Sniper elite 3 побочные задания в миссиях. Гид по предметам коллекционирования - основная игра

Снайпер – это, прежде всего, самостоятельная боевая единица, в чью задачу входит поражение командного состава противника. Настоящий снайпер должен уметь маскироваться, наблюдать и разить врага с одного выстрела. И если этими умениям американский солдат Второй Мировой Войны Карл Фейрберн овладел в совершенстве, то с самостоятельностью у героя Sniper Elite V2 были проблемы — без соответствующего маркера нельзя было даже перелезть через стену, а живая мишень могла и вовсе не появится, если снайпер не засел в строго определенной разработчиками позиции. Несмотря на то, что серия признана лучшим снайперским симулятором во всем мире, игроки и пресса были единодушны во мнении, что Sniper Elite полна условностей и требует тщательной полировки. Прислушалась ли студия Rebellion к игрокам? Отчасти да.

На просторах Африки

На этот раз, посчитав, что игроки устали от тесных европейских улочек, авторы сменили место действия игры с Берлина на «Северную Африку». Впрочем, смена сеттинга не помешала разработчикам использовать тот же сюжетный шаблон, что в оригинале и V2 – Карл вновь должен сорвать планы Третьего рейха по созданию нового супероружия, способного изменить ход войны. Как и в предыдущих частях, сюжет не играет важной роли, отдавая пальму первенства геймплею. Игровой процесс представляет собой «стелс» с изощренными тихими убийствами при помощи ножа и тайных проникновений на вражеские территории. Можно действовать в открытую, тем не менее, даже на среднем уровне сложности попадания в упор воспринимаются довольно болезненно, вынуждая искать более тихие методы устранения противника.

Несмотря на все возможности, которые больше подходят герою серии Splinter Cell, главным оружием Фейрберна остается верная снайперская винтовка. Огромные просторы Африки представляют собой рай для тактических возможностей – больше никаких принуждений в выборе снайперской позиций, игрок волен сам выбирать себе место и время для стрельбы. Но перед тем как нажать на спусковой крючок – целесообразно задуматься о собственной безопасности, ведь разъяренные противники мигом бросятся к укрытию небрежного снайпера. Чтобы этого не произошло, следует удостовериться, что где-то поблизости есть источник сильного шума, а если он отсутствует – самому создать его, к примеру, вывести из строя генератор, который будет периодически грохотать, предоставляя немного времени для бесшумного выстрела. Однако на этом сложности не заканчиваются, ведь для точного и аккуратного попадания в голову требуется учесть направление ветра, вес пуль и расстояние. Фокусировка на жертве облегчает прицеливание – если долго не сводить прицел с противника, появится маленькая метка, показывающая, куда попадет пуля после выстрела. Наградой за смертельный выстрел будет возможность увидеть красивый полет пули в замедленном времени, а также полюбоваться внутренностями противника, в том числе и самыми пикантными – режим X-Ray Kill Cam без стеснения демонстрирует место попадания пули в тело изнутри. Нужно отметить, что вовсе необязательно пользоваться снайперской винтовкой, однако она наиболее удобна и незаменима в устранении дальних целей. После выполнения главной задачи миссии – уровень не заканчивается и придется еще отступать к выходу, поэтому гораздо лучше стрелять издалека, находясь в безопасном укрытии. Стоит заметить, что при перебежке на большие расстояния рекомендуется следить за пульсом — высокая частота сердцебиения помешает точно целиться.

Снайпер на все руки

Задания Карла Фейрберна не ограничиваются стрельбой по одиноким целям, а состоят из целого набора задач для героя. Кражи секретных документов, освобождение пленных из нацистских крепостей, подрывы немецких «Небельверферов» и прочий героизм – не особенно вяжущийся с профессией снайпера. Большая часть уровней выглядит примерно именно так. После особенно пафосного брифинга появляется меню, где можно выбрать арсенал и сложность для предстоящей миссии. К выбору арсенала стоит отнестись серьезно, особенно на высоких уровнях сложности – неверно выбранное оружие может сильно осложнить прохождение. Теоретически, приступая к выполнению основной задачи, будь то диверсия или исследование территории, стоит удостовериться, что для идеального завершения миссии и безопасного отступления созданы все условия. Впрочем, тут не возникает особенных сложностей – найдя источник шума и предварительно ликвидировав большую часть противников в округе – можно обеспечить себе максимально возможную безопасность. Выполнив задачу, можно спокойно отступать. Как можно заметить, «стелс» занимает большую часть игрового процесса, однако в отличие от практически безупречной снайперской части геймплея – с ним в игре не все гладко. Искусственный интеллект вражеских солдат иногда не поддается разумению – можно прилечь рядом с отрядом противников и остаться незамеченным, а можно спрятавшись в укрытии обнаружить тревогу непонятно из-за чего. Но подобные прецеденты случаются редко и, глядя на большие территории уровней, можно понять разработчиков – работая с такого размера картами сложно застраховать свое детище от подобного рода ошибок.

Прохождение миссии можно сделать максимально гуманным, обходя противников стороной. Тем не менее, гуманный подход в военное время не приветствуется, ведь за ликвидацию вражеских войск и выполнение дополнительных задач, возникающих по ходу миссии, Карл растет в звании и получает опыт. Опыт начисляется по-разному (в зависимости от убийства): за бесшумное, быстрое и точное устранение противника выстрелом в голову герой получает наибольшее количество опыта, который можно потратить на усовершенствование оружия. Дополнительные задачи не отличаются особой проработкой сценария и сводятся (в основном) к уничтожению вражеской техники, однако они здорово разнообразят игру, насыщая локацию множеством событий.

Снайперская дуэль

В отличие от Sniper Elite V2 – в третьей части не придется доплачивать за возможность поиграть по Сети, докупая карты и режимы – все это присутствует изначально. Зайдя в мультиплеер после одиночной кампании – можно с удивлением обнаружить, что именно в Сетевой игре – Sniper Elite 3 преображается в истинно снайперский симулятор. Множество режимов предлагают различные стили игры, доступны разнообразные виды оружия и улучшений перед боем, однако концепция в основном та же. Здесь не обнаружить ни агрессивных сражений в рукопашной битве, ни открытых перестрелок – только дуэли. Никто не запрещает взять в руки автомат, но такие игроки, как правило, долго не живут и погибают при перебежке из одного здания в другое. Настоящие битвы проходят тихо, однако по напряжению не уступают сетевым сражениям в Call of Duty и Counter-Strike.

Выслеживая врагов с дальнего расстояния по бликам от прицела – можно пасть жертвой таких же снайперов, поэтому приходится действовать с осторожностью, умом и стараться выбрать наиболее подходящую позицию. Каждый шаг может стать последним, но именно это делает Sniper Elite 3 отличной альтернативой другим Сетевым боевикам. Не передать ощущения, когда остаешься с настоящим противником один на один. Ловя мгновения, целясь точно в голову, зная, что противник может выстрелить первым – именно в эти моменты можно почувствовать себя настоящим снайпером. Самая близкая аналогия – знаменитая сцена из фильма «Спасти рядового Райана», когда один из героев фильма сходится в дуэли с немецким снайпером, только в Sniper Elite 3 такие сцены происходят ежесекундно.

Миссия первая: Осада Тобрука

Война для нашего героя начинается в Тобруке – городе в Северной Африке, за который в свое время шли ожесточенные бои. После вступительного ролика мы получаем первое задание – убить снайперов, которые находятся неподалеку. Выходим на улицу, приседаем под стеной, а затем уничтожаем цели, отмеченные маркером. Дальше идем вниз и ищем корректировщика (облюбовал позицию на горе): убив его мы прекратим огонь минометов, которые докучают городу.

Следующая цель – пулеметный расчет на машине. Здесь пригодится режим особого зрения: включаем его и целимся в топливный бак или в моторное отделение.

Блокпосты (наше следующее задание) находятся на севере – сверяйтесь с картой, чтобы добраться до них. Проберитесь через ущелье, убейте двух врагов, а затем приступайте к самим блокам. Будьте внимательны – на каждом из четырех постов находится по 3-4 фашиста.

Куда идти в конце миссии подскажет сама игра, показав вам видеоролик, в котором самолет взрывает ущелье. Открывшийся проход – наша следующая цель.

Миссия вторая: Габерун

В Габеруне начинается охота на генерала Валена – очень важного немецкого офицера. В самом начале миссии аккуратно убиваем одиночного врага, затем занимаем позицию, с которой видно все расположение немцев. Наша цель – офицер, до которого можно добраться двумя способами. Во-первых, лагерь легко защищается с возвышенности. Во-вторых, можно спуститься налево по тропинке, а затем работать уже оттуда. Не забудьте обыскать труп офицера.

Впрочем, полученной информации все еще недостаточно – нам предстоит ликвидировать еще троих офицеров. Двигаемся параллельно реке, уничтожаем группу фашистов гранатой – среди трупов будет первая цель, обыскиваем ее. Дальше через руины, переходим дорогу и двигаемся к правой палатке. Дожидаемся офицера, тихонечко его устраняем, обыскиваем.

Последняя цель – конвой. Устранить можно заложив мины или стреляя по уязвимым точкам авто.

Миссия третья: Ущелье Хальфайи

Продолжаем охотиться на генерала Валена, на этот раз – не без помощи товарищей. Продвигаемся вперед, уничтожаем позиции врагов и противотанковые орудия, помогая таким образом союзникам. С первой позиции стреляем по бочке – это позволит уничтожить цель одним взрывом. Далее движемся вдоль скал по левой стороне, доходим до перекрестка, а затем в гору направо. Через дырку видим следующую цель, рядом опять бочка – вы знаете, что делать.

Дальше движемся направо, продолжая держаться гор, затем вверх и прямо. По пути будет блокпост с четырьмя врагами – аккуратно их устраняем. Поднимаемся еще выше, забирая направо, разбираемся с одиноким часовым на вышке. С его трупа заберите ракетницу, а затем ликвидируйте последнюю цель – она будет в ущелье. В конце миссии придется сразиться с танком – для этого придется сделать четыре выстрела по уязвимым местам.

Миссия четвертая: Форт Руфиджио

Ситуация меняется – в плен попал напарник главного героя, поэтому надо прийти на помощь. Данное задание – типичная стелс-миссия. Противников много, сражаться с ними в открытую — практически равно самоубийству. Так что придется попрактиковаться в скрытном проникновении.

Первая цель – форт. Охранников на пути можно убить врукопашную, практически не поднимая шума. В сам форт заходим слева, группу врагов устраняем гранатой. Затем продвигаемся вперед до башни, убиваем охранника в комнате справа, обыскиваем его. Двигаемся к основной цели – той башне, которая самая отдаленная от нас. Поднимаемся наверх, открываем камеру с заключенным, говорим с ним, а затем выводим. Пока напарник спасается из форта, с огневой позиции прикрываем его, быстро уничтожая врагов.

Миссия пятая: Оазис Сива

Выдвигаемся в небольшой городок, отгороженный ото всего мира. В центре ищем возвышенность – оттуда легко вести наблюдение. Затем спускаемся в хитросплетение подземных ходов, по пути разбираясь со врагами. Поднимаемся по лестницам, обнаруживаем трех офицеров, которых надо пометить. Поняв, какой из них основная цель, продолжаем наблюдение при помощи бинокля. Дожидаемся пока офицер получит документы, затем подбираем подходящий момент и устраняем его. Подходим и забираем папку. От трупа идем направо, уничтожаем танк, объединяемся со своими.

Миссия шестая: Перевал Кассерин

Наша цель – база Валена, на которой хранятся важные документы. Попасть можно через ущелье, но сначала необходимо уничтожить врагов. Поднимаемся на гору и видим три блок-поста. На каждом будут бочки со взрывчаткой – используем эту прекрасную возможность. Затем по ущелью на север до штаба. Внутри на столе будут документы, из них ясно, что наша цель – в сейфе. Возвращаемся чуть назад, убиваем офицера, узнаем коды от сейфа. Еще раз возвращаемся (осторожно – по пути будут новые враги), открываем сейф.

Идем на встречу с напарником – он ждет нас возле горы, с которой мы стреляли в начале миссии. Увы, мы не успеем – напарника убьют. Уничтожаем танк и прикрывающую его пехоту, затем хороним друга.

Миссия седьмая: Аэродром Пон Дю Фа

В начале миссии двигаемся вниз и налево, пока не достигнем казарм. Заходим, идем по коридору, сворачиваем налево, а затем открываем ворота в подземный бункер. Убиваем врагов (в этой миссии они не могу вызвать помощь), продвигаемся вперед, находим документы, а также союзников, которых нужно освободить.

Теперь идем к точке начала миссии. Уничтожаем дозорного на вышке, а также группу врагов под ней. Направо мимо ограждения, затем вверх, где занимаем огневую позицию. С нее прикрываем отряд товарищей, которые попадут под мощный огонь немцев. В финале уничтожаем пару танков (на одной из вышек есть гранатомет), два пулеметных расчета, а затем отступаем к ангару, где садимся в грузовик и уходим.

Миссия восьмая: Завод «Ратте»

Именно на этом заводе и обосновался Вален – наша главная цель. Сначала двигаемся вдоль ущелья, убивая врагов. Доходим до помещения, расправляемся с противниками, которые внутри, а затем переходим по металлическому «мостку» на правую сторону ущелья. Там уничтожаем немцев в двухэтажном здании, зачищаем ангар, а затем подходим к нему, после чего – направо и прямо, а затем вниз по лестнице. Там находим первый электроблок, взрываем его.

Следующая цель – ангар правее, там надо зачистить всех врагов. После переходим по уже знакомой железке через ущелье, налево и прямо, не забываем убивать врагов. Взрываем гранатой генераторную, затем бежим налево через мост до лифта.

Спускаемся на лифте, очередная задача – заложить сразу пять бомб. Сначала идем по левому краю, делаем первые две закладки. Возвращаемся к лифту, устраняем охрану справа от него, поднимаемся выше, разбираемся еще с охраной, устанавливаем третью и четвертую бомбы. Опять вниз, проходим направо к танку, затем поднимаемся по лестнице, закладываем последнюю бомбу. Уходим к выходу максимально быстро. На улице расправляемся с последней группой немцев, поднимаемся на гору и активируем взрывчатку. Вот и все – поздравляем вас с пройденной игрой.

Итак, нас опять ждет ночная миссия. Нам необходимо проникнуть в укрепленный вражеский замок – задача не из простых. Для начала нужно пробраться через довольно обширное поле, на котором, естественно, разбросанно множество врагов. После нескольких шагов появляется дополнительная задача – уничтожить прожекторы, как не кстати освещающих подходы к укреплениям. С этого и начнем.
Справа от точки появления (если двигаться вдоль границы региона) мы найдем очень нужный агрегат – какой-то генератор, который пинаем (предварительно убрав охрану) и берем в прицел вышки. Прожектор на вышке, находящейся справа, уничтожить легко. С другим же придется немного помучиться – дождаться до такого момента, когда его повернут в вашу сторону, при этом подгадать момент, чтобы ваш выстрел не был услышан благодаря шуму.

Итак, с освещением разобрались – двигаемся далее. Наиболее простой способ – от последней точки двигаться прямо к форту по прямой. Всех солдат противника уничтожать особого смысла нет (кроме опыта, конечно), потому как далее они сильно мешать не будут. Поднявшись на уступ двигаемся направо – в противном случае попадемся на блокпост противника. Также стоит внимательно следить за дорогой – регулярно там проезжает машина, которая очень легко может поднять тревогу, обнаружив вас.
Добравшись до форта-замка проникаем внутрь. Появляется задача – найти пленного союзника. В отличие от предыдущей локации – здесь противников убивать желательно больше – впоследствии это пригодится. Чтобы узнать, где расположен союзник – смотрим на карту (M). Далее двигаемся вдоль правой стены и заползаем в башню-тюрьму. Разобравшись с охраной – подходим к цели.
Тут небольшая загвоздка – дверь заперта, но ключ можно найти у офицера (который находится в противоположном конце форта). Чтобы дойти до него можно выбрать либо короткую, но опасную дорогу – напрямую по поверхности (тут без комментариев – бежим и уничтожаем все что видим), а можно и двигаться через какие-то катакомбы. Спустившись вниз тюрьмы ищите лестницу под землю. Оказавшись внизу – ищите еще более глубокий путь. Пройдя через катакомбы оказываемся почти у здания, в котором и находится офицер. Разбираемся с ним – забираем ключ – спасаем союзника.
Далее начинается веселье – с боев прорываемся к выходу – тут все просто. Стреляем, убиваем, стреляем. Проводив союзника до выхода – мы попадаем на вышку, с которой прикрываем отход раненого беглеца. Это довольно сложный этап, на котором необходимо много и быстро стрелять, при этом еще и метко. Противников будет большое количество, но если не теряться и использовать «сжатие времени» — то все получится. Когда союзник достигает края локации – смотрим сценку и на этом уровень заканчивается.

Специально для тех, кто не может или не хочет смотреть видео — текстовый вариант прохождения Sniper Elite 3.

В начале миссии нам рассказывают, что наш герой с командой пытается двигаться позади вражеских линий обороны. Но есть некоторая проблема – путь лежит через ущелье Хелфайи, которое находится под контролем немецких войск, следовательно, этот путь нам и предстоит расчистить.

В самом начале миссии нам придется проследовать в деревню. Тут все просто – по желанию можно ликвидировать противников, но особого смысла в этом нет (кроме опыта). Единственный противник, реально мешающий нам – патрульный у моста над разломом. Тихо избавившись от него двигаемся к деревне.

Далее нас ждет довольно крупная группа вражеских войск. Если вы хотите набить побольше опыта – можете уничтожать все на своем пути, это конечно долго, но зато определенный профит в этом есть. Если вы хотите настоящего стелса – то двигайтесь по левому краю ущелья. Проходя по задворкам и прячась за домами можно быстро добраться до первой цели – пушки Flak 88. Забравшись на дом, находящийся поблизости поджидаем выстрела пушки – и стреляем сами. Догадаться, когда будет ближайший выстрел легко – когда немецкий артиллеристы зажимают уши – сразу начинайте «сжимать время» и целиться в лежащий рядом снаряд (найти его можно с помощью бинокля). Выстрел – большой взрыв – побег.

При прохождении в стелсе нужно будет немного пробежаться – пока противники столпятся у взорванного орудия вы можете спокойно пробежать позади (у противоположной скалы). Продвигаясь к следующей точке вы, скорее всего, попадете в засаду снайпера (увидеть его можно по солнечному блику). Если он вас увидел – прячьтесь. Стреляет он очень метко. Тут необходимо ответить ему с шумом – прятаться уже не выйдет. Кстати, когда разберетесь со снайпером, за вами начнется погоня-охота. Чтобы быстро сменить позицию – бегите не назад, а вперед, к месту того снайпера. Туда за вами вряд ли полезут. Кроме того – это прекрасная точка для последующего выстрела. Только не забудьте поломать пинком ноги рядом стоящий генератор. Еще один выстрел – взрыв – можно уходить далее.

Пока вы будете продвигаться к последней точке вам дадут дополнительное задание. Но не стоит сразу бежать его выполнять! Во-первых, по пути к основному заданию вы найдете снайпера, который сильно вам мог бы помешать. Во-вторых, после уничтожения третьей батареи вам все равно придётся возвращаться через это место.

Когда будете подходить к финальной арт.батарее желательно все-таки немного проредить состав немецкой армии – как минимум трое солдат будут стоять и смотреть как раз-таки на место, откуда вам необходимо будет вести стрельбу. Забираемся на вышку – стреляем в огнеопасную бочку и сваливаем. При этом пользоваться Панзершерком (который будет у бойца на вышке) не советую – только панику наведете. Сделали дело – по-тихому уходим.

Когда вы выйдете на открытую местность вам покажут маленькую сценку с танком. Как выяснится – вам нужно его уничтожить, прежде чем можно будет свалить. Тут есть несколько моментов – танк вас легко обнаружит, даже если вы в кустах. Танк стреляет сильно, а остальные бойцы ему помогают. Самое простое решение – сползти вниз со скалы, дождаться прекращения поисков, а потом уничтожение танка тремя выстрелами в одну и ту же решетку в задней части танка. После этого вас, естественно будут искать, но это легко лечится бегством. Со скалы разве что можно произвести выстрел по «доп. Заданию» — стрелять нужно в кран цистерны, взрыв которой уничтожит всю технику.

На остальных солдат можно сильно не заморачиваться – уничтожили танк и тихо свалили. Миссия выполнена, можно праздновать.

Прохождение Sniper Elite 3 часть 2

Специально для тех, кто не может или не хочет смотреть видео — текстовый вариант прохождения Sniper Elite 3.

После вступления становится ясно, что Тобрук британцы все-таки сдали. Но, тем не менее, наш герой оказывается в центре внимания британской разведки, и его отправляют выслеживать немецкого генерала Франца Валена, не так давно присланного в Африку. Итого – чемодан — вокзал — оазис Габерун. Именно там большие скопления разведчиков и шпионов. Что же, пора в путь.

Наша цель – 4 офицера, находящихся в разных частях лагеря. Начинаем с ближайшего – аккуратно вырубим постового пристраиваемся рядом с генератором. Такие генераторы в Sniper Elite 3 – наш лучший друг. Если генератор поломан (если работает тихо – просто подойдите и пните его) – то раз в некоторое время он будет создавать шум, который поможет скрыть выстрел. «Под шумок» стреляем в офицера и ждем. Через несколько секунд к нему наверняка подойдет один из солдат – начнет удивляться трупу (правда, с чего бы это?). Его также ликвидируем под шумок. Далее желательно избавиться еще от нескольких противников в ближайшем лагере – просто ждем шума и производим выстрел. Все элементарно. При этом желательно первым застрелить бойца на вышке – он может создать немало проблем.

Спускаемся вниз и обыскиваем труп офицера (при этом желательно не забывать про трупы обычных солдат – патроны и бинты не лишние). Из письма офицера узнаем местоположения остальных офицеров. Последние расположены в разных точках карты. Пора выдвигаться далее. Стоит обратить внимание, что быстро и много бегать, а в особенности по освещенной местности крайне нежелательно. Обходите все с краю – спокойней будете. При этом в данной части уровня нет смысла убивать всех, хотя и можно ради опыта.

Добравшись до машины и деревянного мостика можно застрелить второго офицера. Тут сделаю некоторое замечание – после первого выстрела, не скрытого шумом солдаты начинают «нервничать» и будут вас искать. После третьего – уже активно пойдут в атаку и будут преследовать вас. Самая эффективная тактика – производить по 1-2 выстрела и перемещаться на 50 метров. После чего поиски будут закончены. Если не хотите устраивать панику – можно пойти немного по другому пути – слева если небольшой пригорок, на который можно забраться (немного вернитесь назад, там подъем). Если забраться на вершину – то можно заметить генератор (ну и сначала разобраться со снайпером, находящимся там). Пинаем генератор – и «под шумок» расстреливаем негодяев. Противников будет не так много, но они могут помешать, если их оставить. Пока у вас выгодная позиция – стоит действовать. После чего спускаемся к офицеру и забираем разведданные.

Очень важных данных мы не получаем, поэтому спокойно двигаемся к следующему офицеру, параллельно уничтожая противников. Когда будете подходить к следующей цели – можете заложить фугас (мину). Впоследствии это может защитить вас от преследования. Когда вы обнаружите офицера – станет ясно, что подойти к нему будет намного сложнее. Тут наиболее простой вариант – подойти как можно ближе и кинуть гранату, убив сразу и офицера и двоих солдат, находящихся рядом с ним. Не очень деликатно, зато эффективно. Конечно, это вызовет панику, но это наиболее быстрый вариант. После чего обыскиваем труп и двигаемся дальше.

Последний офицер поведал нам о каком-то таинственном проекте Германии. Ничего конкретного, поэтому двигаемся к последнему офицеру. Когда мы приближаемся к цели нам выдают дополнительное задание – уничтожить 5 грузовиков. Что сделать первым – основное или дополнительное задание – не принципиально. Но проще всего (на мой взгляд) пройти мимо грузовиков (далее в ущелье), потому как там мало солдат противника и довольно много места для того, чтобы эффективно прятаться. Первую машину можно уничтожить выстрелом в кран цистерны. Это, естественно вызовет некоторую панику, но можно просто отсидеться и спокойно продолжить выполнение задания. Остальные грузовики уничтожаются либо динамитом, либо 3 выстрелами по двигателю. Офицера также можно застрелить с позиции рядом с грузовиками. Обыскиваем труп – двигаемся далее.

Нам дают задание убить еще одного офицера. Находится он в здании в конце ущелья. Тут есть несколько важных моментов. Во-первых, в данной ситуации желательно не оставлять противников за спиной. Чем больше уничтожите сейчас, тем проще будет потом. Во-вторых – заложите мину на дороге (можно и парочку). Зачем – станет понятно далее. Самого офицера из здания лучше всего «выманить». Справа от здания есть взрывоопасная бочка. Стреляем по ней, скрываемся, после чего возвращаемся – и спокойно ликвидируем офицера, вышедшего разобраться в ситуации.

Далее обыскиваем его труп – сразу же начинается новое задание – убить прибывающего генерала. Это задание будет немного сложнее предыдущих. Во-первых, генерал едет в бронетранспортёре, причем пригнувшись – попасть в него крайне сложно. Если вы заминировали дорогу, при этом удачно – то все будет легко – фугас сделает все за вас. Однако, если взрыва не было – то тут наступает во-вторых – пулеметчик на бронетранспортере очень внимательный, обнаружить вас он может очень быстро, а стреляет крайне больно. Желательно забраться на стенку разрушенного дома (слева в ущелье, немного не доходя до здания с офицером). Там стоит генератор, который нужно пнуть. После чего расстреливаем транспорт по двигателю и ждем взрыва. Когда же генерал мертв – спокойно убегаем в последнюю точку и завершаем миссию.

Прохождение Sniper Elite 3 часть 1

Специально для тех, кто не может или не хочет смотреть видео — текстовый вариант прохождения Sniper Elite 3.

Для начала нам показывают короткую предысторию событий — Ось в Европе разгромила все и всех, но в Африке битвы Британии и Германии продолжаются. Действия начинаются в осажденном Тобруке. Итак, да начнется действие.

Первое что нам необходимо сделать — встать к оборонительным укреплениям и произвести несколько снайперских выстрелов. Тут все очень просто, к месту для стрельбы добраться легко, не заблудитесь. После чего берем винтовку и выцеливаем двух немецких солдат. Сразу небольшой комментарий — в режиме прицеливания стоит смотреть на свой пульс (указывается в нижнем левом углу экрана, рядом с миникартой). Когда пульс высокий (например, после пробежки) — стрелять будет сложнее, также будет недоступна задержка дыхания. Итак, примерно прицелились — зажимаем клавишу Е и тем самым замедляем время и задерживаем дыхание. Сразу появится указатель точки попадания. На длительный срок дыхание задерживать не стоит, сначала прицелились, замедлили время — выстрелили. Целится можно как в голову, так и в тело.

Итак, убили двоих негодяев, нам предлагают застрелить наводчика на горе. Можно стрелять и без задержки дыхания — тогда руководствуемся «рейками» в прицеле. Тут необходимо учитывать дальность до цели — 100 метров это первая рейка, 200 — следующая и так далее. Также существует поправка на ветер, но это уже отдельная тема, в начале игры это без надобности. Стоит научиться примерно определять растояние до цели. Застрелили наводчика — поехали далее.

Теперь спустившись вниз нам необходимо уничтожить грузовик. Тут все тоже очень просто — сначала берем бинокль (клавиша В) у рассматриваем технику. Будут обозначены красным цветом уязвимые места. Не убирая бинокль нажимаем ЛКМ, держа в прицеле грузовик — красные зоны теперь будут видны и без бинокля. Снова берем винтовку — стреляем в бак. Движок тоже можно подстрелить, но машина от этого не взорвется, а лишь обездвижится (иногда это будет необходимо). Взорвали машину, посмотрели красивую сценку — бежим далее.

Нам дают задание найти перевал в горах. Тут тоже все просто, ошибиться нельзя. Кстати, нам подсказывают вылечится — делаем это с помощью бинта (выбрать с помощью радиального колеса на клавишу Q). Использовать предмет можно на клавишу F. После чего тихо подкрадываемся к спокойному немцу со спины и находясь близко к нему нажимаем E — бесшумное убийство в рукопашную. Завалили одного, второго и двигаемся дальше.

Далее необходимо уничтожить реактивные минометы или устранить сами расчеты. Параллельно нам выдают дополнительное задание — произвести 8 бесшумных убийств. При этом имеются ввиду именно убийства в ближнем бою. Поднимаемся выше и действуем медленно и аккуратно. Подойдя к первому расчету ликвидируем двух охранников (желательно врукопашную — стоят спиной оба), а потом и двух артеллеристов. Этих врукопашку сложнее — убиваешь одного, второй сильно суетится и может пальнуть ненароком, но если после первого сразу кинуться ко второму — то можно успеть. При это убийство врукопашную действует не только со спины. Также не забывайте обыскивать трупы (клавиша Z), так бывают патроны, бинты и прочая мелочь.

Далее проще всего будет пойти на крайне правую точку (или южную, если смотреть по мникарте). Один немец патрулирует возле нее, один стоит под тентом, один ковыряется в ящиках. Всех можно убить врукопашную, если же не хочется подходить в упор — стреляем из пистолета, но только в голову. Разбираемся со вторым расчетом. Не забудьте оглянуться и забраться на вышку — на ней будут спрятаны «карты». Это как бонус.

Далее выбираем любую точку и медленно двигаемя к ней. По пути встретится еще двое солдат — один патрулирует местность, второй стоит в палатке. Стоит отметить, что пока противник не видил труп или не слышал выстрелов — он будет спокоен, иначе будет ходить настороже.

После разборки с оставшимися бойцами нам показывает сценку, в которой самолет бомбит скалу (зачем — непонятно). Нам открывается путь далее, куда мы с чистой совестью и убегаем. Смотрим на проезжающие танки и пролетающие самолеты. Конец уровня, получение опыта.

Продолжение прохождения Sniper Elite 3 смотрите в ближайшие дни.

Sniper Elite 3 — кроссплатформенный тактический шутер от третьего лица , разработанный компанией Rebellion Developments. Действие игры происходит за три года до событий, показанных в Sniper Elite V2 и разворачивается в экзотической и смертоносной Северной Африке во время Второй мировой войны. Специальный агент Карл Фейрберн проникает на линию фронта, чтобы, используя свои навыки опытного снайпера, помочь союзникам сражаться с грозными немецкими танками «Тигр» в Западной пустыне.

В базе знаний Sniper Elite 3 все пользователи смогут ознакомиться с советами, которые помогут в прохождении.

  • Лучше всего ходить с ППШ (MP-40, и другое), а снайперскую винтовку оставить за спиной, потому что магическим нажатием на пробел (space) вы автоматически попадаете на прицел снайперской. Не забывайте про тактику и маскировку, ведь вы снайпер и нужно оставаться в тени.
  • «Винтовка ваша лучшая подруга, а камень ваш лучший друг» — это один из наиболее ценных советов в игре. Камень действительно очень полезный ресурс, который никогда не кончается и всегда с вами. Бросить камень можно достаточно далеко, а если взобраться повыше бросить можно на сто метров. Итак, на примере первой обучающей боевой задачи можно более подробно описать происходящее. Выдвигайтесь в сторону указанной цели, по пути на карте увидите два красных Х — эту позицию удерживает противник, выдвигайтесь к ним, к ним ведет дорога, слева будет полуразрушенное здание в два этажа, с лестницей, забираемся на второй этаж, занимаем позицию, и уничтожаем первую цель. Затем переходим в положение стрельбы сидя, по-другому чаще всего камень не бросается, нажимаем кнопку «I», после чего появляется список инвентаря, стрелками прокручиваем список, пока не появится камень, затем выбираем его при помощи клавиши X, далее нажимаем левую кнопку мыши и выбираем нужную дальность броска, после чего все так же удерживая левую кнопку мыши нажимаем на правую и производим бросок. Не отпускайте левую кнопку, иначе перейдете в режим снайперской стрельбы.
  • Бросив камень, переходим в позицию для стрельбы лёжа, и ждём пока противник не прибудет на блюде с золотой каёмкой, ведь проверить нужно, чисто всё или нет. Один выстрел, один труп. Камень, следует использовать всегда, не нужно ползать вокруг и искать подходящую позицию для стрельбы, достаточно бросить камень и противник пойдет на шум, после чего дело остается за вами и вашей винтовкой.
  • Далее передвигайтесь по коридору разрушенного здания, и обыщите труп в комнате, на другой стороне дома, так же несложно подстрелить танк, попав в крышку бензобака. Танка там два.
  • Бросать можно не только камни. К примеру, вы видите довольно большую группу противника, чтобы не морочить себе голову, и проявлять чудес стрельбы по движущимся целям, бросьте динамит, как и камень, когда вокруг него соберется достаточно единиц противника, стреляйте по нему, и подорвете сразу нескольких бойцов. Если несколько людей сидят в укрытии рядом, постарайтесь попасть по поясу с гранатами, они тоже детонируют. Динамит бросайте поближе к гусеницам танка, или оставляйте на дороге где он вскоре проедет, а затем одним выстрелом подрывайте танк.
  • Передвигайтесь или с бесшумным оружием, пистолет с глушителем, или с автоматом, перейти в режим снайперской стрельбы можно простым нажатием правой кнопки мыши.

Снайперские симуляторы всегда были в некотором смысле профанацией. Аутентичное оружие, реалистичная баллистика, влияние пульса, ветра и расстояния на точность выстрела, работа в паре с наводчиком - все это в той или иной степени было реализовано и в , и в .

Однако и там и там, по большому счету, все сводилось к полуаркадному боевику с унылым стелсом, где чаще всего можно вообще не обращать внимания на всю эту баллистику, щелкать врагов из снайперки почти как из автомата и минировать технику, как в каждом первом военно-полевом боевике. И получать удовольствие не от того, что битый час ищешь удобную позицию и выслеживаешь цель, чтобы в нужное время одним выстрелом решить поставленную задачу, а от того, как эффектно в замедленном рапиде пуля разрывает врагу мозги.

Замедленный полет пули теперь активируется и при стрельбе в уязвимые места бронетехники.

Да и кому захочется в современной игре подолгу киснуть на одном месте и испытывать все то, что испытывают настоящие снайперы? Разве что в мультиплеере Sniper: Ghost Warrior и Sniper Eliteнампредлагали поучаствовать в действительно напряженных снайперских дуэлях между игроками. Апофеозом такого «снайперского симулятора» стало дополнение , больше всего напоминавшее какой-нибудь «мясной» шутер. Тем удивительнее, что в третьей серии Sniper Elite британцы из Rebellion неожиданно делают шаг навстречу тем, кто все же ждет от игры с таким названием именно кемперских радостей.

Универсальный солдат Карл

Продолжает рассказывать о событиях второй мировой, но на этот раз действие переносится в Северную Африку, где британцы сражались со знаменитым Африканским корпусом Эрвина Роммеля. Те, кто не знаком с серией, могли бы предположить, что основная задача неизменного главного героя серии, спецагента УСС Карла Фэйрберна, будет выражена четко и лаконично: «Убить Роммеля!» Ну, или хотя бы сорвать одну из гениальных операций этого «лиса в пустыне», о котором с уважением отзывался даже Уинстон Черчилль, - например, предотвратить штурм Тобрука, где и начинается первая же миссия игры.

Однако все остальные знают, что хобби Карла Фэйрберна - срывать секретные планы нацистов по созданию очередного супероружия. Вот и на сей раз он охотится на некоего важного фрица и его приспешников, задумавших явно опасный проект «Эпидемия», способный переломить ход войны. Чтобы помешать им, наш герой крадет хорошо охраняемые документы или выслеживает тех, у кого они лежат в кармане, вызволяет из плена связных и тайно проникает в хорошо охраняемые африканские крепости и замки.

Смертельный рентген теперь во всех подробностях показывает кровеносную и мышечную системы жертвы.

Попутно придется делать все то, к чему мы привыкли в прошлых частях серии: уничтожать минометные и артиллерийские расчеты, устранять важных шишек, взрывать конвои и подрывать танки. То есть Карл Фэйрберн - это по-прежнему не какой-нибудь там Василий Зайцев или «майор Кенинг», полдня выжидающий под металлическим листом, пока на позиции противника не упадут солнечные лучи, а этакий универсальный солдат, мастер на все руки. Он может и панцершрек в руки взять, и динамит бросить, и фугас заложить, и из автомата Томпсона пострелять. И вообще один заменяет собой целый взвод. А при желании превращается в этакого Сэма Фишера, который по-тихому вырубает патрулирующих территорию фрицев или устраняет их из верного пистолета с глушителем.

Точный как часы

И все-таки главным его оружием остается снайперская винтовка. Карл Фэйрберн по-прежнему может залечь где-нибудь, выбрать хороший обзор и по одному отстреливать врагов точными выстрелами прямо в мозг, печень или мошонку, наблюдая в замедленном рапиде, как эти органы разрывает на части, - фирменная система X-Ray делает нацистам посмертный рентген еще подробнее, красочнее и совершенно бесплатно.

Как и раньше, снайперские позиции лучше обкладывать растяжками и минами.

Правда, сначала придется успокоить пульс, чтобы прицел не шатало. А при желании можно задержать дыхание - это все тоже ненадолго замедляет время и позволяет отметить точное место попадания. Теоретически нужно еще делать поправки на ветер и расстояние, однако баллистика в третьей части реализована хоть и получше, чем во второй, но все равно несколько условно - в Battlefield , например, расстояние действительно имеет значение, а тут все проблемы, как правило, решаются задержкой дыхания и прямым наведением прицела на макушку врага.

Как и раньше, чтобы не выдать себя, шум выстрелов лучше маскировать, выждав, когда в небе пролетит самолет или загрохочет предварительно сломанный вами генератор.

Теперь врагов можно отвлекать с помощью кремня и огнива.

Почти за каждый чих мы снова получаем опыт: понятно, что за попадание в голову, да еще с приличной дистанции, его дают больше, чем за простреленное колено, - пусть и умирают враги в обоих случаях одинаково быстро (что вообще-то странно, тут игра тоже мало изменилась по сравнению со второй частью). С новыми уровнями и званиями Карл Фэйрберн открывает новые виды оружия и улучшения для своей снайперской винтовки: устанавливая их, можно уменьшить отдачу, увеличить начальную скорость пули и все такое прочее.

Снайперское мастерство

Впрочем, при всей схожести чисто «снайперской» механики есть в третьем выпуске Sniper Elite и кое-что новое, что сразу преображает игру. На смену берлинским улочкам пришли африканские просторы. Соответственно, увеличилась вариативность прохождения, появилось больше подходов к одной и той же цели, в том числе через какие-то еле заметные тропы и узкие ущелья. На больших картах и событий больше: авторы постоянно, причем уже по ходу миссии, поручают нам дополнительные задачи: обследовать склады боеприпасов, уничтожить зенитки или устранить какого-нибудь генерала, замаскировав его смерть под несчастный случай.

Девочки могут смущенно отвернуться.

А главное, теперь куда чаще приходится стрелять издалека, предварительно найдя подходящее укрытие. И если раньше такая оборудованная снайперская позиция была одна на всю карту и нас буквально под руки вели к ней, то теперь их всегда сразу несколько. А поиск каждой - отдельный увлекательный квест, наградой за который будет особенно щедрая порция опыта.

В игре можно создавать разные наборы снаряжения, чтобы использовать, например, один в одиночной кампании, а другой в мультиплеере.

Правда, даже на такой позиции долго чувствовать себя в безопасности больше не получится, как бы вы ни маскировали грохот выстрелов. В Sniper Elite 3 специальная система перемещения, при которой враги очень быстро засекают ваше местоположение и начинают штурмовать его организованными группами. Поэтому теперь действительно жизненно важно постоянно менять позицию. Если при этом еще и выбрать самый реалистичный уровень сложности, отключив почти весь интерфейс, мини-карту, пометки в прицеле, сохранения и возможность «засвечивать» врагов через бинокль, игра на самом деле превращается в жесткий снайперский почти симулятор для самых терпеливых.

При желании вы даже можете изменить прицельную сетку.

ИИ заметно поумнел. Подопечные Эрвина Роммеля, чтобы не позорить имя своего полководца, сопротивляются отчаянно. Они метко стреляют, хорошо слышат, отлично видят и действуют очень организованно, постоянно координируясь между собой. В таких условиях и стелс наконец стал реально востребован.

Жаль, правда, что одиночная кампания по-прежнему почти игнорирует такой важный аспект жизни снайпера, как работа с напарником. Но тут на выручку приходит кооператив, где в режиме «Двойка» нужно как раз играть парой снайпер-корректировщик. Ну и в целом, мультиплеер, конечно, бросает более серьезный вызов и радует новыми режимами, где нужно выцеливать противника с максимально большого расстояния.

* * *

Sniper Elite 3 - это, конечно, еще не снайперский симулятор в полном смысле этого слова. В первую очередь это все же «боевик на тему», где можно смачно убивать врагов из винтовки Ли-Энфилда. Но он однозначно стал интереснее, разнообразнее, нелинейнее и сложнее, да и чисто снайперских радостей прибавилось. Rebellion на правильном пути.


Top