Как выглядит келий в монастыре. Монашеские кельи в соловецком монастыре

Келья монаха красна не вещами. Монастыри сегодня манят любопытствующих, а на монаха смотрят как на какую-то диковинку, вызывающую недоумение: неразговорчивый, лицо суровое, длинноволосый, бородатый - "Воля Божья, чтоб росло и не надо трогать!" При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому: - Зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей? И первое слово пришедшего: - Для удаления от мира, честной отец. - Бог позвал замаливать грехи мирян. На всё воля Божья - примерно такой ответ можно услышать от монаха на вопрос о причинах, побудивших его отречься от родных и друзей, от мирской жизни. Укрыться в стенах обители. Принимая монашеский постриг скажут: - Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях: о семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычные мирские люди. Забудьте всё, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь! Но перед этим ему до пяти лет быть послушником и ещё столько же – иноком (полумонахом). Время для раздумья, как видите, предостаточно, чтобы принять правильное решение. Кандидат, естественно, проходит собеседование. А в некоторых монастырях требуется рекомендательное письмо от священника. Основания для отказа: не достиг совершеннолетия, долговые обязательства (алименты, кредиты и т.п.), отсутствие гражданства или находится в розыске (милиция регулярно осуществляет в монастырях паспортный контроль), «игра в прятки с военкоматом». Будущего монаха знакомят с Уставом монастыря и закрепляют за наставником (духовником). Готов ли навсегда, до самого последнего часа жизни своей на этой грешной земле оставаться на том пути, навсегда отказаться от такого близкого, такого теплого, такого родимого нашему сердцу мирского жития-бытия? Не пройдет ли год, другой - и, намерзшись, наголодавшись, натосковавшись, побежит с неудержимым вожделением, махнув рукой на все обеты иноческие, в объятия своих родных и приятелей? Долг каждого духовного наставника, к которому обращаются за советом молодые люди, желающие идти путем иноческим, - всячески предостерегать их от торопливости, от необдуманности, от легкомыслия в этом деле: пройти искус - дать невозвратные обеты. Разрешено будущему монаху только молиться и трудиться (выполнять послушания). "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питьё благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания,не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью" (Святой Василий Великий) Разговоры и чтение - только на православную тему. Уйти из монастыря совсем он может в любое время. Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. Рацион питания у схимника ещё более скудный. Большинство монастырей на самообеспечении: имеют скиты с садами и огородами, скотный двор (монахи не едят мяса). Отчисляют налоги и оплачивают коммунальные услуги. В среднем монахов в монастыре около 10 процентов, послушников и иноков – 30 процентов, трудники и паломники составляют примерно - 60 процентов. В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. За высокими и крепкими стенами можно было отражать атаки врагов. Рядом с новым монастырём селились люди, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. При монастырях принимали странников. Рассылались милостыни томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Часто величайшие грешники претворялись в монастыре в величайших праведников. Монашество - это странствование, скорбное и утомительное путешествие в далекую неизвестную страну, о которой мы знаем только понаслышке, это постоянное удаление от знакомого, привычного, родного. Во многих коллективах можно повстречать индивидуума, про которого за глаза скажут: он - ни от мира сего; белая ворона и т.п. Они – не такие, как все: излишне честны, откровенны, бесхитростны, восприимчивы. Режут правду-матку в глаза – и сами же от этого нередко страдают. Многих из них можно назвать «избранник Божий»! И таких в монашеской братии большинство! Английское слово PRIVACY (прайвеси) – стало юридическим термином и на русский язык переводится как – ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Более правильный перевод этого слова – МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР (закрытый для посторонних). Не для того монахи отреклись от мирской жизни, чтобы потом перед нами, мирянами, исповедоваться и давать интервью. В Горенском монастыре (Иерусалим) много лет подрабатывает мебельщиком пожилой араб, владеющий ивритом и своим родным - арабским. - Пробовала ему объяснить на английском, немецком, французском, а он – не понимает! Вы не поможете? - обратилась ко мне с московским акцентом новая монахиня. «Она владеет тремя иностранными языками!?» - подумал я. В келье монахиня разложила чертежи и эскизы, произнеся пару раз: - Стиль Hi-Tech. Ещё один шок! Во время паузы я не удержался: - Какое у Вас образование? - Художественное и филологическое. Собираюсь получить Духовное заочное. - Сестра, к вам, уверен, обращались с вопросом о причинах, побудивших принять монашеский постриг? Если повторю этот вопрос, для вас это не станет чем-то оскорбительным? - Нет, вы меня своим вопросом не оскорбите, но ведь и вы, уверена, уже спрашивали об этом других. Можно мне сначала услышать их ответы. Будьте джентльменом. После моего небольшого рассказа, она сказала: - Ничего нового вы бы от меня не услышали - моя причина полностью совпадает с одним из ваших оппонентов. В маленькой уединённой сторожке-келье жил высокий красивый монах с хорошей выправкой (у многих со временем появляется сутулость) и с густой волнистой седой шевелюрой. Говорил не на распев, как большинство от чтения молитв, а хорошо поставленным командным голосом! Никогда не считал себя мнительным, но с ним я ощущал какой-то странный холодок по телу от его взгляда и голоса - со мной такое было впервые! Единственная и нехорошая ассоциация: как будто он на меня смотрит через планку прицела! Позже от других узнал, что монах, бывший офицер, в Афганистане был обязан пытать и казнить пленных. Вернувшись к жене с дочкой, он не смог ужиться в семье, ничего не получилось с трудоустройством. Была даже попытка суицида. Так он пришёл в монастырь. Встречал в монастырях «бывших знаменитостей» Один из них в прошлом был гордостью Большого Советского Спорта! Жил со мной в келье скромный тихий, немного неряшливый невысокий старичок. Как потом выяснилось – мой ровесник. Будущий монах на молитву в храм ходил редко - возможно, уставал после послушания: пас стадо телят. Он знал историю и легенды данного монастыря и был неплохим рассказчиком. Почти каждый день к моему соседу приезжали на такси молодые парни с девчатами и устраивали пикник у источника: накрывали стол, жарили шашлыки, в роднике остужали напитки. Такси, оплаченное на весь день, ожидало у ворот. - Питерский, иди к нам! - нередко приглашали они. Не трудно заметить, что при мне менялась тема разговора, и я быстро находил повод покинуть их компанию. Однажды в келье сосед переодевался, и я случайно увидел его наколки - «звёзды на предплечьях» Слышал (но не видел), что у некоторых монахов в келье есть телефон, телевизор, компьютер, Интернет и даже – свой легковой автотранспорт. Современное монашество – тема особая. На юге молодых монахов отпускают к престарелым родителям помочь во время посевной и сбора урожая. Подселили в келью парня лет двадцати. Его атлетическую фигуру удачно подчёркивали дорогая кожаная куртка и спортивный импортный костюм. Массивную золотую цепь он носил не на виду, а скрывал. Как-то в монастырь приехал милицейский УАЗик – паспортный контроль. При виде милиции, парень дёрнулся и быстро ушёл за развалины старой колокольни. - Гости уехали - успокоил я его. - Дай сигарету. - Ты же не куришь? Или, сегодня – не грех!? Покурили-поболтали… Стал Парень усиленно читать духовную литературу, поступил в духовную семинарию, закончил, женился и стал священником. Идём с соседом в храм на вечернюю молитву, и у него позвонил мобильник. Отойдя от меня, он стал резко отдавать кому-то команды. - Не рассказывай мне больше, что ты на макаронной фабрике стоишь у конвейера - улыбнулся я. - Расколол. - А что значит допрос 3-й и 4-й степени – на какие сутки очнётся!? - Я здесь, чтобы хоть на время забыть о работе.. С иноком выяснил - мы на соседних улицах жили в Питере и учились в одной школе! Спросил он о других монастырях. Рассказываю про Александровскую Слободу (Владимирская область): о колокольне, с которой мужик на самодельных крыльях спустился, и Иван Грозный его за это на бочку с порохом посадил, про знаменитую библиотеку и, как Ивану Грозному представили 2200 послушниц-невест. Царь указал на Марфу Собакину! Утром инок мне рассказал про свой сон: сидит он на троне вместо Ивана Грозного, а вокруг него - 2200 послушниц! Приходилось ли быть очевидцем чего-то необычного, мистического? Одним словом – чуда!? Пасха. Старый вечерний Иерусалим. По улице Via Dolarosa в красивых рыцарских костюмах Крестный Ход у католиков. Звучат барабаны, трубы, волынки. По краям шествия с факелами взрослые, а в середине – дети. Люди протягивают руки в огонь факелов – а огонь не обжигает! В Свято-Успенском Гербовецком монастыре хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Каждый год по Молдове с этой иконой совершается Крестный Ход. Монастырь трижды был разорён и сожжён, но каждый раз монахи находили св. икону в пепле неповрежденной и обращенной лицом к земле (чуть видны следы пожаров на свитке). В монастырской пекарне работала молодая яркая жительница из соседнего села. Решил ей помочь – принести вёдра с водой из колодца. Нагнулся над ведром, как вдруг - цепочка с крестиком зацепилась, оборвалась и - упала в колодец! В келье рассказал только, как обронил в колодец крестик, а монах прокомментировал: - Предостережение Господне! Что-то Ему в тебе не понравилось! Пришли в монастырь два брата. Старший - врач, кандидат наук, а младший: забросил школу, связался с плохой компанией, состоял на учёте в милиции. Дали нам троим послушание: построить сарай для сена. Через несколько дней младшего, как подменили: стал скандальным, раздражительным, буйным - невозможно вместе работать! - Смирись! Ему сегодня вечером причащаться - вот что Сатана делает с человеком перед причастием! Завтра мой брат станет другим. Всё так и произошло! В подвале монастыря в Херсонской области была жестоко расстреляна монашеская братия, и вот уже много лет при покраске стен проступают тёмные силуэты убиенных монахов. Добираясь до отдалённой обители, окружённой непроходимыми болотами, я долго блуждал по лесу, накрутив лишних километров пятнадцать! К стенам монастыря подошёл далеко за полночь - Сатана тебя водил - услышал позже. Ремнём сумки через плечо и кроссовками натёр мозоли, и стал пристанищем для лесного клеща. Утром мне дали послушание: очищать от коры горбыль (была своя пилорама) и обшивать ими сарай для сена на тридцать коров. После нелёгкого, с непривычки, трудового дня вечером окунулся в воды святого источника - исчезла усталость, прошла боль от клеща, забыл о мозолях! - Здесь твой монастырь! - сказал я себе.

Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут люди – послушники, монахи. И у каждого из них есть своё небольшое жилище – келья.

Значение слова келья

Похожие по звучанию и значению слова есть во многих языках. В греческом языке есть слово κελλίον, в латинском языке – сеllа, в древнерусском – келиа. Все они обозначают примерно одно и тоже. Значение слова келья — небольшая комната, скромное жилище монаха.

Скорее всего, в русский язык это слово попало во времена крещения Руси. Поскольку Русь крестили по образцу Греческой Православной церкви, то и само слово имеет, видимо, греческое происхождение.

Монашеские кельи

Кельи располагаются в специальных зданиях – братских корпусах или общежитиях. В русских монастырях в кельях проживают один или два монаха. Комнаты имеют простенький вид. Из мебели обычно есть стол, стул или табурет и кровать. Вместо кровати может быть топчан.

Часто в монастырской келье есть небольшой индивидуальный иконостас из небольших иконок. Почти в каждой комнате находится полка для книг. Это монастырские и религиозные книги. Всё своё свободное время, коего у монаха немного, он проводит в келье. Здесь монахи проводят время в молитвах, занимаются рукоделием или чтением духовных книг.

Собственно, монашеская жизнь на протяжении веков почти не меняется. Обычно монахи заняты на послушаниях или молитвах. Послушания, говоря простым языком – это хозяйственные работы. Монастыри поддерживают свои здания и сооружения в годном состоянии собственными силами. Лишь на специальные или опасные работы привлекаются специалисты со стороны.

Иногда, особенно в стародавние времена, монастыри располагались в укромных местах, иногда в пещерах и горах. И, соответственно и кельи вырубались в скалах. Наиболее известным таким сооружением является Киево-Печерская Лавра. Конечно, сегодня в этих пещерах монахи уже не живут.

Монахи – летописцы

Когда не было в Русском государстве книгопечатания, книги писались вручную. И писали их именно монахи в своих кельях. На изготовление – написание одной книги уходили месяцы и даже годы. Писали их на отдельных листах, которые потом скреплялись и закрывались крепкой обложкой.

Книги не только писались заново, но и переписывались. Это были своеобразные типографии. С одной книги делали много её копий. Тиражи, конечно были не миллионные, как сейчас. Это всё равно были единичные экземпляры. Вручную ведь много не напишешь.

И вообще, в давние времена образование было сосредоточено в монастырях и церквях. До сих пор при монастырях существуют воскресные школы. А когда-то это был основной вид образования, доступный основной массе населения страны. Тогда это были церковно-приходские школы.

В монастырской келье узкой писались не только книги. В келье монаха – летописца записывалась история страны. Именно из таких летописей сегодня и возможно узнать, что происходило в те далёкие времена.

Самым известным монахом летописцем является Нестор. Этот монах проживал в упомянутой выше Киево-Печерской лавре. Именно благодаря его трудам появилась на свет в 1113 году “Повесть временных лет”. В ней рассказана история русского государства с 852 года по 1117 год. Впоследствии летопись много раз переписывалась и дополнялась.

Мужские и женские обители

Монастыри – это комплекс зданий и сооружений культового и хозяйственного назначения. Как правило на территории монастыря действуют несколько церквей и храмов. И поддерживают их в рабочем и безопасном состоянии – монахи. Они живут здесь же, на территории монастыря, в кельях, расположенных в отдельных, специальных зданиях.

Как люди попадают в монастыри? По-разному. У каждого человека, решившего посвятить свою жизнь служению богу, своя судьба. И у пришедших в монастырь, редко спрашивают причины, приведшие его к этому. Если только человек сам не пожелает рассказать об этом.

Калинина Л., 7 кл.

МОУ «СОШ № 34 с УИП»

г.Саратов

Учитель: Стрекалова Н.В.

«Я знал одной лишь думы власть,

.......................

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв...»

(М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Литература. 7 класс, с. 126).

Произношение

Ке́лья

Лексическое значение

Ке́лья или ке́ллия (из ср.- греч. κελλίον , множ. -ία, κέλλα , от лат. сеllа - «комната, чулан»; древнерусский кели ɪ а ) - жилище монаха , обычно отдельная комната в монастыре .

Религиозное: отдельная комната или отдельное жилище монаха, монахини в монастыре

Переносное : небольшая комната одинокого человека

Этимология

От ср.-греч. κελλίον, мн. -ία, κέλλα, от cella «комната, чулан», связ. с celare « скрывать , утаивать » (восходит к праиндоевропейскому kel - « скрывать , прятать »)

По монастырским уставам большинству русских монастырей разрешалось строительство собственной кельи каждому монаху или монахине. Вследствие этого монахи из богатых семей обладали комфортабельными, просторными кельями. В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. Очень часто в монастырских кельях встречается полка для книг, а также индивидуальный иконостас, состоящий из бумажных иконочек. Монастырская традиция предполагает, что все время, которое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей келье за молитвой, рукоделием и чтением духовных книг. Согласно уставу монастыря, в братский корпус вообще, и в келью в частности, не рекомендуется заходить посторонним людям, а лицам противоположного пола - запрещено категорически (исключение делается разве что для родственников, и то только в самых крайних случаях.

Синонимы : Затвор, келейка, комната, скит

Антонимы: Нет

Гиперонимы : Комната, помещение; жильё, жилище

Однокоренные слова:

Келейный (прил.) - перен. тайный, секретный, совершаемый узким кругом лиц. Примеры: Келейное обсуждение. Решить дело келейно (нареч.).

В дальнейшем мы это слово встретим в 8 классе при изучении драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» и в 9 классе, читая роман Пушкина «Евгений Онегин».

1. У Пушкина слово «келья» в поэме «Евгений Онегин» употребляется в переносном значении и означает тесные пчелиные соты:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

................................

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Гл. VII )

2. В драме Пушкина «Борис Годунов» часть действия происходит в келье Чудова монастыря:

Монах Пимен

Я видел здесь - вот в этой самой келье

(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,

Муж праведный. Тогда уж и меня

Сподобил бог уразуметь ничтожность

Мирских сует), здесь видел я царя,

Усталого от гневных дум и казней.

Монашеские кельи по периметру окружают центральный двор монастыря . Их окна в большинстве своем выходят на соборную площадь.
Первые кельи представляли собой рубленые из дерева избы. Начало каменного келейного строительства в монастыре относят к XVI веку. Это один из ранних случаев возведения каменных жилых келий в русских монастырях. К середине XVII столетия почти все кельи в монастыре были каменными.
В каждую келью тогда вел отдельный вход. Она состояла из двух основных помещений: теплых сеней и собственно кельи. На задний двор выходили холодные сени, где был нужник (туалет) и хранились дрова. Маленькие окна, расположенные в глубоких нишах, были слюдяными и закрывались деревянными ставнями.
В конце XVIII – начале XIX столетия в монастыре происходила перестройка келейных корпусов. Они устраивались по коридорному принципу – дверь в каждую вела из общего коридора. В кельях ломались своды, устраивались каменные потолки, растесывались «колодные» окна, закладывались кирпичом прежние дверные проемы. Тогда же сбивался декор, перестраивались кровли, некоторые корпуса надстраивались третьим этажом.
У каждого келейного корпуса свое название. К церкви святителя Филиппа примыкает Святительский корпус, к югу от Благовещенской церкви находится Благовещенский, его линию продолжает Настоятельский, далее расположен Казначейский. В северном ряду келейной застройки устроены Наместнический и Рухлядный корпуса. Восточный ряд образуют Поваренный, Квасоваренный, Просфорный и Новобратский.
В келейных корпусах кроме жилых помещений размещались и хозяйственные службы. О назначении многих корпусов говорят их названия: Просфорный, Поваренный, Квасоваренный, Прачечный. В Наместническом корпусе размещались свечная, слесарная, печатная мастерские, в Новобратском - котельная служба, в Рухлядном – некоторое время портная и сапожная мастерские.
Наличие на территории большого числа служб отличает Соловецкий монастырь от других обителей, где такие службы старались вынести за крепостную стену. Продиктовано это особым приграничным месторасположением обители, необходимостью при нападении врагов выдерживать длительную осаду. Но даже здесь все службы находились за пределами Соборной площади.

Братия возрожденного монастыря в настоящее проживает в Наместническом корпусе. В Рухлядном корпусе находятся монастырская лавка, церковно-археологический кабинет, реставрационный отдел и другие службы монастыря, в зимнее время здесь размещается паломническая служба. Просфорный, Новобратский, Благовещенский и Прачечный корпуса занимает музей-заповедник. Во всех остальных келейных корпусах проводятся реставрационные работы.


Top