Вера Мартынова: «минимализм — самая большая роскошь. Мода и театр: как создаются костюмы и театральный дресс-код Что же надеть в театр? А что не стоит

, художник и режиссер, обладатель премии «Золотая Маска»:

Роскошь — это демонстрация материальных благ с последующим их уничтожением… В последнее время я встала на путь минимизации количества используемых вещей… Минимализм предполагает общение с человеком по делу, просто и ясно. Практика роскоши в общении предполагает постоянное брожение образов с декоративными ответвлениями…Рассуждая о роскоши и минимализме я понимаю, что эти понятия очень тесно связаны. И прихожу к выводу, что минимализм (и простота) - самая большая роскошь.Почему мне не нравится иерархическая структура в театре? Потому что мне в принципе не близка иерархия, тем более должностная. И еще не нравится работать с немотивированными людьми, а они в театрах часто встречаются.

Лекция Веры Мартыновой «Роскошь и минимализм» состоялась 7 апреля в Домике Чехова (площадка Объединения «Манеж»). Художник поделилась со слушателями своими размышлениями о минимализме и роскоши как стиле в искусстве и подходе к жизни; об истоках, значении, точках соприкосновения и противоречиях двух понятий.

Вера Мартынова – художник и режиссер. Куратор Нового Пространства Театра Наций , Москва (с 2016 г.). С 2004 по 2013 гг. работала как художник-постановщик, художник по костюмам и актриса в Лаборатории Дмитрия Крымова. С 2012 до 2014 г. - главный художник «Гоголь-центра». Автор около 30 спектаклей. Сотрудничает со Школой-студией МХАТ и Британской высшей школой дизайна в качестве преподавателя. Обладатель премии Эдинбургского международного фестиваля искусств за спектакль «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» (2012 г.). Лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший театральный художник» за оформление спектакля «Opus 7» (2010 г.) и премии «Золотая Маска» за спектакль «Демон. Вид сверху» (2008 г.). Получила премию «Золотая Трига» международной выставки сценографии и сценического пространства Prague Quadrennial (в составе группы художников).

Фотографии предоставлены пресс-службой Музейно-выставочного объединения «Манеж».
Фотограф: Юлия Суханова
Фотографии предоставлены пресс-службой Музейно-выставочного объединения «Манеж».
Фотограф: Юлия Суханова

Рисунок Веры Мартыновой, 2015. Хорватия — Черногория

Накануне открытия уникальной арт-площадки художник и куратор Нового пространства Театра Наций Вера Мартынов рассказала Time Out о том, как менять Москву, чтобы от этого не было грустно.

В каком городе вы родились? И когда переехали в Москву?

Формально — в Хабаровске. Переехала в 2001, кажется, уже и вспомнить сложно…

Какой вы представляли себе Москву до того, как сюда переехали?

С красными кремлевскими стенами, как в советских учебниках. И еще, судя по новостям — всегда холодной и энергичной!

Какое представление о Москве оказалось ложным?

В Москве бывают, все же, милые теплые солнечные деньки. И они прекрасны!

Что оказалось сделать легче, чем вы думали?

Все оказалось сложнее, чем я предполагала…

А труднее?

Очень трудно уснуть, успокоиться и помнить, что хочу сделать.

Что вас удивило в Москве?

Каждый день удивляет чем-нибудь. Москва — это сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей.

К чему вы сих пор не можете привыкнуть?

К плохому воздуху, перенасыщенному выхлопными газами автомобилей, и к постоянному вырубанию деревьев.

Где вы живете сейчас? И чем этот район вам нравится?

Пречистенка. Мне нравится, что недалеко , и открытый бассейн . Мне нравится, что это район без ночных клубов. И еще тут много красивых старых особняков.

Где вас чаще всего можно встретить в Москве?

На прошлой неделе компания ТеатрALL, Парк искусств Музеон и арт-объединение CoolConnections представили ТеатрALLную неделю в Музеоне, участниками лекции о моде и театре стали театральная художница Вера Мартынова и стилист, имиджмейкер и fashion-обозреватель Анна Баштовая. Основной идеей этого мероприятия было желание показать изменения в театральной культуре за последние несколько лет, рассказать о сложностях, с которыми сталкивается зритель при выборе наряда. В связи с открытием большого количества современных театров, отношение к ним упростилось, все больше и больше людей, собираясь на постановку, стараются не переборщить в «грандиозности» своего внешнего вида. Естественно, что к таким театрам, как Большой до сих пор сохранилось благоговейное отношение, но и там можно заметить зрителей в джинсах и толстовках. Об этом и многом другом и решили рассказать герои театрALLьной недели.

К моменту начала небольшое помещение школы было полностью заполненным, все разместились на складных стульях и приготовились слушать. Среди гостей оказались представители различных поколений и профессий, в том числе представители музея-театра Булгакова.

Лекция Веры Мартыновой о театральном костюме

Что такое униформа?

Вера Мартынова вышла к слушателям в черном платье-футляре с коротким рукавом. Такое платье, по ее словам, называется униформа. Униформа — это вещь с которой можно играть. Стоит добавить яркий аксессуар или подвернуть рукава, и общий образ заиграет совершенно другими красками. Мартынова уделяет большое внимание перевоплощениям, это касается не только самого костюма, но и актера, для которого он сшит. Особое мастерство проявляется тогда, когда герой может меняться прямо на сцене, сохраняя при этом свой личностный шарм.

В какой-то момент беседа переходит из монолога в формат дружеской беседы, гости начинают задавать вопросы. Один из мужчин пытается застать героиню врасплох, высказывая свою неуверенность в объяснении принципов работы художника — выбор того или иного силуэта, образа, детали. Впрочем, Вера Мартынова и ему отвечает с легкостью и без капли раздражения, объясняя, что образы собираются в процессе мышления, а любая деталь объясняется сюжетом и видением художника. Мужчину пытаются поддержать с задних рядов, но вскоре их вопросы заканчиваются, публика успокаивается, и беседа снова принимает нужный формат.

С чего начинает костюм

Каждый костюм — это своего рода произведение искусства, нельзя придумать что-то универсальное, подходящее для нескольких спектаклей. Самое сложное для театрального художника — заставить закройщика сшить «не под размер». На большом экране гостям показывают эскизы — вызывает удивление, что они больше похожи на рисунки, никаких пометок для швов и вытачек. Мартынова поясняет, что художнику нет смысла рисовать подробно, его задача только показать, как это должно выглядеть, остальное — это работа другого мастера. Героиня отправляет эскизы на шитье, а потом ей все время начинают звонить, уточнять — всем нужно живое общение, только так костюму можно придать его неповторимость, вдохнуть жизнь. Это одна из причин, почему многие детали она находит на блошиных рынках или в винтажных магазинах. Последних, по ее словам, в Москве только два, и дешевле слетать в Берлин. Вера Мартынова покупает много вещей в таких магазинах и для себя, это одежда, которая пожила, поменяла нескольких хозяев и стала костюмом.

«Сон в летнюю ночь» Дмитрия Крымова, художник спектакля Вера Мартынова

Без чего процесс создания неполноценен…

Для театрального художника очень важен контакт с вещами, с актерами, с режиссером. Нельзя просто прийти к нему и сказать «я хочу, чтобы это выглядело так». Перед тем, как сделать спектакль с режиссером, Мартынова должна с ним познакомиться. Она рассказывает, что сначала они пьют, гуляют, смотрят кино, потом она идет рисовать, а потом они опять разговаривают, обсуждают, и так происходит всегда. Иногда Вере Мартыновой кажется, что это ей так повезло, и она живет в идеальном мире.

Игра контрастов

Как в любой другой профессии, у театрального художника иногда возникает недостаток идей, тогда надо широко открыть глаза и смотреть, ведь вдохновение вокруг нас постоянно. Затем все увиденное трансформируется в рисунки и воплощается в костюмах. Мартынова рассказывает, как шли они с подругой по пляжу босиком в легкой летней одежде и наблюдали за неожиданным действом: вдруг открываются двери одного из замков Монако, откуда выходят женщины в бальных платьях, на шеях и запястьях которых сверкают бриллианты, и мужчины в смокингах. Тогда этот контраст так поразил ее, что потом стал основой для одной из постановок. Но так бывает не всегда, иногда художнику не ясно, что он хочет видеть, и тогда эскизы делаются из мусора, и только в процессе обсуждения они приобретают форму.

Подводя итог, Мартынова рассказала историю о том, как она приехала с папкой эскизов в Хорватию. У нее были очень короткие волосы, и она боялась, что к ней отнесутся несерьезно, но ее работы приняли. Поэтому, если вы мечтаете стать художником, не бойтесь рисковать, пробовать, все обязательно получится, ведь это очень интересная профессия.

Лекция Анны Баштовой о театральном дресс-коде

Театральная Москва

Вторым спикером, была заявлена Саша Подъельская, но из-за накладок в расписании, она не смогла приехать, и вместо нее выступила Анна Баштовая. Хотелось бы отметить, что девушка сразу же отказалась от микрофона, что настроило всех присутствующих на нужный лад. Свою речь Александра начала с цитаты креативного директора Lanvin Альбера Эльбаза о том, что Москва — уникальный город, театральный. Только здесь в театр надевают самое лучшее, делают макияж и укладку. Он увидел особенную красоту и прелесть в том, как несколько прекрасных, замечательно одетых, но явно небогатых дам достали из сумочек бутерброды, какое-то печенье и стали их есть. Для этих женщин не было проблемой надеть лучшее, что у них есть, потратить часы на подготовку и при этом принести еду с собой. Только в Москве он мог увидеть такое. И был безумно этому рад.

Россия — театральная страна, продолжает Баштовая, у нас Чехов за плечами. Но последнее время прослеживается тенденция к упрощению, нам стало казаться, что, одеваясь нарядно, мы перебарщиваем. Мы надеваем платья, а мужчины костюмы, в то время как в Английском современном театре продают пиво и сидр. Все сидят, пьют — и это нормально, несмотря на то, что на сцене играют великие, всем известные актеры. Там это не выглядит странным, а для Саши Баштовой было шоком. В России до сих пор сохранилось отношение к театру, как к чему-то высокому. Это хорошо, ведь этим мы отдаем дань уважения авторам произведений. Особенно это стоит делать на премьерах, когда все участники постановки дико нервничают, а режиссер выглядывает из-за кулис, чтобы посмотреть на то, как реагирует публика, и как она выглядит.

Что же надеть в театр? А что не стоит?

В целом, такого понятия, как театральный дресс-код не существует. Все зависит от театра и постановки. Если вы хотите одеться нарядно, но боитесь переборщить, обратите внимание на костюмы актеров, так вы сможете придумать интересный образ. Например, если все актеры в белом, будет уместно надеть белое платье или белую рубашку. Главное в этом деле — не стесняться. Не бойтесь того, что вы будете выделяться, даже если вы будете единственной девушкой в платье. Сейчас в моде «диоровский» силуэт с пышной юбкой — и это здорово, раньше девушки почему-то смущались такое носить. Если до театра у вас еще много дел, вы можете смело надеть длинное платье и кроссовки. Москва — не место для каблуков, просто потому что это неудобно. Если вы все-таки пожелали надеть в театр туфли на шпильке, то лучше положить их в сумку и переобуться около входа. Однако есть вещи, которые ни в одном театре не будут выглядеть приемлемо. Это рванные джинсы, лосины и спортивные костюмы. Их надо оставить для улицы и для пробежки.

Иногда бывает так, что в театр позвали после работы. Если у вас строгий дресс-код, то имеет смысл взять с собой какую-нибудь яркую вещь — платок, украшение или блузку и переодеться. Это позволит вам менять наряд под задачи.

К образу надо подходить как к игре, главное — не переборщить. Это в Англии можно ходить хоть со сковородкой на голове и в пакете, а в России необходимо соблюдать умеренность.

Текст: Дарья Степанова


Top