Диафрагма фотоаппарата, что, где, как? Простым и доступным языком! Что такое диафрагма или апертура в камере смартфона.

Диафрагма

Диафрагма объектива - это отверстие, через которое свет проходит к датчику и оно обозначено числовой величиной F (например, f/2.0 или F/2.8). Чем меньше диафрагменное число, тем крупнее отверстие и тем больше света проходит через объектив, и тем лучше производительность фотокамеры во время съёмки в условиях с низким освещением. Число F, которое вы видите в спецификациях, это максимально возможное значение диафрагмы для данного фокусного расстояния (о фокусном расстоянии ниже).

К примеру, если камера снимает при F/5.6, то она получает меньше света, чем при F/2.0. Объектив F/1.8 можно назвать «светосильным», это означает, что с ним вы сможете снимать при более высокой скорости затвора. Чем выше светосила объектива (тем меньше диафрагменное число), тем лучше он приспособлен для съёмки недостаточно освещённых сцен. Поэтому выбирайте фотоаппарат, у которой наименьшее диафрагменное число (F/1.8 лучше, чем F/2.8).

В фотокамерах с зум объективом, например 18-55 мм, чаще всего вы получаете две пары чисел, например f/3.5-5.6. Это называется переменная диафрагма. Первое диафрагменное число означает максимальную диафрагму при съёмке с максимально широким углом, минимальном фокусном расстоянии - 18 мм, а второе значение говорит о максимальной диафрагме, при съёмке на максимальном фокусном расстоянии - 55 мм. При масштабировании, изменении фокусного расстояния, диафрагма тоже меняется.

Так же важно отметить, что в фотокамерах с большим датчиком, значение диафрагмы влияет на глубину резкости. Так на большой диафрагме можно получить небольшую глубину резкости, сделав таким образом красивый размытый фон, так называемое "боке". К сожалению, с маленьким датчиком такой эффект получить практически невозможно.


Автор фото: Lothar Adamczyk / 500px.com

Выдержка

Время, в течение которого затвор фотоаппарата открыт и свет попадает на сенсор (светочувствительный элемент), называется выдержкой. Например, 1/60 секунды (длинная выдержка) больше, чем 1/2000 (короткая выдержка). Чем длинней выдержка тем больше света попадёт на сенсор.

Диафрагма и выдержка находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и называются "экспопара". С короткой выдержкой снимки могут получится недоэкспонированными (тёмными), а с длинной переэкспонированными (слишком светлыми) или смазанными из-за дрожания камеры, если съёмка ведётся с рук.


Автор фото: Ario Wibisono / 1x.com


Photo Credit: Leonardo Fava / 500px.com

Светочувствительность (ISO)

Это единица измерения чувствительности сенсора камеры к свету, чем больше число тем чувствительней сенсор. Например, датчик фотоаппарата при ISO3200 чувствительней к свету, чем при ISO200, что позволяет сделать кадр в условиях с недостаточным освещением, но при этом пиксели разогреваются сильней и в результате на фотографиях мы видим такое явление как "шум", который проявляется в виде разноцветных точек.

Экспозиция

Выдержка, диафрагма и светочувствительность - три основных элемента, которые необходимо учитывать, настраивая экспозицию. Это так называемый «треугольник экспозиции». Экспозиция получается при взаимодействии этих трех элементов, и находится в середине треугольника.


Самое главное то, что все эти элементы находятся в плотном взаимодействии друг с другом, и вы никогда не сможете выделить только один, главный элемент.
Многие люди для описания отношения ISO, выдержки и диафрагмы используют метафоры, таким образом, понимание экспозиции становится не таким сложным. Мы поделимся с вами двумя метафорами для лучшего понимания.

Окно

Представьте что ваша камера – это окно, в котором открываются и закрываются жалюзи. Диафрагма, это размер окна. Чем больше окно открыто, тем больше света попадает в окно и тем ярче в нем становится.
Выдержка – это количество времени, пока жалюзи подняты свет будет проходить в комнату, и освещать помещение.
Теперь представьте, что вы находитесь в комнате в солнцезащитных очках (надеюсь это можно представить). Ваши глаза не восприимчивы к свету (тоже самое, происходит при низком значении ISO).
Есть несколько способов, что бы увеличить количество света в комнате. Во-первых, вы можете увеличить время, на протяжении которого, жалюзи открыты (то есть, увеличить выдержку), вы можете шире открыть окно (увеличить диафрагму), или снять очки (сделать ISO больше). Может быть, это не самые лучшие сравнения, но вы, хотя бы, получили хорошее представление и поняли принцип.

Солнечный загар


Автор фото: Санчес

Есть люди, которые очень быстро сгорают на солнце, а есть те, кто никак не может загореть. Образно говоря, ваш тип и его чувствительность кожи можно сравнить со значением ISO.
Скорость спуска затвора (выдержка), в этом примере означает продолжительность времени, которые вы провели на солнце. Человек с более чувствительной кожей, должен проводить меньше времени на солнце, или загорать в утренние часы, когда солнце не такое активное, то есть, закрыть диафрагму, можно увеличить выдержку или значение ISO).

Понимание взаимодействия выдержки, диафрагмы и ISO, требует постоянной практики. Во многом, оно основано на интуиции и удаче, и даже самые опытные фотографы могут настраивать свой фотоаппарат наугад, не всегда предусматривая все варианты. Учтите, что изменение каждого элемента не только влияет на изменение экспозиции изображения, но и на другие моменты в фотографии. Например, изменение диафрагмы, изменит глубину резкости - чем меньше отверстие, тем больше глубина резкости; высокое ISO добавит шумов на снимок, а слишком длинная выдержка, при съёмке с рук, приведёт к смазанности снимка.

Кроме света диафрагма фотоаппарата, или, как ее изредка называют «апертура», выполняет еще и функцию настройки глубины резко изображаемого пространства - ГРИП.

Рассмотрим еще два параметра, на которые влияет диафрагма в фотоаппарате.

Во-первых, это яркость снимка. Возможно, это очевидный факт, но при большом диафрагменном числе сквозь оптику проходит меньше света и снимок получается более тусклым.

Во-вторых, это качество изображения. Что касается качества фотографий то диафрагма, наверное, самая коварная из всех деталей фотоаппарата. Полностью открытая она может пропускать сквозь линзы краевые лучи, которые проявляются в виде аберраций. Так же множество дешевых и бюджетных объективов с полностью открытой диафрагмой начинают мазать. Вторая сторона – слишком закрытая диафрагма приводит к появлению дифракции света.

Оба этих нежелательных эффекта понижают контраст изображения.

Чтобы избежать такого неприятного влияния стоит выбирать некий средний диапазон. Стараться не снимать на максимально открытой диафрагме, прикрывать ее на одну – две ступени. Так же стараться не снимать на значении диафрагмы более f/11. Этого правила стоит придерживаться только лишь при стандартных съемках, если же для вашей художественной задачи необходимо другое значение диафрагмы, то стоит его использовать.

Для того что бы лучше понять что такое диафрагма в фотоаппарате, а так же понять ее взаимосвязь с ГРИП посмотрите таблицу ниже (1 фут = 0,3 м).

У объектива, а в частности у диафрагмы есть еще одна характеристика – относительное отверстие объектива. Скажу честно, на первых порах этот параметр вам особо не потребуется. Если вы не разберетесь в соотношении диаметра переднего зрачка оптической системы или объектива к заднему фокусному расстоянию, то ничего страшного не произойдет. Максимум, что может случиться, это легкое заблуждение в общении со знатоком.

Однако же вам нужно знать, что благодаря диафрагменному числу можно высчитать освещенность матрицы или пленки вашего фотоаппарата. Опять-таки крайне простым языком, если ваша камера обладает стандартной шкалой переключения ступеней (f/1,4; f/1,8 … f/16; f/22; f/32), то при закрытии диафрагмы на одно значение света будет проходить ровно в два раза меньше.

Так же стоит запомнить и понять, что большее диафрагменное число обозначает меньшую диафрагму. Пример: значение f/32 соответствует самому маленькому отверстию и света на матрицу попадает меньше всего.

Таблица со шкалой целых и дробных f-значений

Диафрагма на фотоаппарате и ее настройка для съемки

Диафрагма во время съемки может подбираться в нескольких режимах. Среди них полностью автоматический режим, два полуавтоматических режима (приоритеты диафрагмы и выдержки) и ручной режим.

Каждая из настроек подходит для определенного жанра. Но следует помнить, что в ручном режиме диафрагма задается в режиме (Av) приоритета диафрагмы и в режиме (M) ручной настройки. Используя эти режимы, фотограф полностью контролирует глубину резкости и рисунок объектива, к которому так же относится любимое всеми боке.

Само по себе боке не является чем-то особенным, это светлые пятна, не попавшие в резкость, некоторая часть дисторсий, закручивания, иногда виньетирование. То есть все это по большей части помехи, но они имеют красивый вид и даже дополняют фотографию.

Боке относят к элементу рисунка объектива. Так же следует знать что боке и «рисунок» зависят от типа объектива, строения его оптической системы и прочих технических факторов. И, так сложилось, что чем красивее рисунок объектива, тем дороже он стоит. Впрочем, не стоит расстраиваться, подобная ситуация почти везде.

Однако мы немного отвлеклись, вернемся обратно к нашей теме.

Строение диафрагмы

Диафрагма фотоаппарата это шесть или девять ирисовых лепестков, которые двигаются с помощью специального кольца, расположенного на оправе объектива или же электроприводом, который управляется фотокамерой. Соответственно при открытой диафрагме мы имеет круглое отверстие, а при частично закрытой – равнобедренный многоугольник. На форму этого многоугольника влияет количество лепестков диафрагмы. Если лепестков больше, то фигура получается более скругленной. Этот же показатель влияет и на форму боке.

Строение объектива так же может быть оснащено механизмом «прыгающая диафрагма». Это приспособление скачком закрывает диафрагму до заданного на фотоаппарате диафрагменного числа во время нажатия кнопки спуск. Таким образом, в видоискателе или на экране мы видим изображения при максимально открытой диафрагме, что позволяет нам более легко и точно провести построение кадра, а в случае объектива с ручным фокусом – легче навестись на резкость.

Думаю, теории уже предостаточно, давайте подведем краткий итог:

  • Диафрагма является одним из параметров экспозиции, который влияет на ГРИП и качество фотографии;
  • чтобы получить максимальное боке необходимо максимально открыть диафрагму;
  • лучшими значениями диафрагменного числа для портретной съемки являются f/1,4 – f/2,8;
  • лучшими значениями диафрагменного числа для пейзажей являются f/11 – f/16;
  • соответственно для студии f/8 – f/9, изредка f/11.

Поэкспериментируйте с диафрагмой, попробуйте разные объектива, понаблюдайте, чем они отличаются, это даст самый лучший результат. Понимание приходит во время практики!

В фотографии есть основы, без знания которых, невозможно научиться делать качественные и красивые снимки. Одна из таких вещей — понимание экспозиции кадра. В нашей статье мы расскажем о выдержке, диафрагме и чувствительности. Именно эти вещи формируют экспозицию и понимание их работы необходимо для получения хороших кадров. Мы расскажем, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность и как с ними эффективно работать.

Введение.

Прежде чем написать, что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма — это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания.

Диафрагма.

(diaphragma — перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)

Диафрагма — элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).

Для простого понимания диафрагмы - приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.

Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.

Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.

Диафрагма — очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.

Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).

Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.

Выдержка.

Выдержка — интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.

Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.

Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.

Минимальная выдержка при съёмке с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.

Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, съёмка с проводкой — при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким.

Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.

Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или пролетающая мимо машина.

Чувствительность ISO.

Чувствительность — это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.

Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.

При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.

Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.

Итог

Вместе значения выдержки и диафрагмы — образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра. Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы. Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.

В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку. Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.

В следующих наших статьях, мы продолжим рассказывать о основах фотографии. Ведь именно в этих вещах и кроется понимание искусства фотографии. Зная их, вы сможете создавать те кадры, которые вы хотите.

Все любят фотографировать на мобильный телефон, но встроенная фотокамера в каждом имеет свои различия, поэтому важно понимать, что означает каждая спецификация. Тогда вы выберите смартфон, фотокамера в котором удовлетворит ваши потребности.

В этой статье мы углубимся в значения многих функций, чтобы вы могли судить о возможностях камеры, читая описание или обзор технических характеристик.

Диафрагма

Диафрагма объектива - это отверстие, через которое свет проходит к датчику и оно обозначено числовой величиной F (например, f/2.0 или F/2.8). Чем меньше диафрагменное число, тем крупнее отверстие и тем больше света проходит через объектив, и тем лучше производительность фотокамеры во время съёмки в условиях с низким освещением. Число F, которое вы видите в спецификациях, это максимально возможное значение диафрагмы для данного фокусного расстояния (о фокусном расстоянии ниже).

К примеру, если камера снимает при F/5.6, то она захватывает меньше света, чем при F/2.0. Объектив 29 мм F/2.2 в iPhone 6 можно назвать «светосильным», это означает, что с ним вы сможете снимать при более высокой скорости затвора. Чем выше светосила объектива (чем меньше диафрагменное число), тем лучше он приспособлен для съёмки недостаточно освещённых сцен. Поэтому выбирайте фотокамеру, у которой наименьшее диафрагменное число (F/2.2 лучше, чем F/2.8).

В таких зуммирующих фотокамерах как в смартфонах Galaxy K Zoom и Galaxy S4 Zoom, чаще всего вы получаете две пары чисел с фокусным расстоянием. При этом иногда в них указана постоянная апертура, но это больше характерно для обычных цифровых фотоаппаратов, а не для смартфонов.

Фотокамера в Samsung Galaxy K Zoom оснащена объективом 24-240 мм F/3.1-6.4. Это называется переменная диафрагма. Первое диафрагменное число (F/3.1) означает максимальную диафрагму при съёмке с максимально широким углом (24 мм), а второе значение F (F/6.4) говорит о максимальном открытии диафрагмы при съёмке на теле-конце (240 мм). При масштабировании, изменении фокусного расстояния, диафрагма тоже изменяется.

Так же важно отметить, что в фотокамерах с большим датчиком, значение диафрагмы влияет на глубину резкости. Так на большой диафрагме можно получить небольшую глубину резкости, сделав таким образом красивый размытый фон, так называемое "боке". К сожалению, с маленьким датчиком, который в большенстве мобильных устройств, такой эффект получить практически невозможно.


Диафрагма F/2.8.

При увеличении диафрагменного числа до F/11, отверстие уменьшается и глубина резкости увеличивается, как на примере ниже.

Фокусное расстояние

Фокусным называют расстояние от оптического центра объектива до плоскости изображения, в телефонных камерах это означает до датчика изображения.

При масштабировании изменяется оптический центр зум-объектива, поэтому изменяется и значение фокусного расстояния. ФР также говорит нам об угле зрения, что особенно важно. Для простоты, смотрите на эквивалентное фокусное расстояние объектива, которое учитывает размер датчика и даёт вам ФР в 35 мм эквиваленте. Такой показатель можно сравнить среди различных фотокамер.

Эквивалентное фокусное расстояние говорит о том, насколько широк объектив. Вы можете использовать этот конвертер , чтобы понимать о каком угле обзора идёт речь при определённом ФР в 35-мм эквиваленте. Чем короче фокусное расстояние, тем шире поле зрения.
Так, например:

IPhone 6 / iPhone 6 Plus: 29 мм (в 35 мм эквиваленте)
Galaxy S5: 31 мм (в 35 мм эквиваленте )

Можно сказать, что с iPhone 6 и iPhone 6 Plus поле зрения шире, так как 29 мм переводится в 73.4 градуса, а 31 мм – в 69.8 градусов.

При меньшем значении фокусного расстояния фотокамера может охватывать более широкую область сцены (по вертикали и горизонтали). Это очень удобно для съёмки групповых кадров, интерьеров, архитектуры, селфи и т.д. Вот почему производители смартфонов наделяют объектив фронтальной камеры меньшим фокусным расстоянием, – чтобы сделать её более подходящей для автопортретов.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием называют «фиксами». Это означает, что в фотокамере нет масштабирования.

В смартфонах Galaxy Zoom переменное фокусное расстояние. Например, Galaxy S4 Zoom оснащён объективом 24-240 мм F/3.1-6.4. Таким образом, 24 мм – это фокусное расстояние на широком угле, а 240 мм – на теле-конце. Конечно, диафрагма, как мы упоминали выше, максимально открыта в широкоугольном положении и минимально на теле-конце.


Видео Майка Брауна.

К слову, оптический зум рассчитывают путём деления максимального фокусного расстояния на кратчайшее. Например, в случае S4 Zoom мы делим 240 на 24 и получаем 10. Другими словами, S4 Zoom обладает 10-кратным оптическим зумом.

Размер датчика

Размер сенсора играет ключевую роль в производительности фотокамеры. Принято считать, что чем больше датчик, тем выше качество изображения. Почти всегда так оно и есть. К крупному сенсору производители могут применить больше технологических достижений, которые невозможно либо дорого внедрить в небольшие датчики. Тем не менее, среди исключительно важных спецификаций сенсора находится размер пикселей.

Пиксели измеряются в микрометрах (мкм) или микронах (μ). Некоторые производители смартфонов предоставляют этот показатель, поскольку всё больше людей осознают влияние размера пикселя на качество изображения и производительность при низкой освещённости.

Чем больше размер пикселя (фотодиод, светосила пикселей), тем выше его способность собирать свет.

Вы можете найти две камеры, сенсоры которых одинакового размера, но с различным разрешением. Здесь вам нужно определиться, выбираете ли вы низкое разрешение с крупными пикселями (например, HTC One UltraPixel) или более высокое разрешение, но с пикселями помельче. В разных фотокамерах размеры датчиков и их разрешение будут различаться.

Возможно, вам попадётся фотокамера с большими пикселями, которая при этом будет уступать в производительности при низком освещении другой камере, так как здесь важное место занимают сенсорные технологии и обработка изображений.

Например, датчики с технологией задней подсветки BSI (Back Side Illuminated) используют уникальный дизайн, значительно повышающий чувствительность к свету. В датчике BSI проводки, ответственные за передачу данных, расположены позади светочувствительной области, что позволяет производителям создавать маленькие сенсоры с большим количеством пикселей. На датчиках FSI (Front illuminated) проводки находятся спереди, занимая пространство, на котором могли разместиться крупные фотодиоды.

Датчики нового поколения демонстрируют своё превосходство над более ранними, сенсорная технология продолжает улучшаться. Смартфон HTC One UltraPixel с пикселями в 2.0 микрона не всегда приводит к более высокой производительности при низком освещении по сравнению с датчиками, чьи пиксели мельче. В настоящее время первое место занимает iPhone 6 Plus с датчиком разрешением 8 Мп и пикселями в 1.5 мкм на DxOMark. TheHTC One M8 находится на 18-ом месте, значительно уступая даже фотокамере в Samsung Galaxy S5 (3-е место), в которой 16-мегапиксельный сенсор с пикселями размером 1.12 микрон.

Размер сенсора в связке с характеристиками объектива влияет на глубину резкости. При одинаковой диафрагме более крупный датчик даст возможность достигать меньшей глубины резкости, то есть более выраженного боке. Эффект расфокусированного фона поможет выделить объект съёмки от элементов заднего фона.

Чтобы получить более размытый фон, вам нужен смартфон, в фотокамере которого крупный сенсор и большая апертура.

Размер сенсора указывают в списке спецификаций, он может быть 1/2.3", 1/2.5", 2/3" и т.д. Это означает, что такова его диагональ, но не всем легко таким образом сравнить размеры датчиков. Вы можете обратиться к онлайн-инструменту для сравнения размеров сенсоров cameraimagesensor.com или открыть статью на сайте Википедия , в которой перечислены самые популярные типы датчиков с их эквивалентной шириной и высотой в миллиметрах.

Вы можете увидеть, что Nokia Lumia 1020 имеет сравнительно очень крупный датчик (2/3-дюймовый = 8.80x6.60 мм); Nokia Lumia 720 (1/3.6-дюймовый = 4.00×3.00 мм).

В следующий раз, когда вы соберётесь покупать смартфон, просматривая спецификации фотокамеры, не забудьте взглянуть на размер пикселя и габариты сенсора. Большинство современных камерофонов оснащены сенсорами BSI. В некоторых более передовые технологии, чем в других.

Стабилизация изображения

Стабилизация изображения – один из важнейших аспектов многих современных телефонных камер. Есть цифровая стабилизация изображения и оптическая. С системой оптической стабилизации фотокамера компенсирует движения рук и дрожь путём смещения элементов объектива в сторону, противоположную направлению движения, что приводит к более чётким изображениям.

Изображения из патентной заявки от Apple, в которой описывается метод для интеграции оптической стабилизации в миниатюрных камерах.

При съёмке с рук неизбежны мелкие движения, которые могут привести к смазанному снимку. Если вы установите телефон на устойчивую поверхность, такое беспокойство отпадёт. Но с мобильным телефоном большую часть времени вы снимаете с рук. Для того, чтобы получить чёткое изображение, придерживайтесь эмпирического правила выдержки, которое гласит: знаменатель выдержки должен быть не меньше числа, обозначающего фокусное расстояние в 35-милиметровом эквиваленте. То есть, чтобы получить резкое изображение при съёмке с 30-мм объективом (в эквив.), вам нужно установить скорость затвора на 1/30 сек.

Приветствую вас, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Вчера наткнулся на ряд фотографий, так называемого «профессионального» фотографа, и складывается впечатление, что многие просто не разбираются в диафрагме фотоаппарата.

Поэтому, я решил написать подробную статью про этот фактор, чтобы люди хотя бы поняли основные моменты и как им пользоваться. Вы в курсе, что диафрагма влияет на качество фотографий? Вы, зададитесь вопросом, как? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Перед тем как продолжать прочтения статьи, ознакомьтесь сначала с и . От этих параметров зависит качество вашей фотографии.

После ознакомления с материалом, вы поймете основной принцип действия диафрагмы, а также научитесь устанавливать различные параметры, для съемки ваших сюжетов. Ну что, пора приступать?

Покупая фотоаппарат, многие сразу же приступают к практике, не затрагивая при этом теоретической части. Спустя какое-то время, пыл и настрой у фотографов становится все слабее и слабее, многие оставляют свои «машинки» пылиться на полках, так как, немного покопавшись в настройках, они получают снимки, которые не удовлетворяют их амбиции.

Чтобы такого не произошло и с вами, необходимо сначала разобраться в теории, дабы получать более качественные работы, радовать себя и своих близких, а в будущем и партнеров!

Что есть диафрагма?

Что такое диафрагма в фотоаппарате, подобный вопрос, часто задают новички в фотоискусстве, а после небольшого знакомства с устройством диафрагмы, сразу же приступают к съемке, так и не разобравшись в сути и в нюансах использовании «дырки», получая тем самым весьма типичные фото без сюжета и изюминки.

Вы, наверное, задаетесь вопросом «дырка»? А причем тут она? В лексиконе фотографов, диафрагму еще называют дыркой, отверстием. Итак, это особый механизм в виде кольца, состоящий из лепестков, регулирующий пропуск, заданного объема света на матрицу камеры.

Чем больше открыты лепестки, тем больше света попадает на матрицу, и наоборот, чем меньше открыты лепестки, тем меньше света.

Для новичков такое обозначение термина может показаться весьма сложным, и чтобы вразумить, что это такое и, как работает механизм отверстия, можно просто представить глаз, а именно чем шире приоткрыт зрачок, тем больше света падает на сетчатку и наоборот. Свет определяет уровень экспозиции.

Принцип работы

После знакомства с механизмом действия, необходимо разобраться, как она работает, определяется и изменяется. Каждый, кто работал с камерой, сталкивался со значением f и рядом чисел, это и является определением диафрагмы, которые можно изменять и подстраивать под различные сюжеты.

Диафрагменный ряд представляет собой определенное количество чисел со значением f, а именно: f/1.4; f/2; f/2.8 и т. д. В основном диафрагменная линия заканчивается на f/22. Эти числа обозначают, насколько открыты лепестки в объективе, тем самым определяя глубину резкости и экспозицию.

Главная фишка в том, что, чем меньше значения, которое, кстати, выражается в цифрах, у диафрагмы, тем шире диафрагма. Следовательно, максимально открыта она будет при параметрах f/1.4, а при f/22 «дырка» будет минимальна открыта. Этот механизм работы относится ко всем камерам, к Никон, к Сэнон и другим.

Как диафрагма влияет на экспозицию

Теперь мы подошли, к вопросу о влиянии ширины отверстия лепестков на экспозицию. Суть в том, что, чем шире открыто, тем светлее будет фотография. Работа со светом очень важна при съемке любых сюжетах. Если говорить о практике, то, например, во время съемки в затемненном помещении, лучше открывать диафрагму по шире (до f/5.6), а при съемке в ясный день на улице, диафрагма должна быть прикрыта (от f/8 до f/16), чтобы не было, так называемого «пересвета».

Здесь еще надо учитывать, какого эффекта вы хотите добиться. Если вы хотите размыть задний фон, то отверстие должно быть максимально открытым, 2.8 или 3.5.

Влияние значений диафрагмы на глубину резкости

Параметры диафрагмы изменяют глубину резкости, а это, пожалуй, одна из главных вещей в фотографии. Под этим обозначением понимают определенную зону на снимке, которая отличается резкостью, а точнее, непросто зону, а, можно сказать, диапазон расстояний.

Диафрагма и глубина резкости, взаимосвязаны. Эта связь строится на параметрах диафрагмы, а, именно, если кольцо открыто полностью, f/1.8 то, ни о большой резкости речи быть не может.

При открытой диафрагме, глубина резкости очень мала, и конкретный предмет на который вы сфокусировались будет в фокусе, а задний фон, получится «замыленным», но такой способ тоже «пользуется популярностью», например, при съемке портретов, где внимание акцентируется на глазах модели, а фон получается размытым.

Для портретных съемок желательно использовать ширину от f/4 до f/8, при такой ширине «дырки», на снимке будет видно модель, и в то же время фон сзади, будет слегка приятно размыт, который придаст красивый эффект фотографии.

Настройки значений диафрагмы

Как выбрать подходящую величину для съемки? Это довольно несложно, главное, что нужно знать, это как настроить необходимые значения для съемки. Итак, диафрагма (f/1.8) подойдет для съемки в плохо освещаемых помещениях. Такие фото стоит делать, фотографируя, различные миниатюрные объекты или если вы хотите выделить конкретно какую-то деталь, например, глаз или пуговицу на рубашке.

Ширина в f/4 подойдет для портретной съемки, при среднем объеме света в помещении. Главное, снимая с такими величинами не «промахнуться», тем самым выделив, например, плечо, а не желаемое лицо модели.

С шириной в f/5.6 можно смело «щелкать» модель в полный рост, а со значением f/8 стоит снимать группу людей.

При солнечном свете стоит применять значения f/16 и f/22 так, как они прекрасно подстроятся под пейзажи.

Сегодня рынок видов и производителей фотокамер переполнен, это и всем известные Canon и Nikon, и другие менее известные бренды, как, например, Fujifilm, Pentax и другие. Неважно, какая у вас камера, главное, знать основы фотографирования, правильно выбирать свет и понимать такие параметры, как выдержка, диафрагма и ISO.

После ознакомления с этой статьей вы явно должны разобраться с тем, что такое диафрагма, как пользоваться и как ею управлять для съемки собственных сюжетов. Осталось только взять в руки камеру и приступить к такому замечательному искусству, как фотография!

Мой вам большой совет. Фотографируйте как можно больше, практикуйтесь. Берите свою камеру везде с собой. И не когда не останавливайтесь на достигнутом!

И еще, хотелось вам порекомендовать, просто суперски видео курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Очень подробно, при помощи видео, рассказываются все тонкости получения качественной фотографии. Почему, именно этот курс? Все просто, я ознакомился со многими курсами в интернете, и не один по качеству и объему информации не превзошёл рекомендуемый мной курс. А некоторые вообще, ввели меня в заблуждение.

Удачи в творчестве! До скорых встреч, на просторах моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.


Top