Конспект ООД «Рассматривание картин И. Левитана «Сумерки
Болото в лесу. Осень. 1872
Васильев Ф.А.
Холст, масло
81 х 115,5
Русский музей
Аннотация
В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.
Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: "Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще... не вполне хорошо, ... но это – гениально".
Биография автора
Васильев Ф.А.
Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)
Живописец-пейзажист, рисовальщик.
Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. Под руководством И.И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И.Н. Крамской.
В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".
Фёдор Александрович Васильев «Болото в лесу. Осень», 1872
Русский Музей, Санкт-Петербург
В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.
Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще… не вполне хорошо, … но это – гениально».
Это только часть стихотворения. Чтобы узнать каким настроением проникнуто описание осени у Майкова, я вам прочитаю это стихотворение целиком, а вы внимательно послушайте и скажите, правильно ли мы определили настроение этого стихотворения?
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний
подснежник
я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!
Какие картины представили?
Каким настроением проникнуто описание осени у Майкова?
Меняется ли настроение в конце стихотворения?
Сожалеет ли поэт, что пришла осень?
Встретились ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?
Обратите внимание, что в этом стихотворении встречаются эпитеты. Найдем их.
Лист (какой?) золотой
А сейчас прочитаем второе стихотворение. Кто его автор?
Что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине?
- Сергей Александрович Есенин – поэт, который жил в конце 19 – начале 20 века. Родился в крестьянской семье, воспитывали его дедушка с бабушкой. Стихи Сергей Есенин начал писать рано, толчки давала к этому бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их начал писать, подражая частушкам. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение Сергея Есенина, а вы попробуйте с закрытыми глазами представить картины природы, которые рисует поэт.
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец.
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть.
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?
Какие картины природы вы представили?
Какое настроение вы уловили?
О какой поре осени рассказывает поэт?
Попробуйте передать настроение при чтении, которое создает это стихотворение.
Обратите внимание, что в этом стихотворении есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.
Почему С.Есенин сравнивает кружащуюся золотую листву с легкой стаей бабочек?