Кто такой князь александр невский. Святой Александр Невский — житие

Превентивная война - самоубийство из-за страха смерти

Отто фон Бисмарк

Святой благоверный князь Александр Невский еще при жизни завоевал себе славу. О нем слагали легенды, его боялись враги и почитали соотечественники. После смерти имя Александра Невского вошло в отечественную историю как выдающегося полководца, который мечом и силой духа сохранил на земле русской Православие и самобытность русского народа. Благодаря великому князю славянский народ начал сплачиваться, чтобы, следуя примеру Александра Невского, бороться с угрозой на Западе и противостоять могучей Орде.

В статье остановимся подробно на основных делах святого князя, благодаря которым он был канонизирован (в 1547 году) и до сих считается россиянами одним из величавших людей нашей Родины за всю ее истории. Таких событий 4:

Это случилось когда князю Александру было всего 13 лет. По нынешним меркам совсем ребенок, но уже в этом возрасте Александр вместе с отцом уже сражался против немецких рыцарей. В те времена, подстрекаемые папой Римским, западноевропейские рыцари совершали крестовые набеги официально для обращения «неверных» в католичество, а на деле для грабежа местного населения и захвата новых территорий.

Русские города (Псков, Новгород, Изборск) долгое время были целью немецкого ордена, ведь тут были развиты торговля и зодчество. Рыцари же не прочь поживиться: кого-то продать в рабство, кого-то – ограбить. Для защиты русских земель князь Ярослав призывает народ встать с ним на защиту Родины. Наблюдая за ходом боя, молодой Александр наравне со взрослыми воюет с недругами, одновременно анализируя поведение войск и тактику обороны. Ярослав Всеволодович делает ставку на затяжной бой, и выигрывает сражение. Уставших рыцарей добивают фланговыми ударами, другие бегут к реке, но тонкий лед не выдерживает тяжелых рыцарей, трескается, и рыцари в своих доспехах уходят под воду. Новгородцы одерживают победу, которая вошла в историю под названием «Сражение на Омовже». Александр в этом бою многому научился и тактику битвы при Омовже применял позднее много раз.

Невская битва (1240 год) для князя

В июле 1240 года к месту слияния рек Ижоры и Невы подошли на своих ладьях шведские викинги и разбили лагерь. Они прибыли для нападения на Новгород и Ладогу. Как уверяют летописи, шведских захватчиков прибыло около 5 тыс, а Александру удалось собрать лишь 1,5 тыс дружинников. Медлить больше было нельзя. Пока шведы находятся в неведении и только готовятся к атаке, нужно было опередить их, напав неожиданно на место их дислокации.

Александр со своей немногочисленной дружинной расположился в лесу недалеко от шведов. Даже часовые у шведов отсутствовали, а сами викинги занимались обустройством лагеря. Александр же после тщательного изучения местоположения врагов, решил разделить войско на три части: первая должна была передвигаться вдоль берега, вторая - конница во главе с самим Александром, должна наступать по центру лагеря, а третья – лучники, оставались в засаде, чтобы преградить путь отступающим шведам.

Утреннее нападение новгородцев оказалось полной неожиданностью для шведов. Новгородцу Мишке удалось незамеченным приблизиться к шатру, где восседало командование, и подпилить ножку. Шатер упал вместе с генералами, что вызвало у шведов еще большую панику. Когда варяги бросились к своим шнекам, то увидели, что они уже заняты новгородцами. Путь был полностью отрезан, когда в бой вступили лучники.

Новгородская летопись гласит об огромных потерях в шведском лагере и лишь 20 человек насчитывалось погибших в полку у русских. С этого времени Александр стал называться Невским в честь реки, где он одержал свою первую значимую победу. Его слава и влияние в Новгороде возросли, что не слишком пришлось по вкусу местным боярам, и молодой Александр вскоре покидает Новгород и возвращается к отцу во Владимир. Но и там он долго не задерживается, и переезжает в Переславль. Однако, уже в следующем 1241 году Александр получает от новгородцев весть, что снова враги подошли к родным землям. Новгородцы призвали Александра.

Битва на Чудском озере - Ледовое побоище - 1242

Немецким рыцарям удалось захватить ряд русских земель и обосноваться там, возведя характерные рыцарские укрепления-крепости. Чтобы освободить русские города, князь Александр Невский решил объединить народ ударить по захватчикам единой силой. Он призывает всех славян встать под его знамена на борьбу с немцами. И его услышали. Со всех городов стекались ополченцы и воины, готовые пожертвовать собой ради спасения родины. Всего под знамена Александра объединились до 10 тыс человек.

Капорье - город, который только начал обустраиваться немцами. Расположен он был чуть поодаль от остальных захваченных русских городов, и Александр решил начать с него. По дороге к Капорью, князь приказывает брать в плен всех попавшихся встречных, чтобы наверняка знать, что никто не сможет донести рыцарям о приближении княжеского войска. Добравшись до стен города, Александр многопудовыми бревнами выбивает ворота и заходит в Капорье, который сдается без боя. Когда Александр подошел к Пскову, сами жители, воодушевленные победами Александра, открывают ему ворота. Немцы собирают лучшие силы для боя.

Битва на Чудском озере войдет в историю как Ледовое побоище. Александр Невский, обдумывая стратегию боя, в центр поставил многочисленных ополченцев, не слишком владеющих тактикой боя. Основное войско же расположилось перед обрывистым берегом, за которыми стояли телеги, скрепленные цепями между собой. По флангам располагались новгородские полки – самые сильные из всей десятитысячной русской армии. А за скалой, которая торчала из воды, Александр спрятал засадный полк. Святой князь расставил своих людей так, чтобы заманить рыцарей в «котел», понимая, что, разбив сначала слабых ополченцев, пусть даже многочисленных, уже уставшие немцы выйдут на лучший русский полк и телеги, а учитывая, какой вес был у рыцаря в доспехах, то шанса перебраться через телегу у них практически не будет.

5 апреля 1242 года немецкие рыцари полностью «оправдали» расчеты Александра. Немцы наступали «клином», и, разгромив ополченцев, вышли прямо к передовым отрядам Невского. Оказавшись в тисках, с одной стороны - телеги, через которые кони никак не могли перепрыгнуть, имея на себе такой вес в виде рыцаря в доспехах, а с другой - ратники Александра и новгородцы с флангов. Рыцари, которые владея копьем, всегда били противника прямо, не ожидали удара с флангов. Развернуться на 90 градусов вместе с конем не удавалось благодаря тискам из телег, куда угодили немецкие рыцари. Засадный полк завершил разгром немецких рыцарей. Немцы бросились врассыпную вдоль по тонкому льду Чудского озера. Тонкий лед треснул, унося под воду тяжелых немецких рыцарей, точно так же как когда-то, на Омовже уносил их предков.

Это была блестящая стратегия молодого русского полководца. Немцы получили урок, благодаря которому надолго забыли дорогу в Россию. 50 военнопленных прошагали с непокрытой головой по улицам русских городов. Это для средневековых рыцарей считалось страшнейшим унижением. Имя Александра Невского прогремело по всей Европе, как лучшего полководца Северных земель.

Отношения с Золотой Ордой

В Средневековье для русских земель Орда являлась сущим наказанием. Сильное государство с разветвленной торговлей и мобильной армией. Сплоченности монголо-татар русские княжества могли только позавидовать. Разрозненные русские города и княжества лишь выплачивали дань Орде, но противостоять ей не могли. Александр не был исключением. Даже после всех проведенных блестящих боев, идти против Орды, как это сделал князь Черниговский, значит, подписать себе и своему народу смертный приговор.После смерти его отца Ярослава, который, кстати, погиб, когда «навещал» хана, Александр также отправился к Батыю получить ярлык на ханское служение. Заручиться поддержкой Орды было для русских князей как ритуал, который равносилен коронации на трон.

Мог ли Александр поступить иначе?! Наверное, мог. Западноевропейские державы во главе с папой Римским ни раз предлагали свою помощь в борьбе с Ордой в обмен на принятие католичества, но Александр отказался. Князь предпочел платить дань Орде, чем изменить вере предков. Орда к иноверцам относилась довольно сносно, главное, чтобы исправно оброки заходили в казну. Так что Александр выбрал наименьшее зло, как он полагал.


В 1248 году князь Александр Невский получил ярлык на Киев и всю русскую землю. Чуть позже к Невскому перешел и Владимир. Пока Русь исправно платила дань Батыю, монголо-татары не нападали. Привыкшие жить в мире, русские люди забыли об ордынской угрозе. В 1262 году прибывшие за данью татарские послы в Переславле, Ростове, Суздале и других городах были перебиты. Чтобы успокоить конфликт, князь вынужден отправиться к хану. В Орде князь заболели по дороге домой 41-летний Александр скончался.

Спустя 300 лет Русская Православная церковь канонизировала Александра Невского.

Князь Александр Невский - русский полководец, канонизированный православной церковью. Он был посвящен в воины в 1225 г. в Спасско-Преображенском соборе в Пересялавле-Залесском.

Биография Невского (кратко)

Родился будущий 13 мая 1221 г. Александр был вторым сыном переяславского князя Ярослава и торопецкой княжны Ростиславы Мстиславны. В 1228 г. вместе с братом Федором был оставлен с войском, собиравшимся в Ригу. Находились князья под присмотром тиуна Якимова и боярина Федора Даниловича в Новгороде. В феврале 1229 г. вместе с малолетними братьями они бежали из города во время начавшегося голода, опасаясь расправы местных жителей. В 1230 г. в был призван Ярослав. Пробыв 2 недели в городе, он посадил на престол малолетних сыновей. Однако через 3 года 13-летний Федор скончался. В ноябре 1232 г. папа римский Григорий IX начал Крестовый поход на русских и финских язычников. В 1234-м состоялась битва на Омовже. Сражение завершилось победой русских. В 1236 г. Ярослав отправился из Новгорода в Киев. Оттуда спустя 2 года он уехал во Владимир. С этого времени началась самостоятельная жизнь Александра.

Ситуация в государстве

В 1238 г. во время монгольского вторжения в Северо-Восточную Русь, Юрий Владимирский ждал полки братьев Святослава и Ярослава. Однако в источниках отсутствуют сведения об участии новгородцев в сражении на р. Сити. Вероятно, в тот период республика приняла позицию "военного нейтралитета". Монголы после 2-недельной осады взяли Торжок, но дальше решили не идти. Еще в 1236-1237 гг. соседи Новгородской республики конфликтовали друг с другом. 200 псковичей участвовали в сражении против Литвы. Оно завершилось битвой при Сауле. В результате остатки меченосцев были присоединены к Тевтонскому ордену. В 1237 г. Григорий IX объявил о втором Крестовом походе на Финляндию, а в 1238 г., в июне, король Вальдемар II вместе с магистром объединенного ордена Германом Балком договорились разделить Эстонию и пойти на Русь в Прибалтике при участии шведов. В 1239 г. по завершении битв за Смоленск в жизни русского государства стал активно участвовать Александр Ярославович. Князь соорудил несколько укреплений по р. Шелони к юго-западу от города. В это же время он взял в жены дочь Брячислава Полоцкого. Свадьба состоялась в храме св. Георгия в Торопце. В Новгороде в 1240 родился первенец Александра. Ему дали имя Василий.

Отражение нападений с запада

В июле 1240 г. флот Швеции с несколькими епископами вошел в Неву. В планах нападавших был захват Ладоги. Уже 15 июля состоялось сражение, победу в котором одержал Александр Ярославович. Князь, узнав о прибытии захватчиков от старейшин, не прося помощь из Владимира, без сбора полного ополчения со своей дружиной атаковал лагерь шведов у Ижоры. В августе с юго-запада начал наступление Орден. Немцы захватили Изборск, победив 800 псковичей, подошедших на помощь. Затем они осадили Псков. Ворота города открыли бояре - сторонники немцев. В 1240-1241 гг., зимой, новгородцы выгнали Александра в Переяславль-Залесский. Однако спустя время им пришлось вновь послать за ним к его отцу. Немцы взяли Копорье и землю вожан, и приблизились к городу на 30 верст. Ярослав попытался оставить Александра при себе. Он отправил к горожанам Андрея. Однако новгородцы настояли на том, чтобы был прислан именно Александр. В 1241 г. он очистил окраины города от нападавших. В 1242 г., дождавшись подкрепления во главе с Андреем, князь новгородский взял Псков.

Ледовое побоище

Немцы собрались у Юрьева. Направился туда и Александр Ярославович. Князь, однако, вынужден был отступить к Здесь состоялась решающая битва с рыцарями. Сражение состоялось 5 апреля. Крестоносцы нанесли мощный удар в центр боевого порядка, который выстроил Александр Ярославович. Князь в ответ на это отправил с флангов конницу, что и решило итог сражения. По сведениям летописи, 7 верст русские гнали немцев по льду. После этого был заключен мир. По его условиям, Орден отказывался от своих недавних завоеваний, уступал часть Латгалии.

Литовский поход Александра Невского

В 1245 г. войско, возглавляемое Миндовгом, напало на Бежецк и Торжок. К нему подошел князь новгородский. Убив больше 8 воевод, он взял Торопец. После этого он отправил новгородских воинов домой. Сам же остался и силами двора отогнал и разгромил войско литовцев у Жижицкого озера. После этого он отправился домой. По пути князь Александр Ярославович новгородский разбил другой отряд, расположившийся под Усвятом. В 1246 г. его отец был вызван в Каракорум, где был отравлен. Практически в одно время с этим событием в Орде погиб Михаил Черниговский, который отказался от языческого обряда.

Последние годы жизни

В 1262 г. во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове и ряде других городов прошло восстание против Орды. В ходе него были убиты татары - откупщики дани. Хан Берке затребовал провести военный набор из русских для отражения атаки со стороны Хулагу (ильхама Ирана). Князь Александр Невский направился в Орду, чтобы отговорить правителя от этого. Поездка затянулась практически на год. В Орде князь Александр Невский заболел. Однако успокоить хана ему все же удалось. Будучи уже больным, он отправился обратно на Русь. На родине он принял схиму и стал называться Алексием. 14 ноября 1963 г. он скончался. Сначала Александр Ярославич Невский был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. По приказу Петра 1 в 1724 г. его мощи были перенесены в Санкт-Петербург.

Оценки правления

В результате широкомасштабного общественного опроса россиян, прошедшего в 2008 г., Александр Ярославич Невский стал "именем России". Но в исторических изданиях присутствуют различные оценки его деятельности. Можно даже встретить и прямо противоположные взгляды на личность князя. На протяжении веков считалось, что его роль в истории была исключительно существенной. Русь переживала неспокойное время - на землю пытались нападать с трех сторон. Александр Невский виделся как родоначальник ветви московских царей, он рассматривался как покровитель православной церкви. Однако канонизация его со временем стала вызывать возражения. Некоторые авторы пытались доказать, что Невский был предателем, стал наводчиком татар на русскую землю. В ряде изданий можно встретить мнение даже о том, что прославлен и канонизирован он был незаслуженно. Однако каких-либо конкретных и четких доказательств этим словам нет.

Каноническая оценка

Невский рассматривается в качестве своего рода золотой легенды Руси в эпоху Средневековья. Он не проиграл ни одного сражения в своей жизни. Александр проявлял таланты дипломата и полководца, заключил мир с самым сильным, но при этом наиболее веротерпимым врагом Руси - Ордой. Он смог отразить нападения западных противников, защитив православие от католиков. Такая оценка деятельности официально поддерживалась и дореволюционной, и советской властью. Идеализация Невского вошла в зенит перед ВОВ, в течение нее, а также в первые десятилетия после ее завершения.

Евразийская оценка

Видел в Александре архитектора русско-ордынских отношений. По мнению автора, в 1251 г. полководец приехал к Батыю, подружился, а спустя время и побратался с сыном хана Сартаком. В 1251 г. Александр привел татарский корпус, возглавлявшийся нойоном Неврюем. Благодаря дипломатическим талантам полководца удалось установить дружеские отношения не только с Батыем и его сыном, но и с преемником Берке. Все это способствовало активному и мирному синтезу монголо-татарской и восточнославянской культур.

Заключение

Безусловно, роль Невского в истории средневековой Руси исключительно велика. Действительно, полководец не проиграл ни одной своей битвы. Он пользовался любовью духовенства, уважением соседей. Александр тесно сотрудничал с митрополитом Кириллом. На полководца приходили посмотреть с запада. Один рыцарь рассказывал потом, что ни в одной из стран, в которых он побывал, он не видел никогда такого человека, как Невский, ни в князьях, ни в царях. Аналогичный отзыв по некоторым свидетельствам дал о полководце и сам Батый. В некоторых летописях есть свидетельства и о том, что татарские женщины именем Александра пугали своих детей. Полководец обеспечивал надежную защиту границам государства от набегов с востока и запада. За свои знаменитые подвиги во славу русской земли он стал самым выдающимся историческим лицом древней истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского. Мощи полководца по приказу Петра Первого хранятся в Александро-Невском монастыре (с 1797 г. - лавре).

Ярослав Всеволодович учинил сыновьям "княжеский постриг", после которого их начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.

Невская битва

Уверенный в победе, королевский зять Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою ». Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Князь тогда молился на коле­нях в соборной церкви Софии Премудрости Божией , а обращаясь к воинам, он сказал слова и поныне крылатые: "Не в силе Бог, но в правде".

Со сравнительно небольшой дружиной новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр "неверному кралю их (Биргеру) возложил остриём меча печать на челе ". Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси. В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Автор летописного сказания о житии и подвигах Александра отмечает, что в эту битву «обретоша много множьство избьеных (врагов) от ангела Господня ». Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Бориса и Глеба , шедших на помощь своему «сроднику Александру». Само сражение историки назвали Невская битва .

Противоречивые данные о потерях Ордена в древнерусских (Новгородская I летопись) и немецких (Ливонская рифмованная хроника) источниках затрудняют оценку масштабов сражения, но политическое значение этой победы Александра Невского остается вне сомнения: она вплоть до XV века обеспечила status quo на ливонско-новгородской границе, поэтому неправомерны попытки свести битву до уровня рядовой пограничной стычки .

Однако новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль-Залесский . Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы , чудь и литва . Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье , взяли город Тесов , разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея . Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра.

Внутренняя политика и отношения с Ордой

Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам . Согласно одной точке зрения, при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. Другие историки считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жёсткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Вместе с тем, зная о том, что предстоит и с кем надлежит встретиться, князь Александр сказал перед отъездом в Орду: "Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбожного царя, якоже и сродники мои, кусту же и огню и идолам не поклонюся" . Это был отказ исполнить обязательные в Орде обряды. Князь сдержал слово, и Господь его уберег.

Узнав о кончине заступника за Русь, митропо­лит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира : «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Усопшего перевезли во Владимир и положили в соборе Богородице-Рождественского монастыря 23 ноября года. При за­хоронении были отмечены многочисленные исцеления.

Народ был в печали. Современники воспринимали по­чившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

Когда благоверный великий князь Димитрий Донской молился в соборе Рождественского монастыря у его гроба перед походом года на Куликово поле, то неожидан­но явились два старца у гроба и возгласили: "О господине Александре, возстане и ускори на помощь правнуку сво­ему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от ино­племенников". После этого видения именем митрополита Московского гробницу открыли и установили местное почитание святого князя. Составили особую ему службу. В пожар года собор горел, но даже пелена на гробни­це уцелела. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово.

Святые мощи по указу императора Петра I 14 июля года были торжест­венно отправлены в Петербург и положены 30 августа года в соборе Святой Троицы Александро-Невской лавры . С года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения свя­тых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы России.

Взгляд историков XVIII-XIX веков

Ряд историков не придают личности Александра Невского столь большого значения. Крупнейшие русские историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский посвятили деятельности князя минимум строк, но при этом воздавали должное уважение его деятельности.

В изданиях 1980-х годов и более поздник слова "держа́ве сро́дник твои́х" заменяются на: "держа́ве Росси́йской" или "стране́ на́шей".

30 мая 1220 г. в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного, родился сын Александр, новгородский (1236-1251) и владимирский (с 1252) великий князь. По отцовской линии он был внуком Всеволода Большое Гнездо.

В 1228 г. Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был уехать в свой родовой удел Переяславль-Залесский. Несмотря на это, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух малолетних сыновей Фёдора и Александра. После смерти Фёдора в 1236 г. Александр, как старший наследник Ярослава, был посажен на новгородское княжение. В 1239 г. он женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

В первые годы княжения русский князь занимался укреплением Новгорода. На р. Шелони он построил несколько крепостей. Славу молодому князю принесла победа, одержанная в июле 1240 г. в устье р. Ижоры над шведским отрядом, после которой шведская агрессия на новгородско-псковские земли была остановлена. Традиционно считается, что за эту победу князя стали называть Невским. Однако, согласно русским источникам XIV в., некоторые потомки князя также носили прозвище Невских.

Победа на Неве усилила политическое влияние Александра, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством. В результате столкновений с недовольными боярами князь был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики и датских рыцарей из Ревеля, вторгся в пределы новгородских земель. Весной 1241 г. Александр, собрав мощное войско, отбил занятые рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выгнал из Пскова ливонский отряд. Новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и стали разорять их поселения. Вскоре против русского князя выступило большое конное войско во главе с магистром ордена и вынудило его отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение на льду Чудского озера у Вороньего камня, вошедшее в историю как «Ледовое побоище». Немецкие войска потерпели сокрушительное поражение. Ливонский орден был вынужден заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали русским часть Латгалии. В истории военного искусства эта победа имела исключительное значение: русское пешее войско окружило и разгромило рыцарскую конницу и отряды пеших кнехтов задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась одерживать верх над конными рыцарями. Победа в этой битве поставила Александра Невского в ряд лучших полководцев того времени.

В дальнейшем Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси. В 1251 г. он послал посольство в Норвегию, результатом которого стало первое соглашение между Русью и Норвегией, а также совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Александр прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране. Его политическая линия способствовала предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Несколько раз он сам ездил в Золотую Орду, добившись освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами. В 1262 г. вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и изгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить татарского хана, князь лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал его подле себя всю зиму и лето, и только осенью русский князь получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце. Его тело было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

В 1280-х гг. во Владимире началось почитание Александра Невского как святого, а позднее он был официально канонизирован Русской Православной Церковью.

В 1724 г. в Петербурге в честь благоверного князя Петром I был основан монастырь (Александро-Невская лавра), куда российский самодержец повелел перевезти останки святого князя Александра. 21 мая (1 июня) 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого Александра Невского - одну из высших наград Российской империи.

Лит.: Александр Невский и история России: Материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// bibliotekar. ru/ rusNevskiy/ ; Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Кн. IV . Прага, 1925. С. 318-337;Воскресенский Н. А. Святый благоверный великий князь Александр Невский; Памяти царя миротворца: Краткое жизнеописание. М., 1898; Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времён»: Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 119-132; Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб., 1997; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// lib. pushkinskijdom. ru/ Default. aspx? tabid=4962 ; Конявская Е. Л. Образ Александра Невского в ранних летописях 2 (36); То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. drevnyaya. ru/ vyp/2009_2/ part6. pdf ; Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2; Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1974; Святой благоверный великий князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: на память двухсотлетия обители, 1713-1913. СПб., 1913; Селезнёв Ю. В. Вокняжение Александра Невского в 1252 г.: политические реалии и их отражение в русской письменной традиции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35); То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. drevnyaya. ru/ vyp/2009_1/ hist-3. pdf ; Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200-1304: Пер. с англ. М., 1989; Хмыров М. Д. Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси: историко-биографический очерк. СПб., 1871; Холодный Г. М. Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетии. Тамбов, 1883; Цамутали А. Н. Князь Александр Невский (по русским и иностранным источникам) // Звезда. 2007. № 10 . ;

Тихонравов К. Н. Владимирский Рожествен монастырь XII века, где почивали святые мощи великого князя Александра Невского, до перенесения в С.-Петербург. Владимир, 1869 .

XV. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И РУСЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ

(продолжение)

Александр. – Невская победа. – Ледовое побоище. – Соперничество с братом Андреем. – Политика в отношении к татарам. – Новгородские смуты. – Татарские численники и сборщики даней. – Последнее путешествие в Золотую Орду и кончина Александра. – Установленный им характер татарской зависимости.

Личность князя Александра Невского

Александр Ярославич принадлежит к тем историческим деятелям Северной Руси, в которых наиболее отразились основные черты великорусской народности: практический ум, твердость воли и гибкость характера, или умение сообразоваться с обстоятельствами. Большую часть своей юности он провел в Новгороде Великом, где под руководством суздальских бояр заступал место своего отца Ярослава Всеволодовича; а с 1236 года, когда Ярослав получил Киевский стол, Александр остался самостоятельным новгородским князем. Эти годы, проведенные в Великом Новгороде, бесспорно имели большое влияние на развитие его ума и характера. Деятельная, кипучая жизнь торгового города, постоянное присутствие западных иноземцев и почти непрерывная борьба веча с княжеской властью, конечно, производили на него глубокое впечатление и немало способствовали развитию той выдержанности характера и той гибкости, соединенной с твердою волею, которыми отличается вся его последующая деятельность. Внутренним качествам соответствовала и самая наружность Александра, красивая и величественная.

В 1239 г. двадцатилетний Александр Ярославич вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание происходило в Торопце, где он и "кашу чини", т.е. давал свадебный пир; "а другое в Новгороде"; следовательно, по возвращении в свое княжение Александр и здесь устроил широкое угощение. Вслед затем он с новгородцами ставит городки на реке Шелони, т.е. укрепляет западную окраину их владений; очевидно в таких укреплениях существовала тогда настоятельная нужда.

Невская битва 1240

Как известно, Великий Новгород был столь счастлив, что гроза Батыева нашествия миновала его и только юго-восточная часть его земли подверглась разорению. Но в то же самое время западные соседи, как бы сговорясь между собою, спешат воспользоваться разгромом Северо-Восточной Руси, чтобы теснить Великий Новгород, отнимать у него волости, грабить, разорять его пригороды и села. То были: Шведы, Ливонские Немцы и Литва. Здесь-то, в борьбе с этими внешними врагами, Александр обнаружил свои блистательные дарования и покрыл себя неувядаемой славой. Первыми испытали на себе его тяжелую руку шведы. Известно, что уже давно происходили столкновения с ними новгородцев на северных прибрежьях Финского залива, где шведы постепенно распространяли свое владычество, а вместе с тем и свою религию. Но нам неизвестно в точности, что послужило ближайшим поводом к шведскому походу на новгородцев в 1240 г., в царствование короля Эриха Эриксона. Очень вероятно, что он был предпринят под влиянием папских посланий, побуждавших шведов и ливонских немцев оружием подчинить католицизму русские Прибалтийские земли. Настоящею же целью шведского похода было, по-видимому, завоевание Невского побережья, а следовательно, и захват главного пути новгородской торговли с Северо-Западною Европою; причем, может быть, имелась в виду и Ладога, которою издавна стремились завладеть варяжские конунги.

Когда в Новгород пришла весть о появлении шведского ополчения в устьях Невы, Александр не захотел терять времени на посылку за помощью к своему отцу, тогда великому князю Владимирскому, ни даже собирать рать из разных пригородов и волостей новгородских. Он понял, что успех зависит от быстроты и решительности. А потому, помолясь в Софийском соборе и взяв благословение у владыки Спиридона, немедля выступил только с новгородскою и собственною дружиною; на пути присоединил ладожан и с этими немногочисленными силами поспешил встретить врагов. Он нашел их расположившимися станом на южном берегу Невы при впадении в нее речки Ижоры, и, не дав им опомниться, стремительно ударил на них (15 июля 1240 г.). Шведы потерпели полное поражение; следующею ночью они поспешили на своих шнеках удалиться в отечество. По словам русской летописи, ладожане и новгородцы потеряли будто бы не более двадцати человек убитыми. Она описывает при этом подвиги шести русских витязей, наиболее отличившихся; любопытно, что трое из них были новгородцы, а остальные трое принадлежали к собственной дружине князя. Например, новгородец Гаврило Олексинич, преследуя неприятелей, спасавшихся на корабль, вскочил на доску, был сброшен с нее в воду вместе с конем; но вышел из воды невредимым и снова вернулся в битву. Сава, один из княжих отроков, пробился к златоверхому шатру шведского предводителя и подрубил его столб; шатер рухнул; что обрадовало русских и навело уныние на врагов. Другой отрок княжий, Ратмир, пеший избил много врагов, был окружен ими и пал от тяжких ран. Невская победа обратила на Александра общее внимание и доставила ему громкую славу. Какое сильное впечатление произвела на современников эта победа, указывает сложившаяся тогда же легенда о явлении перед битвой св. Бориса и Глеба некоему Пелгусию, старейшине Ижорской земли.

Ледовое побоище с немцами 1242

Более упорная война должна была произойти с ливонскими немцами. Около того времени орден Меченосцев, подкрепив себя соединением с Тевтонским орденом, возобновил наступательное движение на Русь Новгородскую и в особенности направил свои удары на ближайшую к нему Псковскую область. В самый год Невской битвы немцы вместе с русским изменником Ярославом Владимировичем (пошедшим по стопам своего отца Владимира Псковского) взяли псковский пригород Изборск. Псковичи выступили против них, но потерпели поражение. Затем немцы осаждали самый Псков, где тогда происходили внутренние смуты. По словам летописи, врагов подвела какая-то изменническая партия с Твердилом Иванковичем во главе. Этот Твердило (кажется, потомок известного новгородского посадника Мирошки Нездилича) захватил себе посадничество в Пскове и начал свирепствовать против своих соперников; так что многие граждане с семействами своими бежали в Новгород. Не встречая отпора, немцы распространили свои завоевания и далее; перешли за реку Лугу и, чтобы упрочить за собой этот край, заложили крепость в Копорском погосте. Вместе с толпами передавшихся им Чуди и Води они доходили уже за тридцать верст до Новгорода, захватывали купцов с товарами, отнимали у поселян коней и скот; так что и землю пахать было нечем. К довершению бедствий в то время усилились набеги литовцев на Новгородскую землю. А между тем случилось так, что новгородцы сидели тогда без князя.

Всегда ревнивые к своим вольностям и ограничению княжеской власти граждане успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу в Суздальскую область. Новгородцы послали к Ярославу просить князя, и тот назначил другого своего сына Андрея. Но они понимали, что в таких трудных обстоятельствах им нужен Александр, и отправили владыку Спиридона с боярами просить именно его. Ярослав исполнил их просьбу. Александр ловко и быстро поправил дела. Он разорил строившуюся крепость Копорье, прогнал немцев из Водской области и перевешал многих переветчиков из Чуди и Вожан. Но между тем немцы при содействии изменников успели захватить в свои руки самый Псков. Александр выпросилу отца на помощь себе низовые, или суздальские, полки с братом Андреем; неожиданно явился под Псковом и взял в плен немецкий гарнизон. Отсюда, не теряя времени, он двинулся в пределы Ливонии.

Перед выступлением в этот поход на немцев Александр по своему благочестивому обыкновению молился усердно в соборном храме. Между прочим, по сказанию летописи, он просил Господа рассудить его прю с этим велеречивым народом. А немцы, собравши большую силу, будто бы похвалялись тогда "покорить себе Славянский народ". Во всяком случае из летописного рассказа видно, что борьба Руси с немцами в то время приняла уже характер племенной вражды, разгоравшейся от немецких притязаний на господство, действительно непомерных. Характер ожесточения в этой борьбе подтверждает и немецкая летопись, которая говорит, что в ней погибло до семидесяти рыцарей; а шесть рыцарей, взятых в плен, будто бы были замучены.

Когда передовые новгородские отряды потерпели неудачу, Александр отступил на Чудское озеро, и здесь на льду дал битву соединенным силам немцев и ливонской Чуди, где-то близ урочища Узмени. Это так наз. Ледовое побоище произошло 5 апреля; но лед был еще крепок и выдержал тяжесть обеих сражающихся ратей. Немцы построились в свой обычный порядок клином (или, как Русь называла его, свиньею) и насквозь пробили русские полки. Но последние не смутились: после жестокой рукопашной сечи русские смяли и поразили наголову неприятеля; а потом гнали его по льду на расстоянии семи верст. Одних рыцарей было взято до пятидесяти; они пешие шли за конем Александра, когда он с победными полками торжественно вступил во Псков, встреченный гражданами и духовенством с крестами и хоругвями. Сочинитель Сказания о великом князе Александре, изображая его славу, распространившуюся "до гор Араратских и до Рима Великого", восклицает: "О псковичи! Если забудете великого князя Александра Ярославича (освободившего вас от иноплеменников) или отступите от его рода и не примете к себе кого-либо из его потомков, который в несчастье прибегнет к вам, то уподобитесь Жидам, которые забыли Бога, изведшего их из работы египетской и пропитавшего в пустыне манною и печеными крастелями". После Ледового побоища ливонские немцы прислали в Новгород с просьбою о мире и заключили его, отказавшись от Водской и Псковской областей, возвратив пленных и заложников. Таким образом, Александр отбил движение Ливонского и Тевтонского ордена на восточную сторону Чудского озера; этим миром установлены между обеими, сторонами приблизительно те границы, которые оставались и в последующие века.

Ледовое побоище Александра Невского. Картина В. Назарука, 1984

Победа Александра Невского над литвой 1245

Русь Новгородская умеренно воспользовалась победою, оставив за немцами Юрьев и другие владения на западной стороне Чудского озера; ибо, кроме их, было тогда много и других врагов. Между прочим, Литва, все более и более забиравшая силу, вторглась в самую глубь новгородских владений. В 1245 г. она проникла до Бежеца и Торжка. Возвращаясь отсюда с большим полоном, преследуемые новоторами и тверичами, литовские князья укрылись в Торопец. Но пришел Александр с новгородцами, освободил Торопец от Литвы и отнял у нее весь полон, истребив до восьми литовских князей с их дружинами. Новгородцы после того воротились домой. Но Александр считал нужным довершить удар, чтобы отбить у Литвы охоту нападать на Русь. Он с одним своим двором, т.е. с одною княжьею дружиною, преследовал литовцев в Смоленской и Полоцкой земле и разбил их еще два раза (под Жижичем и под Усвятом).

Таким образом, Александр силою меча укротил всех трех западных врагов Руси. Но иначе приходилось ему действовать на другом поприще, со стороны азиатских варваров.

Поездка Александра Невского в Орду и ко двору великого монгольского хана

Сочинитель Сказания о Невском герое повествует, будто по смерти отца его Ярослава Батый послал звать Александра в Орду и велел сказать ему: "Мне Бог покорил многие народы; ты ли один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сохранить свою землю, то приди ко мне, да увидишь честь и славу моего царства". Александр взял благословение у ростовского епископа Кирилла и отправился в Орду. Увидев его, Батый молвил своим вельможам: "Истину мне говорили, что нет подобного ему князя"; воздал ему большие почести и даже многие дары. Такие рассказы суть не что иное, как обычное украшение повести о любимом герое. В Орде не осыпали дарами наших князей; наоборот, последние должны были там усердно раздавать подарки хану, его женам, родственникам и вельможам. По другим летописным известиям, молодой князь еще прежде бывал в Орде Батыевой, вероятно, сопровождая туда своего отца: без сомнения, от сего последнего он научился смирять себя перед грозной татарской силой и не помышлять более ни о каком открытом сопротивлении. По смерти Ярослава следующий за ним брат Святослав Юрьевский занял старший Владимирский стол. Но теперь всякие перемены в княжениях производились не иначе, как с ханского соизволения. Поэтому Александр и брат его Андрей вновь поехали в Золотую Орду, вероятно, хлопотать о княжениях. Батый отправил их в Великую Орду к хану Менгу. Братья совершили это трудное и далекое путешествие. Они воротились домой спустя около двух лет, неся с собой ханские ярлыки на оба великие княжения: Александр – на Киевское, Андрей – на Владимирское. И в прежнее время племянники не всегда уважали старшинство своих дядей, а теперь над князьями явилась власть еще высшая, неуважение к старым родовым обычаям встречается все чаще. Уже до возвращения Александра и Андрея младший их брат Михаил, князь Московский, отнял великое Владимирское княжение у дяди своего Святослава. Но Михаил, прозванный Хоробритом, скоро погиб в битве с Литвою.

Александр Невский и брат его Андрей

Александр, очевидно, не был доволен тем, что Владимирское княжение досталось младшему перед ним брату Андрею. Хотя Киев и считался старше всех городов Руси, но он лежал в развалинах. Невский герой не поехал туда, а пребывал или в Новгороде Великом, или в своих суздальских волостях, ожидая удобного случая завладеть стольным Владимиром. Неосторожность Андрея помогла ему в достижении этой цели.

В то время в Суздальской Руси была еще слишком свежа память об утраченной свободе и независимости, как в среде князей и дружинников, так и в самом народе. Многие с нетерпением сносили постыдное иго. К числу их принадлежал и Андрей Ярославич. Будучи великим князем Владимирским, он женился на дочери знаменитого Даниила Романовича Галицкого и, вероятно, заодно с тестем начал питать замысел о свержении ига. Но нашлись соперники и недоброжелатели, которые донесли Сартаку о замыслах Андрея. Хан послал против него войско под начальством ордынского царевича Неврюя с воеводами Котяном и Алабугою. Услыхав о том, Андрей воскликнул: "Господи! доколе мы будем ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне уйти в чужую землю, нежели служить татарам". Он, однако, отважился на битву, но, конечно, был слишком слаб, чтобы выиграть ее, и бежал в Новгород. Не принятый новгородцами, он с женою и боярами своими удалился за море к шведскому королю, у которого и нашел убежище на время. Нашествие Неврюя на Суздальскую землю повело за собою новое разорение некоторых областей; особенно пострадал при этом Переяславль-Залесский. Есть известие, не знаем насколько справедливое, которое приписывает посылку татарского войска на Андрея проискам самого Александра Ярославича. Знаем только, что во время Неврюева нашествия (1252) Александр находился в Орде у Сартака и воротился оттуда с ханским ярлыком на княжение Владимирское. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II пребывал тогда во Владимире. Он, духовенство со крестами и все граждане встретили Александра у Золотых ворот и торжественно посадили его в соборном храме на отцовском столе.

Александр Невский и Новгород

Александр деятельно принялся уничтожать следы последнего татарского нашествия на Суздальскую землю: возобновлял храмы, укреплял города и собирал жителей, укрывшихся в леса и дебри. Но времена были тяжелые, неблагоприятные для мирной гражданской деятельности. Все десятилетнее великое княжение свое Александр I Невский провел в непрерывных трудах и тревогах, причиненных внутренними и внешними врагами. Более всего доставили ему беспокойства дела новгородские. Хотя монгольское иго, сильно тяготевшее над Суздальскою землею, сначала и ослабило ее преобладание над Новгородом Великим, однако при первой возможности повторились прежние взаимные отношения этих двух половин Северной Руси. Утвердясь на великом княжении Владимирском, Александр возобновил политику своих предшественников, т.е. старался постоянно держать Новгород под своею рукою и назначать туда князем, в сущности же, своим наместником, кого-либо из собственных сыновей. Это место занял его сын Василий. Юноша шел по стопам отца, и вскоре успел отличиться в борьбе с Литвою и ливонскими немцами, которые вновь открыли враждебные действия против новгородцев и псковичей. Но большинство граждан Великого Новгорода более всего дорожило своими вечевыми порядками и вольностями и снова стало тяготиться зависимостью от сильного Суздальского князя. В связи с этими отношениями происходила обыкновенная смена посадников. В 1243 г. умер Степан Твердиславич; он представляет единственный известный нам пример посадника, который сохранял свое место тринадцать лет и умер спокойно при своей должности. Когда Василий Александрович занимал Новгородский стол, посадником был Анания, любимый народом как ревностный защитник новгородских вольностей. Но семья Твердислава не оставляла своих притязаний на посадничество; внук его Михалко Степанович, по-видимому, добивался этого сана уже с помощью суздальских сторонников. Торжество народной стороны, однако, высказалось в том, что она изгнала Василия Александровича, а на княжение к себе призвала Ярослава Ярославича, младшего брата Александрова.

Великий князь не замедлил показать, что не намерен терпеть такое своеволие. Он быстро явился с суздальскими полками в Торжок, где еще держался его сын Василий; а отсюда двинулся на Новгород. Ярослав поспешил уехать; в городе произошли обычные смятения и бурные веча. Меньшие люди, т.е. простонародье, руководимые посадником, вооружились, одержали верх на главном вече и присягнули стоять всем как один человек и никого не выдавать князю, если тот потребует выдачи своих противников. А вятшие, или более зажиточные, держали сторону князя и замышляли передать посадничество Михалку Степановичу. Последний с толпою вооруженных людей удалился в Юрьевский монастырь, в соседство Городища, или княжеской резиденции. Чернь хотела было ударить на двор Михалка и разграбить его; но великодушный посадник Анания удержал ее от насилия. Между тем некоторые переветчики уходили к великому князю и извещали его о том, что делалось в Новгороде. Расположив свою рать вокруг Городища, Александр прислал на вече требование о выдаче посадника Анании, грозя в противном случае ударить на город. Граждане отправили к великому князю владыку Далмата и тысяцкого Клима с мольбою не слушать наветов злых людей, отложить гнев на Новгород и на Ананию и занять вновь их стол. Александр не склонялся на эти просьбы. Три дня обе стороны стояли друг против друга с оружием в руках. На четвертый день Александр велел сказать на вече: пусть Анания лишится посадничества, и тогда он отложит свой гнев, Анания удалился, и великий князь торжественно вступил в Новгород, встреченный владыкою и духовенством со крестами (1255 г.). Посадничество получил Михалко Степанович, а на княжеский стол воротился Василий Александрович.

В это время шведы попытались было снова отнять Финское прибрежье у Новгорода и вместе с подручным себе народцем Емью начали строить крепость на реке Нарове. Но при одном слухе о движении Александра с суздальскими и новгородскими полками они удалились. Однако Александр хотел дать им новый урок и продолжал поход вглубь страны, обитаемой Емью; причем много народу избил или взял в полон. По словам летописи, русская рать должна была преодолевать большие трудности на этом походе в холодную, туманную погоду, в краю, наполненном скалами и болотами. Цель была достигнута; долгое время после того шведы не отваживались нападать на пределы Новгородские.

Татарская перепись в Новгороде

Уже в следующем 1257 году новгородские смуты возобновились. Причиною их на этот раз был слух, что татары хотят ввести в Новгороде свои тамги и десятины.

В 1253 г. умер Батый, а вслед за ним и Сартак. В Кипчакской Орде воцарился брат Батыя Берке. Около того времени великий хан Менгу велел произвести общую перепись жителей во всех татарских владениях, дабы более точным способом определить количество дани с покоренных народов. Такое распоряжение тяжело отозвалось в Русской земле. Конечно, в связи с этим делом и для смягчения его условий Александр Ярославич летом 1257 года ездил с подарками в Орду, сопровождаемый некоторыми удельными суздальскими князьями, в том числе братом Андреем, который успел воротиться из Швеции и примириться с татарами. А следующею зимою приехали из Орды численники; сосчитали население в землях Суздальской, Рязанской, Муромской и поставили своих десятников, сотников, тысячников и темников. Только чернецы, священники и прочие церковнослужители не были записаны в число, потому что татары духовенство всех религий освобождали от даней. Такое изъятие было установлено еще Чингисханом и Огодаем, которые руководились при этом не одною монгольскою веротерпимостью, но, вероятно, и политическими соображениями. Так как духовенство у всех народов составляло самый влиятельный класс, то основатели великой Татарской империи избегали возбуждать религиозный фанатизм, опасное действие которого они могли заметить особенно у мусульманских народов. Татары обыкновенно переписывали всех мужчин, начиная с десятилетнего возраста, и собирали дани отчасти деньгами, отчасти наиболее ценными естественными произведениями каждой страны; с Руси, как известно, они получали огромное количество мехов. Главные дани были: десятина, т.е. десятая часть хлебного сбора, тамга и мыт, вероятно, пошлины с торгующих купцов и провозимых товаров. Кроме того, жители обложены были разнообразными повинностями, каковы, например, ям и корм, т.е. обязанности давать подводы и съестные припасы татарским послам, гонцам и всяким чиновникам, особенно поборы на ханское войско, ханскую охоту и пр.

Тяжесть всех этих налогов и повинностей, а в особенности жестокие способы их сбора, конечно, были известны новгородцам, и потому они сильно взволновались, когда услыхали, что и к ним придут татарские численники. Доселе Новгород не видал татар в своих стенах и не считал себя подчиненным варварскому игу. Начались бурные смуты. Горячие головы, называя изменниками тех, которые советовали покориться необходимости, призывали народ положить свои головы за св. Софью и Новгород. Среди этих смут был убит нелюбимый посадник Михалко Степанович. Сторону горячих патриотов держал и сам юный князь новгородский Василий Александрович. Услыхав о приближении отца с ханскими послами, он не стал дожидать его и убежал во Псков. На этот раз новгородцы так и не позволили себя перечислять и, поднеся дары ханским послам, выпроводили их из своего города. Александр сильно разгневался на сына Василия и отправил его на Низ, т.е. в Суздальскую землю; а некоторых его дружинников жестоко покарал за их мятежные советы: кого велел ослепить, кому отрезать нос. Варварское иго уже давало себя знать в этих наказаниях.

Напрасно новгородцы думали, что они избавились от татарских численников. Зимою 1259 года Александр снова приехал в Новгород с ханскими сановниками Беркаем и Касачиком, которых сопровождала многочисленная татарская свита. Предварительно пущен был слух, что войско ханское уже стоит в Низовой земле, готовое двинуться на Новгород в случае вторичного неповиновения. Здесь опять произошло раздвоение: бояре и вообще вятшие люди изъявили согласие на перепись; а меньшие, или чернь, вооружились с кликами: "Умрем за св. Софью и за домы ангельские!" Клики эти напугали татарских сановников; они просили стражу у великого князя, и тот велел стеречь их по ночам всем детям боярским; а новгородцам он грозил опять удалиться и предоставить их в добычу ужасной ханской мести. Угроза подействовала; чернь успокоилась и допустила численников. Татарские чиновники ездили из улицы в улицу, перечисляя дома и жителей и высчитывая количество даней. Чернь злобствовала при этом на бояр, которые сумели устроить таким образом, что дани были налагаемы почти равные на богатых и бедных; следовательно, для первых они были легки, а для последних тяжелы. По окончании переписи сановники татарские удалились. И то уже было немалым благом для Новгорода, что в нем, вероятно, по ходатайству великого князя, не поселились баскаки, как в других стольных городах. Александр поставил здесь князем другого сына своего, Димитрия. Как неприятна и тревожна была для него эта последняя поездка в Новгород, показывают слова, сказанные епископу Кириллу. На обратном пути во Владимир великий князь остановился в Ростове, где его угощали двоюродные племянники, князья Борис Василькович Ростовский и Глеб Васильевич Белозерский с своею матерью Марьей Михайловной (дочерью замученного в Орде Михаила Черниговского). Разумеется, первым делом по приезде сюда было помолиться в соборном Успенском храме и поклониться гробу св. Леонтия. Тут, принимая благословение и целуя крест из рук известного книжника, престарелого епископа Кирилла, Александр сказал ему: "Отче святый! твоею молитвою я здрав поехал в Новгород, твоею же молитвою здрав и сюда приехал".

Волнения против татар в Суздальской земле

Спокойствия, однако, не было. Едва в Новгороде затихли волнения, вызванные татарскою данью, как еще большие возникли в самой Суздальской земле, и по той же причине.

Около этого времени ордынские властители начали отдавать на откуп дани и налоги магометанским купцам из Средней Азии, т.е. хивинским и бухарским; русский народ называл их вообще бесерменами. Заплатив вперед большие суммы в ханскую казну, естественно, откупщики старались потом вознаградить себя с лихвою и выжимали из народа последние его средства. За всякую отсрочку платежей они налагали непомерные росты, или проценты; отнимали скот и все имущество, а у кого нечего было взять, того или детей его брали и потом продавали в рабство. Народ, еще живо помнивший о своей независимости, не вынес такого крайнего угнетения; сюда присоединилось и возбуждение религиозное, так как фанатичные мусульмане начали ругаться над христианскою церковью. В 1262 г. в больших городах, каковы Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Переяславль-Залесский, жители восстали при звоне вечевых колоколов и выгнали от себя татарских сборщиков дани, а некоторых избили. В числе последних находился какой-то отступник Зосима, в городе Ярославле он был монахом, но потом перешел в мусульманство, сделался одним из сборщиков дани и пуще иноплеменников притеснял прежних своих соотчичей. Его убили, а тело бросили на съедение псам и воронам. Во время этого возмущения некоторые из татарских чиновников спасли себя тем, что приняли христианство. Например, так поступил в Устюге знатный татарин Буга, который потом, по словам предания, своею набожностью и добротою приобрел общую любовь.

Естественно, что за этим мятежом неминуемо должно было последовать жестокое возмездие со стороны варваров. И действительно, Беркай собирал уже рать для нового нашествия на Северо-Восточную Русь. В такое критическое время выказалась вся политическая ловкость Александра, сумевшего отвести новую грозу. Он отправился к хану, чтобы " отмолить людей от беды ", как выражается летопись. Так как новгородцы снова находились в войне с ливонскими немцами, то, отъезжая в Орду, великий князь распорядился защитою Руси с этой стороны. Он послал свои полки и брата Ярослава Тверского на помощь сыну Димитрию. Новгородско-суздальская рать вошла в Ливонскую землю и осадила Дерпт, или старый русский город Юрьев. Последний был сильно укреплен тройными стенами. Русские взяли внешний город, но не могли овладеть кремлем и ушли, не успев отвоевать этого древнего достояния своих князей. Главною причиною неуспеха было то, что русские опоздали: они условились с литовским князем Миндовгом напасть на немцев в одно время; но пришли уже тогда, когда Миндовг воротился домой.

Смерть Александра Невского

Между тем Александр с большим трудом умолил разгневанного хана не посылать войска на Суздальскую землю; причем, разумеется, должен был великими дарами подкупать всех, которые имели влияние на хана. Ему помогло еще и то обстоятельство, что Сарайский хан был отвлечен междоусобною войною с своим двоюродным братом Гулагу, властителем Персии. Берке продержал Александра в Орде многие месяцы, так что великий князь наконец тяжко заболел, и тогда только был отпущен. Имея не более сорока пяти лет от роду, Александр мог бы еще долго служить России. Но постоянные труды, беспокойства и огорчения, очевидно, сломили его крепкое тело. На обратном пути, плывя Волгою, он остановился передохнуть в Нижнем Новгороде; затем продолжал путь, но не доехал до Владимира и скончался в Городце 14 ноября 1263 года. По обычаю благочестивых князей того времени он перед смертью постригся в монахи. Автор Сказания об Александре говорит, что когда во Владимир пришла весть о его кончине, митрополит Кирилл в соборной церкви объявил о том народу, воскликнув: "Чада моя милыя! Разумейте, яко погибаем!" Митрополит и духовенство со свечами и дымящимися кадилами, бояре и народ вышли в Боголюбове навстречу телу великого князя и потом положили его в монастырском храме Рождества Богородицы. Уже современники, по-видимому, причисляли покойного князя к людям святым, к угодникам Божиим. Автор его жития, в молодости знавший Александра, прибавляет следующую легенду. Когда тело князя положили в каменную гробницу, митрополичий эконом приступил к нему и хотел разжать его руку, чтобы архипастырь мог вложить в нее отпустительную грамоту. Вдруг покойный простер руку и сам взял грамоту у митрополита.

Значение деятельности Александра Невского

Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливающиеся отношения. В качестве великого князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов; но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси. И без того по своей дикости и степным привычкам не расположенные к городской жизни, особенно в северных лесистых и болотистых странах, не привычные к сложной администрации народов оседлых и более общественных, татары тем охотнее ограничились временным пребыванием в России своих баскаков и чиновников с их свитою. Они не тронули ни ее религии, ни ее политического строя и совершенно оставили власть в руках местных княжеских родов. Ханы и вельможи их находили столь удобным и легким пользоваться огромными доходами с покоренной страны, не утруждая себя мелкими заботами суда и управления, а главное, оставаясь среди своей любимой степной природы. Александр действовал в этом смысле усердно и удачно; отстраняя татар от вмешательства во внутренние дела России, ограничив ее только вассальными отношениями и не допуская никакого послабления княжеской власти над народом, он, конечно, тем самым содействовал будущему усилению и освобождению Руси. По-видимому, он ловко умел также уклоняться от известной обязанности подчиненных владетелей водить свои дружины на помощь хану в его войнах с другими народами. Повторяем, то был блистательный представитель великорусского типа, который с одинаковой ловкостью умеет и повелевать, и подчиняться, когда это нужно.

Александр Невский на Плещеевом озере. Картина С. Рубцова

Автор жития сообщает любопытное известие о посольстве папы Римского к Александру. Папа прислал к нему двух "хитрейших" кардиналов, чтобы научить его латинской вере. Кардиналы изложили перед ним Священную историю от Адама до Седьмого вселенского собора. Александр, посоветовавшись с своими "мудрецами", т.е. с боярами и духовенством, дал такой ответ: "Все это мы хорошо ведаем, но учения от вас не принимаем"; затем с миром отпустил посольство. И действительно, мы имеем папские грамоты к Александру и его предшественникам, которые показывают настоятельные усилия Римской курии подчинить себе Русскую церковь. А в грамоте Иннокентия IV к Александру с этою целью приводятся даже ложные ссылки на Плано Карпини, по словам которого будто бы отец Ярослава в бытность свою в великой Орде у Гаюка обратился в латинство. В известных записях Карпини нет о том ни слова .


Легенда о Пелгусии, равно и подвиги шести мужей вошли в сказание об Александре Невском, которое встречается в позднейших летописных сводах (Новгород, четвертом, Софийском, Воскресенском, Никонов.). Приводим эту легенду (по Новг. четвертому).

"Бе некто муж, старейшина в земли Ижерской, именем Пелгусии; поручена бе ему стража морская; всприят же святое крещение, и живяше посреде роду своего погана суща, и наречено бысть ему имя в святом крещении Филипп; живяше богоугодно, в среду и пяток пребывая в алчбе; тем же сподоби его Бог видению страшну. Уведав силу ратных, иде противу князя Александра, да скажет ему станы, обрете бо их. Стоящю же ему при край моря, стрегущю обои пути, и пробысть всю нощъ в бдении; яко же нача всходити солнце и услыша шум страшен по морю, и виде насад един гребущ, посреди насада стояща Бориса и Глеба в одеждах червленых, и беста руки держаще на рамах, гребци же седяща аки в молнию одены. И рече Борис: "Брате Глебе! вели грести; да поможем сроднику своему Александру". Видев же Пелгусии таковое видение и слышав такой глас от святую, стояше трепетен дондеже насад отъиде от очию его; потом скоро поехав к Александру: он же видев его радостныма очима, исповеда ему едину, яко же виде и слыша. Князь же отвеща ему: "сего не рци никому же".

Замечательную аналогию с этим рассказом представляет подобная же легенда, которою украсилась победа современника Александрова, чешского короля Пшемысла Оттокара, над угорским Белою на берегах Моравы в 1260 г. Сам Оттокар в письме своем к папе рассказывает, что один преданный ему благочестивый муж, оставшийся дома по болезни, в день битвы удостоился видения. Ему явились покровители Чешской земли свв. Венцеслав, Адалберт и Прокопий; причем Венцеслав сказал своим товарищам, что войско их (чехов) слабо и надобно ему помочь (Тургенева Histor. Russ. Monumenta, II. 349).

Хотя составитель Сказания об Александре говорит, что он писал по рассказам отцов, а об Невской победе слышал от участников и даже от самого Александра; однако рассказ об этой битве обилует явным преувеличением относительно врагов. Во-первых, в неприятельском ополчении кроме Свеев (Шведов) будто принимали участие Мурмане (Норвежцы), Сум и Емь. Убитых врагов будто бы было так много, что наполнено три корабля одними знатными людьми; а прочих, которым ископали ямы, было без числа. Не более 20 убитых с русской стороны слишком тому противоречит и показывает, что битва вообще не имела больших размеров. Имя шведского вождя обыкновенно не упоминается, хотя он называется королем Римским (т.е. латинским, или католическим). Только в немногих сводах летописей прибавлено Бергель, т.е. Бергер (Новгор. четверт.). При описании битвы в некоторых списках еще говорится, что тут был убит воевода их Спиридон (Новгородская первая); тогда как имя Спиридона носил в это время архиепископ Новгородский. Что касается до известного Фолькунга Биргера, женатого на дочери короля Эриха, то он возведен в достоинство ярла несколько позднее, в 1248 г. (Geschichte Schwedens von Geijer. I. 152).

П. С. Р. Лет. Летописи упоминают о поездке Александра к Сартаку и походе татар на Андрея под одним годом, не связывая между собою эти два события. Прямое известие о наговоре Александра хану против своего брата Андрея находим только у Татищева (IV. 24). Карамзин считает это известие вымыслом Татищева (Т. IV, прим. 88). Беляев старается оправдать Александра от этого обвинения ссылкою на умолчание известных нам летописей и повторяет мнение князя Щербатова, что наговор был сделан дядею Святославом Всеволодовичем, к которому и относит слова Андрея: "доколе будем наводить друг на друга татар" ("Великий князь Александр Ярославич Невский". Временник Об. И. и Др. IV. 18). Соловьев в своей истории полагает известие Татищева вполне достоверным (Т. II, прим. 299). Мы тоже находим его достоверным, если принять во внимание все обстоятельства; Александр, очевидно, считал себя обиженным после того, как Владимирским столом овладел его младший брат, вероятно, употребив для того перед ханом какие-нибудь ловкие извороты.

О великом княжении Александра Невского см. Летописи Лаврент., Новгород., Софийск., Воскресен., Никонов, и Троицкая. См. папские грамоты: к Юрию Всеволодовичу (Historica Russiae Monumenta. I. N. LXXIII) и Александру Ярославичу (ibid. LXXXVIII). Leben des heiligen Alexandri Newsky у Миллера в Sammlung Russischer Geschichte. I.


Top