Проект концепции географического образования. К чему приведёт географию новая концепция? Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

Представленная концепция написана профессионально, отражает все стороны географического образования. Коллектив, который составлял данный проект, знает проблемы географического образования не понаслышке. Авторы проекта глубоко проанализировали и изучали данный вопрос.

В концепции показано значение географического образования, проблемы изучения и преподавания географии. В Концепции сформированы цели и задачи проекта. Представлены основными направления реализации Концепции и предполагаемые результаты.

Написано все хорошо, «гладко» и правильно. НО не стоит переоценивать географическое образование и возносить данный предмет, как предмет решающий все проблемы образовательной и экономической сферы.

Опасность представляется в том, что «заставь чиновника Богу молиться, он лоб расшибет». Может сложиться ситуация, которая была создана при введении предмета ОБЖ (во всех классах), физкультуры по 3 часа в неделю, обществознание (как предмета, который учит всему). Подобные перекосы могут привести к разочарованию к любимому предмету (география).

При введении 1 часа в неделю в 5 классе и 1 часа в неделю в 6 классе (по ФГОС в данный момент), нецелесообразно вводить 2 часа в неделю в 6 классе (если в 5 классе останется 1 час). Считаю, что учащиеся должны сдавать экзамен по географии по желанию, а не поголовно все.

Выделить средства на развитие детского, самодеятельного туризма.

Отзыв на Концепцию по развитию географического образования в Российской Федерации Чурляев Ю.А. доцент ВИРО, учитель географии Лицей 9 Воронеж

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Комментарии к «Концепция географического образования. Проект.»

  • Марина , 02.12.2016 в 21:04

    ЕГЭ по географии надо сдавать

  • Pavel , 02.12.2016 в 21:04

    ЕГЭ ввести необходимо. Хотя бы что то хорошее в реформе образования будет.

  • Елена Давыдова , 23.08.2016 в 17:12

    Уважаемый Юрий Алексеевич, коллега, спасибо большое за то, что смогла найти на вашем сайте информацию о Втором съезде учителей географии, уже отправила Анкету участника. С первым съездом было как-то проще — задолго было предложено написать интересную статью, о съезде можно было прочитать в Интернете. Отношусь к числу тех учителей, которые поедут, если повезёт, самостоятельно — сами от себя и своего сердца. У нас квота в Краснодарском крае- всего 3 человека, попасть через региональный отдел РГО нереально, да и не это главное. Если бы не вы, трудно сказать, когда смогла бы что-то узнать.
    И ещё. Абсолютно согласна с тем, что географию должны сдавать как предмет по выбору. безумие делать его обязательным для всех. Трудно понять и объяснить распространённое среди далёких от нашего предмета людей мнение, что география — легко, беспроблемно, едва ли не от нечего делать может быть сдана любым ребёнком. Особенно в этом уверены родители, не оценивающие ситуацию реально.Если буду на съезде, непременно поддержу тех, кто заговорит об этой проблеме, а разговор такой, конечно же, будет.
    Ещё раз спасибо за неожиданную помощь. Всего вам самого доброго.
    С уважением Елена Николаевна, отдавшая любимой географии уже 40 лет))

Впервые Съезд учителей географии России был созван в 1915 году и прошел в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей Русского географического общества Дмитрий Анучин. I Cъезд учителей географии в новейшей истории Российской Федерации прошел в октябре 2011 года в Москве, в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Учителя обсудили концепцию географического образования

2 ноября 2016 года в МГУ имени М.В. Ломоносова начал работу второй Всероссийский съезд учителей географии, организованный МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Минобрнауки России, Российским географическим обществом, Российской академией образования и Российской ассоциацией учителей географии. Более пятисот учителей географии и методистов из всех регионов, среди которых лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента России в области образования, наставники победителей Всероссийских олимпиад школьников по географии, собрались в Московском университете.

Перед участниками и делегатами съезда ставилась задача обсудить проект «Концепции развития общего географического образования в Российской Федерации», внести в него свои замечания и предложения - с тем, чтобы доработанный вариант представить в правительство. Следует отметить, что обсуждение документа продолжается уже несколько месяцев - как в интернете, так и в рамках семинаров и других мероприятий. За это время в адрес разработчиков поступило более 500 поправок. Насколько они были учтены в той версии документа, которая была представлена на съезде? Некоторые участники и делегаты отмечали, что их замечания не были учтены при доработке, а вопросы, которые их волнуют, так и остались без ответа.

Основное отличие представленного на съезде варианта Концепции от первоначального заключается в том, что в последней версии сделан акцент на изучении географии в школе (первоначальный проект рассматривал все уровни географического образования - от дошкольного до высшего).


Увеличить количество часов и ввести обязательные экзамены

На съезде дискуссии проходили в рамках круглых столов и секций, тематика которых отражала основные направления реализации Концепции - от модернизации содержания географического образования и современных образовательных технологий в преподавании предмета, до системы подготовки и повышения квалификации педагогов и популяризации географии.

Главное беспокойство педагогов связано с тем, что в последние годы география в школе стала второстепенным предметом. На ее изучение отводится недостаточное количество часов - например, в 5-6 классах - 1 час в неделю. За это время, по мнению педагогов, нельзя заложить фундамент знаний и привить любовь к предмету. Неэффективность одночасовых курсов давно доказана: дети быстро забывают информацию, полученную в таком объеме.

В Концепции предлагаются разные варианты распределения времени на изучение предмета, в том числе образовательным учреждениям рекомендуется формировать учебные планы по схеме: в 6-9 классах - по 2 часа в неделю, в 8-9 классах - по 1 часу в неделю на изучение дополнительного курса «География родного края»; в старшей школе на базовом уровне включить географию как обязательный учебный предмет в объеме не менее 2 часов в 10 классе и 1 часа - в 11-м. В Концепции предлагается также существенно расширить число вузов и направлений подготовки, принимающих в качестве обязательных ЕГЭ по географии.

В настоящее время таких вузов очень мало, из-за чего ЕГЭ по географии, согласно данным Рособрнадзора, в 2016 году сдавали лишь около 18 тыс. выпускников (менее 3 % от общего числа). Для сравнения: обществознание выбрали около половины выпускников школ, поскольку ЕГЭ по этой дисциплине обязателен при приеме на большинство экономических и юридических специальностей, столь популярных среди абитуриентов.

Атлас 1 часть курса «География России. Природа. Население» предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательных учебных заведений. В атласе представлены разделы: географическое положение России, формирование и исследование территории государства, рельеф и минеральные ресурсы, климат, водные ресурсы, охрана окружающей среды и население. Для визуального анализа статистических данных и повышения наглядности отображаемой информации, в атласе присутствуют карты-анамарфозы. Атлас формирует целостный географический образ России. Содержание атласа соответствует федеральному компоненту образовательного стандарта.

Купить

Еще одна мера, которая по мнению авторов Концепции, должна решить проблему привлечения внимания к географии и усилению ее роли - это введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. Кстати, министр образования и науки Ольга Васильева, выступавшая во второй день съезда, одобрила эту инициативу, отметив, что ее надо обсудить детально, в том числе и с точки зрения финансирования.


«Обязаловка делу не поможет»

Правда, многие специалисты скептически относятся к перечисленным предложениям. Так, академик РАО, главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков обращает внимание на то, что «в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» и ФГОС, содержание образования определяется участниками образовательного процесса самостоятельно, и уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины».

«Введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ тоже делу не помогут - требуются кардинальные изменения структуры и содержания школьного курса», - убежден М. В. Рыжаков. По его мнению, «на сегодняшний день это очень сложно написанный предмет, материал которого перегружен и часто непонятен даже хорошим ученикам». Эту позицию разделяют и учителя - практики, которые в своих выступлениях на секциях съезда говорили о том, что сложность изучаемого материала не соответствует возрастным особенностям учащихся, и это отбивает интерес к предмету. Многое зависит и от учебников, которые должны быть написаны доступным, ярким языком. Педагоги предлагали разработать единые подходы к созданию ; уточнить список тем, обязательных для изучения по этому предмету; согласовать научные трактовки проблемных вопросов.

Не менее важный вопрос заключается в том, как мотивировать учащихся к изучению географии и доказать необходимость этого предмета в дальнейшей жизни.



Как сделать географию интересной и востребованной?

На эту тему в рамках съезда развернулась интересная дискуссия, в которой наряду с учителями приняли участие известные телеведущие Анастасия Чернобровина и Валдис Пельш, главный редактор телеканала «Моя планета» Николай Табашников и другие представители масс-медиа. Они поделились своим видением того, как сделать географию увлекательным и востребованным предметом. Для этого необходимо использовать все возможные средства - от традиционных (художественная литература о путешествиях, научно-популярные и документальные фильмы о природе) до современных - таких, как дистанционные уроки, интерактивные методики обучения. И все-таки, по общему мнению, никакие компьютерные технологии не заменят живых впечатлений, которые дети могут получить во время путешествий, экскурсий, поездок по родной стране. Правда, осуществить это на практике становится все сложнее из-за финансовых расходов и административных препон, связанных с обеспечением безопасности детей.


Все начинается с учителя

Но педагогам-энтузиастам удается успешно преодолеть и эти барьеры. Как рассказал заслуженный учитель РФ Игорь Шидловский, в столичной школе № 1282, где он работает, учебные экспедиции проводятся регулярно - как в Москве, так и за ее пределами. Причем учащиеся не просто гуляют по городам и весям, а выполняют конкретные задания учителя, связанные не только с изучением географии, но и других предметов - истории, литературы, биологии.

«Нам надо вернуться к учебным экспедициям и интегрировать географию с другими дисциплинами, - убежден Игорь Шидловский. - В таких путешествиях дети узнают о культуре, истории, природе родного края. Сегодня у детей разрозненные знания по каждому предмету, а география все вокруг себя объединяет и создает целостную картину мира». Учитель географии из г. Сарова Нижегородской области Наталья Цветкова предложила записать в концепции требования к обязательному проведению экспедиций, экскурсий, организации практических занятий в процессе изучения географии. По ее словам, до тех пор, пока эти виды деятельности существуют только на рекомендательном уровне, время и деньги на их проведение приходится искать самим учителям.

Контурные карты предназначены для учащихся 8-х классов общеобразовательных учебных заведений. В контурных картах отражены темы курса "География России. Природа. Население": геополитическое положение России, административно-территориальное устройство, рельеф и минеральные ресурсы, климат и агроклиматические ресурсы, водные ресурсы, почвенные ресурсы и население. Карты снабжены заданиями. Работая с контурными картами, учащиеся научатся находить и запоминать географические объекты, понимать их взаимосвязи, давать характеристику явлениям.

Купить

По общему мнению, привить интерес к географии способен только квалифицированный, знающий и любящий свой предмет педагог. Однако, как отмечали участники съезда, примерно две трети преподавателей географии в регионах не имеют профильного образования. Бюджетный прием на географические факультеты педвузов минимален и составляет в некоторых регионах 5 мест, и даже этот минимум выделяется не каждый год. Подготовка на курсах повышения квалификации также не всегда отвечает современным требованиям.


Вопросы без ответов, или набор благих пожеланий

В то же время в концепции нет четкого ответа на вопрос о том, как эффективно решить эти проблемы. Например, предлагается «внедрить систему мер, нацеленных на сохранение и воспроизводство кадрового потенциала преподавателей географии: премии и стимулирующие гранты для учителей, демонстрирующих выдающиеся успехи в обучении географии; реализовать программы материально-технического стимулирования (оснащение кабинетов географии) образовательных учреждений, показывающих наилучшие результаты в обучении» и т. д. При этом не указано, на какие средства будут осуществляться эти планы.

Документ не дает четкого ответа на вопрос о том, в каком направлении должны реформироваться структура и содержание школьного курса географии - только констатируется отставание школьных географических курсов от современных достижений в области географической науки, а каким образом это отставание будет преодолеваться, неясно. Все это превращает концепцию в набор благих пожеланий и рекомендаций, не обеспеченных конкретными источниками финансирования и четкой стратегией дальнейших действий. Несмотря на подобные существенные недостатки, концепцию планируется как можно скорее внести в правительство - об этом заявили и министр обороны, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, и Ольга Васильева, завершая работу съезда.

Как подчеркнула министр образования и науки, «разработанный проект Концепции, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели».



А вот, что думают эксперты о прошедшем съезде и о концепции

Виктор Дронов, член-корреспондент РАО, автор УМК по географии: «Концепция нуждается в доработке - поскольку некоторые ее положения некорректно сформулированы с точки зрения действующих документов. Например, такие понятия, как «минимум содержания образования» и «базисный учебный план» - ушли в прошлое вместе с введением ФГОС. Упоминание их в тексте документа свидетельствует о том, что разработчики не вполне учитывают образовательную ситуацию, в которой должна быть реализована концепция. Каким образом эти архаизмы остались в тексте документа после многочисленных правок, мне непонятно. Вообще не ясно, почему, не внедрив до конца новые школьные стандарты, мы взялись за разработку концепций по предметам, потому что в том виде, в котором они принимаются, они возрождают старую болезнь нашей школы – предметоцентризм, что противоречит метапредметной идеологии ФГОС. Концепцию также нужно дополнить документом о подходах к созданию новых УМК по географии (эти вопросы в документе освещаются фрагментарно и разрозненно)».

Инна Шимлина, декан естественно-географического факультета Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета: «В Концепции смешиваются два понятия - «географическое образование» и «географическое просвещение». Первое адресовано школьникам и студентам, второе - широким слоям населения. Содержание географического образования в документе не регламентировано, не сказано, в каком оно должно быть объеме, какому уровню что должно соответствовать, будет ли география делиться на физическую и экономическую или речь идет о комплексном изучении. И таких неотработанных моментов очень много. Прежде чем писать Концепцию, надо ответить на вопрос: какие результаты мы хотим получить результаты от ее реализации? На этот вопрос авторы документа ответа не дают - несмотря на то, что все современное образование ориентируется на результаты, прописанные в стандартах. Концепцию надо дорабатывать и снова обсуждать». «Съезд произвел неоднозначное впечатление. Конечно, хорошо, что благодаря этому мероприятию учителя, методисты получили возможность встретиться и пообщаться, а что касается главной темы - концепции, то я испытала некоторое разочарование. Задачей съезда должно быть не принятие концепции, а интересное, яркое, профессиональное обсуждение документа. Однако с самого начала работы съезда его участникам и делегатам организаторы этого мероприятия дали понять, что концепция будет принята вне зависимости от результатов предстоящих на съезде дискуссий. Концепция обсуждалась достаточно давно, было много споров, предложений, критических замечаний, высказанных многими учителями, методистами, учеными. Но, по признанию очень многих участников дискуссий они (предложения) не просто не вошли в представленный на съезде вариант, но, словно и не рассматривались. Я согласна с мнением М.В. Рыжакова, что в концепции не отражены достижения в области преподавания школьного курса географии, что многие важные идеи географического образования, рассматриваются в нынешней концепции, как «с чистого листа». Важно, что на съезде звучали серьезные и главное, аргументированные замечания по структуре Концепции и по ее содержанию. И это были замечания сущностные, а отнюдь не только стилистические.

Печально, что даже в итоговом выступлении Н.С Касимова, перед самым голосованием, так и не было определено что такое «общее географическое образование», является ли оно синонимом «школьному географическое образованию». И это странно, так как с самого начала на разных этапах обсуждали «Концепцию развития географического образования …», потом появилась «Концепция общего географического образования». Эти неточности крайне существенны. Осталось непонятным, кто имел право голосовать за принятие обсуждаемого документа: только делегаты съезда или делегаты и участники? В последнем случае не понятно, чем различался статус собравшихся? И главное, что в итоге приняли участники и делегаты съезда: резолюцию съезда (но ее текст не зачитывался) или Проект Концепции (тогда какой вариант, с какими поправками)? К сожалению вопросов больше, чем ответов. Жаль, что на съезде не прослеживалась преемственность с предыдущим съездом: не было разговора о том, что было сделано по решениям, принятым на I съезде, что не получилось и по каким причинам. Представляется, что подобный анализ мог стать основой более предметного разговора о новой Концепции. Жаль, что не вспомнили, не почтили память тех, кто ушел за эти годы - В. П. Максаковского, Г.И. Котельникову и других. Искренне поздравляю учителей и методистов, награжденных грамотами РГО. Не умаляя заслуг награжденных, столь же искренне недоумеваю: почему так мало (!) учителей и методистов, чей труд отмечен и замечен хотя бы грамотой. Неужели в зале не было и других достойных? Конечно, были, и не один десяток. Остается только радоваться состоявшимся встречам с коллегами».

Краткий обзор проекта научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География». Содержит инофрмацию о преобразование предмета география до 2020 года

Просмотр содержимого документа
«Obzor»

Г еография - предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся
комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете
людей, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом
научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические
процессы посредством региональной политики.

Слайд 2. Целью географического образования является формирование географической
культуры учащихся как необходимого качества человека, живущего в условиях
глобализированного мира, как части общечеловеческой культуры. Общая цель
географического образования отражает социальный заказ общества, соотносится с общей
целью образования, направленной на развитие и саморазвитие индивидуальности.

Географическая культура - неотъемлемая часть всесторонне образованной
личности. Географическая культура представляет собой исторически сложившийся
социальный опыт человечества, связанный с познанием, освоением и преобразованием
географического пространства. ЮНЕСКО отнесло географию к числу
четырех ведущих школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не
только за формирование у будущих поколений гуманистического мировоззрения и
социально-ответственного поведения в современном мире.

Сегодня мы становимся свидетелями невиданного ранее информационного взрыва,
необратимого вторжения в учебный процесс компьютерных технологий, методов
моделирования и имитации, мультимедийных средств обучения, космических и
аэрофотоснимков, графических, сетевых и динамических моделей. К сожалению, одновременно, мы наблюдаем некоторое снижение статуса географии (уменьшается количество часов)

Слайд 3.
преодоления.
1. Проблемы содержательного характера 8 проблем ( в географических курсах при изучении их региональной части необходимо уделять большее внимание изучению населения, его традициям, быту, хозяйствованию, социальным проблемам. При этом необходимо делать упор на наиболее характерных чертах, присущих данному региону, при этом усиливаются этнографическая, геополитическая, геодемографическая, геоэкологическая и социально-географическая составляющие курса.)

2. Технологические проблемы:3 проблемы ( в обучении географии имеет место доминанта позиции учителя, сохраняется транслирующий способ обучения, не учитывается личностный опыт субъекта ине затрагивается ценностно-смысловые глубины рефлексии субъекта образовательного процесса)

3.Проблемы кадрового характера – 2 проблемы (в педагогических ВУЗах уменьшается или не производится вообще прием по направлению «География», что в самом ближайшем будущем приведет к кадровому дефициту)

4. Проблемы мотивационного характера 4 проблемы ( низкой востребованностью географии, как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах)

Слайд 4. С целью дальнейшего развития познавательного интереса и усиления мотивации в
изучении географии в общеобразовательных организациях, выявления и оказания помощи
одаренным учащимся, повышения престижа предмета, а также повышения уровня
преподавания данной дисциплины необходима система олимпиад по предмету география

Комплекты должны различаться по параллелям, Задания олимпиады должны быть оригинальными; допускается использование задач и иных видов заданий, опубликованных в сборниках, профильных периодических изданиях и
источниках в сети Интернет только в качестве прототипов (моделей) для их составления;

Слайд 5. Цель Концепции: В более узком смысле эта цель заключается в создании условий для учащихся с законченной системой географических знаний, а также овладения ими системой базовых компетенций,

    теоретико-мировоззренческим задачам географического образования

    прикладным задачам географического образования

Слайд 6. «география».

Изучения географии в основной школе – цели и блоки

Цели изучения географии в старшей школе – на базовом и профильном уровнях. Структура курса

Слайд 7. Приоритетные направления, методы преподавания:

    Педагогическая технология

    Интерактивное обучение

    Работа в малых группах (игровая технология, диалоговое обучение)

    Проблемного обучения.

    Модульное обучение

    Технология развития критического мышления.

    Технология развивающего обучения

    Проектная технология.

    Информационно-коммуникационные технологии

Например. 1)Учитель сообщает обучающимся учебную информацию и определяет пути, формы,
средства и методы освоения и приобретения знаний и умений, направляет исследовательский
и творческий поиск обучающихся; является активным участником становления их
профессионального выбора. 5 указаний.

Слайд 9. Инструментарий и средства материально-технического обеспечения предоставлены в виде таблицы, в которой прописаны наименование, необходимое количество и примечание (часть таблицы).

Слайд 10. Основные формы и виды учебной деятельности.

Перечисленны матоды и их характеристика указано 5 методов обучения (словесные, наглядные). Указаны виды учебно-познавательной деятельности и их предметы с описанием (наблюдение, работа с книгой)

Слайд 11.

    Требования ФГОС к результатам образования (личностным, метапредметным, предметным) по основным общеобразовательным программам

Примерные общеобразовательные программы начального, основного и среднего
общего образования должны уточнять и конкретизировать личностные, метапредметные и предметные результаты образования (требования ФГОС) в процессе реализации содержания предмета «География»

    Требования к кадровым условиям реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы
основного, основного и среднего общего образования для организации образовательного
процесса в рамках предмета «География» (уровень квалификации педагогических работников организации, организующих обучение и воспитание обучающихся в рамках предмета «География»)

    Учебно-методический комплекс «Полярная звезда»

    Учебно-методический комплекс «Сфера»

    Учебно-методический комплекс классической линии издательства «Дрофа»

    Выявлены особенности УМК

    Даны ответы на следующие вопросы: В чем инновационные особенности современного УМК по географии?

    Какие лучшие традиции отечественной педагогики он сохраняет и развивает

Слайд 13. Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию предмета «география», факторов,способствующих повышению качества преподавания предмета «география», рекомендации по их использованию с учетом региональной специфики

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических
технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать какая из них
лучше для достижения положительных результатов. Выбор той или иной технологии зависит
от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы
занятия и т.д

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся
технологии как:

Информационно-коммуникационная технология;

Технология развития критического мышления;

Проектная технология;

Технология развивающего обучения;

Технология проблемного обучения;

Игровая технология;

Модульная технология;

Технология мастерских;

Кейс-технология

Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения в предмета «география»

На федеральном и региональном уровнях, а так же для ассоциации учителей географии, для руководителей (Разработать программы выездных мероприятий с целью апробации и рецензии
программ непрерывного географического образования с учетом регионального
(вариативного компонента), в соответствии требованиями к реализации Федерального
государственного образовательного стандарта к результатам обучения, на основе учебнометодических материалов.)

Слайд 14. Система планирования деятельности по реализации концепций в соответствии с поставленными целями и задачами и описание порядка их внедрения, механизмы
мониторинга результатов реализации концепций, ключевые показатели и индикаторы эффективностиреализации концепций (не менее 20 показателей и
индикаторов).

Цель, задачи и критерии.

Критерии общеобразовательной организации: 17. Количество преподавателей, прошедших стажировку в других регионах 18. Количество преподавателей, прошедших стажировку из других регионов 19. Место организации в региональной оценке качества образования путем
регионального (всероссийского) конкурса за текущий год 20. Результат ЕГЭ (средний) по географии 21. Результат ГИА (средний) по географии 22. Количество учеников-победителей региональных олимпиад, конкурсов по географии 23. Количество учеников-победителей всероссийских олимпиад (международных

Слайд 15 Условия эффективности реализации концепции предметной области «география» (включая ключевые показатели и индикаторы эффективности реализации концепции, механизмы мониторинга результатов реализации концепции предметной
области «география») 9 условий

Слайд 16. Дорожная карта (план мероприятий) по внедрению и апробации проекта концепции преподавания предмета «география» в российской федерации актуальность, цели, задачи, предпосылки, направления имеется в приложении (часть таблицы на слайде 17 )

Просмотр содержимого презентации
«Obzor»

Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География»

краткий обзор Скурихиной Д.А. п.Артюгино


ЦЕЛЬЮ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ является формирование географической культуры учащихся как необходимого качества человека, живущего в условиях глобализированного мира, как части общечеловеческой культуры.


Проблемы системы школьного географического образования и пути их преодоления

Проблемы кадрового характера

Технологические проблемы

Проблемы содержательного характера

Проблемы мотивационного характера



Цель Концепции: в создании условий для учащихся с законченной системой географических знаний, а также овладения ими системой базовых компетенций

прикладные задачи географического образования

теоретико-мировоззренческие задачи географического образования


Основные содержательные линии учебного предмета «география

Основная школа

Старшая школа (профильный уровень)

Структура курса

Старшая школа (базовый уровень

Структура курса

Основная школа


  • Педагогическая технология
  • Интерактивное обучение
  • Работа в малых группах (игровая технология, диалоговое обучение)
  • Проблемного обучения.
  • Модульное обучение
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология развивающего обучения
  • Проектная технология.
  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Учитель сообщает обучающимся учебную информацию и определяет пути, формы, средства и методы освоения и приобретения знаний и умений, направляет исследовательский и творческий поиск обучающихся; является активным участником становления их профессионального выбора

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И СРЕДСТВА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



  • Требования ФГОС к результатам образования (личностным, метапредметным, предметным) по основным общеобразовательным программам.
  • Требования к кадровым условиям реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

Учебно-методический комплекс

«Полярная звезда»

Учебно-методический комплекс

классической линии издательства «Дрофа»

Линия страноведческих учебников «Дрофы»


  • Описание наиболее эффективных подходов к преподаванию предмета «география»,

факторов, способствующих повышению

качества преподавания предмета «география»,

региональной специфики.

  • Научно-обоснованные предложения по модернизации содержания и технологий обучения в предмета «география».
  • Организационная схема мониторинга внедрения нового содержания и новых технологий преподавания учебного предмета «география».
  • Описание процессов нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, программного и информационно-ресурсного обеспечения образовательной деятельности.






Роль географии как учебного предмета в новых условиях развития общества изменяется. Вклад географии в развитие личности уникален! География - это способ рассмотрения мира. Географическая культура - часть общей культуры человека. География - один из старейших и традиционных предметов российской школы, ее стали преподавать на рубеже веков.






Период модернизации длится уже более десяти лет и характеризуется принятием Стандарта образования, введением ЕГЭ, изменением целей, структуры и содержания, средств и методов обучения Главная задача образования - обеспечение качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.


Современная школьная география - особая дидактическая конструкция научного знания Каковы же успехи и потери нашего предмета в период модернизации? Место в учебном плане - потери в часах. Структура предмета (варианты) В 5 кл. -»Как люди изучали Землю и создавали карту» Землеведение, страноведение, отечествоведение; география мира


Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета. Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.










Школьная география и географическая наука Обновление содержания на основе комплексного подхода согласуется с развитием современной географии, которая стремится к интеграции своих двух ветвей и ставит в центр своих исследований фундаментальные законы пространственной организации ГО, взаимодействие природы и общества.


Изменения в средствах и методах Многие средства обучения переведены на электронные носители, они расширяют возможности в организации познавательной деятельности уч-ся. Методы обучения перешли в категорию педагогических технологий, что требует соотнесения целей урока с оценкой результатов обучения. Введение ЕГЭ по географии.


Негативные стороны модернизации образования Вариативность образования привела к созданию нескольких программ и множества учебников. Усиление комплексного страноведения может привести к снижению научного уровня предмета, основы науки заменяются описательным подходом. Возможность показать на экране большую часть содержания предмета ограничивает практическую деятельность уч-ся в окружающей среде.








Основные идеи учебника В учебнике реализуется новая концепция содержания географического образования - переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, т.е. переход от покомпонентного изучения территории к комплексному.


Формирование географической картины мира Понимание целостности окружающего мира; Умение мыслить комплексно; Формирование картографической грамотности. В учебнике реализуются элементы этой культуры: Сохранена научная основа содержания. Усилена связь с предшествующим курсом начальной географии.


Проведено перераспределение учебного материала между общеземлеведческим и страноведческим содержанием курса. Усилена страноведческая составляющая, что привело к изменению структуры. Реализован историко-географический подход (рассматривается изменение рельефа, климата и других компонентов природы во времени).




























Страны изучаются в составе регионов или отдельно рассматривается одна страна. Всего школьникам предлагается познакомиться с 50-ю странами, в назывном порядке упоминается их чуть больше (например, в составе региона Центральной Азии кратко описано 5 стран).
















Аппарат ориентировки Это шрифты, сигналы,символы Текст параграфа разделен на части, каждая часть выделена шрифтом. Вопросы в тексте выделены курсивом. Каждый параграф завершается краткими выводами. В конце каждого раздела помещены рекомендации к применению Интернет- ресурсов.


Практическая направленность.. Практические работы - составная часть содержания школьной географии. При их выполнении применяются методы географии:картографич еский, сравнительный, описательный и др. Установите соответствие диаграммы осадков климатическому поясу


Практическая деятельность обеспечена: а) заданиями учебника; б)учебными тетрадями; в) практикумами; г) заданиями к контурным картам Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ школьников для достижения практических результатов. (ГШ, г.,с.67).




Как изучать страны Формирование образа страны Наложение карт (физической, климатической и других с политической) Комплексный подход при характеристике страны Особое внимание к рассмотрению населения. Население это главное звено в системе взаимодействия между природой и хозяйством.


Как изучать страны? Страноведение интегрирует знания из многих наук, использует комплексный подход, изучает территорию как целое. Важнейшая функция географии - выработка представлений о единстве человечества, разнообразии стран и населяющих их народах (В.М.Котляков)


Критерии отбора стран Величина территории и населения Особенности ГП Характер общественного строя Историко-географические особенности Особенности природы и ресурсов Население и хозяйственная деятельность Новые события в природе и хозяйстве Вклад в мировую цивилизацию.


Формирование образа страны Образ - устойчивое пространственное представление, символ, компактные модели определенного географического пространства. (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко, Д.Н. Замятин) Географический образ -совокупность ярких символов, ключевых представлений реального пространства.


Образ отражает уникальное, особенное, индивидуальное. Он не может быть абстрактным, оторванным от территории Формирование образа страны повышает интерес к предмету, отражает личные интересы школьника. Образ - это рисунки, стихи, рассказы, «письма» из страны и др.


Приемы изучения стран При рассмотрении общих особенностей природы Земли и материков упоминать названия страны, их ГП При изучении компонентов природы материков проводить наложение политической карты на тематические. Составлять комплексные описания и характеристики стран с привлечением различных источников информации.



В начале ноября в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова прошел второй Всероссийский съезд учителей географии.
В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны.
От Калужской области на съезде работали заведующий кафедрой географии КГУ им. К.Э.Циолковского О.И.Алейников, учитель села Нижние Прыски Козельского района Калужской области, победитель конкурса «Учитель года — 2016» в Калужской области Б.М.Сергеев и наш земляк, учитель географии Кременской средней школы, заместитель председателя ассоциации учителей географии Калужской области Э.А.Краснов.
Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Министерство образования и науки РФ, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России.
Открывая съезд, ректор МГУ, академик РАН В.А.Садовничий признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни. География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний».
Президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, доктор педагогических наук, профессор МПГУ А.А.Лобжанидзе ознакомил участников съезда с результатами обсуждения основных положений Концепции географического образования в
региональных отделениях РАУГ.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов отметил, что географию для сдачи ЕГЭ выбирают небольшой процент выпускников, а в 2016 году ЕГЭ сдали всего около 18 тысяч школьников, или 3% участников ЕГЭ. В этом учебном году планируются Всероссийские проверочные работы по географии в 11-х классах на добровольной основе.
Первый вице-президент РГО, Президент географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН Н.С.Касимов также говорил о работе региональных отделений РГО по обсуждению основных положений данной Концепции.
После пленарного заседания в работе одиннадцати круглых столов проводилось обсуждение по основным положениям проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации: модернизация содержания географического образования, проблемы методики преподавания географии, система дополнительного образования и школьной географии, географическое просвещение и популяризация географии, система оценки качества географического образования и др.
На втором, заключительном, дне работы съезда пленарное заседание, которое также открыл ректор МГУ В.А.Садовничий, перед участниками съезда выступил Президент Русского географического общества С.К.Шойгу. Он отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции и роль РГО в популяризации географии в молодежной среде. Также С.К.Шойгу напомнил всем делегатам и участникам съезда о проведении 20 ноября 2016 года Всероссийского диктанта по географии, призвал всех принять активное участие в ходе его подготовки и проведения.
Роль предмета географии в формировании личности и общегражданской идентичности и необходимость создания в школах хорошо оснащенных кабинетов географии отметила министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева. Также она поддержала инициативу введения обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах и подчеркнула важность проведения Всероссийских проверочных работ по географии в общеобразовательных учреждениях.
В заключение первый вице- президент РГО, академик РАН Н.С.Касимов зачитал резолюцию съезда о принятии Концепции географического образования. По итогам работы делегаты и участники съезда приняли ее единогласно.
География — важный предмет в программе современной школы, позволяющий сформировать у учащихся понимание целостности современного мира, изучить природу в совокупности природных комплексов, различных отраслей хозяйства, экономических и
географических особенностей и глобальных проблем. Будем надеяться, что прошедший съезд поможет школьной географии обрести ее былой высокий статус, а для наших школьников стать самым увлекательным, полезным и актуальным школьным предметом.


Top