Печорин и вулич отношения. 

Вулич – человек, с которым свела судьба Печорина из романа “Герой нашего времени”, когда тот служил недолгое время в казачьей станице. Это второстепенный герой, однако его образ очень яркий и запоминающийся, благодаря вере в мистику, предопределение и рок. В нашей статье представлена развёрнутая характеристика Вулича с цитатами.

Знакомство с героем

Вулич был сербом:”высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…”. Поручик был молчалив, говорил редко, выразительно и вдумчиво. Он не отличался дружелюбием, весёлым нравом или тягой к спиртному. Единственной страстью поручика была игра, азарт. Как правило, он проигрывал, но упрямство не давало мужчине покоя, желание выиграть и доказать всем, что он удачлив, заставляло играть снова и снова.

О семье и жизни Вулича ничего не известно, сослуживцы лишь упоминали, что он не любил этих тем и никогда не касался их в беседах. К женскому полу поручик был также равнодушен. Игра в карты была для него единственным и самым желанным наваждением. В его судьбе была какая-то большая тайна или трагедия, которая оставалась загадкой. Только взгляд серба-красавца выдавал его: тоска, боль или что-то неведомое читалось во взгляде. Вулич – не просто любитель риска, он отчаянный человек. Такими бывают лишь те, кто всё потерял.

Показателен случай из жизни поручика, о котором рассказывают его сослуживцы. Страсть к игре у Вулича достигала такой силы, что однажды, когда её прервало нападение врага, поручик доиграл под огнём, отдал то, что должен….и с чистой совестью, бесстрашно бросился “рубить врага”.

Пари

Печорин соглашается на пари, которое предлагает Вулич, чтобы доказать, что существует рок, судьба. Все, наблюдавшие эту сцену, в ужасе следят за тем, как поручик заряжает пистолет, случайно снятый со стены… Вулич делает ставку и направляет оружие себе в лоб. Происходит осечка, следующий выстрел в стену доказывает, что пистолет исправен. Довольный, внутренне ликующий поручик забирает выигранные деньги. Печорин замечает, что он очень удачлив. Вулич отвечает, что это впервые в жизни, понимая цену своей “счастливой игры”. Однако, ещё в начале пари, Печорин замечает “печать смерти” на лице поручика и говорит ему об этом. После пари Вулич немного раздражённо относится к напоминанию Печорина:”отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть?”… Все расходятся и отправляются спать.

Предчувствие и неизбежность

По дороге домой Вуличу встречается пьяный казак, вооружённый шашкой. Этот человек отличается буйным нравом. Поручик обращает внимание казака на себя, дебошир бросается на Вулича и убивает его. Этот момент подчёркивает то, что игры с судьбой приводят к печальному финалу. Вулич пытался “дразнить” смерть, она его за это наказала. Автор не комментирует то, что случилось, но даёт понять, что человеку не дано управлять своей судьбой. Проверять жизнь на прочность – значит не ценить тот дар, который он получил от Бога.

Вулич – поручик, герой последней главы произведения. Читатель видит его как человека необычного и довольно таинственного. Его наружность полностью соответствует характеру: рост у него довольно высокий, нос большой, кожа довольно смуглая, глаза и волосы, как смоля черные. Определяющей чертой Вулича является его улыбка – холодная и даже печальная. Все это говорит читателю о том, что это не простой человек. В какой-то мере особенный.

Этот герой очень замкнутый в себе, у него нет в жизни обычных, обыденных радостей. Его любимое занятие – игры. Вулич безумно азартный человек, который не остановится не перед чем и никем. Его поведение говорит о том, что он очень упрямый. Все его неудачи его подзадоривают. Его позиция основывается на том, что никто, кроме него, не может распоряжаться его жизнью. Смерти этот человек не боится и именно поэтому заключает сделку с главным героем, Печориным. Пистолет, которым Вулич должен был подстрелить себе висок, неожиданно дал осечку.

Возможно, Лермонтов создал такого персонажа, как Вулич, чтобы « оттенить» Печорина. Они совершенно разные молодые люди. Печорина можно охарактеризовать как бесчувственного и холодного человека, а Вулич, в свою очередь, полная противоположность. Вуличу нравится рисковать, ведь он безоговорочно верит в судьбу. Он верит в то, что человеку давно все предначертано и боятся чего-то - глупо и бессмысленно. Если суждено умереть молодым, то ты и умрешь молодым. Все считают этого молодого человека не просто рисковым, а даже отчаянным.

Вулич – это тот человек, который за плечами имеет необычное, таинственное и даже мистическое прошлое. Это страстная натура, но страсть, к сожалению, проявляется только к игре.

Подводя логическое завершение, можно сказать, что Печорин и Вулич как и совершенно разные, так и похожи. Их объединяет одна черта – любовь к азарту и игре. Вулич довольно положительный и интересный герой. Его сюжетная линия простая, но есть в ней нечто, что цепляет душу. Это тот человек, который идет до победной цели и не остановится ни перед чем, даже смертью. Он отчаянно храбрый молодой человек, для него жизнь – пустяк. Главное то, что он ощущает теперь, а не то, что будет потом.

Сочинение про Вулича

Вулич – второстепенный персонаж романа «Герой нашего времени» русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Лермонтова. Знакомство с героем происходит только в последней главе «Фаталист». Название главы дает понять, что речь будет о новом персонаже, который поможет читателю понять сюжет. Особый интерес глава вызывает из-за того, что читатель ждет разгадку романа, но получает новые вопросы.

Кем же является герой Вулич и почему Михаил Лермонтов ввел его в свой роман? С одной стороны, Вулич – это простой поручник сербского происхождения. Высокий мужчина с темными волосами и смуглой кожей, глаза у него были черные и пронзительные. Но это только внешний облик. Внутри он очень срытый человек и никогда не делился собственными переживаниями с посторонними людьми. Единственное, что его интересует – игра. Поражения в игре его абсолютно не беспокоят. Азарт и вера в судьбу пересиливают, и он не останавливается. Отличительной чертой Вулича является абсолютное отсутствие страха. Он не боится даже смерти. В споре с Печориным, когда Вулич должен был выстрелить себе в висок, он удивительным образом остался жив. Вулич – фаталист. Он верит в предопределенность судьбы, поэтому без опаски рискует жизнью. Даже его смерть – это результат постоянной игры с судьбой. Вулича убивает пьяный козак, который заключил пари. Смерть Вулича хорошо раскрывает проблемы в обществе того времени, а также слабость человеческой природы.

Исследователи утверждают, что Вулич – это двойник Печорина и именно поэтому встречается с ним только в последней главе. В образе этого героя объединяются отрицательные черты характера Печорина. Это и неискренность, и заносчивость. Сходство есть как внешнее, так и внутреннее. Оба героя верят в собственную необычность и исключительность. Печорин также испытывает страсть к азарту. В пример можно привести отрывок с похищением Бэлы или дуэль с Грушницким. Фатализм также является общей чертой героев. Печорин, в отличие от Вулича, наперед продумывает план действий (например, когда залез в дом к убийце).

В заключение, важно отметить, что образ Вулича помогает лучше раскрыть не только образ Печорина и логику его поступков, но и общество 30-х годов 19 века. Михаил Лермонтов при помощи иронии показывает пассивность общества, а также слепую веру в судьбу. И именно в главе «Фаталист» Печорин показывает лучшую сторону своего характера и пробуждает у читателя добрые чувства. Автор его поступки оправдывает обществом, эпохой, судьбой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Снегопад

    Снегопад может натворить немало бед. Заносы и аварии на дорогах, повреждение линий электропередач, крыш домов, сходы лавин, задержки авиарейсов. Хорошо, что сейчас у нас есть мощная снегоуборочная техника,

  • Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс

    Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать

  • Анализ рассказа Бунина Антоновские яблоки 11 класс

    Талантливейший писатель Иван Бунин обладал способностью описывать с точностью и в подробностях свои мысли и рассуждения. Воспоминания, которые засели в голове творца излились в рассказ «Антоновские яблоки»

  • Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

    Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом.

  • Сочинение-описание по картине Селедка Петрова-Водкина

    Передо мной картина Петрова-Водкина «Селедка». Стоит отметить, что художник часто изображал еду на своих натюрмортах. Смотря на картину, сначала может показаться, что еда довольно простая и примитивная

Описывая героя романа, важно понимать роль этого героя. Соответственно, необходимо по-казать, каким герой был до встречи с Печориным (или в самом начале встречи), каким после.

Характеристику надо начать с портрета (описания внешно-сти), который у Лермонтова всегда психологизирован, то есть помогает понять особенности личности героя.

Вот портрет Вулича, где описание внешности пе-реходит в прямую характеристику героя:

«В это время один офицер, сидевший в углу комнаты, встал и, медленно подойдя к столу, окинул всех спокойным и торже-ственным взглядом. Он был родом серб, как видно было из его имени.

Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характе-ру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлеж-ность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждав-шая на губах его, — всё это будто согласовывалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного, не способного де-литься мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.

Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял сво-их душевных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, — которых прелесть трудно постигнуть, не выдав их, — он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.

Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проиг-рывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрям-ство».

Характер героя помогают раскрыть различные ситуации. Так, однажды во время игры в карты ударили тревогу. Все офицеры вскочили, но Вулич не поднялся, пока не докинул талью. Затем нашёл в цепи «счастливого понтёра», прямо во время перестрел-ки отдал ему свой кошелёк и бумажник и затем храбро сражался, увлёк за собой солдат «и до самого конца дела прехладнокровно перестреливался с чеченцами».

Важно показать взаимодействие героя и Печорина, оп-ределив проблему, которая движет этим взаимодействием.

Так, в основе пари между Печориным и Вуличем — пробле-мы ценности человеческой жизни и веры в рок, довлеющий над человеком. Печорин играет с чужими жизнями — Вулич, заклю-чая пари, играет со своей жизнью:

«—...Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробо-вать на себе, может ли каждый человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута...»

Вулич ставит на кон свою жизнь — и сама жизнь тут же ста-вит на кон его существование. В Индии это назвали бы неотвра-тимостью кармы: подобными вещами шутить нельзя.

Но ситуации с осечкой не возникло бы, если бы Печорин не предложил Вуличу пари, от которого тот как игрок не смог отка-заться. К тому же Печорин выступил как провокатор:

«— Вы нынче умрёте! — сказал я ему. Он быстро ко мне обернулся, но отвечал медленно и спокойно:

— Может быть, да, может быть, нет...» Материал с сайта

Надо сказать, что подобное поведение Вулича возможно только при полном отсутствии смысложизненных ориентиров: ему недорога его жизнь, потому что он не видит в ней ничего, что наполняло бы его существование смыслом, придавало бы значе-ние его действиям.

В этом Вулич подобен Печорину, недаром Печорин после ги-бели Вулича рискнул взять живым запершегося в доме убийцу:

«В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».

Однако Печорин отличается от Вулича тем, что Вулич в своей обессмысленной жизни дошёл до крайней точки, а Печо-рину в тот период мир, несмотря на его декларации, был всё же интересен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • описание характера вулича
  • взаимоотношения вулича и печорина
  • герой нашего как внешность Вулича отображает его характер
  • характеристика вулича
  • в основе пари между печориным

Роль образа Вулича в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”

Система образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского замысла через образ главного героя. Однако второстепенные персонажи самоценны, имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы.
Тема судьбы, предопределения и свободы воли выступает главной в лермонтовском произведении и отражает одну из граней авторского замысла. Наиболее ярко этот вопрос стоит в повести «Фаталист». Не случайно она завершает роман и является своеобразным итогом нравственно – философских исканий героя, а с ним и автора.
Тему судьбы можно раскрыть в сопоставлении образов Вулича и Печорина. Главный персонаж «Фаталиста», как и главный герой всего романа, ощущает свою необычность, исключительность.
Страсть к игре в самом широком смысле – азартным играм, игре со смертью и игре с чувствами, упрямство, с котором поручик каждый раз начинает с надеждой выиграть, обличают в Вуличе нечто необычайно близкое, чем-то родственное Печорину, с его странной игрой с собственной жизнью. Печорин подвергает себя огромной опасности, похищая Бэлу, выслеживая контрабандистов, соглашаясь на дуэль с Грушницким, и обезвреживая пьяницу казака. В этом отношении Вулич – двойник Печорина.
Однако в «Фаталисте Печорин сражается уже не с людьми и обстоятельствами, а с самой идеей судьбы, пытаясь доказать Вуличу и себе, что «нет предопределения», что «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка». И здесь «фаталист» Вулич рассматривает в противопоставлении «скептику» Печорину, является идейным антиподом.
Таким образом, герои сходятся в своем единодушном стремлении проникнуть за пределы обыденности, постичь значение Рока и силу его власти над человеком. Но мы видим, что их отношение к судьбе, фатуму противоположено.
Кроме того, Вуличу присущи характерные для молодого поколения тридцатых годов девятнадцатого века духовная пассивность, чувство растворенности в собственной судьбе, утрата воли к жизни, «сильного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». Отсюда странная болезненная игра героя со смертью. Всю сою жизнь Вулич стремился оказаться сильнее фатума. Но вскоре из-за своих бессмысленных игр он погибает. Его убивает казак.
В описании этой страшной и нелепой смерти выражается авторская ирония над определенным героем и слабостью человеческой природы вообще, но одновременно раскрывается и трагедия целого поколения людей, особая духовная «болезнь» эпохи.
Печорин тоже кажется фаталистом, недаром он тоже решает «испытать судьбу».
Однако если Вулич, как истинный фаталист, действительно полностью вверяется року и полагается на предначертание, безо всяких приготовлений спускает курок пистолета в эпизоде у майора, то Печорин в подобных обстоятельствах действует совсем иначе. Он бросает в окно казаку – убийце, заранее продумав план действий и предусмотрев множество деталей.
Сопоставляя этих героев автор пытается решить вопрос человеческой свободы. Так, Печорин заявляет: «И если точно есть предопределение…, почему мы должны давать отчет в наших поступках?» Тем самый герой, в отличие от Вулича, выражает позицию духовно независимой личности, которая в своих мыслях и действиях опирается прежде всего на собственный разум и волю, а не сомнительные «небесные» предначертания. Одновременно с этим, отчет человека во всех своих словах и поступках в первую очередь перед самим собой увеличивает не только меру его личной свободы, но и личной ответственности – за жизнь свою, за судьбу мира.
Об этом Печорин говорил еще после дуэли с Грушницким, причисляя себя к тем, кто имеет «смелость взять на себя всю тягость ответственности», не перекладывая ее на обстоятельства. Вспомним также разговор с Вернером перед дуэлью, в котором герой замечает: «во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Итак образ Вулича служит всестороннему раскрытию характера центрального персонажа романа и, следовательно, воплощением всего авторского замысла.
Наконец, введение Вулича в систему образов романа позволяет автору наиболее полно и достоверно изобразить социально – духовные противоречия тридцатых годов: его пассивность, слепую веру в избранность человека судьбой и, одновременно, действенную позицию части этого поколения в попытке противостоять предопределенности


Top