Интервью Найк Борзов — Скандальность по-прежнему хорошо продаётся. Радоваться вместе с найком борзовым Старые песни на новый лад – актуальная тема

Иногда они возвращаются... Казалось бы, подзабыто его имя. Загнанная «Лошадка» пристрелена, и «Верхом на звезде» Найк унёсся в миры, параллельные успеху и славе. Записан в герои вчерашних дней - точка. А он вдруг взял да и выбрался из восьмилетнего подполья. Да ещё со свежим альбомом «ИЗНУТРN», который уже называют музыкальным открытием года.

Беседовал Дмитрий Тульчинский

«В Интернете писали, что я умер от передоза»

- И сразу вопрос в лоб: Найк, где вы пропадали последние восемь лет?
- Практически всё, чем занимался последние восемь лет, я описал в своём автофильме, который называется «Наблюдатель», - он выйдет вместе с пластинкой как приложение к диску. А в принципе - увлёкся театром, играл в спектакле Грымова «Нирвана». Потом занялся всякими психоделическими проектами, трансовыми: продюсировал, писал саундтрек для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция» - которую, правда, спустя три года снова «похоронил»...

- В общем, дел было невпроворот. Но знаете же, как у нас: нет человека в телевизоре - значит, его нет вообще.
- Я считаю, что главное - это чувство собственного самоощущения. Если сам для себя ты не теряешься в пространстве, то, в общем-то, всё в порядке. А в телевизоре, кстати, время от времени я всё же появлялся, и песни мои крутились на радио.

Но понятно же, что по сравнению с 2000-м, когда вас назвали исполнителем года, это небо и земля. Оттого и сложилось впечатление: был Найк Борзов, да весь вышел.
- Хм, я даже в Интернете где-то прочитал, что умер от передоза.

- Что ж, вполне логичная версия.
- На самом деле, надо просто вспомнить 2002-2003 годы, и что у нас было в стране. Началась «Фабрика звёзд», и сразу рок-музыканты ушли на третий, на десятый, на пятидесятый план. Практически исчезли программы, куда можно было прийти и сыграть живой концерт. Всё пространство заполонили собой дешёвые поп-исполнители, поющие под «фанеру», которых к тому же каждый день раскручивал Первый канал.

Так у вас, думаю, был тогда просто реальный супершанс с той попсой слиться воедино, стать полновесным поп-персонажем.
- Может быть, это одна из главных причин, почему я и ушёл в тень. Мне не хотелось быть поп-исполнителем, всё-таки я не воспринимаю свою музыку, как что-то массовое. Песни «Лошадка», «Три слова», «День как день» были в этом плане скорее неким исключением...

- Вполне себе попсовенькие песенки, в общем-то.
- Скажем так, они простенькие. Я люблю условно-простым языком говорить о каких-то сложных вещах.

Сразу вспоминается: «Меня зовут Вова, просто Вова...» А тогда только-только вступил в должность Владимир Владимирович.
- Я думаю, эта песня снова будет суперхитом через пару лет. Может быть, даже гимном России.

- В своё время, помнится, депутаты даже парламентские слушания по поводу этой песни устраивали.
- Да, потратили три часа своего драгоценного времени на разбор абсолютно пустой проблемы. Песню обвиняли в пропаганде проституции, секса... Вау! Какой кошмар!.. То есть получается, я спел о таких вещах, о которых никто прежде даже не догадывался. А песня прозвучала - и вдруг все об этом узнали. Я сходил тогда в Думу, через секретаря вручил спикеру пригласительный на свой концерт. Не знаю, приходил он или нет, но, говорят, какие-то депутаты в зале всё же были.

- Вошли в историю, можно сказать. Из персон шоу-бизнеса, по-моему, Дума разбирала только вас и Собчак.
- А они вообще любят всякой ерундой заниматься, не имеющей отношения к прогрессу страны или к повышению уровня жизни граждан. Может, разбор моей песни стал для депутатов неким светлым пятном на фоне их повседневной серости. Им же внутри скучных коридоров власти тоже необходимо некое шоу. Да и молодёжь опять же надо привлекать к парламентским слушаниям.

«Я не хотел жить по правилам шоу-бизнеса»

- «Лошадка» тоже породила серию скандалов. Правда, хитом стала не сразу...
- Да, в альбом группы «Инфекция» я включил её в 96-м, через год переписал для собственного альбома «Головоломка». И уже тогда у этой песни начались какие-то яркие истории. Скажем, человек ставит её на радио, по собственному усмотрению - и его за это увольняют. Потом «Лошадка» стала гимном всех драг-дилеров московских. То есть она сразу начала конкретно скакать. И в 2000 году произошел некий взрыв - её стали крутить просто везде.

- Нормальная поп-история - куй железо, пока горячо. А вы?..
- А я не хотел жить по правилам шоу-бизнеса. Да никогда и не был в шоу-бизнесе, занимался тем творчеством, которое мне доставляет удовольствие. Если это нравится ещё кому-то, - замечательно. Но в первую очередь я делаю это для того, чтобы кайфануть самому и самого себя удивить.

На отговорку похоже. Многие, как принято их называть, «сбитые лётчики» говорят, что не хотели играть по правилам шоубиза. Но, уверен, никто из них не отказался бы от продолжения успеха.
- Я согласен, что большинство не отказалось бы. Но я не из большинства.

- Вам не понравилась популярность? Узнаваемость, море фанатов, автографы?
- Да нет, всё это очень мило. В плане того, что тебе не нужно, во-первых, никому ничего объяснять: ты приходишь, и всем уже всё понятно. В любом месте: будь то магазин или звукозаписывающая компания. Но и минусы свои тоже есть, и вытекают они из тех же плюсов. Условно говоря, людям кажется, что они знают про тебя всё. И массовое сознание начинает диктовать тебе: кем ты должен быть, как должен поступать. Если ты идёшь у него на поводу, то в большинстве случаев превращаешься в какой-то комикс, карикатуру на самого себя. Я к этому был не готов.

- А может, звездная болезнь всему виной?
- Она у меня была. Но не в то время, а лет в 13-15. Вот тогда у меня была настоящая мания величия. Сохранилась видеозапись одного концерта тех времен, сейчас пересматриваю - ну Билли Айдол практически. Когда случилась эта так называемая популярность, мои друзья были в лёгком шоке. А я уже в 13 лет понимал, что со мной такое произойдет, и это только вопрос времени.

- Тем более не понимаю: как можно было после стадионов опять уйти в полуподпольную панкуху?
- Я не ушёл в панкуху. У меня в 2003 году родилась дочь, например. Разве это панк?

- Вот я и думаю, что должны быть более веские причины для ухода в тень.
- Да, дочка родилась. А это реально что-то такое, когда ты начинаешь божественное чувствовать. И заниматься всей этой возней - тараканьей, крысиной - мне было уже как-то противно. Последние три года я записывал свою новую сольную пластинку, и она как раз в отличие от предыдущих получилась очень светлой. Вдруг мне захотелось света. Захотелось, чтобы люди перестали быть зверьми. Захотелось показать им, что кроме секса, жратвы и телевидения существует ещё много всего интересного. И весь мир, настоящий мир, находится внутри нас самих. А если человек свой мир не развивает, не делает его светлым, если всё время находится в депресе, в этом «лошадочном» состоянии и везёт свою тележку с иллюзорным счастьем «кокаин», и парится от этого, и занимается нелюбимым делом, - тогда он становится животным. То есть мне захотелось хоть немножко изменить этот мир, внести свой вклад в копилку светлого.

«Теперь меня прёт без наркотиков и алкоголя»

Это всё замечательно. Но десять лет прошло, жизнь нынче быстрая. Могли забыть, кто такой Найк Борзов. И кого менять тогда?
- Я на эту тему совершенно не парюсь: «забыли - не забыли». Прошло всего десять лет, это не так уж много, никто ничего не забыл. А пройдёт ещё лет десять, я уверен, и на дискотеках нулевых (по типу дискотек 80-х, 90-х) опять все будут петь «Лошадку», «Три слова» и «Верхом на звезде».

- А сами вы склонны к депрессиям?
- Депрессии у меня бывают. Но я в этом состоянии нахожу свою прелесть, иногда даже специально продлеваю его. Я другой в этот момент, могу написать что-то совершенно непохожее на то, что сочиняю в позитивном и бесшабашном настроении. Но у меня не было депрессии из-за того, что про меня стали забывать. Наоборот, когда это началось, я стал отказываться от интервью, перестал бывать на каких-то мероприятиях. Просто захотел отойти от всего этого и посмотреть на ситуацию как бы со стороны. На то, что произошло со мной, на то, что вообще происходит. И это дало мне возможность написать очень глубокую пластинку, которая сейчас вышла. Она на самом деле очень важная для меня. Работа, которой я действительно горжусь.

- А что же насчёт всех этих слухов про передоз - не на пустом же месте?
- Кстати, писали, что я умер от героинового передоза, а на самом деле я никогда героин не употреблял. Вообще, об этом говорить я не большой любитель, но могу сказать, что сейчас в моей жизни нет ни алкоголя, ни наркотиков. В какой-то момент я понял: всё это есть у меня внутри, я научился вызывать любые состояния естественным путем и собственными силами. И тогда я осознал, что действительно о чём-то жалею. То есть, в принципе, по жизни я ни о чём не жалею, всё было так, как должно было быть. Но вот об этом действительно жалею. Мне правда жаль, что в своё время я всё это в себя вкачал. Но теперь уже я абсолютно чист, нет никаких волн наркотических и алкогольных, которые даже после «завязки» накрывают человека на протяжении многих лет. Всё это давно закончилось, и сейчас меня так же реально прет уже без наркотиков и алкоголя.

- Неужели сейчас вообще ни капли? Потому что - может плохо кончиться?
- Да нет, в какой-то момент я стал выпивать спокойно, без фанатизма, так скажем. Чтобы просыпался в багажнике автомобиля, - такого уже не было. Так получилось, что последний раз я выпил, когда мы отмечали первые за 20-летнюю историю группы «Инфекция» дальние гастроли. В 2006 году поехали в Екатеринбург на фестиваль «Урал-рок», были там хэдлайнерами. Помню, от зала, где выступали, выехали на микроавтобусе, за нами - полный автобус девушек. Приезжаем в ресторан, и начинается угар: всем круто, реально клёвая атмосфера вокруг. Думаю: надо тоже отметить. Заказал себе уху, 50 граммов. Выпиваю, закусываю. И понимаю, что меня вообще не вставило. Беру ещё 50 - никакого эффекта. Выпиваю третий полтинник. И у меня тут же начинается похмелье. Вот тогда я понял, что - всё, свою дозу я уже выпил. Видимо, пробка уже всплыла, как в том старом анекдоте. И с тех пор я вообще не пью спиртного.

А ведь могут подумать: «завязал» человек - и пропало вдохновение. Ведь и Курт Кобейн, которого вы у Грымова играли, и Джим Моррисон сочиняли под кайфом.
- Не знаю насчет Кобейна и Моррисона, я с ними не тусовался. И как там оно было, никому не известно.

- Насчёт Моррисона по фильму Стоуна сужу.
- Я понял. Но это пропаганда, на самом деле - Стоун вообще заказной режиссёр. А что касается вдохновения, то его уж точно я не в наркотиках черпаю, сто процентов. И отказ от них - ни в коем случае не причина того, что я перестал сочинять. У меня вообще по жизни так бывает: долго ничего не пишу, а потом вдруг раз - и остановиться не могу. Сочиняю я только по настроению. А написать песню лишь для того, чтобы популярность не закисала, я не могу. Пробовал, не получается...

Рецепты на каждый день

Рецепты со всего мира

С того на этот берег

Найк Борзов и почти космическая одиссея по творчеству музыканта во всех его проявлениях.

Автор и исполнитель песен Найк Борзов — желанный гость в Краснодаре. Да и ему, кажется, у нас нравится: был с концертами дважды в прошлом году, один из которых — в рамках тура «45 лет в космосе», и планирует следующий осенью-2018. В ожидании выступления мы и поговорили о вкусе к творчеству в земных и космических масштабах.

О названии тура

«Космос — сложная и огромная структура. Никто даже не замечает, существуем мы или нет. Наши история, заслуги и достижения, регалии и ордена не имеют значения. Но при этом сама жизнь складывается из, казалось бы, незначимых мелочей. Так что для меня космос — гармония всего вокруг. Поэтому я решил обозначить таким сложным понятием большой тур, в котором играл лучшее из написанного на протяжении жизни».

Считается, что космос бесконечен, но у него есть начало. Поговорим о начале вашей истории. Родители разделяли культуру хиппи, мама увлекалась духовными практиками, папа был музыкантом. Все так?

Да, дома всегда был какой-то праздник, все цветное, яркие краски, музыка странная, не та, что звучала тогда по телевизору. Но были в этом, конечно же, и минусы. Помню, как еще ребенком в очередной раз сидел в такой компании, мне дико хотелось посмотреть продолжение мультфильма в передаче «Спокойной ночи, малыши», а телевизор находился в комнате, где шла вечеринка. Было так шумно и дымно, что я не мог посмотреть мультфильм. До сих пор помню тот момент и другие подобные. Но в целом было весело. И люди собирались творческие: художники, скульпторы, музыканты. Последних было особенно много из-за пристрастия родителей к музыке.

Какой инструмент вы освоили первым?

Акустическую гитару. Мне нравилось звучание. Мама рассказывала, что я еще ходить не умел, но уже перебирал струны отцовской гитары. Подползал, ложился ухом на деку и бренчал «ми-си-соль-ре-ля-ми». Эта вибрация завораживала. До сих пор, когда играю на гитаре, часто прикладываю к ней голову — послушать. Мне нравится, как тело с инструментом входят в резонанс: идеи и энергии сплетаются, создавая нечто органичное.

Знаменитая песня «Лошадка» была написана Найком в 1993 году, записана — в 1997-м, а в 2000-м прославила автора на всю страну, буквально сделала из андерграундного исполнителя представителя мейнстрима.

Когда вы почувствовали себя музыкантом?

Не отмечаю таких моментов. Предпочитаю думать, что музыка была со мной всегда и я — всегда в музыке. Это естественное состояние.

Найк Борзов был участником музыкальных групп «Бобры-мутанты», Killer Honda, «Гравитационная сингулярность».
В 2003 году играл роль Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Озвучил книгу Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» и написал к ней саундтрек.

Было время, когда вы пропали с телеэкранов на 8 лет. Не каждый артист может позволить себе такой перерыв, а после вернуться и вновь стать популярным. В чем секрет?

Может в том, что песни красивые пишу? (Смеется.)

Однозначно. И все-таки?

В том, что я не пропадал. Меня не было в теле- и радиоэфире, но я осваивал интернет, который в нулевых у музыкантов не был популярен. Был занят проектами, имевшими к коммерции или мейнстриму отдаленное отношение. Можно ли считать это исчезновением? В каком-то смысле — да. Как уйти и потом вернуться, сохранив популярность? Вот уж не знаю. Видимо, надо писать качественные композиции. А я этим и занимаюсь, даже когда работаю в как бы несвойственном мне, по мнению большинства, «психоделик-трансе».

О закромах и сусеках

«В 1980-х я расписал в нескольких тетрадях по
96 листов свою карьеру, дискографию, песни буквально по годам, вплоть до 2000-го. Каждый альбом составлял от 8 до 20 песен, если двойная пластинка намечалась. Что-то оттуда иногда вспоминаю и даже думаю собрать сборник из песен, написанных до 1990-х годов. Это как тетрадка с рецептами, которые собираешь, чтобы потом что-нибудь приготовить. Из того же периода — акустический альбом «Диалог со стеной», я его нигде не выкладывал. Может быть, когда меня не станет, его найдут и издадут».

Это было временное увлечение?

В космосе нет ничего постоянного и вечного: ни проектов, ни людей. Если проект завораживает, то не думаешь о времени, просто наслаждаешься моментом. В целом я живу настоящим. Бывает, строю планы, фантазирую. Прошлое воспринимаю как некую цепь связанных событий. У меня очень много нитей с прошлым. Часто в схожих ситуациях обращаюсь к себе тому, каким был когда-то, и уже с высоты прошедших лет и опыта делаю выводы. Но все-таки жить мне нравится здесь и сейчас.

«Сейчас максимум времени уходит на запись нового альбома. Рассчитываю им порадовать в конце этого года или в начале следующего. Параллельно с записью готовых песен пишу новые, но определенной концепции пока нет. Каждый момент все может измениться. Пока это — конструктор».

Какой проект считаете наиболее значимым в карьере?

Сольное творчество. Оно началось раньше «Инфекции» и прочих групп, большая часть которых — для развлечения. Это как, скажем, когда ешь здоровую еду или сидишь на диете, а потом съедаешь что-нибудь дико вредное, но чуть-чуть. Проекты все разные, непохожие на то, что я делаю как сольный исполнитель. И от этого еще интереснее.

В 14 лет, в 1986 году, Найк Борзов создал музыкальную группу «Инфекция», которая была известна как первый в Советском Союзе проект в стиле треш-панк.

Разнообразие необходимо — как в питании, чтобы не приедалось. Или как командировки, когда начинаешь скучать по людям, от которых уехал. Но, признаю, 8 лет — слишком большая пауза. Повторять не буду.

11 студийных альбомов у Найка Борзова вышли с 1992 года. Самый свежий релиз — «Кислотный бог» — в 2018 году.


Кстати, мы недавно с удивлением узнали, что вы принимали участие в кулинарных программах на телевидении. Какие у вас отношения с едой?

Очень теплые. Мы любим друг друга. Питание важно. Ты — то, что и как ты ешь. Этот закон работает.

А какие воспоминания о еде наиболее теплые?

О пельменях моей бабушки. Они были потрясающими. После того как она умерла, пельмени я не ем, потому что такого вкуса больше не встречал и такого кайфа от этого блюда не получал. Еще мандарины и, пожалуй, советская жвачка — кофейная, апельсиновая, мятная. Мы скидывались с друзьями и покупали на несколько человек одну пачку. Иногда доставалось по половинке каждому, иногда — по целой.

Как ваши вкусовые пристрастия отражены в райдере?

Там прописаны простые правила, адекватные для здоровья музыканта. Частые переезды, смена продуктов и воды — организм находится в определенном стрессе из-за этого. Поэтому правильное питание — часть контракта. На гастролях у нас с едой все в порядке. Мы не питаемся комплексными обедами, не едим в забегаловках, не перекусываем на ходу.

Но ведь наверняка так было не всегда. Каким было питание в период молодости, пика популярности и затяжных гастролей?

Да, не всегда. Лет 20 назад во время гастролей мог и вовсе остаться без ужина. Организаторы фестивалей, в которых я участвовал, случалось, пропадали сразу после выступления. Да и о здоровом питании тогда особо не задумывались.

Раньше у меня была традиция: приезжая в Питер, съедать шаверму на вокзале. Там был ларек, в котором продавали лучшую шаверму в городе. Ел ее каждый раз там во время гастролей. А потом подсел на солянку.

И однажды, в том же Питере, куда приехал просто к друзьям в гости, я ее переел. Вот буквально до дичайшей изжоги. После этого солянку больше не ем.

Шавермой называют шаурму чаще всего именно
в Санкт-Петербурге. На деле это одно и то же блюдо. Классика арабской кухни — мясо (предпочтительно курятина, баранина или говядина), овощи и соус, завернутые в тонкий лаваш. Но варианты могут быть разные: вегетарианская, грибная, сладкая, например фруктовая или с шоколадной пастой. Возможны эксперименты не только с начинкой — вместо тонкого лаваша может быть пита. Ближайшие «родственники»: турецкий донер, мексиканская энчилада, греческий гиро.

В противовес фастфуду мне сегодня ближе философия здорового, разнообразного и полезного питания. И за это я должен сказать спасибо моей жене. Вот уже лет десять как сбалансированное здоровое питание — часть моей жизни. Она удивительно легко все настроила и внедрила, так что теперь это для меня естественно.

«Везде, где бываю, ем томатный суп на овощном бульоне. Вообще, частенько становлюсь на какое-то время фанатом конкретных блюд. Как когда-то — шавермы и солянки. Сегодня это — томатный суп».

Холодный томатный суп гаспачо в рамках испанской кулинарной традиции отлично насыщает жарким летним днем и при этом утоляет жажду. Благодаря простой основе и легкому приготовлению с этим блюдом любят экспериментировать на профессиональных и домашних кухнях. Красный гаспачо начали готовить только пару веков назад, когда в Европе появились томаты. Для классического томатного супа используют черствый хлеб, томаты, огурцы, сладкий перец, уксус, соль, оливковое масло и зелень.

Увлечение здоровой едой — это часть превращения из плохого парня в хорошего? Кефир и смузи не вписываются в образ рок-музыканта. Или этот стереотип устарел?

Я всегда был хорошим парнем (смеется). Старался, по крайней мере. И вовремя понял, что совсем не хочу умереть молодым. Никому не нужны эксперименты над собой, которые могут плохо кончиться. Важно учиться и на чужих ошибках, а не только на своих. Для меня мода на алкоголь и прочие рок-н-ролльные стереотипы сейчас неинтересны и устарели, на мой взгляд.

Существует ли сегодня понятие «русский рок »? По крайней мере, ваше имя часто с ним связывают.

Да, он есть. Радиостанция «Наше радио» сегодня крутит русский рок. Но я бы не стал рассуждать на тему, какой он, чтобы никого не обидеть. Ассоциирую ли я себя с ним? Ну разве что с позиции: я русский и играю рок-музыку.

Музыка идеально передает чувства. А способна ли на это еда? Что из блюд для вас воплощает страсть, что — нежность, а что — слабость?

Сложный вопрос. Слабость, наверное, фастфуд. Иногда хочется, и ты поддаешься слабости. Ну и фастфуд бывает разный, конечно. Например, в Греции совсем не высокая кухня, а мне нравятся их закуски, дзадзыки, хлеб — вкусно, и это слабость, да.

Страсть, это когда блюдо в ресторане выглядит так, что понимаешь: повар, который его готовил, такой же художник, музыкант, как и ты. Недавно мы были в Уфе и после выступления ужинали в ресторане. Каждое блюдо там было как произведение искусства — и по вкусу, и по оформлению. Мы чуть пальцы не съели, а потом попросили выйти к нам шеф-повара, чтобы поблагодарить. Такая еда — страсть. А нежность — это то, что готовит моя жена.

Есть любимое место или традиции, связанные с семейным обедом? Где любите обедать с супругой?

Если говорить о ресторанах, мы постоянно ищем новые места, просим рекомендации у друзей, смотрим и читаем рецензии или проезжаем мимо и решаем, куда сходить сейчас или через какое-то время. А дома, как правило, вместе едим только один раз — обедаем или ужинаем. Чаще встречаться за столом график не позволяет. Бывает, ем и на ходу, есть такой грешок.

Коснулось ли вас увлечение , продуктами с чудо-свойствами?

Да, бывает такое у нас в меню. Моя жена — фанат этих полезных заморочек. Если бы не она, я бы и не знал об их существовании.

Отличная физическая форма — это генетический подарок или результат усилий?

И то и другое. И генетика хорошая, и усилия все-таки прикладывать приходится. В первую очередь, конечно, нужно думать о том, что и сколько ешь.


В современной гастрономии есть понятие «комфорт-фуд » (comfort food). Простая и привычная еда для поднятия настроения, то, что всегда радует. У вас есть такая? Поделитесь, пожалуйста, рецептом.

Да, есть. Берете кабачок, половинку, например. И много зелени — петрушку, укроп, лук репчатый по вкусу. Чеснока зубчик. Все это нарезаете произвольно и закидываете в блендер, наливаете туда же литр кефира. Соль, перец — не много. И доводите до однородной массы. Смузи или огородный коктейль — как хотите, называйте. И бодрит, и есть не хочется долго после него, и можно много выпить. Не грузит. Отлично подойдет хоть на завтрак, хоть на ужин. В любое время года.

Можно как раз под вашу музыку.

Да. Под что-нибудь веселое. Попробуйте под «Верхом на звезде», «Три слова» или «День как день». Должно понравиться.

Сайт: naikborzov.com

Подготовила Ирина Дибижева

Rock Cult : После записи альбома Заноза ты не выпускал сольных работ 8 лет. Испытывал ли ты новые ощущения при создании альбома Изнутри?

Найк Борзов : Да нет. Но я решил попробовать новую для себя студию, и мне она понравилась. Я записал там три пластинки: Изнутри 2010-го, Везде И Нигде 2014-го и Молекула 2016-го. А перерыв был действительно большим, потому что надо мне было понять, что я хочу дальше делать и как я хочу это делать. Плюс у меня было много других дел: дочка родилась, в театре поиграл, аудиокниги озвучивал.

Одним словом, это был андеграундный период. Я создавал проекты, которые не вписывались в пространство мейнстрима нулевых годов с бесконечными Фабриками Звёзд и прочим трэшем. Но как только я понял, что ничего хорошего не происходит и музыки хорошей никто не делает, решил записать альбом Изнутри , который, по большому счёту, тоже стал культовым.

Rock Cult : Ты был одним из немногих рок-музыкантов России, которых показывали по MTV. Но потом MTV стало узкопрофильным и стало показывать, как ты выразился ранее, трэш, потом оно вовсе перестало быть музыкальным телевидением и стало телеканалом Пятница. Нет ностальгии по былым временам?

Найк : Мы сейчас с тобой на примере канала MTV проследили историю нашей страны: как за эти 16 лет мы пришли к вечной пятнице. Всем плевать на всё, лишь бы только угорать и ни о чём не думать. В нашей стране народ раскачан так, что процентов семьдесят готовы бегом броситься в бой. Ну, после того, как допьют пивасик, конечно же. А ностальгии по MTV нет, однако, чувствуется отсутствие музыкальных каналов, которые бы крутили нормальную музыку. Но я телевизор не смотрю и тогда не смотрел. Помню, однажды в 80-90-х посмотрел зарубежное MTV. Вот там ставили нечто прекрасное. Целую ночь крутили андеграунд – Sonic Youth, My Bloody Valentine, а в следующий раз целый вечер крутили блэк-металл. В эфире находилось место разной музыке. А теперь мы получаем либо силиконовые сиськи, либо приторных мальчиков с какими-то фрикаделическими фенечками. И всё. Включи любой музыкальный канал — там одни п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Может быть дело в том, что сейчас все превратилось в низкопробный поп?

Найк : Ну, я и говорю – п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Некоторые любят вспоминать, что рок — музыка протестная. Как ты считаешь, неужели всем рок-музыкантам на роду написано вести авантюрный образ жизни и пихать в себя что попало — от таблеток до самогона?

Найк : Это условно то же самое, что ребёнок должен раскручивать кармические узлы своих родителей. То есть родители навешивают на своих детей всё то, что они не смогли в своей жизни реализовать, и ребёнок живёт не своей жизнью. Я считаю, что это неправильно. А рок сегодня абсолютно беззубый. Постоянно об этом слушая, мне пришла в голову идея записать альбом социального рока, который я выпустил в этом году с группой Инфекция. Пластинка о том, что происходит сейчас в обществе и к чему мы пришли за счёт своего легкомыслия. Остро, красиво и музыкально — вот, пожалуйста, не беззубый рок.


Rock Cult : Если воспринимать Инфекцию как первую твою группу, судя по сольному творчеству можно сказать, что ты стал намного спокойнее?

Найк : Инфекция — не первая моя группа. Это Википедия отмечает 30 лет моей творческой деятельности. Можете верить ей, мне всё равно. До Инфекции у меня была одна романтическо-некрофилическая история, которая длилась чёрт знает сколько лет. В 84-м году я записал акустический альбом Диалог со стеной . У меня даже записи моих концертов до Инфекции сохранились, но я их пока не выкладывал нигде. Тем не менее записи очень смешные. Возможно, что среди них даже шлягеры есть.

Rock Cult : В какой-то рецензии было также сказано, что та же пресловутая Лошадка была сочинена в формате Инфекции, потом переписана и перезаписана для сольного проекта.

Найк : Я её просто вставил в альбом Инфекции, а до этого она года три лежала в черновиках, и я на неё даже внимания не обращал. Написана эта песня где-то в 1993-м году, первый раз она вышла на юбилейном альбоме в честь 10-летия группы Инфекция. Я его записал один, сам играл на всех инструментах. Альбом называется Возьми Свою Суку На Руки . И когда Лошадку стали крутить в Питере по радио, я понял, что песня крутая. Многие друзья говорили, что надо её в сольник вставить, а я как раз записывал альбом Головоломка и решил сделать более акустическую версию, которая начала крутиться на всех радиостанциях. А в 2000-м я её перезаписал в том виде, в котором её знает страна.

Rock Cult : А чем спровоцировано такое творчество, которое представлено в Инфекции? Это попытка быть похожим на своих отвязных кумиров, или ты хотел что-то сказать?

Найк : Вообще ничего не хотел говорить. Это всегда был прикол. Моя мама очень любит литературу, Пушкин — её любимый поэт. И вся его срамная лирика была мне очень хорошо известна с детства. В моей семье никто не ограничивал себя в подобной лексике, и в один момент мы с друзьями очень увлеклись этой срамной лирикой. Саня Лаэртский со своим Волосатым Стеклом матерился, Летов и Гражданская Оборона тоже. Я подумал, что это прикольно. Так мы на кривых гитарах и писали альбомы Инфекции на магнитофон. Просто так, ни для чего. Записали альбом, послушали его пару раз, дали послушать паре друзей и прямо на эту же катушку записали следующий.

Rock Cult : В последнее время набирает обороты российская андеграундная сцена. Ты себя с ними ассоциируешь?

Найк : Да я себя вообще ни с кем не ассоциирую. Я не люблю субкультуры, и участия в них не принимаю. Но мне нравится за этим наблюдать. Круто, что появляется нео-психоделическая волна, и что эти ребята увлекаются музыкой современных направлений, которая нравится и мне. Там, конечно, пока всё содрано с других артистов и своего ничего нет, но я уверен, что даже из тех групп, которых мы называли хипстерами, появится что-нибудь интересное и самобытное. Например, первый альбом Blur записан в типичном стиле манчестерской волны. Но следующие их работы изменили историю. Альбом 13 я считаю кульминацией творчества Blur, например. На западе это частое явление, а у нас такое – редкость. Но я уверен, что рано или поздно и из нашего андерграунда вырастет нечто самобытное и уникальное, стоящее на собственной планете.



Rock Cult : Философский вопрос: наша солнечная система движется в бесконечной вселенной, а что будет, если на полной скорости она достигнет границы реальности? Солнечная система срикошетит, или будет уничтожена?

Найк : Да при столкновении всему конец придёт, так что об этом бессмысленно думать вообще. Оно, конечно, может отскочить как мячик по каким-нибудь законам физики, но законы физики, которые мы знаем, работают только в пределах нашей планеты. Как только мы вылетаем в атмосферу, сразу же время замедляется. Оно теряет весь смысл и перестаёт быть линейным. Мы воспринимаем лишь крохотную часть реальности, а она более многомерная, чем то, что позволяют нам осознать наши десять процентов мозга.

Rock Cult : Если следовать этой логике, то для познания всей реальности не стоит судить по своим меркам и считать сеья центром вселенной?

Найк : А всех устраивает такая модель поведения.

Rock Cult : Как ты себя чувствуешь в обществе, где такая модель поведения считается нормой и все судят себя по собственному мировоззрению?

Найк : Критические выпады в мою сторону очень забавные. Но последнее время меня ни в чём не обвиняют, потому что я давно всем всё разжевал и в рот положил. Я, можно сказать, пошёл наперекор себе и стал объяснять свои тексты, чем никогда не занимался и не буду заниматься впредь. Объяснять смысл текста песни глупо – всё равно каждый воспринимает его в меру своей испорченности. Каждый воспринимает этот мир таким, каким является сам. Но в принципе и мира-то нет, а есть хаос. И основная задача человека – упорядочить хаос в своей собственной галактике. Если разобраться, то каждый человек является собственной вселенной, богом и дьяволом, и никто ни в чём не виноват. Порядка в хаосе невозможно достигнуть, можно в нём только раствориться. Становясь частью хаоса, ты подчиняешь его себе, и всё. Хотя, это сложно даже осознавать.

Rock Cult : Ты помнишь момент, когда впервые стал сочинять песни?

Найк : Творчеством я занимаюсь с тех пор, когда ещё говорить не умел. Я просто пел, потому что очень люблю музыку, и она была всегда. В детстве я очень любил The Beatles, Jefferson Airplane, Velvet Underground – кстати, одна из моих любимых групп до сих пор. Когда я начал говорить, то выдавал стихами некоторые фразы. А когда научился писать, то начал писать тексты. Так что я не помню, в какой конкретно момент я начал заниматься музыкой. А вот Инфекция — это уже юношеское безумие и максимализм, учитывая, что у нас все песни были про секс, сиськи, насилие, женщин в пьяном виде. Я брал любую фантазию, доводил её до абсурда, и это становилось песней группы Инфекция. Так происходит до сих пор, кстати. В сольном творчестве всё по-другому, там другая концепция, тексты строятся по-другому и по-другому переживаются.



Rock Cult : Инфекция — это не особенно глубоко и духовно осмысленный материал?

Найк : Это как будто я в гости приехал, а там все угарают, и я вписался в коллектив. Но я знаю, что это закончится, я поеду домой, где уже моё сольное творчество. Инфекция – адская вечеринка, где угарают до смерти. Это отдушина такая. Как только материал накапливается, мы записываем альбом. Это может происходить раз в десять лет, а может, и раз в два года.

Rock Cult : Это своего рода психотерапия?

Найк : Есть песни, которые не могут найти отражения в моём сольном творчестве. Но чтобы не убивать их, а давать им жизнь, я делаю разного рода проекты.

Rock Cult : А чем вдохновлено сольное творчество?

Найк : Точно не социумом и не социальными потрясениями. Скорее, это о моих переживаниях и вещах менее реальных, чем то, о чём поёт Инфекция. Не люблю бытописательство.

Rock Cult : Оглядываясь назад, чувствуешь ли ты перемены в себе?

Найк : И да, и нет. В чём-то я остался прежним, и ничего вообще не изменилось, а в чём-то я действительно изменил свои взгляды. Но вдаваться в подробности уже не хочется. Важно сохранить то, что было с тобой с самого начала и не растерять, а преобразовывать накопленный опыт в практические знания для себя современного. Когда ты забываешь свои корни, то ты не имеешь будущего.


12 декабря в Red Stars Club прошёл концерт-презентация нового двойного альбома «Найк Борзов. Избранное», куда вошли самые любимые хиты музыканта за всю историю его творчества. Вместе с Найком сыграли и подвели итоги уходящего года «Лошадки»: Владимир «Корней» Корниенко и Илья Шаповалов — известнейшие гитаристы, на клавишах — Сергей Харченко, барабанщик Евгений Бордан и на бас-гитаре сыграл бессменный басист коллектива — Джон Щиголь.

Для многих знаком по его хитам, прогремевших в начале 2000-х и вызвавших общественный резонанс, — «Маленькая лошадка» и «Три слова». Хулиганские песни подвергались цензуре, что ещё больше вызывало интерес публики. Но, помимо этих треков, в творчестве Найка Борзова полно достойных внимания и талантливых вещей, и, вышедший 12 декабря альбом «Избранного», композиции для которого отбирали сами слушатели, тому подтверждение. Так что, у поклонников музыканта был дополнительный стимул и интерес прийти на концерт, ведь они сами непосредственно приложили руку к созданию этой пластинки.

«…концерт-презентация нового двойного альбома «Найк Борзов. Избранное»»

В этот вечер на концерте присутствовала в основном молодая публика, для кого-то песни Найка связаны с воспоминаниями детства, для кого-то – ранней юности. Кроме того, пару раз передо мной промелькнули совсем дети (привели ли их родители или же наоборот, детишки притащили мам и пап на выступление – неизвестно). Программа вечера обещала быть занимательной, помимо самого концерта были предусмотрены розыгрыш подарков, продажа нового альбома, а также автограф-сессия с Найком, о чём с радостью сообщил вышедший на сцену ведущий.

После вступительной части, наконец, появились сами музыканты, которых встречали криками «Найк, ты лучший!» и бурными аплодисментами. Мне же было интересно не только услышать песни артиста вживую, но и, пообщавшись с ним во время , увидеть, каким он будет на сцене.
При личном общении Найк производит впечатление серьёзного, но в то же время простого человека, что, несомненно, подкупает. Что же касается манеры поведения во время выступления, то мне понравилась та легкость и расслабленность и одновременно энергичность, которые чувствовались в музыканте. В эти моменты вспоминался Игги Поп.

Одно могу сказать точно, побывав на концерте, услышав песни и прожив их вместе с музыкантами, начинаешь по-другому воспринимать самих артистов и по-новому открывать для себя их творчество. Ту же самую «Лошадку», которая раньше звучала из каждого утюга, я как будто услышала впервые и вновь оценила слова, смысл и юмор этой песни. Композиции Найка вообще отличаются проникновенностью текстов и музыки. Это не только «хоровые, плясовые» треки, но и лиричные песни о любви, жизни и смерти.

Чем дальше шёл концерт, тем больше разогревалась публика, и уже на сцене падала микрофонная установка, а в зале – со звоном бокалы. Охранникам тоже пришлось поработать: они отгоняли народ, подступавший всё ближе к сцене и сносивший заграждение, увели странного молодого человека, с танцами прошедшего между зрителями к музыкантам, и разнимали драку ребят, которые, видимо, не поделили место.

Ещё больше впечатлений получили зрители, когда гитарист сошёл со сцены и перелез к ним за ограждения. Я думаю, после этого в социальных сетях появилось немало селфи с музыкантом. А когда после завершительных аккордов Найк протянул толпе барабанные палочки, эмоции начали зашкаливать (хорошо, что хоть здесь обошлось без драк).

На этой ноте Найк Борзов окончил свой концерт и под продолжительные аплодисменты ушёл со сцены, чтобы потом, после небольшого перерыва раздать автографы всем желающим.

«Композиции Найка вообще отличаются проникновенностью текстов и музыки»

Имя Найка Борзова прогремело в середине 90-х. Его хиты «Лошадка», «Три слова», «Верхом на звезде» звучали повсюду. Но сам музыкант те времена вспоминать не хочет. На несколько лет он совсем забросил сцену и всецело посвятил себя воспитанию дочери Виктории. Сейчас Борзов записывает новые пластинки, но на верхние строчки хит-парадов больше не стремится. «Я неформатный исполнитель, который находится вне времени», - улыбается певец

Фотография: Ваня Березкин

Е сли честно, мне всегда было интересно узнать, Найк - это ваше настоящее имя или все-таки псевдоним?

Это настоящее имя. Его история такова: еще до моего рождения маме с папой предсказали, что у них будет девочка. Они накупили кучу девчачьих вещичек желто-розовых оттенков. Кстати, первые несколько лет своей жизни я был вынужден их носить. (Улыбается .) Когда родился я, родители очень долго не могли придумать мне имя, два-три года меня называли просто «малыш». А потом родители-хиппаны увлеклись Индией и дали мне индийское имя - Найк, что означает «звезда».

Тем самым родители определили вашу судьбу. Когда вы увлеклись музыкой?

Вся эта история с написанием музыки появилась еще до того, как я начал разговаривать. Заговорив, я стал сочинять тексты. Пока напевал их себе под нос, дедушка втихаря записывал на аудиокассеты. Мама говорит, что c самого начала всё, что я делал, было очень самобытно, ни на что не похоже. Родители с детства прививали мне любовь к музыке, поэтому отдали меня в музыкальную школу. Я прозанимался там год и бросил - надоело. Мне больше нравилось самому до всего доходить.

Я так понимаю, вы с детства хотели быть именно рокером. Родителей это не пугало?

Когда у меня появилась группа «Инфекция», мне было лет тринадцать. Мы с друзьями круглые сутки сидели у меня в комнате и орали на весь дом песни матом - и всё это в обычной трехкомнатной квартире в подмосковном Видном. У нас был очень дружный дом, и соседи искренне радовались, что происходит какой-то безумный движняк. Никто не жаловался. Что самое интересное, родители в это время тоже были дома, мама занималась своими делами и к нам даже не заглядывала. Мне очень рано разрешили курить, лет с тринадцати я курил официально.

Мат, сигареты… Неужели ваша мама это поощряла?

Она как-то заглянула к нам и говорит: «Всё классно, музыка у вас отличная. Только можно поменьше материться?» - «Мама, ты ничего не понимаешь. Всё, пока!» Мама никогда не заставляла нас не материться совсем, она просто говорила: «Чуть-чуть поменьше». Такая поддержка, конечно, дорогого стоит.

Вашей дочери сейчас одиннадцать. Только представьте, что через пару лет она начнет себя вести так же, как и вы в детстве. Вы это одобрите?

Вика растет в других условиях. Если я при своей дочери стараюсь вообще не курить, то во времена моего детства дома курили так, что из-за дыма я глаза не мог открыть. Я вообще не помню, чтобы меня не окружал табачный дым. Видимо, я впитал его с молоком матери. Сейчас курение моя самая большая проблема, от которой мне очень хочется избавиться.

В одном интервью вы сказали, что детям ничего нельзя запрещать, так как запрет лишь способ пропаганды. Вас воспитывали именно в таком ключе. Вике тоже всё дозволено?

С дочерью всё по-другому, конечно. Она девочка. С возрастом я стал понимать, какие ошибки были допущены родителями в моем детстве. Все-таки нельзя пускать воспитание ребенка на самотек, как это было в моем случае.

Возможно, вы просто не слышали родительских запретов?

Дело в том, что мне ничего не запрещали. Я мог делать всё, что хотел. Сейчас я понимаю, что от каких -то вещей меня можно было бы и оградить.

Найк, вы развелись со своей супругой, когда дочь была совсем маленькой. У вас сейчас нет ощущения, что Вике не хватает вашего внимания и поддержки?

Я стараюсь хотя бы несколько раз в неделю бывать с дочкой. Мне с ней безумно интересно. Вообще она настоящая папина дочка. Я беру ее на свои концерты, а она честно говорит, какие песни ей нравятся, а какие лучше вообще вычеркнуть из репертуара.

Вы бы хотели, чтобы она стала музыкантом?

Если она будет развивать свой талант, если у нее это будет получаться, то почему бы и нет. Я буду ее поддерживать и всячески помогать. Главное, чтобы ей это нравилось. Но пока об этом, конечно, рано думать. Сегодня она должна учиться в школе, развиваться как личность, а не ломать себе жизнь. Посмотрите на тех, кто начал петь в раннем детстве. В большинстве своем это несчастные люди. Я не хочу такого будущего для своей дочери. Она сейчас в таком возрасте, когда происходит переоценка ценностей, я стараюсь оградить ее от мира шоу-бизнеса с его съемками и тусовками.

В какой-то момент вы и себя решили оградить от этого мира. Причем сделали это, будучи на пике популярности. С чем это было связано?

Я хотел избавиться от привязавшегося ко мне образа, не хотел быть исполнителем двух-трех популярных песен. Поэтому увлекся театром, начал играть Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова «Нирвана». Играл в каких-то сумасшедших антикоммерческих группах. Потом занялся всякими психоделическими проектами: продюсировал, писал саундтреки для аудиокниги. Возродил свою группу «Инфекция».

Но это была работа, что называется, за кадром. Считается ведь как: нет артиста в телевизоре, значит, его нет вообще.

Я это понимал, поэтому, наверное, и делал всё для того, чтобы меня не было ни видно, ни слышно. Плюс тогда у меня случилась неприятная история, связанная со звукозаписывающей компанией, которая обманом получила права на мою музыку. Я не видел смысла работать с этими людьми, а они не хотели меня отпускать, всячески пытались заставить исполнять обязанности, которых уже не было. И когда в 2008 году у меня с ними закончились контрактные отношения, я сразу сел записывать новую пластинку, под названием «Изнутри».

Не понимаю, что до этого мешало вам ее записать?

Я просто не хотел. Видимо, эти мои метания были защитной реакцией.

Тогда ходили разные слухи...

Да, сначала было неприятно читать о том, что ты умер от передоза. Но потом меня это начало забавлять. Когда в 2010 году я стал потихоньку возвращаться на сцену, мне нравилась реакция людей. Глядя на мои афиши, они удивлялись: «Он что, живой?» Я люблю невеселые шутки. Например, песня «Три слова» - это тоже черный юмор. Просто он в мажоре.

Доля правды в тех слухах всё же была. Вы сами неоднократно говорили, что в свое время в вашей жизни были наркотики.

Да, были. Но жизнь сама по себе настолько интересна, каждый день несет в себе столько приключений, что никакой наркотик дать этого просто не может. Я очень быстро всем этим переболел. Наркотики дали мне понять, что все эти эмоции есть внутри меня и я просто могу доставать и пользоваться ими, не прибегая к стимуляторам. Я научился это делать. Я не пью алкоголь с 2008 года. Мы с ним просто поняли, что надоели друг другу. Ничего запрещенного не употребляю. Вот только сигареты у меня остались идиотские, и всё.

Скажите честно, вы ностальгируете по тем временам, когда ваши песни звучали буквально из каждого утюга?

Честно говоря, я даже вспоминать про это не хочу. Я странный человек, и ностальгия мне совсем не присуща. Если это случится снова, совершенно не обломаюсь, но восприму уже немного иначе. Мне хорошо там, где я сейчас. Эта фраза «Хорошо там, где нас нет» - прошлый век. Ее нужно зачеркнуть, забыть, вырезать. На самом деле хорошо там, где мы есть. Я не чувствую, что сейчас я в забвении: в метро меня узнают, автографы берут, песни напевают...

Вы как-то говорили, что всегда чувствовали себя аутсайдером.

Да я и сейчас себя чувствую аутсайдером. Ничего не изменилось.

Почему?

А мои песни занимают верхние строчки хит-парадов? Нет, я в андеграунде. Я неформатный исполнитель, который находится вне времени, пространства и стилистики. Выгляжу странно, говорю не то, что хотят услышать. Не могу я жить иначе.

Найк, вот вы заговорили о странностях... В одном из ваших старых интервью я читала, что в молодости вы подумывали о смене пола.

Да, мысли разные были. Я вообще любитель всего провокационного, и не только в искусстве. Хотел сделать операцию по перемене пола, даже денег скопил, но вовремя ушел в армию и много чего там понял.

В армию пошли, потому что служить хотели или просто не смогли увильнуть?

Так сложилось, скажем так. Но я пошел туда без каких-то душевных переживаний и терзаний. Тогда для меня это тоже было некой провокацией. Провокацией по отношению к своему внутреннему миру и физическому состоянию. Да и вообще это было забавненько, мне понравилось. Я долго могу рассказывать про дедовщину и про то, как я там себя вел, как нарушал все правила, которые только можно было нарушить. Носил серьгу в ухе и, чтобы не снимать ее каждый день, заклеивал мочку пластырем и говорил, что мне порвали ухо. (Улыбается .) В воспоминаниях больше интересного и веселого, чем грустного. Но если и была печаль, то сейчас она воспринимается в позитиве. Я стараюсь извлечь удовольствие из любой ситуации. Мне даже лысым понравилось быть: первые полгода после армии специально налысо брился. (Улыбается .)


Top