что не на много больше диаметра человеческого волоса.
Цели:
- познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
- развивать умение работы с текстом;
- заинтересовать необычностью повествования;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1 , слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.
– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.
Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1 , слайд 2)
2. Заочное путешествие в город Орел
– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.
Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1 , слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1 , слайд 4)
Среди них и знакомый нам тульский оружейник
Левша, он колдует над наковальней с молоточком в
левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий
инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот
момент, когда сумел поковать удивительную
заводную блоху из «аглицкой вороненой стали,
сработанной в Лондоне». Колонна, на которую
поднят Левша, единственная в ансамблевой
композиции памятника имеет красивую кружевную
резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение
талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не
случайно. Эта часть города связана с жизнью и
творчеством Лескова. Будущий писатель жил
неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он
ежедневно ходил на службу В Орловскую
уголовную палату через речку Орлик
мимо церкви. (Приложение 1
,
слайд 5)
Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1 , слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках, бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.
А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1 , слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1 , слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.
Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит:»Повоюем еще, черт возьми…».
А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:
Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.
Лесков был глубоко убежден в том, что ни один
русский город не может существовать, если в нем
нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь,
«не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив
ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще
праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле
русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в
произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».
3. Знакомство с новым литературным термином
Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?
4. Работа с иллюстрациями
– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1 , слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.
– Почему художник изобразил в заглавии портрет
Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и
внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает
«посрамительную для аглицкой нации» работу?
Какие инструменты изображены на рабочем столе
мастера? Почему на столе нет микроскопа?
5. Работа с текстом произведения
– Но свое произведение Лесков начал не с
истории о Левше. Давайте прочитаем начало
произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти
строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование:
Россия – держава-победительница, русские воины в
Отечественной войне 1812 года не только свое
Отечество защитили, но и народам Европы
освобождение принесли. Есть чем гордиться!
Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство
национальной гордости. Можно представить себе,
какое чувство гордости испытывает русский
император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время
поездки? Соответствует ли это нашим читательским
ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность
характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского
императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей,
в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру.
Представьте, что вы экскурсоводы в музее,
проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам
текст произведения и следующая иллюстрация.
(слайд 10)
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.
– Для чего Лесков «искажает» звучание этих
слов?
– Действительно, многие сцены в произведении
заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1
, слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой
иллюстрации?
– Как изображены герои? как переданы настроение
и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может,
расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак
Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой
эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»?
Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными
строками 3-й главы. Что художник добавил нового?
6. Словарная работа
– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2 )
7. Проблемный вопрос
– Как вы думаете,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?
8. Подведение итогов
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:
Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.
Слайд 2
«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») - повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники»
Слайд 3
Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Слайд 4
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Слайд 5
Слайд 6
Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.
Слайд 7
Повесть «Левша» - это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др
Слайд 8
Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.
Слайд 9
Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? Что такое сказ? Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
Слайд 10
Работа над первой главой
Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа?
Слайд 11
Характеристика героев
Найдите и прочитайте цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова. Обратите внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Какова роль подобных слов?
Слайд 12
Характеристика персонажей
Как автор изображает Александра Павловича и Платова? Найдите в сносках годы жизни Платова. Найдите несоответствие в тексте 4 главы. Как вы считаете, на стороне какого из героев – Александра Павловича и Платова – находится симпатия автора? Как изображается жизнь царской семьи?
Слайд 13
Характеристики героев
Зачитайте цитаты – характеристики Николая Первого и Платова. Зачитайте историческую справку о Платове в учебнике. Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе?
«Лесков Старый гений» - Николай Семёнович Лесков «Старый гений». Николай Семёнович Лесков. «Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 1)Высшая степень творческой одаренности;. Ге?ний. Вопиющий – вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый. Вопиющая несправедливость Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.
«О Лескове» - Первая проба пера – «Очерки винокуренной промышленности» (1861г.). «В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». Голован – праведник. «Левша». Лесков - автор «Левши», «Очарованного странника», «Соборян». «Очарованный странник». Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей».
«Лесков Н.С.» - Левша и император Николай Павлович возле мелкоскопа. Государь с Платовым в кунсткамере. «Место действия – Орел…». Платов на «досадной укушетке». И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Бунин, М.М.Пришвин и другие. Кукрыниксы. Н.С.Лесков первый указал место, где следует соорудить памятник И.С.Тургеневу.
«Николай Лесков» - Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. Русский писатель-этнограф. В 10 лет Николая отправили учиться в Орловскую гимназию. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Мать, Марья Петровна Алферьева, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.
«Лесков Человек на часах» - В образах праведников Лесков воплотил христианскую концепцию человека. Страшное время. Жестокие законы. Или. Проблема: Как поступить? Н.С. Лесков (1831-1895). Постников – герой–праведник». Чем все озабочены? Друг. Достоин Постников наказания или поощрения? Спасти человека и нарушить воинскую присягу.
«Урок Лесков» - М. Горький. Прототип- реально существующее лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера. Николай Семёнович Лесков. Пробуем свои силы в разных жанрах: Тема. Словарная работа: Праведник- 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.
Всего в теме 29 презентаций
Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»
- Дом, в котором родился Н.С.Лесков
- Панин хутор
- «Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
- Н.С.Лесков
- 1841г. Орловская гимназия
- «В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
- Орловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков
- Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
- Н.С.Лесков
- Тургеневский бережок
- Лесков первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
- Памятные места
- ул.Болховская,
- Карачевская,
- мост через речку Олик,
- церковь Михаила Архангела
- Дом-музей Н.С.Лескова
- ул.Октябрьская
- Дом-музей Н.С.Лескова
- Кабинет
- Дом-музей Н.С.Лескова
- (1831 – 1895)
- В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
- Тула - старинный русский город,
- прославившийся своими оружейниками и самоварами
- Тульское оружие
- Тульские самовары
- Тульские пряники
- Сказ - эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.
- Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.
- В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события.
- Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.
- Найдите приметы сказового жанра в тексте.
- показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров
- вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев
- Александр I
- Платов Матвей Иванович
- (1751-1818)
- –граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
- Объясните, что означают слова…
- тугамент бюстры буреметры морские
- мелкоскоп преламут смолевые непромокабли
- нимфозория керамида мерблюзьи мантоны
- Значения выражений
- Буреметры морские – барометры морские
- Нимфозории – инфузории
- Мелкоско п – микроскоп Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
- Преламут – перламутр Огромные бюстры – огромные бюсты Верояции – вариации Египетская керамида – египетская пирамида
- Долбица- таблица
- Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
- Платов и император Николай Павлович
- Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
- «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
- «Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
- «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
- «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».
- Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
- «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
- «Государь на все это радуется».
- «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
- «Пожалуйста, не порть мне политики».
- «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
- «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
- Государь и англичане
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Платов на досадной «укушетке»
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Платов и тульские оружейники
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.
- Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного,
- некрасивого мастера Левшу. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.
- Тульские мастера за работой
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Мастера несут Платову царскую шкатулку
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Левша в государевом дворце
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Левша и император возле мелкоскопа
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Левша среди англичан
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.
- А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
- Смерть Левши
- Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
- Главный герой рассказа – тульский умелец Левша
- В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
- Общее:
- -у обоих имени нет
- оба бесправные мелкие существа
- обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия
- оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
- каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)
- оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
- Разное:
- -левша –живой человек, блоха –вещь
- блоху сделали, левша - сам мастер
- левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта
- они представляют разные культуры(европейскую и русскую)
- отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр
- за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)
- главный герой
- талантливый мастер
- герой с "человечкиной душой"
- душа народа, его совесть
- рыцарь добра
- олицетворение народного таланта
- собирательный образ народа
- выразитель русского народа
- талантливый мастер
- безымянный мастер
- на нем держится Россия
- носитель трудовой доблести
- носитель всемирной славы России
- символ русского народа
- Качества главного героя
- - патриотизм
- - талант
- - усердие
- - настойчивость
- - целеустремлённость
- - неприхотливость
- - скромность
- - трудолюбие
- Главная идея
- произведения
- Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.