Как правильно подобрать паспарту: секреты мастеров. Цветовая гамма паспарту


Паспарту - поля между изображением и рамой (багетом), визуальное назначение которых - концентрация внимания на изображении, улучшение его восприятия,

эстетическое согласование картины (в широком смысле слова) и внешних интерьерных объектов.

Другая функция паспарту - защита изображения от соприкосновения со стеклом и рамой. С этой, а также с целью повышения декоративных свойств иногда

используют кант для паспарту . Он выполняется в виде тонкой пластиковой или деревянной планки и располагается между полем и изображением.


Важно знать!

Любое изображение, оформленное в раму и паспарту, современный человек подсознательно воспринимает как арт-объект.

Удачно подобранное обрамление способно придать статус произведения любому цветовому и линейному хаосу, наивным детским рисункам и даже пустому листу.


Из чего изготавливают паспарту?

Материал для паспарту - однотонный или цветной картон толщиной 0,5 – 3 мм. Самый распространённый картон изготавливают из целлюлозы с легнином ,

добиваясь нейтрального уровня кислотности. Однако с течением времени окисляется, отрицательно воздействуя на прилегающую бумагу.

Для более длительного хранения используют музейный картон (свыше 20 лет) и т. н. консервационный . Последний не подвержен процессам окисления

и заражения грибком, т. к. состоит только из хлопка.


Количество паспарту

Поля для изображения могут быть одинарными, двойными и даже тройными . Для получения многослойной конструкции одно паспарту

накладывается на другое с видимым зазором.

Двойные и тройные поля, особенно разнящиеся по цвету или тону, с ещё большим успехом выполняют свои функции, однако подбор паспарту

из нескольких листов - занятие непростое и требует опытного вкуса и знаний специалиста.


Выбор размера паспарту

Существует доказанное правило наилучшего восприятия изображения в зависимости от ширины обрамляющих полей:

  • для небольших изображений с большим количеством мелких деталей (например - гравюрных) - широкое паспарту до 15 см, а в некоторых случаях и более;
  • для больших и средних изображений - около 1/3 ширины узкой стороны изображения;
  • для изображений всех размеров - боковые и верхнее поле равны по ширине между собой, нижнее поле - чуть шире;
  • для вертикально направленных изображений - боковые поля имеют ширину, составляющую 1/3 от ширины узкой стороны изображения; верхнее поле - 1/5 от высоты; нижнее поле - 1/3 от высоты.


Выбор цвета



Паспарту может отличаться от цвета рамы, но может полностью совпадать с ним. Любого результата легко добиться, так как для паспарту выпускают в

ассортименте цветной однотонный и многоцветный картон. На чём остановиться, зависит от вкуса владельца, самого изображения, интерьера.

Для чёрно-белых изображений рекомендуют выбирать паспарту любого серого оттенка - от чёрного до белого.Белые поля зрительно выдвигают изображение, образуют

вокруг него «воздушное пространство». Тёмные и чёрные поля создают зрительный эффект окна, словно мы выглядываем (заглядываем) в другую реальность.

Цветные паспарту подбирают в соответствии с гаммой изображения. Ориентиром служит один из цветов картины , который при этом нельзя повторять в точности,

но выбрать более приглушённый и максимально нейтральный его тон/оттенок.

Разноцветные или чрезвычайно яркие паспарту - область эксперимента. Они бывают уместны для экспериментального же искусства,

объёмных изображений с крупными деталями или очень «пустых» картин. В таких случаях паспарту выполняет не просто эстетические функции,

но и художественные, дополняя и завершая смысл изображения, образуя его ценность для зрителя.

Паспарту не требуется

Не нужны дополнительные поля для полотен, написанных маслом. Это связано с техническими особенностями картин, традицией их оформления и нашего восприятия.

Картина без рамы, как актер без зрителей. И то и другое неполноценно. Ничто так не украшает изображение, как искусно подобранные рама и паспарту. Это добавляет ей эффектности и завершенности. Картина, как и фотография, становится самостоятельным объектом, который привлекает внимание и восхищает.

Что такое паспарту и для чего оно используется?

К вопросу об определении. Паспарту - это широкая рамка из многослойного картона, которая обрамляет рисунок, фотографию, коллаж или другое произведение искусства. В результате этого создается граница между картиной и рамой. Таким способом принято выделять портреты.

Рамка паспарту применяется для нескольких целей. Среди них можно выделить основные:

  • акцент внимания на отдельных деталях изображения, способствующий усилению воздействия на зрителя;
  • облегчение восприятия произведения за счет его отделения от остального интерьера;
  • защита предмета искусства от отрицательного воздействия окружающей среды.

К тому же паспарту нередко выступает как элемент искусства.

Почему вредна симметрия?

Большая часть готовых паспарту имеет одинаковые размеры со всех сторон. Такой ход оправдан с коммерческой точки зрения, его можно использовать для обоих направлений: книжного и альбомного. Однако такой формат паспарту не всегда уместен с точки зрения эстетики.

Объясняется этот факт особенностями зрительного восприятия человека. При рассмотрении вертикальных объектов наиболее гармоничным будет тот, у которого нижняя часть имеет больший вес. Этот факт известен и широко применяется в печати. Например, латинская буква S или цифра 8 несимметричны. Их нижние чисти слегка увеличены, но в целом они выглядят весьма гармонично.

Так же происходит и с паспарту. Если оно будет слегка увеличено в нижней части, то вся картина будет восприниматься лучше.

Стоит отметить, что симметричная рамка паспарту - это не всегда плохо. К примеру, если само изображение имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления не требуется. Другая ситуация, когда нет необходимости в несимметричном паспарту - это познавательные и научные иллюстрации.

Принципы подбора

Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет картона. Во-первых, он должен быть отличающимся от оттенка рамы. Дальше все строится на том эффекте, которого хочется добиться. Если нужно выделить изображение, то его лучше разместить на очень светлом фоне, почти белом или даже совсем белоснежном. Когда нужно добиться уменьшения рисунка, его ограничивают темным паспарту. Самым нейтральным является серый оттенок. Он практически не взаимодействует с изображением.

При выборе оттенка паспарту рекомендуется остановиться на спокойных и приглушенных тонах. Пусть он будет немного перекликаться с оттенком, который использован в самом изображении. Тогда паспарту для рисунка эффектно подчеркнет достоинства. В некоторых случаях таким способом можно приглушить или вовсе скрыть недостатки.

К тому же на паспарту могут быть нанесены орнаменты и линии. Тогда они просто обязаны составлять единое целое с предметом искусства.

Второй момент - выбор рамы. Она должна идеально сочетаться с изображением. Распространенной ошибкой считается подбор рамы под мебель и цвет стен.

Существуют моменты, когда стоит отказаться от паспарту - это картины маслом и огромный формат изображения. В первом случае их просто нет необходимости дополнительно декорировать, а во втором - размер рамы может нарушить восприятие предмета искусства. Есть еще ситуации, когда сами гравюры уже содержат элементы декора, расположенные по краям. Тогда их тоже не нужно убирать в паспарту.

Немного слов о картоне

Его толщина обычно варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Картон для паспарту может быть цветным или однотонным. Во втором случае цвет среза не отличается от его лицевой стороны. А вот первый вариант имеет другой оттенок на срезе. Бывает такое паспарту, что его поверхность имеет текстурный рисунок.

К тому же картон может быть разным по составу. У самого популярного отмечается нейтральный уровень кислотности. Он изготовлен из целлюлозы, которая содержит лигнин. Последний подвергается окислению и портит бумагу рисунка.

Лучшими свойствами обладает картон музейного качества. Он менее подвержен воздействию грибка.

На последней ступеньке стоит картон с качеством консервации. Он изготовлен из натурального хлопка и совсем не позволяет грибку развиваться.

Как определить размер паспарту?

Слишком маленькие поля не будут выполнять своей функции. Но, с другой стороны, чересчур широкое паспарту отвлечет на себя внимание от предмета искусства. В результате этого изображение просто потеряется.

Для боковых и верхнего полей существует правило: ширина паспарту должна лежать в пределах от трети до половины той стороны изображения, которая меньше. Это в большинстве случаев. Но бывают особые ситуации, когда боковые части можно сделать больше. Примером может быть несбалансированное или очень плотное изображение.

Широкое паспарту может быть применено в таких случаях:

  • изображен большой предмет практически на весь рисунок;
  • портрет или натюрморт;
  • пейзажу не хватает неба (увеличить полосу сверху) или моря (сделать низ еще больше).

Примером рамки паспарту для фотографии 10 х 15 могут быть такие размеры: по бокам 5 см, сверху 4 см, снизу 6 см.

Какие существуют варианты паспарту

С кантом. Это планка, изготовленная из дерева или пластика. Ее внешний вид может быть весьма разнообразен. От гладкой до резной, от тонированной и окрашенной до состаренной. Кант играет роль перегородки между паспарту и рисунком и является дополнительным декором.

Многослойное паспарту. Когда используется два или три варианта картона. Они имеют разные оттенки, но обязательно сочетаются с изображением. Причем внутренний слой можно сделать светлее или темнее внешнего.

Способы расположения паспарту

Первый: паспарту под рисунком. В этом случае изображение закрепляется на сплошном листе картона. Для этой цели можно использовать резиновый клей, который легко снять, причем рисунок при этом не испортится. Другой подход: взять уголки или двухсторонние стикеры.

Этот способ не подойдет, если планируется поместить фотографию под стекло. Она может намертво приклеиться и будет безвозвратно утеряна. Следует отметить, что такое паспарту для рисунка добавит жесткости детской поделке, в результате чего ее можно будет легко разместить на стене.

Второй способ: паспарту над рисунком. Это выглядит, как плотная рамка, под которую помещается готовое изделие. Здесь нужно взять два листа картона. Тот, что тоньше, пойдет на подложку, а из более толстого будет изготовлена рамка. В последнем нужно вырезать окошко по размеру рисунка, оставив припуск на 3 мм. Он пойдет на наклонный срез под углом в 45 градусов. Этот скос дает плавности переходу от изображения к паспарту. На подложку нужно закрепить картинку, а потом к ее краям двухсторонней клейкой лентой приклеить верхнюю рамку.

Последний вариант требует больше материальных затрат, но и выглядит солиднее. К тому же с его помощью можно закрыть фотографию стеклом и не беспокоиться о том, что по истечении времени ее невозможно будет достать.

Паспарту – это искусственное поле между полотном картины и рамой. Оно предназначено для улучшения восприятия изображения. Как правило, его вырезают из специального картона, который насчитывает большое количество цветов различных оттенков и фактур. Такой картон толщиной до 2мм, изготавливают из высококачественной целлюлозы.

Одно из предназначений паспарту – защита картины от контакта со стеклом. А при неблагоприятных условиях, таких как высокая влажность, воздушный зазор между картиной и стеклом, играет роль буфера, оберегая от конденсации влаги. Применяя специальное музейное паспарту (безкислотное) можно сохранить оригинальные цвета художественных произведений на долгие годы.

Размер. Размер паспарту зависит от задачи, которую ставит оформитель. Старайтесь придерживаться следующим правилам. Верхнее и боковые поля выполняют одного размера, а нижнее — немного больше, дабы избежать визуального эффекта падения картины вниз. И с более широким нижним полем паспарту произведение будет выглядеть гармоничнее. Ширину паспарту выбирайте немного больше либо немного меньше ширины багета. Широкое паспарту придает воздушность картине, узкое создает акцент на раме.

Цвет. Нужно быть аккуратным в выборе цвета паспарту, так как от него зависит восприятие самого изображения. Как правило, цвет паспарту должен быть отличен от цвета рамы, но иногда одинаковые по цвету, багет и паспарту будут весьма эффектны. Используя нейтральные тона, такие как белый или кремовый, Вы формируете светлое поле вокруг самого изображения, не внося акцентов в его цветовую гамму. Поэтому нейтральные тона применяют при оформлении большинства картин. Такие цвета подсвечивают изображение, и рама на их фоне выглядит как отдельный объект внимания. К тому же они не мешают восприятию самой картины. Кремовый цвет, или цвет слоновой кости, самый популярный цвет паспарту, встречающийся в огромном количестве различных оттенков. Зачастую в двухслойном паспарту применяется близкие оттенки кремового цвета. Белый цвет со своими оттенками наиболее хорошо сочетается с черно-белыми фотографиями и монохромной графикой. Двухслойное паспарту в белых тонах придаст им особую глубину и легкость. А яркий, насыщенный цвет паспарту растворится в изображении, и тем самым расширит его границы и свяжет воедино картину с рамой. Насыщенные цвета, обычно, применяют при оформлении современной графики, что позволяет добиться максимального эффекта в декорации. Также яркие паспарту используют для получения контраста между паспарту и картиной.

Многослойные паспарту. При декорировании современной графики и фотографий, как правило, применяют одинарные паспарту. Одинарное паспарту также хорошее решение при оформлении детской комнаты. Используя несколько слоев паспарту, возможно создать специальный цветовой эффект, при этом каждая цветная полоска может играть различные роли: сделать акцент на изображении, связать раму с картиной, придать ему шарм и особую индивидуальность. Зачастую как нижний слой используют золотой цвет, который классно сочетается с рамами золотистых тонов. Как правило, при использовании трехслойного паспарту третий слой повторяет первый.

Паспарту не применяют в оформлении картин, написанных маслом на холсте, так как они не требуют дополнительного декорирования и защиты стеклом. При очень больших размерах картины и недостатке места на стене использовать паспарту также не желательно. Некоторые гравюры или печатные картины уже имеют определенные поля, например, с названием или подписью автора, поэтому их тоже не стоит оформлять с паспарту.

Что такое паспарту?


Паспарту - это цветной картон, который при обрамлении располагают между рамой и изображением.

Задача паспарту - акцентировать внимание на художественной работе. Паспарту создает нейтральную зону между рамой и художественной работой. Цвет и фактура паспарту могут изменить восприятие работы в целом.
Паспарту также защищает работу. Во влажных условиях воздушное пространство между работой и стеклом, предохраняет изображение от внешней среды и от соприкосновения со стеклом. Это предотвращает образование плесени, деформацию работы и цветовую потерю изображения.

Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между рамой и картиной.

Паспарту дает небходимый картине «воздух» и помогает решать декоративные задачи во время художественного оформления.

Изготавливается паспарту, как правило, из листа бумаги или картона, в которых вырезается «окно». «Окна» паспарту могут быть прямоугольные, круглые, овальные или даже многоугольные. Бывает, что на одном листе вырезают несколько «окон».

Картон для паспарту.
Картон для паспарту представляет собой спресованныев 4-5 слоев листы ватмана,сверху покрытые листом цветной бумаги. Для изготовления паспарту используется целлюлоза, сваренная из древесного волокна. Различают стандартный и музейный картон для паспарту.

Размер.
Размер паспарту зависит от задачи, которую ставит оформитель. Старайтесь придерживаться следующим правилам. Верхнее и боковые поля выполняют одного размера, а нижнее - немного больше, дабы избежать визуального эффекта падения картины вниз. И с более широким нижним полем паспарту произведение будет выглядеть гармоничнее. Ширину паспарту выбирайте немного больше либо немного меньше ширины багета. Широкое паспарту придает воздушность картине, узкое создает акцент на раме.

Цвет.
Нужно быть аккуратным в выборе цвета паспарту, так как от него зависит восприятие самого изображения. Как правило, цвет паспарту должен быть отличен от цвета рамы, но иногда одинаковые по цвету, багет и паспарту будут весьма эффектны. Используя нейтральные тона, такие как белый или кремовый, Вы формируете светлое поле вокруг самого изображения, не внося акцентов в его цветовую гамму. Поэтому нейтральные тона применяют при оформлении большинства картин. Такие цвета подсвечивают изображение, и рама на их фоне выглядит как отдельный объект внимания. К тому же они не мешают восприятию самой картины. Кремовый цвет, или цвет слоновой кости, самый популярный цвет паспарту, встречающийся в огромном количестве различных оттенков. Зачастую в двухслойном паспарту применяется близкие оттенки кремового цвета. Белый цвет со своими оттенками наиболее хорошо сочетается с черно-белыми фотографиями и монохромной графикой. Двухслойное паспарту в белых тонах придаст им особую глубину и легкость. А яркий, насыщенный цвет паспарту растворится в изображении, и тем самым расширит его границы и свяжет воедино картину с рамой. Насыщенные цвета, обычно, применяют при оформлении современной графики, что позволяет добиться максимального эффекта в декорации. Также яркие паспарту используют для получения контраста между паспарту и картиной.

Многослойные паспарту.
При декорировании современной графики и фотографий, как правило, применяют одинарные паспарту. Одинарное паспарту также хорошее решение при оформлении детской комнаты. Используя несколько слоев паспарту, возможно создать специальный цветовой эффект, при этом каждая цветная полоска может играть различные роли: сделать акцент на изображении, связать раму с картиной, придать ему шарм и особую индивидуальность. Зачастую как нижний слой используют золотой цвет, который классно сочетается с рамами золотистых тонов. Как правило, при использовании трехслойного паспарту третий слой повторяет первый.
Паспарту не применяют в оформлении картин, написанных маслом на холсте, так как они не требуют дополнительного декорирования и защиты стеклом. При очень больших размерах картины и недостатке места на стене использовать паспарту также не желательно. Некоторые гравюры или печатные картины уже имеют определенные поля, например, с названием или подписью автора, поэтому их тоже не стоит оформлять с паспарту.

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее. На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.
У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», - пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.
Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.
Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.
Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.
Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме, так и цветные.

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рисунку это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.


Top