Плоти и крови но против. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10-17.

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Еф. 6, 10 -17)

Братья и сестры, это окончание Послания апостола Павла к Ефесянам, которое мы с вами уже разбирали практически полностью, в том числе этот отрывок. Постараюсь не повторяться, а рассказать о чем-то другом. В ближайшее время у нас будут отрывки, которые мы читали не так давно. Почему так бывает, я объясню несколько позже.

Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Конечно, здесь идет речь о метафорическом оружии. Вообще весь отрывок - это красивая метафора боя, битвы. Речь идет о том, что нужно облечься во всеоружие Божие. Термин всеоружие, как я говорил в прошлый раз, взят из военного лексикона и означает полную военную экипировку. Бывали случаи, когда можно было обойтись незначительным количеством брони, оружия, но в период особо важных сражений нужно было надеть на себя все, что есть.

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Очень важное место, дорогие братья и сестры. Мне помнится, что в предыдущий раз, когда обсуждение этого отрывка было показано на телеканале «Союз» и выложено в группе «В Контакте», возникла небольшая дискуссия. Она была посвящена тому, насколько важно бороться со злыми духами, то есть не земными врагами, и есть ли смысл бороться с врагами на земле (якобы данный отрывок дает нам некоторое наставление об этом). 12-й стих говорит о том, что наша брань не против крови и плоти. «Кровь и плоть» - знаменитое библейское выражение, которое обозначает человека в его телесной немощи, с его биологическими потребностями, склонностью к болезни, усталости и, наконец, смерти. Есть такое выражение: «Плоть и кровь Царства Божия не наследуют». То есть человек в этом теле войти в Царство Божие не может, поэтому он должен в этом теле умереть и воскреснуть в новом духовном теле, которое будет способно наследовать Царство Божие. Апостол Павел здесь тоже использует это выражение, говоря о том, что мы воюем не против каких-то людей, врагов земных. Война идет против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Здесь фигурируют слова начальства, власти, но мы помним, что этими словами часто называются степени ангельской иерархии, а если есть ангельская иерархия, то, наверное, есть и иерархия злых духов, духов злобы поднебесной, демонов. На мой взгляд, здесь очевидно, что апостол Павел говорит именно о битве (брани, как это звучит на славянском языке) против этих нематериальных существ.

Эта битва происходит в сердце каждого человека. Каждый, кто заявляет, что он христианин, воин Христов, выходит на эту битву. В первую очередь, человек призван в этой брани очистить своего «внутреннего человека», свое сознание, чтобы открыть путь к сердцу, услышать его голос. Мало кто из людей, (дорогие братья и сестры, мы это сами прекрасно знаем), у которых не очищено сердце, может устоять перед искушением, например, власти. Часто люди, которые мыслят немного поверхностно, по-земному даже этот отрывок пытаются понимать в политическом смысле слова, думают, что есть плохие руководители, а они или кто-то другой были бы лучше (хотя чаще всего по своей гордыне в тайниках души мы, наверное, думаем о себе). На самом деле тот, кто очищает свое сердце, специально к власти никогда не стремится, его призывает Господь. Когда человек по Божиему устроению занимает какой-то пост, облекается властью, то часто получается, что его правление не слишком сильно отличается в лучшую сторону от правления его предшественника, которого он ругал и, возможно, сместил. Человеку очень сложно совладать с таким явлением как власть. Недаром говорят: если хочешь проверить человека, понять, какой он на самом деле, то дай ему власть.

Есть прекрасная притча о селении, рядом с которым в крепости жил дракон. Все пытались побороть дракона, потому что боялись его, чувствовали его власть, давление, но ни у кого не получалось. Тогда некий мальчик вызвался уничтожить дракона. Он взял меч, пошел в крепость и убил этого дракона, но по всему селению во всеуслышание объявляют о том, что победил дракон. На этом притча заканчивается, и у нас с вами есть возможность глубоко задуматься, что имеется в виду. Не исключено, что тот, кто убил дракона, может сам превратиться во что-то подобное, если у него не очищено сердце, если он не победил внутренних врагов, духов злобы поднебесной, которые искушают всякого человека. Нам с вами, братья и сестры, нужно помнить об этом всегда, когда мы размышляем о каких-то политических баталиях, о том, что у нас есть некие внешние земные враги. Мы думаем, что мы их победим, установим правильную власть, принесем всем правильную православную веру (даже если это будет сделано не по свободной воле, а сверху спущено) - победим и всех «оправославим»! Такие взгляды, по моему видению, достаточно наивны и неглубоки, потому что Новый Завет говорит о том, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Поэтому, братья и сестры, дай Бог нам не путать духовное и земное, проповедь с пропагандой и истинную духовность, истинную веру и жизнь во Христе с идеологией.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Еф. 6:12

Слово, переведенное с греческого как «брань», означает продолжительную борьбу. Ты борешься постоянно, но не против плоти и крови, а борешься в духовном мире молитвой, в муках рождаешь новую жизнь, громко взываешь к Богу, плачешь перед Ним. Ты изливаешь свое сердце, дух, душу, все свои чувства. Ты даешь слезам течь ручьем. Тело участвует в молитве: поднимаешь руки или падаешь ничком, участвуешь в молитве весь целиком, ведомый Святым Духом, сражаешься и борешься в духовном мире, и результатом будет освобождение тысяч людей.

Такой молитвой не молятся за больной мизинец, ею молятся за народы и духовную обстановку. Ею молятся, чтобы остановить сатану и разрушить его планы, за пробуж­дение в духе. Так приготавливают путь Господу для возвращения, засыпают долины и срезают горы (Ис. 40:3-4). Так молятся за разоренную и поруганную дщерь Сиона (Пл.Иер. 2:11). Так изменяют духовный климат. Так Святой Дух сражается через тебя.

Молитва, которую мы называем муками рождения, включает в себя воздыхания, стена­ния, плач и борьбу. Любая молитва есть сражение, но существуют такие, с которыми идут в решающую атаку на врага.

Господь возгремит с Сиона

И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнуться небо и земля: но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

Можно применить это обетование к нашему времени. Мы, верующие, - Сион. Это значит, что мы возгремим. Это произойдет двумя способами. С Сиона раздается гром провозгла­шения. Мы сделаем это, когда Дух Святой захочет того. Мы разоблачаем ложь и неправедность. Мы провозглашаем истину.

Второй гром - наши молитвы. Я видел, как люди освобождались, когда я молился за них описанным выше способом. Такую молитву сам не произведешь. Получится только душевное дребезжанье.Но когда Иисус, лев Иуды, в нас издает грозное рычание, тогда нет сомнения или недоумения.

Существует много типов молитвы, но здесь мне хотелось углубить понимание именно той молитвы, которую называют муками рождения. Мы ведем духовную войну, сражаясь со стонами, криком, воинственным кличем и напряженной борьбой, и Господь издает через нас грозное рычание.

Глава 10

Господь - воин сильный!

Святой Дух может открываться несколькими путями. Его сравнивают с ветром, елеем и огнем. Но Он также представляет собой силу. Важно понять эту сторону. Когда заходит речь о силе Святого Духа, некоторые христиане этого не понимают, пренебрегают этим или пугаются. Необходимо не исключать ни одной из сторон проявления Святого Духа, а следовать за Ним и принимать Его именно так, как Он проявляет Себя в каждом отдельном случае.


Божьей натуре свойственна решимость, и с этой стороной Бога необходимо считаться, чтобы следовать за Ним на одной волне. Иначе пропустишь в жизни многое из того, что Бог приготовил, и дьявол сможет одержать победу. Для этого нет никаких причин, ты должен побеждать его. «Но, - возразишь ты, - дьявол уже побежден». Так-то оно так, но он по-прежнему создает тебе проблемы в жизни. Его необходимо поставить на место, и причем со всей решимостью.

Дух Бога может быть весьма агрессивным, и мы, как Его дети, должны быть похожи на Отца. Библия говорит, что «Господь муж брани, Иегова имя Ему» (Исх. 15:3). Как Его дети, мы похожи на Него. Это делает нас воинами. Некоторые думают, что только небольшая часть верующих является воинами, сражается в молитве. Это ошибочное мнение. Каждый рожденный свыше - воин армии Бога.

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

Ис. 42:13

Я знаю, что многие начинают нервничать, когда мы кричим и прыгаем. Но если мой Бог на небесах издает рычание, то и я делаю то же. В книге пророка Иоиля 3:16 написано, что Господь возгремит с Сиона. В таком случае я. Его дитя, не считаю зазорным тоже погреметь немного.

«Но это может быть плотское действие», - предостерегают некоторые. Может быть плотское, но может быть и духовное. Какой дух у тебя внутри? Божий Дух, ты рожден свыше. Божий Дух - это и есть Бог. Если Бог воин и борец, то Его натура находится внутри тебя через Его Дух. Божий Дух в тебе жаждет воевать с дьяволом, нашим врагом. Государство - это не наш враг, пресса и общество - не враги. Нет, дьявол наш враг, и мы должны научиться воевать так, чтобы побеждать его. Если ты только кричишь и машешь кулаками, значит, ты попал в новую систему. Она не имеет ничего общего с Божьей свободой. Позволь Духу Божьему делать свободно все, что Он захочет, не ограничивай Его ни традициями, ни своим интеллектом.

Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, Для сего приймите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять (6:10-13)

Истинный христианин, описанный в Ефесянам 1-3, который проводит жизнь в истине и вере, о которых говорится в 4:1 — 6:9, наверняка будет вовлечен в духовную брань, описанную в 6:10-20. Жизнь такого христианина является борьбой, битвой. Эта брань ведется на обширном поле деятельности, потому что, когда Бог начинает даровать Свои благословения, сатана приступает к нападению.

Если мы совершаем жизненное хождение, достойное нашего призвания, в смирении, а не гордыне, в единстве, а не в разделении, облекшись в нового человека, отвергнув ветхого, в любви, а не в похоти; во свете, а не во тьме; в мудрости, а не в нерассудительности; в полноте Духа, а не в опьянении вином; во взаимном повиновении, а не в эгоистической независимости — тогда мы с полной определенностью столкнемся с оппозицией и враждой.

Служение Иисуса началось с великой битвы с сатаной, которая длилась сорок дней (Луки 4:2). При завершении земного служения Иисуса, сатана вновь воздвиг на Него нападение в Гефсиманском саду с такой страшной силой, что Его пот был как капли крови (22:44). Помимо многих других поучительных истин, эти два -повествования преподают нам мысль о том, что по мере нашего возрастания в повиновении Богу, битва отнюдь не ослабевает. Сатана приложил умноженные усилия против тех, кто идет по пути эффективного служения Господу. Чем больше утверждаются в силе верующие; тем сильнее будут становиться нападки сатаны.

Христианин, неустанно стремящийся возрастать в познании Слова, в повиновении ему и более верном служении Господу, обнаружит, что его служение не стало легче. По мере того, как Господь дает нам торжествовать победу над определенными искушениями и слабостями, сатана будет осуществлять нападения в других сферах нашей жизни. Верное свидетельство, проповедь, наставление, посещение и другие служения для Господа будут приносить не только победы, но и особые трудности и вражду со стороны окружающих. Христианин, которому больше не приходится сражаться с миром, плотью и диаволом, либо впал в грех, либо в самодовольство и самоудовлетворенность. Если христианин не имеет никаких конфликтов, то значит, он дезертировал, отступив с передовой линии служения.

Павел, впервые прибыл в Ефес, сразу же приступил к проповеди Евангелия. Он привел нескольких учеников Иоанна Крестителя к спасительной вере в Иисуса Христа и проводил беседы в течение трех месяцев, сначала в местной синагоге, а затем в школе Тиранна. «Это продолжалось до двух лет, так -что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Бог же творил немало чудес руками Павла» (Деян. 19:10-11). Павел приводил много иудеев и язычников к покаянию Христу. Те, кто занимались чародейством и волшебством, сожгли свои книги, «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (ст. 17-20). Но от начала он столкнулся с противлением. Начальствующие из иудеев, неверующие в Иисуса, вынудили его оставить синагогу (ст. 8-9); отступники из числа иудеев в подражание ему занялись изгнанием духов (ст. 13-16) и он пережил тесноту со стороны Димитрия и подобных ему ремесленников, ремесло которых по изготовлению идолов, пришло в упадок по причине служения Павла (ст. 23-40).

Павел знал, что там, где отмечается величайший духовный труд, там с полной определенностью будет иметь место и величайшая опасность и оппозиция. Он объяснял верующим в Коринфе, что намеревается пробыть в Ефесе еще короткое время, потому что «отверста великая и широкая дверь, и противников много» (1 Кор. 16:8-9). Многие пасторы испытывают искушение оставить церковь, или другие сферы служения, когда возникают трудности. Но легкое служение — это слабое служение, ибо там, где совершается истинный Господний труд, сатана не спит и не дремлет, воздвигая преграды. Мы, верующие в Иисуса Христа, являемся не только Божьими сынами и слугами Его, но также и воинами, а труд воина состоит в сражении с врагом.

Даже святые Божьи ангелы сталкиваются с оппозицией, совершая Его служение. Ангелу, посланному к Даниилу, противостоял бес в течение двадцати одного дня, и архангел Михаил был вынужден придти ему на помощь (Дан. 10:13). Михаилу даже пришлось вести брань с самим сатаной из-за тела Моисея (Иуды 9).

Обращаясь к Фессалоникийской церкви, Павел вспоминает о своем сражении: «И потому мы, я Павел, и раз. и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес. 2:18). Сатана осуществляет нападение на верующих как сообща, так и на каждого христианина в отдельности.

Павел предостерегал пресвитеров из Ефеса: «Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Они подвергнутся атаке как извне, так и изнутри. Сатана всегда ищет добычу и христианин, имеющий Библейское наставление, знает это: «ибо нам не безизвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11).

Хотя это и будет отступлением от настоящего отрывка, но взгляд на послания Господа семи церквям Малой Азии, первой из которых была Ефесская церковь, поможет нам уяснить, как сатана нападает на церковь. Эти семь исторических церквей были прототипами тех церквей, которые существовали на протяжении всех веков с тех времен. В своем видении на острове Патмос Иоанн зрил Иисуса Христа, облаченного в Свою царскую, священническую и пророческую одежду, Который производил оценку церквей, повелевая направить каждой из них послание. Только два послания — в Смирну и Филадельфию не содержат в себе никакого предупреждения и осуждения. Церковь в Смирне переносила великое гонение, крепко придерживаясь Евангельской истины, и вполне возможно, это гонение укрепляло христиан в вере. Церковь в Филадельфии также была знакома с сатанинскими нападками, однако оставалась деятельной, активно распространяющей Евангелие Благой Вести. Обоим церквям был известны атаки тех, которых Господь называет «сборище сатанинское» (Отк. 2:9; 3:9), группы богохульных иудейских гонителей в церкви. Гонение и евангелизм обладали очистительной силой, потому что они отвращали внимание верующих от себя и направляли его на Божью волю и могущество Его.

В посланиях другим пяти церквям наблюдается усиление серьезного тона предупреждения. Христиане в Ефесе отличались деятельным трудом, терпением и нетерпимостью ко греху. Они противостали лжеучению, и с терпением переносили скорби за Христа. Однако, они оставили первую любовь, их первоначальную, единственную и преданную любовь к Самому Господу (Отк. 2:2-4). Хотя они и жили в одном из самых развращенных городов Римской империи, в центре языческого идолопоклонства и беспрецедентного разврата, но верно сохраняли чистоту учения и моральных устоев. Их фатальным упущением, кажущимся весьма незначительным в сравнении с великой преданностью, была потеря любви. Трепет любви угас, энтузиазм сошел на нет, а ревность превратилась в ортодоксальную обыденность и традицию.

Ортодоксальные верующие-фундаменталисты склонны полагать, что любят Бога, потому что глубоко почитают Его Слово и повинуются ему. Петр был поражен и огорчен, когда Иисус трижды спросил его, любит ли он Его (Иоан. 21:15-17). Петр имел здравое учение и нравственность, но его сердце не было полностью предано Иисусу. Несмотря на важность правильности учения и жизненного хождения, они не могут заменить любви, и в действительности, без любви представляют холодную бесплодную догму. Отсутствие любви не только огорчает Господа, но открывает путь сатане, чтобы он наносил ущерб в жизни верующего. Когда верующий, или группа верующих — церковь теряет глубокое чувство любви к Господу, тогда этот верующий, или церковь оказываются на грани духовной катастрофы.

Духовное охлаждение обычно начинается с потери радости спасения, включая и трепет познания Божьего Слова, молитвы, поклонения и чувства принадлежности Господу Иисусу. Поэтому Христос сказал церкви в Ефесе: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал» (Отк. 2:5). «Вспомни каким ты был, пока не охладела твоя любовь», — говорил Он. Во-вторых, в духовном охлаждении всегда замешан грех и Господь далее говорил им, чтобы они покаялись (ст. 5). Согрешающие верующие, в том числе и верующие, в которых отсутствует любовь, должны подвергнуться Божьему очищению прежде, чем Он может употреблять их. В-третьих, духовное охлаждение всегда сопровождается уменьшением если не протяженности, то качества христианского служения, и поэтому, Господь говорил Ефесянам: «Твори прежние дела» (ст. 5).

Ортодоксальная деятельность, лишенная любви, совершается с участием только плоти и, хотя она и имеет вид благочестия, на самом же деле, далека от нее. Истинное духовное служение — это служение любви. Господь, как бы в действительности, говорил: «Возвратитесь назад к огню, к источнику вашей силы и помощи. Возвратитесь к Слову, молитве и тесному христианскому общению, к тому, чтобы творить дела, угодные Господу». Но церковь в Ефесе не делала этого, и как Он предупредил ее (ст. 5), светильник ее был Им сдвинут. Эта церковь, хотя и ортодоксальная, евангельская, деятельная в добрых делах, вскоре перестала существовать.

Церковь в Пергаме также имела много доброго, что высоко отметил Господь. Несмотря на то, что она находилась во враждебном языческом городе и перенесла гонения и мученическую смерть одного из ее руководящих членов, церковь не отреклась от веры (Отк. 2:13). Пергам был центром поклонения императору и Зевсу, главному богу в пантеоне римских мифологических божеств. Вероятно, о его алтаре и упоминается в Откровении, как о «престоле сатаны». Город также почитал и Эскулапа, бога исцеления, символ которого, змея, все еще изображается на медицинских эмблемах. Пол его храма был усеян неядовитыми змеями, которые ползали по телам больных и увечных, с целью принесения им исцеления. Сатана, вне всякого сомнения, совершал сверхъестественные исцеления, чтобы держать людей в тисках этой ложной религии.

Весьма трудно было быть христианином в Пергаме, но Господний народ в этом городе, в основном, проявлял верность. Однако, он пошел на компромисс в отношении некоторых важных вопросов. «Учение Валаама», которого придерживались некоторые из них, по-видимому, заключалось в разрешении смешанных браков с неверующими, и это был грех, посредством которого Валак и Валаам смогли увести израильтян с истинного пути поклонения Господу (Отк. 2:14; Чис. 24:10-25; 3). Верующие в этой церкви также ели идоложертвенное и участвовали в любодейственных актах, связанных с идолопоклонническими ритуалами невозрожденных язычников (Отк. 2:14). Короче говоря, они подражали миру, впадая в греховные дела и обычаи, прямо противоположные Божьим повелениям, стараясь в то же время сохранить церковь (ср. 1 Кор. 10:20-22).

Именно в этом и состоит одна из величайших опасностей, грозящих церкви в наши дни. Многие верующие склонны подражать почти всем мирским привычкам. Под предлогом того, что надо идти в ногу с миром, они копируют его материалистические и аморальные методы. Когда мир всецело поглощают заботы о житейских вопросах, и церковь подключается туда же. Когда мир понижает сексуальные нормы, то церковь берет с него пример. Когда мир безумствует в различных разветвлениях, то церковь от него не отстает; а когда он возвеличивает человеческие достижения и успехи, то церковь присоединяется к нему.

Третья церковь, которой Господь послал письмо предупреждения, находилась в Фиатире, и ее проблема заключалась в том, что она отличалась терпимостью к греху. Господь ей сказал: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Отк. 2:19-20). Церковь можно было похвалить за много добрых дел, но она пала жертвой лжеучителя, пропагандирующего свое заблуждение под предлогом учения Бога. Она ввела многих верующих в идолопоклонство и блудодеяние, ассоциирующееся с ним; а церковь и ее руководство проявило терпимость к ней и ее учению.

Христиане по-прежнему скатываются на это путь. Когда мирское воздвигается на пьедестал для всеобщего восхваления, что случается и с верующими, невозможно не поддаться моральным и духовным компромиссам, которых требует, подобное идолопоклонство. Когда человек хочет уподобиться этому миру и имитирует его, он вскоре будет и мыслить, и поступать, как и он.

Господь не выносит греха в Своей церкви, а праведность -это не уравновешивание добра и зла. Перечень добрых дел в Фиатире намного превосходит перечень плохих, но это не ограждает церковь от Божьего суда. Господь дал ей достаточное время, чтобы покаяться, а когда она отказалась, Он сказал: «Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют се церкви, что Я есмь испытывающий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Отк. 2:22-23). Одр нечистоты превратится в одр смерти для тех, кто остается в грехе, и другие церкви на примере суда, произведенного Господом над этими верующими, получат предупреждение.

Многие церкви боятся затрагивать проблему греха в их рядах. Они не хотят обличать своих членов в их аморальности, или небиблейских понятиях из-за страха их потерять, или показаться слишком благонравными, старорежимными или лишенными любви к своим ближним. Но любовь не закрывает глаза на грех, не заигрывает с ним и никогда не поощряет зло и нечестие (1 Кор. 13:6).

Господний суд распространялся только на тех членов церкви, которые занимались идолопоклонством и блудодеянием. Верным же Иисус говорил: «Не наложу на вас иного бремени; Только то, что имеете, держите, пока приду» (Отк. 2.24-25). Иными словами, Иисус предупреждал, что даже норным христианам грозит опасность, которая прекратится только тогда, когда они пребудут с Господом. А до того дня, когда это наступит, через смерть, или при Господнем пришествии, это увещевание «держаться» Христа и повелений Его Слова, остается в силе.

Церковь в Сардисе скатилась еще ниже. По причине своей многолюдности и большой активности, она имела репутацию живой церкви, однако, Господь объявил, что она мертва (Отк. 3:1). Подобно судну в «Поэме о древнем матросе» Коулриджа, на котором у руля и на веслах сидели мертвецы, церковь в Сардисе находилась под руководством членов, которые были духовно мертвы. Город Сардис отличался баснословным богатством. Выражение «богат, как Крокус» произошло по причине огромного богатства царя Крокуса, который владычествовал над древним царством Лидией, столицей которого был Сардис. Но внешняя, поверхностная активность церкви могла не более поддерживать в ней духовную жизнь, чем огромное богатство и репутация города — его политическую жизнь. И город, и церковь перестали существовать вскоре после Новозаветнего периода.

Когда церковь заменяет Господа и Его труд программами, мероприятиями, церемониями и человеческими постановлениями, то она представляет собой духовный труп, несмотря на внешнее проявление жизнеспособности. В ней отсутствует духовная жизнь, потому что в ней нет Бога. Она становится как Ихавод, потому что отошла от нее слава Господня (см. 1 Цар. 4:21). Когда в церкви отступает любовь, а ее наводняет аморальность, пустые ритуалы и самодовольство, то, в результате, происходит духовное умирание. Господь ободрил немногих верующих в Сардисе, которые «не осквернили одежд своих», обещая, что наступит день, когда они будут с Ним ходить в белых одеждах в царстве Его (Отк. 3:4-5). Эта кучка верных христиан сохранила церковь в целом, чтобы ее светильник не был сдвинут и она не была предана забвению.

Лаодикийская церковь была пятой церковью, которая получила предупреждение от Господа. Эту церковь совершенно не за что было похвалить. Be члены проявили полное равнодушие к Господнему делу (Отк. 3:15-16). Равнодушие, на первый взгляд безвредная духовная болезнь, вероятно, поразило эффективность большего числа верующих и церквей, чем все другое. Лаодикийские христиане считали, что составляют церковь, но они не принимали участия в Господнем деле. Они заявили: «Я богат; разбогател и ни в чем не имею нужды». Но Господь говорил: «А не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Отк. 3:17). Безразличная, лицемерная религиозная самоудовлетворенность даже более отвратительна для Бога, чем открытая аморальность. Бог ищет холодное сердце, чтобы согреть его Своей любовью и благодатью; горячее сердце Он принимает к Своей груди; но теплое извергает из Своих уст (ст. 16).

Церковь в Лаодикии отличалась полным лицемерием; это была подделка, которую нельзя было и назвать церковью. Это — либеральная церковь наших дней, которая носит название христианской, однако, отрицает Божественную сущность Христа и Его искупительную жертву, отвергает Его Слово и принижает Его требования. Она отличается гуманистическими тенденциями, ставя человека в центр своего внимания и поклонения. Она может иметь весьма пристойный внешний вид благочестия; обладать великим богатством, и всемирным влиянием. Но она не питает любви к тому, что принадлежит Богу, не испытывает нужды в Господе, удовлетворяясь всем в себе самой. Ее члены являются отступниками и так как они отвергли Господа, Он отвергнет их, извергнув из Своих уст.

Совершенно определенно прослеживается последовательно ясная регрессия пяти церквей, начиная от потери первой любви ко Христу, к компромиссу с миром, к терпимости ко греху, к довольствию программами и мероприятиями, и удовлетворенности своим состоянием и собой. Противник нападает на целую церковь, применяя подобную тактику; подвергая искушению отдельных членов церкви впадать в такие грехи. Эта атака на чистоту и святость церкви осуществляется путем нападения на каждого члена общины, и не иначе. Это нападение может быть видно на примере жизненного опыта Петра (Луки 22:31-32) и Павла (2 Кор. 12:7; 1 Фес. 2:18). Никто от него не гарантирован.

Сознавая уловки сатаны, Павел завершает свое письмо Ефесянам, давая своим братьям и сестрам как ободрение, так и предупреждение, так же, как Иисус в Своих посланиях семи церквям Малой Азии тридцатью годами позже. В 6:10-13 апостол кратко представляет -необходимую информацию относительно подготовки всеоружия, врага, битвы и победы верующих в брани, которую он ведет в своей духовной жизни.

Приготовление: сила в Господе

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его (6:10)

Самым существенным фактором в жизни христианина является подготовленность. Неподготовленный христианин по причине старания служить Господу своею мудростью и силой, терпит поражение. Сила христианской жизни заключается в зависимости от Бога, в том, чтобы укрепляться Господом и могуществом силы Его. Всякая другая сила оказывается несостоятельной.

Кардинальная реальность, представленная в Послании к Ефесянам, состоит в том, что как верующие, мы пребываем во Христе, и едины с Ним. Его жизнь является нашей жизнью, Его сила — нашей силой, Его истина и путь — нашей истиной и путем; и, как продолжает здесь говорить Павел, Его сила — нашей силой.

Господней силы с запасом хватает на ведение сражения. Когда Иисус говорил Филадельфийской церкви: «Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Отк. 3:8), то подтверждал, что им достаточно иметь немного силы, чтобы сохранить себя, потому что это была Господняя, сверхъестественная, чудесная сила. Мы никогда не можем противостоять сатане, прилагая свои усилия, их попросту не достаточно; но, когда мы сильны Господом, даже малой толики Его силы вполне хватит на то, чтобы победить в любом сражении. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13) — говорил Павел. И важно не то, сколько силы мы имеем, а откуда она нисходит, из какого источника.

В общем смысле, сражения церкви с сатаной уже склоняются к победе церкви. Своей смертью на кресте и воскресением, Иисус поразил сатану и его силу, которая состоит в грехе и смерти (Рим. 5:18-21; 1Kop. 15:56-57; Евр. 2:14). Упование на Иисуса Христа ведет человека к этой победе. Поскольку христианин укрепляется Господом, его победа над самыми большими ухищрениями сатаны, которые он только может выдвинуть против верующего человека, вполне гарантирована. Мы пребываем в состоянии войны — идет жестокая и ужасная брань — но нам нет причины бояться ее, если мы на Господней стороне. Наделение этой силой приходит посредством благодати — молитвы, познания Божьего Слова, послушания Ему и посредством веры в Божьи обетования.

После нескольких лет служения, Тимофей стал более робким и боязливым. Он стоял перед лицом более сильных искушений, чем этого ожидал ранее, и значительно большей оппозиции. Павел писал ему: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; Ибо дал нам Бог духа, не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом (2Тим. 1:6-8; 2:1).

Обеспечение: всеоружие Божие

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (6:11).

Для того, чтобы воспользоваться силою Божьего могущества, верующий должен также облечься во всеоружие духовное, которым их снабжает Бог (ср. 2Кор. 10:3-5). Enduo — (облекитесь) передает идею облечься раз и навсегда, постоянно иметь что-то на себе. Всеоружие Божие — это не простое одеяние, которое можно иногда одеть, а время от времени снимать, но в нем следует быть всегда, постоянно облеченным. Это не спортивная форма, предназначенная для того, чтобы носить ее во время игры, а после игры снимать. Всеоружие Божие должно стать частью нашего естества на всю жизнь. Оно дает верующим Божественную силу от Того, Кто может «соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочным в радости» (Иуд. 24).

Павел, составляя текст своего Послания к Ефесянам, по-видимому был прикован цепью к римскому воину и, глядя на его доспехи, под вдохновением Святого Духа, усмотрел в этом аналогию с Божьим духовным снаряжением, приготовленным Им нам для борьбы с сатаной и ангелами его (ст. 14-17). Как объясняет апостол и этих стихах, всеоружие верующего облекает его сверх начальных фактов, изложенных в Евангелие. Нам дает силы стоять жизнь повиновения, исполненная Божьего Слова и силы Святого Духа.

Стать (от слова histemi), говоря языком военной терминологии, значит удерживать во время сражения важную позицию. Это наставление вполне напоминает обращение нашего Господа, направленное к церкви в Фиатире, находящейся в положении боевой готовности для- ведения боя: «Держите, пока приду» (Отк. 2:25).

Противник: сатана

против козней диавольских (6:11б)

Сатана является противником, тем, против кого мы ведем брань, и поэтому нуждаемся в Божьей силе и во всеоружии. Он является Божьим врагом, а по этой причине и нашим противником, и только через нас он может вести нападение па Бога. Это — его единственный путь. Поэтому мы с полной определенностью уверены, что он будет разыскивать нас и направлять против нас свои козни.

Methodia козни, от которого произошло слово метод, передает идею хитрости, коварства и обмана (см. также 4:14).

Этот термин часто употреблялся при описании дикого зверя, который выслеживает свою жертву, а затем стремительно набрасывается на нее, когда она этого не ожидает. Злые козни сатаны построены на хитрости и обмане.

В настоящее время существует странное явление. Наряду с ростом неверия, даже в существование диавола, встречается некоторое число людей, вовлеченных в бесовское — оккультное движение — и то, и другое играет на руку сатане.

Писание ясно и понятно говорит о реальности сатаны, как личности. Он когда-то был начальствующим ангелом, помазанным херувимом, утренней звездой, сияющей лучами красоты творения,- до тех пор, пока не возмутился против своего Творца, и не предпринял бунт с целью захвата Его силы и славы (см. Ис. 14:12-17; Езек. 28:1-10; Отк. 12:7-9). Он впервые появляется в Писании в виде змия, искушающего Адама и Еву (Быт. 3:1). Иисус не только упоминал о сатане (Лук. 10:18; Иоан. 8:44; 12:31), но и говорил с ним (Матф. 4:3-10). Павел, Петр, Иаков, Иоанн и составитель Послания к Евреям — все говорят о нем, как о личности (Рим. 16:20; 2Кор. 2:11; 1Фес. 2:18; Евр. 2:14; Иак. 4:7; 1Пет. 5:8; Отк. 12:9). Мы видим, что он мешает Божьему труду (Зах. 3:1), извращает Божье Слово (Матф. 4:6), поставляет преграды Божьему слуге (1Фес. 2:18), препятствует труду благовествования (2Кор. 4:4), улавливает в свою сеть нечестивых (1Тим. 3:7), появляется в виде ангела света (2Кор. 11:14), и сражается с архангелом Михаилом (Иуд. 9). Он принес в мир грех, и теперь весь мир находится в его власти (1Иоан. 5:19).

В Библии приводятся разные личные имена и описания диавола, такие, как: «помазанный херувим» (Иез. 28:14), «князь бесовский» (Лук. 11:15), «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), «князь мира» (2Кор. 4:4) и множество других. Его называют великим драконом, рыкающим львом, лукавым, искусителем, обвинителем; духом, действующим в сынах «противления», и тридцать пять раз диаволом, что буквально означает «клеветник». Этот падший архангел со своими падшими ангелами искушает и вводит в грех и нечистоту человечество со времен грехопадения. Они представляют собой нечестивого, грозного, коварного, могущественного и невидимого врага, против которого ни одно человеческое существо не может противостоять своею силою и ресурсами.

Свидетельство могущественной силы сатаны и его обмана. могут быть подмечены в том факте, что, несмотря на чудесное избавление Израиля из Египта, на Его неизмеримые благословения, Его охрану и попечение в пустыне и в Ханаанской земле, Его избранный народ неоднократно подпадал под обольщение сатаны, поклоняясь отвратительным, бесовским, языческим идолам. После всех тех пророчеств о Мессии, записанных в Ветхом Завете и после того, как Иисус явил Свою силу в слове, учении и чудесных исцелениях, сатана сумел воздействовать на Израиль, чтобы он отверг своего собственного Мессию и предал Его распятию! В последний дни он пустит в ход свой заключительный обман, с целью убедить Израиль, что антихрист является истинным Мессией, Христом (см. Дан. 9:26-27).

В наше время мир спешит принять такие бесовские обманные заблуждения, как: женское освободительное движение, которое отрицает Божье постановление в отношении семьи; новую мораль, в которой нет ничего от Божьей морали, и гомосексуализм, представляющий собой полнейшую извращенность сексуальности. Процветание бесчисленного множества языческих и отступнических религиозных культов и религиозно-философские «измы» разных мастей, как ни в каком историческом периоде развития человечества, отражают неустанную деятельность «духов обольстителей» и влияние «учений бесовских» (1Тим. 4:1). Даже во имя христианства отвергаются такие доктрины, как: Божественная сущность Иисуса, чудеса, воскресение, искупительная жертва, второе пришествие и грядущий суд. Церковь отходит в сторону от Писания под влиянием обольщения либеральной теологией, психологией, мистицизмом и, даже, оккультными науками.

Все эти явления ничто иное, как козни диавольские, направленные против человечества. Диавол всевозможными способами применяет ухищрения и обман, и «приходит… и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лук. 8:12). В другой раз Господь предупреждает, что «восстанут лжехриста и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24).

Козни диавольские включают в себя и пропаганду индивидуальных верований и образа жизни, отличающихся нечистотой и предназначенных на осуждение. Сюда входят нечистые и греховные постановления и махинации, которые вводят в обман и приносят разрушение. К этому разряду принадлежат и сомнения, которые сатана влагает в разум христиан, чтобы увести их с пути упования на Святого и Любящего Отца. Здесь же и искушения Божьих детей с целью вовлечь их в разврат, мирские похоти, гордость, самомнение, и самоудовлетворенность. Эти козни включают клевету, издевательства над Божьими святыми и гонения, воздвигаемые на них. Апостол Иоанн в своем наставлении в первом послании суммирует те пункты, с которых ведет нападение сатана: «Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей; Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1Иоан. 2:15-16).

Сражение: против бесов

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (6:12).

Одна из самых эффективных стратегий сатаны, а поэтому и наиболее опасная для верующего, состоит в заблуждении относительно того, что. в невидимой и сверхъестественной сфере не наблюдается никаких серьезных конфликтов угрожающего характера между добром и злом. Ведь в конце концов, согласно его обману, в мире имеется много доброго. Множество таких древних зол, как например, рабство и расовая ненависть, исчезли с лица земли, или драматическим образом изменились к лучшему. Люди, как никогда раньше, проявляют озабоченность в вопросе мирных взаимоотношений, понимания друг друга и приложения совместных усилий для того, чтобы улучшить жизнь каждого человека в отдельности, и общества в целом. Но не только это, а и евангеликализм сидит на коньке популярности, роста и влиятельности беспрецедентной за последнее столетие.

Подобное мышление не только отличается наивностью, но и неизбежно приводит к летаргии, безразличию, ленности и духовному застою. Библейская перспектива на положение дел, и трезвое рассмотрение реального хода событий, особенно в свете Евангельского учения о последнем времени, на оставляет места для подобных заблуждений в разуме всякого верующего человека. Война между Богом и сатаной не затихла, но обострилась, и также расширился фронт военных действий на земле.

Pale брань — это слово употреблялось при обозначении; рукопашной схватки, когда борцы вели между собой упорную борьбу. Подобно тому, как это происходит в наши дни, борьба характеризовалась хитроумными приемами и неожиданными выпадами, с той разницей, что в древнем Риме она не была игрой, а реальной схваткой, зачастую заканчивающейся смертью побежденного. Хотя сатана и его приспешники знают, что осуждены на вечное заключение в зияющей бездне, предназначенной для их пребывания в аде, они прилагают отчаянные усилия с целью возможного изменения своей будущности, непрестанно враждуя с Богом, чтобы сломить Его могущество и разрушить Его творение, особенно церковь.

Павел здесь напоминает о том, что брань, которую ведет христианин, направлена не только против самого сатаны, но также против множества его бесов, тьмы противников, которые, подобно диаволу, не являются плотью и кровью. Таким образом, нашим злейшим врагом является не видимый мир, каким бы греховным и развращенным он ни был, а тот мир, который недоступен нашему взору, невидимый мир.

Начальства… власти… мироправители тьмы века сего … духи злобы поднебесной составляют различные слои и ранги этих бесов и злой, порочной сверхъестественной империи, в которой они осуществляют свою деятельность. Человеческие существа, способствующие развитию язычества, оккультизма и различных нечестивых и аморальных движений и программ являются жертвами обмана сатаны и его бесов — загнанными в- западню грехом, чтобы в своем неведении помогать осуществлению его козней.

Каждому упоминанию сверхъестественного могущества предшествует слово против и каждое проявление этого могущества представляет определенную категорию бесовской деятельности и уровень авторитета. Сатанинские силы тьмы отличаются высокой организационной структурой, для ведения самых разрушительных военных действий, которые только могут быть возможны. Подобно Божьим святым ангелам, падшие бесы не умножаются в численном отношении и их остается столько же, сколько было раньше. Но их великое множество с времен древности и они составляют грозную и весьма опытную вражескую сверхъестественную армию.

Павел не объясняет демонические категории, но начальства, вне всякого сомнения,- это их высший орган (что также употребляется в Павел, к Кол. 2:15), власти — это другой орган (о чем упоминается в 1 Пет. 3:22); а выражение мироправители тьмы века сего, возможно, имеет отношение к бесам, которые проникли в различные политические системы мира, пытаясь организовать их по образцу сатанинского царства тьмы (см. Дан. 10:13; Кол. 1:13). Многие рассказы повествуют о заговорах, осуществляемых в мировом масштабе, начиная от тех, которые упоминаются в древних египетских письменах, до современных тайных сговоров. У нас нет возможности с определенностью распознать целую сеть различных козней сатаны, и мы должны весьма остерегаться тех, кто заявляет о своем успехе в этой области. Но в одном мы можем быть уверены, что сатана орудует за кулисами представляемых человеческих антихристианских усилий, как в открытых, греховных делах человеков, так и во многих скрытых и кажущихся невинными и добрыми трудах гуманистической направленности.

Духи злобы — это, возможно, те бесы, которые участвуют в самых нечестивых и греховных аморальных проявлениях, таких, как беспрецедентная половая извращенность, оккультизм, поклонение сатане и тому подобных делах.

Павел, однако, не преследовал цель подробного объяснения бесовской иерархии, но старался дать нам некоторое представление о ее хитроумной сущности и силе. Таким образом, пред нами выстроены могучие нечестивые и грозные силы врага. При этом наша нужда состоит не в том, чтобы особым образом распознавать каждую характерную черту нашего противника, но в том, чтобы обращаться к Богу, Который является всесильным и надежным источником нашей защиты и победы.

В наши дни идет много разговоров о христианском изгнании бесов, хотя Писание не учит нас заниматься подобной практикой. Ритуалы изгнания бесов не соответствуют Библейской истине; И в Библии не приводится ни одного примера изгнания беса из верующего, ни в какое время и ни при каких обстоятельствах. Писание также не предлагает ни одной формулы или метода для подобного изгнания. Когда христиане сталкиваются с сатаной, то можно только противостоять ему силою Господа, используя те средства, которыми Он уже обеспечил всех верующих. Каждый верующий на своем опыте пережил «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, Которую Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя в небесах» (Еф. 1:19-20). Та сила, которая воскресила Иисуса из мертвых и превознесла Его на небеса, принадлежит и нам, и является нашим наследием, так как мы — сонаследники Ему.

Борьба с бесами в жизни христианина состоит не в том, чтобы найти какой-то.метод изгнания их, но в приверженности духовным средствам благодати, которая очищает душу так, чтобы в ней не нашлось ни одного нечистого уголка, который могли бы занять бесы; или благодаря которому они могли бы достигнуть преимущества. Иаков приводит единственную формулу для избавления от бесов, или от самого диавола: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Не существует ни одного верующего, который не знает, что вести борьбу с сатаной нужно на основании силы воскресения Иисуса Христа, участником которой он является. Павел молился за Колоссян, чтобы они укреплялись «всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:11-12).

Ни один христианин уже не живет под владычеством сатаны, и каждый верующий во Христа человек обладает в свой внутренности ресурсами Божьего Святого Духа для того, чтобы освободиться от любого бесовского вовлечения в грех и соблазн, каким бы сильным оно ни было. Там, где грех исповедуется пред Богом, и удаляется из жизни человека, сатане и его бесам нет места.

С другой стороны, весьма опасно допускать самонадеянность, считая себя застрахованным от каждой опасности. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»,- предупреждает Павел (1Kop. 10:12). Когда человек воображает, что постиг все истины Писания, или даже какую-то отдельную часть, или, что он настолько стал сильным, что может надеяться в жизни на свою силу, то благодаря этому ослабевает до крайности, и становится уязвимым для нападок врага. Наша безопасность целиком и полностью зависит от упования на Господнюю силу и могущество Его. Как продолжает далее апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но и при искушении даст облегчение» (ст. 13).

Признание нашей собственной слабости, делает нас самыми сильными людьми. «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами — заявлял Павел,- чтобы обитала во мне сила Христова… ибо, когда я немощен, тогда и силен» (2Кор. 12:9-10).

Страж, видящий приближение врага, не выбегает навстречу ему и не начинает сражения с ним. Он докладывает об атаке своему командиру и тот организует после этого защиту. Когда сатана ведет нападение, то весьма неразумно пытаться вступить наедине с ним в сражение. Подобно воину на боевом посту или страже, мы должны просто доложить о вылазке врага Командующему и представить в Его руки дело защиты. Когда против царя Иосафата выступили многочисленные силы Моавитян и Аммонитян, намного превосходящие его воинство, то Бог дал следующее заверение: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20:15).

Мой друг Джон Уэлдон, посвятивший ряд лет изучению культов и ложных религий, предупреждает верующих:

Бог не сотворил нас таким образом, чтобы мы могли безопасно и эффективно функционировать в условиях вражеского окружения. Если оно даже нейтрально, что, по существу отнюдь не так, кто знает, что бесы могут делать в их собственном окружении, и какая существует соотносительность между их и нашими мирами, или как она может возникнуть? Мы не предназначены для того, чтобы парить в астральных сферах. Допуская существование бесовского мира, человек заигрывает в астральной нечестивой сфере, наполненной злом и враждой. Мы, по своей природе, не обладаем интеллектуальной способностью отделять добро от зла, истину от лжи в сфере оккультизма. Например, пророк Даниил был весьма, разумным и благочестивым юношей, однако, даже, он должен был получить от Бога дополнительную мудрость, особым образом, чтобы иметь различие в вопросах оккультного характера. Таким образом, вовлеченность в подобные области всегда будет приводить к ошибочным заключениям, потому что человек, как падшее творение, не обладает необходимыми средствами или способностями, чтобы разбираться в вопросах бесовского характера.

Мы знаем на основании Божьего Слова, что сатана и его невидимое бесовское воинство, постоянно заняты деятельностью в этом мире, вокруг нас. Но у нас нет мудрости с точностью распознавать, когда они присутствуют, какова их численность и чем они занимаются. Верующие вступают на опасный путь, когда пытаются проникнуть в ту область, о которой Писание ничего не говорит и не дает никаких указаний. Нам необходимо облечься в Божие всеоружие и докладывать Богу с полной уверенностью зная то, что «Тот, кто в нас, больше того, кто в мире» (Иоан. 4:4). Даже «врата ада не одолеют» церковь Христа (Матф. 16:18).

Победа в том, чтобы устоять

Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, все преодолевши, устоять (6:13)

Верующим легко, особенно в западном мире, где церковь в’ основном благоденствует и пользуется уважением, впасть в самодовольство и утратить всякое представление о серьезности борьбы, ведущейся вокруг их. Они радуются в «победах, для которых не требуется никаких сражений и таким миром, который является просто бесконфликтным состоянием. Их победа и мир напоминают аналогичные «достижения» дезертира, отказавшегося вступить в сражение.

Они не проявляют заинтересованность во всеоружии, потому что не участвуют в войне.

Возможно совершать христианское хождение в состоянии летаргии, безразличия и полной удовлетворенности имеющимся положением дел — и в то же самое время проводить вечность с Господом, потому что Он навеки обеспечил спасение каждому верующему (Иоан. 10:28-29). Мы не можем потерпеть конечную неудачу в войне, по причине нашей принадлежности Господу и того, что сражение является Его сражением. Но мы пренебрегаем повиновением Ему, платя за это большую цену. Мы приносим нашему небесному Отцу и себе самим печаль вместо радости: мы оставляем погибающие души во тьме и осуждении, вместо того, чтобы вывести их на свет спасения, и мы видим свой труд, подобно сену, попаляемому огнем, когда лишаемся награды, которая приносится за верный труд.

У Бога нет ни к кому предпочтений и не существует ни для кого исключений. Его народ находится в состоянии войны и это будет продолжаться до дня Его пришествия, чтобы взять землю под Свой контроль. Но даже самый ревностный и готовый к сражению воин Христа без Божьего снаряжения совершенно беспомощен. Именно поэтому Павел выделяет мысль: Облекитесь во всеоружие Божие. Бог нас обеспечил, как Своих детей, Своим Словом, дал Святого Духа, чтобы Он вселился в нас, обеспечил на всеми богатствами небес. Он — наша сила, но Его сила проявляется только через послушание; Его могущественное всеоружие призвано быть нашим облечением (ст. 11) и мы должны его принять (ст. 13).

Со времени грехопадения, для человечества каждый день был днем злым, и каждый день будет злым до тех пор, пока узурпатор со своими силами не будет навечно брошен в зияющую бездну, ад. Тем временем, Господь дает нам способность противостоять в день злый, когда мы пользуемся предоставленным в наше распоряжение всеоружием Его.

Мы ответственны за то, чтобы противостоять и устоять. Когда Мартин Лютер стоял перед церковным судом в Уормсе, его обвиняли в ереси. Будучи подвергнутым обвинению за свое убеждение в том, что спасение приходит только благодаря вере в Христа, он заявил: «Моя совесть подвластна Божьему Слову… Это — моя позиция, на нем я основываюсь, и не могу поступать иначе». Каждый верующий, проявляющий повиновение Божьему Слову, не может поступать иначе, чем устоять.

Около сорока лет тому назад три человека проводили совместную евангелизационную кампанию в Ирландии и увидели, что их труды принесли там много плода. Через несколько лет после этого события, ирландский пастор, который тогда обратился ко Христу на этих собраниях, спросил о том, где эти три проповедника. Ему сказали, что только один из них сохранил верность Господу. Два же других не устояли в истине; один отступил от веры, другой — умер от алкоголизма. Некоторые верующие все преодолели в Господнем труде, но не устояли. Мы, здесь, обращаем особое внимание не на труд, который совершил верующий, но на то, найден ли он верным своему Спасителю, когда битва закончена и дым рассеялся.

Иоанн предупреждал: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2 Иоан. 8). Павел весьма страшился, чтобы «проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Kop. 9:27). Он не боялся потерять свое спасение, но награду, причитающуюся ему, и что еще более важно, свою пригодность для Господа. Бесчисленное множество христиан с верностью преподавали на занятиях в воскресной школе в течение ряда лет, привели немалое число людей к Иисусу Христу, питали церковь духовной пищей, проводили Библейские разборы, служили больным и совершали различный труд во Имя Господне — но только на один день отступили от своей позиции, обратились спиной к Его труду и ушли в этот мир, растворившись в нем. Обстоятельства, сопутствующие этому процессу различны, но основная причина всегда неизменна: они сняли с себя Божье всеоружие и, по этой причине, утратили храбрость, силу и желание устоять.

В той великой духовной брани, которую мы ведем, от нас требуется только одно: противостоять и устоять. Как уже было подмечено ранее, Иаков сказал: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Петр советует нам: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; Противостойте ему твердою верою» (1Пет. 5:8-9).

Величайшая радость приходит в величайшей победе, а эта победа приходит в величайшем сражении, когда оно совершается силой Господней во всеоружии Его.

«потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
(Послание к Ефесянам 6:12)


Многие из нас в своей духовной жизни переживали моменты отчаяния, когда хочется всё бросить! Кажется, что уже целую вечность ждёшь ответа, а его всё нет! В такие периоды, велика вероятность того, что вам противостоят духовные силы зла. Духовная оппозиция – это реально! Мы оказываемся вовлечёнными в сражение с демоническими силами, которые пытаются нас расстроить, привести в смятение, для того, чтобы мы сами отказались от дальнейшей борьбы.
В такие моменты очень важно окружать себя друзьями, которые будут поддерживать, ободрять, молиться вместе с вами.
Давайте обратимся к Посланию к Ефесянам 6:12, которое описывает духовное противостояние и разберём его по частям.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

Слово «брань» описывает зал для боевых видов искусств. Это греческое слово «палэй», которое происходит от «палэйстра». А словом «палэй» описывали 3 вида спорта: бокс, борьбу, и панкратион, которые считались смертельными и опасными для жизни.

Первый вид боевых искусств – бокс . Бой боксёров заканчивался смертью одного из двух сражающихся, так как на руках у них были намотаны кожаные ремни с острыми ножами между костяшками.

Второй вид – борьба . Это были бои без правил, борцы были обнажены, их тела намазаны маслом, чтобы выскальзывать из рук противника. Во время борьбы ломали друг другу руки, ноги, позвоночник, что также приводило к смерти одного из противников.

Третий вид был самый жестокий - панкратион («пан» – всё везде, «кратос» – сила). В панкратион попадали такие бойцы, которые выжили в борцовских поединках, а также после бокса. Их называли всесильными, в своих поединках они использовали любые виды оружия. Так же как и в предыдущих видах битв, из двух сражающихся один погибал во время этой борьбы.
Читая Новый Завет, мы понимаем, что апостол Павел говорит о кровопролитном сражении, о битве, в которой речь идёт о жизни и смерти. Так Павел описывает духовное противостояние – враг хочет убить нас!

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Рассмотрим следующее слово «против» – «прос» – значит «лицом к лицу».
Например, в Евангелии от Иоанна 1:1 читаем, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога», здесь используется тот же предлог «прос», который передаёт, что Отец и Иисус были настолько близко Друг к Другу, что чувствовали дыхание Друг Друга. Речь идёт об очень близком контакте.
А Павел пишет нам, что мы «не против плоти и крови».

Дьявол хочет, чтобы мы думали, что нам надо сражаться с плотью и кровью и сосредоточились на видимом мире: муж, жена, дети, люди, финансы. Поэтому Библия предостерегает нас, чтобы мы этого не делали. Тогда с чем же нам надо сражаться?
Рассмотрим следующие фразы «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
Начальства – греческое слово «аркас», которое описывает демонических духов, которые с самых древних времён восседают на престолах власти. В древности так называли военачальников. Павел приоткрывает нам окно в духовный мир и показывает, как устроено сатанинское царство. Мы видим иерархию в сатанинском царстве: На самом верху – начальства, затем власти.

ВЛАСТЬ

Власть – греческое слово «эксусиас», описывающее кого-то, наделённого властью. В армии так называли полковника. Павел использует военные звания.
Мироправители (тьмы века сего) – греческое слово «космократерас», состоящее из 2 слов: «космос» описывает что-то правильно организованное, упорядоченное и «кратерас, кратос» – сила. Вместе речь идёт об организованной силе. Это также военный термин, которым описывали процесс подготовки молодых бойцов. Демонические духи проходят подготовку и учатся, как вредить людям в какой-то конкретной области. Разрушив одну жизнь, они переходят к следующей. Важно понять, что действия сатаны не случайны, это хорошо организованное сражение против людей, созданных по образу и подобию Божию.

ДУХИ ЗЛОБЫ

Духи злобы поднебесной - злоба – это греческое слово «панерос», которое описывает что-то жестокое. И эти жестокие духи обитают и действуют в поднебесье, так называют область, которая не превышает уровень гор.
Павел говорит обо всём этом для того, чтобы подготовить нас, а не для того, чтобы напугать. Для того чтобы победить врага, нам нужно оружие. Нужно посвящение. Важно, чтобы кто-то был рядом с нами, чтобы поддержать нас. Если дьявол идёт против вас, не чувствуйте себя побеждёнными.
Правда заключается в том, что если дьявол вас атакует - вы двигаетесь в правильном направлении и идёте к своей победе!

«И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.»
(Первое послание к Фессалоникийцам 2:18)

Разберем слово - воспрепятствовал (нам сатана) - это греческое слово «эккопто», которым описывали двух бегунов на дистанции, один из которых ведет себя неправильно, выталкивая с дистанции второго. Павел говорит о подобном духовном противостоянии, с которым он сам много раз сталкивался, и тогда сатане удавалось вытолкнуть его с дистанции.
Давайте вместе прочитаем 10 главу Книги Даниила. Здесь перед нами открывается картина духовного противостояния.

"В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра…
(Даниил 10:2-4) день Даниил постился и молился. И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим".
(Даниил 10:11,12)

Очень важно понимать, что с первого дня Бог слышит нас и посылает нам ответ.

"Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
(Даниил 10:13,14)

Слово «князь» описывает здесь высокопоставленного демона, который руководит Персией.

И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.»
(Даниил 10:20)
Над каждым регионом существуют демонические силы, которые правят народами. Их нельзя победить физическим оружием, их можно победить только молитвой. Когда мы молимся, приходят ангелы и помогают нам в сражении.
Итак, давайте рассмотрим 4 пункта, которые необходимо делать, когда мы находимся в духовном сражении и в ожидании ответа на молитву:
"Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением".
(Послание к Колоссянам 4:2)

ВЫВОДЫ

1. Слово «постоянны» состоит из трёх частей: «прос» + «картер» + «тэрэо» и показывает, что нам необходимо собрать все силы, столкнувшись с духовным сопротивлением! Оно означает «взяться с верой, изо всех сил, с твёрдым намерением не отпустить и не сдаться!».
2. Молитва. Откажитесь от всего, что мешает молитве.
3. Бодрствуйте. Яркий пример – это фермер, земледелец, который внимательно наблюдает за своим полем, потому что он пахал, сеял и теперь должен охранять от насекомых свои посевы. Он всегда бодрствует.
4. С благодарением – взывайте к Богу и заранее благодарите – так звучит вера.

Благословляю вас всегда держаться в молитве за то, о чем вы молитесь!

Послание, которое Павел написал церкви в Эфесе, содержит в себе наиболее обширный отрывок в Новом Завете на тему духовной войны. Читатели Книги Деяние, глава 19, могут не сомневаться, что во время написания этого послания у Павла из памяти не выходила Артемида Эфесская, территориаль­ный дух, власти которой был нанесен серьезный ущерб че­рез служение Павла в этом городе. Очень немногие верую­щие в Эфесе могли не увидеть едва прикрытый смысл ссы­лок на Артемиду и ее воинство в отрывке Послания:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Ефес.6:12).

В предшествующем же, одиннадцатом стихе Павел на­писал:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских».

Как видно, шестая глава этого послания представляет грозный вызов тем, кто стремится утверждать, что в Новом Завете нет никаких указаний для Божьего народа на ведение духовной войны стратегического уровня. Прочтение только лишь этих стихов и оставшейся части главы производит противоположное впечатление. Павел говорит, что все хри­стиане должны облечься во всеоружие Божье, потому что мы все находимся на полях сражений.

Для литературного стиля Павла вполне типично смешение метафор. И здесь он сравнивает нас с борцами и воинами.

Борьба была очень популярным видом спорта в греко-римской культуре. Во время боев борцы вступали в близкий контакт друг с другом. Цель борца заключалась не в том, что­бы защитить себя, хотя и это было очень важно. Борец стре­мился к победе над соперником в физическом поединке. Хо­рошая оборона была важна в победе, но только хороший натиск мог обеспечить полную победу в матче.

Но кто является нашим соперником в этом духовном по­единке? В двенадцатом стихе Павел употребляет не совсем обычный язык: «начальства», «власти», «мироправители» - это термины, очевидно, предназначенные показать нечто большее, чем обычного демона. Бесы на наземном уровне, я думаю, включены в понятие «духов злобы поднебесных». Хотя библейские ученые не в состоянии определить конк­ретную иерархическую структуру, подразумеваемую под этими словами, они все же соглашаются в том, что борьба против перечисленных здесь сил имеет в виду стратегиче­ский уровень в дополнение к освобождению на наземном уровне. Очевидно, нас не считают зрителями, мы - настоящие участники в космическом борцовском матче.



Другая аналогия Павла - римский легион. Римский ле­гионер имел, как и мы теперь имеем, и оборонительное, и на­ступательное военное снаряжение. Те, кто полагает, что нам не следует активно выступать против сил тьмы, пытаются объяснить свои взгляды тем, что в Послании к Ефесянам (6:12) Божье всеоружие носит оборонительный характер. Они утверждают, что мы должны защищаться только в том случае, если начальства и власти сил зла предпримут против нас атаку. Мы же якобы никогда не должны проявлять ини­циативу и ни в коем случае не должны вступать на их терри­торию и бросать им вызов.

Однако римские легионеры видели свой долг в ином. Они не строили высоких стен вокруг Рима, чтобы защитить себя в случае нападения на них врага. Напротив, они посто­янно выступали за пределы своих границ, вторгаясь на тер­риторию врага, ставя перед собой цель отнять у врага как можно больше. Эта мысль содержится как в практике, так и в учении Павла. Иисус посылает нас с Евангелием Царства в стан врага, чтобы захватить его духовную территорию и присоединить ее к Божьему Царству. Павел никогда не забы­вал своего «небесного видения» и поручения - обратить людей «от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян.2б:18). Его активным образом действия был переход в наступление и захват царства сатаны, и, я верю, он ожидает, что мы станем действовать так же.

В другом месте Послания к Ефесянам Павел пишет:

«Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная пре­мудрость Божия» (Еф.3:10).

Долг Церкви - свидетельствовать о Божьей мудрости тем существам, которые населяют невидимый мир, и словом, и делом. Нашим посланием в мир является чистота Церкви, Невесты Христовой, плоды Духа в жизни верующих, сила Божья, явленная в исцелении и спасении, и другие элементы христианской жизни и поведения. Точно таким же послани­ем становятся марши прославления, молитвенные обходы, пророческие акции и духовная борьба на стратегическом уровне, являющая собой лобовое столкновение с начальствами и властями, как это и происходило, по словам Рамсея Макмаллена, в первые века христианства.



В попытке избежать неприглядного триумфализма неко­торые робкие верующие стараются вовсе не применять та­кой язык. («Триумфализм» - термин, иногда употребляемый незападными христианами для описания высокомерной са­моуверенности и отсутствия смирения, который демонст­рируют некоторые западные христианские лидеры.) Делая так, они отдаляют себя от апостола Павла, у которого была уверенность в том, что Христос и Его последователи одер­жат победу. Павел сказал: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2Кор.2:14, курсив мой). Павел верил, что Евангелие будет распространяться и силы тьмы потерпят поражение на лю­бом уровне.


Top