В каком году появился чебурашка. День рождения Чебурашки: как Успенский нашел необычное имя любимого персонажа

Чебура́шка - персонаж книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и фильма Романа Качанова «Крокодил Гена», снятого по этой книге в 1969 году. Широкую известность получил после выхода этого фильма на экраны.
Внешне представляет собой существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. Известный сегодня образ Чебурашки впервые появился в мультфильме Романа Качанова «Крокодил Гена» (1969) и был создан при непосредственном участии художника-постановщика фильма Леонида Шварцмана.
После выхода фильма на английский язык первоначально переводился как «Topple», а на шведский как «Drutten».

История

Чебурашка был придуман в 1966 году писателем Эдуардом Успенским, который утверждает, что прототипом стала бракованная детская игрушка – полузаяц-полумедвежонок, получивший в семье прозвище «Чебурашка».
Согласно тексту Успенского, Чебурашкой главный герой был назван за то, что пережив неудобное путешествие в ящике с апельсинами, тот постоянно норовил «чебурахнуться», то есть упасть. Так это описано в первой книге серии: Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова. На пол. - Фу ты, Чебурашка какой! - сказал про него директор магазина, - Совсем не может сидеть на месте! Так наш зверёк и узнал, что его имя - Чебурашка…
Не похоже, чтобы Успенский понимал тогда, что обнаружил сокровище. Достаточно вспомнить, что его книжка называлась «Крокодил Гена и его друзья», то есть неизвестный науке зверь не был ее заглавным персонажем.

Не увидел особенного обаяния в зверьке и режиссер-аниматор Роман Качанов, который писал в своей книге «Мудрость вымысла» (1983): «Когда я в 1967 году прочел повесть Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”, то ни Чебурашка, ни крокодил Гена не произвели на меня большого впечатления. Мне понравился город, в котором без всяких условий жили вместе люди и звери. Вот так, запросто, моим соседом по дому мог оказаться крокодил, который работает в зоопарке».

Кажется, полюбил персонажа только художник Леонид Шварцман, наделив его всеми необходимыми для анимационной звезды внешними данными: большими ушами и круглыми глазами, принесшими некогда успех Микки-Маусу.

После первого же фильма – «Крокодил Гена» (1968) – стало понятно, кто здесь главный: вторая серия называлась уже «Чебурашка». Всего было снято четыре кукольных фильма. Они разошлись на цитаты, Гена и Чебурашка прочно вошли в детский фольклор и стали героями анекдотов.

Некоторая скромная слава имелась у этой парочки и за границей: в Швеции в 1970-х по телевидению шло детское шоу Drutten och Gena с Чебурашкой и Геной в главных ролях. Правда, шведы использовали наручные куклы и сочинили героям другую биографию.

Переворот случился в 2000-х годах, когда наша страна обнаружила, что главное в массовой кинокультуре – запоминающийся персонаж. Именно он заставляет зрителей раз за разом возвращаться к одному и тому же произведению, а значит, благодаря ему можно производить километры сериальной продукции и делать сумасшедшие деньги на лицензировании.

И тут к Чебурашке пришло настоящее признание. Выяснилось, что это один из немногих аутентичных персонажей, созданных советской культурой. К тому же в отличие от других советских героев Чебурашка не утратил обаяния при смене режима.

Чебурашка стал одновременно частью государственной идеологии и флагманом маргиналов, предметом торговли и участником светских скандалов, послом доброй воли и музой для художников разных школ. Каким-то удивительным образом Чебурашка мог оказаться одновременно талисманом российской олимпийской сборной (звучит как анекдот, учитывая легендарную неловкость персонажа, запечатлевшуюся даже в его имени), и символом антигламурных танцевальных вечеринок (в начале нулевых диджей Сводник устраивал так называемые «Чебуран-пати», на которых присутствовали представители богемы, готовые признать себя «Чебурашкой»). Появилось общественное благотворительное движение «День рождения Чебурашки», которое ежегодно в конце августа устраивает праздник для детдомовских детей. Изображения Чебурашки все чаще стали возникать на разных товарах, пресса все активнее обсуждала правовой спор между Успенским и Шварцманом, в разных городах Чебурашке создавали памятники, а молодые художники находили новую трактовку привычному и знакомому с детства образу.

Оценили Чебурашку и за границей. Его образ пришелся по вкусу японцам (считается, что из-за сходства с покемонами). В результате зверек занял свое место в музее студии «Гибли», а на японских телеэкранах появился аниме-сериал «Чебурашка – кто это?» (Cheburashka Arere?). Это довольно странное произведение состоит из двадцати шести трехминутных серий (2 минуты 10 секунд занимает сюжет, остальное время титры), в которых персонажи, точно срисованные с наших кукол, разыгрывают разные комические, а иногда и лирические сценки. В первом эпизоде Гена находит Чебурашку в ящике с апельсинами, во втором – приводит его в зоопарк (слово это в сериале пишется кириллицей), в третьей серии происходит знакомство с Шапокляк и т.д.

У Чебурашки была собственная песня - «Я был когда-то странной игрушкой деревянной», которую исполнила Клара Румянова. Но в окончательном варианте в мультфильм она не вошла. И осталась только на пластинках и в концертных исполнениях.

Несколько лет назад разгорелся скандал по поводу авторства образа Чебурашки. Дело в том, что написал про Чебурашку именно Успенский, но его внешний облик придумал художник Леонид Шварцман. «Когда мне предложили стать художником сериала про крокодила Гену и Чебурашку, - вспоминает Шварцман, - я долго мучился именно над образом главного героя. И, наконец, придумал эти кроткие глаза, умильные лапки и убрал хвост. Это было в 1968 году. После распада СССР Успенский скопировал моего Чебурашку, сделал чертеж и отнес в бюро патентов. Там его авторство сомнению не подвергли и оформили все бумаги. Мне очень обидно: ведь Эдик просто написал книгу, но придумал и нарисовал образ Чебурашки именно я».

Происхождение слова «чебурашка»

Версию про бракованную игрушку, изложенную во введении к своей книге, Э. Н. Успенский отвергает, как сочинённую специально для детей. В интервью нижегородской газете Успенский говорит:

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, <…> Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» - это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура́хнуть» образовано от слов чубуро́к, чапуро́к, чебура́х - «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения. Другое родственное слово это «чебырка» - плётка, на конце которой шарик на волосе.
Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля, связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.

Переносные значения слова «чебурашка»

  • «Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:самолёты L-410 Turbolet и Ан-72, с характерным «ушастым» расположением двигателей
  • спиннинговый груз шарообразной формы с двумя проволочными петлями
  • спортивная фигура вождения автомобиля, включающая двойную «восьмёрку»
  • электровоз ЧС2 - ассоциативное внешнее сходство с Чебурашкой благодаря массивным рамкам лобовых стёкол; в мультфильме Шапокляк герои едут на электровозе, похожем на гибрид ЧС2 и ВЛ22.
  • автомобили «Запорожец» моделей ЗАЗ-966 / 968 / 968А - из-за характерных воздухозаборников, выступающих по бокам кузова.
  • автомобиль «Москвич»-2733-фургон
  • Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», или «чебурашка натуральный», означающее искусственный мех.
  • Иногда «чебурашками» называют большие полноразмерные наушники.
  • В соционике «чебурашка» - жаргонное название человека, не отнесённого ни к одному из 16 соционических типов.
  • В планиметрии есть понятие «уши чебурашки» - это название ГМТ, из которых данный отрезок виден под данным углом.
  • Также «чебурашками» в некоторых регионах России во второй половине 80-х годов 20-го века назывались бутылки емкостью 0,33 л, в которые разливались пиво, минеральные воды и прочие напитки, а в 90-х так стали называть бутылки 0,5 л. Название бутылка получила по лимонаду «Чебурашка». В России пиво в подобные бутылки разливалось вплоть до 2006 года.
  • В среде ролевиков «чебурашкой» часто называют двусторонний боевой топор.

Эдуард Успенский умер вечером 14 августа в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. 9 августа сообщалось, что писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков, пишут «Известия». Ранее стало известно, что у писателя обнаружили злокачественное новообразование.

Писатель родился в подмосковном Егорьевске 22 декабря 1937 года. Первые стихи для детей начал печатать в «Литературной газете». Он известен как автор детских книжек, ставших настоящими хитами – «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино», «Колобок идет по следу».

По сценариям и произведениям Успенского сняты 60 мультфильмов. Произведения писателя переведены на более чем 25 языков. Также Эдуард Успенский был одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейка».

Герои и произведения писателя Эдуарда Успенского вошли в культурный код нескольких поколений россиян, заявил ТАСС директор «Центра поддержки отечественной словесности» Георгий Урушадзе. По его словам, Успенский был любимым писателем детей, родившихся в 1970-1990-х годах, и являлся «живым классиком». Его творческая жизнь была невероятно плодотворной.

Произведения Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» (1966, 1970)

«Разноцветная семейка» (1967)

«Вот так школа» (1968)

«Крокодил Гена» (1970)

«Воздушные шары» (1971)

«Вниз по волшебной реке» (1972)

«Гололед» (1973)

«Наследство Бахрама» (1973)

«Дядя Федор, пес и кот» (1974)

«Академик Иванов» (1974)

«Отпуск крокодила Гены» (1974)

«Гарантийные человечки» (1975)

«Крокодил Гена» (1975)

«Все в порядке» (1976)

«Повтори» (1976)

«Удивительное дело» (1976)

«Крокодил Гена» (1977)

«Крокодил Гена и другие сказки» (1977)

«Вниз по волшебной реке» (1979)

«Школа клоунов» (1981)

«Гололед» (1982)

«Если был бы я девчонкой» (1983)

«Каникулы в Простоквашино» (1983)

«Над нашей квартирой» (1980, 1981, 1984)

«Вера и Анфиса в поликлинике» (1985)

«Вера и Анфиса знакомятся» (1985)

«Клоун Иван Бултых» (1987)

«Колобок идет по следу» (1987)

«25 профессий Маши Филиппенко» (1988)

«Про Сидорова Вову» (1988)

«Меховой интернат» (1989)

«Мудрец»

«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)» (1990)

«Дядя Федор, пес и кот, и политика» (1991)

«Лекции профессора Чайникова» (1991)

«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных» (1992)

«Бизнес Крокодила Гены» (1992)

«Подводные береты» (1993)

«Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино» (1995)

«Зима в Простоквашино» (1997)

«Любимая девочка дяди Федора» (1997)

«Новые порядки в Простоквашино» (1997)

«Дядя Федор идет в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)

«Лжедмитрий Второй, настоящий» (1999)

«Весна в Простоквашино» (2001)

«Грибы для Чебурашки» (2001)

«Крокодил Гена – лейтенант милиции» (2001)

«Печкин против Хватайки» (2001)

«Похищение Чебурашки» (2001)

«Праздники в деревне Простоквашино» (2001)

«Неприятности в Простоквашино» (2002)

«Случай со степанидом: рассказы» (2002)

«Укус гадюки» (2002)

«Клад из деревни Простоквашино» (2004)

«Таинственный гость из космоса» (2004)

«Дни рождения в Простоквашино» (2005)

«Кислотный дождь в Простоквашино и другие веселые истории» (2005)

«Новая жизнь в Простоквашино» (2007)

«Ошибка почтальона Печкина»

«Чебурашка идет в народ»

«Иван – царский сын и Серый Волк»

«Про Веру и Анфису»

«Жаб Жабыч Сковородкин»

«Сын Жаба Жабыча»

«История с ястребом-перепелятником»

«Следствие ведут Колобки»

«Магнитный домик под Владимиром»

«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»

«Происшествия в Простоквашино, или Изобретения почтальона Печкина»

«Истории про девочку со странным именем» (2009)

«Гарантийные человечки возвращаются» (2011)

«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка» (2011)

«Привидение из Простоквашино» (2011)

Сценарии мультипликационных фильмов Эдуарда Успенского:

«Антошка» («Веселая карусель», №1, 1969)

«Крокодил Гена» (1969)

«Чебурашка» (1971)

«Разгром» («Веселая карусель, №3, 1971)

«Рыжий, рыжий, конопатый» («Веселая карусель», №3, 1971)

«Неудачник» (1972)

«Шапокляк» (1974)

«Птичий рынок» (1974)

«Картина. Ехал Ваня» (1975)

«Наследство волшебника Бахрама» (1975)

«День чудесный» (1975)

«Слоно-дило-сёнок» (1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Матроскин и Шарик» (фильм первый, 1975)

«Дядя Федор, пес и кот: Митя и Мурка» (фильм второй, 1976)

«Дядя Федор, пес и кот: Мама и папа» (фильм третий, 1976)

«Осьминожки» (1976)

«Трое из Простоквашино» (1978)

«Дядюшка Ау» (фильм первый, 1979)

«Ошибка дядюшки Ау» (фильм второй, 1979)

«Дядюшка Ау в городе» (фильм третий, 1979)

«Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков» (1979)

«Олимпийский характер» (1979)

«Каникулы в Простоквашино» (1980)

«Клякса» (1980)

«Гребля на каноэ» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Дзю-до» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Конный спорт» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная гимнастика» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Спортивная ходьба» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Хоккей на траве» (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80, 1980)

«Баба-яга против!» (фильмы первый, второй, третий, 1980)

«Пластилиновая ворона» (1981)

«Ивашка из дворца пионеров» (1981)

«Телеглаз» (заставка к циклу передач об экономии, 1982)

«Чебурашка идет в школу» (1983)

«Следствие ведут Колобки» (кукольные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1983)

«Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983)

«Зима в Простоквашино» (1984)

«Про Сидорова Вову» (1985)

«Академик Иванов» (1986)

«Про Веру и Анфису» (1986)

«Следствие ведут Колобки» (рисованные мультфильмы, фильмы первый, второй, 1986, фильмы третий, четвертый, 1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар» (1987)

«Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе» (1988)

«Загадка» («Веселая карусель», №19, 1988)

«Сегодня в нашем городе» (1989)

«Счастливый старт 1», «Счастливый старт 2», «Счастливый старт 3», «Озеро на дне моря», «Мико – сын Павловой», «Надводная часть айсберга», «Секретная океанская помойка», «Счастливый старт 4», «Подводные береты» (фильмы о дельфинах, 1989-1991)

Надо сказать, что этот простой вопрос (вернее, ответ на него) не такой уж и однозначный, как покажется на первый взгляд. Забавный герой литературных произведений, мультфильмов, по совместительству являющийся официальным символом российской сборной на олимпийских играх, стал в свое время камнем преткновения сразу нескольких судебных споров. О том, почему это произошло, и кто на самом деле придумал Чебурашку, попробуем рассказать в нашей статье.

Литературный персонаж

С одной стороны, это образ книжный. И придумал его писатель Эдуард Успенский. Желтые глаза (как у филина). Круглая большая голова (как у зайца). Хвостик пушистый и коротенький (как у маленького медвежонка). Кстати, в первых выпусках книжки о Чебурашке и Крокодиле Гене, изданной еще до появления знаменитого мультфильма в 1966, зверек выглядел по-другому. Так его образ увидели два других художника Алфеевский и Калиновский. Коротко можно сказать: совсем не похож!

Герой мультфильмов

Светлый и незабвенный образ Чебурашки из советского мультика, вышедшего в свет в 1969, создал художник-мультипликатор Леонид Шварцман (настоящее имя — Израиль Аронович Шварцман). И после этого во всех остальных мультфильмах про Чебурашку именно этот гениальный советский художник создавал персонажей. Так что право на мультипликационного зверька принадлежит именно ему.

Происхождение имени

По сказке Успенского, неизвестный зверек при транспортировке вместе с апельсинами норовил «чебурахнуться», то есть упасть, попросту говоря. Отсюда и имя — Чебурашка. В словаре Даля понятие «чебурахнуться» описывается как: «грохнуться», «растянуться», «упасть». А слово «чебурашка» означает: куколка типа ваньки-встаньки, которая, как ее ни бросай, становится на ноги.

Дележ бренда

Судебные процессы между Успенским и Шварцманом начались после распада СССР, в девяностые. Пик пришелся на 2004-2007 годы. Художник обращал внимание на то, что образ Чебурашки в первых изданиях книг значительно отличается от нарисованного затем героя мультфильмов. И разница однозначно присутствует. Поэтому разумно все же говорить о двух разных авторских персонажах: герое мультфильмов и литературном герое.

Чебурашка – персонаж, выдуманный детским писателем Эдуардом Успенским, милый мохнатый зверек с большими ушами, напоминающий то ли зайца, то ли медвежонка.


Каким бы нелепым зверьком ни был Чебурашка, его любят абсолютно все – и дети, и взрослые. Действительно, не любить милого, стеснительного и безобидного зверька с огромными и нелепыми ушами просто невозможно. Более того, Чебурашку хочется защитить и оградить от опасностей, и именно этим, участием в его нелегкой судьбе, и занимается его главный друг – Крокодил Гена.

История Чебурашки началась в 1966 году, именно тогда детский писатель Эдуард Успенский впервые придумал своего героя. Как именно писателю пришла фантазия создать столь нелепого зверя, неизвестно, но есть несколько версий. Так, по одной из них, в детстве у Успенского была старая бракованная игрушка, которую родители называли "неизвестный науке зверь, который живёт в жарких тропических лесах". По другой версии, мысли о странном зверьке пришли ему в гостях у друзей, маленькая дочка которых разгуливала по дому в огромной пушистой шубе, постоянно спотыкаясь и падая. Отец ее комментировал ее падения как "опять чебурахнулась".

Как бы ни было, намек на то, что Чебурашка – зверь тропический, все же имеется, ведь по сюжету книги и мультфильма он впервые появляется в ящике с апельсинами, прибывшими, вероятно, из далекой тропической страны.

Чебурашкой его назвали все по той же причине игры слов – зверек не мог спокойно сидеть и все время "чебурахался". Директор магазина, в который поступили апельсины, попытался пристроить странного зверя в зоопарк, однако найти ему место так и не сумели, он не подходил ни

к какому виду животных, а потому в результате несчастный Чебурашка попал на полку магазина уцененных товаров. Кстати, именно об этом поется в известной песенке "Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подходил…"

Однако в дальнейшем судьба оказалась к Чебурашке более благосклонной – он встретился с Лучшим Другом Своей Жизни – Крокодилом Геной. Надо сказать, что и Гена, который "работал в зоопарке крокодилом", был бесконечно одинок, и именно одиночество заставило его расклеивать объявления со словами "Молодой крокодил хочет завести себе друзей".

Так стеснительное мохнатое существо с огромными ушами и оказалось на пороге домика крокодила Гены со словами "Это я, Чебурашка".

В итоге Гена и Чебурашка стали большими друзьями, и именно как парочку – Гена и Чебурашка – российские дети нескольких поколений узнали и полюбили этих героев.

Неизвестно, ожидал ли бы Чебурашку настолько оглушительный успех, если бы не очень удачный экранный образ. Мультфильмы про Чебурашку и Гену создал талантливый режиссер Роман Качанов, первый мультик увидел свет в 1969 году. Художником-постановщиком выступил Леонид Шварцман.

Затем появились "Чебурашка" (1971), "Шапокляк" (1974), а позднее, уже в 1983-м - "Чебурашка идёт в школу".

Удивительно, но именно Чебурашка стал очень знаменитым героем и за пределами нашей страны. Так, особенно его полюбили в Японии, где не только показывали советские мультфильмы, но делали их ремейки, а также сняли нескол

ько собственных проектов вроде "Cheburashka Arere?".

В Швеции Чебурашку знают и зовут Drutten, (шв. "drutta" - падать, спотыкаться), и сюжеты их мультфильмов совершенно самостоятельные. А вообще, Чебурашка попал в мультфильмы многих стран – немецкие зрители знают его как Куллерьхена ("Kullerchen") или Плумпса ("Plumps"), в Финляндии Чебурашку называют Муксис ("Muksis"), а литовские дети знают его как Кулверстукаса.

В 2008 году в Москве даже открылся Музей Чебурашки, среди экспонатов которого есть и старая пишущая машинка, на которой Успенский впервые создал образ этого милого зверька. А еще Чебурашка уже несколько раз становился талисманом Олимпийской сборной страны.

Кстати, в 2005 году сам Эдуард Успенский объявил, что официальный день рождения Чебурашки – 20 августа.

Известно, что уже в 2000-х Эдуард Успенский не раз пытался отстаивать свое авторское право на образ Чебурашки, однако несколько раз проиграл. Одновременно с ним на образ Чебурашки претендовал и Леонид Шварцман – несмотря на то, что придумал его писатель, именно образ Чебурашки, нарисованный Шварцманом, так полюбился зрителям, и именно благодаря мультфильму Чебурашка стал так популярен.

Однако, каковы бы ни были тяжбы создателей, миллионы русских детей продолжают расти вместе с добрыми мультиками про Чебурашку и его друзей.

Бесконечно обаятельного, очаровательно беззащитного и доброго Чебурашку просто невозможно не любить.

Скоро вечно молодой Чебурашка отметит свой 50-й день рождения.

Напоминает Ленина, и показал, как выглядит новый герой Черри, разработанный им по заказу японцев.

Война

В первые дни войны я не погиб благодаря случаю. Человек верующий наверняка в таком стечении обстоятельств увидел бы божественное вмешательство. Но я атеист, агностик, называйте как угодно, и думаю, что это простое совпадение.

Летом 1941 года мне исполнялся 21 год, тогда это как раз был призывной возраст. Я учился в Ленинграде, в школе при Академии художеств имени Репина. В мае получил повестку. Прихожу на призывной пункт, огромная комната военкомата, полным-полно народу, всех вызывают, а меня нет. Подхожу к окошку, говорю: «Шварцмана почему не вызываете?» А мне молодой человек в штатском отвечает: «Не шуми, браток. Только между нами: похоже, мы потеряли твое дело. Когда найдем, тебя вызовут новой повесткой». Благодаря этой канцелярской ошибке я жив до сих пор. Если бы меня тогда призвали, в первые же недели войны меня бы не стало. Все близкие друзья моего возраста тогда погибли.

22 июня радиосообщение о начале войны, выступление Молотова, прозвучали совершенно неожиданно. Все знали, что с Германией у нас договор о ненападении, и тут такой удар в спину. Стало ясно, что будет плохо, но я тогда и представить не мог, что ожидало мою семью.

Я понял, что надо помогать семье с едой, пошел учеником токаря на Кировский завод, бывший Путиловский. Сразу стал получать больше хлеба, это было тогда главное.

Ленинград быстро попал в окружение. В городе оставались моя мать и сестра с мужем и маленьким ребенком. Я понял, что надо помогать семье с едой, пошел учеником токаря на Кировский завод, бывший Путиловский. Сразу стал получать больше хлеба, это было тогда главное.

Вначале умер мой четырехлетний племянник Алик: заразился в бомбоубежище менингитом и буквально за несколько дней сгорел. Потом умер муж сестры. В ноябре Кировский завод эвакуировали в Челябинск и меня вместе с ним. Там я уже работал токарем, обтачивал катки для тяжелых танков ИС - «Иосиф Сталин». Из письма брата я узнал, что умерла от голода мама.

Меня часто направляли от завода на работы за город - рыть противотанковые рвы. В начале сентября мы копали в районе Стрельны, темнело рано, и вдруг видим в лучах заката удивительно красивое свечение над Ленинградом. Вскоре выяснилось, что это немцы разбомбили Бадаевские продовольственные склады. С этого момента начался голод: сразу урезали норму по карточкам. Рабочие получали 500 граммов хлеба, служащие - 300. Потом и того меньше. Вначале умер мой четырехлетний племянник Алик: заразился в бомбоубежище менингитом и буквально за несколько дней сгорел. Потом умер муж сестры.

В ноябре Кировский завод эвакуировали в Челябинск и меня вместе с ним. Там я уже работал токарем, обтачивал катки для тяжелых танков ИС - «Иосиф Сталин». Из письма брата я узнал, что умерла от голода мама. А я тогда работал по 14-16 часов в холодном цехе, где металл буквально примерзал к рукам. Голодный, естественно. Не знаю, надолго ли меня хватило бы. Но весной в администрации завода выяснили, что я художник, и мне поручили вести работу по наглядной агитации: делать плакаты, лозунги, портреты вождей. Например, к годовщине убийства Кирова, к 1 декабря, я изготовил огромный его портрет, пять метров на три, его повесили над проходной. Этот перевод на работу художника меня, по сути, спас: пайки какие-то стали выдавать, прикрепили к другой столовой.

В 1945-м, весной, когда стало ясно, что войне скоро конец, я написал в Ленинградскую академию художеств, но ответа не получил. Еще отправил письмо во ВГИК, у них тогда только вернулся из эвакуации художественный факультет. Вот война окончилась: победа! И я получаю письмо из Москвы: «Приезжайте к нам сдавать приемные экзамены». С завода уйти было очень сложно, но мне повезло. Заместитель парторга, курировавшая мою работу, подписала мое заявление. Я получил в отделе кадров паспорт и поехал в Москву, поступать.

Погибли все родственники, остававшиеся в городе, все друзья детства. Я никого не смог найти.

Позже мне довелось побывать в Минске, где прошло мое детство. Район, в котором я жил, - Раковская улица, Немига, - при фашистах был превращен в гетто. Погибли все родственники, остававшиеся в городе, все друзья детства. Я никого не смог найти.

«Союзмультфильм»

Экзамены во ВГИК я сдал и стал студентом первого курса. Жил за городом, в общежитии в Мамонтовке: на электричке зайцем до платформы «Северянин», там впихивался на автобус до ВДНХ - и на занятия, во ВГИК. И все это бегом-бегом, все с увиливанием от контролеров, денег-то не было.

«Союзмультфильм» был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!

В «Снежной королеве» Шварцман создал образы всех персонажей, кроме разбойников.

Начав работать, перебрался в Москву. Снимал даже не комнаты, а углы: в районе переулков недалеко от Сретенки, на улице Кирова, теперь это Мясницкая. Так я жил до 1951 года, когда женился на любимой своей Татьяне и переехал к ней в коммуналку на углу улицы Герцена и Садового кольца, в двухэтажный дом, сохранившийся с наполеоновских времен. Там мы прожили одиннадцать лет, пока не получили кооперативную квартиру, и это были очень, очень сложные условия. Достаточно сказать, что на 25 человек была одна уборная, в которой любил выпивать наш сосед Ваня, огромного роста грузчик. Дверь он не открывал, пока не выпивал свои пол-литра, и это была трагедия для всей квартиры. Другой сосед наш, однорукий Жора, любил, выпив, поколотить жену. Она, извините, в комбинашке регулярно врывалась к нам, а мы с женой должны были ее спасать.

Разумеется, мы с Таней и днем и ночью пропадали на «Союзмультфильме», он был нашим домом родным, огромной семьей в пятьсот человек. Атмосфера дружбы, братства всех нас объединяла. Современным людям, даже творческих профессий, это мало знакомо. Там у нас были и влюбленности, и женитьбы, и карнавалы, и похороны. Какие там были люди!

В кафе стоял автомат редкой модели, куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Мужчины, прежде всего, конечно, именно они, в начале дня шли «метнуть диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.

Студия «Союзмультфильм» находится недалеко от метро «Новослободская». Там рядом был небольшой стадиончик и стеклянный павильон кафе, где стоял такой автомат редкой модели , куда можно было бросить купленный на кассе жетон, и он наливал тебе стаканчик вина. Это называлось «метнуть диск». Наши мужчины, прежде всего, конечно, именно они, начинали свой день с похода к автомату. «Метали диск», а уже потом, разогревшись, тепленькие, садились за работу.

Когда я окончил ВГИК в 51 году, меня и Винокурова, с которым мы вместе учились, Лев Константинович Атаманов пригласил к себе художниками-постановщиками. Для меня эти первые десять лет были самыми счастливыми годами работы на «Союзмультфильме». Удивительная была пора. Сколько мы просидели, занимаясь подборкой материалов для эскизов, в Ленинской публичной библиотеке, в театральной библиотеке, куда я потом передал много своих раскадровок. Мы делали мультфильмы, одновременно работали на «Диафильме». Ездили по всей стране на фестивали, путешествовали. Когда снимали «Снежную королеву», в Копенгаген, конечно, податься не могли. Но мы нашли всю нужную натуру в Риге, Таллине и Тарту и прекрасно проводили там время.

Чебурашка

В 1966 году Качанов пригласил меня к себе, и так я попал в кукольную мультипликацию. Первая наша работа, «Потерялась внучка», вышла очень симпатичная. После этого была «Варежка», я считаю - лучший фильм, который мы создали вместе.

Изготовленные в мастерских «Союзмультфильма» копии кукол героев Шварцмана на полке в его кабинете.

А потом пошло-поехало, начался «Крокодил Гена и его друзья». Удивительная история связана с тем, как эта книга Успенского вообще попала на «Союзмультфильм». Мой режиссер, Роман Качанов, хотел заручиться поддержкой зятя Хрущева, Алексея Аджубея. И попросил его написать нам сценарий. Аджубей тогда работал главным редактором «Комсомольской правды», бывал во многих странах, в Африку часто ездил, и в 1969-м написал нам сценарий, «Соперники», по-моему, не очень удачный. О футболистах-африканцах и каких-то чудищах.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала они были наверху, потом постепенно стали сползать и увеличиваться.

Мы начали делать этот фильм, Аджубей стал заходить на студию, а Качанов - к Аджубею, у которого было двое маленьких сыновей. И как-то в гостях Качанов увидел, что они увлеченно читают книжку. Это был «Крокодил Гена и его друзья» Успенского. На следующий день он купил в магазине такую же книжку, принес ее на «Союзмультфильм» и сказал: «Все, делаем по ней фильм».

Крокодил у меня получился довольно быстро. В сценарии было написано: «Крокодил работал в зоопарке крокодилом. И когда кончался рабочий день и звонил звонок, он надевал свой пиджак, шляпу, брал трубку и уходил домой». Этого было достаточно, чтобы у меня сложился образ джентльмена с бабочкой и белой манишкой.

С Шапокляк тоже все вышло просто. Шапокляк - это, как известно, название складного цилиндра. Это XIX век, и отсюда пошло все остальное: черное строгое платье, жабо, белые кружевные манжеты, туфельки-лодочки на каблучках. Поскольку она - шкодливая такая бабка, я сделал ей длинный нос, розовенькие щечки и выдающийся подбородок. А седые волосы и пучок позаимствовал у тещи, у Таниной мамы.

Именно Леонид Шварцман придумал, как будут выглядеть крокодил Гена, Шапокляк и Чебурашка. Куклы для мультфильма были выполнены в 1968 году по его эскизам. На фотографии: работа над фильмом «Речка крокодила Гены», февраль 1974 года.

Владимир Родионов / РИА Новости

Пять месяцев - подготовительный период на фильм, и половину всего этого времени я провозился с Чебурашкой. Глаза ему сразу сделал детские, удивленные, человеческие. Хоть и большие, но не «как у филина». У Успенского же в «предисловии, которое не обязательно читать», сказано: «Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя». Все. О больших ушах ни слова.

Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью.

Накамура попросил меня нарисовать главного персонажа. Это любимая игрушка героини, тоже «неизвестный науке зверь», который может становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этого персонажа, его будут звать Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.

Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Японцы полюбили Чебурашку, они называют его Чеби. Вы, наверное, знаете, вышло несколько новых серий по их сценариям, но с нашими персонажами. Их делал режиссер Макото Накамура, он приезжал в Москву и бывал у меня в гостях. Теперь он делает новую работу, и попросил меня нарисовать для него главного персонажа. Это любимая игрушка героини, маленькой девочки. Как и Чебурашка, «неизвестный науке зверь», и к тому же умеет становиться то большим, то маленьким. Я нарисовал этот персонаж, его назвали Черри. Японцы сделали куклу, все уже отсняли, двадцатиминутный фильм закончен, сейчас озвучивают. Когда доделают, привезут, мне покажут.

Попугай и Ильич

Был период, когда я одновременно работал и на рисованной, и на кукольной анимации. В 1976-м режиссер Уфимцев пригласил меня художником-постановщиком на сериал «38 попугаев». И в это же время меня снова пригласил Атаманов, мы стали снимать «Котенка по имени Гав». И оба сериала - по сценариям Григория Остера.

Тогда я все время делал наброски: и в метро, и в трамвае, и во дворе, и на бульваре. Очень любил рисовать маленьких детишек и животных. Всю жизнь ходил в зоопарк, рисовал с натуры - это было необходимо для создания персонажей. Но змей я терпеть не могу. И тем не менее, когда я начал создавать героев для «38 попугаев», пришлось постоянно рисовать удава с натуры. Этот персонаж никак не получался, вначале он был очень малоприятным. И только когда я вытянул ему морду, нарисовал нос, веснушки и сделал бровки домиком, он у меня зажил, стал мечтателем, философом.

Норштейн сказал: «Хвост мешает, надо убрать». Убрали, и сразу попугай стал шустрым, начал в кадре энергично ходить, у него появились ораторские жесты. Мы стали думать, кто же это такой? Вначале решили, что это директор наш, Боярский. А потом поняли, нет, бери выше - Ильич! И мы стали таким его делать и снимать, со всеми ленинскими повадками.

1968 года. И до этого Ламис Бредис сделал мультфильм про «план Маршалла», где Маршалл изображался как удав, а европейские страны - как кролики. Его тоже «закрыли». Других таких случаев не припомню.

Спасало то, что всерьез нас не воспринимали. В министерстве трепали по плечу и говорили: «Идите, играйте в свои куколки». Цензура у нас была только внутренняя. Отсюда и качество. Наши мультфильмы смотрели и любили не только по всему Советскому Союзу. Еще во времена железного занавеса Папа Римский Пий XII говорил, что воспитывать детей надо на советских мультфильмах, потому что они несут добро и учат только хорошему.


Top