Фотографии с мертвыми родственниками. Фотографии с мертвыми - страшные традиции

В интернете полно фальшивых новостей и поддельных фотографий — такой уж он, сетевой мир. Здесь любят выдергивать картинки из контекста и сочинять про них абсолютную чушь. Особенно очевидно это в случае со старыми снимками пост-мортем — совершенно обычной для викторианских времен традиции делать памятные снимки умерших людей, особенно детей. Однако не все старые фотографии, на которых люди выглядят странно и неподвижно, — действительно посмертные.

Довольно часто фотография этих упитанных близнецов всплывает в качестве примера посмертного снимка, потому что младенцы сидят неподвижно на фоне довольно странной и зловещей задрапированной штуки. Эта штука — их мать. В то время для фотографирования непоседливых детишек использовали такой прием, как «невидимая мать»: чтобы удержать ребенка перед фотокамерой в течение долгого времени, позади него усаживалась мама, накрытая покрывалом.

Вывод: на этой фотографии живые дети.

На снимке мы видим двух одинаково одетых близнецов, один из которых будто уснул, а второй его обнимает. Понятно, что парню такого возраста фотографировать спящим и в такой неуклюжей позе было незачем — только если он на самом деле не мертв.

Это непохоже на посмертный снимок, и вот почему. Во-первых, одежда на отце ребенка не соответствует траурной. Во-вторых, на столике позади стоит кружка с детской ложкой, а на ребенке слюнявчик — вряд ли он нужен мертвому младенцу. И в третьих, детская ручка схватилась за ткань одежды. А что до того, что родители на этой фотографии не выглядят веселыми, так люди в то время на снимках вообще улыбались крайне редко, не было принято.

Вывод: ребенок просто наелся и уснул.

Молодой мужчина сидит на стуле, его голова слегко наклонена набок и, похоже, специально подвязана платком для удержания в нужном положении. Глаза выглядят пустыми и мертвыми, но такой эффект мог произойти и из-за вспышки. Тем не менее, положение головы и общая поза вынуждают предположить, что это снимок покойника.

Вывод: настоящая посмертная фотография.

Мальчик на этом снимке, безусловно, жив, но вот его питомец, скорее всего, нет. В викторианскую эпоху собаки были самыми популярными домашними животными, любимейшими членами семьи. И когда собака умирала, некоторые хозяева делали ее посмертный снимок на память. А чем животное хуже человека?

Вывод: это посмертная фотография горячо любимой собаки.

Эта девочка мертва? Ничего подобного. На снимке — Александра Китчин (Экси), которую часто фотографировал никто иной как Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес». У Льюиса Кэрролла (настоящее имя — Чарльз Доджсон) было много девочек-друзей, которых он фотографировал в разных позах и даже обнаженными. Для нас это звучит ужасающе, но для людей викторианской эпохи не было чем-то страшным и воспринималось как вид искусства, а не как сексуальная распущенность. Маленькая Экси выросла, вышла замуж и родила шестерых детей.

Вывод: при съемке этой фотографии ни одной маленькой девочки не пострадало.

Ну кто поверит в то, что викторианцы были настолько отмороженными, чтобы наряжать гниющий труп и фотографироваться рядом с ним? А главное, даже если это было бы настоящим снимком, кому такой нужен на память? Конечно же, это, как говорится, «голимый фейк».

Вывод: это не посмертная фотография, а чья-то злая шутка.

Запавшие глаза, бледное лицо, спокойная и холодная красота, белые лилии рядом с телом, драпировка из тафты и плечи, украшенные искусственным мехом… Стоп. У викторианцев не было искусственного меха. Это современная фоторабота под названием «Бриджетт» с вебсайта Deviant Art, и она выглядит притягательно и мрачно.

Вывод: современная дань уважения искусству пост-мортем фотографии.

Мы видим двух красивых девочек. Одна пристально смотрит в объектив, а вторая мирно спит. Она очевидным образом мертва. Об этом говорит книга, подложенная под ее спину, чтобы удержать девочку в нужном положении, и аккуратно сложенные на груди руки. А главным образом об этом говорит грусть в глазах ее живой сестры.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Это милая фотография, сюжет которой понятен без слов. Викторианцы любили готику и все сверхъестественное, и поприкалываться они любили тоже, в том числе с фотографиями. То, что мы здесь видим, — подделка, но подделка того времени. Тут все настоящее, кроме чужой «отрубленной» головы.

Вывод: для викторианцев смерть была в том числе и поводом для шуток.

Про эту фотографию говорят, что на ней или мать мертва (это не так, мать удерживает ребенка, чтобы сидел спокойно), или девочка в клетчатом платье — потому что ее глаза якобы выглядят странно. Странность легко объясняется воздействием яркой вспышки — в те времена она была гораздо ярче, чем сегодня, и буквально слепила. И светло-голубые, например, глаза на снимках выходили не очень хорошо. А еще ретушеры частенько исправляли недочеты с прикрытыми или ослепленными вспышкой глазами, и из-за этого снимок тоже мог выглядеть не вполне естественно. А почему закрашено лицо матери? Ну, возможно, кто-то ее не любил и не хотел видеть на фотографии… но это, конечно, домыслы.

Вывод: все люди в момент снимка были живы и здоровы.

Викторианцы широко использовали цветы в качестве символов по тому или иному поводу, и цветы рядом с умершим — конечно же, символ. Можно с уверенностью утверждать, что девочка мертва, так как она лежит в постели полностью одетой и чьи-то заботливые руки придали ей позу мирно спящего человека. Это торжественная и трогательная фотография горячо любимого ребенка, который покинул своих близких слишком рано.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Здесь мы видим пятерых детишек, четверо из которых очень похожи внешне, а пятая — самая маленькая — выглядит довольно смешной. Кстати, не факт, что это девочка: в те времена и маленьких девочек, и маленьких девочек наряжали в платья и отращивали им локоны. Почему они стоят так ровненько и держат руки по швам, понятно: взрослые сказали им вести себя смирно, чтобы не испортить фотографию. Ну и малышка (малыш?) немного перестаралась…

Вывод: детская групповая фотография, на которой все живы.

Юноши на снимке выглядят неподвижно и строго, и многие полагают, что парень на стуле — покойник, а рядом стоят его хмурые друзья. Но это не так. Молодой человек сидит на стуле так неподвижно и неестественно, потому что четко следует указаниям фотографа не шевелиться и смотреть в одну точку. Троица явно устала позировать, поэтому и выглядит такой несчастной и напряженной. Ну а улыбаться на викторианских фотографиях было не принято, о чем мы уже упоминали выше.

Вывод: это не посмертная фотография.

Еще один наглядный пример фотографии с «невидимой матерью». Мать, накрытая покрывалом, удерживает ребенка, чтобы его можно было сфотографировать. Мертвого ребенка не нужно удерживать, он и так неподвижен. А этот малыш явно в растерянности от происходящего и с недоверием смотрит в объектив.

Вывод: это живой ребенок и все у него хорошо. И мама рядом, правда зачем-то покрывало на себя нацепила

После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в викторианскую эпоху мода на посмертные фотографии окончательно выродилась во время самой кровавой войны 20 века.

Фотографии мертвых детей 19 века

Детская смертность в 19 веке была очень высокой. Зачастую посмертные фото детей были единственным напоминанием об умершем ребенке.

Довольно часто живых детей фотографировали вместе с умершей сестрой или братом. Для придания реалистичности мертвым открывали глаза. Чтобы придать живой вид активно применялись румяна и белила. В руки вставляли букет из живых цветов. Одевали усопших в лучшую одежду.

Иногда мертвых детей фотографировали так, как будто они уснули.

Посмертные фото девушек в гробу

Этот мальчик, казалось бы, просто стоит посреди комнаты и нехотя позирует фотографу. На самом деле он давно умер, а его голову из-под занавески держит невидимая рука.

Существовала еще отдельная мода фотографировать умерших в положении стоя. Чтобы это сделать применялись специальные металлические держатели, невидимые на фотографии.
На фото изображена мертвая девушка
На этой фотографии изображен Джон О’Коннор через два года после своей смерти. Спустя пять дней его захоронили.

Ещё одной странностью Викторианской эпохи были .

История посмертных фотографий

Вспоминая про Викторианскую эпоху, что первое приходит вам на ум? Может романтичные романы сестёр Бронте и сентиментальные Чарльза Диккенса, а может тугие дамские корсеты и даже пуританство?

Но, оказывается, эпоха правления королевы Виктории оставила нам еще одно наследие – моду на посмертные фотографии умерших людей, узнав о которой, вы посчитаете этот период самым темным и жутким в истории человечества!

На то, откуда взялась традиция фотографировать мертвых, есть множество причин и версий, и все они тесно переплетены между собою…


И начать, пожалуй, стоит с «культа смерти». Известно, что с момента кончины супруга – принца Альберта в 1861-ом году, королева Виктория никогда не снимала траур. Более того, в быту появились даже обязательные требования – после смерти близких женщины носили черную одежду еще четыре года, а в последующие четыре могли облачаться только в белый, серый или фиолетовые цвета. Мужчинам же доводилось ровно год носить на рукаве черную повязку.

Викторианская эпоха – это период самой высокой детской смертности, особенно среди новорожденных и детей младшего школьного возраста!


Посмертное фото ребенка – это всё, что оставалось в памяти у родителей.

А создание таких «сентиментальных» сувениров превратилось в обыденный и бездушный процесс – умерших детей наряжали, им красили глаза и румянили щеки, их укладывали на колени всем членам семьи, ставили или усаживали на стул с любимыми игрушками.


Последняя в «паровозике» девочка не просто моргнула…


Ну, разве не заметно, что этого ребенка кто-то держит у себя на коленях?

И одна из этих сестричек тоже не отдыхает…

В общем, фотограф делал все, чтоб в результате на фото мертвый член семьи ничем не отличался от живых!

Одна из наиболее важных причин появления жутких посмертных фото в Викторианскую эпоху – это рассвет искусства фотографии и изобретение дагеротипа, что делало съемку доступной для тех, кто не мог позволить себе нарисовать портрет, ну и … возможность увековечить в памяти мертвых.

Подумайте только, цена одной фотографии в этот период стоила около 7$, что на сегодняшние деньги дотягивает до 200$. И разве при жизни кто-то сможет так раскошелиться ради одного кадра? А вот дань усопшему – это святое!

Жутко об этом говорить, но посмертные фото были модой и бизнесом одновременно. Фотографы совершенствовали свои навыки в этом направлении не покладая рук.


Вы не поверите, но для того, чтоб зафиксировать в кадре усопшего стоя или сидя, они даже изобрели специальный штатив!


А иногда на посмертных фото вообще невозможно было отыскать мертвого – и это в полное отсутствие фотошопа… Такие снимки определяли только по специальным меткам-символам, вроде стрелках часов, остановленных на дате смерти, надломленном стебле цветка или перевернутой розе в руках.

Героиня этой фотографии - 18-летняя Энн Дэвидсон в кадре уже мертва. Известно, что ее сбил поезд, и невредимой осталась только верхняя часть тела. Но фотограф легко справился с поставленной задачей – на отпечатанном фото девушка, как ни в чем не бывало, перебирает белые розы…


Ужас наводит то, что на посмертных фотографиях рядом с мертвым ребенком или даже старшим членом семьи, все остальные живые всегда улыбаются и выглядят вполне жизнерадостно!

Эти родители разве еще не осознали, что их ребенок мертв?!?


Ну что, начнем сначала? Что первое приходит на ум, когда вы вспоминаете про Викторианскую эпоху?

Потенциальные опасности фотографий умершего человека

Изображение умершего человека в той или иной степени связано с Миром Мертвых. Это уточнение - «в той или иной степени» - очень важно, оно напоминает о том, что вопросы, связанные с Тонким Миром, не подчиняются четким законам и формулам, как в мире нашем. Это в нашем мире приложение силы в 1 ньютон к телу массой в 1 кг приводит к изменению его скорости за секунду на 1 метр в секунду. Второй закон Ньютона, F = m * a. Бери калькулятор и рассчитывай. В Тонком Мире все не так, все индивидуально.

Фотография – это изображение, причем куда более качественное и информативное, чем какие-нибудь карандашные каракули. Соответственно, связь у фотографии с человеком сильная. Воздействуя на фотографию, можно воздействовать на человека. И наоборот – изменения в состоянии человека сказываются на информационных параметрах фотографии.
Если человек ушел из жизни и находится в Мире мертвых, то возникает связь фотографии с этим Миром. Таким образом, контактирую с такой фотографией, мы контактируем с Миром Мертвых. Это может быть опасным. Поэтому будет весьма опрометчивым решением развешивать фотографии по стенам, расставлять их по комнате.

Мы очень внимательно относимся к тому, чтобы наша информация не была бы воспринята со страхом, с негативом. Поэтому хотим сказать следующее:

Люди, которые ленятся думать и анализировать информацию, после прочтения предыдущего абзаца должны наполниться страхом и ужасом от осознания неотвратимости самых ужасных последствий того, что однажды посмотрели на фотографию умершей бабушки. Люди, которые не отвыкли думать, зададут важный вопрос: «а насколько это опасно», и будут абсолютно правы.

Мы не можем заранее, без анализа сказать, насколько все это опасно для того или иного человека, потому что не знаем заранее его энергоинформационных параметров, в т.ч. не знаем состояния его собственных энергетических защит. Узнать это – вовсе не проблема. Но заранее мы этого не знаем. Поэтому без проведения анализа мы не можем ответить на вопрос «насколько это для меня опасно». Скажем так: мы знаем, что это вредно, но мы не можем знать заранее, насколько собственная защитная энергетика конкретного человека может оградить его от подобных опасностей.

Для иллюстрации сказанного зададим вопрос с подвохом: что будет, если человек засунет два пальца в розетку? Само собой напрашивается ответ «ударит током», но это не всегда верно. Вы не встречали людей, спокойно скручивающих оголенные провода под напряжением 220 вольт?

Если бы воздействие на фотографию, даже очень сильное, обязательно приводило бы к печальным последствиям для любого человека, то тот же Гитлер должен был умереть еще в 30-х годах от огромного количества проклятий в свой адрес. Да и профессиональные маги против него тоже работали Но ведь не умер же…

Поэтому все наши рассказы о вероятных опасностях нужно воспринимать не как «это смертельно, это гарантированно приведет к плохим последствиям», а как «это опасно, это ослабляет мою энергетику, мою защиту. Лучше этого избегать». Все как в любимом нами сравнении с микробами. Если съесть на рынке немытую черешню, то вовсе не обязательно помрешь. Возможно, организм легко справится со «съеденными» микробами. А может, и не справится. Так стоит ли рисковать без крайней необходимости?

Вернемся теперь к вопросу о фотографиях, сделанных на кладбище. Кладбище – это особое место. На нем существует особая связь с Миром мертвых. На одних кладбищах она больше, на других меньше. Возле одних могил больше, у других меньше. В любом случае, это неприятная связь. Так зачем же переносить ее в дом?! Зачем хранить у себя в шкафу?! Такие фотографии нужно просто уничтожить, ведь они потенциально опасны. Даже если Вы просто пришли на могилку через много лет после смерти человека, то не нужно там фотографироваться. Это неуместно. Куда правильнее хранить семейные фото, сделанные в радостные мгновения в светлом месте!

Фотографии с похорон

Теперь о фотографиях с похорон. Нам абсолютно непонятно желание некоторых делать фотографии похорон. Мы не можем понять, зачем это делать. Для того, чтобы каждый раз возрождать свою боль утраты? Чтобы снова и снова переживать, когда гроб опускается в могилу? Чтобы многократно возрождать в себе то ощущение вселенской пустоты и бессмысленности дальнейшей жизни? Зачем это нужно – вновь и вновь переживать негативные эмоции и разрушать тем самым собственную энергетику, расшатывать нервную систему?

Женщины, да и многие мужики тоже, выкидывают свои фотографии, на которых они неудачно получились. И правильно делают! Совершенно ни к чему многократно переживать из-за собственного несовершенства, которое почему-то слишком ярко проявилось на том или ином фото. Люди оставляют себе те фотографии, где они счастливы, а не те, где они рыдают. И правильно делают! Абсолютно ни к чему снова проходить через те переживания, которые привели к рыданиям.
Так зачем же делать фотографии с похорон, хранить их, пересматривать, снова чувствовать нестерпимую боль в душе?

Возможно, кто-то неуверенно скажет, что это нужно, чтобы сохранять память об умершем. Что? Фотографии похорон нужны для сохранении памяти? Кто останется в памяти людей – весельчак и балагур, заботливый муж, золотых рук мастер, или же изменившееся тело в гробу? Чей облик должен вставать перед глазами – восковое лицо трупа или улыбающееся живое лицо?

Это мы сейчас рассматриваем фотографии с похорон с чисто эмоциональной точке зрения. А ведь есть и энергетическая. Такие фотографии наполнены очень и очень негативными Энергиями потери, скорби, истерики и безвозвратной потери. А еще эти фото куда сильнее связаны с Миром мертвых, чем просто прижизненные фото умершего человека.

Мы не видим ни одного аргумента за то, чтобы делать фото на похоронах. Может быть они нужны, чтобы потом пристально рассматривать, кто во что был одет? Ну разве что для этого…

Как хранить фотографии умерших

Теоретические основы мы уже обсудили, и поэтому Вы уже знаете, что фотографии умершего имеют связь с Миром мертвых. При этом в архиве каждой семью есть фотографии тех, кто уже ушел в Мир иной. Как с ними поступать? Влияют ли они на живущих?

Конечно же, влияют. И влияние это нужно минимизировать. Сделать это можно, выполняя следующие несложные правила:

Главное правило: фотографии умерших должны храниться отдельно, причем обязательно в черном пакете или черной папке. Это правило легко выполнить для одиночных фотографий, но что делать с групповыми фото, на которых есть и умершие и живые?

Выход есть!
Если это фотографии большого размера (20*25 см, 13*18 см), на которых живущий и ушедший человек изображены рядом, то лучше ножницами отделить их друг от друга. Учтите, что большие изображения опаснее, чем маленькие, поэтому что окно воздействия больше.

Если фотографии, на которых есть умершие, небольшие и на них много людей, то можно ничего не вырезать. Просто положить их в черный пакет или черную папку.
ВАЖНО! Следите за тем, чтобы фотографии не лежали лицевой частью друг на друге. Положение «лицом к лицу» намного опаснее в плане возможности негативного воздействия.

Что касается вопроса о том, хорошо ли, когда фотографии ушедших стоят рядом с фотографиями живых, то ответ прост: фотографии ушедших не должны стоять (висеть) на виду. Они должны находиться в черных пакетах или папках.

Несколько раз в год, например, в день поминовения, вполне уместно доставать фотографии ушедших, просмотреть, вспомнить что-то, а потом снова положить в черный пакет и убрать.

Можно ли сжигать фотографии?

Результат любого действия зависит от того, какой смысл мы в него вкладываем. Если Вы - черный маг и сжигаете фотографию, приговаривая всякие гадостные пожелания и ужасные программы, то это несет свой смысл – негативный. Черное колдовство, одним словом.
Если Вы просто сжигаете фотографии, на которых изображены и умершие и живые, не внося в этот процесс никакого дополнительного смысла, то ситуация совершенно иная. Это не принесет вреда ни Вам, ни изображенным на фото людям. Переверните фото лицевой стороной вниз и относитесь к процессу как к сжиганию бумаги, а не изображений людей. Только сжигать нужно не возле своего дома, не на своем участке, и не нужно стоять под дымом от фотографий.

Если Вам трудно найти место для сжигания, то можно порезать фотографии на мелкие кусочки. Лучше делать это с обратной стороны фото, чтобы не видеть лиц разрезаемых. Это будет дополнительной страховкой от случайного нанесения им вреда. И воспринимайте процесс как простое разрезание ничего не значащей бумаги…

источник http://www.volshebnik.by/uploads/files/foto1.html

Что делать с вещами покойного по православным традициям

Существует поверье, что вещи любого человека пропитываются его энергетикой. Именно поэтому одни религии предписывают сразу же избавиться от вещей покойного , а другие – хранить их как память.

По одним источникам , в православной традиции, чтобы завершить земные дела умершего, следует раздать его вещи малоимущим в течение 40 дней после смерти, прося их помянуть усопшего и помолиться за его душу. Это доброе дело поможет душе покойного в определении ее дальнейшей участи на том свете. И вам самим будет приятно помочь тем людям, которых волнуют не глупые вопросы (например: что делать, если я некрасивая), а реальные проблемы: чем кормить и во что одевать свою семью.

По другим же источникам , наоборот, до истечения 40 дней нельзя трогать вещи усопшего, а раздать их необходимо только по прошествии этого времени.

Следует отметить, что в Библии четкого указания по срокам нет, поэтому ни тот, ни другой случай не являются нарушением библейских законов. Не следует лишь выбрасывать вещи покойного – ведь они еще могут принести кому-то пользу!

Вещи покойного можно раздать родственникам, друзьям, знакомым, соседям. То, что дорого как память, можно оставить в доме. А те вещи, которые не пригодились никому из знакомых, можно отнести в церковь, где их возьмут нуждающиеся. Также существуют благотворительные пункты, где принимают такие вещи.

Если человек умер после тяжелой болезни, его личные вещи (одежду, которую он носил во время болезни, постель, на которой спал, посуду и т.д.) многие советуют сжечь. Но не пойдете же вы в лес сжигать эти вещи – лучше отнесите их на помойку, их ведь потом так и так сожгут.

Как вы сами видите, нет четкого ответа на вопрос:что делать с вещами покойного. Есть только различные противоречивые мнения и рекомендации. Поэтому совет один: действуйте так, как сами считаете нужным. Хотите – оставьте вещи себе, хотите – отдайте тем, кто нуждается в них больше, чем вы. А если вещи в плохом состоянии, смело выбрасывайте. Вещи – это всего лишь вещи, а память о дорогом вам человеке заключается вовсе не в них.

Утрата близкого человека.

Своих родных, на которых они запечатлевали умерших родственников в живых позах.

Для человека XXI века такая традиция кажется очень страшной. Ведь мы пугаемся любого контакта с миром мертвых. Мало кто сейчас лишний раз согласится пойти на кладбище. Но раньше все было совсем по-другому!

В те времена практически никто не боялся . Их могилы размещали рядом с домом, в котором покойные прожили всю свою жизнь. Вечерами люди прогуливались по семейным кладбищам — это их успокаивало!

После смерти человека его не спешили сразу уносить из дома, с ним беседовали так же как с живым, трогали и переодевали, и это никого не пугало.
Фото:

Обычному человеку нашего времени просматривать такие подборки снимков очень неприятно. Но для людей XIX века это была лишняя возможность вспомнить своего любимого родственника.

Существует несколько пояснений, зачем делались эти фотографии.

В первую очередь, это было модно. Многие люди просто повторяли друг за другом.

А также по фотоснимкам могла вестись семейная история. Богатые люди приглашали фотографа на все значимые события семьи: рождение детей, праздники, на свадьбу и даже при покупке дома и машины. А посмертный снимок как бы подводил итог всей жизни.

Если у людей не было возможности отобразить на фотографии каждое событие, они этого не делали. Но сфотографировать последний миг родного человека старался каждый! Потому что в те времена к семье и ко всем относились более серьезно.

По этой же причине люди оставляли на память локоны и кусочки одежды умерших.

Кроме того, когда у человека спрашивали про эти фотографии, он вспоминал только о лучших моментах жизни умершего, а не о муках перед смертью!

Фото:

Нам, современным людям, такие традиции кажутся какими-то странными и пугающими. Но кто знает, как бы поступали мы, если бы у каждого из нас тоже не было камер и телефонов! Это сейчас у любого человека есть огромное количество фотографий, которые мы стараемся выставить напоказ всему свету. А ведь возможно, что когда-нибудь и это будет казаться очень необычным явлением.


Top