Страсти по Баксту: «Бриллиантовый клуб» на выставке в Пушкинском. Лев бакст в пушкинском музее Дягилевские сезоны и портреты

Ревизор/Ирина Ремнева

Около 250 произведений живописи и графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также театральные костюмы и эскизы для тканей. В ГМИИ им. Пушкина открылась масштабная выставка к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века - Льва Бакста.

Ценители русского изобразительного искусства в этом году отмечают юбилеи сразу двух крупнейших отечественных мастеров конца XIX - начала XX века: 150 лет назад родились и всемирно известный театральный художник Лев Бакст.

Одна из больших ретроспективных выставок, посвященная творческому наследною последнего, уже успела с успехом завершиться в стенах . Работы Бакста посмотрели более 150 тыс. жителей и гостей Санкт-Петербурга. И вот теперь к праздничным торжествам присоединяется Москва.

Экспозиция в ГМИИ им. Пушкина - это не просто собрание артефактов, одна часть которых является непосредственно работами Льва Бакста, а другая - вещами, связанными с его творчеством. Задача выставки - не показать предметы, а попытаться с их помощью воссоздать мир художника, в котором тонко и изящно переплетены все грани искусства, рассказала директор музея Марина Лошак.

Лев Бакст в первую очередь известен как театральный художник. С 1909 по 1914 года он оформил четырнадцать балетов для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже, среди которых самими знаковыми стали "Клеопатра" и "Шехеразада". Виртуозно работая с цветами и фактурами, Бакст воплотил в декорациях и костюмах к ним всю роскошь, всю дурманящую красоту востока. "Его Шехеразада свела с ума Париж, - вспоминал композитор Игорь Стравинский. - И с этого началась европейская, а затем и мировая слава Бакста".

Десятки эскизов к костюмам и декорациям и стали основой московской экспозиции. В стенах Пушкинского музея можно в мельчайших подробностях рассмотреть, как Бакст работал над образами персонажей таких балетов, как "Клеопатра", "Шехеразада", "Жар-птица", "Синий Бог", "Тамара", "Послеполуденный отдых фавна", и вновь насладиться неподражаемой манерой художника.

"Шрифт Таймс ни с чем нельзя спутать", - произносит Шерлок Холмс в одном из знаменитых рассказов Артура Конан Дойля. То же можно сказать и об эскизах Бакста. Их невозможно спутать с работами других театральных художников. Если на рисунках Александра Головина или Ивана Билибина мы видим, строго говоря, просто костюм, то у Бакста - цельный пластичный образ. Вот на одной из стен висит эскиз костюма вакханки к балету "Нарцисс", выполненный гуашью и серебряной краской. Кажется, что вакханка застыла лишь на секунду и через мгновение спрыгнет с холста, закружившись в чувственном танце.

Увы, подобные ожившие эскизы - это только фантазии. Однако, на выставке можно увидеть и настоящие костюмы, созданные по рисункам Льва Бакста. Так, музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил знаменитый костюм Вацлава Нижинского из одноактного балета Михаила Фокина "Призрака розы", а известный российский историк моды Александр Васильев - костюмы к балетам "Тамара" и "Шехеразада". Кроме того, из Русского музея в Москву привезли сияющий изумрудными и фисташковыми оттенками занавес "Элизиум", созданный художником для театра Веры Комиссаржевской. Одна из актрис театра вспоминала, как актеры говорили: "Бакст пошел", имея в виду, что поднимается занавес и пора на сцену.

Впрочем, прославился Бакст не только как театральный художник, но и как живописец. В экспозицию в ГМИИ им. Пушкина вошла его знаменитая картина "Древний ужас" из Русского музея, написанная под впечатлением от поездки на остров Крит и в Малую Азию. Есть и ряд блестящих портретных работ. В частности, в Москву приехал легендарный портрет Сергея Дягилева с няней, с которого основатель художественного объединения "Мир искусств" и организатор Русских сезонов в Париже решительно смотрит на зрителя. Украшением выставки стала и "Дама с апельсинами" ("Ужин"). На полотне изображена супруга идеолога "Мира искусств" Александра Бенуа - Анна Кинд в закрытом чёрном платье и напоминающей цветок чёрной же шляпе. В свое время, представленная на выставке картина вызвала бурю возмущений. Особенно гневался русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов: "Сидит у стола кошка в дамском платье…". Впрочем, были и те, кто оценили полотно. Литературный критик и публицист Василий Розанов восхищался "стильной декаденткой" с таинственной улыбкой а-ля Джоконда. Отдельного внимания заслуживает и изящный портрет графини Марии Келлер из музея "Зарайский кремль". Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны изображена в полный рост, в платье с воздушными складками из тончайшей ткани, украшенной рисунком из пудрово-розовых и нежно-лиловых цветов.

Творчество Льва Бакста оказало огромное влияние и на моду начала XX века. Впечатленные костюмами из русских балетов великосветские красавицы стали заказывать платья по эскизам художника. В июне 1910 года, вскоре после ошеломляющего успеха балета "Шехеразада", в моду входит восточный стиль: широкие шальвары, цветные тюрбаны, богато украшенные ткани.

Бакст заключает договор о сотрудничестве с парижским модельером Полем Пуаре. Работает с Домами моды Жанны Пакен и Чарльза Ворта. Разрабатывает дизайн сумок, головных уборов, обуви и украшений. Известно, что художник дружил с ювелиром Луи Картье. Историки моды полагают, что его знаменитый "стиль пантеры" возник именно под влиянием балетов, оформленных Бакстом.

На выставке представлены образцы тканей с узорами по эскизам художника, а также роскошные вечерние платья знаменитых Домов моды начала XX века в стиле ренессанса и модерна, восточном и псевдоегипетском стиле. Более ста лет эти поражающие красотой наряды, расшитые бисером, стеклярусом, золотыми и серебряными нитями, вдохновляли таких великих кутюрье, как Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно и Александр Мак-Куин.

Экспозицию дополняют серии фотографий, запечатлевших фрагменты из легендарных балетов, оформленных Бакстом. На них, в частности, можно увидеть в образах балерину Тамару Карсавину и танцовщика Вацлава Нижинского.

Важно отметить, что все экспонаты выставки, предоставленные более чем тридцатью музейными и частными собраниями со всего мира, не смогли поместиться в главном здании ГМИИ им. Пушкина. Рядом в "Отделе личных коллекций", во второй части экспозиции, находятся редкие вещи, связанные с ранним творческом Бакста, а также большой объем архивно-рукописного материала. Многие из этих артефактов представлены в России впервые.

Выставка, посвященная 150-летию Льва Бакста в ГМИИ им. Пушкина, станет для зрителей ярким событием и оставит долгое послевкусие радостного впечатления. Экспозиция не просто предоставляет информацию, она создает атмосферу. Оказавшись среди эскизов и костюмов, зритель сможет прочувствовать, какой неудержимой творческой энергией был наполнен мир Бакста, и, возможно, впервые по-настоящему откроет для себя этого выдающегося художника.

Что: Выставка "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения"
Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание и Отдел личных коллекций)

30.06.2016 13:00

«Бриллиантовый клуб» решил посвятить очередную встречу искусству и побывал в Пушкинском музее на выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников XX века Льва Бакста.

Когда будний день почти завершен, когда ты устал и развинчен от жары и работы, пойти куда бы то ни было - сродни подвигу, решиться на который в одиночку трудно. Зато в хорошей компании, например с участницами клуба, - за милую душу. Тем более на Бакста в Пушкинский, что, прямо скажем, само по себе отличный вариант для приятного вечера.

И вот примерно в семь часов, когда на улице возле музея что-то страшно ухало, скрежетало и грохотало (а где в центре Москвы сейчас не ухает и не грохочет?), «Бриллиантовый клуб» с безупречным keep smiling собрался в прохладном внутреннем раю ГМИИ, чтобы погрузиться в магический мир эстетики Серебряного века.




До экскурсии нам рассказали о том, что дает членство в «Друзьях Пушкинского». Это бесплатный вход в музей без очереди на все выставки, лекции и во все здания, включая усадьбу Голицыных. Плюс можно прийти в Пушкинский за час до открытия и посмотреть все, что хочешь, в тишине и покое. Это похоже на какой-то волшебный депозит: кладешь на карту немного денег, а потом получаешь очень щедрые проценты.


«Сколько надо внести на карту?» - спрашиваем куратора программы Элеонору Тан. «От 4000 рублей - это молодежный вариант. Есть карта за 6000, есть и дороже - семейные и премиальные». «Это в месяц?» - уточняем мы. «Это в год!» - улыбается Элеонора. Чем дороже карта, тем, конечно, интереснее. За 25 000 рублей в год вас будут ждать еще и кураторские индивидуальные экскурсии-превью, приглашения на вернисажи, финисажи и в поездки за границу. Недавно премиальный состав «Друзей Пушкинского» был в Лондоне и Париже, посещая там выставки в сопровождении сотрудников музея. Поездка под ключ стоит около трех тысяч евро. А Третьяковка специально для «Друзей Пушкинского» открывала двери на выставку Серова в свой выходной... В общем, буклеты с информацией обо всех предложениях музея разлетелись в один миг.


Выставка оказалась грандиозна, такая в России проводится в первый раз. Ее готовили целых два года, привозя экспонаты буквально отовсюду: из Центра Помпиду в Париже, музеев Страсбурга и Петербурга, лондонского музея Виктории и Альберта и многих других. Третьяковка, например, предоставила портрет Зинаиды Гиппиус, совершенно драгоценную картину, с которой, кажется, не расставалась никогда.



К слову, портрет Гиппиус произвел на нашу компанию одно из сильнейших впечатлений. Как и ранний портрет Любови Гриценко, тогда еще невесты Бакста, и портрет Философова (который называют портретом Дориана Грея), и «Ужин», являющийся, собственно говоря, портретом жены Бенуа, странно текучим и струящимся. Это знаковые работы, в которых Льву Баксту удалось поймать неуловимое, непередаваемое другими средствами одухотворение, магию красоты.



Знаменитое изображение Гиппиус - это портрет декадентской мадонны, в которой соединились дьявольский эрос и обаяние революции духа. С картины смотрит ядовитая, насмешливая и проницательная умница, вытянувшая ноги в обтягивающем трико. Рядом с Гиппиус совершенно не случайно размещен хрестоматийный портрет Андрея Белого. Эта женщина страшно раздражала поэта, и поэтому Бакст придумал такую каверзу: чтобы сделать портрет Белого «искореженным» гримасой сложных страстей, он заводил с писателем разговор о Гиппиус.




В этот вечер в Пушкинском было какое-то невероятное количество народа, буквально аншлаг, поэтому «Бриллиантовому клубу» принесли наушники, с которыми слушать экскурсовода стало намного удобнее. Не приходилось стоять почти вплотную, можно было, следя за интереснейшим рассказом, подходить поближе к картинам и костюмам.

Балетные, театральные костюмы Бакста - это, пожалуй, самые потрясающие и сложные экспонаты выставки. Уже хотя бы потому, что сохранить их крайне трудно. Но, по счастью, до нас дошел легендарный костюм, сделанный для великого Нижинского, который танцевал партию Призрака розы в одноименном балете в 1912 году. Тот самый, с которого потом поклонницы обрывали розовые лепестки на память. Видно даже места, где эти лепестки обрывались.


Елена Ищеева: «Я только что вернулась из Санкт-Петербурга с экономического форума и свидетельствую - там все ходили на культурные события. Я, например, открыла для себя . Кроме того, мы с мужем всегда завершаем ПМЭФ балетом - на этот раз были в Мариинке на «Жизели». Театр, разумеется, был полон. Сегодня на Баксте ажиотаж, но при этом молчат телеканалы, а пиар выставки - только силами сотрудников музея. И все равно полные залы, люди сами тянутся к подлинной красоте. Я знакома с балетным искусством, я воспитана на этом, и не могу сказать, что изумлена, как если бы познакомилась с шедеврами Бакста впервые. Хотя мне интересно было увидеть подлинный костюм Нижинского, который за сто лет ужался до микроскопического размера. Но это костюм, в котором Нижинский танцевал на сцене, это вызывает настоящий трепет. И я, конечно, приятно удивлена, что так много членов нашего клуба - а сейчас это уже микст, это женская и мужская история - все бросили и пришли. Вот такой истинный порыв, желание прикоснуться к культуре, и делает Россию великой. Это не пропаганда и реклама, нас не зовут сюда наши руководители. Поэтому для меня сегодняшнее открытие - не столько выставка, сколько количество ее посетителей и их вдохновленные лица».



Людмила Антонова, леди с самой лучезарной улыбкой этого вечера, тоже получила от выставки массу впечатлений: «Это было фантастическое время самых красивых женщин и самых вдохновенных мужчин, которые умели восхищаться этими женщинами. Время, когда заканчивалось ар-нуво, начиналось ар-деко, а нашу страну представляли именно такие художники, как Бакст. Поэтому для России большой подарок, что организаторы собрали практически все, что осталось от его блестящего наследия».



Тут надо добавить, что мужчины того времени не только восхищались женщинами, они их украшали. Бакст, например, снял с балерин пачки, заменив их на туники, шарфы и свободные тонкие рубашки, в которых женское тело - воплощенная эротика и красота. Эстетика дягилевских постановок в оформлении Бакста до сих пор оказывает колоссальное влияние на культуру, а тогда, сто лет назад, художник просто перевернул все представления о прекрасном. Старый одряхлевший европейский театр был сметен. Французская пресса ворчала по поводу «этих великих русских», особенно «тех, что рисуют и танцуют» так, что после них стало невозможно смотреть обычный театр.


Мало того, что Бакст раздел женщину, он впервые разрисовал ее тело. Да-да, первые тату, точнее боди-арт, - это тоже Лев Бакст, он делал это раньше футуристов, которые считаются здесь пионерами. На выставке мы видели чудесный костюм Фавна с синим шарфом для партии Нижинского. Известно, что на ногах танцора тоже было вовсе не трико, а искусная роспись на теле. Обнажение для Бакста много значило, но эта невероятная театральная сексуальность не всеми воспринималась однозначно. Например, «Саломея», которую оформлял художник, в Петербурге была запрещена цензурой. Разрешили только танец семи покрывал, где экстравагантную Иду Рубинштейн разворачивали как из кокона, пока не появлялось ее совершенно обнаженное раскрашенное тело.


Владимир Бохмат, бизнесмен: «Я сегодня бросил все дела, чтобы прийти в Пушкинский, и открыл для себя совершенно нового художника. Конечно, я слышал фамилию, но она ни с чем не ассоциировалась. Больше всего меня поразила картина «Древний ужас». Мне она кажется настолько пророческой! Думаю, художник каким-то образом умел смотреть сквозь время и видел беды новой эпохи. Портрет Гиппиус, конечно, очень цепляет, не так, быть может, как Андрея Белого, но Бакст, конечно, смелый человек. Учитывая то время, столетней давности, думаю: как же ему сложно жилось. Но всем гениям сложно».


В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание ценителей разных стилей и направлений живописи.

В экспозиции 250 работ Льва Бакста - портретиста, мастера пейзажа и книжных иллюстраций, театрального художника. Их предоставили крупнейшие музеи мира и частные коллекционеры. И некоторые - российская публика увидит впервые.

«Ужин», после которого разразился скандал. Эту картину Льва Бакста современники назвали слишком откровенной и пугающей. В улыбке дамы многие узнавали Джоконду, а в апельсинах видели запретный плод. Незнакомка со змеиными изгибами тела явно искушала.

Каждой картиной Бакст интриговал. Поэтессу Зинаиду Гиппиус он изобразил бунтаркой в мужском костюме, многие портреты намеренно не заканчивал, при этом передавая черты лица с фотографической точностью. А изображение Сергея Дягилева критики сразу же признали самым точным.

«Бакст как-то суммирует все элементы дягилевского характера. С одной стороны, мы видим очень такого театрала, а с другой стороны, можно сказать, даже старомодного, ностальгического человека. То есть, это вовсе не случайно, что на фоне его няня», - отметил куратор выставки Джон Боулт.

Он никогда не гнался за славой - она пришла к нему сама. И уже даже Ротшильды заказывают отделку своего имения именно Баксту. В качестве моделей для панно по мотивам сказки «Спящая красавица» ему позировали сами члены семьи, их друзья, прислуга и даже собачка списана с любимого питомца Ротшильдов.

Но главной моделью для художника оставалась жена - Любовь Гриценко, дочь галериста Третьякова. И даже когда они ссорились, самые романтичные сюжеты Бакст посвящал своей супруге. Как на этой картине. И если вы приняли ее за натюрморт, то присмотритесь внимательнее.

«Мы видим самого Бакста и его жену. Вообще все настроение этого произведения, вы видите, носит несколько такой печальный характер. И свойственно настроению Бакста этого момента. Он находится в преддверии развода со своей женой», - рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

За произведениями Бакста охотятся галеристы и коллекционеры всего мира, а сам он к своим работам часто относился несерьезно. Выкидывал их и сжигал. Он рисовал стремительно и быстро, а в поисках вдохновения объездил весь свет, до конца жизни оставаясь влюбленным в Античную Грецию.

Афродита улыбается, пока за ее спиной рушится мир. Многие критики считали, что картиной «Древний ужас» Бакст предсказал падение Российской империи и победу революции 17-го года. А это уже рай на земле - мифический Элизиум. Один из вариантов этого сюжета художник выбрал для занавеса театра Веры Комиссаржевской. Московские зрители увидят его впервые.

Главный художник «Русских сезонов» Дягилева, он совершил переворот в театре. Примерив сшитые по эскизам Бакста костюмы, артисты были шокированы: где накрахмаленные пачки, где тесные корсеты, в которых тогда танцевал весь мир? Вместо них были почти невесомые шаровары и шифоновые платья, лишь едва прикрывающие тело. В костюме из шелкового джерси Вацлав Нижинский покорил зрителей своей партией Призрака розы. Бакст тогда лично следил за работой модисток.

«По воспоминаниям современников, эти лепесточки, которые мы видим на костюме, вырезались по его определенному рисунку. И он сам командовал, как их пришивать - все ли лепестки или какую-то часть лепестка, чтобы они находились в такой вибрации», - рассказывает куратор выставки Наталья Автономова.

Но одних лишь тканей ему было недостаточно, и он рисовал прямо на обнаженных ногах, руках и плечах. Его эскизы для балета «Шехерезада» и «Клеопатра» стали живыми, танцующими фигурами стали культовыми. Их он создавал специально для Иды Рубинштейн.

Тогда впервые в театр стали приходить специально ради декораций и костюмов. Париж был пьян Бакстом. А модницы-француженки просили своих портных пошить им платья а-ля Бакст - арабском или псевдоегипетском стиле. Сейчас многие из этих нарядов находятся в коллекции Александра Васильева.

«Тюрбан, отсутствие корсета, шаровары, юбка-абажур - детали, которые переносят парижанку в атмосферу гарема. Бакст - создатель оранжевого в моде. И многие нетривиальные сочетания моды 1910-1920 годов пришли именно от Леона Бакста. Это лиловое и зеленое. Сочетание, например, малинового и экстремального бронзового или золотого», - рассказывает историк моды Александр Васильев.

Он превратился в законодателя стиля. Все ведущие дома моды умоляли Бакста нарисовать для них хотя бы несколько эскизов. И в то время, когда дамы еще и не думали надевать брюки, он уже говорил, что женская мода стремится к мужской. Он не опережал время, а лишь создавал эпоху.

Специально ко дню открытия выставки

почетный гость мероприятия, дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Бакста.

«Люблю жизнь и веселость и всегда склонен прежде к улыбке, чем к сдвинутым бровям», - не раз признавался Лев Бакст. Эта жажда жизни, оптимизм проявлялись, пожалуй, во многих работах этого, безусловно, талантливейшего человека. Леон Бакст, как называли его на Западе, - это ведь целая планета. «У Бакста „золотые руки“, удивительная техническая способность, много вкуса», - говорили про него современники.

Живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, автор статей о современном искусстве, дизайне и танце, увлекшийся в последние годы жизни фотографией и кино. И, конечно, театральный художник, известный во многом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его неординарные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.

При всем при этом нынешняя выставка в Пушкинском музее - первая масштабная ретроспектива творчества Бакста в России, приуроченная к 150-летнему юбилею художника. Мы можем увидеть около 250-ти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей. В экспозицию включены произведения из различных государственных и частных российских и западных собраний, причем многие из них демонстрируются у нас впервые. Эскизы костюмов для Иды Рубинштейн или Вацлава Нижинского, известные станковые произведения «Портрет Сергея Дягилева с няней» или «Автопортрет», портреты Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус - всего не перечислить, нужно идти и смотреть!

Примечательно, что специально ко дню открытия выставки ее почетный гость, дизайнер Антонио Маррас, создал капсульную коллекцию кутюрных платьев, вдохновленных костюмами Льва Бакста. Маррас всегда чувствовал себя не только дизайнером одежды, но и театральным художником, и не случайно некоторые его коллекции часто напоминали изысканно-графичные костюмы Бакста. «С творчеством Бакста я познакомился в Париже 25 лет назад, и с тех пор собираю книги и материалы, посвященные этому художнику, - рассказал на открытии выставки дизайнер. - Сам я родом с Сардинии, и стиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. К тому же, мне очень важно, чтобы у наряда были душа и характер, что мы наблюдаем и у Бакста».

На церемонии открытия выставки о Льве Баксте и своем к нему - или его творчеству - отношении говорили многие гости и участники фестиваля, некоторые из которых, к тому же, выступили в тот вечер в качестве экскурсоводов.

Мы старались, чтобы это был рассказ про художника, который создавал мир красоты, который пытался отринуть штампы, чтобы сделать мир вокруг себя прекрасней, чтобы включить абсолютно все краски, которые казались ему важными, в свой рисунок.

Я верю в знаки судьбы. Почему Бакст находится в музее Пушкина? Как вы знаете, Пушкин любил ножки, а Бакст, как выясняется, не любил, потому что год назад, на финальной стадии подготовки нашей выставки, прыгнув от радости, я сломал себе ногу, а несколько месяцев спустя, второй куратор, Наталья Автономова, тоже прыгнула от радости, и тоже сломала ногу. Так что, господа, ходите по выставке с осторожностью.

Это история потрясающего человека, который является нашим национальным достоянием, и, к счастью, через 150 лет к нам возвращается. Я посмотрел его работы, это изумительная выставка, содержательная, объемная. Я считаю, что для меня, для людей, которые любят театр, балет, - это большой подарок. Он и русский, и западно-европейский - он объединил собой целую планету.

«Черешневый лес», как всегда, идеально конструирует программу фестиваля, в которой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст - великий театральный художник, соединявший в своих костюмах от античности - и, заметьте, мы с вами в музее античных слепков - до безумных ориентальных мотивов, и Маррас, который тоже в своих костюмах соединяет все, что можно. В обоих случаях это пост-модерн - а ведь Бакст этого слова даже не знал. То, что мы видим сейчас в стенах Пушкинского музея, - естественно, органично и прекрасно.

Бакст очень тонко понял суть балета. Движения балета и графика Бакста, представленная на выставке, великолепна. А созданная специально к церемонии открытия капсульная коллекция Antonio Marras стала воплощением любви дизайнера к творчеству Льва Бакста.

С творчеством Леона Бакста я знакома с детства, что совершенно, на мой взгляд, нормально, потому что Бакст - это одна из составляющих русского стиля. Русский стиль западным зрителем воспринимается очень многогранно. Все, что касается его сказочности, фантазийности, - все это по факту оформлено художниками, которые были современниками Бакста, самим Бакстом, и каким-то образом было использовано Дягиевым в «Русских сезонах».

Это удивительно, когда воссоздан стиль, который соответствует времени Бакста, при этом - с костюмами современного дизайнера, и все это тонко и со вкусом обыграно. Я ведь театральный человек, а театральный мир очень яркий, образный. Он не столь графичен, сколько чувственен, и, конечно, у Бакста это выражено в полной мере. Вокруг вкусная, аппетитная, какая-то солнечная фактура, которой в обычной жизни не хватает. Потрясающая выставка.

Детали от Posta-Magazine
Выставка продлится до 4 сентября 2016 года.
Ул. Волхонка, 12

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Анна Горбашова. Торжественное открытие масштабной ретроспективной выставки "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в понедельник прошло при аншлаге в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в рамках фестиваля "Черешневый лес".

Первыми гостями выставки, которая откроется для посетителей 8 июня, стали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, певицы Кристина Орбакайте, Алена Свиридова, главред журнала L"Officiel Россия Ксения Собчак, актриса Марина Зудина, финансист Марк Гарбер, телеведущая Ирада Зейналова и другие известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

В "Итальянском дворике" гостей встречали модели в платьях из капсульной коллекции известного итальянского модельера Антонио Марраса, которые были созданы по эскизам Бакста специально для выставки. Сам Маррас также присутствовал на открытии.

Мир красоты, созданный Бакстом

"На нашей выставке представлены все аспекты творчества Бакста — портреты, пейзажи, театральные костюмы, прекрасные ткани, созданные по его эскизам. Мы старались, чтобы это был рассказ о художнике, который создавал мир красоты вокруг себя. Вы увидите 250 произведений, в том числе чрезвычайно редких из частных коллекций и крупнейших музеев мира", — сказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

Она отметила, что перед кураторами стояла непростая задача, и выставка была сложной.

"Я в ужасе, что нас сегодня так много. Мы не ожидали, что будет столько людей", — удивилась Лошак.

Идейный вдохновитель фестиваля "Черешневый лес", глава компании "Боско" Михаил Куснирович оповестил присутствующих, что экспозицию придется осматривать, разбившись на группы.

Экскурсии готовы провести театральный художник Павел Каплевич, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова, историк моды Александр Васильев, предоставивший для выставки костюмы, созданные для парижских модных домов по эскизам Бакста, и другие гости — знатоки творчества художника.

"Символично, что в день рождения Пушкина в Пушкинском музее мы открываем для себя творчество Бакста. Мы принарядились, забыли о традиционных закусках, мы пришли на встречу с искусством", — призвал к вниманию публику Куснирович, так как на центральной лестнице ораторам пришлось выступать без микрофона.

Один из кураторов выставки, британский искусствовед Джон Боулт пошутил, что лично он верит в космические знаки, и такой знак был ему послан.

"Я верю в космические знаки. Известно, что Пушкин любил женские ножки, а Бакст их явно не любил, когда мы заканчивали подготовку к выставке, я на радостях сломал себе ногу", — рассказал Боулт.

Дягилевские сезоны и портреты

Живописец, портретист, театральный художник, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х Лев Бакст, известный на Западе как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

Разбившись на группы, гости отправились осматривать экспозицию. Свою группу Каплевич сразу повел к работе Бакста "Пробуждение", которая никогда не выставлялась в России — из семейного фонда Ротшильдов.

"Панно на тему сказки "Спящей красавицы" было заказано Баксту Ротшильдами. В качестве моделей ему позировали члены семьи Ротшильдов", — рассказал Каплевич. Всего для британских миллиардеров Бакст сделал семь сказочных панно.

Известный российский историк моды Васильев представил на выставке более 20 экспонатов из своей частной коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса" и другим, созданные по эскизам Бакста.

Петербургский Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил для экспозиции знаменитый костюм Вацлава Нижинского из балета "Призрак розы".

"Костюм Нежинского — это главная эротика мира", — сказал Каплевич.

Еще одна жемчужина экспозиции — эскиз костюма для любимой балерины художника Иды Рубинштейн для балета "Клеопатра".

В экспозицию также вошли станковые произведения художника: "Портрет Сергея Дягилева с няней", автопортрет художника, портреты поэтов Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус, а так же декоративные панно "Древний ужас" и другие работы.

Выставка стильная и умная

"Получился очень художественный проект, выставка стильная, умная, в которой нашло отражение все, что сделал Бакст — блестящий раздел портрета и огромное количество вещей малоизвестных в России. К этому проекту можно применить слова Дягилева, которые он как-то сказал Жану Кокто: "Удиви меня", — поделилась впечатлениями с корреспондентом РИА Новости Трегулова.

По ее мнению, в экспозиции присутствует "ровно то, что нужно сказать сегодня об этом художнике".

"Мне кажется, что выставка будет пользоваться большим успехом, она интригующая", — резюмировал директор Третьяковской галереи.

Работы для экспозиции предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Семейного фонда Ротшильдов, Музей современного искусства Страсбурга, Музей Израиля, а так же частные коллекционеры из Москвы, Парижа, Лондона и Страсбурга — всего 31 участник выставки.


Top