Художественная идея комедии н в гоголя ревизор. Анализ «Ревизор» Гоголь

Сочинение на тему "Ревизор" (сочинение "Ревизор" Гоголь).

«Ревизор» - одна из самых известных комедий в русской литературе. Она одинаково интересна как в прозе, так и в постановке, что делает ее лучшей в своем жанре. Николай Васильевич Гоголь долго вынашивал идею написания этой пьесы, так как решил соединить в ней сразу все негативные явления тогдашней общественной жизни, чтобы высмеять их и привлечь к ним внимание народа.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь описывает жизнь маленького городка в эпоху правления Николая І. Писатель не случайно остановил свой выбор именно на этом периоде, ведь в начале XIX века Российская империя переживала застой в культурной и политической жизни. В маленьком гоголевском городке читатель без труда узнает Россию, в которой вроде бы и есть все необходимое для хорошей жизни, но при этом все находится в упадке. Здесь, как в маленьком государстве, работает судебная система, система здравоохранения, есть учебные учреждения. Дальше автор знакомит нас с городом поближе - в суде процветает коррупция, врачи лечат пациентов кое-как, полиция никак не реагирует на беспредел. Тем не менее, администрирование и финансирование в городе осуществляется сносно, что создает иллюзию нормальной жизни. Однажды спокойное течение общественной жизни нарушает известие о скором прибытии ревизора. Николай Гоголь в своей пьесе не показывает жизнь какого-то одного героя, главным персонажем в комедии является чиновничество в целом.

Чиновники переполошились, прослышав о ревизоре, но вопреки здравому смыслу, не задумались о необходимости начать менять что-то в жизни горожан. Они бросили все свои силы на наведение внешнего лоска в городе, и даже в этом деле показали себя не с лучшей стороны. Благопристойный вид они придавали только тем местам, где непременно должен был побывать проверяющий, ни о каких реальных улучшениях не шло и речи. В образах чиновников-бюрократов, в их жизни и поступках писатель изобразил характерные для тогдашней крепостнической России явления. Среди простых горожан, как и среди чиновничества, процветают сплетни, ложь, лицемерие, низость интересов, пошлость, отсутствие каких-либо принципов и человеческого достоинства. Правящая верхушка злоупотребляет властью и пренебрежительно относится к доверчивому до глупости народу. Не удивительно, что эти люди принимают за ревизора такого же недалекого человека, который без зазрения совести пользуется сложившимся положением.

Комедию «Ревизор» смело можно назвать народной, ведь ее идейное содержание говорит о негативном отношении писателя к той бюрократической системе, которая царила в современной ему России.

Н. В. Гоголь создал эту комедию, чтобы показать читателю жизнь общества с изнанки, в этом ее идейно-художественное предназначение. Произведение было по достоинству оценено прогрессивной общественностью и вызвало возмущение среди чиновников, в результате чего подверглось преследованиям со стороны правительства.

«Ревизор» - комедия, с которой знаком каждый школьник, а также взрослый человек. По словам Гоголя, он хотел собрать в этом произведении в кучу «всё дурное», которое происходило в России в то время. Автор хотел показать, какая несправедливость царит в тех местах, в которых справедливость требуется больше всего. Поможет полностью понять тему комедии характеристика героев. «Ревизор» - комедия, которая показала истинное лицо чиновничества в начале 19 века.

Главная мысль «Ревизора». Что хотел показать автор?

Главную мысль и идею произведения поможет понять именно характеристика героев. «Ревизор» отражает чиновничество того времени и каждый герой произведения помогает понять читателю, что хотел сказать автор этой комедией.

Нужно сказать, что каждое действие, происходящее в комедии, отражает всю административно-бюрократическую систему Образ чиновников в комедии «Ревизор» чётко показывает читателям 21 века истинное лицо чиновничества того времени. Гоголь хотел показать то, что всегда тщательно скрывали от общества.

История создания «Ревизора»

Известно, что над пьесой Гоголь начал работать в 1835 году. Существует несколько версий о том, что же послужило причиной для написания «Ревизора». Однако, стоит отметить, традиционной считается версия о том, что сюжет будущей комедии был подсказан автору Александром Сергеевичем Пушкиным. Этому есть подтверждение, которое нашлось в воспоминаниях Владимира Соллогуба. Он писал, что Пушкин познакомился с Гоголем, после чего рассказал ему о случае, который произошёл в городе Устюжна: какой-то проезжий, никому не известный господин обобрал всех жителей, выдав себя за чиновника министерства.

Участие Пушкина в создании комедии

Существует ещё одна версия, также основанная на словах Соллогуба, в которой предполагается, что самого Пушкина когда-то приняли за чиновника, когда он был в Нижнем Новгороде для того, чтобы собрать материалы о Пугачёвском бунте.

Во время написания пьесы Гоголь общался с Пушкиным и сообщал ему о том, как проходит работа над «Ревизором». Стоит отметить, автор несколько раз порывался бросить работу над комедией, и именно Александр Сергеевич настоял на том, чтобы Гоголь закончил произведение.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» отражает чиновничество того времени. Стоит сказать, что история, положенная в основу произведения, раскрывает всю суть административно-бюрократической системы России начала 19 века.

Образ главных героев в комедии «Ревизор». Таблица чиновников

Для того чтобы понять главную мысль и тему произведения, необходимо разобраться с образами главных героев в комедии. Все они отображают чиновничество того времени и показывают читателю, какая несправедливость царила там, где справедливость должны была быть прежде всего.

Главные герои комедии «Ревизор». Таблица чиновников. Краткая характеристика.

Имя чиновника Краткая характеристика чиновника

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Начальник уездного города. Этот человек всегда берёт взятки и не считает, что это неправильно. Городничий уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Нужно отметить, городничий - уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Для него нет таких понятий, как «справедливость» и «честность». Он уверен, взятки - это не преступление.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому как за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг. Стоит отметить, все уголовные дела, которые он вёл, находятся не в самом лучшем состоянии: порой даже он сам не может разобраться и понять, где же правда, а где нет.

Артемий Филиппович Земляника

Артемий является попечителем богоугодных заведений. Нужно сказать, что в больницах царит только грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, из-за чего кажется, что они только что были на работе в кузнице, а повара готовят в грязных колпаках. Плюс ко всем негативным сторонам необходимо добавить, что больные постоянно курят. Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Из его слов можно сделать вывод, что Артемию Филипповичу совершенно наплевать на здоровье пациентов.

Иван Кузьмич Шпекин

Лука Лукич Хлопов

Лука Лукич является смотрителем училищ. Стоит отметить, что он очень трусливый человек.

Образ чиновников в комедии «Ревизор» показывает, какая несправедливость царила в то время. В судах, больницах и прочих учреждениях, казалось бы, должна быть справедливость и честность, но образы чиновников в произведении Гоголя чётко показывают, что в начале 19 века во всей России дела обстояли совершенно по-другому.

Главная мысль комедии «Ревизор». Тема произведения

Гоголь говорил, что в своём произведении он хотел собрать всю «дурость», которая наблюдалась в то время. Темой пьесы является высмеивание человеческих пороков: лицемерия, мошенничества, корысти и т. д. Образ чиновников в комедии «Ревизор» является отражением истинной сущности чиновников. Автор произведения хотел донести, что они были несправедливыми, нечестными и глупыми. Чиновничеству не было абсолютно никакого дела до обычных людей.

Комичность «Ревизора»

Комичность произведения состоит в том, что вместо ревизора, которого боялись все в городе, приехал обычный человек, обманувший всех чиновников.

«Ревизор» - это комедия, которая показывает истинное лицо чиновников России в начале 19 века. Автор хотел показать: они были настолько несправедливыми, жалкими и глупыми, что не смогли отличить обычного человека от настоящего ревизора.

Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

В одном из своих писем Н.В. Гоголь, комментируя пьесу "Ревизор", которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: " В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем".

Этот замысел нашел блестящее воплощение в пьесе. Писатель практически отказывается от традиций классицизма и создает социально-политическую комедию, которая представляет собой широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России тридцатых годов, где царствует, по словам В.Г.Белинского, “корпорация разных служебных воров и грабителей". Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а событие общественного значения.

В образе мелкого петербургского чиновника Хлестакова Гоголь воплотил хлестаковщину - особое порождение российского сословно-бюрократического строя. Ведь этот человек не просто выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем не является и никогда не будет. От этого изображения он имеет материальную выгоду, а значит, своеобразно превышает свои права и полномочия.

"Ревизор" отличается не только своеобразием жанра, но и оригинальностью композиции. Например, вопреки всем предписаниям и нормам, действие в комедии начинается с отвлекающих событий, с завязки. Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь на частности, вводит в суть вещей, в суть драматического конфликта, который заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичного ревизора свои служебные преступления. В знаменитой первой фразе комедии дана фабула и ее импульс - страх. "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". - сообщает городничий собравшимся у него чиновникам. Своей первой фразой Гоголь как бы очень туго закрутил пружину, которая затем начинает стремительно раскручиваться.

Основа комедийности пьесы - алогизм, излюбленный прием Гоголя-сатирика. В ней, как и во многих произведениях писателя, многое алогично и не поддается объяснению с точки зрения здравого смысла. Как бы поменялись местами городничий и Хлестаков.

Суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображении. И здесь снова проявляется гоголевский алогизм. Глупый Хлестаков сумел обмануть и так ловко провести многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников. Он потому оказался хитрее, что был простодушнее, ведь он не собирался обманывать и говорит в гостинице так правдиво и искренне, что городничий даже не сомневается: перед ним опытный ревизор, который хочет обвести его вокруг пальца. Будь Хлестаков сознательным лгуном, он оказался бы понятным, и разгадать его было бы проще. Конечно же не последнюю роль в этом сыграл и всеобщий страх, этот импульс, на котором держится конфликт в комедии. Именно страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непросвещенному. Первая реплика, пройдя определенный путь по окружности, замкнула ее в кольцо а заключительной сцене пьесы. Поэтому "Ревизор" имеет "кольцевую композицию", что отнюдь не характерно для произведений сценических.

Поражает своеобразие сатирических приемов, используемых Гоголем в комедии. Здесь можно встретить яркие говорящие фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Этот сатирический прием заимствован Гоголем у классицистов. Гоголь выступает тонким мастером речевой характеристики героев. Речь каждого персонажа представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.

Написанная более ста пятидесяти лет тому назад, комедия "Ревизор" не перестает восхищать читателей и зрителей резкой сатирой и художественным своеобразием.

Кульминация комедии «Ревизор» сложна и до сих пор остаётся предметом дискуссий исследователей. Дело в том, что в ней не так легко определить традиционные места экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Между тем понимание структуры произведения напрямую связано с проникновением в авторский замысел и его идею.

Каждое действие комедии отличается своеобразным композиционным устройством. В первом действии выделяются три композиционных элемента: завязка в сообщении городничего о ревизоре, совмещение экспозиции и развития конфликта в разговоре городничего с чиновниками и введение ситуации мнимого ревизора — приход Бобчинского и Добчинского. Следует отметить тонкую психологическую деталь в этой сцене: только не занятым на чиновничьей службе могло прийти в голову, что двадцатитрёхлетний вертлявый человечек — важный столичный чиновник. Во втором действии значение ключевой сцены — встречи городничего и Хлестакова — в том, что нелепая ошибка городских помещиков получила статус реальности, будучи подтверждённой городничим, то есть властью. Центральный сюжетный эпизод третьего действия — приём Хлестакова в доме городничего, его безудержное хвастовство и враньё, вызывающее ужас в головах чиновников. Это метко подытожено городничим: «Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда?» Ключевой композиционной особенностью четвёртого действия являются повторяющиеся сцены, то есть главный принцип устройства действия — повторение одной и той же ситуации, но в каждой следующей участвуют другие действующие лица, благодаря этому приёму в четвёртом действии представлена галерея городских типов.

Тесная взаимозависимость композиции и идеи «Ревизора» отчётливее всего обнаруживается в следующем. Сюжет комедии связывают три сообщения о ревизоре, и каждое из них получает соответствующий отклик, два первых — у чиновников, третье — у всех горожан. Когда городничий в первой фразе пьесы объявляет о ревизоре, чиновники восклицают:

Аммос Фёдорович . Как ревизор?

Артемий Филиппович . Как ревизор?

В пятом действии в разгар торжества одних героев и зависти других появляется почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова:

Почтмейстер. Удивительное дело, господа! Человек, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

На этот раз известие ошеломило всех присутствующих:

Все. Как не ревизор?

Сообщения и два симметричных восклицания («Как ревизор?» и «Как не ревизор?») образуют своего рода «сюжетную рамку». Идея Гоголя в этой части сюжета состоит в том, что человеку, сколь бы преступен он ни был, всегда предоставлены возможности исправиться. Первое сообщение о приезде ревизора означает предупреждение человеку, чтобы он опомнился и осознал свою виновность. Из дальнейших событий явствует, что чиновники не намерены менять своё поведение, напротив, они собираются обманывать ревизора, а когда по ошибке принимают за него Хлестакова, то дают ему взятки, пытаясь таким образом подкупить. Весть о катастрофической ошибке с Хлестаковым означает разоблачение чиновников, после чего они должны раскаяться. Однако чиновники уклоняются от раскаяния: сначала в сцене чтения письма они хотят услышать из него плохие слова о ком-нибудь другом, но не о себе, показывая этим готовность всегда переложить вину с себя на любого другого; затем следует монолог городничего, который громко признаёт свою вину, но не в том, что творил, а в том, что ошибся, «приняв сосульку, тряпку за важного человека».

И наконец, начался поиск и травля виноватых — Бобчинского и Добчинского. Никто из чиновников не признал вину и не покаялся, и даже Бобчинский и Добчинский попеременно адресуют ошибку друг другу:

Добчинский. Э, нет, Пётр Иванович, вы ведь первый того...

Бобчинский . А вот и нет; первые-то были вы.

И только тогда, когда ни один человек не признал себя виноватым, появляется жандарм и оглушает всех известием о прибытии настоящего ревизора. Ответом на известие становится немая сцена — возмездие, которое призвали на себя сами люди, не использовавшие возможность признать свою вину и раскаяться в ней.

Гоголь избирает в качестве эпиграфа к комедии русскую народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Автор выбрал этот эпиграф, чтобы читатель и зритель не только воспринимали сатиру в отношении других, но и присмотрелись к себе: а нет ли во мне частички этих героев и их пороков?

«Ревизор» поистине гениальное произведение Н. В. Гоголя , нет человека, который бы не слышал фразу: «К нам едет ревизор». Комедия написано легко в жанре гротеска и потому читается быстро, с удовольствием и непринужденно. Но, несмотря на всю простоту изложения пьесы, вопросы, которые поднимает автор и глубина творения не так проста, как кажется на первый взгляд.

Конечно, в основе творения лежит тема чиновников их произвол и безнравственность, но не стоит забывать, что за должностями всегда стоят люди со своими слабостями и пороками. Именно эту проблему и поднимает на всеобщее обозрение Н.В. Гоголь. Автор касается запретных тем, тех вопросов, которые как грязное белье непринято выставлять напоказ.

Действие сюжета разворачивается в провинциальном уездном городе, расположенном где-то в захолустье: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Городом N управляет городничий , который пользуется своим положением и безнаказанностью, творя произвол – расхищая казну и принимая взятки в любом эквиваленте. Что у него, что у других чиновников весьма своеобразное понимание о заботе благосостояния города и его жителей. Все воспринимается сквозь призму­ наживы, напрочь позабыв о нравственности и моральных ценностях. Так, деньги, выделенные на строительство церкви, давно украдены. Город находится в запущении, в больнице грязно, пациенты видом своим похожи на кузнецов и курят табак, в суде сторожи, разводят гусей и сушат вещи, учителя гримасничают и корчат рожи ученикам. Лекарства не приобретают, в силу суждения: «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет», потому люди в уездном городе «как мухи выздоравливают». Полицейские же вместо выполнения своих обязанностей бесчинствуют, пьянствуют и избивают горожан.­ Но при этом городничий «в вере тверд» и каждое воскресенье посещает церковь.

Весь этот привычный уклад жизни меняет весть о прибытии ревизора. Администрация города, испытывая страх перед часом расплаты, в суете и попытках скрыть свои прегрешения, по ошибке принимает за ревизора совсем другого человека – Хлестакова , который в комедии выступает в противовес чиновникам. Он совсем из другого окружения, и является человеком глупым, недалеким, хвастливым «без царя в голове». Но именно эта непосредственность и вводит в заблуждение представителей власти городка.

Чиновники же, привыкшие судить по себе, всячески пытаются угодить лже-ревизору и подсовывают ему взятки, при этом, не забывая доносить, друг на друга. Хлестаков же человек жадный очень быстро увлекается возможностью легкой наживы, и с приличной суммой покидает город, оставляя бюрократов ни с чем.

Таким образом,­ в Ревизоре собраны все возможные человеческие грехи. Неспроста Николай Васильевич заканчивает комедию немой сценой. Только посредством такого приема можно подвести финальную черту, еще раз дополнительно подчеркнуть все недостатки и особенности характера персонажей, и указать, на то, что любое зло не остается безнаказанно!


Top