Почему звездные войны так популярны. Рейтинг всех частей «Звездных войн» — от худшего фильма к лучшему

Скажем безотлагательно и категорично: "Последние джедаи" - это тот фильм, о котором вы будете долго ругаться с друзьями. Это самый экспериментальный эпизод, не похожий, вопреки ожиданиям, ни на какой другой. Режиссер Райан Джонсон, который ранее снимал артхаус и которого почему-то наняла студия Disney делать главный блокбастер года, наплевал на всякий канон, оскорбил все чувства верующих в джедаев, потоптался на полувековых традициях.

О "Звездных войнах" давно говорят как о своеобразной религии, которой следуют фанатичные поклонники франшизы. Логично предположить, что оригинальная трилогия - это для них Ветхий Завет, три приквела - Новый, а диснеевские фильмы - это уже, соответственно, Новейший.

Так вот, староверы, вне всяких сомнений, новую главу священной франшизы будут отрицать и уйдут в подполье, чтобы там пересматривать старое, доброе, наивное кино Джорджа Лукаса о пареньке со сверхспособностями, который почти в одиночку спас целую Галактику от инфернального тирана.

Новый фильм вообще не такой. Это странное кино, иногда - почти гениальное, иногда - мертвецки скучное, словно его доснимали маркетологи. Оно будто поделено пополам, как Сила - на темную и светлую стороны.

Начнем со светлой. Еще с прошлой части все ожидали появления Люка Скайуокера, который засветился в самом конце, где новая главгероиня Рей протягивает ему световой меч, и даже не успел сказать ни единого слова. Что ж, как выяснилось, так же молчаливо он и отреагировал на предложение помочь силам добра: он берет оружие, кидает его наземь и уходит прочь.

Вся сюжетная линия, которая разворачивается на каменистом острове, в деревне джедаев, - это и есть символический выброшенный световой меч, попранный устаревший канон, который уже невозможно переснимать снова и снова. После "Пробуждения Силы", насквозь ностальгического фильма, сюжетно воспроизводившего те самые первые "Звездные войны" Джорджа Лукаса, Райан Джонсон затеял подрыв устоев.

Более того, в фильме есть одна сцена (уж не будем описывать ее подробно из-за всеобщей спойлерофобии), где все традиции серии буквально взлетают на воздух, уничтожаются навсегда. Такое рвение к новациям в самой консервативной франшизе на свете не может не импонировать.

"YouTube/Звездные войны"

Вообще, исторически "Звездные войны" многое заимствовали у очень консервативного, почти фольклорного самурайского кино. Даже слово "джедай", как всем известно, происходит от японского "дзидайгэки", названия костюмно-исторического национального жанра кинематографа.

Для подобных фильмов характерна сюжетная линия с обучением героя самурайству всеми этими злыми учителями с усами, которые бьют нерадивых учеников палкой. Наверное, лучше всего западному зрителю это знакомо по сценам с усатым сенсеем в фильме "Убить Билла - 2" Тарантино.

Так вот, линия с обучением нового главного джедая серии, девушки Рей с загадочным прошлым, оказалась неожиданно… эротичной. Скажем, сидит падаванка на камне, медитирует, ищет в себе Силу. Скайуокер стоит над ней и спрашивает, чувствует ли она что-то внутри. Дэйзи Ридли почти томно отвечает волнующим шепотом, что, мол, да, есть что-то внутри такое.

"Последние джедаи" могли быть посвящены исключительно последним джедаям, а зритель мог бы стать свидетелем падения великого движения добра. Такая патетика хорошо бы прозвучала, будь на ней сфокусировано действие, но, к сожалению, нас постоянно чем-то отвлекают

К этому можно добавить лишь, что Рей, как сирота, ищет в Люке нового отца, и тогда ситуация становится по-фрейдистски напряженной.

Дальше - больше. Рей начинает устраивать с Кайло Реном, своим заклятым врагом, новым Дартом Вейдером, своеобразные спиритические скайп-сеансы, и на их протяжении ведет с ним не менее двусмысленные диалоги, в которых ненависть, кажется, вот-вот превратится в телесную любовь. Разумеется, менеджеры Disney еще не так либерально настроены, чтобы это допустить, но как изысканно выглядит данная попытка Райана Джонсона.

Не менее впечатляет и сам Адам Драйвер, исполнитель роли антагониста, возможно, лучший актер из всех, кто за долгую историю франшизы в ней снимался. Когда он впервые появился в "Пробуждении Силы", то удивленные зрители смеялись в той сцене, где новый Дарт Вейдер снимал маску, а под ней обнаруживался лопоухий нескладный юноша, весь в смущении.

Двойственность его персонажа, сомневающегося, мятущегося злодея, Драйверу дали раскрыть только в этом фильме. Он играет героически, просто лопается от эмоций, за секунду успевает менять, кажется, даже свою внешность, чтобы продемонстрировать и застарелую детскую обиду на наставника, и мечты о несбыточном светлом будущем, и внезапно вспыхнувшую любовь к той, которая никогда не ответит взаимностью.

Но эта эстетская сюжетная линия постоянно прерывается вставками будто из другого фильма. Дело в том, что, помимо Рей, в пуле главных героев есть еще авантюрист-пилот По Дамерон и штурмовик-дезертир Финн. Разумеется, необходимо было как-то на них сфокусироваться.

В результате герои весь фильм просто улетают на одной и той же скорости от вражеского корабля, несчастный Финн ищет в шикарном казино Бенисио Дель Торо, который играет заикающегося взломщика замков, а По Дамерон в это время просто ходит по палубе и деланно переживает половину фильма.

"Последние джедаи" могли быть посвящены исключительно последним джедаям, а зритель мог бы стать свидетелем падения великого движения добра. Такая патетика хорошо бы прозвучала, будь на ней сфокусировано действие, но, к сожалению, нас постоянно чем-то отвлекают.

Впрочем, скорее всего, проблема у большинства зрителей возникнет как раз с техническими особенностями фильма. В тех самых вставных сценах звучат вызывающе плохо написанные высокопарные диалоги. Происходят даже для "Звездных войн" необъяснимые физические чудеса (например, у космического истребителя обнаруживается бомболюк, из которого в невесомость высыпаются снаряды).

Еще есть специально добавленный в сюжет персонаж, азиатка-интроверт, которая вслух проговаривает очень левацкие выводы в духе "все зло от богачей", которые, конечно, очень смешно слышать в фильме производства самой коммерциализованной на свете компании Disney.

Наконец, что особенно раздражает, в фильм вставили аж три разных вида новых умильных существ, созданных исключительно для того, чтобы стать позже материалом для фанатских гифок. Все они одинаково мокроглазые и ненужные.

Наверное, неправильно дробить "Последних джедаев" на части, все же он задуман как цельное произведение, которое должно и потрясти жаждущих перемен, и удовлетворить конформистов, ждущих от картины только того, чтобы корабли красиво летали под бессмертную музыку Джона Уильямса.

Но с другой стороны, одной из ключевых тем как этого эпизода, так и всех остальных, была надежда. Доброе Сопротивление не проиграет окончательно злой Империи, пока хоть у кого-то осталась вера в победу.

Так, наверное, стоит относиться и к самой франшизе: еще есть надежда на то, что устоявшийся порядок переломится и режиссеру дадут высказаться без самоограничений в рамках столь зарегламентированного произведения, как "Звездные войны". Райану Джонсону это отчасти удалось, а значит, живет еще надежда, теперь уже обновленная, на то, что такое полностью самобытное, неожиданное, авторское кино когда-нибудь выйдет. Но пока что не в этот четверг.

Егор Беликов

Большинство из нас знакомы с таким фантастическим блокбастером, как «Звездные войны». Кто снял его, также известно. Этим выдающимся режиссером стал Где происходит действие этой культовой эпической саги, тоже не секрет. В ней говорится о фантастической вселенной и ее жителях. Но вот уже который год не утихают споры, касающиеся принципа выхода серий. Совершенно непонятно, почему сначала появились фильмы 4, 5, 6 и лишь спустя время 1, 2, 3? С чем это связано?

Короткая биографическая справка о создателе «Звездных войн»

Джордж Уолтон Лукас-младший родился на одной из небольших ферм в Калифорнии 14 мая в 1944 году. Учился в местной школе, а старшие классы оканчивал в Дауни. В то время он был очень увлечен драг-рейсингом и мечтал о невероятной карьере автогонщика.

Однако неожиданная автомобильная авария полностью все изменила. Сразу после длительного восстановления молодой человек поступил в Южно-Калифорнийский университет, где ему и предстояло получать образование в области режиссуры.

Именно там и учился Лукас, позднее создавший фантастическую сагу «Звездные войны». Кто снял, написал сценарий к звездному сиквелу, в данном случае понять нетрудно. Все это сделал один человек - Джордж Лукас. О том, как это у него получилось, расскажем далее.

Краткая предыстория

Идея снять необычный фантастический фильм о жизни и приключениях в космосе возникла у молодого кинорежиссера Джорджа Лукаса еще во времена его студенчества. И хотя изначально это была лишь некая мифическая затея, несколькими годами позже она стала приобретать форму и очертания. Как утверждает сам Лукас, к созданию «звездного детища» его побудила картина друга Акиры Куросавы «Скрытая крепость».

С этого момента Джордж стал активно работать над написанием сценария. В итоге получилось небольшое произведение на двенадцати листах, имеющее сложное название «История Мэйса Уинду, преподобного Джедай-бенду, родственника Исиби Си-Джи Тейпа, ученика великого джедая».

Позднее формат названия изменился. Вот только сценарий, по словам самого режиссера, был еще не готов. Но даже с этими зарисовками Лукасу все же удалось найти киностудию, согласившуюся на экранизацию его творения. Начались съемки, один за другим стали выходить новые серии саги «Звездные войны». Почему снимали с 4 эпизода, сказать трудно. По словам очевидцев, всему виной было несовершенство сценария, в который вносились изменения по мере съемок.

Премьера первого фильма

По рассказам Джорджа, предварительный показ киноленты «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» произошел в узком кругу знакомых, коллег и друзей. Вот только они не восприняли ее серьезно.

«Все, кроме Спилберга, в унисон твердили, что ничего более нелепого раньше не смотрели», - делится своими впечатлениями режиссер и создатель киноэпопеи «Звездные войны». Почему снимали с 4 эпизода? Кто придумал странных и непохожих ни на кого персонажей? Подобные вопросы со всех сторон посыпались на автора. Однако, по его мнению, это было лишь начало.

Герои киносаги проснулись знаменитыми

Намного больше внимания привлекла публичная премьера картины, состоявшаяся 25 мая 1977 года в Китайском театре. Сразу после нее в стране вспыхнула настоящая «звездная лихорадка»: люди выкрикивали фразы из фильма и надевали костюмы, напоминающие внешность главных персонажей.

По приблизительным данным, кассовые сборы первого фильма составили около 775 000 000 долларов США. Затем появилась атрибутика с изображением героев: чашки, ручки, футболки, комиксы.

На этот раз практически никого не интересовало, почему «Звездные войны» начали снимать не с первой, а сразу с четвертой части. Поклонники старались приобрести любую мелочь с фото любимого персонажа. А некоторые из них даже устроили настоящую охоту за актерами.

Они поджидали их после съемок, преследовали в магазинах, разбивали импровизированные палаточные городки недалеко от их домов. Одним словом, вопреки слухам и словам недоброжелателей, дело Лукаса пошло.

Какова последовательность выхода эпизодов фильма?

Поклонники саги требовали продолжения киношедевра «Звездные войны» (кто снял, вы уже знаете - Джордж Лукас). И им не пришлось долго ждать. Создатель приключений Люка Скайуокера выпустил сначала пятый эпизод под названием «Империя наносит ответный удар» в 1980 году, а затем шестой - «Возвращение джедая», в 1983 году.

В период между 1999 и 2005 гг. Лукас выпустил новую трилогию. Это был первый эпизод, который назывался «Скрытая угроза» (1999 г.), второй - «Атака клонов» (вышел в 2002 году), и третий эпизод, носивший название «Месть ситхов» (был снят в 2005 году).

Вот интересно, почему «Звездные войны» сняты не по порядку? И в какой последовательности лучше смотреть их тем людям, которые ранее не видели ни одного из эпизодов?

Начиная с 2015 года стартует новая трилогия-сиквел «Звездных войн». Так, в 2015 году выходит кинолента «Пробуждение силы». В 2017-м планируется премьера восьмого, а в 2019 году - девятого эпизода.

В конце 2016 также планируется выпустить новый эпизод из трилогии-спин-офф под названием «Изгой». В 2018 году выйдет кинолента, рассказывающая о жизни Хана Соло, а в 2020-м - о Бобе Фета.

Почему сначала сняли 4 эпизод «Звездных войн», а потом 1, 2, 3?

Одной из причин считается желание режиссера как можно быстрее снять последние части киноэпопеи.

По словам самого Джорджа Лукаса, ему просто очень хотелось выпустить киноленту, где речь идет о летающей «Звезде смерти», а она, как известно, появилась только в четвертой части. Вот почему «Звездные войны» сняты не по порядку.

По другой версии, как такового цельного сценария не было. Он в буквальном смысле «дописывался на коленке». Делали это совершенно разные люди. Один раз Лукасу пришлось в срочном порядке перехватывать инициативу, так как сценарист эпизода «Империя наносит ответный удар» скоропостижно скончалась.

Как снимали «Звездные войны», эпизод 4?

Отдельного внимания заслуживает сам съемочный процесс. По рассказам очевидцев, работа над картиной была связана с колоссальными финансовыми трудностями. В частности, кинокомпания XX Century Fox, которая согласилась на экранизацию картины Лукаса, в то время находилась на грани банкротства.

Для оплаты по счетам пришлось даже заложить кинопленку. А самому Джорджу пришлось отказаться от своего гонорара и согласиться лишь на процент от продажи сопутствующих товаров с символикой «Звездных войн».

Неожиданно для всей съемочной группы актер, игравший Люка Скайуокера, попал в крупную автомобильную аварию. У него было разбито все лицо, а нос в буквальном смысле пришлось собирать по кусочкам. Из-за этого в некоторых кадрах эпизода был задействован профессиональный дублер.

В целом все эпизоды получились интересными и зрелищными, хотя и снимались непоследовательно. Поэтому смотреть их можно по мере выхода или с первого эпизода. Теперь вы знаете все о саге «Звездные войны»: кто снял ее, написал сценарий, как снимался первый фильм киноэпопеи.

Можно ли найти сегодня человека, который бы никогда не слышал или не видел ничего из вселенной «Звездных войн»? В чем секрет популярности знаменитой франшизы? Кто он - Джордж Лукас - гениальный демиург или просто человек, которому повезло?

Обо всем этом, об уникальности «Звездных войн» и об их заурядности, о великих достижениях саги и ужасных ошибках ее творцов, о том, как этот мультимедийный проект проник в каждую сферу современной жизни рассказывает в своем исследовании Крис Тейлор. Его книга - это не попытка хронологически изложить историю «Звездных войн», не биография Джорджа Лукаса, не сборник разрозненных выдающихся фактов и курьезов, которыми наполненна история этой вселенной. Скорее книга Криса Тейлора - это попытка анализа того, что же такое «Звездные войны» для современной культуры. А еще - это попытка осмыслить причины той феноменальной любви, которую испытывают фэны к этой саге по всему миру. Так в чем же секрет, почему мы любим «Звездные войны»?

Совсем недавно на экраны вышел фильм «Изгой-один. Звездные войны. Истории», который уже собрал неплохую кассу по всему миру, несмотря на неодобрительные отзывы критиков. Фанатам, эта картина, судя по всему, все-таки понравилась. Давайте вместе с Крисом Тейлором попробуем разобраться в феномене «Звездых войн».

1. «Звездные войны» - это не научная фантастика. Как показывает история саги, научная достоверность и выверенность деталей - совсем не то, что нужно поклонникам «Звездных войн»

Крис Тейлор пишет: «С момента выхода первой картины в 1977 году фанаты и критики как только не изворачивались, объясняя популярность «Звездных войн» и относя фильм к десятку разных жанров. Никто в этом не преуспел больше, чем сам Джордж Лукас, сравнивавший картину со спагетти-вестернами, историями меча и магии, фильмами « », «Лоуренс Аравийский», «Капитан Блад», циклом о Джеймсе Бонде - и это еще до того, как оригинальный фильм был закончен. Обогните поле астероидов различных влияний, и в центре «Звездных войн» вы найдете явный, хоть и причудливый поджанр: космическое фэнтези.

Похоже на породивший его жанр научной фантастики примерно как Люк Скайуокер на Дарта Вейдера. Научная фантастика смотрит на будущее через призму настоящего. Основная тема - развитие технологий и их последствия. При работе в этом жанре необходимо считаться с законами физики. Это истории о науке, в то время как космическое фэнтези - это фэнтези, где действие происходит в космосе. Научная фантастика - это отголосок нашего мира; космическое фэнтези - выходит далеко за пределы нашего мира. Оно ностальгично и романтично, в нем больше чистого духа приключений, а технологии в нем - лишь отправная точка. Законы физики отбрасываются в пользу ярких событий. «Я боялся, что любители НФ будут говорить вещи типа: «Вы же знаете, что звук в космосе не распространяется», - сказал Лукас в 1977-м. - Я просто хотел забыть науку». В космосе все услышат твое пиу-пиу ».

2. Вселенной «Звездных войн» управляют простые универсальные закономерности

«Целью Лукаса в фильмах было сделать выжимку из существующих религий, а не создать новую. «Зная, что фильм рассчитан на молодую аудиторию, я пытался доступно донести до зрителя, что есть Бог, а также есть хорошая и плохая стороны, - сказал Лукас своему биографу Дэйлу Поллоку. - Вам предоставлен выбор между ними, но мир становится лучше, если вы выбираете хорошую сторону».

Сила - настолько простая концепция, что она подходит всем: в наши дни религия для светской эпохи удобна, поскольку она не обременена деталями».

3. У джедаев очень крутые световые мечи

Вот что пишет автор книги: «Световые мечи, как видно, стали всемирным увлечением. Существует международный конкурс на лучшее видео со световым мечом Sabercomp на YouTube (результаты впечатляющие, и их стоит посмотреть). В Германии я встречался с представителями проекта Saber - большая и серьезная группа, изготавливающая флуоресцентные световые мечи, которая провела масштабную битву на мечах перед специальным показом «Возвращения Джедая» в честь 30-й годовщины фильма. В 2013 году ученые из Гарварда и Массачусетского технологического института смогли связать вместе две микроскопические молекулы, состоящие из фотонов. «Ученые создали технологию светового меча», - кричали заголовки».

4. Все эти истории напоминают нам что-то очень хорошо знакомое

Крис Тейлор пишет: «Толкин умер в 1973-м, как раз когда Лукас начинал работать над первым вариантом сценария, и книги о Средиземье были на вершине популярности. Между третьим вариантом сценария и можно найти удивительное сходство. Оба полны странных созданий, говорящих на тщательно созданных языках. R2 и 3PO - это Фродо и Сэм, невинные создания, попавшие в большое приключение, несут ли они чертежи или кольцо всевластия. И ту и другую пару сопровождает и охраняет группа героев. Звезда Смерти, эта адская военная машина - Мордор. Штурмовики - орки. Грандмофф Таркин - на этот раз на стороне зла - точная копия Сарумана. Дарт Вейдер, Темный лорд Ситхов, подобен Саурону, темному лорду Мордора. Гэндальф - Кеноби - носит с собой волшебный меч и жертвует собой, чтобы вернуться в слегка измененном и более волшебном образе.

Была еще одна книга, о которой Лукас часто думал в то время и которую потом упоминал в интервью: «Сказки о силе» Карлоса Кастанеды, одна из частей якобы автобиографического цикла Кастанеды о философских испытаниях, через которые он прошел, чтобы получить почти магические возможности. Отношения между Люком и Беном во многом отражают отношения между Кастанедой и шаманом из племени яки доном Хуаном. Мы ушли далеко от «Флэша Гордона». Мы смешали космическое фэнтези с классическим, добавили слой мистицизма и присыпали шутками и комическими персонажами».

5. Вселенная «Звездных войн» безгранична

«У нас огромное количество и идей, и персонажей, и книг и куча всего еще, - сказал Создатель (так себе именует Джордж Лукас - прим. ред.). - Мы можем делать „Звездные войны“ еще сто лет». «Всегда найдутся недовольные, что бы вы ни делали. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, это идти вперед и пытаться рассказать самую лучшую историю, какую можете».

“Звездные войны” не теряют популярность. Фото: vanityfair.com

Сегодня исполняется 40 лет известнейшей фантастической франшизе двадцатого века. Ее символы настолько вездесущи, что даже те, кто не смотрели эту серию фильмов, знают о ней многое.

Например, все помнят, кто такие эвоки и как они выглядят. Однако это слово ни разу не звучит в оригинальной трилогии. Фильмы и их маркетинг так распространились, что некоторые вещи из этой вселенной кажутся нам само собой разумеющимися.

“Звездным войнам” уже 40 лет, и ко дню рождения вселенной выпустили тизер восьмой части – “Последние джедаи” (или “Последний джедай”, многие спорят). А это значит, что интерес к фильмам снова возрос.

Но в чем успех звездных войн? Почему этот странный научно-фантастический фильм с 1977 года стал культурным феноменом?


Причина 1: «Звездные войны – это прекрасная смесь старого и нового»

Вселенная «Звездных войн» строится на различных фильмах: рассказах о летчиках-испытателях Второй мировой войны, кинолентах Акиры Куросавы и даже на кино категории Б.

Тем не менее, сюжет фильма вполне универсальный – подростку Люку, как и любому человеку в его возрасте, наскучила однообразная планета Татуин. Достаточно вспомнить момент, в котором Люк смотрит на два солнца Татуина – это знакомое чувство для 17-летних, когда мы осознаем, что за этим миром есть что-то еще, хотя не уверены, что же это такое.

Звездные войны буквально строятся на костях других фильмов. Но Лукас превращает знакомый сюжет в то, чего люди раньше не видели. Оригинальные «Звездные войны» – идеальный генератор импульсов. Он начинается со встречи Люка с несколькими роботами, и заканчивается тем, что малыш взрывает огромную, смертоносную космическую станцию. Построение истории является постепенным и совершенно неизбежным.

Также трилогия в то время захватывала с технической точки зрения, хотя сейчас это почти не заметно. А кинематография Гилберта Тейлора прекрасно преображает сцены на Земле в виды других миров.


Причина 2: «Звездные войны» – наиболее вовлекающая вымышленная вселенная

Критик Дрю Маквини указывает на одну важную вещь, которую мало кто замечает: у всего есть имя. Он написал: «Одна из вещей, которая действительно делает «Звездные войны» таким мощным фэнтезийным миром для юных зрителей, – это плотность деталей. Они хотят знать имена каждой странной и причудливой вещи, которую они видят на экране, и им нравится произносить имена, им нравится хвастаться друг перед другом тем, что они их помнят. Они могут копать так глубоко, как хотят, и они продолжают придумывать мелочи, на которые можно посмотреть, о которых нужно поговорить или добавить к текущей игре воображения».

Детям нравится знать, как что называется, нравится знать все о своем хобби или любимой вещи. Это может проявляться, например, в запоминании каждого показателя о каждом игроке в определенном виде спорта. «Звездные войны» завлекают запоминать все, потому что вселенная прописана до деталей.


Люди любят вещи с логотипом “Звездных войн”. Фото: tbo.com

Причина 3: Это маркетинговая машина

«Звездные войны» давно стали брендом. Невероятное количество мерча сделало Лукаса настоящим богачом. Вещи под брендом «Звездных войн» порой становятся важнее самого фильма. Такие вещи становятся модными, и вот их уже носят даже те, кто не видел ни одной части. Это помогает франшизе из года в год оставаться невероятно популярной, даже если новые фильмы не выходят десятилетиями.

Иногда кажется, что приквелы сняли исключительно для того, чтобы дети могли заинтересоваться коллекционированием товаров.

Очень легко быть циничным в отношении некоторых аспектов машины «Звездных войн», ведь сейчас они во многом превращаются в серию блокбастеров, похожих на предыдущие фильмы.

Это особенно актуально сейчас, так как Disney приобрел права на «Звездные войны» и всех его персонажей в 2012 году. «Пробуждения силы» получил огромный промоушн, а студия в основном устранила Лукаса из производственного процесса. Это значит, что теперь фильмы превращаются в помещение любимых персонажей в разные жизненные события. Некоторые из фильмов, вероятно, будут довольно хороши. Но важно то, что вы продолжаете покупать вещи с логотипом Star Wars.


Причина 4: «Звездные войны» были первыми – и мы все живем в их тени

«Звездные войны» породили множество отсылок, а на персонажей вселенной похожи многие современные герои. Между еще одним известнейшим фильмом, «Унесенные ветром», и первым фильмом «Звездных войн» тоже 40 лет разницы. Однако гораздо легче найти связь со «Звездными войнами» и современными героями, чем со «Звездными войнами» и героями, созданными до франшизы.

Но в то же время эта история состоит из проблематики, существовавшей тысячелетиями, из базовых ценностей и убеждений. «Звездные войны», как бы это странно не звучало, одни из первых построены на мифе в современной обработке. А это значит, что они коснуться каждого. Ведь все в детстве слышали сказки о прекрасном молодом парне, принцессе, мудром старце, группе единомышленников и драконе, которого нужно победить.

23 января 2013 года произошло пробуждение, и все это почувствовали. Начались съемки седьмого фильма «Звездные войны». Режиссером стал Джей Джей Абрамс (J. J. Abrams). Это событие превратилось в главную новость года. Надежда заменила собой слухи: вернутся ли Люк, Лея и Хан? Что c R2D2, C3PO и «Тысячелетним Соколом»? Даже ставшие посмешищем приквелы не смогли повлиять на радостное ожидание, когда появились первые рекламные ролики «Пробуждения силы». Интернет переполнили видеосюжеты с реакцией на этот ролик, люди смеялись и плакали, пересматривая каждую деталь ролика в поисках подсказок относительно того, каким будет сюжет фильма.

Хотя в 1977 году общей темой, объединяющей фильмы, была судьба, казалось, что судьбой первых «Звездных войн», позднее названных «Новой надеждой», станет позор. Джордж Лукас все еще пытался сделать себе имя. В 1972 году он снял «Американское граффити», и на этом — почти все. Актеры были настроены скептически. Гаррисон Форд позднее сказал: «Там был здоровенный парень, расхаживавший в костюме собаки. Это просто смешно». Fox сделали сто фильмокопий и ужасно боялись провала. В первые выходные показа Джордж Лукас уехал в отпуск на Гавайи, опасаясь худшего. В первые выходные фильм шел в нескольких дессятках кинотеатров и по кассовым сборам уступил картине «Смоки и Бандит».

Контекст

«Звездные войны» вместо «Илиады»

Boulevard Voltaire 24.12.2015

«Звездные войны» в Дамаске

Al Arabiya 19.12.2015

Wired о новом эпизоде Звездных войн

Wired Magazine 17.12.2015 Но вскоре фильм взлетел и через несколько месяцев обошел «Челюсти», став лидером по кассовым сборам для того времени. В наши дни с учетом инфляции он побил любой другой фильм, когда бы то ни было сделанный, кроме «Унесенных ветром», у которых на это ушло на 38 лет больше. В «Мире согласно Звездным войнам» преподаватель Гарвардской школы юриспруденции Кэсс Санстейн (Cass Sunstein) пытается объяснить, почему такой ничем не примечательный фильм пользуется популярностью не у одного, а у нескольких поколений. Его книга предназначена для всех — тех, кто любит, кому едва нравится и кто не любит «Звездные войны». Но это еще не главная цель амбициозного труда. Он хочет показать, как «Звездные войны» отражаются и оказывают влияние на все аспекты нашей повседневной жизни, замечаем мы это или нет. «Аватар» Джим Кэмерона принес огромное состояние. «Но может ли кто-нибудь вспомнить хоть одну фразу оттуда?» — спрашивает он. «Звездные войны» правят галактикой.

Главный вопрос книги о том, оказались ли «Звездные войны» своевременными, был ли это выстрел, случайно попавший в цель — или же фильм просто слишком хорош, чтобы провалиться? Он собирает информацию, делает исследование и даже хватается за незаконченный сценарий, чтобы сложить кусочки мозаики. Есть два объяснения популярности «Звездных войн» — каскадный эффект, когда популярность основана на том, что другие подумали о первом фильме, и сетевой эффект. Второе означает, что о «Звездных войнах» знает так много людей, что и вам стоит узнать о них. Но информация и теория не сработали бы без восхитительного стиля мистера Санстейна. Смесь культурных аллюзий и исследования, его работа оказалась сбалансированной: информативна, но не скучна, забавна, но не глупа. Эти 200 с лишним страниц стоят того, чтобы их прочесть. Анализ выдержан в динамичном и изящном ритме.

Мы узнаем, что Люк и Лея, самые известные близнецы из далекой, далекой галактики, сначала не должны были быть родственниками. Лукас добавил этот поворот во время работы над сценарием «Империя наносит ответный удар» в 1980 году, когда зеленый, сморщенный магистр джедаев Йода говорит: «Есть еще одна (надежда)». Когда пришло время решать, кто будет этой самой надеждой, Лея отлично подошла на эту роль. Лукас все еще должен был объяснить, откуда у нее появилась Сила. Тогда он переделал оригинальный сценарий и сделал Лею сестрой-близнецом Люка. Это произвело неловкое впечатление на публику, так как между Леей и Люком очевидно была романтическая привязанность — и поцелуй. Санстейн великолепен, отделяя факты от вымысла в оригинальной истории. Мы узнаем, к примеру, что ранние наброски Лукаса делались под влиянием фильма Акиро Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958 год). Вот где «Мир согласно Звездным войнам» лучше всего отвечает последователям Лукаса.

Покинув территорию общей информации, он борется за ответ на вопрос о том, что сделало фильм таким успешным: «Ни одно из объяснений не кажется ошибочным. Проблема в том, что ни одно из объяснений не кажется верным». Тогда он пытается рассмотреть все возможные составляющие смысла фильма, от духовных до политических. Он дразнит поклонников саги, спрашивая о том, а что, собственного, плохого было в Империи? Санстейн утверждает, что император Палпатин, главный отрицательный персонаж, практически не имел воздействия на жизнь своих подданных. Он уделил страницу теории о том, что Джа-Джа Бинкс был лордом-ситхом. Лукас отрицал это, но Санстайн пишет, что «Лукас и должен это отрицать, не так ли?» В плане политики на планете Земля Санстайн пишет, что неожиданный подъем Барака Обамы на выборах в 2008 году во многом объясняется каскадным эффектом, похожим на тот, который привел к небывалому успеху «Новую надежду». Как только оба они заручились определенной поддержкой, число желающих поддержать их стало быстро расти.

Самое, пожалуй, интересное размышление Санстейна относится к роли судьбы во Вселенной «Звездных войн», основной теме всех семи фильмов. Хотя судьба и пророчества имеют важное значение для персонажей, все они делают самостоятельный выбор на распутье: Темная Сторона искушает как Люка, так и Анакина, но только один из них поддается искушению. Но главная привлекательность книги — в заразительной страстной увлеченности Санстейна всей серией фильмов, позволяющей ему находить отклики «Звездных войн» повсюду, от «Гарри Поттера» до однополых браков. Уж с ним-то Сила пребывает.


Top