Анна волкова. презентация альбома «сотканный из света

Анна Волкова

Анна Волкова родилась 23 апреля 1983 года в селе Холмогоры Архангельской области. В детстве она серьезно занималась музыкой - пела в хоре, играла на фортепиано в музыкальной школе, выигрывала конкурсы и мечтала о большой сцене. Окончив школу, девушка отправилась учить иностранные языки в РУДН, продавала Ferrari и Maserati в Mercury, занималась продюсированием фотосессий, параллельно обучаясь фоторедактуре в школе им. А.Родченко. В 24 года основала собственное брендинговое агентство, сделав упор на шоу-бизнес. Анна Волкова пиарила и продвигала музыкантов и фотографов, а потом решила запеть сама. Она писала песни, записывала их в студии и дарила друзьям. Пение не было для нее профессией, но стало отдушиной для трудолюбивого и успешного менеджера.

Однажды друзья и коллеги преподнесли Анне подарок - на написанную ею англоязычную песню Feel Black музыканты из группы Beat-Off-Silence сделали аранжировку, а фотограф Даша Ястребова, стилист Наташа Сыч, оператор Антон Шклянский и режиссер монтажа Ден Джемкинсан сняли черно-белый эстетский клип. Параллельно в сеть попала запись с квартирника, где Анна на кухне поет романс Надежды Новосадович «Паромщик».

С этих двух видео на канале YouTube все и началось. Появились поклонники и стильного англоязычного творения, и душевного русскоязычного романса, причем соотечественников, желавших слышать родную речь, было очевидно больше. Закономерно, что Волкова сделала выбор в пользу душевной русской лирики. Так было положено начало плодотворному сотрудничеству автора Новосадович и исполнительницы Волковой.

Лето и осень 2011 года были посвящены записи дебютного альбома «Шепотом». Презентация альбома состоялась 21 декабря 2011 года в клубе «16 Тонн» в форме моноспектакля, в котором исполнительница оказалась один на один с залом. В феврале Анна повторила моноспектакль на бис в клубе-театре «Мастерская». В апреле Волкова и Новосадович дали три концерта в Париже, а по возвращении из Франции представили короткую версию новой программы «Жемчуг и молоко» в стиле босса-нова на русском в рамках фестиваля Lady In Jazz в клубе «16 Тонн».

В новой программе Анна была уже не одна. На сцене она стала голосом джазового бэнда во главе с музыкантом Владимиром Нестеренко. В июне 2012 года программа «Жемчуг и молоко» была представлена в полной версии в клубе-театре «Мастерская», в которой Анна блистала в образе голливудской дивы.

С июля по настоящее время Анна занята записью авторской англоязычной пластинки. Свой дебютный электронный проект Anise Волкова представит в феврале 2013 года.

Дискография: «Шепотом» (2011)

23 апреля 2018 года Клуб Алексея Козлова приглашает на концерт соул-певицы Анны Волковой. Исполнительница презентует свой новый русскоязычный альбом «Сотканный из света».

Вместе с вокалисткой на сцене клуба выступит джаз-квартет Владимира Нестеренко, с которым Волкова плодотворно сотрудничает уже долгое время.

Организационные подробности
Время проведения мероприятия 20:00-22:30. Приобрести билеты на концерт Анны Волковой в Москве возможно на этой странице нашего сайта. Категории билетов: партер и амфитеатр (места за столиками); барная зона (стулья у стойки). Возрастное ограничение для зрителей - 12+. Для несовершеннолетних зрителей действуют правила посещения клуба: дети до 16 лет допускаются в заведение вместе с родителями или другими родственниками, гости от 16 до 18 лет - с совершеннолетними спутниками.

В клубе работают гардероб, бар, ресторан.

Об исполнительнице
Анна Волкова - певица со сложной судьбой. Она пела с детства, но по настоянию отца выучилась на переводчика и педагога. Из Архангельской области переехала в Москву, чтобы получить образование в РУДН, после окончания института осталась в столице.

Занималась менеджерской работой, основала собственное агентство, параллельно продолжала непрофессионально заниматься музыкой. Была участницей поп-группы «Армия». После трагических обстоятельств бизнес Волковой прекратил свое существование. Анна вплотную занялась творчеством в тандеме с Надеждой Новосадович. В 2011 году вышел дебютный русскоязычный альбом Волковой «Шепотом».

После разрыва сотрудничества с Новосадович Анна углубилась в другие музыкальные жанры. Сейчас певица и продюсер работает в стилях джаз, блюз, соул. В составе проекта Anise выпустила электронный англоязычный альбом «Spell». Презентовала четыре видеоклипа, принимала участие в крупных джазовых фестивалях, активно концертирует.

Новый альбом «Сотканный из света», который певица презентует на апрельском концерте, записан полностью на русском языке.

Концерт «АННА ВОЛКОВА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬБОМА «СОТКАННЫЙ ИЗ СВЕТА»» прошёл в Клубе Алексея Козлова 23 апреля 2018 года.

С Грузией у Анны связано много хорошего и трагичного. Ее знакомство с нашей страной совпало с августовской войной 2008 года, о гибели брата она узнала в Тбилиси, духовное очищение и смысл жизни получилось обрести в грузинском монастыре, а теперь и ее работа непрерывно связана с Грузией.

Свою историю она рассказала в эксклюзивном интервью проекту "Грузия глазами иностранцев".

Любовь и война

Мой первый приезд в Грузию - очень знаковый для меня. Он связан с венчанием моей подруги, джазовой певицы Теоны Контридзе. Большой праздник, много друзей из разных стран, огромный храм Самеба в Тбилиси. Все толпятся вокруг молодоженов, радуются, звучат поздравления. И тут по храму проносится весть — началась война… Было 8 августа 2008 года.

Становится жутко. У нас нет никакой определенной информации. Представьте себе: церковь, венчание, праздник у людей. Мы совершенно ничего не понимаем и никак не можем переключиться на рельсы действительности. Просто едем в ресторан дальше праздновать.

Август, жара, веселье. Стол ломится от угощений, вино рекой, песни, танцы, многоголосье. Настоящее традиционное грузинское застолье…

Однако под утро уже становится понятно, что это не шутки. Закрывают воздушное сообщение с Россией, нас эвакуируют в Ереван. Пришлось покинуть Тбилиси, но я дала себе обещание, что обязательно вернусь в этот город. Моя любовь к Тбилиси началась, как ни странно, с той церемонии венчания и войны. Символично. То короткое время было некоей вспышкой, мгновенной яркой влюбленностью. С тех пор Грузия навсегда в моем сердце.

Роковой день

Следующая моя поездка в Грузию случилась в ноябре того же года опять с Теоной. В тот раз я открыла для себя, как бы это удивительно ни звучало, грузинские кладбища. Был день памяти мамы Теоны, и она пошла навестить могилу матери, а я решила сходить вместе с ней. Особенный аскетичный и графичный дизайн надгробий вызвал у меня интерес. Я бы назвала концепт грузинского кладбища "черный квадрат". Я еще не знала, насколько символичным станет этот день в моей жизни.

В тот же вечер мы попали в гости к бывшему футболисту Кобе Мукерия. Нас гостеприимно приняли, все как положено: стол, вино, песни… И тут, в один миг, мне очень сильно захотелось спеть вместе со всеми "Tears in Heaven" (Небеса плачут — с англ. яз.) Эрика Клептона.

В тот вечер у меня был выключен телефон. Утром я узнала, что в ту минуту, когда мы вместе пели эту песню, в Санкт-Петербурге погиб мой брат… С тех пор день памяти моего брата для меня неразрывно связан с Грузией и этой песней, от которой всегда встает ком в горле.

Путь в монастырь

Где-то два года назад у меня случился творческий кризис на фоне проблем в семье. Петь я просто больше не могла. Растить двоих маленьких детей с бешеным графиком в Москве довольно сложно. Муж тоже немного закрылся от всего этого. Будто я осталась один на один со своими проблемами. Эмоциональное выгорание, депрессия, отсутствовал смысл жизни. Я даже побрилась на лысо тогда. В четвертый раз, правда. Но то оголение было особенно болезненным.

Считаю, что певец - это транслятор. Он пропускает энергию, которая идет свыше, через себя. Этот поток ему не принадлежит, а идет, наверное, от Бога. Вновь прийти к Богу мне помогла Грузия.

Прихожу я опять к своей близкой подруге Теоне Контридзе.

— Слушай, я хочу в ашрам (монастырь - прим. ред.) в Индии. Ты часто там бываешь, помоги.

— А зачем тебе в ашрам? Ты православная христианка, тебе нужно в женский монастырь.

— В России я не поеду, не лежит душа.

— Так поезжай в Грузию!

Эта идея мне не давала покоя несколько дней. И я решилась! Теона помогла мне, получила благословение своих духовных матушек и отцов. Меня направили в Корцхельский женский монастырь, близ Зугдиди. Тогда я еще не знала, что встала на некий путь духовного перерождения.

Ласка и тепло монахинь

Приехала я впервые в Грузию совершенно одна, с рюкзаком за плечами. Здесь меня встретили друзья и отправили в путь до Зугдиди к монастырю. Начитавшись разных статей о довольно строгом пребывании в русских монастырях, я думала, что мне дадут роль труженика, я буду помогать по хозяйству, готовить, убирать…

В монастыре меня встретили матушка-настоятельница Нана и другие монахини. С самого начала меня ждало удивление. Мне не поручили никакой работы, а просто дали книгу "Несвятые святые", иди, мол, почитай. Я была в шоке, но с большим удовольствием взахлеб проглотила все 600 страниц.

Помню, когда мы с одной матушкой сидели на лавочке. Я рассказывала о своей семье, трудностях, боли, которая душила меня… А она всего лишь положила руку мне на голову, склонила ее к своему плечу, и гладила, и слушала, и гладила. В ее отношении было так много любви, так много сочувствия, так много понимания. Это один из самых трогательных моментов, которые я вспоминаю с теплотой.

Не могу не рассказать и про разговор с отцом Иосифом. Мы сидели, я склонив голову, рассказывала о том, что наши с мужем отношения испортились, что моя семья рассыпается у меня на глазах и ничего нельзя сделать, что больно, тоскливо, одиноко и вообще не хочется жить.

Он мне сказал: "Ничего не бывает просто так, начни меняться сама. Молись, проси Бога о помощи, усмири свою гордыню и эго. Спустя некоторое время ты увидишь, что изменится твое отношение к мужу, к детям, к миру. Точно так же и они изменятся. Твоя жизнь расцветет, как сад весной. Придет покой…"

Photo: courtesy of Anna Volkova

Я хорошо запомнила эти слова. Все так и случилось. Не сразу. Прошло время. Но все это время я искала путь. Свою тропинку. Оказалось, общение с Богом дает много сил. Постоял, помолился, пообщался с Богом, и день уже проживаешь со смыслом. Сходил в церковь, чувствуешь подпитку жизненной силой и энергией. Моя семья стала намного крепче, а я счастливее. Спасибо Всевышнему, что направил меня и сделал Он это, можно сказать, через Грузию. Конечно, это значительное событие в моей жизни, которое останется со мной навсегда. Так, подарив мне Бога, Грузия стала моей второй родиной.

Жизнь монастырская и пожар

Сложно так сказать, но у меня в монастыре была и довольно "светская жизнь", как бы странно это ни звучало. Приглашали на открытия разных храмов, то какие-то поездки по стране, иногда даже попадала на мероприятия за грузинским столом с владыкой. Представьте, в одной стороне сидят священники, отцы, монахи, в другой — монахини и я с ними рядышком…

Один из самых ярких моментов — это приезд отца Сергия Баранова из Орска к нам, в Корцхели. Он в тот момент снимал фильм о грузинской православной церкви с названием "Страна Пиросмани". Настоятельно рекомендую его посмотреть, фильм есть на YouTube. Так вот, я стала невольным свидетелем съемок. Позже вместе со съемочной группой поехала в Сванети. Эти невероятные виды и высоченные горы со снежными шапками врезались в мою память, остались у меня, как яркие образы. Меня даже сняли в одном небольшом сюжете, но в фильм он не попал.

На обратом пути, когда мы подъезжали к монастырю, случилось страшное. Уже издалека мы увидели клубы дыма, а вблизи стало понятно, что горит монастырь. Эта была страшная и болезненная для меня и многих других картина. Плакала, когда смотрела, как снуют туда-сюда монахини, пытаясь что-то спаси. Ведь так много сил было вложено в этот монастырь, а теперь все горело…

Позже оказалось, что уже негде оставаться. Так как мне негде было даже провести ночь, меня приютила семья прихожан - семья Бежана. На следующий день я вместе с ними отправилась в Тбилиси. Мы до сих пор общаемся, у нас сложились дружеские теплые отношения, я бесконечно благодарная, что они всей семьей приехали на мой концерт. Мне рассказывала Нато, моя тбилисская подруга, которая помогала с организацией концерта, что Бежан благодарил всех, кто пришел на мой концерт, и сидел рядом с ними. Как если бы я была его дочь, а он - гордившийся мною папа. Грузия — невероятно теплая страна, где живут очень добрые люди.

Работа переплелась с Грузией

Моя работа сегодня тоже тесно переплелась с Грузией. Так получилось, что я не только пою, но и занимаюсь пиаром. И именно пиаром грузинских исполнителей! В том числе и своей близкой подруги - джаз-панк дивы Теоны Контридзе. Сотрудничаю с композитором и удивительной исполнительницей романсов Кети Габасиани, а также с многоголосным коллективом филармонического уровня вокалистов "Театральный квартет" (Коба Чепходзе, Иракли Абжандадзе, Отар Ковзиридзе, Лаша Кервалидзе). Я так много общаюсь с грузинами, что иногда друзья шутят, что у меня уже появился грузинский акцент, хотя я родом с севера России.

Photo: courtesy of Anna Volkova

Творческие планы на Грузию

У меня есть заветное желание - дать большой концерт для грузинской публики. Я благодарна одному из тбилисских джаз-клубов за то, что мой концерт 29 января 2018 года стал первой ласточкой, первым моим сольным выступлением в Грузии. В этот раз я пела больше англоязычных каверов, а мне бы хотелось приехать исключительно с авторской программой. У меня красивые песни на русском языке. И, конечно же, мне бы хотелось выучить больше грузинских песен. В этот свой приезд я исполнила Gmerti Sikvarulisa (Бог любви - прим. ред). Было очень волнительно, но как тепло, с какой отзывчивостью грузины встретили это исполнение.

В моем новом альбоме "Сотканный из света", который выходит 23 апреля, есть песня "Песчаная". Ее мне подарила близкая подруга Таня Балакирская, которая очень точно описывает мои ощущение Грузии, будто Таня прочитала мои мысли… Вот припев, который я будто пою Грузии:

"Там песчаная, там песчаная есть тропа, я помню как сейчас.

И снова возвращай меня, возвращай меня, приоткрой седьмую печать.

И эти обещания сизой дымкою уплывают поверх плеча…

И сгоряча мне скажи: "Это ведь новая жизнь?"

Новая жизнь…

Вообще, считаю своей миссией и долгом укреплять дружбу народов России и Грузии. Политические события не должны влиять на взаимоотношения людей. Русские как любили грузин, так и любят. Грузины как любили русских, так и любят в большинстве.

Грузия - в сердце моем. Всегда. Как страна, как обитель моего духовного спокойствия, равновесия и перерождения. Мне кажется, что трудно, нет — невозможно найти человека, которому Грузия не открыла свои теплые объятия и не окунула в потрясающую историческую, природную и дружескую атмосферу. Грузины — невероятно добрые, открытие и душевные люди, что всегда чувствуется в общении. Грузия - моя Душа!

Мама рассказывала, что в возрасте двух лет я уже была артисткой. Когда приходили гости, я раскатывала красную дорожку, раздевалась почему-то до гола и, самозабвенно закатив глаза, исполняла: «А ты такой хаёдный, как айсбег в окияне». Я родилась в перестроечное время в селе Холмогоры (на тот момент Богом забытом и почти разрушенном) и тем не менее мои родители умудрялись где-то доставать хорошую музыку и меня с детства приучали к Элтону Джону , Майклу Джексону , Стиви Уандеру , то есть, хорошей западной эстраде, и конечно же, классической музыке. Меня восхищала Уитни Хьюстон . Я помню, как держала в руках ее пластинки, не дыша, слушала ее песни, подражала ей. Я была околдована ею. Мне хотелось быть похожей на нее, петь как она. Благодаря Уитни Хьюстон я не только захотела петь, но и выучить язык. В возрасте 7 лет меня отправили в Ягринскую гуманитарную гимназию в г. Северодвинске, с углубленным изучением языков с первого класса. Северодвинск – город-строитель атомных подводных лодок. Поговаривают, что из-за радиации все северодвинцы немного ку-ку. Не знаю, так это или нет, но климат и атмосфера города суровые и жесткие. В таком крошечном городе ты либо «выбиваешься в люди», либо прозябаешь. Мой выбор был очевиден, после школы я планировала переезжать в Москву или Петербург. Это спустя годы я возвращаюсь на берег родного Белого моря, как в место силы.



В детстве я не занималась вокалом профессионально. Но все время пела – в детском саду, в общеобразовательной школе, в музыкальной в хоре. В студиях при ДК мне давали какие-то базовые понятия, распевали, показывали, как правильно дышать, но технику я не разрабатывала и пела всегда по наитию. В 13 лет я впервые приняла участие в нашем северном региональном конкурсе «Северная звезда» (аналог «Утренней звезды»), где спела «Старый рояль» Игоря Скляра и получила приз зрительских симпатий. Какой же это было для меня трагедией, я ревела в голос. Детская обида была размером со слона. Мне казалось, что это абсолютно несправедливая награда – «Приз зрительских симпатий», а не первое место. И я дала себе слово, что вернусь на этот конкурс и выиграю. Я не умела проигрывать и не понимала тогда, что признание зрителя, а не членов жюри, и есть высшая награда для артиста.

За три года, как мне казалось тогда, я совершила огромный артистический рывок в развитии, и в возрасте 16 лет вернулась в Архангельск на конкурс с песней «Спой мне» группы «Лицей» . Утром, в день конкурса, у меня пропал голос. Совсем. Я была в отчаянии, но мы с мамой и моим руководителем Маргаритой Алексеевной все равно поехали. Всю дорогу я молчала. За 5 минут до выхода на сцену мама дала мне 50 грамм коньяку и огурец. Это была крайняя мера. Я накатила, вышла и спела. Надо сказать, что уже в 16 лет я была мелодраматической дамой с болью всего еврейского народа в глазах, с хрипотцой в голосе. Вышла и дала такую Пугачеву, пустив слезу, взмахнув кипенно-белым плащом (все костюмы мне шила мама). И выиграла. Мне кажется, что в 16 я была старше, чем сейчас. Такая драма. Меня и сейчас называют, «drama queen», потому что я все время драматизирую.



В старших классах школы у меня появился вектор – поступление на иняз. Родители воспринимали пение как увлечение. На дворе были 90-ые, страна разваливалась, кругом творился беспредел, в городе то и дело происходили жуткие бандитские разборки. Папа думал о моем будущем и хотел, чтобы у меня была профессия, чтобы я была уверена в своем завтрашнем дне. Я училась в музыкальной школе, занималась легкой атлетикой, пела в рок-группе и в ресторане, участвовала в музыкальных ассамблеях и конкурсах, но в свободное от учебы время. Когда я выиграла конкурс «Северная звезда», председатель жюри Валерий Платонович Малишава сказал моим родителям: «Не будьте так упрямы, отпустите ее в Москву, ей нужно идти своей дорогой». На что папа сказал: «Певица - это не профессия. Она пойдет на иняз». Во мне не было бунтарства, я согласилась с мудрым папой и не уехала из дома с кулечком в Москву. По окончании гимназии я поступила в Поморский государственный университет на иняз, отучилась 2 года, затем перевелась в РУДН в Москву и закончила его с двумя дипломами – переводчика и преподавателя.

Мама обожала мою сценическую деятельность и поддерживала меня, шила наряды, ездила со мной и вдохновляла меня. Она и сама потрясающе пела романсы, но никогда не выступала на сцене. Мама по образованию художница и дизайнер, папа математик и руководитель. Во мне сплелись оба начала, и я до сих пор не могу сказать, кого во мне больше, – артиста или менеджера. Одно точно, мамина творческая нереализованность до определенного момента (только последние 15 лет мама профессионально занимается тем, что ей нравится - дизайном интерьеров) была для меня постоянным напоминанием о том, как это важно для женщины. Потому что эта неудовлетворенность отражается на детях, на семье, на психологическом равновесии. Когда я была маленькая, мама работала преподавателем в детском саду, в школе, преподавала ИЗО. Она работала по профессии, но я всегда видела в ней такой огромный нереализованный потенциал. Она художница, выставочная художница, которая могла бы писать потрясающие полотна. Но не делала этого, потому что занималась братом и мной и тонула в рабочей рутине, которая не вызывала у нее сильного эмоционального отклика. Для своих детей я хочу быть творчески прокаченным человеком. Пусть я буду не гастролирующим артистом, не часто выступающим, но какое-то количество времени я обязана проводить на сцене, чтобы отдавать дань Богу, который наградил меня голосом. Это, действительно, дар. Когда с пеленок ребенок поет и интонирует - это, конечно, не его заслуга, это заслуга высших сил. С точки зрения голосовых возможностей, наверное, у меня все достаточно скромно, но через пение я ощущаю диалог с Богом.



Когда в 2011 году, спустя 10 лет работы в продажах и PR, я вышла на сцену с дебютным альбомом «Шепотом», на меня смотрели как на ненормальную: «О, поющий менеджер». Это было странно для многих.

Сначала, как менеджер, я решила заняться музыкальной карьерой самой Новосадович. Я просто ошалела от ее таланта и в первый год нашего общения собирала ее материалы, стихи и песни. Она уже давно не заявляла себя миру как поэт, как композитор, как артист. Свою депрессию по потерянному агентству я лечила тем, что разбирала архивы Новосадович, огромный ящик с CD. Все диски я прослушала, классифицировала по папкам, какие проданы, какие нет, какие у артистов. В результате сделала аудиотеку творчества Новосадович и начала работать с ней как ее пиарщик. В архивах, кстати, я нашла материал, тогда еще не зная этого, для своего первого альбома - «Шепотом».

Когда мы собирали состав музыкантов для Нади, я встретилась с саксофонистом Егором Шаманиным, чтобы он порекомендовал состав. Он мой земляк, и мы с детства знаем друг друга, он играл на саксофоне в ДК им. Ленинского Комсомола, а я там пела. Мы с ним встретились, разговорились, выяснилось, что у него есть свой музыкальный проект с женой - «Guru Groove Foundation» . После встречи он кинул ссылки, я послушала и влюбилась, и предложила Наде заняться пиаром ребят, потому что это было очень свежо и современно. Меня так заряжал этот проект, что я буквально спать не могла. Два года плодотворной работы привели к выведению GGF в топ андеграундных проектов, узнаваемости в СМИ и двухтысячному переаншлагу на презентации дебютного альбома «Call me up» в Discoteque. Очень горжусь всеми результатами, которых я достигла вместе с группой и Надей. Надя была концертным директором - она продавала их на площадки, а я занималась пиаром. Параллельно с этим я работала и как пиарщик Новосадович. Она тоже концертировала. И я, без лишней скромности, записываю первый альбом Нади в свои менеджерские заслуги. Впервые в 38 лет человек выпустил свой альбом «Оставь себе». И я считаю, что это потрясающая работа, – пластинка, которая должна остаться в анналах русской музыкальной истории.

Уровень шока и размер обиды, которую я тогда испытала, не передать. Я вылетела оттуда пулей, хлопнув дверью. Именно в ту самую секунду я решила: пора!




Прошло два года работы с «Гуру», сотрудничества с Надей, и на отчетном концерте ребят в "16 Тонн" я стою в гримерке и говорю: «Таня, нужно сказать вот это и то, поблагодарить вот этих. Не забудь, пожалуйста, это важно». Я работала с Таней еще и как пресс-атташе. Тут ко мне поворачивается звукорежиссер Роберт Бойм и говорит: «А ты кто такая? Что ты лезешь со своими наставлениями? Она артист, она сама решит, что ей говорить, а что нет. А если ты такая умная, иди и пой сама». Уровень шока и размер обиды, которую я тогда испытала, не передать. Я вылетела оттуда пулей, хлопнув дверью. Именно в ту самую секунду я решила: пора!

До этого мы с Новосадович делали квартирники, очень тихие и скромные. Я пела в четверть голоса - даже не шепотом, супер шепотом, песни Новосадович, которые я откопала и просила разрешение попеть на квартирниках. Надя, надо сказать, меня тоже не воспринимала всерьез как певицу. Все это вместе стало для меня сильным стимулом. На тот момент моя очень близкая подруга Лена Чеканова сказала: «Я хочу подарить тебе твою мечту, запись сольного альбома». Лена – менеджер в бизнес-авиации, она обычный человек, который ходит на работу каждый день, зарабатывает свои кровные деньги и копит на квартиру. И вот она достает полмиллиона и говорит: "Пожалуйста, возьми, только распиши всю смету, чтобы все были четко и на все хватило". У меня все было расписано до копейки. Кто сколько получает - музыканты, студия, звукорежиссер. И мы записали этот альбом песен Новосадович. Конечно, альбомы не могут стоить полмиллиона, все это стоит в разы дороже. Но мне ужасно повезло: дружественные отношения с музыкантами и материал, который мне подарила Надя. Пластинка вышла изумительная: 8 женских историй, рассказывающих о моем десятилетнем отрезке жизни. По сути, это биография. На основе этих песен - они даже выстроены у меня в альбоме в хронологическом порядке - мы сделали моноспектакль «Шепотом», моноспектакль о моей жизни за 10 лет. Альбом посвящен Мише, моему брату, он погиб в возрасте 21 года. Мы с ним мечтали (он был саксофонистом и кларнетистом) вместе стоять на одной сцене. Его уход тоже стал для меня сильным толчком к тому, чтобы серьезно заняться музыкой. Мне очень захотелось оставить что-то после себя, потому что никто не знает, когда закончится наш путь здесь. Никто не ожидал, что Миша так скоро уйдет.

Совсем недавно я появилась на сцене в образе романтичной, мелодраматической актрисы, которая шепотом в страданиях поет романсы, а тут я уже в агрессивном образе панк-рок дивы с ирокезом, шипами, крестами, кожей и электронной музыкой.



Еще через два года завершилось наше сотрудничество с Новосадович, по ее инициативе, и наши пути разошлись. Для меня это было сильным стрессом, я к этому была не готова. И на контрасте с тонкой и нежной мелодраматикой на русском языке, которую я пела, я создала авторский англоязычный проект Anise, и, скажу честно, он был сделан в пику Новосадович, как доказательство того, что "я тоже могу". Это, наверное, странно и, может быть, даже глупо, но говорю как есть – истинный запал был именно в этом. Своей подруге-лингвисту Лене Чекановой, которая помогла записать мне первый альбом, я предложила вместе сочинять тексты для песен. Она творческий человек, но не реализовывалась никак в этом направлении, и мне хотелось ее вовлечь. Я бесконечно благодарна ей за то, что она приняла активное участие в моей судьбе, в реализации меня как творческой личности. Мы вместе сделали проект Anise. И это стало бомбой.

Совсем недавно я появилась на сцене в образе романтичной, мелодраматической актрисы, которая шепотом в страданиях поет романсы, а тут я уже в агрессивном образе панк-рок дивы с ирокезом, шипами, крестами, кожей и электронной музыкой. Я в этом проекте сама была как электроник. Почти бездушная, задушенная обидой и болью, пронизанная феминистическим посылом «I was made of steel and stone» (я сделана из стали и камня). На записи первых песен меня буквально приносили в студию, потому что я была обессиленной. Но по мере записи альбома, по мере подготовки к презентации, я набиралась энергии. Альбом и концерты Anise, откровенно говоря, меня реанимировали. Анис – это мое альтерэго. С детства папа с мамой воспитывали меня отличницей, хорошей девочкой, и я почти всегда была в этом образе. В проекте Anise случился всплеск обид, агрессии, злости и бунта. Я перестала чувствовать песни Новосадович, просто больше не могла их петь, потому что из моей жизни ушли магия и нежность. Их заместили обида и агрессия, и их-то мне и надо было пропускать через творчество, иначе бы меня разорвало на части.

Только через год после рождения второго сына я осознала, что все, у меня нет сил. Меня накрыло.

На пике успеха проекта Anise я встретила Мишу, моего нынешнего супруга, и меньше, чем через год забеременела первенцем Марком. Казалось бы, я должна была немного замедлить темп и сбавить обороты. Обе свои беременности, которые случились одна за другой (мои мальчишки рождены 9 и 8 мая с разницей в год), я проскакала на сцене до родов. Дети давали мне потрясающее количество энергии. Как будто в меня вмонтировали турбину. Через две недели после того, как я родила Марка, я стояла на сцене. Сейчас я понимаю, что это было глупо: я не успела восстановиться, органы "болтаются" внутри, живот еще ничего не держит. Через 3 месяца я беременею вновь, но продолжаю выступать. Только через год после рождения второго сына я осознала, что все, у меня нет сил. Меня накрыло. Это называют постродовой депрессией. Я не знаю, она это была или нет, но мне жить не хотелось. Я не понимала, почему у меня двое чудесных маленьких детей, любимый муж, а радости жизни нет.

Накануне своего 33-летия я почувствовала, что наступил переломный момент. Я в четвертый раз в жизни побрилась наголо, пришла к своей подруге в гости и говорю: «Тео, мне очень плохо. Я хочу поехать в Индию, в ашрам, ты там часто бываешь, подскажи, с чего начать». У Тео на тот момент духовный путь уже был внушительный, она встала на него еще несколько лет назад, и я видела, как она трансформировалась. Я всегда верю только тем людям, который добились изменений на своем примере. Мне нельзя сказать, если ты не будешь курить, у тебя цвет лица улучшится. Я должна увидеть человека, который курил как ненормальный, потом бросил и обрел здоровый цвет лица. Я видела кардинальные изменения в Теоне. И я пришла к ней как к старшей духовной сестре и попросила о наставничестве и помощи. Тео сказала, что Индия мне сейчас не нужна, а нужен православный монастырь, и отправила меня в Грузию, в Корцхельцкий женский монастырь. И это фантастика, сколько всего у меня с Грузией связано, каждый приезд в Грузию – это отдельная история. В Грузии я узнала о смерти брата, в Грузии состоялась одна из моих помолвок, в Грузии я встала на духовный путь... Грузия - это отдельная тема.



Еще накануне поездки в Грузию я твердо решила поставить музыкальную карьеру на паузу. Невозможно выходить на сцену, когда ты эмоционально опустошен и на последнем издыхании. Я решила, что пока не пойму, что чувствую себя психологически и психически хорошо, я не вернусь на сцену. У меня был опыт трансляции вселенской любви, опыт трансляции агрессии, но транслировать душевное нездоровье мне совсем не хотелось. Я ждала знака свыше и уповала только на Бога. Я ждала, когда мне разрешат вернуться. Все это время "ожидания" я разбиралась со своими страхами и комплексами. Мне попадались люди, которые говорили о том, что моя темная сторона - это, возможно, моя сильная сторона. Дьявол искушал меня. Но Бог очень сильно меня любит, Он уводил меня из разрушительных ситуаций. Этим летом Он протянул мне в очередной раз Свою руку помощи и понес как маленькую девочку Аню к новому этапу моей жизни. Сейчас к 35-ти годам я чувствую, что созрела для того, чтобы работать со своим эго. И я не буду скрывать, что мне сложно, но я научилась отпускать обиды. Раньше мне требовались на это годы, я была очень злопамятной. И мне кажется, что обиды, которые я держала в себе, они тоже блокировали творческую энергию, не пускали меня. Сейчас мне дышится и живется легче.

И я не буду скрывать, что мне сложно, но я научилась отпускать обиды. Раньше мне требовались на это годы, я была очень злопамятной. И мне кажется, что эти обиды, которые я держала в себе, они тоже блокировали творческую энергию, не пускали меня. Сейчас мне дышится и живется легче.

Программа "Синематограф: версия 3.3"

Концерт в день рождения

Анастасия Крашевская

Наталья Сидорцова

20.00 (сбор гостей)

21.00 (начало концерта)

джаз-клуб «Арбат 13»

Певица Анна Волкова отметит 33-летие и пятилетний юбилей концертной деятельности на сцене джаз-клуба «Арбат 13». Вместе с джазовым квартетом она представит программу «Синематограф: версия 3.3», в которую войдут песни на русском и английском языках, авторские композиции и кавер-версии мировых хитов. Выступая в разных ролях как соул-исполнительница, автор песен, блогер или продюсер, Анна Волкова всегда уделяет внимание двум аспектам – эмоциям и красоте. Поэтому изысканное прочтение музыки в джазовом ключе стало логичным продолжением творческого пути артистки. Новые аранжировки были созданы одними из лучших джазовых музыкантов страны - пианистом Владимиром Нестеренко, гитаристом Николаем Куликовым, контрабасистом Владимиром Черницыным и барабанщиком . Специальными гостями концерта станут певицы («Большой джаз», «Голос», «Главная сцена»), Анастасия Крашевская («Голос») и Наталья Сидорцова (звезда мюзиклов «Граф Орлов», «Ромео и Джульетта», «Огни Большого Города»).

Для Анны Волковой 33 года – особенный возрастной рубеж. Несмотря на творческое детство, на серьёзную сцену она вышла довольно поздно, в 28 лет, и именно в день своего рождения. Как артистку Анну Волкову публика приняла особенно тепло после выхода альбома «Шёпотом» в 2011 году, совместной работы с автором и продюсером Надеждой Новосадович (). Творческий дебют «Шёпотом» - это собрание красивых, глубоких, лирических, драматичных и нежных вещей о любви. Именно тембр и глубина вокала Анны подарила этим проникновенным произведениям жизнь. В том же году был выпущен лаконичный, стильный, чувственный клип на песню «Feel Black», написанную самой певицей. Уже позже, в 2014 году, в составе группы Anise (Project) Анна Волкова записала англоязычный электронный альбом «Spell», открывший её в том числе и с новой роковой стороны. В насыщенной творческой жизни Анны – разные по характеру сольные концерты, видеоклипы на песни , «Паромщик», участие в фестивалях «Lady in Jazz», «Ночь Музыки», «Emporio Music Fest», «WFest», многочисленные теле- и радиоэфиры, три концерта в Париже, в том числе по приглашению Посольства РФ во Франции, выступление в шоу закрытия теннисного турнира Ladies Trophy 2016 в Санкт-Петербурге и многое другое.


Top