Сообщение о группе битлз. The Beatles

Популярная группа Битлз, её далеко не краткая биография, состав The Beatles и история группы за десятилетия с её распада не теряют актуальности. Новые сообщения о группе Битлз появляются кратко или развернуто с частой периодичностью. Про группу Битлз в сети есть краткое сообщение и наоборот, мы постарались совместить всю доступную информацию про The Beatles в одно, коротко и информативно.

О «Битлах» слышали абсолютно все, даже если только краткое содержание. Эта команда из 4 парней настолько прочно влилась в историю человечества, что до сих пор дает пищу для исследований всех, кому музыка небезразлична, будь то меломан или же критик.

Величину популярности, которая и сегодня дает о себе знать, глубокую любовь к творчеству, объяснить действительно сложно, однако факт остается фактом – в шестидесятые четверка перевернула весь мир.

Как все начиналось

Почти двадцать лет «Битлз» считались эталоном музыкантов. The Beatles породила огромную волну подражательства – как среди обычных фанов, так и среди других команд. Музыка коллектива вдохновляла целые поколения. Именно она ответственна за то, что в Европе активно расцвело движение за мир, к любви и свободе.

Невозможно до конца оценить, какое значение сыграли The Beatles в культуре человечества, и вряд ли хоть кто-то из коллектива в полной мере понимал, куда заведет совместное творчество.

Ливерпуль, город, бывший родным для основателей команды, на самом деле для музыкантов Англии являлся интересным местом. Именно здесь варились свежие идеи, которые и вдохновили Пола и Джона на занятия музыкой.

В 1957 Пол Маккартни встретился с Ленноном впервые. Джон уже считался лидером команды Quarrymen, хоть ему и было только семнадцать. Стилистика творчества относилась к британскому варианту рок-н-ролла – скиффл. Маккартни очаровал нового знакомого, потому что оказался мультиинструменталистом – труба, фортепиано и гитара, а кроме того ориентировался в аккордах и текстах всех лучших хитов того времени. Но помимо этого Пол показал Джону первые наработки композиций, и Джону тоже захотелось создавать свои песни. Дух соперничества заставил их обоих усердно работать. Сблизились же они позднее в результате трагических событий – смерти матерей.

Не прошло и нескольких месяцев, как они уже не только поигрывали вместе, но и вышли на сцену. Помог им в этом Харрисон, Джордж был близким другом Пола. Немногим позже к только появившейся команде присоединился и Стюарт Сатклифф, который учился с Харрисоном в одном колледже.

Нужно отметить, что родители практически не знали, чем занимаются сыновья. Они были действительно убеждены, что те хотят получить рабочую специальность. Однако все члены четверки были слишком увлечены музыкальной темой. Тепло к их занятиям относилась лишь мать Харрисона.

Как вы лодку назовете

Ряд успешных выступлений навел музыкантов на мысль, что пора бы подобрать подходящее название. Амбиции у всех членов команды были велики, и пусть все их выходы на сцену трудно было назвать концертами, а записать их музыку никто бы не предложил, они все равно были полны энтузиазма.

Для этого пришлось вливаться в ливерпульскую клубную жизнь. Выступая под названием Quarrymen, они раз за разом пробовали силы в творческих конкурсах, но ничего похожего на успех не получалось. В итоге пришлось подумать, какой вариант названия лучше опишет их подход к творчеству.

Размышления привели к The Beatles, причем и сегодня ведутся споры, как оно появилось. Члены коллектива не раз упоминали, что имя придумали Стюарт и Джон. Им пришло в голову сотворить название с двойным смыслом. Оттолкнувшись от beetles, они поменяли букву, чтобы получилась отсылка к beat, ведь именно этот стиль музыки был особенно популярен.

Название ли было ответственно за то, что группу Битлз заметили среди прочих, никто не сможет утверждать точно, однако к молодым людям действительно стали обращаться за выступлениями.

Едва начался 1960, как группу позвали в краткое турне по городам Шотландии, и это стало отправной точкой, которая помогла подняться над многочисленными коллективами, исполнявшими схожую музыку в Ливерпуле. Команда должна была работать на одной сцене с Джонни Джентлом, популярным на тот момент певцом.

К сожалению, шотландское турне принесло не только положительные впечатления. В ходе концертов команда поссорилась с менеджером, не получила вовремя оплату. В родной город они вернулись раньше, чем предполагалось договором. Ударник же, получивший в туре сотрясение мозга, команду покинул.

Большой старт

С лета 1960 The Beatles получили приглашение на концерт в Гамбург. Для всех участников Битлз это было великолепным шансом продемонстрировать себя за пределами родной страны, выйти на Европу, как сказали бы сегодня. Самое любопытное в том, что на деле такой выбор был достаточно странным. У группы не было постоянного ударника, что осложняло работу, и она никому не была особенно известна. Однако так случилось, что на тот момент более популярные коллективы не могли отправляться в длительное турне, и Аллан Уильямс сумел протолкнуть вперед начинающих. Перед гастролями долгие поиски ударника привели в команду Пита Беста – практически случайно.

Конечно, не обошлось без сложностей – тур в Германию стал большим испытанием. Почти семь месяцев за границей «битлы» выступали в клубах Indra и Kaiserkeller. График концертов оказался весьма напряженным, ведь концерты тогда шли без остановок, и ни в коем случае нельзя было ударить в грязь лицом. Оставив собственные композиции на более удобный случай, команда ударилась в исполнение вариаций, импровизаций и обработок.

Расслабляться было нельзя. The Beatles играли блюз, обрабатывали народные песни, исполняли блюз, рок-н-ролл, отбирали и пели эстрадные композиции. Это оказалось хорошим опытом: за семь месяцев турне мастерство заметно выросло.

Возвращение команды оценили и в знакомых клубах. Группа Битлз зазвучала иначе.

Однако не только этот след оставило первое в истории команды турне. Стюарт Сатклифф познакомился и завел отношения с Астрид Кирхерр. Это ей принадлежит фотоссессия в Гамбургском парке. И именно она предложила команде подобрать новый имидж.

Новые стильные прически и аккуратные пиджаки без воротников и лацканов от Кардена стали обновленным образом команды. Можно считать, что немецкая девушка выступила имиджмейкером.

Эпштейн-эра

Вернувшись в Ливерпуль, команда стала регулярно выступать в Cavern. Более опытные музыканты быстро выдвинулись вперед, и в городе стали известны достаточно широко. Однако у них были и конкуренты, например Rory Storm and the Hurricanes. В этой весьма популярной на тот момент группе на ударных сидел Ринго Старр.

Познакомиться с командой «битлы» успели все на тех же немецких гастролях. С этими ребятами они совместно записали пластинку – подыграв как сессионщики. Впрочем, в итоге это было судьбоносное событие.

Кстати, запомнившись в Гамбурге, Битлз отправились туда и второй раз в 1961. На этот раз тур занимал три месяца. Германия дала группе возможность впервые записаться на студии, так как они выступали вместе с Тони Шериданом. На пластинке группу обозначили The Beat Brothers.

В Cavern же команду приметил Брайан Эпштейн, работавший в одном из магазинов, занимающихся пластинками. Он так воодушевился, что начал переговоры с компаниями по звукозаписи, однако получал много отказов, пока наконец-то Parlophone не решилась на контракт с группой, о которой мало кто слышал.

Джордж Мартин, выступавший продюсером этой студии, говорил, что привлекли его не качество музыки или мастерство. «Битлы» взяли остроумием, открытостью и даже легкой наглостью. Они так очаровали Мартина, что тот открыл им дорогу к Abbey Road, на знаменитую лондонскую студию.

К середине осени 1962 появился Love Me Do. Никто не может сказать, продавался бы сингл хуже, если бы Эпштейн лично не выкупил 10 000 пластинок, отчего поднялся шум вокруг восходящих звезд.

Это привело команду на телеэкраны, и, конечно, число фанов стало расти с невиданной скоростью. Теперь появлялись синглы, организовывались концерты, и все-таки увидел свет первый альбом. Это тоже было замечательным событием: Please Please Me поднялся на вершины национального хит-парада и шесть месяцев не уходил с верхних строк.

Можно сказать, что так в 1963 появилось новое явление – битломания.

Следующая пластинка, получившая название With The Beatles, появилась немного позднее и принесла новый рекорд. Только предзаказов на этот альбом собрали 300 тысяч. В течение года разошлось свыше миллиона пластинок!

Величайшие композиторы

Великобритания обожала четверку, но в Америке о ней пока никто не слышал. Переиздание хитов, о котором старался договориться Эпштейн, все не случалось. Однако, когда была записана I Want To Hold Your Hand, Ричард Баккл высказался о ней на страницах весьма популярного издания The Sunday Times. Говоря о работе музыкантов, он высказал мнение, что имена Маккартни, Леннон встанут в истории музыки сразу же за именем Бетховена. Такая похвала возбудила интерес, и так песни битлов зазвучали в США.

Не прошло много времени, как пять первых композиций национального хит-парада Америки принадлежали именно им.

Альбомы же продолжали записываться, и команда даже сняла фильмы. Когда появился Help!, весь мир единодушно признал Yesterday великолепнейшей композицией. Каверы зазвучали со всех концов, и на сегодняшний день существует не менее двух тысяч вариаций.

Работа в студии

В 1965 рок-н-ролл пережил перерождение и превратился из развлекательной музыки в нечто новое. Возглавили волну группа The Beatles, выпустившие Rubber Soul. Годом позже они выпустили Revolver, в котором оказалось столько эффектов, что исполнять композиции вживую было бы невозможно.

Так гастроли ушли на задний план, и команда начала серьезно работать именно в студиях. В 1966 стартовала запись Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, продолжавшаяся почти 130 дней.

Этот альбом и сейчас считается эволюцией жанра, музыкальным триумфом. Однако после этого дела стали хуже.

В 1967 Эпштейн скончался от передозировки снотворного.

White Album сегодня называют первым сигналом о распаде команды.

К сожалению, в то время в группе нарастала напряженность, музыка создавалась не совместно, а стала поводом для конкуренции между собой. К тому же у Джона появилась Йоко, и она вовсе не нравилась другим членам команды.

Закат

У Леннона появился новый проект, хотя он все так же числился в составе The Beatles, Маккартни ударился в сольное творчество. К середине 1969 совместного творчества не было, однако фанаты как будто бы не знали о такой неприятной ситуации.

Когда же в 1970 Маккартни сообщил, что оставляет проект, это всех шокировало. Впрочем, коллектив распался благополучно – каждый музыкант нашел собственную стезю.

Фанаты же мечтали о воссоединении, однако в 1980 погиб Леннон, и стало ясно, что эпоха The Beatles ушла безоговорочно, что нисколько не повлияло на масштаб популярности. И сегодня альбомы коллектива слушают и знают повсеместно.

Немного фактов

Великобритания в 1965 наградила всех членов команды орденами Британской империи.

Популярный журнал среди меломанов Rolling Stone назвал команду Битлз величайшими исполнителями всех времен. Первое место среди пятиста лучших альбомов занял именно альбом «битлов».

Выступление The Beatles, которое имело место в 1967, посмотрело 400 000 000 зрителей. Его показывали в «Нашем мире». Именно там All You Need Is Love получил видео-версию.

1969 год: появился необычный по формату на тот момент формат – Yellow Submarine, мультфильм-полнометражка. В нем прозвучали многие песни, особенно всем запомнилась Hey Jude, которую Леннон посвящал сыну Джулиану.

Ринго и Пол и сегодня могут порадовать поклонников новой музыкой.

Биография «Битлз» - молодые годы.
Легендарная группа «Битлз» зародилась в 1959 году в Великобритании, в городе Ливерпуле. В самый первый состав группы входили Пол Маккартни (бас-гитара, гитара, вокал), Джон Леннон (гитара, вокал), Джордж Харрисон (гитара, вокал), Стюарт Сатклифф (бас-гитара), Пит Бест (ударные).
Поначалу группа была известна только в Ливерпуле, затем, когда в 1960 году музыканты уехали в Германию, на них обратил внимание Тони Шеридан, который был в то время очень известным исполнителем рок-н-ролла. Вместе с «Битлз» Шеридан записал студийный альбом "Тони Шеридан и Битлз". Именно тогда в творческой биографии «Битлз» произошел первый серьезный дебют на международном уровне.
После совместного проекта с Шериданом группой заинтересовался Брайен Эпштейн, владелец магазина грампластинок. С осени 1961 года он стал их менеджером. Когда в декабре 1961 года из группы ушел Стюарт Сатклифф, «Битлз» стали квартетом. Затем состав группы претерпел еще одно изменение: записывающая компания, с которой вел переговоры Эпштейн, за свое согласие сотрудничать с «Битлз» потребовала сменить барабанщика Пита Беста.
Первый авторский сингл "Битлз", называвшийся "Love me do", был записан на малоизвестной в то время звукозаписывающей студии "Парлофон" в декабре 1962 года. Брайан Эпстайн, стремясь вызвать интерес публики к новому хиту группы, сделал довольно рисковый шаг - сам скупил первые десять тысяч экземпляров. Эта коммерческая хитрость удалась – интерес к мигом разлетевшейся пластинке привлек массу покупателей. Первый в биографии «Битлз» самостоятельный альбом вышел в начале 1963 года. Уже к 1964 году весь мир был без ума от «Битлз».
Официальным «днем рождения» феномена «битломании» считается день выступления «Битлз» в лондонском зале «Палладиум» 13 октября 1963 года. Их концерт транслировался по телевидению и собрал около пятнадцати миллионов зрителей. При этом тысячи фанатов группы вместо просмотра телепередачи предпочли собраться у здания концертного зала, надеясь увидеть своих кумиров в жизни.
4 ноября того же года «Битлз» выступили в театре Принца Уэльского. Их выступление стало гвоздем программы Королевского варьете. Сама королева-мать выразила восхищение исполненной «Битлз» песней «Till There Was You».
Вскоре вышел второй альбом «Битлз» под названием «With The Beatles», который побил все существующие рекорды по количеству предварительных запросов на покупку. К 1965 году было распродано более одного миллиона экземпляров альбома.
В 1963-1964 годах «Битлз» покорили Америку. Они стали первой английской группой, которая имела такой оглушительный успех «за океаном». Причем компания «Парлофон» не рискнула выпускать синглы группы в США, именно по причине недолгой популярности в Штатах практически всех музыкантов из Великобритании. Брайан Эпстайн пытался привлечь внимание американской публики, выпустив синглы «Please Please Me» и «From Me To You» и альбом «Introducing The Beatles», но успеха они не имели.

Популярность пришла после выхода в США в конце 1963 года сингла «I Want To Hold Your Hand». Один из известных музыкальных критиков после этой песни назвал Леннона и Маккартни «величайшими композиторами после Бетховена». В январе 1964 года в США был выпущен альбом «Meet the Beatles!», который уже в феврале получил статус «золотого».
Квартет отправился на гастрольные выступления в США, где они дали три концерта, а также дважды стали участниками популярной телепрограммы «Шоу Эда Салливана». «Битлз» собрали у экранов телевизоров сорок процентов населения США – это около семидесяти трех миллионов человек. Этот факт биографии «Битлз» является одним из знаковых: такое количество теле аудитории было зафиксировано впервые за всю историю телевидения.
Это был период разгара «битломании»: их следующий творческий проект, музыкальный фильм «Вечер трудного дня" и одноименный альбом, получили три миллиона предварительных заявок, заграничные гастроли проходили с триумфальным успехом. «Битлз» были названы «лучшими композиторами-песенниками со времён Шуберта».
Однако вскоре квартету пришлось покончить с концертными выступлениями: публика готова была порвать на части своих идолов, фанаты не давали музыкантам прохода, поэтому «Битлз» были практически изолированы от всего мира. В 1965 году мировая популярность показала свою обратную сторону: начались акции протестов против «Битлз», сжигались их пластинки, портреты, одежда. Неосторожные высказывания членов группы приводили к скандалам национального масштаба. Кроме того, сцена ограничивала их творческое развитие – изо дня в день они исполняли одни и те же песни, по условиям контракта не имея права отступать от программы. Сценическая биография «Битлз» закончилась, и музыканты решили полностью посвятить себя студийной работе. 5 августа 1966 года вышел один из лучших альбомов The Beatles - «Revolver». Альбом отличался прежде всего тем, что большинство его песен не предполагали сценического исполнения - настолько сложны здесь использованные студийные эффекты.
В 1967 году был записан монументально-новаторский альбом «Битлз» под названием "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера". Это был настоящий переворот в мире рок-музыки: альбом был первым толчком к появившимся впоследствии новым музыкальным направлениям, таким как apт-poк, хард-рок и психоделия.
Биография «Битлз» - зрелые годы.
В июне 1967 года концерт «Битлз» транслировался по всему миру. В этом они тоже стали первыми – около четырехсот миллионов человек видели их выступление, такого грандиозного успеха не добивался еще ни один музыкальный ансамбль. Во время выступления была записана видеоверсия песни «All You Need Is Love». Вскоре после этого триумфального успеха произошла трагическая смерть «пятого битла» менеджера группы Брайана Эпстайна. Дела группы пошли на спад.
В 1968 году группа выпустила двойной альбом, который впоследствии стал известен среди поклонников группы как «белый альбом» из-за оформления обложки. Альбом имел огромную популярность, однако именно во время работы над ним в группе появились первые признаки последующего распада. Атмосфера стала накаляться, между музыкантами время от времени происходили скандалы. способствовало улучшению состояния группы.
В 1969 году группа выпустила одну из лучших своих песен - «Hey Jude». Сингл занял верхние строчки хит-парадов по всему миру и разошелся шестимиллионным тиражом.
В феврале 1969 года отношения в группе окончательно разладились из-за разногласий по поводу нового менеджера. Маккартни подал в суд на собственную группу. Однако впоследствии группа выпустила еще один шедевр своего творчества – альбом «Abbey Road», который считается их последней совместной работой (вышедший в 1970 году альбом «Let It Be» включал старые записи группы).
В апреле 1970 года, одновременно с выпуском сольного диска Пол Маккартни официально заявил, что «Битлз» больше нет. Величайшая рок-группа мира распалась. В 1979 году Маккартни предпринимал попытки воссоединить группу в прежнем составе. Но этому никогда не суждено было случиться - годом позднее был убит Джон Леннон.

К 1958 году, когда Джон, Пол и Джордж начали играть вместе, американский рок-н-ролл вовсю распространился по Соединенному Королевству. Молодые люди ждали второго дыхания, какой-то искры, которая затмит собой британскую законсервированность и послевоенную серость, хотели музыкального развития. Кумиром молодежи в те времена был Элвис, под которого она готова была отплясывать ночи напролет. Само собой, помимо простых обожателей у него были и подражатели. Сотни любительских групп по всей Англии репетировали в подвалах и гаражах, подражая американским звездам. В одном только Ливерпуле таких коллективов было не счесть. Выделяется даже особый жанр британской музыки — мерсибит (по названию ливерпульской реки Мерси).

В те времена наши герои были далеко не единственной группой, играющей подобную музыку. Можно вспомнить хотя бы о группе The Undertakers, которая отказалась от сотрудничества с Брайаном Эпстайном (кто знает, возможно, именно эти парни стали бы самой влиятельной группой мира за всю историю, подпиши они контракт). Да и в 1960-е британская музыка не ограничивалась одними лишь «битлами»: были The Kinks, The Who, The Rolling Stones, Cream и многие другие. Но именно The Beatles удалось прогреметь на весь мир так, что отголоски слышны до сих пор.

Кто знает, заслуга ли это одного Брайана Эпстайна или коллективная, но факт остается фактом: из сотен одинаковых групп именно знаменитая ливерпульская четверка стала легендарной. Им удалось то, о чем другие могли только мечтать.

  • Битломания

    Массовая истерия, вызванная подчас нездоровым обожанием The Beatles, начавшаяся в Ливерпуле и Гамбурге, а впоследствии охватившая и весь мир (и даже СССР). Посмотрите записи концертов: рев на трибунах стоит такой, что самой музыки иногда просто не слышно. Беснующаяся толпа преследовала группу буквально по пятам и не давала ей прохода. Пробраться от аэропорта до машины порой было весьма затруднительно, и выручало только полицейское кольцо.

    Такая дикая любовь фанатов утомила битлов настолько, что в 1966 году они заявили о прекращении концертной деятельности: настолько группу измотало то явление, которое она сама же и вызвала — битломания мирового масштаба, запустившаяся в 1960-х и не прекращающаяся по сей день. Конечно, и сейчас у каждой группы найдутся особо любящие и фанатеющие поклонники, но такого масштаба обожания не повторил еще ни один коллектив.

  • Поп-культурный феномен

    Музыка The Beatles была понятна абсолютно каждому. Под нее можно было танцевать, мечтать, грустить, любить и вообще делать все, что угодно. Битлы превратились в настоящий феномен культуры по уровню своей массовой популярности, которой никто не обладал ни до них, ни после них. А искусство, обладающее особо массовой любовью, выходит за рамки своего вида, становясь больше, чем просто искусством — символом своей эпохи. The Beatles стали одним из главнейших символов 20 века. Их изображения до сих пор можно найти во многих местах: от фотографий в ресторанах до граффити на стенах, а продукция с символикой группы до сих пор пользуется большим спросом.

  • Влияние

    Список музыкантов, которые признавались в своей любви к ливерпульской четверке и указывали ее творчество в качестве источника влияния на свое, огромен. Вот лишь некоторые из них: The Who, The Velvet Underground, T-Rex, Tom Petty & The Heartbrakers, Bee Gees, Oasis, Aerosmith, The Jam, Cheap Trick, Дэвид Боуи, The Smiths, The Beach Boys, The Stone Roses, The Flaming Lips, The Black Keys, Nirvana. Каждая из этих команд отдает дань не только славе The Beatles, но и их музыкальному таланту.

  • Плодотворность

    13 альбомов за 7 лет — абсолютный рекорд. При всем этом к каждому своему альбому The Beatles подходили очень ответственно и никогда не делали работу спустя рукава, только бы скорее выпустить альбом с целью заработать побольше. К плодотворности уровня «битлов» на британской сцене приблизились разве что Deep Purple (10 альбомов в период с 1968 по 1975 год), The Rolling Stones (12 альбомов в период с 1964 по 1974 год), Led Zeppelin (4 альбома в период с 1969 по 1971 год) и The Smiths (4 альбома за 3 года существования, не считая сборника редких записей). Стоит добавить, что на одном только «Белом альбоме» 30 песен. Сегодня большой группе требуется в среднем 3-4 года на запись альбома из 10-15 песен.

  • Развитие

    Легендарная четверка никогда не стояла на месте и с каждым альбомом приносила что-то новое в свое творчество. За 10 лет существования музыканты попробовали себя в разнообразных жанрах — от ритм-энд-блюза до психоделического рока и хард-рока. В последнем группа вообще является пионером: песня Helter Skelter считается предвестницей хард-рока и хэви-метала. The Beatles и металл, можете себе представить?

    Диапазон у этих парней действительно был велик. Инструменты в песнях тоже использовались самые разные: помимо стандартных гитар и барабанов можно услышать ситар, губную гармошку, бонго и классический струнный оркестр. The Beatles всегда шли в гору, и когда казалось, что они уже достигли вершины и дальше идти просто некуда, они удивляли своих слушателей прыжком выше собственной головы.

  • Награждение Елизаветой II

    «Ну и что тут такого? — спросите вы, — Мика Джаггера и Роберта Планта вот тоже награждали, обычное дело». Верно, но вот только эти двое удостоились своих наград в 2000-х, а The Beatles были первыми и в этом. В 1965 году участники группы сенсационно были представлены к ордену Британской империи — весьма почетному званию — за вклад в развитие британской культуры и её популяризацию по всему миру. Это означало две вещи: признание рок-музыки консервативным истеблишментом (хотя некоторые обладатели ордена оскорбились этим событием настолько, что вернули свои награды) и появление новой визитной карточки до этого немузыкальной Великобритании.

  • Видеоряд

    Разумеется, битлы не первыми стали использовать формат клипов, но они установили определенные стандарты в этой области. Знаменитые фильмы, такие как Help, A Hard Day’s Night, Yellow Submarine, навсегда вошли в историю не только музыки, но и кинематографа. После The Beatles многие группы охотно использовали такой формат (например, The Who и Pink Floyd).

  • По отдельности

    Всемирная слава The Beatles привела к тому, что после распада на творчество всех четырех (!) участников группы обращали столь же активное внимание, какое было к группе. Конечно, этому способствовало и поведение самих участников: протесты Джона Леннона, увлечения Джорджа Харрисона индийской философией, группа Wings, в которую входили Пол Маккартни и его жена Линда…

    Вспомните, что обычно происходит, когда группа распадается. Вниманием к сольной деятельности обычно пользуются вокалист и гитарист, и надо обладать просто суперстатусом, чтобы градус внимания к творчеству всех экс-участников не понижался.

  • Status quo

    Время шло, музыка развивалась, появлялись новые герои и жанры. Появляются до сих пор. Но одно оставалось неизменным: всеми ведущими музыкальными изданиями The Beatles признавались как лучшая группа из всех когда-либо созданных, а их альбомы неизменно оставались в топах за всю историю.

    Взять хотя бы рейтинг «500 величайших альбомов всех времен» по версии журнала Rolling Stone. В него вошли 10 альбомов The Beatles, 4 из которых находятся в первой десятке. Это еще один рекорд ливерпульской четверки: больше альбомов в этом списке только у Боба Дилана — 11, но в десятке только 2. Журнал не один раз потом обвинили в излишней любви к року 1960-х и 1970-х при составлении списка, но в том, что все пластинки The Beatles там абсолютно по делу, сомнений ни у кого не возникало.

  • This site requires Javascript to function properly - please enable Javascript in your browser

    2016-08-17
    по: showbizby
    Опубликовано в:

    В международный день группы «The Beatles» принято не только петь нестареющие хиты ливерпульского квартета, но и вспоминать о необычных фактах и историях легендарной группы, тем более, что их за богатую творческую историю коллектива было немало.

    Ни один из участников группы не знал нотной грамоты.

    Ровно половина участников квартета – левши: Пол и Ринго.

    Тетка Джона, Мими, всегда твердила фразу: «Гитара – хороший инструмент. Однако, она непригодна для зарабатывания денег». Став богатым, Джон купил тетушке виллу, у которой была мраморная стена с этим высказыванием.

    Джон Линн, сын владельца одной из площадок, где выступала Ливерпульская четверка, рассказал газете «Вашингтон Пост» о стойком запахе мочи, стоявшем в концертных залах после каждого концерта «Битлз». Боб Гелдоф, известный нам как исполнитель главной роли в фильме Алана Паркера «Стена», основанном на музыке «Pink Floyd», вспоминал: «На концертах “Beatles” из-за воплей фанаток музыки не было слышно вовсе, а по полу то и дело бежали струи урины – девушки в прямом смысле уписывались от восторга. Поэтому лично у меня The Beatles ассоциируются, прежде всего, с запахом мочи».

    Сам Харрисон вспоминал: «Моё первое соитие состоялось в Гамбурге в присутствии Пола, Джона и Пита Беста. Мы спали на двухъярусных кроватях и прикрывались простынями, но после того, как я кончил, раздались громкие аплодисменты. Что ж, хотя бы в процессе не мешали!»

    В 1967 году музыканты почти купили остров неподалеку от Афин, где планировали жить с друзьями и родственниками. Джон Леннон говорил о греках: «Они перепробовали все – войны, национализм, фашизм, коммунизм, капитализм, ненависть, религию… Чем же мы хуже?». Пол Маккартни впоследствии вспоминал: «Слава богу, мы тогда не сделали этого. Ведь тогда в любом случае кому-то пришлось бы мыть посуду – а это уже не было бы утопией».

    Участники группы познакомились с ЛСД на приеме у дантиста. «Безумный стоматолог» Джон Райли подсыпал ЛСД в кофе Леннону, Харрисону, их женам и Патти Бойд. Точно неизвестно, насколько этого хотели сами музыканты, но Джордж утверждал, что попробовали ЛСД они случайно. После того, как музыканты выпили кофе и хотели пойти домой, Райли убедил их остаться. Он что-то сказал Джону на ухо, Леннон повернулся к Харрисону и сказал: «Мы под ЛСД». Джордж сначала не понял и прореагировал: «Ну и что? Пошли уже!». Но в тот день музыканты вернулись домой очень поздно.

    В Гамбурге музыканты жили в расположенном около туалетов подсобном помещении кинотеатра «Bambi Kino». Запах мочи стоял ужасный. В конце концов, Джорджа Харрисона депортировали в связи с несовершеннолетием. Переезжая из «Bambi Kino» Пол Маккартни и Пит Бест решили устроить себе достойные проводы и подожгли презерватив. Огонь разгорелся довольно сильно и чаша терпения владельца помещения переполнилась – он обратился в полицию. «Битлз» подверглись аресту. В конце концов, Маккартни и Беста депортировали вслед за Харрисоном.

    В Америке битломания началась с 15-летнего тинейджера Марша Альберта из Мэрилэнда. Посмотрев новостной выпуск о группе, Алберт позвонил на вашингтонское радио и спросил: «Почему же в Америке не крутят такую музыку?». Диджей включил в эфир композицию «I Want To Hold Your Hand», после чего и другие радиостанции молниеносно включили «Битлз» в свой репертуар.

    Судьбоносное знакомство Пола Маккартни и Джона Леннона произошла 6 июля 1957 года на концерте группы Леннона «The Quarrymen». Полу было 15 лет, а Джону – 16. При этом Джон был изрядно выпивши.

    «The Beatles» были первой группой, разместившей ударную установку на передний план сцены. Дебют состоялся в родном Ливерпуле. После того, как Пита Беста едва не растоптали фанатки, ринувшиеся на сцену, такой ход был отменен.

    Группа стала первой в истории, кто напечатал на обратной стороне обложки альбома тексты всех песен. Альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».

    Губная гармошка, звучащая в песне «Love Me Do» была украдена Джоном летом 1960-го года в музыкальном магазине нидерландского городка Арнем

    После выпуска в 1967-м году трека «Penny Lane», власти Ливерпуля терпели серьезные убытки из-за постоянного воровства табличек на домах. В итоге, было решено писать название улицы и номер дома прямо на стенах зданий.

    Является не только крестным отцом Шона Леннона. Он еще и автор одной из самых любимых Джоном Ленноном кавер-версий песни «Lucy in the Sky with Diamonds». Причем, настолько любимой, что в треке звучат бэк-вокал и гитара Джона.

    Чтобы посидеть за школьной партой Ринго Стара, необходимо заплатить пять фунтов стерлингов.

    Джон Леннон очень любил кошек. У него было десять домашних любимиц, когда он жил в Уэйбридже с первой женой Синтией. У его матери была кошка по имени Элвис, поскольку женщина была большой поклонницей . Неудивительно, что Леннон позже утверждал, что «до Элвиса не было ничего».

    В течение недели с 4 апреля 1964 года целых двенадцать песен «Beatles» входило в топ-100 хит-парада «Биллбоард», при этом композиции группы занимали пять первых строк. Этот рекорд не побит до сих пор, хотя прошло уже более 50-ти лет.

    В 1966 году «Битлз» написали песню «Got to Get You into My Life». Изначально считалось, что она посвящена девушке, но Маккартни позже утверждал в интервью, что песня была на самом деле написана о марихуане.

    Кинактриса Мэй Уэст изначально отказалась от предложения, чтобы ее изображение было размещено на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», но передумала после того, как ей пришло личное письмо от группы. Другие известные женщины на обложке – Мэрилин Монро и Ширли Темпл.

    Фрэнк Синатра часто публично выражал свое восхищение группой, и однажды сказал, что «Something» – самая великая песня о любви, которая когда-либо была написана.

    Джон Леннон сказал, что единственными настоящими песнями, которые он когда-либо написал, были «Help!» и «Strawberry Fields Forever». Он утверждал, что это были единственные песни, которые он написал на основании собственного опыта, а не просто представляя себя в определенных ситуациях.

    Ближе всего группа была к воссоединению после своего распада на свадьбе , когда он женился на Патти Бойд в 1979 году. На свадьбе сыграли вместе Джордж Харрисон, Пол Маккартни и Ринго Старр – но Джон Леннон не приехал.

    Ватикан обвинял «The Beatles» в сатанизме после высказывания Джона Леннона о том, что группа была «более популярна, чем Иисус». Папский престол «простил» битлов только в 2010 году, что – как заявил Ринго Старр, было вовсе необязательно.

    В середине шестидесятых годов, Джону удалили коренной зуб и он отдал его домработнице с поручением выбросить куда-нибудь. Вместо этого, она сохранила зуб в качестве сувенира для своей дочки-битломанки. Много лет зуб хранился в доме, пока в 2011 году не был выставлен на аукцион и продан за баснословную сумму – 31 тысячу долларов. Покупатели утверждают, что целью приобретения является клонирование Леннона.

    Во время легендарного тура «Битлз» по Индии Ринго Стар возил с собой полный чемодан жареных бобов. Дело в том, что его желудок, после перенесенных в детстве заболеваний, не мог переваривать острую и пряную местную пищу.

    Леннон был ужасным водителем. Получив автомобильные права в 24 года (последним из битлов), хорошо водить Джон так и не научился. В последний раз Леннон сидел за рулём в 1969-м во время семейной поездки в Шотландию, которая закончилась аварией – звезде наложили 17 швов. После этого Леннон всегда пользовался услугами такси или личного шофёра.

    Леннон – единственный из битлов, не ударившийся в вегетарианство. Джорджа и Пола убрать из рациона мясо заставили религиозные причины, Ринго – пошатнувшееся здоровье, а вот Джон до самых последних дней не отказывал себе в удовольствии полакомиться мясцом, за что даже получил от одного из журналистов обидное прозвище «толстый битл». Второй гастрономической любовью Леннона был кофеин.

    Джон Леннон был на обложке самого первого номера журнала «Роллинг Стоун». Это случилось 9 ноября 1969.

    Леннон был недоволен всеми записями «Битлз». Уже после того, как группа распалась, Джон сделал шокирующее заявление своему бывшему продюсеру Джорджу Мартину, что хотел бы перезаписать все до единой песни Битлз. Мартин спросил: «Даже Strawberry Fields?». «Особенно Strawberry Fields» – последовал ответ Леннона.

    Неизвестно, где находятся останки Леннона. 9 декабря, на следующий день после убийства, тело Джона Леннона было кремировано, а его прах передан вдове. Что она сделала с прахом, как им распорядилась - японская дьяволица Йоко Оно до сих пор не призналась.

    About

    Биография

    История британской группы «Битлз», оказавшей наиболее сильное влияние на развитие популярной музыки в ХХ веке и продолжающая оказывать это влияние до сих пор, рассказана множество раз в мельчайших деталях. Наиболее дотошные биографы начинают с весны 1956 года, когда 15-летний Джон Леннон (John Lennon) организовал в рабочем квартале Ливерпуля группу «The Quarrymen» («Ребята из каменоломни»),...

    Биография

    История британской группы «Битлз», оказавшей наиболее сильное влияние на развитие популярной музыки в ХХ веке и продолжающая оказывать это влияние до сих пор, рассказана множество раз в мельчайших деталях. Наиболее дотошные биографы начинают с весны 1956 года, когда 15-летний Джон Леннон (John Lennon) организовал в рабочем квартале Ливерпуля группу «The Quarrymen» («Ребята из каменоломни»), которая исполняла композиции в стилях кантри и рок-н-ролл.

    Второй важной датой стало 6 июля 1957 года, когда Пол Маккартни (Paul McCartney) впервые услышал выступление «The Quarrymen» в сквере около церкви Св. Петра в ливерпульском районе Вултон. Тогда Пол и Джон познакомились и Пол смог произвести на Джона впечатление тем, что знал на гитаре аккорды, которые были неизвестны Джону. По этой убедительной причине Пол получил приглашение стать участником группы.

    Через год, в 1958-ом, Пол привел в ансамбль своего школьного дружка, Джорджа Харрисона. Джорджу было только 15 лет, но он совсем неплохо играл на гитаре. Пол, Джон и Джордж стали ядром коллектива, который Джон переименовал в «Johnny and the Moondogs». В 1959-ом в группе появился сокурсник Джона по колледжу искусств, Стюарт Сатклифф.

    В этом же 1959 году Джон Леннон несколько раз поменял название: сначала это было «Long John And The Silver Beatles», потом появилось сокращенное «The Silver Beatles», и наконец, просто «The Beatles». Слово «beatles» понравилось Джону, большому любителю игры слов – оно вмещало в себя два смысла: «beat» как «удар», «пульсация» и «beetles» – «Жуки». Это к тому же перекликалось с очень популярной в то время группой «Сверчки».

    К этому времени ансамбль начал выступать в ливерпульском клубе «Jacaranda». Там их заметил некто Кошмидер, хозяин клуба в Гамбурге – он пригласил музыкантов на гастроли к себе в Германию. В тот момент «Битлз» в очередной раз искали себе ударника. Выбор был остановлен на Пите Бесте. Основным аргументом был тот факт, что у Пита была собственная ударная установка. Как только состав был укомплектован, молодые артисты сразу же отправились в путь и 17-го августа 1960 года Леннон, Маккартни, Харрисон, Сатклифф и Бест вышли на сцену гамбургского клуба «Indra». Позже они перебрались в более популярный «Кайзеркеллере».

    Музыканты пробыли в Гамбурге четыре с половиной месяца – за это время они набрались опыта и существенно расширили репертуар. Вернувшись в родной Ливерпуль, они уже считались одной из лучших местных групп. Несмотря на то, что выступали они почти ежедневно, неизменно собирая толпы слушателей, в плане развития это ничего не давало. В феврале 1961 года они снова отправились в Гамбург, где уже имели поклонников.

    В Гамбурге им пришлось срочно перекраивать весь свой репертуар, потому что Стюарт Сатклифф, которому прочили большую художественную карьеру (он прекрасно рисовал), решил уйти из ансамбля. Уходя, Стю подарил свою бас-гитару Полу Маккартни и тому пришлось осваивать новый инструмент. Джордж Харрисон вместо Пола вынужден был стать соло-гитаристом. Немецкая подружка Стюарта, Астрид Киркхер, оказала группе важную помощь в установлении собственного визуального стиля. Она придумала для них особые пиджаки без лацканов и предложила постричь челки и удлинить волосы – так, что сзади головы музыкантов стали похожи на спинки жуков.

    В Гамбурге «Битлз» впервые попали в студию звукозаписи. Поначалу - в качестве аккомпанирующего состава британского гитариста и певца Тони Шеридана (Tony Sheridan). Перед возвращением в Ливерпуль они записали свой собственный первый сингл с двумя песнями: «My Bonnie» и «The Saints». Именно это пластинку попросил в субботу 28 октября 1961 года парень по имени Курт Рэймонд Джонс в магазине грампластинок ливерпульской компании «NEMS Ltd.», которая принадлежала 27-летнему Брайану Эпстайну. Дотошный Брайан такой пластинки в магазине не имел, но отыскав ее в каталоге импорта, был очень удивлен, выяснив, что исполнители выступают в клубе «Cavern», который находился рядом с магазином. Эпстайну стало любопытно и он не поленился зайти и послушать группу, поскольку занимался не только продажей пластинок, но и продвижением нескольких местных исполнителей. После концерта «Битлз» получили от него предложение о сотрудничестве и 13 ноября подписали контракт, в соответствии с которым Брайан Эпстайн стал их официальным менеджером.

    Будучи человеком деятельным, Эпстайн сразу же озаботился выпуском пластинки. Около полугода у него ушло на визиты в Лондон, где он посещал студии звукозаписи. Отказ следовал за отказом. Наконец, в июле 1962 года, глава компании «Parlaphone» Джордж Мартин согласился заключить с «Битлз» контракт на один год, по которому обязался выпустить 4 сингла. Было только одно условие – заменить ударника. Пит Бест, хоть и имел своих поклонников, действительно отставал в музыкальном отношении от других участников «Битлз». Предложение войти в состав группы получил Ринго Старр, с которым музыканты были знакомы по гамбургским гастролям.

    В начале сентября 1962 года «Битлз» записали свой дебютный сингл «Love Me Do» / «P.S. I Love You». Сразу после выхода он занял в британском национальном хит-параде 17-е место – это был успех, которого никто не ожидал. Вышедший в ноябре второй сингл «Please Please Me» / «Ask Me Why» уже возглавил хит-парад.

    Ловя ветер успеха, «Битлз» отправились на гастроли. Они снова побывали в Гамбурге, дали серию концертов в Швеции и очень много колесили по маленьким городам Британии. Прервав свой тур всего на один день, 11 февраля 1963 года группа в один прием, за 585 минут, полностью записала дебютный альбом «Please Please Me», который сразу же выскочил на первое место в хит-параде и оставался там 6 месяцев, уступив место лишь следующему альбому «Битлз».

    Рождением битломании считается 13 октября 1963 года, когда «Битлз» дали концерт в лондонском зале «Палладиум». Из-за массовой истерики зрителей музыкантов пришлось эвакуировать из зала с помощью полиции.

    Второй диск группы «With The Beatles» установил мировой рекорд по количеству предварительных заявок – их было более 300 тысяч. За год было продано свыше миллиона копий. Все последующие синглы «Битлз» продавались в количестве миллиона экземпляров сразу же после выхода – этот удивительный рекорд до сих пор не побит ни одним исполнителем.

    В США «Битлз» довольно долго не принимали. Сингл «I Want To Hold You Hand» вышел на первое место хит-парада только в начале 1964 года. Однако, когда 7 февраля музыканты прибыли на гастроли, в аэропорту им. Кеннеди их пришло встречать около четырех тысяч поклонников. А в апреле, когда на экраны вышел фильм «A Hard Days Night» и новый одноименный альбом, песни «Битлз» занимали 5 первых строчек американского хит-парада – этот рекорд также остается непобитым.

    Популярность и влияние «Битлз» нарастало: новый альбом «Beatles For Sale», поступивший в продажу 4 декабря 1964 года, в течение дня был продан тиражом 700 тыс. экземпляров. При очень плотном гастрольном графике музыканты успевали сочинять новые песни и сниматься в следующем музыкальном фильме. В начале августа 1965 года почти одновременно вышли фильм и диск «Help!», на котором среди прочих замечательных песен находилась композиция «Yesterday», ставшая самой исполняемой мелодией ХХ века.

    Два следующих диска стали переломными не только для творчества «Битлз», но и для развития мировой поп-музыки в целом. Композиции альбомов «Rubber Soul» и «Revolver», которые вышли в 1966 году, были настолько сложны, что не предполагали сценического исполнения – так много там было студийных эффектов. С этого момента «Битлз» отказались от концертных выступлений и перешли к чисто студийной работе.

    Еще одной причиной отказа от концертов была очень большая усталость от непрерывных турне. «Битлз» хотели и ждали на всех континентах, их заманивали любыми способами, но одновременно они становились жертвами провокаций и спекуляций. Каждое концертное выступление превращалось в сражение с армией темпераментных фанов, которые кричали так, что заглушали инструменты. При этом в Японии вооруженные студенты в городе Бадокан угрожали физической расправой, из Манилы «Битлз» пришлось буквально бежать после того, как они вызвали гнев властей, не явившись на прием к диктатору Фердинанду Маркосу. Из-за случайной реплики Джона Леннона о том, что «Битлз» стали популярнее Иисуса, члены Ку-клус-клана на юге США стали публично сжигать диски «Битлз», требуя от них покаяния. Таким образом, отыграв 29 августа 1966 года в Сан-Франциско последний концерт американского турне, музыканты больше ни разу не вышли на концертную сцену.

    В очередных композициях применялось множество новаторских приемов, квинтэссенцией которых стал альбом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band» («Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера») – первый в истории концептуальный альбом, где всё, начиная с обложки и заканчивая порядком песен, было подчинено единому замыслу.

    Альбом «Sgt. Pepper"s…» стал для «Битлз» последней серьезной крупной работой. Летом 1967 года произошла трагедия – 27 августа от передозировки наркотиков умер Брайан Эпстайн. Внутри группы возникли напряжения из-за нерешенной проблемы – кто заменит менеджера, по сути дела, создавшего успех группы.

    Творчество при этом продолжалось: в прокат вышел полнометражный мультипликационный фильм «Yellow Submarine», а 22 ноября 1968 года появился новый двойной альбом, названный просто «The Beatles». Вскоре группа взялась за новый необычный проект. На этот раз идея заключалась в том, что сложные композиции должны были писаться в студии как концертные, без остановок и студийных наложений. И весь этот процесс должен был сниматься на кинопленку и стать основой фильма. Однако задача оказалась слишком сложной даже для «Битлз». Камера безучастно фиксировала бесконечные остановки и ссоры, было записано около ста песен, даже сделан концерт на крыше студии «Эббей Роуд», но в конечном итоге весь материал был отложен в сторону «до лучших времен».

    Летом 1969 года музыканты записали диск «Abbey Road». Это была их последняя совместная работа в студии. Накануне, 4 июля 1969 г. Джон Леннон заявил, что вместе со своей женой Йоко Оно организовал новую группу, «Plastic Ono Band». К тому же начались серьезные финансовые проблемы – творческая компания «Apple Records», которую основали музыканты «Битлз» в начале 1968 года, вложив в нее заработанные средства, превратилась в организационный кошмар, черную дыру, в которую проваливались огромные деньги.

    Так и не достигнув согласия в вопросе, кто станет новым менеджером группы, музыканты перестали общаться между собой и Пол Маккартни, выпустив 10 апреля 1970 года сольный альбом, поместил на конверте интервью с самим собой, в котором заявил, что больше не планирует работать в группе «Битлз». Это сообщение повергло в шок миллионы поклонников, хотя к тому времени Джордж Харрисон уже находился в концертном туре с дуэтом с «Delaney and Bonnie», а Ринго Старр играл в кино – у него была главная роль в фильме «Magic Christian».

    В январе 1970 года компания EMI, которая к тому времени приобрела «Parlaphone», пригласила американского продюсера Фила Спектора, который тогда считался лучшим, чтобы тот разобрался с брошенным в студии музыкальным и кино- материалом. Спектор прослушал записи и подготовил к выпуску альбом «Let It Be». Таким образом, этот диск вышел, когда группа «Битлз» уже практически не существовала.

    Музыканты «Битлз» практически создали новую музыкальную эру. Они превратили легкую музыку в объемную субкультуру, повлияв на тексты, аранжировки, стиль поведения, дизайн причесок и одежды – практически на все аспекты современной жизни. Они стали не просто голосом своего поколения, а его символом.

    Распад «Битлз» парадоксально позволил каждому из квартета реализоваться боле полно. Каждый издавал пластинки и выступал на концертах. После трагической смерти Джона Леннона в декабре 1980 года рухнули все надежды на воссоединение «Битлз». Однако популярность песен, созданных группой в течение десятилетия, никогда не ослабевала.

    В начале 90-х Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр и вдова Леннона Йоко Оно смогли наконец подписать авторское соглашение, позволившее вновь выпускать материал под лейблом «Битлз». Благодаря этому в 1994 году вышел двойной CD с записями Би-Би-Си, сделанными еще в начале 60-х гг. Потом был сделан многосерийный документальный фильм «Антология» об истории «Битлз» с музыкальным материалом на шести дисках. Позже эта история вышла в виде иллюстрированной книги.

    Смерть Джорджа Харрисона от рака горла в 2001 года стала причиной глубочайшей скорби поклонников по всему миру. Как это ни кощунственно звучит, но в словах Леннона «Битлз сейчас популярней, чем Иисус» есть некоторая доля истины.

    Сегодня ливерпульский университет ввел в свою учебную программу специальность «Битловедение». По окончанию обучения выпускники получают степень магистра по этому предмету. Выходят фильмы и мюзиклы, основанные на мелодиях «Битлз», проводятся выставки, артефакты, связанные с историей «Битлз», продаются на аукционах за огромные деньги. О группе написано более 8000 книг, во всем мире проходят многочисленные

    Творчество «Битлз» — одной из величайших групп в истории современной музыки — и личная жизнь Джона Леннона, Пола Маккартни, Ринго Старра и Джорджа Харрисона за годы, прошедшие с триумфального шествия группы по всему миру, исследована досконально. Гигантский массив материалов о «Битлз» смело можно по аналогии с битломанией назвать «Битлологией» — наукой о «Битлз».

    И всё же в биографии группы и её участников ещё можно найти не слишком растиражированные интересные, забавные, а иногда и трагические факты.

    1. С февраля 1961 по август 1963 года «Битлз» 262 раза играли на сцене одного из ливерпульских клубов. Впечатляет динамика тогдашних гонораров четвёрки — от 5 фунтов за первый концерт до 300 за последний.

    2. В 1962 году фирма «Decca Records» отказалась заключить контракт с группой, сообщив музыкантам, что гитарные группы уже вышли из моды.

    3. Первый альбом «Битлз» «Please Please Me» был записан за 10 часов студийного времени. Сейчас при наличии мощной электроники и компьютеров на запись альбома уходят месяцы. Сами «Битлз» в 1966 году только песню «Strawberry Fields Forever» записывали ровно 30 дней.

    4. Сейчас это очень трудно себе представить, но в эпоху битломании не существовало сценических мониторов. Выступая в большом зале или на стадионе, «Битлз» попросту не слышали самих себя в визге и пении многотысячной толпы. По меткому выражению одного из музыкантов, организаторы вполне могли возить в туры восковые фигуры вместо живых людей.

    5. К Олимпиаде-1964 в Токио был построен спортивный комплекс «Ниппон Будокан», ставший Меккой для японских поклонников сумо и боевых искусств. В 1966 году одного концерта «Битлз» хватило, чтобы сделать «Будокан» из центра единоборств главной концертной площадкой Японии.

    Концерт «Битлз» в «Ниппон Будокан»

    6. Финальный аккорд песни «A Day in the Life» Леннон, Маккартни и ещё 8 музыкантов исполнили на одном фортепиано в 10 рук. Аккорд звучал 42 секунды.

    7. Практически все партии ударных в песнях «Битлз» исполнял Ринго Старр. Но есть и исключения. В композициях «Back in the U.S.S.R», «The Ballad Of John And Yoko» и «Dear Prudence» на барабанах играл Пол Маккартни.

    8. В песне «All You Need is Love», впервые исполненной в качестве заключительной композиции первого в мире всемирного телевизионного спутникового шоу «Our World», звучат такты из песни «Марсельеза», некоторое время в 1917 году бывшей неофициальным гимном России.

    9. Астероиды с номерами 4147 — 4150 названы полными именами участников ливерпульской четвёрки. А у Леннона есть ещё и персональный лунный кратер.

    10. Это не более чем случайность, но к моменту распада «Битлз» записали 13 альбомов. Однако в считающемся самым полным сборнике альбомов группы их 15 — к аутентичным добавлены «Magical Mystery Tour» и «Past Masters» — сборник не издававшихся песен.

    11. Фактически, «Битлз» можно считать изобретателями видеоклипа. В самый плодотворный период группы в 1965 году музыкантам стало жаль времени, уходящего на традиционные еженедельные телевизионные шоу. С другой стороны, участие в этих шоу было необходимым элементом продвижения синглов и альбомов. «Битлз» стали записывать выступления в собственной студии и отправлять получившиеся ролики в офисы телекомпаний. Разумеется, не бесплатно.

    12. По собственному признанию Стивена Спилберга, одним из его пособий по монтажу кинофильмов быта картина «Битлз» «Magic Mystery Tour». Посмотрев весьма слабый фильм, трудно понять, чему его монтаж мог научить будущего мэтра кино.

    Молодой Стивен Спилберг

    13. В 1989 году завершился громкий процесс между бывшими «битлами» и компанией EMI. Музыканты обвинили музыкальный лейбл в том, что он продавал песни «Битлз», предназначенные для некоммерческого распространения в целях благотворительности. Невнимание к благотворительности, проявленное EMI, принесло в карманы Маккартни, Старра, Харрисона и Йоко Оно по 100 млн. долларов. Тремя годами ранее невыплаченные авторские вознаграждения за мюзикл «Beatlemania» принесли участникам группы всего 10 млн. на всех.

    14. Согласно довольно популярной легенде, Пол Маккартни ещё в 1967 году разбился в автомобильной аварии, а его место в группе занял бывший сотрудник полиции Билл Кэмпбелл. Сторонники версии нашли массу подтверждений её истинности в оформлении обложек альбомов и текстах песен «Битлз».

    15. Первым на землю стран, во времена расцвета «Битлз» входивших в СССР, ступил Ринго Старр. Барабанщик со своей группой «All-Starr Band» дал концерты в обеих столицах России в 1998 году.

    16. С подачи доморощенных рок-звёзд западные музыкальные критики всерьёз пишут о вкладе «Битлз» в разрушение коммунистической системы. «Великая четвёрка» по их мнению, настолько повлияла на Макаревича, Гребенщикова, Градского и других рок-музыкантов, что СССР был просто обречён. Впрочем, ещё в 1970-х годах журналисты ставили Леннона в один ряд с Мао Цзэдуном и Джоном Кеннеди

    17. Соперничество «Битлз» и «Роллинг Стоунз» существовало и существует исключительно в головах менеджеров групп и их поклонников. Между музыкантами были дружеские отношения. В 1963 году Джон и Пол пришли на концерт «Роллингов». После выступления Кит Ричардс и Мик Джаггер пожаловались им, что подходит время выпускать сингл, а у них не хватает песни. У Маккартни была мелодия песни, исполнять которую в составе «Битлз» должен был Старр. После небольшой доработки прямо в кулуарах концерта «Роллинг Стоунз» получили недостающую песню. Она называлась «I Wanna Be Your Man».

    18. Мать Джона Леннона была особой, далёкой от христианских добродетелей. Джон с четырёх лет жил и воспитывался в доме своей тётки. Сёстры отношения не разрывали, и Джон часто встречался с матерью. После одной из встреч пьяный водитель насмерть сбил Джулию Леннон, что стало очень тяжёлым ударом для 18-летнего Леннона.

    На свадьбе у Клэптона

    19. Эрик Клэптон долго тайком встречался с женой Джорджа Харрисона Патти Бойд. Этот любовный треугольник вполне мог возродить «Битлз» в 1979 году. Харрисон был настолько благодарен Клэптону, избавившему его от утомительного развода с Патти и «битья тарелок, склок и раздела имущества», что решил собрать на свадьбе Эрика и Патти всю четвёрку. Ринго Старр и Пол Маккартни приехали и сыграли несколько песен, а вот Леннон приглашение проигнорировал. До смерти Джона оставался один год.

    
    Top