Почти автобиографичный герой романа анна каренина. «Константин Левин и его раздумья о жизни

Л.Н. Толстого сюжетная линия судьбы (характеристика) Константина Левина представлена не так ярко как линия главной героини, но при этом, является немаловажной и достаточно интересной. Образ Левина один из самых сложных и интересных в творчестве Льва Николаевича.

Образ Левина

На сюжетной линии Левина заключены многие философские и социально-психологические проблемы произведения. В духовных исканиях героя напрямую отражаются мысли самого писателя, которые сформировались у него в эпоху 70-х годов. Даже описание его образа говорит о внешней схожести. А о созвучности его фамилии с именем Льва Николаевича и говорить не приходится.

Своей энергичностью, искренностью и способностью критически мыслить, Константин Левин схож и с другими героями Толстого – Пьером Безуховым, Андреем Болконским.

Этот молодой искатель правды поддается порыву постигнуть суть общественных отношений, познать смысл самой жизни, для того, попытать что-то изменить. Левин не находит путей решения, беспокоящих его проблем, что погружает его в тяжелые и мучительные раздумья и приводит к душевному кризису.

Необходимость исповедоваться перед венчанием с Кити приводит Левина к размышлениям о Боге. Здесь автор ставит религиозно-нравственный вопрос. Раздумья Константина приводят его к тому, что искренней веры в своей душе он находит.

Константин Левин не может оставаться равнодушный к оскудению поместного дворянства под натиском новой общественной формации. Ему сложно не замечать неустойчивость и нестабильность укоренившихся порядков. Левин проявляет озабоченность и судьбами крестьян, имеющими весьма скудную жизнь. Его стремление примирить помещиков и крестьян, оставляя за собой право на землю, путем создания рациональной системы земледелия, терпит крах. Левин недоумевает, почему крестьяне так враждебно настроены к дворянам. От своего брата Левин слышит упрек:

«Тебе хочется оригинальничать, показывать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею»

И в глубине души герой соглашается с ним.

Свадьба Левина и Китти в фильме 1967 (СССР)

Константин пытается изучить все области дворянской общественности изнутри. Его посещения мирового суда, выборов и других подобных мест, приводят его к выводам о бесполезности и суетности всего происходящего вокруг. Душевное успокоение ему способно принести только пребывание на природе, приобщение к крестьянскому труду, хозяйственные хлопоты.

Погружение в народную жизнь в романе «Анна Каренина» проходит ярким и глубоким мотивом. Об этом говорит красочная сцена сенокоса на Калиновом лугу, беседы Левина с крестьянами, его увлеченность их незатейливой и такой трудной жизнью. Левина не оставляет равнодушным полнота и цельность чувств Ивана Парменова с женой, их бесконечное счастье в единстве. Герой даже задумывается о женитьбе на крестьянке. Высказывание Фоканыча о необходимости жить «для души, по правде, по-божью» глубоко проникают в душу героя.

Невозможность решить сложные социально-нравственные вопросы, подталкивают Левина к отвлеченному нравственному самосовершенствованию. Здесь противоречивость мировосприятия не только Левина, но и самого автора, отражается в полной мере. Искания Левина не заканчиваются в конце произведения, автор оставляет перед нами образ своего героя открытым. Зависимость судьбы Левина от собственного отношения к нравственным основам бытия роднят образ героя с образом Анны Карениной.

Левин и Китти в фильме 2012 года (Великобритания)

Толстой назвал «Анну Каренину» «романом широким и свободным» , воспользовавшись термином Пушкина «свободный роман». Это ясное указание на жанровые истоки произведения.

«Широкий и свободный роман» Толстого отличен от «свободного романа» Пушкина. В «Анне Карениной» нет, например, лирических, философских или публицистических авторских отступлений. Но между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная преемственная связь, которая проявляется и в жанре, и в сюжете, и в композиции.

В романе Толстого, так же как в романе Пушкина, первостепенное значение принадлежит не фабульной за­вершенности положений, а «творческой концепции», которая определяет отбор материала и в просторной раме современного романа представляет cвободу для развития сюжетных линий. «Я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большею частью завязкой, а не развязкой интереса»,- писал Толстой .

«Широкий и свободный роман» подчиняется логике жизни; одной из его внутренних художественных целей является преодоление литературных условностей. В 1877 г. в статье «О значении современного романа» Ф. Буслаев писал о том, что современность не может удовлетвориться «несбыточными сказками, какие еще недавно выдавались за романы с загадочными завязками и похождениями невероятных героев в фантастической, небывалой обстановке». Толстой сочувственно отметил эту статью как интересный опыт осмысления путей развития реалистической литературы XIX в

Сюжетная линия Анны развертывается «в законе» (в семье) и «вне закона» (вне семьи). Сюжетная линия Левина движется от положения «в законе» (в семье) к сознанию незаконности всего общественного развития («мы вне закона»). Анна мечтала избавиться от того, что «мучительно беспокоило» ее. Она избрала путь до­бровольной жертвы. И Левин мечтал «прекратить зависимость от зла», и его мучила мысль о самоубийстве. Но то, что представлялось Анне «правдой», было для Левина «мучительной неправдой». Он не мог остановиться на том, что зло владеет обществом. Ему необходимо было найти «высшую правду», тот «несомненный смысл добра», который должен изменить жизнь и дать ей новые нравственные законы: «вместо бедности общее богатство, довольство, вместо вражды - согласие и связь интересов». Круги событий в обоих случаях имеют общий центр.

При всей обособленности содержания эти сюжеты представляют концентрические круги, имеющие общий центр. Роман Толстого - стержневое произведение, обладающее художественным единством. «В области знания существует центр, и от него бесчисленное количество радиусов,- говорил Толстой.- Вся задача в том, чтобы определить длину этих радиусов и расстояние их друг от друга». Это высказывание, если его применить к сюжету «Анны Карениной», объясняет принцип концентричности расположения больших и малых кругов событии в романе.

Толстой сделал «круг» Левина значительно более широким, чем «круг» Анны. История Левина начинается гораздо раньше, чем история Анны и заканчивается уже после гибели героини, именем которой назван роман. Книга завершается не гибелью Анны (часть седьмая), а моральными исканиями Левина и его попытками создать положительную программу обновления частной и общественной жизни (часть восьмая).

Концентричность сюжетных кругов вообще характерна для романа «Анна Каренина». Сквозь круг отношений Анны и Вронского «просвечивает» пародийный роман баронессы Шильтон и Петрицкого. История Ивана Пар-менова и его жены становится для Левина воплощением патриархального мира и счастья.

Толстой только в начале седьмой части «познакомил» двух основных героев романа - Анну и Левина. Но это знакомство, чрезвычайно важное в сюжетном отношении, не изменило фабульного течения событий. Писатель пытался вообще отбросить понятие фабулы: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а па внутренней связи».

Толстой писал не просто роман, а «роман жизни». Жанр «широкого и свободного романа» снимает ограни­чения замкнутого развития сюжета в рамках законченной фабулы. Жизнь не вмещается в схему. Сюжетные круги в романе располагаются таким образом, что внимание сосредоточивается на моральном и социальном стержне произведения.

Сюжетом «Анны Карениной» является «история души человеческой», которая вступает в роковой поединок с предрассудками и законами своей эпохи; одни не выдерживают этой борьбы и гибнут (Анна), другие «под угрозой отчаяния» приходят к сознанию «народной правды» и путей обновления общества (Левин).

2) Левин -- натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни -- жить и творить, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь. Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин -- от Левы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Толстой передал ему подробности собственной биографии - так, объяснение Левина с Кити мелком заглавными буквами слов на ломберном столе воспроизводит в точности его собственное объяснение Такое чувство, что все то, что он пережил, надо было ему для того, чтобы он нашел счастье, нашел ответы, нашел истинного Бога и веру. Потому, что каждый раз, когда герою предстояло выбирать между двумя путями, между злом и добром, он всегда выбирал тот путь, который был заложен в его душе истинным добром, истинным Богом.На самом деле, не смотря на то, что Левин никак не хотел принимать Церковь, он очень правильно понимал все основные духовные истины присущие Богу. И чем больше он размышлял и искал ответов, тем ближе он становился к вере и Богу.А для того, чтобы нам быть абсолютно уверенными в его спасении и правильности выбора, можно обратиться к тем самым двум дорогам в жизни человека. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». - Евангелие от Матфея 7:13,14.Левин нашел, и выбрал как раз тот узкий и трудный путь, который ведет ко спасению. Значит, он не застрелится, не уклонится от истиной веры, и обязательно примет в свою жизнь Церковь.У Бога есть правило - всему свое время.

« Анна Каренина » - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.Трагедия Анны, думаю, началась не тогда, когда она, замужняя женщина, бросает вызов обществу, уйдя из семьи к любимому. А тогда, когда ее, совсем еще девочку, отдали замуж за преуспевающего царского чиновника. Анна честно пыталась полюбить мужа. Когда поняла невозможность этого, старалась найти оправдание своей жизни с нелюбимым мужем в любви к сыну. Каренин, истинное лицо которого знала Анна, оскорблял ее на каждом шагу и «оставался доволен собой». «Он восемь лет душил мою жизнь, душил все, что было во мне живого», - вот как Анна говорит о своем замужестве. Это ли не трагедия?

Анна, светлый и живой человек, впервые узнала что такое любовь. Она пытается вырваться на свободу из того мира, в котором жила. Начав новую жизнь, Анна не хочет скрывать ее от окружающих. Это, конечно, шокирует общество. Вокруг Анны вырастает стена отчуждения: ее осуждают все, даже те, которые в жизни поступали во сто крат хуже. Вот с таким отторжением Анна, бросившая вызов свету, не могла смиритьсяМудрый психолог Толстой потрясающе изображает душевные муки Анны, когда у нее не стало ни друзей, ни близких, ни дела - ничего, кроме любви, которой она так дорожит и боится потерять. Но именно это, показывает писатель, человек и может потерять. Ее любовь к Вронскому была обречена с самого начала, потому что за пределами этой любви не было ничего: ни духовных запросов, ни дела, ни даже занятия какого-нибудь.

Толстой не оправдывает Анну, но и не светскому обществу с его двойной моралью судить ее. Анна захотела избежать лицемерия, но не вышло. Любовь, которая держала ее на свете, она тоже теряет. Больше жить не имело смысла. И она шагнула на рельсы... Трагедия? Да. Но еще большую трагедию Анна создала своей добровольной гибелью: Вронский будет вечно винить себя и искать смерти в бою; осиротевший Сережа никогда не узнает материнской ласки и любви; дочь Анны от Вронского вырастет, не зная ни матери, ни родного отца.

Вот за это, а не за вспыхнувшую любовь, ее можно осудить. Жизнь дарована человеку Богом, конец ее тоже в руках небесных сил. Этому закону нельзя не подчиняться. Я думаю, как бы ни была трудна жизнь, надо терпеть. Терпение будет вознаграждено.


Похожая информация.


Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина".

В романе Левину тридцать два года. Широкоплечий мужчина с бородой. На лицо он не красавец, средней наружности. Всегда ходил с нахмуренными бровями, но добрыми глазами. Бывает неприятно резок, а иногда очень милым.

Родом Константин Дмитриевич из благородной дворянской семьи, которая всегда пользовалась уважением в обществе. Отец и мать умерли рано, он никого не помнил. Хоть Левин и живет в деревне, но считается богатым. В семье самый младший из детей. У него был старший брат, старшая сестра и еще один брат по матери.

По характеру он простой, честный, благородный и добрый. Считается, что в этого персонажа Лев Николаевич Толстой вкладывал свои черты. Но Левин не видел других вариантов правды жизни, кроме своих, что осуждает сам автор. Сам по себе энергичный, но застенчивый. Очень любит работать в своей деревне. Еду также предпочитает обычную, домашнюю. Хвастливую роскошную жизнь общества считает бессмысленной, предпочитает спокойствие, комфортную простоту.

Себя Левин считает некрасивым и непривлекательным. При этом женщины ему нравятся таинственные и с загадкой. Он долгое время любил Кити Щербацкую и думал, что такая как эта девушка никогда не обратит на него внимания. После его первого предложения выйти за него замуж она ему отказала. Константин Дмитриевич очень переживал этот отказ. Пытался полностью погрузиться в работу, за работой ему некогда было скучать. Во второй раз Кити уже согласилась.

Она была намного младше его. Когда Левин окончил университет, Кити была еще очень маленькой.

Он очень любил свою жену и считал, что полностью должен отдавать себя своей жене, считал ее священной. Всегда довольствовался тем, что у него есть и имел золотое сердце. Но после этих событий у Левина начинается неприятная полоса в жизни. В этот период он начинает размышлять о Боге и понимает, что не верит в него.

Несмотря на то, что Константин простой человек, он очень образован и много читает. В конце романа он пытался найти свою цель и смысл в жизни. Читал разные философские труды ученых, но не находит никакого ответа. В итоге разочаровывается в жизни и становится несчастным.

Сочинение про Константина Левина

Огромное количество разнообразных персонажей предстает перед нами, когда мы читаем произведения художественной литературы. По-особенному своих героев выделяет Лев Николаевич Толстой в романе “Анна Каренина”. Один из самых главных и ярких образов в произведении - Константин Левин.

В начале романе Левин представляется читателям как образованный помещик, живущий в деревне и ведущий свое собственное большое хозяйство. Константин - мужчина крепкого телосложения, обладатель широкой спины, с бородой. Его лицо было мужественным и не особо привлекательным. Он по-настоящему ценит то, как он живет, жизнь в других условиях кажется ему немыслимой и попросту скучной. В своем имении он всегда мог найти себе занятие, Константин - энергичный человек. У него есть два брата: старший, Сергей, писатель, и Николай, который был частью дурного общества. Родители умирают рано, поэтому Левин был передан на воспитание в семью Щербацких, чем можно объяснить их близость с семьей Кити. Несмотря на то, что воспитан Константин был в чужой семье, он дорожит памятью своих предков, ценит свое родовое имение.

Константин трезво смотрит на жизнь и борется за нее. У него есть особая симпатия к природе: там он находит умиротворение и спокойствие, он близок к природе и подчиняется ее законам. Левин часто общался с крестьянами и пытался активно преобразовать их жизнь путем реформ, он считал крестьян важным рычагом для развития всего государства. Кроме того, образом идеальной семьи была для Константина семья крестьян: большая и дружная. Сделав предложение Кити, и получив отказ, Левин полностью уходит в себя, в свое имение, считая, что обречен на одинокую жизнь. Но попытав счастья во второй раз, он связывает свою жизнь с младшей дочерью Щербацких, которую он безмерно любил. Первые три месяца их брака состояли только из ссор, недопониманий, но обсуждение проблем и осознание их незначительности помогли им сохранить семью. Позднее у них рождается сын, к которому Левин относится с трепетом и любовью.

О Константине можно сказать как о человеке, думающим не только о себе. Он старался помочь своему брату Николаю наладить свою жизнь, поправить здоровье. Кроме того, Левин не мог найти себе места при родах Кити, он ездил к врачу, требуя немедленно поехать с ним.

Придумывая образ и характер Константина Левина, автор романа, Лев Толстой, брал себя за основу, свой внутренний мир.

Несколько интересных сочинений

  • Цыганок характеристика и образ в повести Детство Горького сочинение

    Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре

    Источником счастья для большинства людей, проживающих на нашей планете, является счастье близких людей. Такие люди, которые желают видеть улыбки на лицах окружающих, как правила добры от природы.

Левин Константин Дмитриевич — дворянин, помещик. Сильного сложения, широкоплечий, с курчавой бородой. Добрый и упрямый человек с неспокойной совестью. Нравственные и хозяйственные искания приводят его к отрицанию зла цивилизации: городской светской жизни, пореформенных буржуазных преобразований в России и к утверждению добра природы, явленного в деревенской семейной жизни, крестьянском и помещичьем совместном труде. Константин Левин — автобиографический герой. Толстой образовал его фамилию от своего имени «Лев», которое он произносил как Лёв.

В начале романа герой приезжает из деревни в Москву, чтобы просить руки младшей дочери князя Щербацкого, семью которого он знает со студенческих лет. Ее отказ становится для него тяжелым ударом, усиливающим его отдаление от света и побуждающим искать утешения в повседневных деревенских заботах помещика и неистовых хозяйственных проектах. Дорожа своим аристократическим происхождением, настаивая на необходимости для дворян созидательных трудов по приумножению своего имущества и доходов, негодуя на беспечных и проматывающих состояние аристократов, Константин Левин в романе «Анна Каренина» ощущает себя частью народа и бывает счастлив, когда имеет возможность удостовериться в этом, как, например, на покосе, где, работая, он упивается энергией коллективной деятельности и полной самоотдачей общему делу.

Левин убежден во вредности привнесенных с Запада, прежде всего из Англии, буржуазных форм хозяйствования, негативно сказывающихся на жизни крестьянина. Это относится к фабричному производству, сети банков и бирж, к новой форме коммуникаций — железной дороге. С точки зрения героя, все эти экономические установления — помехи в развитии крестьянских хозяйств, виновные в кризисе аграрной сферы производства. Помимо западных нововведений, неудовольствие и протест Константина Дмитриевича вызывают также земские учреждения: мировой суд, больницы, школы. Он не видит толку в просвещении крестьян, которое только усложняет их жизнь и мешает им работать как следует. Константин Левин в романе «Анна Каренина» полагает, что нужно полнее учитывать национальное своеобразие русского крестьянства, которое заключается в призвании заселять и обрабатывать огромные незанятые пространства с помощью традиционных и в своей традиционности ставших естественными способов хозяйствования. Приоритетом в крестьянском хозяйствовании герою видится личная, собственническая заинтересованность крестьян. Предоставляя крестьянам пай в предприятии, перераспределяя собственность, можно добиться, считает Левин, увеличения доходов и крестьян, и помещиков.

Практические инициативы Константина Дмитриевича встречают весьма умеренный интерес крестьян в Покровском, любящих своего барина, но не доверяющих ему до конца как помещику и желающих работать так, как им удобно. Константин Левин не теряет надежды перебороть их глухое нежелание улучшить хозяйство, уговаривает, добивается уступок и надеется на лучшее. Он пишет экономический трактат, в котором излагает свои взгляды, вдохновляясь мечтой о «величайшей бескровной революции», начинающейся в его замыслах локальным поместным экспериментом.

Свою позицию он проверяет и укрепляет в спорах с гостящими у него братьями Сергеем Ивановичем Кознышевым и Николаем — несносным, неизлечимо больным человеком, а также с предводителем дворянства Николаем Ивановичем Свияжским, искушенным в сложных и безрезультатных полемиках. Брат Николай уличает проекты Левина в близости коммунистическим утопиям. Кознышев и Свияжский заставляют его осознать свою недостаточную образованность. Эти обстоятельства побуждают Константина Левина отправиться за границу для учебы.

Но в момент полной захваченности его хозяйством автор возвращает своего героя на путь любви и к вопросу о семье. Константин Дмитриевич навещает в соседней деревне Ергушево, принадлежащей Облонским, Долли, приехавшую на лето с детьми. Беседа с ней о Кити бередит рану Константина Левина. Он уверяется в невосполнимой утрате, а потому намерен погрузиться в хозяйственные занятия и даже всерьез относится к мысли о женитьбе на крестьянке — мысли, которую ранее отверг. Но, случайно встретив Кити на дороге, когда она едет к сестре, вернувшись после лечения, Левин приходит, в восторг, забывает свою недавнюю программу семейного опрощения и осознает, что только с ней он может быть счастлив. Момент озарения героя изображен Толстым в соотнесении с меняющимся обликом неба: перламутровая раковина превращается в «ровный, расстилающийся по целой половине неба, ковер все умельчающихся и умельчающихся барашков».

По приезде из-за границы Константин Левин встречается с Кити у Облонских. Они понимают друг друга меньше чем с полуслова, объясняясь с помощью игры в secretaire — угадывая слова по начальным буквам. Симпатическая близость превращается в этот момент в телепатическую проницательность. Левин прощает Кити и на следующий день обручается с ней. Простив и сам желая быть прощенным, этот герой романа «Анна Каренина» показывает невесте свой дневник — свидетельство «неневинности и неверия». Его неверие ее не смущает, а «неневинность» оскорбляет и ужасает. Она находит в себе силы простить жениха, желающего стать перед нею таким образом совершенно открытым, но этого оказывается недостаточно. От опьяненного счастливого состояния Левин переходит внезапно к отчаянию и, обуреваемый сомнением в своей способности сделать Кити счастливой, предлагает расторгнуть помолвку. Ей, проникшейся сочувствием и пониманием к болезненным пределам нравственных исканий своего жениха, удается успокоить его.

Исповедь перед венчанием обостряет для Левина вопрос о вере и смысле жизни, и, счастливый, он обязуется перед самим собой позднее основательно продумать этот вопрос. Обвенчавшись, Левин и Кити уезжают в деревню. Семейная жизнь их складывается нелегко. Они медленно и трудно привыкают друг к другу, то и дело ссорясь по мелочам. Смерть брата Николая, у одра которого Левин и Кити проводят несколько дней, придает новую меру серьезности их отношениям. Вид брата наполняет душу Константина Левина гадливостью, ужасом перед непостижимой тайной конечности человека, а уход Николая повергает его в оцепенение. Только беременность жены, о которой объявляет доктор, отвлекает его внимание от сосредоточенности на «ничто», возвращает к жизни. Изображением близости жизни и смерти затронута важнейшая проблема романа — вопрос о границах бытия и небытия. Супруги возвращаются в Покровское дожидаться времени родов. Идиллическое пребывание там в окружении родственников и друзей: Щербацких, Облонских, Кознышева, Вареньки — для Левина омрачается только вспышкой ревности к жизнерадостному Васеньке Весловскому — его гостю, вздумавшему флиртовать с Кити. Левин попросту выгоняет его.

Приходит время родов, и супруги перебираются в Москву. Они стараются занять свое время, отвыкнув от столично-светской жизни. Константин Дмитриевич особенно сближается здесь со своим бывшим товарищем по университету, теперь профессором, Федором Васильевичем Катавасовым — ученым-позитивистом, с которым он часто спорит о смысле жизни. Рождение сына Дмитрия потрясает героя вновь открывшейся ему тайной гранью бытия и небытия, как и во время смерти брата. Левин неправильно понимает слово доктора «кончается» во время родов Кити. Доктор имеет ввиду окончание родов, а Левину слышится смертный приговор жене. Он огорчен тем, что к своему сыну он не испытывает любви, а только гадливость и жалость. Вопрос о вере, о поиске своего места в жизни встает перед героем в полный рост. Вернувшись в деревню с женой и сыном, Константин начинает основательно продумывать проблему.

Он разочаровывается во всех известных ему философских и богословских мировоззрениях, отчаивается и подумывает о самоубийстве, однако постепенно приходит к выводу, что искомое им знание добра является врожденным и постольку непознаваемым. Левин считает, что в мучительной бесплодности его исканий повинен разум, который из «гордости» и «плутовства» заставляет его искать ответы на неразрешимые вопросы, провоцирует уныние и отчаяние. Это заключение приводит героя к отрицанию прав разума решать вопрос о смысле жизни и к утверждению законов любви и совести, данных человеку с рождения.

Охваченного энтузиазмом Левина ненадолго отвлекают приехавшие в Покровское Катавасов и Кознышев, сочувствующие начавшемуся движению добровольцев сербской войны. Старый князь Щербацкий и Левин высказываются в споре с ними против национально-конфессиональных спекуляций. Константин Дмитриевич видит в аргументации Катавасова и Кознышева ту самую «гордость разума», которая чуть было не довела его до самоубийства, и еще раз убеждается в своей правоте.

Роман «Анна Каренина» Толстого завершается лирической сценой грозы и восторженно дидактическим монологом Левина. Герой, испытав страх за Кити и Дмитрия, захваченных короткой летней грозой врасплох, радостно начинает чувствовать долгожданную любовь к сыну, которая тотчас же находит ответ у ребенка: мальчик начинает узнавать своих. Это обстоятельство придает интонации финального монолога героя почти одическое звучание. Левин радуется своей открытости добру, любви к ближним и миру. Его слова кажутся, по замечанию В. В. Набокова, «скорее дневниковой записью самого Толстого». Так завершается «обращение» героя.

Константин Левин является одним из первостепенных героев романа «Анна Каренина». По сравнению с сюжетной линией, затрагивающей Вронского или Каренина, его жизнь кажется более спокойной, без особенно резких поворотов. Но тонко выписанные движения души Левина свидетельствуют о том, что автор наделял его своими переживаниями и считал их столь же важными, как события внешнего мира. О сходстве героя и его создателя свидетельствует и созвучие имён (Лев - Левин), и внешнее описание: «сильно сложенный широкоплечий человек с курчавою бородой», «умное, мужественное лицо».

С самых первых глав романа Толстой описывает Левина как человека неспокойного: он легко краснеет и легко сердится, насмехается над непонятным ему образом жизни. Он самолюбив и не терпит, когда его воспринимают не как Константина Левина, а как брата знаменитого Кознышева. Он до крайности застенчив и столь низко ценит себя перед девушкой, в которую влюблён, «что не могло быть и мысли о том, чтобы другие и она сама признали его достойным её».

Эти чувства, так легко завладевающие Левиным, свидетельствуют о том, что он полнокровно и страстно ощущает каждую минуту жизни. Для Константина почти нет полутонов: занимаясь хозяйством, нужно входить в каждую мелочь дела и ходить на покос; получив согласие невесты на брак, нужно наделять своей эйфорией каждого встречного; боготворя жену, нужно настолько ограждать её от всего «недостойного», что можно даже выставить вон гостя (как поступили с Васенькой Весловским).

Его натуру можно назвать незрелой, и не только из-за почти подросткового максимализма, но и из-за вечных поисков смысла жизни, «правды жизни».

Толстой создавал своего героя уже после ночи «арзамасского ужаса», которая заставила его переосмыслить всё сущее. Единственная глава романа, имеющая особое название («Смерть»), показывает нам особое отношение и Левина к уходу в мир иной. То, что «уяснялось» для его брата Николая, оставалось тайной для наблюдателя. «Ужас пред неразгаданностью и вместе близостью и неизбежностью смерти» ощущает Левин, те же чувства волной захлестнули Льва Толстого в Арзамасе. Словно не желая оставлять своего героя наедине с этими переживаниями, автор являет Левину новое чудо - ожидание ребёнка.

В этом периоде Константин вновь показан как человек больших страстей: его отношение к жене («ты такая святыня для меня»), его поведение во время родов Кити - это крайности. Но крайности, идущие от искренности, от полноты ощущения жизни. Этот сильный человек обладает столь же сильной натурой, которая увлекает его за пределы условностей и ограничений.

Для дворянина того времени эти черты не слишком свойственны: молодое поколение только начинало всерьёз задумываться о том, должно ли всё в этом мире быть устроено так, как есть. Взгляды Левина, выражаемые в его небольшом мирке (ведь шумной жизни он предпочитает своё уютное, спокойное имение), метания натуры в этих вполне комфортных условиях порой выглядят немного смешно. И это, пожалуй, единственное, в чём Толстой осуждает своего героя: он ограничен только своею жизнью, не хочет взглянуть за её пределы, задуматься о переустройстве не только хозяйства, но и общества в целом. Революционные взгляды, свойственные Льву Николаевичу, не находят отражения в образе Левина.

Особенное стремление к искренности, страстное, упорное, отличающее Константина, крайне редко встречается в мужчинах. Отдать своей возлюбленной, невинной, «как голубь», дневники с описанием интимных переживаний - поступок столь же смелый, сколь и недальновидный. Это стремление эгоистично: заботясь только о том, чтобы между ним и женой не было преград, Левин совершенно не задумывается о том, какую боль причинят Кити эти записи.

То же касается его попыток постижения жизни: в раздумьях о её смысле и назначении он приходит в тупик, и это так влияет на него, что Константин - счастливый семьянин и радушный хозяин - всерьёз задумывается о самоубийстве, вновь совершенно не беря в расчёт своих близких. А когда начинает искать исцеления в семье, в привычных домашних делах, то сразу же «заземляется», его покидают высокие устремления. Автор и рад этой перемене в жизни своего героя, и немного осуждает за неё: разменяться на уютный быт, по мнению Толстого, означало конец жизни духовной.

Крепко стоящий на земле, страстный, искренний и думающий человек, Левин, остаётся таким до последней строки о нём. И только его примирение, компромисс с «неправильно устроенной» действительностью показывают, что сам автор хотел избежать такой участи и считал её недостойной такой личности.

  • Образ Вронского в романе «Анна Каренина»
  • Символика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Top