Презентация по предмету маркетинг на тему опрос как. Методы опроса в социологии Преподаватель предлагает три шапки

1 слайд

* 17. Анкета… Что это такое и как ее составить? Когда человека о чем-нибудь спрашивают, он может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно. Платон, «Федон»

2 слайд

* АНКЕТА – социологический инструментарий опроса, представляющий собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации. Участники анкетирования: анкетер (от франц. enquete, буквально – расследование, т.е. человек, проводящий анкетный опрос) респондент (от лат. Responsum – ответ, т.е. человек, служащий источником информации и заполняющий анкету).

3 слайд

* СТРУКТУРА АНКЕТЫ Анкета обычно состоит из введения, основной части и паспортички (демографического блока). Во введении: обращение к респонденту, указание на проводящего опрос, цель опроса, инструкция заполнения анкеты. Пример

4 слайд

* АНКЕТА УЧАСТНИКА конференции проектных и исследовательских работ Дорогой друг. У организаторов и участников конференции общее стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в учебе и жизни. Чтобы повысить качество организации конференции и полнее учесть мнение ее участников, оргкомитет конференции проводит социологическое исследование. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам. Заполнить анкеты несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках. Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно. Заранее благодарим за участие в исследовании. Оргкомитет конференции.

5 слайд

* Основная часть: вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Простые вопросы, вводящие респондента в контекст обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие серьезных размышлений (в середине анкеты). Более легкие вопросы. Демографическая часть (паспортичка): вопросы о статусе респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.). В конце анкеты высказывания: «Благодарим за участие в исследовании!», «Большое спасибо за Ваши ответы», «Благодарим за сотрудничество!» и т.п.

6 слайд

* Виды вопросов по форме Закрытый вопрос (на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов) Альтернативные вопросы (возможность выбора респондентом одного варианта ответа, сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%) 3. Участвовали ли Вы ранее в окружных конференциях проектных и исследовательских работ? 3.1. Да, участвовал 3.2. Нет, не участвовал. Неальтернативные вопросы (выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%) 5. В каких конференциях проектных и исследовательских работ Вы принимали участие? 5.1. В школьных. 5.2. В окружных. 5.3. В городских. 5.4. В федеральных. 5.5. В вузовских.

7 слайд

* Полузакрытый вопрос (респондент может помимо предлагаемых в анкете ответов предложить свой вариант) 7. Что Вы приобрели благодаря участию в конференциях проектных и исследовательских работ? 7.1. Стал лучше учиться. 7.2. Появился повышенный интерес к изучаемым учебным предметам. 7.3. Определился с выбором будущей профессии. 7.4. Приобрел опыт публичного выступления. 7.5. …

8 слайд

* Открытый вопрос (респондент сам высказывает свое мнение во всей полноте без подсказок со стороны анкетера) Обрабатывать, обобщать эту информацию значительно сложнее. 4. Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись в период разработки проекта или осуществления учебного исследования. 4.1. 4.2. 4.3.

9 слайд

* Прямые вопросы (позволяет получить от респондента прямую информацию) 2. Удовлетворены ли Вы публичной презентацией своего проекта? 2.1. Да, удовлетворен полностью. 2.2. Удовлетворен частично. 2.3. Нет, не удовлетворен полностью. Косвенные вопросы (задаются, когда требуется проявление критического отношения к себе, оценки каких-либо негативных явлений действительности) Позволяет сгладить личностную окраску вопроса. Просим Вас закончить следующую фразу: «Когда говорят, что успех проекта зависит на 90% от научного руководителя, я думаю, что…»

10 слайд

* Виды вопросов по значимости и роли в анкете Основные вопросы (направлены на сбор информации об исследуемом явлении) 9. Выпишите в строчку номера высказываний в порядке убывания их важности: "Я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, потому что…» Хочу знать больше. Хочу получить хорошие отметки в семестре (аттестате). Содержание этой деятельности, возможно, связано с моей будущей профессией. Мне нравится научный руководитель. Работа над проектом, исследованием проходит интересно. В школе этот вид деятельности обязателен для всех. Чтобы не отставать от одноклассников, друзей. Это важно для родителей. Это позволяет мне творчески самореализоваться.

11 слайд

* Неосновные вопросы выполняют служебные функции: проверяют искренность респондента, помогают ему понять смысл основного вопроса и т.п. вопросы-фильтры позволяют установить адресат основного вопроса 3. Были ли Вы участником прошлогодней конференции проектных и исследовательских работ? 3.1. Да. 3.2. Нет. 4. Если Вы участвовали, то оцените по 5-бальной шкале проведение данной конференции: 1 2 3 4 5

12 слайд

* Виды вопросов по содержанию Вопросы о фактах сознания направлены на выявления мнений, пожеланий, планов на будущее и т.п. 5. Если бы время повернуть вспять, стали бы Вы снова выполнять данный проект, исследование? Почему? ______________________ ______________________ Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности людей. 2. Сколько времени у Вас заняла работа над проектом, исследованием? (Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа) 2.1. Один месяц и менее 2.2. От одного до трех месяцев 2.3. От трех до шести месяцев 2.4. Более года

13 слайд

* составляют социально-демографический блок (паспортичку) анкеты, устанавливают, если это необходимо, половозрастной или социальный статус респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.) Вопросы о личности респондента

14 слайд

* Требования к анкете Учет количества вопросов в анкете, оптимально 15-20 вопросов. Включение понятных для респондента терминов, неперегруженность лишними словами. Соблюдение принципа расположения вопросов: простые - сложные - простые. Недопустимость влияния предшествующих вопросов на последующие. Отсутствие излишнего количества однотипных вариантов возможных ответов на Ваш вопрос. Снабжение вопросов-фильтров указателями-переходами для разных групп респондентов. (Например: Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто уже принимал участие в нашей конференции проектных и исследовательских работ. Те, кто принимает участие впервые переходят к вопросу №…). Стремление ясно объяснить технику ответов на вопросы, увязывая при необходимости сколько вариантов ответов он может отметить. Превращение закрытых вопросов в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» иди «другие ответы». Недопустимость опечаток в тексте анкеты.

16 слайд

Памятка анкетера АНКЕТЕР! Когда идешь к респонденту, помни: мы должны не просто получить ответы, а получить ПРАВДИВЫЕ ОТВЕТЫ. Тот, к кому ты идешь, пока только один из нашей выборки; захочет ли он принять на себя роль опрашиваемого, зависит от тебя. Первое впечатление самое сильное. А ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕ НИЕ, которое респондент получит о нашем исследовании в целом,- О ТЕБЕ, наш анкетер. Поэтому будь вежлив, внимателен, аккуратен, энергичен, уверен в себе, обаятелен. У самых разных людей ты должен вызвать симпатию, расположить к искренности. Ты идешь искать истину, которой можешь не знать ты, но знают твои респонденты. А потому будь ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН И ТРЕБОВАТЕЛЕН одновременно. Встретиться с респондентом лучше утром. Хорошо, если ты сумеешь договориться с ним заранее по телефону: у него могут быть другие планы. *

17 слайд

При встрече ты должен: 1. Представиться. Обращаться к респонденту по имени и отчеству. Список опрашиваемых в руках не держи, галочек в нем при респонденте не ставь. Коротко объясни: кто, о чем и зачем проводит опрос. 2. Обязательно нужно указать практическую цель исследования. Это поможет заинтересовать респондента, создать у него мотивацию к участию в исследовании. 3. Прежде чем обратиться к респонденту с просьбой ответить на вопросы, необходимо сказать несколько слов о правилах выборки. 4. Гарантия анонимности: мы обязуемся не допускать к заполненным анкетам никого, кроме представителей исследовательской группы, не оглашать содержания ответов. Информация будет сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу. 5. Объясни правила заполнения и сдачи анкеты. Анкетер, мы просим тебя написать короткий отчет о своей работе, в котором ты укажешь: тех, кто отнесся к нашей работе доброжелательно - сколько человек и их характеристики: пол, возраст, степень, должность; 2) кто отказался - их количество, признаки, причина отказа. *

Метод опроса, его определение Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований. Опрос - это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, вопервых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов. Цель опроса состоит в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта.

Метод опроса основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы. Респондентам предлагается множество вопросов об их покупательском поведении, намерениях, отношениях, осведомленности, мотивации, демографических характеристиках и образе жизни. Вопросы могут задаваться устно, письменно или с помощью компьютера, равно как и ответы можно получить любым из этих трех способов. Как правило, вопросы структурированы, т. е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации. При структурированном сборе данных разрабатывается формализованная анкета, и вопросы задаются в заранее определенном порядке. Такой метод опроса называется также прямым. Классификация маркетингового исследования, как прямого, так и непрямого, зависит от того, известна ли его истинная цель респондентам. Прямое исследование является открытым, т. е. его цель известна респондентам или в какой-то степени очевидна из характера задаваемых вопросов. Структурированный прямой опрос - наиболее популярный метод сбора данных - предполагает разработку анкеты. Большинство вопросов типичной анкеты представляют собой вопросы с заданными вариантами ответов, когда респонденту предлагается выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких предложенных вариантов.

Методы проведения опроса Опрос может проводиться: по телефону, лично, по почте, с помощью Интернета. Опросы по телефону можно разделить на традиционные опросы по телефону и опросы по телефону с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews- CATI). Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или опросы с помощью компьютера (Computer-Assisted Personal Interviews- CAPI). Третий, основной метод- опрос по почте, включает обычный почтовый опрос и опрос на основе почтовых панелей. Наконец, опросы через Internet проводятся по электронной почте, либо на Internet-сайтах. Из этих методов опрос наиболее распространен по телефону, за ним следует личный опрос и опрос по почте. Использование Internetметодов, особенно опросов на сайтах Internet, растет быстрыми темпами. Рассмотрим каждый из этих методов.

Методы опроса по телефону 1. Традиционный опрос по телефону происходит, когда интервьюер звонит определенной выборке респондентов и ставит им ряд вопросов. Интервьюер использует отпечатанный перечень вопросов, в котором карандашом отмечает полученные ответы. 2. Телефонный опрос с помощью компьютера. Компьютеризированную анкету можно заполнять, используя любые виды компьютера. Интервьюер сидит перед монитором в наушниках. Монитор заменяет таким образом распечатку анкеты, а наушники телефон. По команде компьютер набирает номер респондента и соединяет. После ответа респондента интервьюер зачитывает список вопросов с монитора и вводит ответы непосредственно в компьютер. В каждый момент времени на экране отображается только один вопрос. Компьютер проверяет адекватность и непротиворечивость ответов. Сбор данных протекает гладко и естественно, cокращается время опроса, возрастает качество полученных данных, а такие трудоемкие этапы сбора данных, как кодирование данных и ввод их в компьютер, становятся излишними. Поскольку ответы непосредственно вводятся в компьютер, промежуточные и уточненные отчеты о процессе сбора информации или результатах можно получить практически мгновенно.

Методы личного опроса Методы личного интервьюирования подразделяются на опросы на дому у респондентов, опросы в торговых центрах и опросы через компьютер. 1. Опросы на дому у респондентов. В этом случае респондентов интервьюер опрашивает у них дома. 2. Личные опросы в торговых центрах. В этом случае в торговых центрах покупатели "перехватываются" при передвижении по помещению центра и приглашаются в специальные места. Затем интервьюер предлагает им ответить на вопросы анкеты аналогично тому, как это делается при опросах на дому. 3. Личный опрос с помощью компьютера (CAPI). Это третий метод личного опроса, он означает, что респондент находится за компьютерным терминалом и отвечает на вопросы анкеты, отображаемые на экране монитора, с помощью клавиатуры, мыши или сенсорного экрана.

Методы опроса по почте и электронные методы опроса Методы опроса по почте. Опрос по почте. При традиционном почтовом опросе анкеты рассылаются предварительно отобранным потенциальным респондентам. Типичный комплект для опроса по почте включает два конверта, сопроводительное письмо, анкету и иногда вознаграждение. Респонденты заполняют и возвращают анкеты. При этом отсутствует вербальный контакт между интервьюером и респондентом. Почтовые панели. Почтовая панель состоит из большой, представительной в национальном масштабе выборки домохозяйств (семей), которые согласились принимать участие в периодических опросах по почте, тестировании продуктов и телефонных опросах. Электронные методы опроса. Опросы по электронной почте. Для проведения опроса по электронной почте, прежде всего, составляется список адресов рассылки. Затем анкета вставляется в письмо и рассылается респондентам. Респонденты вводят ответы, как на открытые, так и на закрытые вопросы в указанных для этого местах и нажимают на кнопку "Ответить автору". Ответы затем вводятся в числовом формате в таблицы. Опросы в Internet. Респонденты отбираются также через Internet из баз данных респондентов, поддерживаемых маркетинговыми фирмами. Респонденты могут привлекаться традиционными методами (по почте, по телефону). Им предлагают зайти на определенный Web-сайт и заполнить размешенную там анкету. Ответы накапливаются в интегрированной базе данных. После некоторой обработки сводятся в таблицы или используются в статистических расчетах. Все это помогает получить данные высокого качества.

Преимущества и недостатки метода опроса Метод опроса имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, он прост в проведении. Во- вторых, полученные ответы достоверны, поскольку ограничено число заданных вариантов ответов. Использование вопросов с заданными вариантами ответов позволяет устранить расхождения в результатах, вызванные различиями в технике опроса, Наконец, кодирование, анализ и интерпретация данных относительно несложны. К недостаткам относится то, что иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию. Например, отвечая на вопросы о мотивации, респонденты могут не осознавать свои мотивы приобретения тех или иных товаров либо совершения покупок в тех или иных универмагах. Поэтому они не в состоянии точно ответить на вопросы о своих мотивах. Респонденты не захотят отвечать, если требуемая информация личная или затрагивает их чувства. Кроме того, ответы на стандартизированные вопросы и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть недостоверными для определенных данных, например, касающихся эмоций и убеждений. Наконец, достаточно сложно правильно формулировать вопросы анкеты. Тем не менее, несмотря на эти недостатки, опрос на настоящий момент - это метод, который применяется шире других для получения первичной информации в маркетинговых исследованиях.

Заключение Опрос – это очень удобный способ получения необходимой информации. Для проведения опроса лица, проводящие маркетинговые исследования, должны, прежде всего, определяться с выбором объекта исследования (сколько человек и каким образом сделать выборку), применяемыми орудиями исследования (порядком составления анкет), а также с наиболее приемлемыми способами установления контактов с целевой аудиторией. Формулировка главной цели опроса – это определение задач, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Четкость постановки цели опроса во многом зависит от глубины проработки изучаемой проблемы, внимательного ознакомления исследователя со всей имеющейся по данному вопросу информацией, учета, опыта предыдущих исследований.

Cлайд 1

Методы опроса в социологии Метод опроса Анкетирование и его виды Интервью и его виды

Cлайд 2

I. Опрос - это метод сбора первичной информации через устное или письменное обращение исследователя к респондентам с вопросами, содержание которых освещает изучаемую им проблему. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой информацией, он должен знать: о чем именно спрашивать, кого спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Cлайд 3

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют два вида опросов: 1. Массовый опрос - это изучение мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме. 2. Экспертный опрос - это изучение мнений специалистов по исследуемой проблеме. Специфика его состоит в отсутствии анонимности.

Cлайд 4

Cлайд 5

II. В зависимости от характера и способа проведения существует несколько вариантов анкетного опроса: раздаточный почтовый телефонный прессовый

Cлайд 6

Вопросы в анкете группируются в несколько блоков: вопросы о фактах вопросы об оценках вопросы о мотивах данные о личности респондента

Cлайд 7

Вопросы в анкете делятся на несколько типов: основные вопросы, из которых исследователь получает большую часть интересующей его информации контрольные вопросы, которые используются для проверки искренности ответов респондента вопросы-фильтры, которые применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена только от некоторой части опрашиваемых.

Cлайд 8

По форме заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов: закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему вариантов открытые вопросы, которые дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ полузакрытые вопросы, когда в перечне возможных ответов есть "другое", "что еще"

Cлайд 9

Достоинства и недостатки каждого типа вопросов состоят в: конкретном или абстрактном характере полученных ответов легкости или сложности обработки результатов

Cлайд 10

Общие требования к анкете: вопросы должны быть ясными, четкими и понятными для всех опрашиваемых. вначале должны быть поставлены вопросы об установлении того или иного факта, затем вопросы о его оценке. в первой части анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть.

Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

1. ОПРОСНЫЙ
ИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ

Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод
Достоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.

Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИ
ЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ

Строение интервью

СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как провести интервью?

КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?
СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ

Вводная фаза
–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»

Top