Конспект урока литературы "Образ Чичикова. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме Н.В

I АОЗ

1.Слово учителя.

Мы с вами почти заканчиваем изучение большого произведения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». И давайте вспомним некоторых героев поэмы.

2. Мотивация. Кроссворд.

Догадайтесь: о ком идет речь?

1.Даже колодец у него был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. (Собакевич).

2 - 6. Как звали детей Манилова? (Алкид, Фемистоклюс ).

3.… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки… (Коробочка ).

4.…говорил он о том, как бы хорошо было от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…(Манилов).

5.Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сильным для женщины. (Плюшкин)

7.Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. (Ноздрев).

Ч

И

Ч

И

К

О

В

Какое ключевое слово мы получили? (Чичиков)

Правильно. И сегодня на уроке речь пойдем об этом герое гоголевской поэмы.

II ФНЗ

Слово учителя.

Первое впечатление о персонаже всегда очень важно, поэтому обратимся к первой главе, попробуем ответить на вопрос: кто он, Чичиков? И какие приемы изображения образа использует автор. Найдите описание портрета Чичикова, что подчеркивает автор в образе героя?

Гоголь - мастер детали. Особенно ярко это проявляется в описании багажа Павла Ивановича. Вещи помогают понять суть героя. О чем нам поведали вещи Чичикова?

- Еще больше мы узнаем о Чичикове, если вчитаемся в маленькую историю с афишкой. Найдите этот эпизод, подчеркните ключевые слова, которые помогают понять характер Павла Ивановича.

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (1гл.)

Итак, Чичиков приезжает в город NN . Но, зачем? Цель его визита. Но, прежде, чем ответить посмотрим отрывок видео «Чичиков в трактире».

Чичиков навещает помещиков. И прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Посмотрим отрывки некоторых визитов Чичикова к помещикам и дадим им слово, как же они относятся к Павлу Ивановичу Чичикову.

Визитка героя .

Помещик Манилов-

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления»

на берегу озера в поместье Маниловка.

«Чичиков у Манилова» (видео)

Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизонькой своим посещением… уж, такое право, доставил наслаждение… майский день …именины сердца… Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором. Настасья Петровна Коробочка! А что вы скажите о Чичикове?

Визитка героя

Помещица

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша,

«дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная,

всегда ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Коробочка: А? Тот приезжий - то! Купил он тогда мертвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому наверное и плут.

Помещик Ноздрёв:

кутила, картёжник и болтун-

с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

«Чичиков у Ноздрева» (видео)

Визитка героя.

Ноздрев: Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то ей - богу повесил бы его на первом дереве. Еще хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья. Хотите знать, кто Чичиков? Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что он двуличный человек. Теперь я его хорошо знаю. Я думал было прежде, что он хоть сколько - нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним никак нельзя говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности. Прямо Собакевич, такой подлец!

Манилов: Михайло Семенович Собакевич! Какого вы мнения о Чичикове?

Помещик

Собакевич Михайло Семёнович-

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич : Чичиков - хороший человек!

«Чичиков у Плюшкина» (видео)

Плюшкин: Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве - то упущения… да и лошадей корми сеном.

Учитель: Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар - мертвые души. И что мы услышали? Приятнейший, образованнейший человек, плут, такая дрянь, великодушный. Мнения разные, но в целом - хороший человек. Как вы думаете, чем Чичиков отличается от помещиков?

Да, правильно. У Чичикова есть прошлое и о нем мы узнаем в 11 главе. Но, так же в 11 главе Гоголь ставит перед читателем интересный вопрос по отношению к Чичикову: «Кто же он? Стало быть, подлец?»

Давайте попытаемся ответить на это вопрос. Для этого обратимся к главе 11и поработаем с текстом по плану.

План

Детские годы Чичикова.

Учеба в училище.

Служба в казенной палате.

Служба на таможне.

Изобретение нового способа обогащения.

Как проходило детство Чичикова? Что рассказывает Гоголь о происхождении и
детстве Чичикова?

Какой совет получил он от отца, поступая в училище?

- Как воспользовался Чичиков советом отца?

Как прошли его школьные годы?

- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь?

Учитель: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др.

Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

Служба в казенной палате.

С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

Учитель: Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

Участие в строительной комиссии.

Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?

Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

Служба на таможне
- Как складывалась его карьера в качестве таможен ного чиновника?
- Почему она закончилась крахом?

Учитель: Следовательно, этапы служебной карьеры Чичикова — это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.

Изобретение нового способа обогащения

Учитель: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!»
И мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

- «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

Автор пытается защитить Чичикова, называя его скорее хозяином, приобретателем, нежели подлецом. Но тут же отмечает что-то отталкивающее в этом характере. Гоголь оценивает героя неоднозначно, двойственно.

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы П.И.Чичикове.

Критик И. Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

- Почему 11 главу Гоголь помещает в конце 1-го тома, а не в начале?

Итог урока.

Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Гоголь задает вопрос читателям.

(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.

Хабибулина Юлия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: город Крымск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-диспут "Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Дата публикации: 20.01.2017
Раздел: среднее образование

урок - диспут

Конспект
урока, проведенного с использованием
игровых

технологий.
Тема урока
: «Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Дата: 21.01.2013 Класс: 9 «Б» Учитель: Хабибулина Юлия Анатольевна
Цели урока-диспута:
 раскрыть образ Чичикова в поэме;  выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа;  приобщить учащихся к исследовательской работе.
Задачи:
 продолжить формирование мыслительной деятельности, читательских умений, способствующих проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;  продолжить развитие исследовательской и коммуникативной компетентности учащихся, навыков анализа текста.  продолжить воспитание социально-адаптированной личности.
Оборудование:
компьютер, проектор, проекционный экран; текст поэмы, критические статьи, мультимедийная презентация урока.
Действующие лица:
Чичиков, Коробочка, Манилов, Ноздрев, судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели. ХОД УРОКА: 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово. На прошлом уроке вы познакомились с образами помещиков, их характерами, жизненными целями и отношениями друг с другом. Сегодняшний наш урок мы попытаемся провести в форме судебного заседания с целью разобраться с образом Чичикова, разрешить и поставить вопросы, которые касаются персонажей поэмы, ее художественного смысла и тех задач, которые ставил сам автор. Я прошу преступить к делу. У каждого из присутствующих на этом заседании должен возникнуть хотя бы один вопрос, которые вы хотели бы задать главному герою, персонажам поэмы или самому автору. Эти вопросы
можно задавать по ходу заседания и фиксировать в тетрадях. Итак, судебное заседание объявляется открытым. слайд 3
Секретарь:
Прошу всех встать – суд идет! слайд 4
Судья:
Слушается дело о мертвых душах коллежского советника Чичикова Павла Ивановича. Обвиняемый в зале суда присутствует. Его защищает адвокат. Интересы обвинения представляет прокурор. Излагается суть дела. слайд 5
Прокурор
: Павел Иванович Чичиков, коллежский советник, обвиняется по двум пунктам. По свидетельству дамы приятной во всех отношениях и просто приятной дамы, получивших эти сведения от помещицы Коробочки, означенный обвиняемый намеревался увезти губернаторскую дочку и скупал мертвые души. Упомянутые сведения взбунтовали весь город. Все его обитатели озадачены вопросами: как же покупать мертвые души? На какие деньги он станет покупать их? Какой дурак их возьмет? И зачем сюда вмешалась губернаторская дочка? Если их покупать, так зачем увозить губернаторскую дочку, подарить что ли их хотел? Какая причина в этих мертвых душах? Более того, город оказался разделен на мужскую и женскую партии. Мужская партия обратила внимание на мертвые души, а женская на похищение губернаторской дочки. Более того, губернатору пришли 2 бумаги: в 1-й содержалось, что в губернии находится деятель фальшивых ассигнаций, в другой – сведения об убежавшем от законного преследования разбойнике. И по сему, всякий человек, не предъявивший никаких свидетельств и паспортов, должен был быть задержан немедленно. И поскольку мы не знаем, кто на самом деле Чичиков, мы должны установить его личность, род его занятий, и наказать его, примерно узнав, что за покупки он совершал, и что нужно разуметь под мертвыми душами. слайд 6 слайд 7
Секретарь
: В качестве свидетеля в зал судебного заседания приглашается Коробочка Настасья Петровна. слайд 8
Прокурор
: Где вы впервые познакомились с Чичиковым?
Коробочка
: Вы знаете, гражданин Прокурор, все произошло в глухую полночь, когда все уже спали. Неожиданно раздался стук в ворота, ужаснейший какой только можно себе представить. Кто-то как закричал: « Отворите, отворите, не то ворота будут выломаны». Я открыла, и вот тогда впервые увидела этого человека.
слайд 9
Прокурор
: А с какой целью Чичиков приехал к вам?
Коробочка
: А я по чем знаю? Стал требовать с меня продать ему все мертвые души. А как я могла их продать, ведь они же МЕРТВЫЕ. Он стал возмущаться, говорить, что они не мертвые, стал кричать, что это его дело: живые они или мертвые. слайд 10
Прокурор
: Настасья Петровна, Вы продали ему души?
Коробочка
: Он заставил меня подписать какую-то фальшивую бумагу, бросил 15 рублей ассигнациями. Я ведь такая неопытная, беспомощная вдова, я ничего не знаю…
? ВОПРОС ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
А как вы думаете, для чего мертвые души Чичикову?
Коробочка:
А вы знаете, ходят слухи, что мертвые души выдуманы только для прикрытия. А на самом деле, он хочет увезти губернаторскую дочку.
Секретарь
: Спасибо Настасья Петровна за Ваши показания. Сторона защиты просит вызвать свидетеля господина Манилова.
Адвокат
: Господин Манилов, где вы впервые познакомились с Павлом Ивановичем, и какое впечатление он на вас произвел? слайд 11
Манилов
: С этим приятнейшим человеком я познакомился на приеме у губернатора. Я от него без ума. Он такой приятный и образованный человек. Случай мне доставил говорить с ним, наслаждаться приятным разговором. Я убедительно его просил сделать мне честь своим приездом. И знаете, я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеет Павел Иванович Чичиков.
Адвокат
: А он предлагал вам продать мертвые души?
Манилов
: Да, предлагал. Он полагал приобрести мертвых крестьян, которые значились по ревизии живыми.
?ВОПРОС ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
А вам не кажется, он нарушал закон?

Манилов
: Нет, что вы! Он немеет перед законом. Он объяснил, что не будет несоответствия гражданским постановлениям и казна получит законные пошлины. Я имел особенную приятность составить полный список проданных мертвых крестьян. Сей список был лично мной доставлен в город NN и Чичиков заметил, что он составлен толково, каллиграфическим почерком и жена даже сделала к нему рамку.
Секретарь
: В зал судебного заседания приглашается в качестве свидетеля господин Ноздрев. слайд 12
Прокурор
: Господин Ноздрев, расскажите об обстоятельствах вашего знакомства с обвиняемым?
Ноздрев
: Мы познакомились в доме у полицмейстера.
Прокурор
: Вы приглашали Чичикова посетить Вас?
Ноздрев
: Я встретил его в трактире, когда возвращался с ярмарки. Продул там в пух! Именно в трактире я встретил Чичикова. Вот тогда и пригласил Чичикова к себе.
Прокурор
: Чичиков хотел купить у вас мертвые души крестьян?
Ноздрев
: Он просил перевести на него умерших крестьян.
Прокурор
: А как он аргументировал свое предложение?
Ноздрев
: Якобы за тем, чтобы приобрести весу в обществе, что он поместьев не имеет больших, так до того времени хоть какие-нибудь душонки. Но я ему не поверил. На что он ответил, что просто задумал жениться, но родители невесты люди приамбициозные и чтобы у жениха было не менее 300 душ, а у него всего лишь полтораста крестьян не хватает. Но Чичиков большой мошенник, я так ему и сказал. Он врун! Ежели бы я был его начальником, то повесил бы его на первом дереве.
Прокурор
: Вы собирались продать ему души?
Ноздрев
: Он подлец и дорого бы не дал. Я хотел поменяться на его бричку, но он отказался. А я-то думал, что он порядочный человек. Он не стал даже играть со мной на души в шашки. Ну что, херсонский помещик, много наторговал душ? слайд 13
Прокурор
: Спасибо, господин Ноздрев. У меня больше нет к вам вопросов.

Секретарь
: В зал судебного заседания в качестве свидетеля приглашается бывший учитель Чичикова.
Прокурор
: Расскажите суду, каким был Чичиков в училище?
Учитель:
Вы знаете, он был таким хорошим учеником. Всегда снимал шапку, на уроках никогда не шевельнется, всегда подавал мне треух. Он получил полное удостоение по всем наукам, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонравное поведение. слайд 14
Прокурор
: А как у обвиняемого складывались отношения с товарищами?
Учитель
: Товарищи угощали Павлушу, а он припрячет угощение, а потом продавал им же. А когда мне пришлось покинуть стены училища, и жить было тяжело, то мои ученики собрали для меня деньги в помощь. Все, кроме Павлуши. Он дал всего лишь пятак серебра. Но ученики не взяли с него денег. Видите, как переменяется человек, а ведь был такой благонравный. Надул, сильно надул.
Судья
: Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется адвокату. слайд 15
Адвокат
: Уважаемый суд! Цель Чичикова – довольство и счастливая жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства, которыми живут помещики Гоголя. В покупке мертвых душ не было прямого нарушения закона, ведь смерть крестьянина не отменена до очередной ревизии. Значит, официально он остается живым, а живого помещик имел право продать за любую сумму. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «Закон – я немею перед законом». Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения закона: брал взятки, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но ведь подобные нарушения допускаются повсеместно. Председатель казенной палаты, который помог оформить Чичикову покупку, командовал целой оравой взяточников. Он давно уже привык к тому, что закон, по пословице - дышло, куда повернешь, туда и вышло! Прошу учесть все эти смягчающие обстоятельства.
Судья
: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор
: Поразительная гибкость, приспособляемость обвиняемого к любым обстоятельствам. Чудеса приспособляемости показывает вся его жизнь. Ведь он еще ребенком начал копить деньги и вскоре зашил в мешочек первые 5 рублей. А как он постиг дух учителя и как вскоре надул того. На
службе в таможне он проявил дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандистских операциях. Какая живучесть героя и после двух провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже сумел затаить кое-какие деньги. Прошло немного времени – он уже опять занят спекуляцией. Обвиняемый коллежский советник Чичиков Павел Иванович изгнан за взяточничество. Он решается ради быстрого обогащения на крупную спекуляцию. Он предполагал скупить задешево у помещиков крестьян, которые числились живыми до последней переписи, но отошли в мир иной. Под существующих только на бумаге крестьян, обвиняемый хотел приобрести бесплатно раздаваемые от государства необжитые земли на юге России в Херсонской и Таврической губернии. Появись у обвиняемого такое имение, заселенное несуществующими крестьянами, он бы смог получить кредит у государства по 200 рублей за крепостного. Сколько вы душ скупили? (300). Вот ради осуществления этого плана Чичиков и приехал в наш губернский город. Ради этой цели использует свое обаяние и авантюрный талант, знакомится с губернскими чиновниками, посещает местных помещиков, скупает мертвые души как живые и успевает законным образом оформить все сделки. Невольное чувство очарования, завладевшее обвиняемым, было вызвано губернской дочкой. Это обстоятельство вместе с появлением Ноздрева и обнаружили истинный характер его коммерции. слайд 16
Судья
: Слово предоставляется обвиняемому. У вас есть право на последнее слово.
Чичиков
: Милостивые государи и государыни! В каком обществе я живу? Ведь сам председатель палаты говорил о прокуроре города NN как о человеке праздном, который сидит дома и ничего не делает. Так кто, как ни я дал взятку Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло, чтобы только узнать о столе, где совершаются купчие крепостных. Со слов того же председателя палаты, милейшего тоже человека. А помещик Собакевич, который сам лично охотно расхваливал умершего каретника Михеева, плотника Степана Пробку, сапожника Максима Телятника, подыгрывая мне в моем обмане, тем самым, помогая мне совершить мошенничество. И всем известно, зачем людям дают взятки не кривя душой: чтоб жене достать на шаль и так, потешить свое тщеславие. Ведь в нашем обществе, пусть цель даже будет прекрасна, но ничего не выйдет. Так что я не исключительная личность, при самой своей благонамеренной наружности можно быть подельщиком государственных ассигнаций, разбойником, а можно и не быть даже капитаном Копейкиным. Кто я есть на самом деле, и какого приговора я заслуживаю, полюбопытствуйте у автора, да и сами составьте обо мне определенное мнение. слайд 17

Судья
: Прежде, чем огласить решение суда, выскажите свое отношение к герою и то, как вы понимаете задачу автора в поэме. (работа в тетрадях)
Судья
: Оглашается решение суда. Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений. Ведь не случайно в конце второго тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки. Судебное заседание по обвинению Чичикова Павла Ивановича на сегодняшний день можно считать закрытым. Но эти вопросы, которые мы обсуждали, будут еще долго волновать читателей. слайд 18 3. Домашнее задание Мини-сочинение на тему «Образ Чичикова» 4. Комментирование оценок за урок. слайд 19

Урок литературы в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Урок по теме: « Чичиков и «чичиковщина».

Калинина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" г. Оренбург

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Оборудование: мультимедиа проектор; компьютер, локальная сеть, Интернет.

Ход урока.

    Проверочная: «Кто этот герой?» (презентация).

Каждый слайд представляет собой иллюстрацию одного из героев и сопровождается чтением описания этого героя. Задача учеников узнать, что это за герой.

    Тема сегодняшнего урока: «Чичиков и «чичиковщина». Нам с вами предстоит выяснить, кто же он такой, Чичиков, и какой смысл вкладывается в понятие «чичиковщина».

    Анализ образа Чичикова.

Давайте обобщим все то, что мы узнали об этом герое.

? Чем похож герой на тех, с кем ведет дела по покупке крестьян?

Чичиков может быть деликатнее, чем Манилов, способен копить упорнее, чем Коробочка, может жить на широкую ногу не хуже, чем Ноздрев, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину.

? А есть ли черты в характере Чичикова, которые отличают его от остальных?

Давайте попробуем нарисовать образ Чичикова, попытаемся ответить на этот вопрос: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» ( Используется схематичное изображение человека, которого, по мере обсуждения биографии Чичикова, окружают со всех сторон словами, обозначающими черты характера. Все это отражается в презентации).

    Работа в группах .

Давайте разобьемся на группы и в течении 3-4 минут пообсуждаем, используя материал, собранный вами дома в виде двойного дневника, какие черты проявляются в характере Чичикова на протяжении всей его жизни:

1группа – детство;

2 группа – служба в казенной палате;

3 группа - строительная комиссия и таможня;

4 группа – новый способ обогащения;

5 группа – поиск определения «чичиковщина» в Интернете.

5. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. (Группа 1).

    Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Как им воспользовался?

    Как прошли его школьные годы?

(Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям,

эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.

В ступая в жизнь, Чичиков поставил перед собой цель о богащение, поклонение копейке).

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др .

    Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. (Группа 2) Служба в казенной палате.

    С чего началось служебное поприще Чичикова?

    Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

(Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

Вывод: мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

7. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне.

    Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

    Чего достиг на новом месте?

    Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

    Почему она закончилась крахом?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова - участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить).

Придя на таможню, как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они приносят ему полумиллионное состояние. Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков повздорил со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.

Вывод: этапы служебной карьеры Чичи­кова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость. (Слайд с человеком)

8. Изобретение нового способа обогащения.

    Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

    Какие черты характера позволяют расположить к себе чиновников и помещиков?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

Вывод: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» стремление к обогащению, непорядочность в отношениях с людьми, предприимчивость, упорство, умение угождать, бесчувственность, , аморальность, расчетливость, хитрость, неутомимость, целеустремленность – вот те черты, которые формируют характер Чичикова. ( Итоговый слайд с человеком )

9. Понятие «чичиковщина».

Давайте обратимся к нашим экспертам и попросим их дать нам то определение понятию «чичиковщина», которое они нашли, используя ресурсы Интернета. НЕТ!

А употребление этого слова в печатных статьях вам встретилось? ДА. Зачитайте фрагменты.

Что же мы подразумеваем, говоря про «чичиковщину»?

Давайте сами дадим определение этому термину.

Чичиковщина – стремление к обогащению, за которым забываются порядочность, сострадание, душевная теплота, а на первый план выходят расчетливость, хитрость, беспринципность, удовлетворение любыми способами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

10. Чичиковщина сегодня

Как вы думаете, есть ли место чичиковщине в нашей жизни? (Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение).

Домашнее задание: Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что он в поэме смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека, приведите примеры из текста.


Урок литературы разработан для 9 класса по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души". Тема урока "Образ Чичикова" позволяет в технологии "обучение в сотрудничестве" рассмотреть и проанализировать главного героя произведения. Учащиеся должны прийти к выводу: образ Чичикова - положителен или отрицателен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 класс

Тема: «Образ Чичикова»

Учитель: Ерюшева Н.А.

Цель урока : обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова;

Задачи:

Раскрыть истинную сущность героя;

Формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать умения выделять главное, существенное;

Развивать речи учащихся;

Формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;

Совершенствовать умение объективной само- и взаимооценки.

Воспитывать интерес к литературе как виду искусства и учебному предмету;

Воспитание внимательного отношения к слову;

Воспитывать правильные нравственные ориентиры.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приемы : работа с рабочими листами, чтение, анализ, комментирование, дискуссия

Педагогическая технология: «обучение в сотрудничестве»

Средства обучения : презентация, художественный текст, рабочая карточка

Ход урока:

I. Начало урока.

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно так же оцениваем героев, деля их, как правило, на два разряда – положительные и отрицательные.

ІІ. Основная часть.

1.Постановка цели и задач.

Сегодня в конце нашего урока мы вынесем такое решение по отношению к главному герою произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души» господину Чичикову.

2. Предварительная работа в группах.

Разделите, пожалуйста, ваши листы для индивидуальной работы на 2 части и запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный (время работы – 3 минуты).

* Возможные варианты ответов:

Положительный герой

Отрицательный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.

Давайте послушаем, что же у нас получилось?

Спасибо! Ваши размышления и выводы очень интересны. Они помогут вам ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, а именно:

3. Работа по осмыслению образа.

«Чичиков: кто же он такой?»

Однако я бы не советовала спешить с выводами, потому что ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.

Так современные литературоведы Пётр Вайль и Александр Генис считают, что… (вывешивается плакат с цитатой) Чичиков – это «заурядный, серый «господин средней руки» (…) Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России».

А вот В. Кожинов называет этого героя «по-настоящему сильной личностью» (вывешивается плакат на другую сторону доски).

Известный русский писатель Вл. Набоков называл Чичикова «колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что… (плакат) «дурак в нём виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

А вот исследователь И. Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что «он всё же подлец какой-то странный…» (плакат).

Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Чернышевского о том, что у Гоголя «это характер самый трудный» (плакат).

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

А скажите, что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности)

Верно. И сейчас я предлагаю вам в группах поработать над вопросом: «Чичиков: какой он?»

Ваша задача: проанализировать определённый этап жизни героя, его взаимоотношения с другими персонажами и сформулировать самые яркие качества его личности, те качества, которые помогли ему стать таким, каким мы видим его в конце I тома гоголевской поэмы.

Результаты этой работы каждый из вас должен будет записать в такую таблицу (таблица чертится на доске и в тетради; можно заранее начертить на боковой доске!)

I. Детство героя, учёба в городском училище.

II. Государственная служба.

III. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

Стремление выбиться в люди,

Замкнутость,

Эгоизм, индивидуализм,

Упорство,

Экономность,

Бережливость;

Практицизм,

Приспособляемость;

Ум,

Льстивость,

Лицемерие,

Безнравственность,

Способность добиться желаемого любой ценой, переступая через любые преграды,

Хитрость,

Целеустремлённость,

Расчетливость,

Умение найтись везде и во всём.

Исключительная целеустремлённость,

Воля, энергия,

Настойчивость,

Упорство,

Практическая сметка,

Постоянная активность,

Угодливость,

Вежливость,

Умение вести себя в обществе,

Цепкость ума,

Живучесть,

Изумительная изворотливость,

Приспособляемость,

Предприимчивость,

Ловкость,

Оборотистость,

Угодливость,

Прозорливость,

Умение возрождаться,

Экономность,

Расчётливость,

Стремление к обогащению.

Великолепное знание людей,

Поразительное умение приспосабливаться к любым условиям (хамелеонство),

Наблюдательность,

Дипломатичность,

Терпеливость,

Настойчивость,

Угодливость,

Умение убеждать,

Деятельность, энергичность.

Льстивость,

- «великая тайна нравиться»,

Наблюдательность

Работая в группе, вы заполняете одну колонку, а затем, слушая выступления других, делаете остальные записи.

(Класс разделен на 4 групп по 5-6 человек (группа № 4 работает по теме «Отношение Гоголя к своему герою»).

*Обобщающие выводы:

(записываются по ходу рассуждений после выступления групп)

1) Почему Чичиков стоит в самом низу «лестницы типов»? Почему он самый

«мёртвый» среди героев поэмы?

Чичиков сознательно безнравственен.

2) Почему «подлец» = «хозяин», «приобретатель»?

Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.

4. Групповая работа

(каждая группа получает карточку с вопросами для анализа эпизода – см. приложение к уроку;

учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы).

5. Оглашение результатов работы групп № 1, 2, 3

(один человек оглашает результаты, другой записывает их в таблицу на доске, все заполняют таблицы в своих тетрадях).

6. Проблемный вопрос:

Итак, перед нами развёрнутая характеристика Чичикова.

7. Дискуссия.

Ответьте теперь на вопрос, поставленный в теме урока: кто же он такой? Яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»?

* Ответ должен вызвать затруднения учащихся.

Кажется, всё ясно, но почему-то ответить на вопрос однозначно не получается. Назвать Чичикова заурядным, особенно на фоне остальных персонажей поэмы, я думаю, нельзя, но и согласиться с тем, что он яркая, сильная личность тоже почему-то не представляется возможным. А почему?

* Ответы учащихся.

Давайте подумаем, что такое «личность», какого человека можно назвать яркой, сильной «личностью»? Какими качествами он должен обладать?

* Ответы учащихся.

(примерное содержание ответов: это должен быть человек незаурядный, думающий, размышляющий о жизни и о своём месте в ней, человек ищущий, стремящийся к чему-то возвышенному, идеальному, человек неудовлетворённый, неспокойный, сильный духовно, понимающий, осознающий свои недостатки и пороки, умеющий сострадать, любить, признавать свои ошибки, самокритичный, честный, правдивый, не боящийся говорить правду всегда, везде и всем, это, безусловно, положительный герой)

Что же мешает Чичикову стать положительным героем?

8. Проблемное задание.

Проследите по таблице, какие качества личности Чичикова являются ведущими, повторяются чаще других? (подчеркните их)

Есть ли среди этих качеств любовь, сострадание, сочувствие, желание помочь?

Вспомните «лестницу типов». Где стоит Чичиков? Почему?

9. Осмысление образа.

Главное, что мешает Чичикову стать положительным героем, – совершенное отсутствие в нём живых человеческих чувств, нравственных идеалов и ориентиров, отсутствие совести, души, нравственных исканий, метаний и, прежде всего, – любви, как самого светлого и сильного человеческого чувства. Душа Чичикова практически умерщвлена, раздавлена его воспитанием и, прежде всего, им самим. И даже когда робкие ростки живого чувства пытаются пробиться наружу (вспомним встречи с блондинкой), они тут же погибают под воздействием его небывалого практицизма и страсти к приобретательству.

Безнравственность героя, его сознательное подавление и систематическое истребление в себе всех человеческих чувств – главная причина, по которой Гоголь ставит его на самый низ своей «лестницы типов». И эта же причина позволяет считать Чичикова самым «мёртвым» (в нравственном отношении, конечно) среди всех героев поэмы (схема «Лестница типов»).

* Записывается вывод № 1 (обобщающие выводы

Закономерно возникает вопрос: а как же сам автор относится к своему герою? Что думает Гоголь о Чичикове?

Попросим представителей группы № 4 ответить на этот вопрос.

* Выступает представитель группы № 4, который должен сказать, что на протяжении всей поэмы автор постоянно иронизирует над Чичиковым, а в ХI главе открыто называет его подлецом («подлец» - негодяй; подлый, низкий, безнравственный, бесчестный человек).

Спасибо. Ну вот, кажется, и найдено слово для определения сущности нашего героя. Но… поэма ещё не закончена. На последних страницах I тома Гоголь рисует величественный образ Руси-тройки, бег которой устремлён в будущее…

Каким же образом в тройке, олицетворяющей вдохновлённую Богом Русь, может находиться подлец, человек бесчестный и безнравственный? Почему в будущее, куда несётся эта Русь-тройка, Гоголь отправляет самого «мёртвого» из всех своих персонажей? Неужели писатель видел грядущее России столь ужасным?

Позицию гоголя в этих вопросах постараются нам разъяснить представители группы № 4.

Выступают учащиеся из группы № 4.

Примерное содержание ответов.

1) В первый раз Гоголь называет своего героя подлецом перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией.

После подробного рассказа о жизни Чичикова писатель вновь возвращается к этому определению, но теперь он уже не столь категоричен в своих оценках: вместо слова «подлец» он употребляет такие существительные, как «хозяин» и «приобретатель».

Почему же такая замена оказывается возможной?

Таким образом, мы видим, что Чичиков – это человек новой, буржуазной формации – «приобретатель», хищник, хозяин. Это герой новой исторической эпохи.

Можно сказать, что это переходный тип, сочетающий в себе и свойства «старого», и признаки нарождающегося «нового».

Как это проявляется в его личности?

Хотя Чичиков является «собирателем» основных черт практически всех персонажей поэмы, он обладает такими качествами, которых нет у помещиков и чиновников, а именно: энергией, волей, целеустремлённостью, цепкостью, выживаемостью в любых условиях и в любые времена, терпеливостью, настойчивостью.

Учитель:

Если посмотреть на эти качества отстранённо, взять их отдельно от личности Чичикова, какими они будут: отрицательными или положительными?

(Разве плохо быть энергичным, целеустремлённым, терпеливым?)

Ответ:

Взятые отдельно от личности Чичикова, эти качества вовсе не отрицательные, а очень даже положительные. Другое дело, на достижение каких целей они направлены. Здесь вполне можно согласиться с мнением И.Золотусского о том (высказывание на доске), что Чичиков не простой «подлец». С уверенностью можно сказать, что это человек, положительные задатки которого приобрели подлую направленность.

А почему это произошло?

Гоголь подробно воспроизводит «формирование души» своего героя и целенаправленно подводит читателя к выводу, что в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, служил, ничего другого не могло и получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Это, безусловно, нисколько не оправдывает героя, но показывает, что он способен меняться. Поэтому именно Чичиков, по замыслу Гоголя должен был пройти через горнило испытаний и страданий, осознать неправедность своего пути и возродиться к новой жизни.

И поэтому именно Чичикова везёт «вдохновенная Богом» Русь-тройка.

** Записывается вывод № 2 (обобщающие выводы).

11. Письменная работа: мини-сочинение

А сейчас предлагаю вам, обобщая всё, сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы – 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут.

(если остаётся много времени, объём работы можно не ограничивать).

ІІІ. Итоги урока.

НО… Но грандиозный замысел Гоголя остался незавершённым, читатель не видит ни страданий, ни тем более перерождения главного героя.

Исследование характера Чичикова в I томе заканчивается словами, обращёнными к читателям: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? – Да, как бы не так!» - Гоголь видел, что чичиковщина, проникая в общество, несёт истребление человечности. Поэтому миром чичиковщины, самым низким кругом, завершается I том поэмы, охватывающий все те явления, которые заслуживают сатирического отрицания писателя.

Всё верно. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, как мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, – это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и тёмных сил за живую человеческую душу:

VI. Домашнее задание.

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

VIII. Рефлексия.

Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять поэму Гоголя.

Стала ли личность писателя вам ближе, понятнее или нет?

Над какими нравственными, морально-этическими вопросами заставляет задуматься образ Чичикова?

Зачем нужна человеку «живая» душа?

Что важнее: материальное или духовное?

К чему приводит отсутствие высоких моральных принципов и ориентиров?

Группа № 1

Тема: «Детство Чичикова. Учёба в городском училище». (глава ХI)

Проанализируйте картину раннего детства Павлуши Чичикова. Есть ли упоминание о матери? Почему? Какие черты характера должны сформироваться в ребёнке, у которого было такое детство?

Внимательно прочитайте наказ, который даёт отец Чичикову перед тем, как оставить его одного в городе. Чему учит мальчика-подростка отец? Какие качества в нём формируют слова родителя?

* Вспомните другие произведения русской литературы, где отцы дают наказы своим сыновьям. – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Сравните эти наказы.

Подумайте, какое значение имеет детство и позиция родителей в формировании личности человека? Мог ли Павлуша Чичиков вырасти другим (иным)? (не забывайте, что речь идёт о первой трети 19 века).

Исполняет ли Павлуша отцовский наказ? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте следующие эпизоды из жизни Чичикова в городском училище:

Отношения с товарищами,

Отношение к полтине (50 копеек), данной отцом,

Отношение к учителю.

какие качества личности были сформированы у Чичикова в детстве и ранней юности?

Группа № 2

Тема: «Государственная служба Чичикова». (глава ХI)

Проанализируйте материал ХI главы, рассказывающий о государственной службе Чичикова, по следующему плану:

Служба Чичикова в казённой палате:

а) отношение Чичикова к службе и чем оно определяется;

б) путь, которым Чичиков добыл себе место повытчика;

в) порядок брать взятки, заведённый Чичиковым.

2. Чичиков – член строительной комиссии:

а) почему строительство казённого здания так и не состоялось;

б) катастрофа, которую пережил Чичиков, и его отношение к жизни после неё.

3. Служба Чичикова в таможне:

а) цель поступления на службу;

б) Чичиков – гроза контрабандистов;

в) путь, которым шёл Чичиков к повышению по службе;

г) Чичиков вступает в соглашение с обществом контрабандистов;

д) новая катастрофа.

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

какие качества личности проявил Чичиков во время государственной службы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 3

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с помещиками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с каждым помещиком (главы II–VI) и ответьте на следующие вопросы:

а) Как меняется поведение Чичикова в зависимости о характера его собеседника?

б) В чём причины изменчивости героя? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из помещиков?

(*Чтобы верно ответить на этот вопрос, присмотритесь к Чичикову в те моменты, когда он остаётся наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления).

в) Чем хитроумный путешественник похож на тех, с кем он обделывает свои дела?

2. Сделайте вывод:- какие качества личности помогают Чичикову найти общий язык с помещиками и добиться от каждого из них того, что ему нужно?

Какое свойство характера позволяет главному герою поэмы легко оказаться зеркалом своего собеседника?Ччто отличает Чичикова от «небокоптителей»?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с чиновниками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с чиновниками губернского города NN (глава I) и ответьте на следующие вопросы:

а) какое мнение сложилось у чиновников о Чичикове?

б) в чём его «великая тайна нравиться»?

2. Сделайте вывод:

какие качества личности помогают Чичикову войти в полное доверие к чиновникам губернского города N?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Группа № 4

Тема: «Отношение Гоголя к своему герою». (глава ХI)

Как называет Гоголь своего героя перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией?

Какими определениями Гоголь заменяет слово «подлец»? Почему такая замена оказывается возможной?Чтобы верно ответить на этот вопрос, вспомните, какое время изображено в поэме, что было характерно для данного исторического периода?

Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что время, в которое создавалась поэма (I т. – 1835 - 1841 гг., а время, изображённое в нём, это примерно 1830 - 1832), – это время, когда в России и Европе начиналась эра коммерции и спекуляции, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно и готовые пойти на что угодно ради этих же денег.

Что роднит Чичикова с другими персонажами поэмы (помещиками, чиновниками)? А что отличает «подлеца - приобретателя» от простых «накопителей»?

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

Почему Гоголь сделал подлеца Чичикова героем своей поэмы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

Оценочная карта ученика

Ф.И.О._____________________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

Урок 5

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Цели : продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы, охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова, формировать у обучающихся умения составлять характеристику персонажей, формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : таблицы, учебник, текст поэмы « Мертвые души», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок - анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать главного героя Чичикова, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Мотивация учебной деятельности

Учитель: В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла « добродетельному» герою:» Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало» Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди -подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

IV . Работа над темой урока

А) Чтение эпизода « Чичиков в трактире»

Каким вы увидели П.И. Чичикова?

Б) Чтение эпизода « Встреча Манилова и Чичикова»

Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова?

Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру—открытом всем ветрам... покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций! пять-шесть берез небольшими купами... Под двумя из них была беседка... с надписью: "Храм уединенного размышления"... вляли две бабы, которые, картинно подобравши платья... ° ли п° колени в пРУДе" влача... бредень». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается доволь-претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до притор-ти навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можно оха-актеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивет Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед Хозяином, принимая его манеру поведения. Чичикову важно доиться своей цели — собрать как можно больше душ умерших крестьян, не прошедших ревизской сказки. Он задумал гранди-°3Ную аферу и теперь идет напролом к своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзя было обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениально изобразил отдельных его типов. Писатель ним из первых увидел неприглядное «лицо» капитала и зал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».

2. Аналитическая беседа

В чем сходство и различие в характерах Чичикова и каждого помещика. В каких ситуациях герой ведет себя как помещики? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков?

Благодаря каким качествам Чичикову удается завоевать симпатии помещиков? В чем секрет его обаяния?

Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова?

Есть ли в поэме « живые души»? Кто они?

Какова роль в поэме» Повести о капитане Копейкине»?

3. Коллективная работа над составлением таблиц « Павел Иванович Чичиков», « Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками»

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование
а) наказ отца
б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
- слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
- накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
- выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
- был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь¬ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо¬роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб¬ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

омещик и его отличительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

4. Мини-дисскусия

Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько такой герой интересен современному читателю?

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

VI . Домашнее задание

Творческое задание: Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «И еще одна причина… препятствовала вступлению Гоголя в область романа: Гоголь миновал женский характер во всей его глубине» Согласны ли вы с этим утверждением?

 Top