Что такое словарная статья в словаре пример. Олимпиада по русскому языку (школьный этап) 

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

9 класс

2009-2010 учебный год

1. Поставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры:

Константин Батюшков, Аполлон Майков, Вячеслав Иванов, Орест Кипренский, Сергей Ожегов, Николай Новиков, Дмитрий Веневитинов, Николай Языков, Екатерина Воронцова-Дашкова, Владимир Гиляровский.

2. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз , два, три…

3) Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

3. Докажите, что в словообразовательном гнезде с исходным словом лететь есть слова, образованные следующими способами:

1) приставочным; 5) приставочно-постфиксальным;

2) суффиксальным, 6) нулевой суффиксацией (бессуффиксным);

3) приставочно-суффиксальным; 7) сложением основ;

4) постфиксальным; 8) сложением в сочетании с суффиксацией

4. Составьте предложения со словами : за то, зато, так же, также, что бы, чтобы, за тем, затем.

5. Составьте текст из приведенных ниже предложений. Запишите по порядку номера предложений.


  1. Каков же голос Рима?

  2. Я не буду говорить о пенистом фонтане Треви.

  3. У некоторых городов, кроме звуков, общих для всех человеческих поселений, есть еще звуки, принадлежащие только им одним.

  4. О таких городах говорят, что у них есть свой голос.

  5. Не было ни одного описания Рима за последние двести лет, где бы ни упоминался этот фонтан.

  6. Мне кажется, что это шорох и плеск фонтанов .
6. Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.

Клёвый – клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.

Лох – разиня, шалопай.

Стрёмный – прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.

Тормоз – кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.

7. Напишите автобиографию, которую вы сдадите вместе с заявлением при поступлении в техникум (вуз, на работу).

Ответы. 9 класс.

1. Максимальное количество баллов – 10.

1) БАтюшков, 2)МАйков, 3)ИвАнов, 4)КипрЕнский, 5)Ожегов, 6)НовикОв, 7)ВеневИтинов, 8)ЯзЫков, 9)ВоронцОва-ДАшкова, 10)ГилярОвский
2. 1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз.

Всего 4 балла .
3. Вариант ответа:

1) взлететь, 3) улетучить, 5) разлететься, 7) лётно-технический,

2) летать, 4) улетучиться, 6) отлет, 8) вертолет

8 баллов
4. Возможные варианты:

За то дерево не прячься! А зато он знал этот материал лучше.

Он делал это так же хорошо, как и его отец. Также необходимо добавить следующее. Она велела, чтобы он пришел раньше. Что бы такое почитать?

За тем домом находиться аптека. Мы повернули направо, затем налево.
Всего 8 баллов.
5. Ответ: 3, 4, 1, 6, 2, 5.

6 баллов за правильно составленный текст.
6. Ответ: примеры взяты из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля. Это диалектные слова, употребляющиеся в различных местностях. Поскольку это не словарь литературного языка, он содержит в себе самую разную, в том числе диалектную лексику. Характерным для словаря Даля является и толкование слов, широко использующее синонимические ряды, включающие в себя нелитературные элементы, устаревшие слова.

3 балла.
7.

5 баллов за правильно написанную автобиографию.

Максимальное количество баллов – 44.

Левая часть словаря . Словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова (по-иному: заголовочное слово, лемма, чёрное слово - от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово).

Совокупность заглавных слов образует словник , или левую часть словаря. Выбор словника (какие именно слова войдут в данный словарь, а какие не войдут) зависит от назначения словаря (узкоспециальный, универсальный и т. п.).

Словник может состоять из языковых единиц:

  • фонем (звуков) - последнее время получают широкое развитие в связи с разработкой автоматического распознавания речи;
  • морфем (приставок, корней, суффиксов..) - для словарей морфем, грамматических словарей, словообразовательных словарей;
  • лексем (слов в «основной форме») - по этому критерию построено большинство словарей: толковых, орфографических и др.;
  • словоформ (слов в определенном числе, падеже..) - для грамматических словарей, словарей рифм и др.;
  • словосочетаний (не одно слово, а несколько так или иначе связанных слов) - например, для фразеологических словарей, словарей идиом, словарей клише и др.

Иногда словник состоит из лексем и словосочетаний (например, для энциклопедических словарей).

Правая часть словаря - та, в которой объясняется заголовочная единица. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Это могут быть: список синонимов данного слова (для словаря синонимов), перевод слова (для словарей иностранных слов), раскрытие понятия, которое описывается данным словом, с возможным приложением графиков, схем, рисунков (для энциклопедических словарей) и т. д. Например, правая часть толкового словаря , как правило, включает зоны:

  • грамматическая;
  • стилистическая;
  • толкования;
  • иллюстрации (цитаты, речения);
  • тип значения (прямое, переносное);
  • словообразовательное гнездо;
  • так называемая «заромбовая» часть (фразеологизмы);
  • и др.

Часто внутри словарной статьи может находиться область (зона) помет (или просто пометы ). Пометы могут быть стилистические, грамматические и другие. Наиболее часто пометы располагаются сразу после заголовочного слова, но могут быть и в других местах (например: устар. - устаревшее значение, редк. - значение редко употребимо, науч. - научное значение, и т. п.)

Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря . Кроме корпуса, в любом словаре обычно есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарём»; список условных сокращений и др. Кроме того, в словарях могут быть указатели (в Википедии роль указателей частично играют страницы-перенаправления, страницы «неоднозначность» и «Категоризация»)

Пример

Словарная статья «Товар» в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова .

ТОВА́Р , а (у), м. 1. (мн. в знач. разных видов, сортов). Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём купли-продажи (эконом.); вообще все, что является предметом торговли. (Сталин). (Жуковский). Красный т. (см. красный). В магазинах много товару. Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. 2. (только ед.). Выделанная готовая кожа (сапож.). Опойковый т. 3. (только ед.). Рудная смесь, готовая для проплавки (горн.). Живой товар. См. живой в 6 знач. Товар лицом показать - показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны. (Достоевский).

Анализ примера

ТОВАР - заглавное слово;

а (у) - грамматическая зона: указание окончания в род. п. ед. ч., в скобках дан вариант окончания;

м. - грамматическая зона: указание родовой отнесенности слова, оно мужского рода;

1. - номер значения многозначного слова (у однозначных слов номер не указывается);

(мн. в знач. разных видов, сортов) - грамматическая зона первого значения: указано, что во множественном числе это значение слова имеет не значение множественности (что свойственно грамматическому значению множественного числа), а значение «разные виды, сорта»;

Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём купли-продажи - толкование первого значения;

(эконом.) - стилистическая зона: указание на ограниченность этого значения специальной лексикой, а именно экономической;

вообще все, что является предметом торговли - вторая часть толкования первого значения, знак; перед этой частью толкования указывает на то, что оно потенциально может быть выделено в отдельное значение;

Надо, наконец, понять, что товары производятся в последнем счете не для производства, а для потребления

Мой корабль, стоящий на якоре в заливе, полон редких товаров - зона иллюстрации: в качестве примера дана цитата;

Красный т. - зона иллюстрации: в качестве примера дано речение - устойчивое выражение;

(см. красный) - зона отсылки: с помощью этой зоны устанавливается связь между элементами словаря: читателя отсылают к словарной статье «красный», в которой дано толкование фразеологизма красный товар;

В магазинах много товару - зона иллюстрации: в качестве примера дано речение;

Ходкий т. Лежалый т. Колониальный т. - зона иллюстрации: в качестве примеров даны речения, обратите внимание на последний пример - сегодня его следовало бы дать в заромбовой части или с подтолковкой, так как это историзм;

2.

Выделанная готовая кожа - зона толкования;

(сапож.) - стилистическая зона: указание на сферу ограничения употребления;

Опойковый т. - зона иллюстрации: в качестве иллюстрации дано речение;

3. - номер значения многозначного слова;

только ед. - грамматическая зона: указано ограничение для этого значения, только в единственном числе;

Рудная смесь, готовая для проплавки - толкование;

(горн.) - стилистическая зона: указание на сферу ограничения употребления;

- знак ромба, после которого начинается «заромбовая часть», где представлены фразеологизмы. Каждый фразеологизм тоже имеет свой вход, свои чёрные слова, они (несмотря на то, что их не меньше двух) представляют одну лексическую единицу;

Живой товар - заголовочное слово заромбовой части;

См. живой в 6 знач. - толкование-отсылка, читатель должен обратиться в слову живой в 6 значении, где и будет дано толкование фразеологизма живой товар. Хорошо бы было повторять толкование, а не отсылать, но если учесть, что во времена Ушакова словари всегда были только печатными, то сразу очевидно, что отсылки - экономия бумаги;

Товар лицом показать - заголовочное слово заромбовой части;

Показать что-нибудь с лучшей, наиболее выгодной стороны - толкование фразеологизма;

Едет из Петербурга ревизор… Слышно было, что все трусят, хлопочут, хотят товар лицом показать - зона иллюстрации: в качестве примера приведена цитата;

§ 17. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

?

  1. Укажите происхождение термина лексикография.
  2. Какие древнейшие виды словарей вам известны?
  3. Какие общественные функции выполняет словарное дело?
  4. Перечислите типы словарей, назовите особенности каждого типа.
  5. Расскажите о самых известных словарях русского языка.
  6. В чём кроются объективные причины неточности словарей?
  7. Перечислите этапы лексикографической деятельности.
  8. Какие требования предъявляются к словарным дефинициям?
  9. Охарактеризуйте способы толкования значений слов.

Упражнение 129.

Определите, из словаря какого типа взята словарная статья.

Чаши К этому типу относятся самые разнообразные сосуды, от громадных кубков с четырьмя ручками (такими пользовались на пирах) до маленьких чашек (обыкновенно вообще без ручек). В чашах смешивали вино, подавали пищу, хранили уголь, готовили и т.д. Домашняя плита обычно представляла собой перевёрнутую чашу без дна. С наружной стороны плиту покрывали битыми черепками, что помогало смягчить идущий от плиты жар. Светильники изготавливались тем же способом, что и чаши. Когда глина была ещё сырой, края чаши сжимали, и получался светильник. В ходе истории внешний вид светильников претерпел значительные изменения, но конструкция в своей основе осталась прежней. Это позволяет археологам использовать светильники для датировки своих находок.

Карманный,-ая,-ое . 1. Небольшого формата, предназначенный для ношения в кармане. 2. Перен. Послушно выполняющий чужую волю, зависимый в материальном, политическом и т.п. отношении.

Одарённый, -ая,-ое, крат.ф. –ён, -ённа, сравн. ст. –ее: одарённее

/н ь н ь /.

По одёжке встречают, по уму провожают. - Пазнаюць нашу дачку і ў андарачку = Не пазнаюць, то папытаюць = Не адзёжа здобіць чалавека, а чалавек адзёжу = Лыкам чалавека не мераюць = не ўсё тое кепска, што на пагляд = не глядзі, што на галаве, а глядзі, што ў галаве.

Горний//горный

Горний (поэт., устар.). Находящийся в вышине, небесный. Горний мир, горняя обитель.* И внял я неба содроганье И горний ангелов полёт (А.Пушкин. Пророк).

Горный 1.Связанный с горами, относящийся к ним. Горный перевал, воздух, климат, горное озеро. * Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты (М.Лермонтов). 2.Минеральный, добываемый из недр земли, относящийся к разработке недр. Горный хрусталь, горное дело, горная промышленность, горный институт.

Ваб і ць 1. Манить, привлекать. 2.(охотн.) Вабить, приманивать.

Закраса,- ы, ж . Тое, што дабаўляецца ў ежу для смаку; прыправа.

Упражнение 130.

Укажите, какими способами толкуются значения слов .

1. Брусника , и, ж . Лесное растение с кожистыми вечнозелёными листочками, разновидность вереска. 2.Безбрежный,- ая, -ое, -жен,-жна . Такой широкий, что не видно берегов, простирающийся на необозримое пространство. 3.Безбилетный , -ая, -ое. Не имеющий билета. 4.Горелки,- лок. Русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочерёдно парами. 5.Ураган,-а, м . Необычайная по силе буря. 6.Гость,-я, м. Тот, кто посещает, навещает кого-то. 7.Конкуренция, -и, ж . Соперничество, борьба. 8.Лень, - и, ж. Отсутствие желания действовать. 9.Шарпать (прост.) Драть, скрести, царапать. 10.Пища,- и, ж. То, что едят, чем питаются. 11.Толстовка,-и, ж . Свободная длинная мужская блуза с поясом. 12.Неудобный, -ая,-ое. Лишённый удобства. 13.Сейчас, нареч . Очень скоро, немедленно. 14.Солоно см. солёный. 15.Строить, несов . Создавать, созидать, организовывать. 16.Томный,- ая,-ое . Исполненный истомы, устало-нежный. 17.Умеренный,- ая,-ое. Средний между крайностями – не большой и не малый, не сильный и не слабый.

Найдите в толковом словаре свои примеры на разные способы толкований значений слов.

Упражнение 131.

Прочитайте отрывок из статьи В.Рязанцева «Дискредитация авторитета». Согласны ли вы с выводами автора?

Мир словарей велик и разнообразен. Они являются непременным атрибутом культуры цивилизованного общества. Их информации доверяют, она должна быть нормативна. Благодаря словарям читатель – разного возраста, образования, социального положения – открывает большой и многообразный мир, окружающий человека.

Особое и почётное место среди словарей занимают языковые, и прежде всего толковые, которые, давая целостную картину языка, призваны толковать, объяснять точно и полно содержание, смысл и значения слов в доступном пониманию каждого читателя виде. Наибольшим и заслуженным авторитетом за последние почти полвека среди них пользуется «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, переиздававшийся свыше двадцати раз многомиллионными тиражами.

В 1997 году в московском издательстве «Азбуковица» под грифом Института русского языка Российской академии наук вышел в свет четвёртым изданием «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Казалось бы, издание обновлённого, необходимого, авторитетного нормативного словаря можно только приветствовать. И при обращении к нему полностью доверять информации. В предисловии к словарю утверждается, что словарь этот отражает изменения в лексике за последние десятилетия и читатель найдёт в нём обновлённую информацию по самым разным отраслям знаний.

Однако обещания эти на самом деле в немалой степени остались благими намерениями. Более того, словарь грешит многочисленными и непозволительными упущениями и недостатками, которые были в прежних его изданиях. Особенно это касается научной и технической терминологии.

Так, школьник, изучающий электричество, будет введён в заблуждение ошибочным толкованием термина вольт. В словаре вольт толкуется как «единица электрического напряжения и электрической силы». В своём же учебнике физики школьник прочитает, что «вольт – это единица электрического напряжения и электродвижущей силы». Школьнику за незнание подобных вещей преподаватель снизит оценку.

Так же обстоит дело и с толкованием слова гироскоп – «прибор с диском и свободной осью, всегда сохраняющей неизменное положение». Такое усечённое и неточное толкование значения вызывает большое количество вопросов, то есть его дефиниция далеко не безупречна. Что же такое гироскоп? Это «устройство с несколькими степенями свободы и быстро вращающимся в нём тяжёлым диском, ось вращения которого стремится сохранить своё первоначальное направление в пространстве неизменным». Нельзя в толковом словаре профанировать технические термины! Следует осторожно относиться к точной, научной дефиниции и заимствовать её без искажений и исправлений, а тем более нельзя искажать и деформировать специальные толкования.

Упражнение 132.

К каким способам толкований слов прибегают рассказчики в приведённых ниже отрывках? Составьте словарные статьи для выделенных слов.

1.Наше Рождество приходит тихо, издалека. Глубокие снега, морозы крепчее… Инеем стоит туманно, дымно. И тянутся обозы – к Рождеству. Обоз ? Ну, будто поезд… только не те вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут. Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые там. В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень ? А такой горячий, лучше чая. С мёдом, с имбирем – душисто, сладко (И.Шмелёв). 2. «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..» Волсви ?.. Значит, мудрецы, волхвы. А маленький я думал – волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, думал, Звезда ведёт их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь (И.Шмелёв). 3. Музей этот назывался Мусомный Амбар, ибо всякая вещь, которую девать было некуда, а выбросить жалко, называлась у хоббитов мусомом . Такого мусома в жилищах у них накапливалось изрядно, и многие подарки, переходящие из рук в руки, были того же свойства (Д.Толкиен). 4. Мне не привыкать к лесным гигантам…правда, о мэлорнах – исполинских ясенях - я слышал только в старинных легендах (Д.Толкиен). 5. – У нас они называются не галетами, а путлибами , или, в переводе на всеобщий язык, дорожным хлебом, - объяснили эльфы. – Если их не ломать, они будут свежими даже через несколько недель пути, так что храните их на чёрный день. Путнику, хотя бы и громадине – человеку, достаточно всего лишь путлибы в сутки, чтобы не чувствовать ни голода, ни усталости (Д.Толкиен).6. И этот Арион имел, скажу я вам, такой дивный дар , такой талант ему был от Бога даден, ну, такое дарование было у него, понятно? Он умел так красиво говорить и петь, что у тебя сердце то прыгало от радости, то плакало, когда он пел, - такой он был музыкант (К.Чапек). 7. – А вообще, что такое тусовка ? – Трудно сказать: это и сами люди, и место сбора людей. Своего рода клуб по интересам («Пионер»). 8. Акростих – это когда пишешь, пишешь стихотворение, а потом скосишь глаза налево и прочтёшь имя, фамилию, название, слово в первом левом столбце, сверху вниз. Например:

Р ыба в нашем океане

И нтересная была:

Т анцевала на баяне,

А на бубне не могла. («Пионер»).

Упражнение 133.

Напишите реферат о любом словаре, пользуясь планом:

  1. Какой хронологический период описывает словарь;
  2. Стремится ли он отразить язык в целом или отдельные подъязыки (социальные, территориальные диалекты), подсистему языка (синонимы, антонимы и под.);
  3. Какая грамматическая информация даётся об описываемых единицах;
  4. Какие стилистические пометы используются;
  5. Какие типы дефиниций даются в словаре;
  6. Включается ли энциклопедическая информация;
  7. Объясняется ли мотивированность слов;
  8. Учитываются ли системные отношения слов;
  9. Показывается ли реализация слов в контексте;
  10. Указывается ли происхождение слов (история);
  11. Каков порядок расположения слов в словаре (по формальному или семантическому признаку);
  12. Привлекаются ли количественные характеристики единиц;
  13. Какие указатели имеются в словаре;
  14. Даётся ли история изучения вопроса, разные трактовки его;
  15. Производится ли сопоставление с другими языками.

● Определите тип избранного вами словаря. Отберите те вопросы, которые касаются его описания .

В русской лексикографии накоплен значительный опыт создания словарей и справочников разных типов. Теоретически тип словаря определяется той информацией о слове, которая является для данного справочника основной. Практическая классификация словарей выглядит несколько сложнее. Различают два класса справочных изданий. Это филологические словари, содержащие знания о языке, и энциклопедические справочники, содержащие знания о мире.

Центральным объектом описания филологических (лингвистических) словарей служат единицы языка. Словари филологического типа хранят знания о языковых средствах, используемых людьми в своей речевой деятельности. В таких словарях приводятся сведения, помогающие читателю правильно произнести слово, письменно оформить свою речь и правильно понять написанный кем-либо текст. Пользование языковыми справочниками позволяет человеку совершать безошибочные речевые действия с тем, чтобы смысл, заключенный в его высказывании, был понятен другим людям.

Центральным объектом описания энциклопедических справочников являются понятия, связанные с отдельными словами, словосочетаниями, и соотнесенные с данными понятиями знания о мире и людях. Таким образом в энциклопедиях и справочниках характеризуются внеязыковые реалии, то есть излагаются наши знания о предметах и вещах, понятиях, связанных с явлениями природы и общества, приводятся биографии людей, даются сведения о важных событиях, указываются исторические даты. Словари этого типа являются компендиумом об окружающем мире.

Внутри каждого такого класса изданий конкретные справочники могут характеризоваться дополнительными свойствами, определяющими вид и качество сведений, содержащихся в словарных статьях.

Справочники различают по нескольким параметрам. Эти параметры могут совмещаться в одном словаре или быть для словарей дифференцирующим признаком. Словари характеризуются объектом описания, объемом словника, принципами отбора словника, понятийно-тематическим составом словника, порядком расположения единиц описания, адресацией словаря.

Объектом описания для справочников энциклопедического класса являются знания о внеязыковых реалиях. Например, лингвистический энциклопедический словарь содержит знания о языках мира, закрепленные в специальных понятиях и терминах, отражающих конкретные свойства и явления, характерные для отдельного языка, для группы языков или для всех языков.

Словари русского языка по объекту описания также делятся на два подкласса: словари, описывающие формальные (морфологические, синтаксические) особенности лексики, и словари, описывающие семантические особенности употребления слов в тексте. В частности, к словарям, описывающим формальную сторону употребления лексики русского языка, относятся словари морфем, орфографические, орфоэпические словари, словари трудностей (правильностей), грамматические, синтаксические словари. К словарям, описывающим лексическую семантику русского языка, относятся толковые словари, словари иноязычных слов, фразеологические, паремийные словари.

Параметр объема словника учитывает не столько количественный состав словника, сколько качественный его состав. Это значит, что словари малого объема содержат не маленькое количество слов, а только самые необходимые, минимально достаточные словарные единицы, с помощью которых можно охарактеризовать объект словарного описания. Словари среднего объема содержат такой количественный состав словника, с помощью которого описывается основная масса речевых случаев, соответствующих объекту словарного описания. Словари большого объема охватывают максимально большой состав словарных единиц, составляющих объект словарного описания, и описывают его с академической полнотой.

Принципы отбора словника для словарей русского языка являются важным дифференцирующим параметром, который включает в себя отбор слов по признаку новизны, по признакам синхронии и диахронии, по признаку регионального бытования лексики, по признаку происхождения слов, по признаку фиксации слов в речи определенного автора или в определенном тексте. По этому параметру различают словники, сформированные по единству стилистической характеристики (разговорная лексика, бранная лексика, бытовая лексика), и словники общего типа. Словник, сформированный по таким заранее определенным принципам, в качестве объекта описания может иметь как грамматические, так и семантические особенности отобранной лексики.

По принципам отбора словника справочники энциклопедического класса делятся на энциклопедии, содержащие компендиум знаний, и отраслевые справочники, содержащие специальные сведения из какой-либо конкретной области.

Для словарей, описывающих лексическую систему русского языка, понятийно-тематический состав словника является важным дифференцирующим параметром. По этому параметру различаются универсальные и аспектные словари. Среди аспектных словарей выделяются словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, словари по ономастике и топонимике.

Понятийно-тематический состав словника энциклопедических справочников соответствует принципам отбора словника и различается по признаку универсальный и специализированный.

По порядку расположения единиц описания различаются алфавитные, обратные, идеографические, семантические, тематические словари.

Адресация словаря является важным параметром справочных изданий. Этот параметр обязательно указывается в аннотации к любому словарю. От того, для каких категорий читателей предназначен словарь, зависят многие другие словарные параметры. Обычно справочные издания ориентированы на тех, кто использует словарь для освоения или более глубокого изучения родного языка, и на тех, для кого данный язык является иностранным.

Цель орфоэпических словарей - дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова, включенного в словник. В словарях этого типа трактуются произносительные нормы литературного языка применительно к каждой единице словника. Для этого разрабатывается специальная система нормативных указаний, а также вводятся запретительные пометы. В зависимости от объема включенных в него слов такие словари могут предназначаться как специалистам, так и более широкому читателю. Например, Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известным словарем этого типа. Он рассчитан на специалистов - филологов, преподавателей русского языка, лекторов, дикторов радио и телевидения и др. Для всех остальных читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.

Словари этого типа содержат справки о происхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. В словарях, описывающих этот аспект жизни слова, указывается исходный языковой материал, первоначальное звучание и значение в языке-источнике, даются другие дополнительные сведения о слове, объясняющие понятийное содержание заимствованного слова. Непосредственным объектом описания этимологического словаря служит заимствованная лексика, которая сопровождается справочными сведениями о языковом источнике, реконструируются исходные формы слова и его звучания. Полнота этимологических сведений о слове меняется в зависимости от предполагаемого круга читателей. Справочное издание, предназначенное для специалистов, характеризуется максимальной полнотой словника, подробным изложением истории жизни слова, широкой аргументацией предлагаемых этимологических толкований. Учебные этимологические словари, ориентированные на широкого читателя, имеют меньший словник, состоящий из наиболее частотных заимствованных слов литературного языка. В популярных словарях дается одна версия происхождения слова и краткая, упрощённая аргументация к ней. Популярными этимологическими словарями русского языка являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко, «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской и Н. М. Шанского. Для широкого читателя предназначен «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных. Наиболее известным научным изданием, безусловно, является Этимологический словарь русского языка в 4-х томах М. Фасмера.

В качестве примеров словарей общего типа можно указать на обычные толковые и двуязычные (переводные) словари, в которых с разной степенью полноты описывается лексика, бытующая в общелитературном слое языка. Говоря о словарях общего типа, специалисты имеют в виду словари разной степени полноты, в которых так или иначе истолкована общенародная, общелитературная лексика. К словарям такого типа, безусловно, относятся Словарь русского языка в 4-х томах Д. Н. Ушакова, Словарь русского языка С. И. Ожегова, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, Современный толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова, Краткий толковый словарь русского языка под ред. В. В. Розановой, Малый толковый словарь В. В. Лопатина, Л. Е. Лопатиной и др. К словарям общего типа можно, без сомнения, отнести все толковые словари, разрабатывающие отдельный лексический класс общелитературного языка. Это - словари иностранных слов, фразеологические словари, словари личных имен и др. К общим нелингвистическим словарям относятся разнообразные энциклопедические справочники (например, Большая Советская Энциклопедия, Энциклопедический словарь).

В практике письменной и устной речи многие люди сталкиваются с затруднениями различного характера. К ним относятся: написание отдельных слов, произношение слова или выбор места ударения в какой-то словоформе, словоупотребление, соответствующее конкретному значению слова, грамматическая атрибуция слова, выбор правильной формы падежа и числа в данной речевой ситуации, проблемы с формообразованием кратких форм прилагательных, личных форм глагола, синтаксическая и лексическая сочетаемость слова и т.д. Все эти затруднения должны решаться в словарях трудностей. Однако вряд ли можно найти объективный критерий для отбора языкового материала в такой словарь, особенно когда речь идет о словаре, предназначенном для неопределенно широкого круга читателей. Решая вопрос о составе словника для такого издания, составители определяют круг потенциальных читателей и те сферы словоупотребления, которые наиболее актуальны для предполагаемых читателей. Словари трудностей включают в свой состав такие случаи, которые описываются в орфоэпических, в грамматических и в общих филологических словарях. Составители таких словарей, естественно, опираются на такие источники, в которых зарегистрированы различные варианты написания, произношения и словоупотребления, даются рекомендации нормативного характера. Не последнюю роль в подготовке таких справочников играют собственные исследования авторов-составителей, подкрепленные опытом наблюдения за речью образованных людей, экспериментальной проверкой «трудных» случаев. Это позволяет включать в словарь слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось. В качестве примеров здесь можно указать такие справочные издания как: Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997; Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000; Вербицкая Л. А. и др. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2003.

В конце XIX века в России были впервые опубликованы словари, которые включали в свое название характеристику «полный». В качестве примера можно указать следующие издания: Орлов А. И. Полный филологический словарь русского языка с подробнейшим разъяснением всех отличий разговорной речи от её письменного изображения и с указанием значения и замены всех иноязычных слов, вошедших в состав русского языка, чисто русскими словами: В 2-х томах. М., 1884-1885; Самый полнейший толковый словарь, который вмещает в себя 200000 иностранных слов, вошедших в русский язык нашей русской литературы / Сост. Карташев, Вельский / Под ред. Лучинского. Изд. 9. - М., 1896-1897. - 208 с. В подобных случаях словом «полный» обозначался такой словник, в котором представлены предположительно все слова, встречающиеся в русских текстах. Задаваясь вопросом что, собственно, значит: составить полный толковый словарь русского языка, Лев Успенский писал: «Попробуйте, сопоставляя между собой старинные и более новые лексиконы общерусского языка, выяснить, откуда взялись в нем бесчисленные новые слова и термины, которыми он пополнился за последние сто лет. Вы скоро заметите: громадное большинство их создано не за письменными столами писателей, не вдохновением поэтов или ученых-языковедов. Они родились в напряженной атмосфере изобретательских лабораторий, в шумных заводских мастерских, на полях, где человек работает, создавая разом и новые вещи и новые, нужные для их названия слова. (…) Кто может сказать заранее, какое из профессиональных слов – слово ли «добыча», отличное от литературного «добыча» местом ударения, или выражение «на-гора», употребляемое вместо обычного «на гору» или «наверх» – прочно войдет в него завтра? Очевидно, нужен нам словарь и профессиональных, производственных, специальных слов и выражений». В научных классификациях словарей термином «полный» обозначают тип издания, содержащий исчерпывающий состав тех слоев и разрядов лексики, которые служат объектом описания данного справочника. В этом смысле словарем полного типа можно считать и Орфографический словарь русского языка под ред. В. В. Лопатина, и Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова, и Словарь языка Пушкина в 4-х томах, и Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. По характеру отбора лексики словарями полного типа являются "Псковский областной словарь", "Словарь брянских говоров". В них описываются все слова (литературного языка и диалекта), зафиксированные в речи коренных жителей данной территории. По этому критерию к словарям полного типа могут быть отнесены такие справочные издания, как «Системный словарь предметно-обиходной лексики говоров Талицкого района Свердловской области», а также «Полный словарь сибирского говора» или «Вершининский словарь», описывающие лексику одного села. Словарям полного типа противопоставлены словари дифференциального типа. Словник таких словарей отбирается по какому-то одному дифференцирующему параметру. Это может быть признак трудности в речевом использовании слова, ограниченности сферы употребления слова по территориальному, временному, социальному, профессиональному признаку и др.

В словарях неологизмов описываются слова, значения слов и словосочетаний, появившиеся в определенный (описываемый) период. Развитые языки активно пополняются новыми словами. Как показывают исследования, количество неологизмов, которые используются в речевой практике, исчисляется десятками тысяч. С появлением компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать огромные массивы неструктурированной текстовой информации, появилась потребность в автоматическом анализе словоформ, в том числе и вновь образуемых. Это сделало особенно актуальным сбор и описание новых слов, что, в свою очередь, привело к появлению новой лексикографической отрасли знаний – неографии. В СССР первый словарь такого типа «Новые слова и значения: Словарь справочник (по материалам прессы и литературы 60-х годов)» под ред. Н. З. Котеловой, Ю. С. Сорокина был выпущен в Ленинграде в 1971 году. С тех пор работа по сбору и анализу новой лексики ведется на постоянной основе. В качестве примера можно указать «Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика» под ред. Г. Н. Скляревской.

Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о формальных (словоизменительных и синтаксических) свойствах слова. Порядок слов в таких словарях может быть как прямым, когда слова располагаются в порядке следования алфавита от первой буквы, начинающей слово, к последней букве слова, так и в обратном, когда слова располагаются в алфавитном порядке, начиная с последней буквы слова. Обратный порядок позволяет представить читателям словообразовательные свойства слова. Принципы отбора и объем сведений о слове различны в зависимости от назначения и адресата каждого грамматического словаря. Один из лучших словарей этого типа «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» А. А. Зализняка. В нем содержится около 100 тысяч слов, расположенных в обратном алфавитном порядке. Для подробного описания комплексной системы словоизменения, формообразования и ударения в словаре используется уникальная система индексов, относящих слово к определенному разряду.

Фразеологические словари в качестве заголовков словарных статей содержат словосочетания, которые воспроизводятся в речевой практике целиком, без перестановок или изменений своих частей. Фразеологические единицы являются одним из наиболее консервативных разрядов лексики. Специфические свойства этих языковых единиц определяются рядом важных отличительных черт: семантической целостностью, устойчивостью и сверхсловной воспроизводимостью. Существует множество фразеологических словарей. Среди них «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова является на сегодняшний день наиболее полным словарем. К учебным словарям общего типа относятся «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова и А. В. Жукова, Словарь-справочник по русской фразеологии» Р. И. Яранцева. Наиболее полным двуязычным фразеологическим словарем является «Французско-русский фразеологический словарь» В. Г. Гака и др.

К справочным изданиям, выделяемым по отраслевому (т.е. профессиональному) признаку ограниченности сферы употребления слова, можно отнести словари, в которых толкуются значения слов, и энциклопедические справочники, в которых описываются наши знания о мире. В качестве словаря первого типа можно указать на «Толковый словарь избранных медицинских терминов. Эпонимы и образные выражения» / Ред. Л. П. Чурилов, А. В. Колобов, Ю. И. Строев. Примеров второго типа гораздо больше, например: «Военно-морской словарь» / Гл. ред. В. Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1990; Энциклопедическое издание «Политология. Лексикон» /Редактор А. И. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия; География. Понятия и термины = Geography. Concepts and Terms: пятиязычный академический словарь: русский, английский, французский, испанский, немецкий В. М. Котляков, А. И. Комарова. М.: Наука, 2007 и др.

Предназначение языковых справочников этого типа – указать нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания. Один из первых словарей этого типа был издан в 1813 году под названием «Словарь российской орфографии или правописания». С тех пор издано множество разнообразных общих, отраслевых, школьных словарей этого типа. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является «Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин. Это академический словарь, отражающий русскую лексику в том ее состоянии, которое сложилось к концу XX - началу XXI века. Заголовочные слова даются в их нормативном написании с указанием ударений и необходимой грамматической информацией.

Словари этого типа содержат сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. В таких справочниках представлена информация о структуре слова и тех элементах, из которых это слово состоит. В словообразовательных словарях слова собраны как по корневым гнездам, так в алфавитном порядке. В некоторых школьных словарях этого типа приводится характеристика как морфемной, так и словообразовательной структуры заголовочных слов. Это помогает учащимся лучше разбираться в тех вопросах, которые встречаются на государственном выпускном экзамене по русскому языку.

Первая и чрезвычайно трудоемкая задача, возникающая перед наукой в области лексикологии, - собрать по возможности вся лексику языка, выяснить и описать значение каждой лексической единицы. Этим занимается лексикография, дающая описание лексики в виде словарей. Словари осуществляют лишь первичное описание лексики, оформленное как совокупность описаний отдельных лексических единиц, учтенных в рамках данного словаря. В больших, особенно многотомных словарях многие слова могут быть описаны очень подробно и глубоко, но описание каждого слова является здесь по необходимости изолированным от описания других слов: в задачи словаря не может входить обобщение фактов, касающихся разных слов. Материал, собранный в словарях, составляет базу для обобщений лексикологии, для выявления общих закономерностей, управляющих функционированием и историческим развитием словарного состава.

Составляемы лексикографами словари чрезвычайно разнообразны по своему назначению, объему, по характеру и способам подачи включаемого материала.

По Маслову: Прежде всего, нужно различать словари лингвистические и нелингвистические. Лингвистические собирают и описывают лексические единицы языка – слова и фразеологизмы. Особый подтип – идеографические словари, идущие от понятия (идеи)к выражению этого понятия в слове или в словосочетании. В нелингвистических словарях лексические единицы (термины, однословные, составные, и собственные имена) служат лишь отправной точкой для сообщения тех или иных сведений о предметах и явлениях внеязыковой действительности. Встречаются и промежуточные разновидности словарей. С точки зрения охватываемого материала, каждый словарь может быть общим (большая советская энциклопедия) или специальным (медицинская энциклопедия).

Общие словари:

    Толковые словари

Дает толкование значений слов и устойчивых сочетаний какого либо языка средствами этого же языка. Толкование дается с помощью логического определения концептуального значения (накалиться – нагреться до высокой температуры, рекордсмен – спортсмен, установивший рекорд), в форме указание на грамматическое отношение к другому слову (прикрывание – действие по значению глаголов прикрывать, прикрываться), посредством подбора синонимов (назойливый – надоедливый, навязчивый), энциклопедическим способом. в некоторых толковых словарях значения слов иногда раскрываются с помощью рисунков. Эмоциональные, экспрессивные и стилистические коннотации указываются посредством специальных помет (неодобр., презр., шутя, ирон., книжн., разг., и т.п.). отдельные значения иллюстрируются примерами – типичными сочетаниями, в которых участвует данное слово (утюг накалился, атмосфера накалилась, - где глагол выступает уже в переносном значении)или же литературными цитатами. Обычно толковые словари дают также грамматическую характеристику, указывая с помощью специальных помет на часть речи, грамматический род существительного, вид глагола и т.д. приводя в некоторых случаях кроме словарной и некоторые другие формы данного слова. В той или иной мере указывается и произношение слова – ударение.

Примеры толковых словарей: 17-томный Словарь современного русского литературного языка и 4-томный словарь русского языка – носят нормативный характер. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля – носит ненормативный характер.

    Переводные словари

Чаще всего двуязычные (русско-английский). Даются переводы на другой язык.

    Частотные словари

Задача – показать степень употребительности слов в речи. Позволяют делать интересные выводы о функционировании слов и грамматических категорий.

    Грамматические словари

Дают подробную грамматическую характеристику слова (грамматический словарь русского языка А.А.Зализняка)

    Словообразовательные словари (деривационные)

Указывают членение слов на составляющие их элементы

    Словари сочетаемости

Приводят типичные контексты слова

    Этимологические словари

Сведения о происхождении и первоначальной мотивировке слов. Приводятся соответствия данного слова в родственных языках, излагаются гипотезы о его этимологии.

    Исторические словари

Цель некоторых – проследить эволюцию каждого слова и его отдельных значений на протяжении письменно зафиксированной истории соответствующего языка. Другая разновидность – словари прошлых периодов истории языка, н-р словарь русского языка 11-17 веков, словарь русского языка 18 в., словари языка писателей (пушкина).

    Полные диалектные словари

Охватывают всю лексику диалектной речи на территории одного говора (псковский областной словарь с историческими данными

    Практические словари: орфографический (правописание), орфоэпический (произношение и ударение), словари правильностей (литературные нормы грамматики и словоупотребления)

Специальные словари

    Фразеологические словари (бывают переводными и одноязычными.)

    Словари крылатых слов

    Словари народных пословиц и поговорок

    Словари синонимов

    Словари антонимов

    Словари омонимов

    Словари ложных друзей переводчика

    Дифференциальные диалектные словари (содержат только лексику, несовпадающую с общенародной. Может быть словарем одного говора или всех на данной территории).

    Словари иностранных слов

Различные словари имен собственных

Словари рифм

Переходные словари:

  1. Словари терминов различных наук и отраслей

Словарная статья – краткая лингвистическая энциклопедия о слове, его лексикографическое описание. По своей структуре она состоит из: заглавного слова, толкование слова, система грамматических, стилевых и стилистических помет, определения лексического значения в словаре и иллюстративного материала как средства семантизации слова.

Заголовочный термин может быть в единственном или во множественном числе - это зависит от лингвистического узуса, а также от способа толкования термина. Так, термин паронимы дается во множественном числе, так как паронимы определяются только по отношению друг к другу. Кроме того, проблема единичности/множественности в применении к описанию лингвистических терминов неожиданным образом связывается с одним из тезаурусных отношений. В основном же в заголовочных терминах преобладает единственное число. Если термин имеет множественное число, то после заголовочного слова указывается форма мн.ч., например, аллегория, -и; анаколуф, -ы. Если же термин употребляется в лингвистических текстах только в одном числе - единственном или множественном, то вводятся соответствующие пометы: например, психологический параллелизм, ед.; крылатые слова, мн.

Важность иллюстративного материала заключается в лучшем осмыслении значения слова, наглядности его стилистических свойств и особенностей лексической, семантической и синтаксической сочетаемости. В словаре приводятся такие цитаты из произведений, из которых значение слова было бы ясно без объяснения» (Щерба)

Разные типы толковых словарей используют различные по характеру и объему дефиниции, которые характеризуют узуальное значение слова. Узуальным называется общеупотребительное и регулярное значение слова, обработанное и закрепленное в социолингвистическом общении.

Выделяются три основных типа дефиниций в толковых словарях современного русского языка: 1.описательная, 2.синонимическая и 3.отсылочная. Описательная дефиниция определяет значение слова путем указания на явление реальной действительности, что сводится к определению родового понятия и набора дифференциальных признаков.В составе описательной дефиниции выделяются два лексико-графических компонента значения: а) собственно-описательный, который отражает внешние и внутренний и прочие характеристики явления и б) функциональный, который отражает назначение данного явления. Синонимической называется такая дефиниция, которая раскрывает значение слова через тождественные или близкие по значению слова (рыхлый - не упругий, дряблый). Отсылосная дефиниция содержит характеристику мотивирующего значения слова и сохраняет мотивирующие и мотивированные связи значений (ружейный – относящийся к оружию).

Виды помет: книжное, официальное, официально-деловое, народно-поэтическое, специальное (пометы отраслей науки), разговорное, просторечное, областное (диалектные слова), родовые пометы – неодобрительное и одобрительное и видовые пометы – бранное, ласкательное и др., устарелое (душегрейка) или архаичное.


Top