Бумага для гуаши какая. Виды художественной бумаги

Качество бумаги часто определяет результат – рисования, каллиграфии, письма. Безусловно, мастерства начинающему художнику дорогая бумага не добавит, но вот удовольствие принесет точно.

Чтобы понять важность выбора материалов, начинающим художникам часто в качестве эксперимента предлагают порисовать акварелью на офисной бумаге. Результат налицо: бумага сначала полностью промокает, потом скручивается, а краска неконтролируемо растекается. «Наверное, дело в плотности, да и качество не то», – смутно догадывается экспериментатор. Что скрывается за серьезным словом «качество» – попробуем приоткрыть завесу.

Плотность действительно является одной из основных характеристик бумаги. Та, на которой мы печатаем и «ксерим», имеет показатель 80 г/м2 (грамм на метр квадратный). Газетная бумага отличается маленькой плотностью – 45-60 г/м2, картон – повышенной (в среднем 250-300 г/м2), в то время как стандартные визитки немного не дотягивают до картона, имея показатель 200-250 г/м2. Кстати, плотность вышеупомянутой акварельной бумаги может достигать 850 г/м2.

Показатель плотности напрямую связан с прозрачностью – способностью пропускать свет, в то время как белизна отвечает за то, насколько эффективно лист отражает свет. Белизна также измеряется в процентах, в среднем колеблясь от 60% до 98%. Чем выше белизна, тем четче картинка. Простая физика продолжает объяснять, как и почему ведет себя та или иная бумага. Например, глянцевая создает блики за счет того, что большое количество падающего света отражается зеркально – угол падения равен углу отражения, в то время как матовая скрывает в себе свойство преимущественно диффузного отражения света, как бы рассеивая его в разных направлениях. В общем говоря, глянцевую лучше использовать в тех случаях, когда нужно добиться контраста и насыщенности красок крупных цветовых пятен, а матовую – когда важны детали. Рядом с этими двумя качествами-антиподами стоят гладкость и зернистость, но работают они несколько по-другому: на гладкой бумаге четче видны мелкие штрихи детализированных рисунков, в то время как фактура наделяет изображение объемом и экспрессией.

Бумага также может быть покрыта воском (вощеная), специальной пастой (например, мелованная), или полимерной – например, цветной – пленкой. Она может обладать тиснением – рельефным рисунком, или быть сделанной вручную, что обеспечивает высокую плотность, фактурность, неровность краев, а значит, уникальность и как следствие – огромное удовольствие от пользования. Крафтовая, или оберточной, бумага также имеет своих приверженцев. Она довольна прочная, грубая, как правило коричневого цвета. Благодаря своей фактуре, хорошо подходит для работы углем, карандашом и пастелью.

Бумага может быть сделана с добавлением различных волокон – кашемира, фланели, хлопка, в то время как примером натуральной и минимально обработанной бумаги может служить промокательная – спрессованная в незначительной мере, состоящая практически на 100% из чистых волокон целлюлозы. Ее свойства объясняет вся та же школьная физика: избыток чернил быстро впитывается за счет того, что поднимается по многочисленным мелким капиллярам.

Акварель

Любой специалист скажет, что точного рецепта в выборе бумаги не существует – нужно пробовать и искать свою. Это как инструмент для скрипача или туфли для танцора. Однако общие рекомендации все же существуют. Если говорить о хорошей бумаге для профессиональной живописи, то лучше всего выбирать плотную – 200-300 г/м2. Часто листы продаются, закрепленные в специальных склейках, что лишает необходимости каждый раз натягивать лист на подрамник. Праильная акварельная бумага обладает высоким показателем белизны, бывая даже с голубоватым оттенком. Она довольна гладкая, хотя и зернистая. Самая распространенная и проверенная фактура называется «торшон», характерная однородной неровной поверхностью, впрочем, так же, как и менее популярная «яичная скорлупа». Важное качество хорошей акварельной бумаги – содержание хлопка. Некоторые производители используют 100% хлопок. Этим отличается Arches, являясь бесспорным лидером среди знатоков и ценителей качественной бумаги. В том же ряду стоят Hahnemuhle, Fabriano, Cornwall, Bockingford, Daler Rowney, Cotman и многие другие. По большому счету, все советы на тему того, какого производителя выбрать, сводятся к общему выводу – отечественные фабриканты едва ли могут предложить профессионалам достойные альтернативы бумаге западных производителей.

Если же говорить о творческих исканиях новичков, а также регулярных занятиях живописью, то опытные художники советуют обратиться к ватману – он гораздо дешевле и вполне годится для упражнений в мастерстве. Перед использованием его можно проверить с помощью ластика: верхний слой должен быть устойчивым к механическому воздействию резинки. Кроме этого, бумага не должна скатываться при попытке снять слой нанесенной краски, а также не браться пятнами и разводами при попадании на нее воды. Однако эти качества откроются уже в работе. Чтобы не попасть впросак, рекомендуют не покупать большое количество однотипной бумаги сразу.

Карандаш и тушь

Как и в предыдущем случае, к бумаге предъявляются особые требования. Блиц-проверку качества можно совершить также – с помощью стирательной резинки, описанному выше. Для рисования карандашом идеально подойдет матовая мелованная бумага. Этот «зверь» очень редок, не любит ластик и требует лезвия. По большому счету для карандаша и туши хороша будет качественная акварельная бумага, плотностью 200 г/м2, или даже меньше. Для регулярных занятий подойдет все тот же ватман. Единственное требование, строго предъявляемое к бумаге в данном случае – это ее фактура. Рисунок рельефа не всегда подходит для работы с тушью и карандашом. Если, например, бумага имеет бороздчатую структуру, то тушь будет собираться во впадинках. Зернистость также влияет на интенсивность цвета, проявление пигмента и четкость штрихов.

Пастель

А вот пастель наоборот требует фактуры. Речь идет о цветных мягких мелках (карандашах), которые при соприкосновении с бумагой должны хорошо цепляться за поверхность листа. Для этого можно взять специальную бумагу для пастели, а также фактурную акварельную. Поскольку пастель любит цветные листы – таким образом цвет получается более насыщенным – то лист акварельной бумаги можно предварительно залить краской или тушью. Пастелью можно также рисовать по пастельной доске, сделанной из пробковой крошки, а также по специальной наждачной или бархатной бумаге. Последнюю получают путем нанесения волокон на бумажную основу, вследствие чего получается ворс, имитирующий ткань.

Каллиграфия и письмо пером

Основное противопоказание – это тонкая бумага. Стартовать стоит с 90 г/м2, а лучше всего выбрать плотность в 130 г/м2. Такая бумага стерпит не только перо, но и маркер, и брашпен, и рапидограф. Однако плотность – это еще не все. Важно, чтоб бумага была в меру гладкой: не глянцевой, поскольку чернила просто не задержатся, но и не слишком фактурной, чтобы перо не царапало поверхность и не цеплялось за бороздки. Главный совет в выборе бумаги для обладателей перьевой ручки и любителей каллиграфии – выбирать с любовью. Бумагу следует посмотреть на свет, убедившись в безупречности текстуры, а также провести по ней пальцем, оценив, насколько вашему перу будет приятно по ней скользить. Точно так же опытные художники советуют выбирать чернила: покупать лишь те, которые настолько нравятся по запаху и текстуре, что их хочется выпить. Ведь любовь к делу, подкрепленная качественными материалами, неизбежно ведет к успеху и удовольствию от занятия!

Если вы хотите освоить новый вид живописи – рисование гуашью, тогда вам нужно подготовить кисти и основу для будущей картины, чтобы писать натюрморты, пейзажи, портреты, которые будут радовать гостей дома или мастерской в течение нескольких лет.

Итак, попробуем разобраться, какая бумага для рисования гуашью вам понадобится и в чем ее основные отличия от полотна, предназначенного для акварели или карандашей. А главное – как определить качество выбранной бумаги для рисования гуашью. Об этом мы расскажем в нашем обзоре.

Пару слов о технике

Гуашь – краска с густой консистенцией, насыщенными яркими оттенками. Она состоит из красящих пигментов и водно-клеевых компонентов, обеспечивающих быстрое высыхание и приятную работу с материалом. Добавив на палитру несколько капель краски, например, красного и синего цвета, вы легко смешаете их без добавления воды.

К слову, гуашь быстро растворяется. Учтите этот момент, если собираетесь изменить оттенок материала, используя прозрачную жидкость.

Еще одна деталь, которую важно учесть, – наличие в составе краски белил. При высыхании цвет краски может слегка измениться, став светлее на два-три тона.

Приобрести такую краску можно в пластиковых или металлических тюбиках, миниатюрных баночках из стекла. Для работы с материалом используется емкость с водой, палитра, кисть и фланелевая губка для удаления лишних мазков с полотна.

Обзор материалов для рисования

Говорят, что гуашью можно рисовать на чем угодно: на елочных игрушках и оконном стекле, картоне, фанере, холсте и любых других поверхностях. Главное, чтобы вам было комфортно наносить краску на выбранное покрытие, а сам процесс доставлял удовольствие.

Но не рассчитывайте сразу на прекрасный результат, поскольку при взаимодействии с различными материалами гуашь «ведет» себя по-разному.

Например, классный рисунок, созданный этой краской на стекле, через пару недель из художественного произведения превратится в сгустки сухого материала. Это происходит из-за испарения вяжущих компонентов под воздействием ультрафиолетовых лучей. Еще через неделю рисунок начнет покрываться трещинами, а затем рассыпаться на мелкие кусочки.

Что касается деревянных покрытий – фанеры, дверей шкафов и столешниц, то лучше трижды подумать, прежде чем писать натюрморт или пейзаж на их поверхности. Удалить краску с покрытия будет проблематично, поскольку пигмент проникнет в структуру дерева. Вернуть мебельному гарнитуру или доске из фанеры прежний вид будет достаточно сложно. Скорее всего, на них останутся царапины и разводы.

Лучшей альтернативой бумаге для рисования гуашью считается картон. Он плотный, имеет шероховатую структуру. По его поверхности кисть с гуашью скользит очень легко.

Опытные художники рекомендуют начинающим живописцам использовать картон в качестве основы для тренировок. Попробуйте рисовать вначале на этой плотной бумаге, чтобы привыкнуть к специфике гуаши – ее консистенции, особенностям нанесения. Только потом приступайте к написанию портретов, пейзажей, натюрмортов на специальном полотне.

Бумага для рисования: основные характеристики

Если вы уже освоили технику нанесения гуаши, приступайте к написанию картин на специальной основе – ватмане. Такая бумага для рисования гуашью имеет следующие характеристики:

    шероховатая поверхность: это главное условие, чтобы краска лучше «сцепилась» с основой, не растекалась во время нанесения и не осыпалась после высыхания. От полотен с идеально гладкой поверхностью лучше сразу отказаться, поскольку итог разочарует: мало того, что краска ляжет неровно, так она еще может «сбиться» в сгустки;

    толщина не менее двух миллиметров: используя плотную бумагу для рисования гуашью, вы будете уверены в том, что пигмент не пропечатается на обратной стороне, сохранит форму и первоначальный оттенок;

    плотная текстура: это важный показатель, от которого зависит равномерность нанесения краски и качество вашего рисунка – четкость линий и насыщенность оттенков.

Требований к бумаге для рисования гуашью не так много, но все они предельно важные.

Проверка качества бумаги

Опытные художники могут определить качество полотна для рисования визуально, а вот начинающим мастерам рекомендуется не только внимательно рассматривать полотно, но и провести небольшую проверку:

    Проведите по бумаге ластиком. Если вы заметили, что после того, как вы провели карандашом, а затем стерли линию ластиком, на ее поверхности появились ворсинки, значит, качество основы – низкое. В процессе работы верхний слой покрытия сотрется, а на рисунке появятся прорехи. Бумага высокого качества достаточно плотная, и на ее поверхности не появляются повреждения даже после стирания набросков при помощи ластика.

    Намочите бумагу для рисования гуашью: если на покрытии появились разводы, перед вами – товар низкого качества. При нанесении краски, смешанной с водой, линии будут растекаться. Получится рисунок с нечеткими и размытыми контурами.

    Рассмотрите цвет полотна: лучше всего подойдет голубоватый оттенок. Он дольше сохраняет первоначальный цвет пигмента. Также он устойчив к воздействию влаги и прямым ультрафиолетовым лучам.

    Нанесите краску и смойте ее: чтобы идентифицировать качественный образец, сделайте мазок краской, а затем смойте ее, используя влажную губку. Если на поверхности не осталось разводов, пятен и других следов, то это основа высокого качества.

Проверять качество бумаги для рисования стоит заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов в процессе работы.

Виды бумаги для рисования гуашью

Мастера, которые давно рисуют гуашью, выбирают торшон. Это плотная и рельефная основа, сохраняющая цвет пигмента в течение длительного времени. Равномерно нанести краску на торшон совсем не сложно.

Для работы также можно использовать стандартный ватман, проверив его плотность, текстуру и оттенок.

Помните, что бумага для рисования гуашью не должна быстро впитывать краску и пропускать ее в нижние слои, иначе пигмент быстро изменит оттенок.

Покупка бумаги

Пока вы не научились определять качество полотна «на глаз», рекомендуем покупать бумагу в специализированных магазинах, поскольку там вы сможете лучше рассмотреть оттенок, оценить плотность и текстуру. Если же вы будете делать заказ в интернете, то покупайте продукцию только от проверенных брендов: да, она дорогая, но с ней удобно работать, она сохранит максимальное качество вашего рисунка на много лет.

Выбирайте бумагу для рисования без суеты и спешки, ведь от этого зависит результат кропотливого труда.

Поможем с выбором бумаги для гуаши Просто оставьте заявку на консультацию

В настоящее время на рынке представлено большое количество разных видов бумаги. Далеко не каждый из них подходит для работы художника. Поэтому правильно сделанный выбор во многом определяет качество рисунка и является основой творчества.

Выбирать следует исходя из того, каким инструментом для рисования будет пользоваться художник для его творческих замыслов.

Особенности

Выбирая бумагу для рисования, следует учитывать некоторые особенности. Рассмотрим подробнее.

  • Очень важной особенностью является плотность листов. Она определяется весом 1 листа площадью 1 м². Невысокая плотность не позволяет работать с ластиком или пользоваться акварелью , так как листы тонкие и рыхлые, легко рвутся при стирании и деформируются при намокании. На бумагу с хорошей плотностью такие внешние воздействия практически не повлияют.
  • Фактура или зернистость листа определяется его гладкостью. Текстура может быть ярко выражена или же отсутствовать. При высокой степени зернистости работа получится объемной и живой.

Гладкая текстура отлично подходит для технических зарисовок, где необходимым является четкость и точность линий.

  • Такая особенность, как работа с ластиком также очень важна. Ведь встречаются виды, на которых след от карандаша удалить практически невозможно. При этом она может порваться или помяться. Чаще всего работать с ластиком трудно на листах с невысокой плотностью.
  • Белизна бумаги для рисования в некоторых случаях может иметь очень большое значение. К примеру, если в дальнейшем вам будет необходимо отсканировать свою работу, то лучше, если листы будут идеальной белизны. Так полученный сканированный документ будет четким и броским.

Виды

В магазинах представлен огромный выбор различных видов бумажной продукции для самых разнообразных целей.

  • Офисная бумага . Белоснежные листы с невысокой плотностью и гладкой фактурой. Под воздействием ластика они мнутся и рвутся.
  • Для рисования акварелью. Листы отличаются хорошей плотностью и крупнозернистой фактурой. Цвет, как правило, белый или яичный. Ее можно приобрести как в альбомах , так и листы по отдельности. В профессиональную бумажную продукцию этого вида добавляют хлопок для лучшего впитывания пигментов и воздуха.

  • Пастельная бумага . Этот вид имеет широкую цветовую гамму, включающую нейтральные и яркие тона. Поверхность отличается мягкостью и приятная на ощупь. В продаже встречается в альбомах, склейках или наборах.
  • Мелованная бумага . Встречается редко. Имеет глянцевую поверхность, на которой удобно выполнять графические работы. Подходит для чернил или туши.

  • Для черчения . Отличается более высокой плотностью по сравнению с обычными офисными наборами, а также характеризуется гладкой ровной поверхностью. Подходит для чертежей и рисования карандашами и масляной пастелью .
  • Крафтовая оберточная бумага . Темно-желтый или коричневый упаковочный крафт, как называется она по-другому, подходит для таких инструментов, как карандаш, уголь или пастель.

  • Тисненая бумага . Белые или слаботонированные листы, на которых могут присутствовать различные узоры. С помощью них в процессе рисования можно получить очень интересную работу. Подходит для пастели и угля.
  • Рисовая бумага . Используется чаще всего для китайской живописи. Очень тонкие листы, часто скрученные в рулон. С одной стороны гладкая, с другой – шероховатая. Требует бережного отношения в процессе рисования.
  • Бумага ручной выработки . Все листы делают вручную. Производится из растительного сырья, от которого зависит ее качество.

Форматы

Наиболее популярными являются форматы А2, А3, А4 и бумага в рулонах. Если стандартные форматы имеют фиксированную длину и ширину листов, то выбирая рулонную продукцию, вы сможете сами отмерять необходимый вам размер листа, что очень удобно.

Цвета

Цветовая гамма у каждого вида бумажной продукции может быть различной. Есть виды, которые встречаются только в одном цвете. Например, крафтовая оберточная бумага бывает только коричневой или темно-желтой. А есть виды с широкой цветовой гаммой. Например, вы можете приобрести цветную пастельную бумагу. Она бывает как светлых нейтральных тонов (голубая, розовая, бледно-желтая), так и довольно ярких (синий, красный, черный и другие различные цвета).

Раньше художникам приходилось самостоятельно тонировать бумагу для рисования. Сейчас же в магазинах встречается большой выбор тонированных листов различных тонов и оттенком.

Как выбрать?

Выбирать бумагу для рисования следует с учетом того, какие инструменты вы будете использовать. От этого будет зависеть, насколько плотная бумага вам нужна. Если вы чаще всего рисуете в одной технике, то гораздо удобнее и дешевле выходит покупать папки не менее 40 л. Профессиональная бумага должна быть высокого качества. Часто на упаковке можно увидеть знаки отличия, указывающие на это.

  • Для гуаши. Рисовать гуашью лучше на листах с высокой плотностью. Их поверхность должна быть шероховатой, тогда гуашь будет иметь хорошее сцепление и ляжет ровнее. С гладкого листа гуашь может осыпаться после высыхания. Отличными вариантами будут чертежная бумага и картон.
  • Для масляных красок. Традиционно для масляных красок художники используют холст или доску. Но гораздо удобнее для создания быстрых эскизов использовать специальную бумагу или плотный картон для масла. В продаже вы можете встретить листы для масляной живописи, которые по качеству и фактуре очень напоминают льняной холст.

Есть бренды, выпускающие данный продукт для масляных красок из 100% хлопка. Они подойдут и для мольберта.

Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Ввиду склонности гуашевых красок к расслоению их следует тщательно размешивать. Излишек воды делает красочный слой тонким, просвечивающим», и краска теряет плотность, при этом краска высветляется, а после высыхания красочный слой обычно пачкается и растрескивается.

Работая гуашью, не следует размывать краску и растирать ее кистью в одном и том же месте.

Нужно помнить, что гуашь при нанесении ее на бумагу не должна собираться «островками», так как, высохнув, они образуют пятно, которое последующим нанесением краски перекрыть уже невозможно. Гуашь, положенная толстым слоем, образует клеевое блестящее пятно.

Гуашь наносят на бумагу или холст тонким ровным слоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Перекрывать слой краски несколькими слоями не рекомендуется. При работе гуашью рекомендуется вначале покрывать бумагу в горизонтальном направлении, а затем поперек вертикальными мазками, тщательно сохраняя четкость очертаний рисунка.

Чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем, необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать ею краску, но краску не следует брать из банки, так как смоченная кисть будет брать краску различной густоты и при высыхании на живописи могут быть полосы. Поэтому краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках.

Кроме этого, для получения ровного по цвету поля следует пользоваться шероховатой бумагой или картоном.

Необходимые поправки в процессе работы вносят только по смачиванию или удалению краски, соскоблив ее бритвой или скальпелем.

Для работы гуашью применяют мягкие, но упругие кисти, как плоские, так и круглые; некоторые живописцы-станковисты используют эластичные круглые щетинные кисти.

Гуашь широко применяется при работе плакатными перьями и рейсфедером. Для этого ее разводят так, чтобы краска легко сходила с пера или рейсфедера.

При закрашивании больших плоскостей гуашь разводят и наносят аэрографом.

Перед работой непосредственно на ткани ее следует покрыть смачивателем № 1, предотвращающим скатывание краски в капли.

При работе над плакатом, предназначенным для улицы, в краску надо добавить 5-6 - процентный раствор столярного клея или желатина, а также алюмокалиевые квасцы, служащие дубителем для клея.

Главная трудность работы гуашью заключается в том, что крас¬ка, высыхая, резко изменяет свою светлоту, и художнику трудно следить во время работы за правильностью цветовых и тоновых соотношений.

Светлеют: окись хрома, кобальты, кадмии, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.

Темнеют и вновь высветляются: сиена натуральная, сиена жженая, краплаки, ультрамарин.

Темнеют: ганза желтая, оранжевая.

Темнеющие краски и краски высветляющиеся обычно разбеливают цинковыми или серебристыми белилами, входящими в ассортимент гуашевых красок. В разбеливании нуждаются также лессировочные и полулессировочные краски для повышения их укрывистости.

Для определения цвета высохшей гуаши можно пользоваться заранее составленными накрасками, что упростит работу начинающему живописцу; вообще же работа гуашью требует определенных навыков. Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре, не допуская охлаждения ниже нуля.

В случае, если гуашь засохла, ее можно легко восстановить. Для этого краску заливают водой или лучше однопроцентным раствором желатинового или столярного клея н растворяют в течение двух-трех суток, после чего тщательно размешивают до получения однородной массы.

Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать такие работы в трубки нельзя из-за хрупкости красочного слоя.

Кроме того, нельзя, чтобы листы живописи терлись друг о друга, поэтому нужны прокладки из папиросной бумаги.

Растрескивание или осыпание красочного слоя возможно в случае если краска нанесена очень толстым слоем.


Top