Ватиканские станцы. Музеи Ватикана

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Станцы Рафаэля. Великое наследие

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в
музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты,
расписанные великим художником вместе с его талантливыми
учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе
с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).



«Христос вручает Св. Петру ключи от рая». Рафаэль Санти. 1515

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти
в Риме стала художественная роспись папских апартаментов.


«Портрет Папы Юлия II» Рафаэль Санти. 1512

Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под
именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции
апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.


Отделение суши от воды. Фреска лоджии Рафаэля
дворца понтифика в Ватикане. 1519

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже
Апостольского дворца и нанял известных художников для работы
над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных
мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто,
и даже Пьетро Перуджино - один из первых учителей Рафаэля.


Святой Павел проповедует в Афинах. Рафаэль Санти. 1515

Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал
Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва
увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом
Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников.


Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля второго
этажа дворца понтифика в Ватикане. 1519

По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот
момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал
пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения
поставленной задачи. Удовлетворенный первыми итогами работы
талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил
Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить
работы предыдущих мастеров.


Станца делла Сеньятура. Фреска Парнас. Фрагмент
Аполлон и музы. Рафаэль Санти. 1511

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося
выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура
Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал
использовался Папой для проведения разного рода собраний.


«Триумф Галатеи». Рафаэль Санти. 1517

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой
работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены
помещения, представляют собой аллегорические изображения
богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие,
по мнению автора, основу человеческого общества.


«Станца делла Сеньятура. Фреска Парнас. Фрагмент - Сафо» 1511

Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает
человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость
может восторжествовать благодаря правосудию. Такая тематика
декоративного оформления помещения наводит на мысль о том,
что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий
кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если
никаких документальных подтверждений этому не найдено.


Станца д’Элиодоро. Фреска «Изгнание Элиодора
из храма». Рафаэль Санти. 1514

Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил
к созданию эскизов для фресок следующего помещения,
предназначавшегося для папских аудиенций.


«Станца д’Элиодоро. Фреска Освобождение Святого
Петра. Фрагмент - Ангел выводит Святого Петра» 1514

В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после
разрушительной военной компании против французов, которая
закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала
угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.


«Станца д’Элиодоро. Роспись потолка зала
дворца понтифика в Ватикане» 1514

Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание
цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать
через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты
рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними
произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро»
продолжалась в период с 1511 по 1514 года.


«Сон Иакова (Лестница Иакова). Фреска лоджии
Рафаэля дворца понтифика в Ватикане» 1519

Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой
Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ
по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам,
в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни,
Джованни да Удинэ и некоторые другие.


«Падение Иисуса на пути к Голгофе». Рафаэль Санти. 1517

Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности,
масштабным проектом строительства базилики Святого Петра,
будучи назначенным на должность главного архитектора собора.


Рафаэль Санти. «Святое семейство со святыми Елизаветой
и Иоанном (Мадонна Каниджиани). Фрагмент» 1508

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения
обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют
отношение к реальным событиям из истории Святого Престола.


«Мадонна под балдахином». Рафаэль Санти. 1507

Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал
в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более
ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть
на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее
значимых событиях из жизни его предшественников,
в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.


«Пожар в Борго. Станца дель Инчендио ди Борго». Рафаэль Санти. 1514

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго»
(Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой
комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда
в Риме произошел сильнейший пожар.


«Станца дель Инчендио ди Борго. Пожар в Борго. Фрагмент» 1514

Район Борго (так называется территория возле базилики
Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем.
Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел
чудным образом остановить стихию и тем самым
спасти население города.


«Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи
и Луиджи Росси. Фрагмент» 1518

Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских
апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты
была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро
успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер
в 1520 году в возрасте 37 лет.


«Исаак и Ребекка скрываются от Авимелеха. Фреска
лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане». 1519

Фрески были выполнены учениками знаменитого художника
- Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино
дель Коллэ и Перин дель Вага - в период с 1520 по 1524 года.
Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием
трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.


«Лоджия кардинала Бибиена, фрески лоджии третьего
этажа дворца понтифика в Ватикане» 1516

Коротко - Рафаэль в цифрах.

Цифры, конечно, не объяснят, почему перед Рафаэлем
одинаково благоговели понтифики, монархи и простолюдины.
Но помогут осознать, сколько всего успел за свою недолгую
жизнь этот удивительный художник.

1. 25 лет было Рафаэлю, когда он стал официальным
художником папского двора.


«Станца д’Элиодоро. Фреска Месса в Больсене.
Фрагмент - папа Юлий II» 1514

2. 13 аркад, расписанных 52 фресками на библейские сюжеты,
возвели во внутреннем дворе Ватикана по проекту и эскизам Рафаэля.
Эти лоджии имеют неофициальное название «Библии Рафаэля».


«Нахождение Моисея или Спасение Моисея из воды.
Фреска лоджии второго этажа дворца понтифика в Ватикане». 1519.

3. 20 художников, расписывавших парадные комнаты папского
дворца, уволил понтифик Юлий II, после того как увидел работу
Рафаэля «Афинская школа». В дальнейшем «ватиканские станцы»
(от итал. stanza - комната) расписывали уже Рафаэль и его ученики.
К слову, среди уволенных был один из первых учителей
Рафаэля - Пьетро Перуджино.


Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура
музея Ватикана. Рафаэль Санти. 1511

4. 56 фигур можно насчитать на фреске «Афинская школа».
В их числе древнегреческие философы, многим из которых Рафаэль
придал черты своих современников. Так, например, Платон похож
на Леонардо да Винчи, Гераклит напоминает Микеланджело,
а художник Апеллес - самого Рафаэля.


«Большая Мадонна Каупера» 1508

5. Более 40 мадонн написал Рафаэль за свою недолгую,
но удивительно плодотворную жизнь.


Сикстинская мадонна (фрагмент с мнимым пальцем)

6. Шесть пальцев, согласно распространенной версии, имеет на правой
руке папа римский Сикст II, изображенный Рафаэлем на картине
«Сикстинская мадонна». Если присмотреться, становится видно, что
«шестой палец» - это часть внутренней стороны ладони. Но
любители выискивать тайные символы продолжают настаивать,
что Рафаэль таким образом подчеркивает, что это именно
епископ Рима святой Сикст (то есть, шестой).


«Портрет Биндо Альтовити» 1515

7. Два года вел переговоры о покупке «Сикстинской мадонны» у
монастыря в Пьяченце курфюрст Саксонии Август III. В те годы
картина еще не была столь известна,но Август хотел заполучить
в коллекцию «хоть какого-нибудь» Рафаэля. Монастырь заломил
небывалую для тогдашнего арт-рынка цену в 25 тысяч римских скуди.


«Двойной портрет. Автопортрет с другом (с Джулио Романо?)» 1517

Когда стороны уже договорились о цене, в дело вмешался
герцог Пармы, который был решительно против вывоза картины
из Италии. Августу пришлось задействовать дипломатические
связи. В конце концов, сделку одобрил сам папа римский, и в
1754 году мадонна прибыла в Дрезден. Согласно легенде, когда
картину вносили в резиденцию курфюрста, тот со словами
«дорогу великому Рафаэлю!», сам подвинул свой трон.


Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти. 1513

8. Целый час простоял (вернее, просидел на софе) в 1821 году в
Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Василий
Жуковский. Столько времени ему понадобилось,чтобы испытать
катарсис и придумать формулировку «гений чистой красоты», которая
станет позднее знаковой уже в исполнении Пушкина.

«Я ясно начал чувствовать, что душа распространяется;
какое-то трогательное чувство величия в нее входило;
неизобразимое было для нее изображение, и она была там,
где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой
красоты был с нею». - описывал Жуковский пережитый опыт.


Автопортрет. Рафаэль Санти. 1506 год

9. Десять лет «Сикстинская мадонна» находилась в СССР.
В мае 1945-го советские военные обнаружили ее вместе с
другими картинами в заброшенной каменоломне в 30 километрах
от Дрездена. После войны картина хранилась в запасниках
Пушкинского музея. В 1955-м «Сикстинскую мадонну» показали
московской публике, после чего она и другие шедевры дрезденского
собрания были переданы властям ГДР.


Мадонна с рыбой. Рафаэль Санти. 1514

11. 3000 золотых - за такую сумму, согласно популярной легенде,
Рафаэль выкупил свою римскую возлюбленную Форнарину у ее
отца - пекаря Франческо Люти. Форнарина была постоянной натурщицей
Рафаэля, большинство исследователей сходятся в том, что она
послужила прототипом «Сикстинской мадонны» и других женских
образов, созданных художником в римский период.


«Алтарь Бальони. Пределла Богословские
добродетели». Рафаэль Санти 1507

12. 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего
креста - такова высота купола собора святого Петра в Ватикане.
Это самый высокий купол в мире. Рафаэль был назначен главным
архитектором собора в 1514 году.


Голова молодого апостола. Эскиз к картине
«Преображение» Рафаэль Санти. 1519

13. За 29 721 250 фунтов стерлингов был продан с
аукциона Sotheby’s рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола»
к картине «Преображение».


«Преображение» Рафаэль Санти. 1520

14. 500 000 000 евро - страховая стоимость 11 работ,
экспонировавшихся в 2016 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина
на выставке «Рафаэль. Поэзия образа».

15. 500 000 итальянских лир - именно на этой банкноте
цитируются изображения Рафаэля


«Суд Соломона. Фреска лоджии Рафаэля дворца
понтифика в Ватикане». 1519

16. По крайней мере, 6 раз посылал папа римский Лев X справляться
о здоровье Рафаэля во время его болезни, длившейся 15 дней.


Рафаэль Санти. «Святой Георгий и Дракон» 1506

17. 37 лет было Рафаэлю, когда он умер в Риме в 1520 году.
Современные исследователи полагают, что смерть могла
наступить в результате лихорадки, которой художник
заразился, посещая раскопки.


Рафазль Санти. «Святая Екатерина Александрийская» 1507

Хотя современник художника Джорджо Вазари свидетельствует,
что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще
более распутного, чем обычно».

Титульная картина: «Папа Григорий Девятый утверждает
декреты. Фрагмент фрески Станца делла Сеньятура». 1511

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в . Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения (Raffaello Santi) и его учениками.

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната»; начиная с папы Юлия II, не пожелавшего жить в тех же покоях, что и ненавистный ему Александр VI Борджиа, здесь располагались личные папские апартаменты.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

  • Советуем почитать про:

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура. Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на , в Гераклите легко узнать , а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Многие видят здесь намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот попал в плен к французам, но сумел сбежать.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.


Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.

Как попасть в музей Ватикана


Чтобы увидеть станцы Рафаэля, нужно побывать в . Вход в него осуществляется по единому билету, позволяющему посетить все выставки музейного комплекса. Стоимость билета – 16 евро, для пенсионеров и студентов – 8 евро. Покупка билета онлайн обойдется на 4 евро дороже – 20 и 12 евро соответственно.

Посетить музейный комплекс Ватикана можно ежедневно, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музеи открыты с 8:45 до 16:45, по субботам они работают до 13:45. В музее нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде, пляжных майках и шортах.

Уточнить актуальную информацию о работе музеев Ватикана можно на официальном сайте

(Residenza Papale) славится богато украшенными залами, в которых хранятся великие сокровища маленького государства.

Пожалуй, наиболее известными считаются те, где разместились подлинные шедевры - Сикстинская капелла с фресками, выполненными самим Микеланджело, и названные эталоном изобразительного искусства эпохи Возрождения станцы Рафаэля. Ватикан в этот период боролся как за духовную власть, так и светскую, и все произведения Ренессанса должны были укреплять авторитет католической церкви и ее главы.

Самое посещаемое туристами место представляет собой четыре комнаты, расписанные великим мастером. Stanze di Raffaello, располагающиеся друг за другом в старой части дворца, вызывают восхищение у туристов гармоничной красотой и глубоким смыслом.

Резиденция для нового папы

Когда папа Юлий II вступил на престол, он не захотел жить в апартаментах, которые занимал предыдущий верховный правитель, а выбрал уютное помещение в старом дворце. Глава Ватикана мечтал превратить свою резиденцию в настоящее произведение искусства и в 1503 году пригласил самых лучших итальянских художников, чтобы они расписали фресками интерьеры его кабинета.

Правда, работы не пришлись по душе Юлию II, и он с досадой приказал смыть творения мастеров. Через пять лет руководитель проекта, архитектор Браманте, показал папе эскизы юного живописца Рафаэля, которые привели его в полный восторг. Понтифик вызвал из Флоренции 25-летнего художника, подававшего большие надежды, и доверил ему расписывать будущие жилые помещения во дворце, позднее ставшие известными на весь мир как станцы Рафаэля.

Папа желал видеть изображения, прославляющие церковь и в том числе восхваляющие деятельность самого Юлия II. Надо признать, что живописец блестяще справился с возложенной на него миссией и создал бессмертные шедевры, ставшие настоящими сокровищами мирового искусства.

Станца делла Сеньятура Рафаэля

Величественные фрески принесли молодому дарованию признание и славу, а также титул основателя нового направления в искусстве - «римского классицизма». Рафаэль, получивший от папы право расписывать апартаменты, начал с комнаты, носящей название Stanza della Segnatura (Зал подписей), и работы продолжались до 1511 года. Считается, что в этом зале, название которого не связано с творчеством мастера, находилась приемная папы или библиотека, и здесь Юлий II хотел видеть примирение между античностью и христианством.

Главная фреска «Афинская школа»

Станцы Рафаэля посвящены духовному совершенствованию людей и божественному правосудию. Мастером были созданы четыре фрески, из которых лучшей, по мнению искусствоведов, считается «Афинская школа». Два античных философа, Платон и Аристотель, являются центральными фигурами, символизирующими мир живущих в высших сферах идей, тесно связанных с земным опытом.

Они спорят о том, откуда берется истина, и различных методах ее постижения. Платон, воздевающий руку вверх, выступает за философию идеализма, а Аристотель, указывающий на землю, объясняет достоинства эмпирического метода познания. Персонажи фрески чрезвычайно похожи на героев Средневековья, что подчеркивает тесную взаимосвязь между античными философами и богословием того времени.

Три работы, полные символизма

Фреска «Диспут» - это рассказ о небесной церкви и земной, и действие композиции происходит в двух планах. Бог-отец и его сын Иисус, Дева Мария и Иоанн Креститель, а также голубь, символизирующий Святого Духа, соседствуют с целой армией священников и мирских жителей, среди которых можно узнать итальянского мыслителя Данте Алигьери. Рафаэль изобразил беседы, которые ведут персонажи о таинстве причастия. А его символ - гостия (хлеб) - находится в центре композиции. По своей красоте эта роспись признана одной из самых совершенных работ в живописи.

На фреске «Парнас» красуется прекрасный Аполлон, окруженный прелестницами-музами и великими поэтами той эпохи. Это воплощение идеального царства, где во главу угла ставится искусство.

Последняя фреска повествует о правосудии, и на ней в аллегорической форме изображены Мудрость, Сила и Умеренность, а также портрет самого папы Юлия II, присутствующего при основании канонического и гражданского права.

Станца д"Элиодоро

После того как художник заканчивает расписывать первую комнату, он приступает ко второй, посвященной теме божественного покровительства. Работа над Stanza di Eliodoro совпала с периодом политической нестабильности. И тогда решает создать целый цикл фресок, которые бы вдохновляли христиан и рассказывали о защите Господа через веру, воодушевленный Рафаэль Санти.

Станцы с сюжетами на тему исторических событий и произошедших чудес настолько понравились папе, что он переименовал комнату по названию одной из фресок - «Изгнание Элиодора из храма», на которой изображен небесный всадник, карающий сирийского царя, пытающегося похитить золото. В левой части изображен Юлий II, которого несут к преступнику.

«Месса в Больсене» повествует о чуде, потрясшем прихожан. Неверующий священник, взявший в руки лепешку, использующуюся при обряде причастия, обнаружил, что это плоть Христова, истекающая кровью. На фреске изображен и папа, преклоняющий колена перед знаком Божиим во время службы.

Чудесное освобождение ученика Иисуса из плена при помощи ангела запечатлено в композиции «Изведение святого Петра из темницы». Это очень интересная работа в плане сложных ракурсов, а также игры света и тени.

А четвертая фреска посвящена встрече папы Льва I с вождем гуннов Аттилой.

Станца Инчендио ди Борго

Это последняя комната, над которой трудился лично Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане были расписаны в течение нескольких лет (1513 - 1515 гг.), а сюжеты фресок имеют отношение к реальным событиям, происходившим в истории Святого Престола. После смерти Юлия II был коронован папа Лев X. Понтифику настолько понравились предыдущие работы живописца, что он повелел расписать обеденный зал, который позднее стал носить название Stanza dell"Incendio di Borgo.

Самой значимой фреской считается «Пожар в Борго». Территория одноименного района была полностью охвачен огнем, и папа Лев IV, остановивший стихию крестным знамением, спас верующее население итальянского города.

Станцы Рафаэля: зал Константина

Надо сказать, что Рафаэль, занятый другими проектами, доверил часть работ в третьем зале своим ученикам, которые расписали после смерти гениального творца в возрасте 37 лет четвертые апартаменты - Stanza di Constantino.

В 1517 году мастеру поступил заказ оформить последнее помещение, использующееся для пышных банкетов, но художник успел лишь подготовить эскизы, а фрески на тему победы императора Константина над язычеством выполнили талантливые последователи мастера. Четыре композиции повествуют о власти, которую получил правитель, сделавший христианство официальной религией, над всей Римской империей. Несмотря на то что станцу Константина выполняли ученики Рафаэля по его рисункам, а не он сам, зал все равно относится к работам великого мастера.

Шедевр мирового искусства

Станцы Рафаэля в восхищают посетителей талантливым исполнением, вниманием к деталям и реалистичностью. Это неповторимое произведение искусства, сюжеты которого затрагивают чрезвычайно важные темы - деятельность человека, его духовное совершенствование и самопознание.

Чтобы познакомиться с работами Рафаэля, необходимо посетить музейный комплекс, вход в который возможен при наличии единого билета стоимостью 16 евро.


Top