Научно-практическая работа младших школьников. Научные конференции для младших школьников Научная конференция для младших школьников

«Научно-практические конференции младших

школьников Свердловского района города Перми

«Юный исследователь» (из опыта работы)

Города Перми. Руководитель Бондаренко А.А.)

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах жизни, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной деятельности.

Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская деятельность младших школьников. Находясь в ситуации поиска решений в исследовании, ребёнок начинает ориентироваться в выборе правильного пути в том или ином вопросе. В многогранной жизни такое умение просто необходимо каждому! Чем больше раз ребёнок будет оказываться в ситуации самостоятельного выбора, тем успешнее он будет реализован во взрослой жизни! Когда, как не в детском возрасте этому учиться, если создать соответствующие условия!

У многих учителей, руководителей детских работ помимо желания помочь маленькому человеку возникают проблемные вопросы:

1. Как сделать деятельность исследования более организованной?

2. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию?

3. Как выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование?

4. Как заинтересовать и поддержать стремление ребёнка в творческих порывах?

5. Где ребёнку можно ощутить дух соперничества?

Такие вопросы были безответными для многих, кто организовывал конференции исследовательских работ в своих школах. Работа проводилась, не продвижения на следующий уровень не было. Это было до тех пор, пока в Свердловском районе не появилась группа заинтересованных людей во главе с руководителем методического объединения учителей Свердловского района Мусиной Альфирой Абатымовной, которая инициировала и поддержала идею проводить конференции младших школьников на уровне района. Членами такой группы стали: Сибирякова Татьяна Петровна – СОШ №12 с углублённым изучением немецкого языка, Найданова Лариса Евгеньевна - СОШ №60, Елуферьева Татьяна Николаевна – СОШ №61, СОШ №10 – Бондаренко Полина Александровна, Мохначёва Ирина Юрьевна – СОШ №76». Затем в последующие годы состав группы пополнялся новыми заинтересованными людьми.

Цель создания проблемной группы: направлять и координировать работу школ по подготовке выступлений учащихся в конференции, давать методические рекомендации, своевременно оповещать коллег района о предстоящих мероприятиях.

Проблемной группой проведён практический семинар для качественной работы на местах в школах. В деятельностном режиме на семинаре освещены самые разнообразные вопросы. Они явились путеводителем для написания исследовательских работ.

1.Правила выбора темы:

Она должна быть интересна ребёнку и руководителю

Сформулирована узко

Выполнима самостоятельно

Оригинальна, необычна

Должна быть выполнена в короткий срок

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем

В ходе работы не просто рассказать, а обучить этим сведениям других

2.Что указать во введении?:

Краткое изложение материала

Отметить содержание глав

Сформулировать проблемный вопрос

Обозначить гипотезу, предполагаемый результат

Сформулировать цели и задачи

3. Важно соблюдать этапы работы по выбранной теме:

Актуализация проблемы (определение направления)

Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти)

Выбор темы исследования (как можно строже обозначить границы исследования)

Выработка гипотез (реальные и нереальные, провокационные)

Постановка целей и задач

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования)

Анализ, обобщение, подготовка доклада

4. Требования к содержанию

Актуальность (почему важно исследовать эту тему)

Постановка проблемы (в чём выражается какое-либо противоречие, отсутствие информации, потребность в ней). Это затруднение, неопределённость.

Разработанность исследуемой проблемы (обзор литературы)

Цель – то, что предполагается получить по окончанию работы. Цель должна быть проверяема(!), конкретна, конечна. Это не может быть процесс, который развивается бесконечно. Нельзя ставить целью «изменение общественного мнения», «воспитания другого отношения к чему-либо»

Задачи – то, что будет выполнять пошагово

5. Важно не путать понятия!:

Реферат - это изложение материала, основанный на учебном материале

Проект - «брошенный вперёд», т.е создание планируемого и задуманного объекта

Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, вид познавательной деятельности. На нашей конференции Вы представляете исследование!

6. Требования к работе :

Актуальность

Новизна (в том числе для самого ребёнка)

Степень разработанности темы

Значимость исследования

Композиция доклада

Чёткость и логичность изложения

Умение аргументировать свои выводы и отстаивать свою позицию

Библиографический список (использование в достаточном количестве монографий, цитат, ссылок)

Рабочий момент семинара.

2. Выдержки из Положения о проведении НПК «Юный исследователь»

Группой разработано Положение, содержание которого ежегодно корректируется. Приводим некоторые выдержки. Прописаны общие положения, цели и задачи конференции, перечислены участники, освещены права и ответственность участников.

Предметом представления на конференции являются учебно-исследовательские работы учащихся. Они предполагают осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщения, выводов. Участники конференции представляют письменную работу и устное выступление по направлениям: естественно-научное и социально-гуманитарное. Далее освещаются сведения о руководстве и порядке проведения конференции. Все мероприятия проводятся на базе МАОУ «СОШ №10».

Каждое образовательное учреждение должно в срок с 1 по 17 февраля (3-я конференция) предоставить на рассмотрение в рамках отборочного тура письменные работы учащихся, заявивших о своем участии в НПК. От каждой школы можно представить до пяти работ. Неправильно оформленные работы могут быть отклонены!

Информация об участии в конференции будет размещена на сайте РМО и разослана по электронной почте в школы ориентировочно в сроки с 15 по 19 марта 2012 года .

Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до пяти-семи минут) и дискуссию (до пяти минут). Руководит заседанием председатель жюри по секциям и строго следит за регламентом.

После прослушивания всех участников на заседании жюри подводятся итоги – определяются победители. Эксперты оценивают каждого участника по следующим критериям:

  • оформление работы
  • ценность работы
  • качество изложения устного материала
  • иллюстративное оформление работы
  • умение поддержать дискуссию

Правила оформления исследовательских работ младших школьников.

Исследовательская работа представляет собой небольшой научный отчет. Ее выполнение требует от школьника не только знаний литературы по теме, но и умения проводить исследования, увязывать вопросы теории с практикой, делать обобщения, выводы, находить области применения полученных результатов.

Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта - кегль 14. Тип шрифта - Times New Roman. Размеры полей: правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы ставится во внешнем нижнем углу листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Общий объем работы должен быть в пределах 10 страниц печатного текста (без приложения). В тексте не должно быть сокращенных слов за исключением общепринятых. Главы основной части работы нумеруются, заголовки располагают в середине строки без точки в конце и печатают с заглавной буквы без подчеркивания. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Исследовательская работа должна включать в себя следующие разделы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (включает в себя описание теории и практики),заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

Требования к содержанию отдельных частей работы:

Титульный лист исследовательской работы является ее первой страницей и заполняется следующим образом. (см. образец)

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение . Во введении обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач (изучить…, описать…, установить…, вывести… и т.п.), формулируется гипотеза. По объему введение составляет 1 или 2 страницы.

Литературный обзор представляет собой краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса. Он должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями. Объем литературного обзора не должен превышать 1/3 части всей работы.

Исследование. Здесь подробно описывается методика проведения исследования, процесс получения данных, способ их обработки, а также результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

Заключение. Здесь в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований, практическое использование результатов исследования.

Список используемых источников и литературы . Приводят библиографическое описание использованных источников (фамилия, имя, отчество автора, заглавие, город и год издания, сведения о количестве страниц). Здесь же указываются Интернет – сайты.

Приложения. В ыносят большой по объему дополнительный иллюстративный материал: таблицы, схемы, рисунки, графики, фотографии и т.д. Слово Приложение пишут справа вверху. Если приложений несколько, то их нумеруют. Знак № и точку не ставят. Можно выделить курсивом или прописными буквами. Каждый объект в приложении должен иметь свой заголовок. В тексте работы делаются соответствующие ссылки на приложение (см. приложение 1).

Все таблицы должны быть пронумерованы. Над правым верхним углом помещают надпись Таблица с указанием номера (например, Таблица 1 ) без значка № перед цифрой и точки после нее. Таблицы снабжают заголовками, располагают посередине страницы, пишут прописным шрифтом без точки на конце. Напр.:

Таблица 1

УСПЕВАЕМОСТЬ 4Б КЛАССА

Ф.И.О.

Русский язык

Математика

Литературное чтение

История

Петров А.А.

Иванов П.И.

Если таблица в тексте одна, то нумерационный заголовок опускают.

Работу необходимо сдавать в папке с файлами.

Требования к оценке печатной работы и устного выступления учащегося:

1. оформление работы

2.ценность работы

3.качество изложения материала

4.иллюстративное оформление работы

5.умение поддержать дискуссию

На каждый пункт разработана система баллов.

3. Работа проблемной группы

На данный момент в проблемной группе работают 15 человек из разных школ Свердловского района: Бондаренко Полина Александровна – СОШ 10, Найданова Лариса Евгеньевна-СОШ 60, Сенина Ольга Михайловна – СОШ 93, Чупина Светлана Владимировна – СОШ 96, Падукова Марина Петровна – СОШ 76, Корнева Нина Алексеевна – СОШ 61, Патрушева Татьяна Васильевна – СОШ 10, Распопова Наталия Авенировна – СОШ 10, Есюнина Ольга Вадимовна – СОШ 41, Кокшарова Наталья Юрьевна – СОШ 41, Черепанова Наталья – СОШ 22, Зинзюк Татьяна Павловна – СОШ 22, Иванова Ольга Валентиновна – СОШ 36, Савельева Светлана Александровна – СОШ 22, Паранина Мария Евгеньевна – СОШ 82.

Основные функции, которые выполняет группа, можно показать в одном из планов работы.

План работы проблемной группы для проведения 3 конференции 2011-2012 год:

Мероприятия

Дата

Ответственный

Организационное занятие

19.10.2011

Доработка Положения и работа на сайте РМО. Распределение работы по структуре документов, которые будут высланы в МО других школ

8.11.2011г. в 15:30

Бондаренко П.А. и члены группы

Работа над продуктом конференции (сборник «Исследовательская деятельность младших школьников Свердловского района»). Продолжение работы на сайте

0 6.12.2011г. в 15:30

Бондаренко П.А. и члены группы

Работа над сборником, подготовка к конференции

17.01.2012г.

Бондаренко П.А. и члены группы

с 14.02 – 20.03.2012г .

Бондаренко П.А. и члены группы

Проверка работ, подготовка к конференции

28.02.2012 г.

Бондаренко П.А. и члены группы

Проведение III-ей районной конференции исследовательских работ младших школьников

26.03.12

Члены группы, члены жюри, коллектив СОШ №10

Подведение итогов, работа над сборником, работа на сайте РМО

05.04.2012г.

Бондаренко П.А. и члены группы

24.04.12

Бондаренко П.А. и члены группы

Работа над сборником «Исследовательская деятельность младших школьников Свердловского района». Работа на сайте РМО

03.05.2012

Бондаренко П.А. и члены группы

Особой значимостью характеризуется работа группы на сайте РМО. Адрес: http://musinapmo.blogspot.com/ . Здесь освещена вся деятельность группы, вынесены протоколы заседаний, прописан план работы, аналитические справки, поздравления участникам и победителям конференций.

Очень трудоёмкая работа группы проходит во время уточнения Положения и проверки исследовательских работ. На 3-ей конференции было проверено 62 работы учащихся школ Свердловского района! Группа делится на мини-группы, тщательно проверяя каждую работу, затем проходит взаимопроверка, подсчитываются баллы, которые затем суммируются в устном выступлении.

Практически на протяжении всего года идёт работа над продуктом конференции – сборника, часть которого представлена здесь. Члены проблемной группы написали статьи о проведении конференций в своих школах, о впечатлениях работы в проблемной группе. Трое участников проблемной группы провели работу, связанную с анкетирование участников конференции. (см. в отдельном файле). Благодаря продуктивной работе нашей группы, школы Свердловского района города Перми активнее стали включаться в работу конференций. Увеличилось число школ и участников:

Школы-участницы конференций трёх лет.

I-я

2009-2010

II-я

2010-2011

III-я

2011-2012

13 школ

14 школ

17 школ

Те результаты, которых мы, члены проблемной группы достигли, видны в выступлениях детей:

1. Началась системная работа по проведению исследовательских работ учащихся начальных классов, как в школах, так и на уровне района.

2 .Через различные виды информирования руководители работ уверенно ориентируют учащихся на определение тем работ, формулирование целей и задач, соблюдают структуру оформления.

3. У многих учащихся выросла самооценка. Победив на школьном уровне, он получает возможность выступить на районной конференции, ощущая дух соперничества.

4. Члены проблемной группы, уча других, учатся и сами: изучают соответствующую литературу по исследованиям учащихся, начали работать в блоге, совершенствуют навыки работы в жюри.

Впереди - новые планы, задумки, которые, несомненно, реализуются. Члены проблемной группы стоят на пороге новых открытий, готовы к усовершенствованию работы по подготовке и проведению конференций младших школьников.

Открытие районной конференции

Работа в секциях. Волнующие моменты

Приятно пообщаться во время чайной паузы

4.Образец оформления и написания печатной работы (см. в отдельном файле)

5. Призёры НПК (см. в отдельном файле)

6. Анкетирование участников конференции (см. в отдельном файле)


Во вторник, 17 марта, вся начальная школа была взбудоражена. Ведь у нас началась научно-практическая конференция. Темы всех 9 выступающих были известны всем еще пару месяцев назад и от этого было еще более интригующе. Если посмотреть на заявленные темы, то будет понятно, что время отведенное для конференции, два часа. пролетели очень быстро. Кто-то придя на эту конференцию в роли зрителя пришел поддержать своих друзей и одноклассников; кто-то пришел послушать и посмотреть на итог работы по какой-то определенной, ранее заинтересовавшей его теме; кто-то пришел разделить успех с победителем. Мотивы разные, но цель всех собравших была одна.

Очень хорошо, что жеребьевка на выступление между юными исследователями была проведена заранее, за неделю, и все точно знали, когда их "звездный час". Это позволило выступающим не только готовиться к своему выступлению, но и других послушать. Ведь в конце конференции все зрители и участники должны были проголосовать за лучшее выступление, чтоб определить приз зрительных симпатий.

Знакомьтесь с нашими исследователями:

Итак, жюри готово к работе, напутственное слово сказано - вперед!

Первым выступал Гоша Р. с темой "Многоликая плесень". Тема была раскрыта так подробно и интересно, что после выступления у зрителей было много вопросов. Многие ребята не знали, что плесень можно использовать и во благо человека. Гоша достойно ответил на все вопросы.





Вторым участником была ученица 1 класса Ануш М. с темой "Национальные кулинарные традиции Армении. Сладость Гата". Выступление Ануш ни кого не оставило равнодушным. Выйдя на сцену в национальном армянском костюме, она привела аргументы в выборе темы, и кратко представила Армению, как страну, которую не возможно не любить. А затем показала нам свой видеоролик, на котором был показан весь процесс приготовления Гаты, причем замешивала тесто, формировала, выпекала - все сама Ануш. После ролика на сцене появился нарядный стол с большим блюдом наполненным до верху аппетитной, ароматной Гаты. На завтраке, после конференции, Ануш всех угостила - было очень вкусно!





Ученица 3 класса Серафима Г. представила работу "Солнечный камень янтарь". Все знакомы с янтарем, но не многие знали, откуда он появляется, какие виды янтаря существуют, какую пользу приносит этот камень и где применяется. После выступления Серафимы теперь мы знаем, как отличить натуральный янтарь от искусственного.





Выступления Алексея Б. , ученика 2 класса, почти все мальчишки ждали с нетерпением. Ведь эта тема интересна всем мальчишкам и даже некоторым девчонкам - "Жизнь на Луне. Возможно ли это?". Начал свое выступление Алексей с того, что показал всем итоги анкетирования с целью выяснения первоначальных знаний о Луне. Затем он остановился на характеристиках Луны - размер, расположение, скорость. На следующем этапе мы услышали о полетах на Луну - кто, когда, сколько, на чем, интересные факты. Подойдя к главному вопросу исследования "Возможна ли жизнь на Луне?"- Алексей перечислил те показатели, которые важны для человека. Температура, атмосфера, гравитация, вода в жидком состоянии, почва.
Алексей пришел к выводу, что жизнь человека на Луне возможна! Для этого надо создать следующие условия: строительство баз, скафандры, луноходы, выращивание растений Арабидопсис в специальных контейнерах, выделяем воду и кислород из лунного грунта.
Также Алексей представил рисунок аппарата, который помогает выделять воду и кислород из риголита.
Вопросов Алексей получил большое количество, но особенно запомнился один - "Ты сам хочешь полететь на Луну?". Ответ вызвал улыбку на лицах всех зрителей и участников конференции - "Я бы хотел полететь на Луну, но "леворуких" в космонавты не берут!".





Темой следующего выступления была "Обыкновенное чудо. Соль". Представила ее ученица 3 класса Дарья Ю. Дарья изучила исторические сведения о соли, состав и свойства, провела анкетирование, вырастила дома самостоятельно кристаллы соли, представила информацию о вреде и пользе соли для организма человека.





После этого выступления был перерыв, во время которого зрители не только подвигались, но успели и обсудить увиденное. А наш Ваня успел примерить на себя конфедератку Эрики.


Наконц настал черед выступления нашей Эрики. Она представила работу "Вкусовые пристрастия". В этой работе Эрика пыталась разобраться, почему у людей разные вкусовые пристрастия, разбиралась со вкусовыми пристрастиями учеников начальной школы, что делать, чтоб со школьной столовой все уходили сытыми. Итогом работы было составление меню на обед и праздничное меню для учеников начальной школы с учетом вкусовых предпочтений, пользы, а также индивидуальное меню для нашей Иришки, т.к. она практически не ест мяса. Больше всего, как призналась по секрету Эрика, она боялась вопросов из зала. Но и с этим она справилась отлично! Поздравляем Эрику с достойным выступлением!







Яна И. представила свое исследование на тему "Йога". Выбор такой темы не случаен, т.к. вся семья Яны практикует занятия йогой. Яна не только рассказала о пользе йоги, но и познакомила нас с разновидностью йоги - йога в гамаке на растяжку и балансировку. Даже не верилось, что Яна может выделывать такие трюки на гамаке! В своем классе Яна провела эксперимент проведя упражнение "Поза трупа" на расслабление. Практикующие йогу умеют расслабляться и при выполнении этого упражнения могут лежать часами, не шевелясь. В классе ребята, принявшие участие в этом эксперименте, не могли пролежать дольше 3-4 минут. После видео сюжета, в зале был леск рук - многих заинтересовал сам гамак (можно ли повесить дома, сколько кг выдерживает, не страшно ли).
Последнее выступление девочек 2 класса было посвящено очень вкусной, любимой всеми теме "Продукт счастья. Шоколад". Софья, Маша и Алиса рассказали нам обо всех этапах своего исследования, о пользе горького и темного шоколада, о производстве лакомства. В ходе исследования, месяц назад, в столовой эти девочки проводили дегустацию "Шоколадное фондю" с фруктами - от желающих не было отбоя. Даже педагоги многие не устояли и приняли участие в дегустации!
Во так интересно и плодотворно прошла наша 2-я научно-практическая исследовательская конференция для учеников начальной школы!

Здравствуйте.
12 и 13 декабря в Лицее прошла Двадцатая научно-практическая конференция. Участие детей нашего класса в этом событии как всегда обязательное и активное. В этом году 5 человек участвовали на уровне школы и 1 человек выступал на уровне класса. Ребята для своей работы старались подбирать темы актуальные, современные, интересные им самим и их ровесникам. Безусловно, львиная доля в оформлении работы ложится на плечи родителей. Они–надёжный тыл, их помощь и поддержка–это стартовая площадка для будущих успехов ребят. Большое спасибо родителям за помощь и поддержку!
Вы можете заглянуть в декабрь прошлого года и позапрошлого года , чтобы увидеть, кто и с какими результатами участвовал в этом мероприятии.


В этом году из опытных участников были:

1) Глеб Леснов с работой

«Мой первый экологический опыт: откуда берётся мусор и как с ним бороться?».

Работа-лауреат.


Хочу добавить, что работа Глеба очень хорошая и жюри долго сомневалось, какой статус работе присвоить.

Год за годом каждой семьёй производится огромное количество отходов: по подсчётам


специалистов, в среднем на каждого члена семьи в год приходится порядка одной тонны! Человек использует множество вещей и предметов, продуктов и изделий; большая часть из отходов этих продуктов попадает на свалки или закапывается в землю. В любом случае, это гигантское количество отходов человеческой жизнедеятельности и их составные части создают огромную экологическую проблему.

К счастью, человек может содействовать хотя бы частичному решению этой проблемы. Многое из того, что человек выбрасывает, может быть использовано заново. Для этого требуется производить гораздо меньше новых вещей, а следовательно, потребление энергии и загрязнение окружающей среды можно существенно сократить.



К сожалению, последние десятилетия рост отходов только увеличивается. Тому есть несколько объяснений:
- улучшение уровня и качества человеческой жизни, которые позволяют заменять использованные товары новыми;
- увеличение производства одноразовых товаров;
- разнообразие и количество упаковочных средств;
- пропаганда потребления.

Переработка и утилизация мусора в нашей стране пока что налажена недостаточно, и всем известно, что твёрдые бытовые отходы не разлагаются в естественных условиях или срок их разложения очень и очень длительный.

При этом производство продуктов и материалов требует огромного количества


технологических, человеческих, материальных и энергетических ресурсов, что негативно сказывается на окружающей среде.
Проблема отходов и наполнения мусорного ведра начала волновать Глеба относительно недавно: летом его родители решили, что пора ему иметь свои обязанности по дому, одна из которых – вынос мусора. Раньше он не задумывался над тем, насколько часто в их семье выносят мусорное ведро, но когда это пришлось делать ему, Глеб поразился, как быстро оно наполняется! Семья выносит его ежедневно, но порой это приходится делать дважды, а в некоторых случаях даже трижды в день! В связи с этим возник ряд вопросов, которые позволили Глебу сформулировать проблемы исследования.

Проблемные вопросы:



- Откуда берётся мусор и куда он девается?
- Можно ли уменьшить его количество?
- Что может сделать каждый из нас, чтобы оставлять после себя как можно меньше мусора? Ведь всем известно, чем меньше мусора вокруг, тем чище и безопаснее среда нашего обитания.
Для решения этих вопросов появилась идея проекта.

Цель проекта: определить виды и количество мусора, производящегося семьёй из трёх человек за две недели и попытаться сократить его количество.

Задачи сформулированы с учётом поставленных целей и выглядят таким образом:

1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по теме проекта.
2. Рассортировать мусорные отходы по группам, взвесить их, занести данные в таблицу.
3. Проанализировать упаковочный материал, собранный в семье в течение двух недель.
4. Провести эксперимент по уменьшению использования упаковочного материала, уменьшая тем самым загрязнение окружающей среды.
5. Попытаться найти полезное применение вещам, которые мы привыкли выбрасывать, дать им «вторую жизнь».
Гипотеза: каждой семье реально сократить количество бытовых отходов и мусора. Изделия, созданные из ненужных вещей, полностью заменяют аналогичные, созданные промышленным способом.
Предмет исследования: содержимое мусорного ведра; то, что мы ежедневно выбрасываем за ненадобностью.

2) Чагаев Артём с работой «Сто и один хвостик».

Работа-призёр (победитель).


Однажды, мама и Артём пошли в приют для бездомных животных. Там было очень


много кошек и собак – более 300! Они принесли им еды и помогли работникам приюта погулять с несколькими собаками. Артём с мамой стали приходить в этот приют достаточно часто. У Артёма даже там появились любимцы – собаки Дина и Белка. Он им тоже понравился. Собаки всегда радовались, когда Артём приходил. С тех пор он и задумался, а откуда берутся бездомные животные и что надо делать, чтобы их не было или хотя бы стало меньше.

Так появилась идея провести исследование на тему появления бездомных животных.

Большинство людей не обращают внимания или делают вид, что ничего не замечают, но эта проблема остается очень важной. Бездомные животные обречены на голод и болезни. Но в появлении этой проблемы в основном виноваты люди. Они не задумываясь, избавляются от заведенных ими питомцев, этим лишь увеличивая количество бездомных животных.


Объект исследования: изучение проблемы возникновения бездомных животных

Предмет исследования: отношение жителей нашего города к этой проблеме.

Гипотеза: бездомные животные появляются по вине человека.

Цель исследования: выяснить причины появления на улицах бездомных животных; привлечь внимание к проблеме бездомных животных взрослых и детей.

В работе Артём рассмотрел такие вопросы:

  • Кто такие бездомные животные?
  • Причины появления бездомных животных.
  • Пути решения проблемы бездомных животных в России и за рубежом.
  • Решение проблемы бездомных животных.
Артём с мамой организовали в Лицее акцию по сбору еды и других нужных для животных вещей и отвезли всё это в приют.


3) Голубева Лиза с работой «Фразеологический зоопарк».

Работа-призёр (победитель).


Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Словарный запас – это главное богатство языка.


Хотя современное языкознание – самостоятельная наука, оно существует не отдельно, не изолированно от других наук о человеке и природе. Лингвистика связана с историей и археологией, психологией и математикой.

История цивилизации — это история сосуществования людей и животных. Животных


почти что всегда человек наделял человеческими свойствами, а некоторые черты животных и их названия переносим на себя (зайка, киска). В качестве прозвищ часто применяются слова, которые в языкознании называют зоонимами (слова – наименования животных).
Данная работа посвящена фразеологическим оборотам, в состав которых входят зоонимы.

Объект исследования – фразеологизмы с зоонимами.

Актуальность темы. В современном мире мы имеем огромные возможности общаться с жителями не только своей страны. На наш взгляд, необходимо знать своеобразие стилистики языка, на котором мы общаемся или хотим общаться в будущем. Изучение зоонимов во фразеологизмах позволит выявить национально-культурные особенности русских фразеологизмов, что позволяет увеличить словарный запас и обогатить, таким образом, свою речь.

Цель работы – проанализировать фразеологизмы, включающие в свой состав зоонимы, с точки зрения происхождения и семантики.


4) Кондаков Дима с работой «Кручу-верчу, изучить хочу!».

Работа-призёр (победитель).


Новомодный тренд Hand Spinner только в 2016 году появился в России, но уже успел


среди потребителей завоевать широкую популярность и востребованность. Что такое спиннер? По-разному называют эти оригинальные изделия: непоседа, вертушка, крутилка… Изделие эффективно развивает пальцы рук и обладает антистрессовым воздействием, помогает справляться с волнением.

Несмотря на кажущуюся бесполезность спиннера, благодаря нему Дима узнал много нового и интересного. В этой работе он поделился своими открытиями, и, как в прошлом году он описал математическим языком табурет, в этом году Дима посмотрел на спиннер с математической стороны.

Проблема: может ли спиннер помочь в изучении математики и других наук?
Гипотеза: с помощью спиннера и любопытства можно узнать новое в математике.



Цель исследования:

Узнать какие математические параметры есть у спиннера;
- узнать какие новые математические знания может дать спиннер;
- узнать что кроме математики помогает изучить спиннер.

Задачи исследования:

Понять из чего состоит спиннер;
- выяснить как долго крутиться спиннер и как продлить время вращения спиннера;
- понять почему нам кажется, что спиннер крутится в разные стороны;
- найти, на что еще похож спиннер.

МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

младших школьников,

посвященная 85-летию

Усть-Эгитуйской средней школы

«Кристалл Мудрости»

Секция: Мир естествознания

Тема:

Выполнила: Содномбалова Алина,

ученица 3 класса

Руководитель:

Цыренжапова Марта Хашитовна,

учитель начальных классов

Исинга

    Введение.

    Основная часть.

2.1. Что такое микроорганизмы?

2.2. Когда появились и где живут микробы?

2.3. Микробы вредны или полезны?

2.4. Интересные факты.

2.5. Исследовательская часть.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Каждый раз, когда я прихожу из школы, мама мне говорит что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой. Она предупреждает, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку? Мне всегда это было непонятно. Кто же эти микробы и где они есть, если я их совсем не вижу. Может, мама всё это придумывала? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила провести свое маленькое исследование.

Выбор данной темы актуален тем, что микробы- это неотъемлемая часть нашей жизни, и что с одними можно дружить, а с другими нужно бороться.

Из выше сказанного, я выдвинула следующую гипотезу : существуют вредные и полезные микробы. Действительно ли это, покажет моё исследование.

Цель моей работы: выяснить, какую роль играют микробы в жизни человека.

Для начала я наметила задачи, которые мне нужно решить в ходе исследования.

Задачи:

    Изучить литературу по теме;

    Уточнить, вредны микробы или полезны;

    Для чего нужны полезные микробы;

    Отыскать интересные факты;

    Наблюдение за «работой» микробов.

    Сделать выводы по теме исследования.

Я в ходе исследования использовала такие методы.

Методы:

    Изучение научной литературы;

    Получение информации в сети Интернет;

    Практические исследования (опыты)

2 . Основная часть.

2.1. Что такое микроорганизмы?

Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки. Изучением микроорганизмов занимается наука микробиология. Микробы очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых. Даже букашка по сравнению с ними огромная, как гора.

Для того чтобы увидеть микробов, нам нужен специальный прибор - который увеличивает предметы в сотни раз. Это микроскоп. Если положить капельку воды на стекло микроскопа, то мы увидим микробов, которые живут в ней. Капелька такая маленькая, но сколько в нем микробов!

Микробы могут иметь разнообразную форму. Одни микробы неподвижны, у других имеются реснички или хвостики, при помощи которых они передвигаются.

Вот так выглядят некоторые микробы:

.2.2. Когда появились и где живут микробы?

Микробы окружают нас повсюду. Микробы обитают везде, где есть любая вода, в том числе и горячие источники. Они есть даже на дне мирового океана и внутри глубин земной коры.

Микробы – древнейшие обитатели планеты. Они появились на земле гораздо раньше человека, около 200 миллионов лет назад. О том, что они царствуют на Земле с испокон веков, свидетельствуют факты:

Опасность, которую несут людям микробы, упомянута в «Ветхом завете».

Библейский Ной смолил свой ковчег снаружи и изнутри для защиты его не только от воды, но и от микробов.

В Средние века плесень считали изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию и приводить людей в отчаяние.

В древнем Китае строительное дерево заранее вымачивали в растворе поваренной соли, чтобы его не съела плесень.

2.3. Микробы вредны или полезны?

Вред.

Микробы делятся на вредные и полезные. Вредны микробы прежде всего тем, что подрывают деятельность почти всех систем организма. Они переносят болезни от человека к человеку. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. Такие заболевания называются инфекционными. Микробы переносятся по воздуху, когда человек чихает, а иногда живут в продуктах или воде. Существует много видов микробов, которые вызывают разные заболевания. Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление.

Вот так выглядит очень вредная бактерия сальмонелла.

Польза.

Организм человека постоянно взаимодействует окружающей средой. Но только некоторые виды микробов приносят пользу человеку, например в кишечнике. Ежедневно, выбирая пищу, мы делаем выбор: поддерживать ли нам полезные микробы или вредные.

2.4. Интересные факты.

    Существуют бактерии, которые помогают чистить зубы. Шведские учёные скрестили эти бактерии с обычными йогуртовыми, и теперь пытаются сделать йогурт, который позволит нам не чистить зубы.

    Учёные подсчитали, что в организме взрослого человека содержится 3 кг микробов!

    Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя передаётся 278 различных видов бактерий. К счастью, 95 процентов - не опасны.

    Самая большая бактерия открыта в 1999году. Thiomargarita namibiensis («серная жемчужина Намибии»).

    На минных полях Мозамбика живет бактерия, которая питается тринитротолуолом. Открытие может решить проблему разминирования.

2.5. Исследовательская часть.

Чтобы узнать на самом ли деле существуют вредные и полезные микробы, я приступила к опытам.

Опыт 1. Выращиваем микробы

2. Налила в 4 тарелки полученную жидкость, накрыла пищевой плёнкой и поставила остывать.

3. Первую тарелку поставила в свою комнату, другую – в тень, третью – на солнце. Убрала плёнку на 15 минут. Только с последней тарелки не снимаю плёнку. Это – контрольный образец.

4. Через 15 минут накрыла тарелки плёнкой и поставила их в теплое место, для того, чтобы микробы размножались.

5. Через 3 дня посчитала точки в каждой тарелке. Каждая точка – колония микробов. Только контрольный образец остался нетронутым.

Вывод: микробы размножаются в благоприятных условиях: в тепле и при доступе воздуха.

О пыт 2. Порча продуктов.

    Взяла кусок хлеба и поместила его в полиэтиленовый пакет.

    Кусочек намочила и поставила в тёплое место.

    Проверила через 5 дней.

Вывод: микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Даже если мы её не видим, она заразила весь хлеб.

Опыт 3. Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей

1.Мы с мамой замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара.

2. Одну порцию мы замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.

3. Мы испекли эти булочки. Булочка из теста без дрожжей очень маленькая. Вторая булочка получилась пышнее.

4.Разрежем булочки ножом.

Вывод: дрожжи выполняют нужную работу: они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Микроорганизмы - наши помощники.

Заключение

В ходе работы над темой я узнала, что микробы живут со времен создания мира, находятся повсюду.

    Мир микробов интересен и многообразен!

    Среди микробов есть наши друзья и враги.

    Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку.

    А как сложно будет жить на земле, если микроорганизмы перестанут нам помогать!

Из вышеизложенного следует, что гипотеза о том, что существуют вредные и полезные микробы, нашла свое подтверждение.

Завершая свою исследовательскую работу, я хотела бы дать несколько советов:

    Нужно научиться как можно чаще мыть руки. Это самый простой прием гигиены против распространения микробов и болезнетворных бактерий.

    Следить за рационом питания. В рацион должны входить фрукты и овощи, морепродукты, рыба, молочная пища. Эти продукты повышают иммунитет.

    Иметь привычку чистить и промывать водой носовые проходы. Благодаря этому микробам не удается проникать в придаточные пазухи носа.

    Нужно регулярно заниматься спортом. Это помогает держать иммунную систему в "боевой готовности" и улучшить настроение.

Список использованной литературы

    Энциклопедия «История открытий» - М.«Росмэн», 1999;

    Энциклопедия «Человек и здоровье»; Москва «РОСМЭН», 2012;

    А. Ликум «Всё обо всём», 2003 г.;

    «Я познаю мир». Медицина, 2002 г.;

    Фото из личного архива.

Приложение

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7


Фото 8











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем классе стало доброй традицией ежегодно проводить общеклассную научно-практическую конференцию “Искатели”. На сегодняшний день её участниками уже стали 27 учеников начальной школы в возрасте 9-10 лет. Конференция проводится 1-2 раза в неделю в рамках программы внеурочной деятельности.

Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают тему предстоящего доклада, определяют дату выступления в специально разработанном для этого графике проведения научно-практической конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цель конференции:

  • активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
  • привлечь учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследований;
  • расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований младшими школьниками;
  • поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;
  • пропаганда методических разработок по организации и содержанию учебно-исследовательской работы младших школьников.

Научно-практическая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов и администрации школы.

Темы детских работ разнообразны. Они охватывают все стороны их жизненных (семейных) увлечений: “Волшебный пластилин”, “Энергия реки. От реки до лампочки”, “Шоколад”, “Кока-кола. Вред или польза?”, “Кристаллы”, “Светодиоды”, “Льняное масло – источник детского здоровья”, “Вулканы”, “Сверхманевренный истребитель СУ-37”, “Подгузники”, “Сотовый телефон в жизни школьника”, “Жилища разных народов”, “Шкатулки”, “Парусники” и т.д.

Особый интерес всех без исключения вызывает практическая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение на практике наглядно продемонстрировать свою гипотезу, техническое решение и научное наблюдение, не менее важно, чем теоретические знания по выбранной теме.

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.

Например, польза сотового телефона (как и кока-колы) в современном мире не вызывает у ребят никаких сомнений (компактный, многофункциональный, доступный; сладкий, шипучий, манящий напиток). Однако приведенные примеры научных исследований о неблагоприятном воздействии на организм человека исходящих от телефона электромагнитных излучений (как и ингредиентов кока-колы) разделили класс на два лагеря – “противников” и “сторонников”. И лишь установление некоторых правил “золотой середины” позволило прийти к консенсусу. А вот тема доклада об использовании человеком энергии воды в прошлые века и настоящее время, а также демонстрация опыта породили массу вопросов: сколько электростанций в мире? какая из них самая большая? от чего у тебя в опыте загорелась лампочка? сколько в ней мощности? где в мире ещё остались водяные колёса?

Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат – всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 10-15 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь.

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-практической конференции, являются инициативные родители класса. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников (приложение 1 : очерки о конференции ). По итогам выступления все участники конференции получают грамоты и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам.

Участники классной конференции неоднократно награждались дипломами победителей научно-практической конференции городского и областного уровней. Так, например, презентации учащегося Бизяева Алексея на протяжении трёх лет (2013-2015 гг.) были отмечены дипломами победителя областной очно-заочной школы юных исследователей “Стимул” и школьным научным обществом “Искатели” (приложение 2 : дипломы; Приложение 3: презентация и тезисы ).

В наше время быстро меняющихся стандартов благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся должны создаваться именно в начальной школе. Проведение научно-практической конференции помогает выявить одарённых детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, формирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в её востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.


Top