Выставка картин рафаэля в пушкинском музее. Мадонна, немая и сам рафаэль

МОСКВА. Восемь картин и три рисунка гения эпохи Возрождения Рафаэля Санти (Raffaello Sanzio da Urbino, 1483-1520) будут показаны в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Общая стоимость шедевров оценивается почти в 500 млн евро. Выставка организована при поддержке Президента России и Президента Итальянской Республики. Картины, которые привезли в Москву, принадлежат музеям и галереям Италии, в том числе, всемирно известной галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции и Пинакотеке в Болонье (Pinacoteca Nazionale di Bologna). Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа» будет работать с 13 сентября по 11 декабря этого года.

Рафаэль Санти - Автопортрет

Организация выставки была сопряжена со множеством трудностей: надо было уговорить сразу нескольких директоров крупнейших мировых музеев предоставить шедевры из своих коллекций, найти компанию-страховщика. Директор Пушкинского музея Марина Лошак уверена, без поддержки «Роснефти» выставка не могла бы состояться. С ней солидарен и посол Италии в России Чезаре Рагальини (Cesare Maria Ragaglini): “В течение ближайших пяти лет организовать аналогичную выставку будет очень сложно. В 2020 году исполняется 500 лет со дня смерти Рафаэля и ни один музей не сможет получить эти работы для своих выставок.”

В центре выставки – одна из главных работ художника - знаменитый «Автопортрет» (Autoritratto, 1504-1506) из коллекции «Уффици». По словам посла, приезд Рафаэля в Москву станет одним из самых значимых культурных событий, когда-либо организованных посольством Италии, и первой крупной презентацией гениального итальянца в России.

Рафаэль - один из самых известных художников эпохи Возрождения. Он создал целый ряд исключительных работ, в том числе фреску «Афинская школа» (Scuola di Atene, 1509-1511) из коллекции музея Ватикана (Musei Vaticani), Сикстинскую Мадонну (Madonna Sistina, 1513-1514) из Галереи старых мастеров в Дрездене (Gemäldegalerie Alte Meister), «Преображение» (Trasfigurazione, 1518-1520) из Пинакотеки Ватикана (Pinacoteca vaticana), «Мадонну Грандука» (Madonna del Granduca, 1504) из галереи «Палатин» (Galleria Palatina) в Палаццо Питти, Флоренция, «Мадонну Бельведерскую» (Madonna del Belvedere, 1506) из коллекции музея истории искусства в Вене (Kunsthistorisches Museum Wien), «Oбручение Девы Марии» (The Marriage of the Virgin, 1504) от Пинакотеки Брера (Pinacoteca di Brera), «Святое семейство» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe, 1506) из Эрмитажа в Санкт-Петербурге и т. д.

Ренессанс был значимым периодом для развития культуры Европы, периодом беспрецедентного расцвета искусства. Рафаэль - один из титанов того времени. Современники называли его «божественным», а его имя стало синонимом целой эпохи. Его искусство воплощало в себе идеалы красоты и гармоничного совершенства. Значительное влияние творчество Рафаэля оказало не только на европейское, но и на русское искусство, и этот аспект стал одним из главных лейтмотивов выставки.

Особое внимание в рамках экспозиции уделено портретной живописи Рафаэля. Художника часто называют создателем нового типа портрета эпохи Возрождения, выполняемого с большой реалистичностью. На портретах Рафаэля мы видим не только гармоничный образ конкретного человека, но и обобщенный – всей эпохи. Талантливый художник и архитектор, он сумел повторить ряд творческих достижений Леонардо да Винчи (Леонардо да Винчи, 1452-1519), особенно в части портретных работ. В частности, под влиянием Леонардо была написана «Мадонна Грандука», ставшая эталонной для творчества Рафаэля. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть и подготовительный рисунок для этой картины, отчасти раскрывающий процесс работы художника над ней. Самая крупная из представленных – алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии» (The Ecstasy of St. Cecilia) из Национальной пинакотеки Болоньи (Pinacoteca nazionale di Вologna).

Билеты на выставку можно купить через интернет, стоимость билета от 200 (для льготных категорий) до 500 рублей. Посещение экспозиции организовано сеансами, каждый сеанс - по 45 минут. Выставка вызвала огромный ажиотаж среди москвичей, поэтому о приобретении билетов лучше позаботиться заранее.

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Валерия Высокосова. Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая откроется во вторник и продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.

Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Произведения Рафаэля на выставке в ГМИИ оценивают в 500 миллионов евро В ГМИИ приедут восемь живописных картин и три рисунка из различных галерей и музеев Италии, в том числе из Галереи Уффици и Национальной картинной галереи в Болонье.

Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина 13 сентября открывается выставка живописи и графики Рафаэля. В Москву работы этого художника в таком количестве привезли впервые. Несмотря на то что в русском сознании Рафаэль занимает особое место, его имя исторически произносят как синоним понятия искусства как такового.

Его любили русские классики: копии картин Рафаэля висели в кабинетах Достоевского и Толстого, даже относилась к нему с пиететом — ватиканскую фреску «Преображение» воспроизводили в убранстве нескольких православных храмов, в частности такого значимого, как Спасо-Преображенский собор Углича.

Фоторепортаж: Рафаэля привезли в Москву

Is_photorep_included10189721: 1

Особое место в истории русской рафаэлианы занимает Сикстинская мадонна. Как утверждают знатоки, в России эта картина гораздо более популярна, чем в Италии, где была написана, и в Германии, где хранится в Дрезденской галерее. Почему-то русские копиисты с начала XIX века именно ее любили изображать для столовых и гостиных. И как известно, Пушкин жаловался, что не может купить такую копию, потому что стоит она 40 тыс. руб.

Наконец в 1955 году на выставке в том же ГМИИ среди трофеев Дрезденской галереи ее увидело едва ли не полтора миллиона соотечественников.

Картина написана для капеллы семейства даль Олио в церкви Сан-Джованни ин Монте в Болонье. По новейшим данным датируется 1515-1516 годами. Джорджо Вазари в своих прославленных «Жизнеописаниях живописцев, скульпторов и архитекторов» писал, что «это произведение принесло Рафаэлю хвалебные отзывы и приумножило его славу, в его честь было сочинено множество латинских и итальянских стихов. Например:
«Прочие кистью смогли показать только облик Цецилии,
А Рафаэль нам явил также и душу ее».
Святая Цецилия — римлянка, язычница, уверовавшая в Христа и обратившая в христианство 500 язычников. С ней связана очень красивая и очень замысловатая история миссионерства, которую Рафаэль воплотил с какой-то ни на что не похожей легкостью. Крайне запутанный сюжет у него предстает совершенно прозрачным и доступным.

Мадонна с младенцем (Мадонна Грандука). Флоренция. Галерея Уффици. Палатинская галерея

Название объясняется просто: картиной владел Фердинанд III Лотарингский. История создания вещи неизвестна. Авторство долгое время подвергалось сомнению, пока в середине XIX века не устоялось в умах искусствоведов. От большинства Рафаэлевых мадонн отличается глухим черным фоном, обычно у него фигуры предстают на фоне пейзажа. Последние рентгенографические исследования, впрочем, говорят о том, что пейзаж таки был. Почему и кто его закрасил — загадка. По-видимому, первоначально изображение планировалось заключить в овал. Вторая загадка касается того, почему этого не произошло. В нынешней экспозиции, кстати, есть рисунок, очень напоминающий композицию картины, он выполнен в форме тондо.

Женский портрет (Немая). Урбино. Палаццо Дукале. Национальная галерея Марке

Происхождение портрета неизвестно. Один из портретов флорентийского периода, написанный под влиянием . Исследователи видели здесь даже своеобразную полемику с Леонардо. Фигура дана без всякой аффектации, подчеркнуто органично и естественно. Это не парадный портрет и не попытка как-нибудь польстить модели.

Автопортрет. Флоренция. Галерея Уффици. Галерея статуй и картин

Хрестоматийная вещь художника. Воспроизводится на обложках едва ли не всех монографий и каталогов, посвященных творчеству Рафаэля (каталог московской выставки исключением не стал). Окончательно подтверждено авторство только в 1983 году. Примерно тогда же была поставлена точка в спорах, является ли это изображение автопортретом. Трудно сказать, что именно позволило всем заинтересованным сторонам согласиться: да, это автопортрет. Документы ли, которых были изучены многие сотни, или все же некий консенсус иного порядка. Как бы то ни было, но все, что мы знаем о Рафаэле, и все, что придумали о нем, абсолютно соответствует облику этого слегка жантильного, но возвышенного молодого человека, которого мы видим на портрете. И это тот нередкий случай, когда мифология сильнее фактографии.

Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

Посетители у картины "Святая Цецилия" на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.



Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.


Посетительница у автопортрета художника Рафаэля Санти на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

Рафаэль Санти. Мадонна Грандука, 1505, Палаццо Питти, Флоренция

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.

По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль выразил суть эпохи Высокого Возрождения, ее стремления к идеалу, объединяющему земное и высшее. Именно поэтому герои его произведений при всей человечности не теряют божественного света.



Познать Рафаэля

Выставка "Рафаэль. Поэзия образа" будет сопровождаться обширной образовательной программой. Гости Пушкинского музея смогут продолжить знакомство с творчеством художника в ходе лекций, музыкальных и поэтических вечеров.


Top