Что такое “настоящая жизнь” с точки зрения Л. Толстого? Что же такое настоящая жизнь? (по роману Л.Н

Настоящая жизнь в понимании Толстого

Настоящая жизнь- это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом.

Толстой противопоставляет «жизнь ложную» и «жизнь настоящую». Все любимые герои Толстого живут « Настоящей жизнью». Толстой в первых главах своего произведения показывает нам только «жизнь ложную» через жителей светского общества: Анну Шеррер, Василия Курагина, его дочь и многих других. Резким противопоставлением этого общества является семья Ростовых. Они живут только чувствами и могут не соблюдать всеобщего приличия. Так, например, Наташа Ростова, которая на своих именинах выбежала в залу и громко спросила о том, какой десерт подадут. Вот это, по мнению Толстого, и есть настоящая жизнь.

Самое лучшее время для понимания ничтожности всех проблем- это война. В 1812 на борьбу с Наполеоном ринулись все. На войне все забыли про свои ссоры и споры. Все думали только о победе и о враге. Действительно, даже Пьер Безухов забыл о своих разногласиях с Долоховым. Война отсеивает все ненастоящее, ложное в жизни людей, дает человеку возможность раскрыться до конца, почувствовав в этом необходимость, как чувствует её Николай Ростов и гусары его эскадрона, чувствуют в тот момент, когда нельзя было не начать атаку. Герои, которые не стремятся специально быть полезными общему ходу событий, а живут своей нормальной жизнью, являются самыми полезными его участниками. Критерием настоящей жизни являются настоящие, искренние чувства.

Но есть у Толстого герои, которые живут по законам разума. Таковыми является семья Болконских, кроме, возможно, Марьи. Но и этих героев Толстой относит к «настоящим». Князь Андрей Болконский – очень умный человек. Он живет по законам разума и не подчиняется чувствам. Он редко подчинялся этикету. Он спокойно мог отойти, если ему было не интересно. Князь Андрей хотел жить» не для одного себя». Он всегда старался быть полезным.

Также Толстой показывает нам Пьера Безухова, на которого в гостиной у Анны Павловны смотрели неодобрительно. Он, в отличии от других, не стал приветствовать «никому не нужную тетушку». Он делал не из-за неуважения, а только из-за того, что не счел это нужным. В образе Пьера соединены две благодетели: ум и простота. Под словом «простота» я подразумеваю то, что он может свободно выражать свои чувства и эмоции. Пьер долго искал свое предназначение и не знал что ему делать. Разобраться ему помог простой русский мужик – Платон Каратаев. Он ему объяснил то, что нет ничего лучше свободы. Каратаев стал для Пьера олицетворением простоты и ясности основных жизненных законов.

Настоящая жизнь в понимании Толстого

Настоящая жизнь- это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом.

Толстой противопоставляет «жизнь ложную» и «жизнь настоящую». Все любимые герои Толстого живут « Настоящей жизнью». Толстой в первых главах своего произведения показывает нам только «жизнь ложную» через жителей светского общества: Анну Шеррер, Василия Курагина, его дочь и многих других. Резким противопоставлением этого общества является семья Ростовых. Они живут только чувствами и могут не соблюдать всеобщего приличия. Так, например, Наташа Ростова, которая на своих именинах выбежала в залу и громко спросила о том, какой десерт подадут. Вот это, по мнению Толстого, и есть настоящая жизнь.

Самое лучшее время для понимания ничтожности всех проблем- это война. В 1812 на борьбу с Наполеоном ринулись все. На войне все забыли про свои ссоры и споры. Все думали только о победе и о враге. Действительно, даже Пьер Безухов забыл о своих разногласиях с Долоховым. Война отсеивает все ненастоящее, ложное в жизни людей, дает человеку возможность раскрыться до конца, почувствовав в этом необходимость, как чувствует её Николай Ростов и гусары его эскадрона, чувствуют в тот момент, когда нельзя было не начать атаку. Герои, которые не стремятся специально быть полезными общему ходу событий, а живут своей нормальной жизнью, являются самыми полезными его участниками. Критерием настоящей жизни являются настоящие, искренние чувства.

Но есть у Толстого герои, которые живут по законам разума. Таковыми является семья Болконских, кроме, возможно, Марьи. Но и этих героев Толстой относит к «настоящим». Князь Андрей Болконский – очень умный человек. Он живет по законам разума и не подчиняется чувствам. Он редко подчинялся этикету. Он спокойно мог отойти, если ему было не интересно. Князь Андрей хотел жить» не для одного себя». Он всегда старался быть полезным.

Также Толстой показывает нам Пьера Безухова, на которого в гостиной у Анны Павловны смотрели неодобрительно. Он, в отличии от других, не стал приветствовать «никому не нужную тетушку». Он делал не из-за неуважения, а только из-за того, что не счел это нужным. В образе Пьера соединены две благодетели: ум и простота. Под словом «простота» я подразумеваю то, что он может свободно выражать свои чувства и эмоции. Пьер долго искал свое предназначение и не знал что ему делать. Разобраться ему помог простой русский мужик – Платон Каратаев. Он ему объяснил то, что нет ничего лучше свободы. Каратаев стал для Пьера олицетворением простоты и ясности основных жизненных законов.

Макиевская Кьяра

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры.

“Настоящая жизнь” в понимании Л.Н. Толстого.

Известнейший роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869) не может не поразить своего читателя невероятным разнообразием проблем, поднятых автором в произведении, именно поэтому роман «Война и мир» возможно рассматривать с абсолютно разных позиций. В произведении «Война и мир» гармонично объединены элементы любовного, психологического, философского, социального и исторического романа. В романе Л.Н. Толстой поднимает множество интересных вопросов, актуальных для общества и в настоящее время, однако один из вопросов я бы хотела рассмотреть подробнее.

Что такое «настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого? На протяжении всего романа автор не раз возвращается к этому вопросу, а сам вопрос берет свое начало еще в названии романа. Название произведения имеет глубокий смысл и уже частично характеризует представление Л.Н. Толстого о «настоящей жизни». «Настоящая жизнь» – это тот самый «мир». Это не только отсутствие кровопролитных войн, но и внутреннее согласие человека с самим с собой, гармония, спокойствие, а «война» - это «жизнь ложная», отсутствие смысла жизни, дисгармония.

Термин «настоящая жизнь» во многом связан с семьей Ростовых, а особенно с Наташей Ростовой. Наташа сочетает в себе все качества, необходимые, по мнению Толстого, для того, чтобы жить «настоящей жизнью». Она с самого детства искренняя и непосредственная, любящая природу, от рождения необъяснимо близкая к народу. «Любимые» герои Л.Н. Толстого, в том числе и Наташа, склонны ошибаться, разочаровываться, но каждый раз находить в себе силы для движения вперед. Наташа живет насыщенной жизнью, она порывиста и часто совершает необдуманные поступки. Наташа обладает уникальной способностью любить всем сердцем каждого, всех, она милосердна и великодушна. В Наташе Ростовой Л.Н. Толстой видит идеал девушки, матери и жены. В семье Ростовых поощрялась искренность, естественность, чистота души, свойственная Наташе и другим детям. Отношения в семье строились исключительно на принципах доверия и законах сердца. Семья Ростовых определенно живет «настоящей жизнью».

Примером «ложной жизни» может послужить жизнь семьи Курагиных. Их взаимоотношения холодны, за маской внешней красоты скрывается лишь пустота, в их отношениях нет душевности, эмоций, нет взаимопонимания. В семье Ростовых все наоборот. Они сопереживают друг другу, проявляют эмоции и ценят все духовное.

Также важную роль в понимании термина «настоящая жизнь» играет отношение героев к народу. Все любимые герои Л.Н. Толстого приходят к «мысли народной». Это идея единения народа и с народом. Подобная идея становится истинным смыслом жизни Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль народная» близка и семье Ростовых. Ростовы воспринимают народность на эмоциональном уровне, что видно, например, в сцене охоты или в сцене пляски Наташи. Любимые герои автора искренне переживают за свою Родину и являются настоящими патриотами: Наташа настояла на том, чтоб семья спасала не имущество, а раненых, Николай сражается на войне, Петя погибает в своем первом бою. Также Л.Н. Толстой показывает в романе лжепатриотов. Типичные лжепатриоты - посетители салона А.П.Шерер, постоянно беседующие о политике, но толком ни на что не влияющие. Общение в салоне преимущественно происходит на французском языке, на котором запрещают разговаривать в салоне лишь в 1812 году. Примечательно, что семья Ростовых, к примеру, французским пользуется крайне редко. Также лжепатриотами можно считать штабных офицеров, отправляющихся воевать не за народ и свободу, а лишь для получения чинов и орденов. Андрей Болконский, будучи настоящим патриотом, воевал в первых рядах, принимая активное участие во всей боевых действиях. Закономерно и то, что погибает он на войне.

«Настоящая жизнь», по мнению Толстого, включает в себя единение с природой и любовь к ней. Герои, живущие по-настоящему, способны тонко чувствовать природу. Это особенно подтверждает сцена лунной ночи в Отрадном и сцена охоты, а также постижение вечности и непостижимости природы князем Андреем, когда он смотрит на небо над Аустерлицем или наблюдает за огромным дубом по пути в Отрадное и по возвращении из имения. Вглядываясь в небо над Аустерлицем, Андрей понимает всю бессмысленность и нецелесообразность войны, понимает, насколько все это ничтожно, особенно в сравнении с бескрайним небом: « Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Еще одной важной деталью является то, что герои, живущие по-настоящему, по мнению Толстого, обязаны меняться и находиться в состоянии бесконечного поиска. В одном из писем Л.Н. Толстой писал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Это высказывание отлично подходит и к описанию длинных жизненых путей его любимых героев. Каждый из перенес сильные изменения, разочарования, взлеты и падения. Лишь внутренне пустые, духовно бедные герои оставались статичными в течение всего романа, например, неизменной оставались Элен, посетители салона Шерер, их образ жизни.

Таким образом, подводя итоги, из романа «Война и мир» мы узнаем, что, по мнению Толстого, «жизнь настоящая» - это свобода в проявлении чувств, взаимопонимание в семье, единение с народом, умение сопереживать и понимать на эмоциональном уровне то, что происходит вокруг. По-настоящему живет лишь человек, способный восхищаться природой своей Родины, любить каждый ее уголок, быть готовым объединиться с народом и встать на защиту своей Отчизны, пусть победа и будет стоить множества жизней. «Настоящая жизнь» очень насыщенная и многогранная, она не подразумевает постоянный успех. Человеку свойственно ошибаться, вопрос лишь в том, как он будет вести себя после. Ошибаться, разочаровываться, надеяться, падать, подниматься – вот что требует от человека жизнь. Л.Н. Толстой на протяжении всего романа противопоставлял людей, живущих «жизнью настоящей» и «жизнью ложной». Благодаря приему антитезы, автору удается подчеркнуть необходимые для настоящего человека качества. Проблема, поднятая автором, была актуальна на момент написания романа и осталась все такой же актуальной и важной для общества. Жизнь дается человеку один раз и прожить ее стоит насыщенно и достойно, нет смысла в прожигании жизни, а счастье заключается в том, что жизнь дарует каждому человеку бесконечное количество возможностей, но не каждый решается их использовать.

Жить для себя одного нельзя - это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», - писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.

Князь Андрей такой частицей быть не может. Он человек действия, он выбился из ритма общества и вообще жизни. Болконский не плывет по течению, а скорее готов сам подчинить себе жизнь, но в этом он ошибается. Жизнь дана нам Богом,

Он управляет нами, и поэтому жизнь подчинить себе невозможно.

В то же время Пьер, все время плывущий по течению, понял для себя сущность жизни: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается, движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь - любить Бога». Он осознал никчемность своей жизни, с ее кутежами и разгулами, однако он продолжает кутить и гулять. Хотя когда Пьер понимает, что надо жить для других, он пытается построить школы, облегчить жизнь крестьян, но, как мы видим, у него это не получается, потому что Пьер не делал никаких усилий, а поддался внезапному

Порыву, пыл которого скоро охладел. Толстой писал: «Не делай усилий, живи по течению - и ты не живешь». Безухов знал, что такое настоящая жизнь, но ничего не сделал, чтобы жить ею.

Князь Болконский, напротив, строит школы, снижает оброки, отпускает крепостных, то есть делает все то, что не доделал Пьер, однако и он не живет настоящей жизнью, потому что его принципом является: «надо жить для себя». Однако жизнь для одного себя - это духовная смерть.

В «Войне и мире» Толстой раскрывает, что есть настоящая жизнь, показывая это на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. Он показал, что жить, как князь Андрей, для себя одного нельзя, что нельзя, как Пьер, плыть по течению, не делая никаких усилий, но надо, как Андрей, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». А спокойствие, в котором находился Болконский в Богучарово или Пьер в Петербурге, - душевная подлость. Но, как Пьер, надо любить жизнь «в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях». Надо жить, надо любить, надо верить.

«Живой человек тот, - писал Толстой, - который идет вперед, туда, где освещено… впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди его. И это жизнь. И другой нет». Человек должен искать и не найти покоя, должен стремиться к достижению своей цели. Счастливый тот человек, который всю жизнь добивается задуманного, всю свою жизнь посвятив чему-либо.

Но все-таки настоящая жизнь - это общая жизнь людей, «приводящая личный интерес в гармоническое согласие с общими интересами всех людей». Настоящая жизнь - это мир. Войны же противоречат человеческой сущности, войны - это зло, порожденное самими людьми. Ожегов писал, что жизнь - деятельность человека и общества, то есть взаимосвязанная деятельность того целого и его частичек, о которых писал в романе Л. Н. Толстой.

Надо жить, надо любить, надо верить.

Настоящая жизнь – это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом.
Толстой противопоставляет “жизнь ложную” и “жизнь настоящую”. Все любимые герои Толстого живут ” Настоящей жизнью”. Толстой в первых главах своего произведения показывает нам только “жизнь ложную” через жителей светского общества: Анну Шеррер, Василия Курагина, его дочь и многих других. Резким противопоставлением этого общества является семья Ростовых. Они живут только чувствами и могут не соблюдать всеобщего

Приличия. Так. например, Наташа Ростова, которая на своих именинах выбежала в залу и громко спросила о том, какой десерт подадут. Вот это. по мнению Толстого, и есть настоящая жизнь.
Самое лучшее время для понимания ничтожности всех проблем – это война. В 1812 на борьбу с Наполеоном ринулись все. На войне все забыли про свои ссоры и споры. Все думали только о победе и о враге. Действительно, даже Пьер Безухов забыл о своих разногласиях с Долоховым. Война отсеивает все ненастоящее, ложное в жизни людей, дает человеку возможность раскрыться до конца, почувствовав в этом необходимость, как чувствует ее Николай Ростов и гусары его эскадрона, чувствуют в тот момент, когда нельзя было не начать атаку. Герои, которые не стремятся специально быть полезными общему ходу событий, а живут своей нормальной жизнью, являются самыми полезными его участниками. Критерием настоящей жизни являются настоящие, искренние чувства.
Но есть у Толстого герои, которые живут по законам разума. Таковыми является семья Болконских, кроме, возможно, Марьи. Но и этих героев Толстой относит к “настоящим”. Князь Андрей Болконский – очень умный человек. Он живет по законам разума и не подчиняется чувствам. Он редко подчинялся этикету. Он спокойно мог отойти, если ему было не интересно. Князь Андрей хотел жить” не для одного себя”. Он всегда старался быть полезным.
Также Толстой показывает нам Пьера Безухова, на которого в гостиной у Анны Павловны смотрели неодобрительно. Он, в отличии от других, не стал приветствовать “никому не нужную тетушку”. Он делал не из-за неуважения, а только из-за того, что не счел это нужным. В образе Пьера соединены две благодетели: ум и простота. Под словом “простота” я подразумеваю то, что он может свободно выражать свои чувства и эмоции. Пьер долго искал свое предназначение и не знал что ему делать. Разобраться ему помог простой русский мужик – Платон Каратаев. Он ему объяснил то, что нет ничего лучше свободы. Каратаев стал для Пьера олицетворением простоты и ясности основных жизненных законов.
Все любимые герои Толстого любят жизнь, во всех ее проявлениях. Настоящая жизнь всегда естественна. Толстой любит изображаемую жизнь и героев, живущих ею.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19 века, которая выявила много выдающихся гениев пера той эпохи. Тургенев,...

Top