от сна думать, не будет ли это моя последняя ночь, мой последний день? Не попаду ли сегодня под трамвай на улице? Не погибну ли как-либо иначе?

Если так будем настроены, то к нам не будут относиться эти слова Божии: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя...".

Будем же собирать, собирать со Христом, собирать только угодное Ему!

А большинство людей собирает то, что совсем не угодно Ему.

Сказал я вам, что большинство людей - это люди плотские, жаждущие только земных утех, земных наслаждений. Мало людей духовных, мало таких, которые всю жизнь свою посвящают служению Богу, всю жизнь занимаются очищением сердца своего, наблюдают за ним, всегда стремятся умножить в себе любовь, умножить веру, умножить смирение.

Но есть люди гораздо более высокого порядка, чем те, которые подобны этому несчастному, собирающемуся строить новые житницы.

Есть люди, живущие духовными запросами, часто глубокими. Они жизнь свою всю посвящают изучению премудрости человеческой, они без конца читают книги, читают одну за другой и приобретают великие знания и иногда большое глубокомыслие.

Что скажем о них: причтем ли их к тем, которые со Христом собирают? Нет, не назовем их плотскими, но и не причтем к тем, которые со Христом собирают, потому что можно собирать премудрость человеческую без Христа, не призывая Его помощи, даже не веруя в Него.

Такие люди живут своим умом, своей волей, своим пониманием жизни. Они ставят себе свои жизненные задачи, презирая те, которые поставлены Господом Иисусом Христом. Они ищут совершенства в мудрости человеческой. Но разве в книгах мудрости человеческой есть источники любви? Нет их там; нет источников веры, смирения, кротости, милосердия.

Значит тот, кто занимается этим, не собирает этих духовных сокровищ.

А мы, смиренные овцы стада Христова, да будем всегда помнить эту краткую притчу Христову о безумном богаче, который все упование свое возложил на себя и на богатство свое.

Будем стремиться быть со Христом, ибо кто не с Ним, тот против Него.

Неужели же с кем-нибудь из нас случится такое ужасное несчастье, чтобы назвали нас ангелы небесные противниками Господа Иисуса Христа?!

Да не будет! Да не будет! Да не будет!

Спрашивает Александр
Отвечает Александр Дулгер, 19.01.2015


Мир Вам, брат Александр!

Вот интересующий нас библейский отрывок:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше." ()

Очевидно, что Иисус здесь говорит образно, как зачастую Он и делал. Но есть ли в Библии толкование этого образа или каждый может понимать его как ему удобно?

Говорит ли Библия о каких-то ценностях, сокровищах или богатствах, которые будут взяты с земли в небесные обители? Оказывается да.

Богатство, ценимое Христом выше всего, есть "богатство славного наследия Его для святых" ().
Библия сравнивает учеников Иисуса с драгоценными камнями, Его особым сокровищем:
"Подобно камням в венце , они воссияют на земле Его" ()
"Люди будут дороже чистого золота и мужи дороже золота Офирского" ()
"И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего." ()
Иисус Христос смотрит на Свой народ, в его чистоте и совершенстве, как на награду за Свои страдания, унижения и любовь. Народ Божий, спасенные на небесах, дополняют славу Христа.

Таким образом, первый вид "сокровищ", которые попадут в небесные обители - это люди, спасенные евангелием Христа.
Всякий, кто искренне вкладывает свои таланты (время, деньги, способности) в дело проповеди евангелия для спасения людей, собирает себе сокровища на небесах.

Следующий вид "сокровищ" упомянут в книге Откровение:
"И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые умирающие в Господе; ей, говорит Дух они успокоятся от трудов своих и дела их идут вслед за ними ." ()

Второй вид "сокровищ" - это добрые дела в широком смысле этого слова. Это и дела направленные на продвижение и поддержку всемирной проповеди евангелия, это и бескорыстные добрые дела по отношению к ближним, это и добрые дела по отношению к обществу, социальная деятельность, и тд.
Здесь следует отметить, что не всякое доброе дело является "сокровищем" в глазах Божьих. Иисус говорит: "... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
Для Бога важна мотивация. Исходят ли наши добрые дела из сердца, т.е. бескорыстные дела из любви или это наша дань обычаям, общественному мнению, наше желание заслужить прощение или благоволение Божие, желание уравновесить груз наших грехов добрыми поступками?

Другие ответы по этой теме:
http://www.сайт/answers/r/36/305154
http://www.сайт/answers/r/37/324101
http://www.сайт/answers/r/36/311976

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

<<назад содержание вперед>>

"НЕ СОБИРАЙТЕ СЕБЕ СОКРОВИЩ НА ЗЕМЛЕ..."

Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф. 6:19-20) .

Для лучшего понимания слов Спасителя необходимо знать, что среди древних евреев одним из величайших пороков в их жизни была алчность и непреодолимое стремление к деньгам и богатству. Евреи так сильно стремились к роскоши, земным благам и сокровищам, что часто забывали о сокровищах небесных. Богатства так привлекали к себе древних евреев, что погоня за наживой заглушала в их сердцах даже религиозные чувства.

Подтверждением этого служит факт того, что еврейский народ допустил грехопадение в виде поклонения золотому тельцу. “Народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль” (Исх. 32:3-4) , нарушив тем самым заповедь Божью о не сотворении кумира. “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой” (Втор. 5:8-9). “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Матф. 4:10). Против поклонения богатству выступил и Патриарх еврейского народа Моисей. “Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом” (Исх. 32:19).

Однако и во времена Иисуса Христа сердца многих евреев были настолько сильно одержимы сребролюбием, приобретением сокровищ земных, что эти люди забывали о собирании сокровищ небесных. “Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф. 19:16-24).

По учению Спасителя, Иисуса Христа, предназначение земной жизни человека состоит в том, чтобы получить спасение своей души и достичь вечного блаженства в Царстве Небесном. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф. 6:33). “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан. 2:15-17).

Поскольку главной целью жизни человека является спасение его души, то в первую очередь он и должен посвятить себя этому делу. А уже во вторую очередь он должен заботиться об удовлетворении своих телесных потребностей. Так человеку надлежит поступать потому, что Богом данная бессмертная душа важней, чем временное тело. Потому что только через душу человек познает Бога и служит Ему. А также потому, что душа имеет искру Божью и является Божьим творением. А тело человека недолговечно и бренно, и является лишь временным пристанищем (местом обитания) души. “Тело без духа мертво” (Иак. 2:26).

Стремление к сокровищам земным (к роскоши, богатству, деньгам, наживе) отдаляет человека от Бога. “Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род... Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их” (Пс. 48:7-15). Желание приобрести “сокровища земные” заставляет человека думать не о спасении души от греха, а о том каким образом приобрести земные богатства. Это желание вытесняет из души человека все благородные чувства и превращает жизнь такого человека в служение маммоне (языческий бог богатства – не кто иной, как злой дух). Но “никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6:24) .

В конечном счете, приобретение земных богатств приводит человека к гибели, потому что он, поглощенный стяжательством, алчностью и наживой, перестает заботиться о своей душе и думать о Боге. Поэтому во время земной жизни человек и должен делать все, чтобы достичь главного – через приобретение сокровищ, на небе получить Царство Небесное.
Однако многие люди забывают об этом и смыслом своей жизни ставят служение капризам бренного смертного тела, тратя свою жизнь на приобретение богатств и телесных удовольствий. В разбираемых словах Иисус Христос земные сокровища противопоставляет сокровищам небесным. Земные сокровища, собранные человеком, тленны и недолговечны, а небесные сокровища не подвержены тлению, истреблению и разрушению, и не могут быть похищены ворами. Так как эти сокровища по своему происхождению небесные и находятся в Царстве Небесном, недостижимом для моли, ржавчины и воров. “Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут”.

Рассмотрим, что же согласно учению Иисуса Христа относится к земным и небесным сокровищам.
К сокровищам земным, как уже было сказано, относятся богатство, роскошь, деньги, золото, драгоценности. К сокровищам небесным принадлежат:

  • безграничная любовь к Богу, выражающаяся в добрых делах, в исполнении Закона Божьего и заповедей Божьих;
  • самоотверженная и всепрощающая любовь к ближним, и даже к врагам;
  • самопожертвование;
  • искоренение эгоизма и гордыни;
  • самоосуждение и покаяние;
  • молитва и пост, а также другие добродетели.
То есть всё то, из чего слагается образ жизни добропорядочного, добродетельного христианина.
Сокровища земные не вечны и человек временно владеет ими. Единственно, что принадлежит человеку по настоящему – это сокровища небесные, которыми человек может пользоваться не только в земной жизни, но и после телесной смерти. Доказательством того, что небесные сокровища ценнее и важнее для человека чем сокровища земные, служит отношение к земным и небесным сокровищам Самого Иисуса Христа. На протяжении Своей земной жизни Спаситель не стремился к приобретению земных ценностей.

Примером для нас служат и Апостолы, которые ничего, кроме самого необходимого, не имели и не стремились приобретать сокровища земные. Но они собирали сокровища небесные и получили от Бога большее сокровище, чем все сокровища мира – дар Святого Духа, самое ценное сокровище, приобретенное праведной жизнью.
Сам Иисус Христос предпочел земным сокровищам, в виде всех царств мира с их богатствами, предложенным диаволом, сокровища небесные – служение Богу-Отцу через проповедование Закона Божьего. “Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.” (Матф. 4:8-10).

Ещё одним доказательством особой важности в деле собирания сокровищ небесных является отношение Иисуса Христа к людям, которые собирают сокровища небесные. Наивысшим богатством, которое выше всего ценит сам Спаситель мира, Иисус Христос, есть люди святые, праведники, постоянно живущие по заповедям Иисуса Христа и посвятившие свою жизнь служению Богу. “Люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского” (Ис. 13:12).

Последователи и ученики Иисуса Христа сравниваются с драгоценными камнями. “Подобно
камням в венце, они воссияют на земле Его” (Зах. 9:16). На праведников, которые в сердечной чистоте и духовном совершенстве превратили всю свою жизнь в служение Богу, Иисус Христос взирает как на Свой народ. Потому что эти праведные люди, как награда Спасителю за Его страдания, унижения и любовь ко всему миру, дополняют и умножают славу и дело Иисуса Христа. Самим же этим праведным людям, в отличие от других людей, предоставлена великая честь участвовать в самом главном деле – спасении людей через просвещение их разума и распространение Слова Божьего. За эту самоотверженную работу праведные люди становятся соучастниками Богатства Иисуса Христа.
“Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф. 1:17-18).

О людях, живущих по Заповедям Божиим, говорится: “Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость” (1Фес. 2:19-20) .
Из всего вышесказанного можно сделать ясный вывод о том, что сокровища небесные, к которым люди должны в первую очередь стремиться – это соблюдение заповедей Божьих и добрые поступки, совершаемые человеком. Это и будет собиранием сокровищ небесных.
Жизнь человека, как жатва его жизненного посева, состоит из отдельных помыслов, маленьких дел и больших поступков. И если каждое действие, совершенное человеком, каждое высказанное слово будет сопровождаться Благодатью Божией и будет направлено во славу служения Спасителю, а сам человек будет стремиться к тому, чтобы в своей жизни уподобиться Иисусу Христу, то всё это будет способствовать собиранию сокровищ небесных. Поэтому в земной жизни человек должен собирать, прежде всего, сокровища небесные, которые “ни моль, ни ржа не истребляет” и “воры не подкапывают и не крадут”. А через собирание сокровищ на небе человек получит обещанное Богом вечное блаженство в Царстве Небесном.

"ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ"

Подводя итог Своим рассуждениям о сокровищах земных и небесных, Иисус Христос сказал: “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф. 6:21) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Если человек полюбил земные сокровища, богатства, предметы роскоши, земные блага и удовольствия, то такой человек уже не думает о приобретении сокровищ небесных, которые дадут ему возможность войти в Царство Небесное. Это произойдет потому, что такой человек ложно будет считать, что наивысшие блага для него находятся на земле и сердце его будет порабощено земными благами, страстями и удовольствиями. У такого человека стремление к земному богатству и наживе превращается в неуемную страсть, подчиняющую алчности всю жизнь человека.

Ненасытная жадность и стяжательство вытесняет из души такого человека все благородные чувства, все мысли, в том числе и о Боге, как ненужные. Сердце такого человека становится неотзывчивым к нуждам ближних, а ум одурманен страстью накопительства. Для приобретения земных сокровищ такой человек может не побрезговать и преступлением и стать на путь греха, что приводит, в конечном счете, к гибели его души. Сердце его сковано мыслями о бренном и земном. И только в земном богатстве он ошибочно видит смысл своей жизни, так как собирает сокровища земные.

В данных словах Иисуса Христа под сердцем понимается стремление души человека к тому, что ей мило. Человек, созерцая весь окружающий мир, останавливает взгляд свой на том, что приятно его душе. У скаредного, алчного человека все помыслы души и сердца связаны только с богатством, с земными сокровищами.
Потому и опечалился юноша при разговоре с Иисусом Христом о жизни вечной, что сердце его было привязано к сокровищам земным – его большому имению. “Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение“ (Матф. 19:16-22).

Привязанность юноши к своему богатому имению (сокровищам земным) и мешала ему приблизиться к Богу и стать совершенным. Иисус же сказал ученикам Своим: “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Мар. 10:24-25) .
Согласно христианскому учению, Господь человека делает богатым для того, чтобы этот человек использовал данные Богом богатства на благо людей, то есть своих ближних. Богатый человек должен использовать свои богатства не только для удовлетворения своих собственных, необходимых потребностей (без излишеств), но и на совершение добрых дел – подавать нищим милостыню, жертвовать на храмы, участвовать в благотворительных делах и прочих бескорыстных поступках. “Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь” (Пс. 40:2). Вот в таком случае богатый человек земные богатства, данные ему Богом, сделает инструментом служения Богу и людям. И только такое отношение к богатству является по-христиански правильным и разумным. То есть богатый человек земное сокровище должен потратить на приобретение сокровищ небесных. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?” (1Иоан. 3:17). “Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс. 61:11). ”Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого” (Сир. 13:30).

Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему “каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф. 6:8) . Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал. 6:7-8) .

Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.
Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И “если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3:1) .

<<назад содержание вперед>>

Кто из людей не получит вечного блаженства и не попадет в Царство Небесное?

Для большей назидательности в учении Иисуса Христа сказано и о тех людях, которые в Царство Небесное не попадут и не получат вечного блаженства, то есть жизни вечной. Это люди, совершающие нижеописанные греховные поступки.
  1. Люди, не верующие в Спасителя нашего, Иисуса Христа. “Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (
Не собирайте себе сокровищ на земле...

Мысли, мысли, мысли... пытаюсь найти выход в нашей вере. Пытаюсь постичь, пытаюсь говорить с Богом. Так мне легче. Столько вопросов, столько сомнений. Но Боже мой, сколько же сейчас разными дельцами от веры накручено разных толкований, теорий и прочей шелухи. Все, впрочем, ищут истину. Соцсети пестрят совершенно невероятными молитвами, смысл большинства из которых сведен к тому, чтобы Спаситель наш дал как можно больше богатств, денег и прочих материальных благ. О душе и близких упоминается почему-то как-то редко или вскользь. Продраться через все это чрезвычайно трудно, как будто бы это какое-то дополнительное испытание и проверка на "вшивость". Искушение велико взять и попросить! А может все же не стоит? Мысли... и все же лучше читать Писание, а там много интересного на счет богатств и прочего материального.

"Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе."

(Притч 30:8 и след.)

"И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие."

(Лук. 18:18-25)

"Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни."

(1 Тим. 6:17-19)

“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут”

(Матф.6:19-20)

"Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями."

(1 Тим. 6:7-12)

"Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет."

(Лук. 12:15-21)

"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа - не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы."

(Матф. 6:25-34)

30. Сила притяжения сердца (Матфей 6:19-23)

Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкопывают и крадут;
Но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляет
и где воры не подкопывают и не крадут;
Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто,
то все тело твое будет светло;
Если же око твое будет худо,
то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма,
то какова же тьма?

Мысль, пронизывающая Евангелие от Матфея 6:1-18, состоит в том, что истинное и вечное воздаяние может прийти только как результат союза с Богом; это влечет за собой следующую часть Проповеди, в которой такое вознаграждение рассматривается как действительное сокровище жизни. Две части несут одну идею, соприкасаясь в нескольких пунктах. Истинному поклонению противопоставляется лицемерие, истинному богатству – алчность. Эти пары так часто бывают вместе, что с этим нужно считаться как с удвоенной духовной опасностью в стремлении к праведности; и если праведность, демонстрируемая некоторыми фарисеями, оказывалась ложной, то были богатые люди, которым они доверяли.
С силой, которая ослабевает при переводе, Иисус говорит: “Не собирайте себе сокровища на земле...” Люди полагают, что делают заготовки, накапливая целые склады дорогих одежд, запасы крупы или денег. Но моль может испортить ткань, насекомые и грызуны – уничтожить или сделать негодным зерно, а воры – прорыть подкоп под стеной дома и украсть золото, возможно, убив хозяина, чтобы избежать опознания. Здесь перечислены все традиционные способы уничтожения богатства. Ржавчина (“ржа”) “истребляет” буквально, и это относится в большей степени к “пожиранию” вредителями, чем к химическому изменению металла. Иаков, однако, в отрывке, явно основанном на сказанном Господом, использует слово, описывающее именно коррозию металла .
Спрятанная в словах Господа двойная ссылка на Исаию, еще требующая дальнейшей проверки некоторых отрывков, отсылает нас к более ранним главам. В пророчестве о Страдающем Рабе в главе 50:9, сказано: “Вот все они, как одежда, обветшают; моль съест их”. В следующей главе вера Раба сделана образцом для народа Бога, за который он страдает, и его слова повторяются, призывая их посмотреть на сущность вечности в противоположность “небу” и “земле” уходящего мирового порядка. Таким образом, “народ, у которого в сердце закон Божий”, заклинаем не бояться поношений людей: “ибо, как одежду, съест их моль, и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек и спасение Мое – в роды родов” .
Когда мы поняли, на какие отрывки ссылается Господь, отношение его к обычным фактам распада и утраты приобретают важный подтекст. Из сказанного достаточно ясно, что земное богатство может погибнуть, и только сокровища духовные неувядаемы; но испорченное зерно или поеденная молью мантия – это живые символы чего-то большего. Они – эмблемы мира, которому люди отдают свои сердца; эти люди обречены на погибель, как и весь мировой порядок, к которому они принадлежат: они, как и он, растают как дым. За этими словами Господа – такая же глубокая вера, как у пророков, жизнь которых, полная терпения, могла быть основана только на вечной и всепобеждающей власти Бога.
Поэтому, Иисус говорит: “Собирайте себе сокровища на небе...” “Земля” и “небо” как обычные слова, означающие место, придают сказанному характер поэтического противопоставления; в еврейском же языке слово “небо” является благоговейным синонимом Бога, а выражение “на небе” означает “с Богом”. Ветхий Завет говорит о Боге как о “хранящем” блага для праведников . Если они стремятся к этим божественным сокровищам, значит они, действительно, имеют “сокровища с Богом”. Но Бог может накопить осуждения на будущее, точно так же, как блага, и только собственная жизнь человека определяет, что для него будет припасено. Поэтому люди сами должны собирать себе сокровища собственными поступками: “Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти” . Потому Иаков, в отрывке, процитированном выше, говорит безбожным богачам: “Вы собрали себе сокровища на последние дни” . Накапливая земные сокровища путем вымогательства и угнетения, они собирают другие запасы: гнев, предназначенный для них в день суда; и Иаков, держа в памяти притчу о “дне гнева”, делает резкий поворот к образу, использованному Иисусом. Это другой пример того, что Евангелие насыщено ссылками, которые, будучи взяты из разных источников, сливаются в одной фразе. Павел тоже упоминает слова Господа, когда увещевает Тимофея: “Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они... уповали не на богатство, но на Бога живого... чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами... собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтоб достигнуть вечной жизни” .
Бог, однако, не только собирает сокровища для тех, кто богобоязнен, но эти люди сами являются Его богатством. “И они будут моими, – говорит Он, – собственностью моею в тот день, который Я соделаю” . В этом суть послания Малахии, заключающаяся в том, что истинный Израиль – это люди, “боящиеся Господа”, и именно они записаны в Его “памятную книгу”; здесь умышленно упомянуто то же выражение, что было использовано в начале истории израильского народа . Они избраны, как желанная собственность Бога. Однако они, посредством веры, – семя Авраамово, то есть истинное Божье сокровище, а потому Петр пишет “пришельцам в рассеянии”, которые избраны “по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа”; на языке закона и в духе пророков он говорит: “вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” .
Они – “наследие” Господа: термин, использовавшийся по отношению к Израилю в прежние времена . Павел же, обращаясь на языке Ветхого Завета к духовному Израилю, может написать Ефесянам о том, “каково богатство славного наследия Его для святых” . Если они являются Господним наследием, значит и он – их Господь. “Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня” . Эти слова из псалма – Христовы по духу, но то, что является его истиной, то истина и тех, кто “в нем”. Если они являются уделом Господа, значит Он принадлежит им, и вместе с Асафом они могут воскликнуть: “Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек” .
В свете сказанного псалмопевцем, мы можем почувствовать силу слов Господа: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. Несомненно, сердце, как стрелка компаса, повернется в сторону того, что мы действительно ценим. Ни одно из религиозных проявлений не изменит своего направления до тех пор, пока магнитным полюсом будет оставаться мир. Однако, если нашим желанным уделом является Бог, то и сердца наши будут направлены в Его сторону; Он – то единственное сокровище, которое не может погибнуть, гарантирующее, что и обладатели этого удела тоже не погибли. Человеку нельзя претендовать на легкое обретение наслаждения и осознания богатства в Боге; только целенаправленный ум, в результате долгой и постоянной работы, может осознать это драгоценное сокровище. “О горнем помышляйте, – говорит Павел, – а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” . Жизнь – вот наше богатство, и это такое богатство, как и наше небесное гражданство.
У Христа тоже есть свое сокровище, которое Бог приготовил для него с начала времен, а потому он мог молиться Отцу так: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” . Делить славу с ним будет множество тех, кто призван “к участию в наследии святых в свете и надеется на уготованное... на небесах”, потому что “Христос в вас” – это “упование славы” .
“Светильник для тела есть око”; если глаз не может воспринять свет, то человека будет окружать темнота, как бы ярко не светило солнце. Иисус, применив сравнение, назвал глаз светильником, лампой. Мир светел для человека с чистым оком: такой человек наполнен светом. Так и в духовной сфере: солнечный свет Божьей истины освещает все вокруг; но может ли он проникнуть внутрь нас? Если нет, то ничто не освещает темноту собственной человеческой натуры; если же этот свет в нас померк, тогда наша природная темнота должна стать темнотой реальной.
Что может настолько помрачить глаз, что это ослабит его функции? Ключ находится в следующем контексте: Иисус говорил о сокровище, к которому склоняются сердца; в еврейском же языке использование слов “прямой, бесхитростный” и “дурной” глаз имеют особое значение, отправляющее нас назад к Ветхому Завету. Когда бедный израильтянин хотел взять взаймы, Моисей говорил потенциальному кредитору: “берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: “приближается год, год прощения”, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему” . “Немилостивым” назывался глаз, слепой к чужим нуждам, который видел во всем только вероятность заработать или потерпеть урон. В периоды осады, когда наступает голод как одно из наказаний за непослушание Израиля, может случиться, что человек посмотрит на свою ближайшую родню оком, даже еще более искаженным, он может быть доведен до состояния ужасающей жадности: “безжалостным оком будет смотреть на брата своего... и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть” . Собственническая страсть – это побуждение, развращающее глаз. “Спешит к богатству завистливый человек” (в английском варианте – “человек с дурным глазом”) . Жадность приводит к зависти, а та – к вероломству: “Не вкушай пищи у человека завистливого... потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; “ешь и пей”, говорит он тебе, а сердце его не с тобою” . С другой стороны, “милосердый (в английском варианте – “тот, у кого щедрый глаз”) будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего” .
В Новом Завете дурное око – это одно из скверных качеств, исходящих “извнутрь, из сердца человеческого” ; когда же Хозяин дома из притчи упрекает работников, позавидовавших тем, кто пришел на работу позже и получил одинаковую с ними плату, он говорит: “или глаз твой завистлив, оттого что я добр?” Оттого ли они жадны и завистливы, что он щедр?
Злой глаз – результат привязанности к земным сокровищам, развращающим дух и ослепляющим сердце. С другой стороны, “добрый” или “чистый, бесхитростный” глаз – это глаз великодушного человека, чье зрение не затуманено жадностью, а рассудок не раздираем завистью, и потому простота сердца становится выражением щедрости в Новом Завете (особенно, у Павла).
В Луке 11:33-36 подобное высказывание можно найти в проповеди, следующей за отказом Господа дать знамение, другое, чем “знамение Ионы пророка” . Поколение, ищущее какого-то знамения, когда Иисус находился между ними, осуждено примером ниневитян и Царицы Савской. Если бы они не были слепы, они бы не попросили об этом; и если они не увидели живого примера, то потому, что сами ходили во тьме, а орган, должный дать им свет, был болен. В этом контексте “чистый” и “дурной” должны иметь более широкий смысл: они были ослеплены завистливым духом больше, чем скупостью. Сказанное же в Матфее прокладывает мостик между мыслью о сокровище и предостережением против маммоны.
Примечания к главе 5.1

1. Иаков 5:2-3
2. Исаия 51:6-8
3. Псалтирь 30:20
4. Притчи 11:4
5. Иаков 5:3
6. 1-е Тимофею 6:17-19
7. Малахия 3:17
8. Исход 19:5
9. 1-е Петра 2:9
10. Исход 34:9; Псалтирь 32:12; ср. Псалтирь 77:71; Исаия 63:17
11. Ефесянам 1:18
12. Псалтирь 15:5-6
13. Псалтирь 72:26, ср. Псалтирь 119:57; 141:6
14. Колоссянам 3:2-3
15. Филиппийцам 3:20
16. Иоанн 17:5
17. Колоссянам 1:12, 5, 27
18. Второзаконие 15:9
19. Второзаконие 28:54
20. Притчи 28:22
21. Притчи 23:6-7
22. Притчи 22:9
23. Марк 7:21-22
24. Матфей 20:15
25. Лука 11:29


Top