Опыт и ошибки шолохов. Сочинение на тему: Опыт и ошибки в романе Тихий Дон, Шолохов

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова *Тихий Дон». Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один из самых богатых - в смысле напряженных противоречий, бесконечных поисков правды, потерь и обретений в этих поисках.

В юности судьба Григория складывается как будто сама собой. Он участвует во всех хуторских забавах, например, в скачках. Но столь же ограничен и естественен для Григория тяжелый крестьянский труд. Сноровисто собирается он на сенокос, слушает, как поет его коса в луговых травах. Гармония с окружающим миром и с самим собой - таково состояние героя в первых главах романа: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно». Последние слова в приведенном отрывке выражают устойчивость того мира природы, труда и традиции, в котором живет герой.

Любовь к Аксинье потрясает этот устойчивый мир. Даже женитьба на Наталье, попытки порвать с Аксиньей не уничтожают эту незаконную любовь. В отстаивании этого чувства проявляется внутренняя самостоятельность, решительность героя. И с этого момента его метания между белыми и красными осложняются еще и метаниями между Аксиньей и Натальей, каждую из которых он по-своему любит.

Почему же Григорию Мелехову так трудно жить? Почему никак не может он примкнуть ни к белым, ни к красным? Попав в госпиталь после ранения, с мукой и болью спрашивает он у коммуниста Гаранжи: «Войне как укорот дашь? Как ее уничтожишь, раз извеку воюют».

Этот вопрос по своей масштабности равносилен гамлетовскому: «Порвалась дней связующая нить - как мне обрывки те соединить?» Во времена революций, войн герой ищет ответа на вопросы о социальной справедливости, о мире, в котором не будет ни жестокости, ни крови. Он бьется над неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства, братства и спр

Аведливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»? В своем прозрении Григорий оказывается выше своего времени, потому что он ищет те начала, которые противостояли бы хаосу и разрушению, жестокости и крови.

На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. С глазами, полными муки и страдания, Григорий Мелехов спрашивал: есть ли единственно верная дорога, по которой нужно идти? И часто не мог ответить себе на этот вопрос: «Хотелось отвернуться от всего

бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет».

Постоянно ощущает Григорий неправедность окружающей его действительности и чувствует себя виноватым во всем: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - говорит Григорий Наталье. Ответственность за ход истории, за направление и ход происходящих событий - таково главное обретение Григория.

Потеряв Аксинью, Григорий Мелехов остался совершенно одиноким. Однако именно в этот момент возникает надежда на лучшее, на то, что жизнь можно начать сначала: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Дом, сын, земля - вот подлинная связь героя с миром, и именно она обретается в результате всех жизненных метаний героя.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» катастрофическая реальность начала XX века осмыслена во всей ее сложности, исторической обусловленности, во всех ее суровых закономерностях. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Тихий Дон"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Тихий Дон" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Степан Астахов, Григорий Мелехов

Литературный пример. БЕСЧЕСТИЕ: В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья. Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине. ЧЕСТЬ: Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах.

Победа и поражение.

Герои: Красноармейцы и белогвардейцы

Литературный пример: Шолохов показывает войну со стороны революции и контрреволюции. На подступах к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы, на Дону - красноармейцы и калединцы. Писатель показывает, как постепенно крепнет дух Красной Армии. У красноармейцев есть одно немаловажное преимущество перед белогвардейцами - четкое осознание своей цели. Белогвардейское движение, как показывает Шолохов, не могло преодолеть внутренние распри и разобщенность. Кстати, Григорий всегда стремился попасть в лагерь красных. Шолохов постепенно подводит нас к финалу - победе Красной Армии.

Ошибки и опыт.

Герои: Григорий Мелехов

Литературный пример: Григорий не может примкнуть ни к белым, ни к красным, бьется нал неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства и справедливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»?
На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. Постоянно ощущает он неправедность действительности. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Разум и чувства.

Герои: Григорий Мелехов, Аксинья Астахова

Литературный пример: Аксинье Астаховой в жизни изначально не повезло: она подверглась насилию со стороны отца, в дальнейшем терпела побои и унижения от мужа. Вначале Аксинья боится нового чувства:
«С ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню... разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами».
Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся Григорию целиком, не задумываясь о том, какая участь ждёт её, когда вернётся из лагерей Степан, Героиня только внешне смиряется с потерей любимого человека. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова *Тихий Дон». Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один из самых богатых - в смысле напряженных противоречий, бесконечных поисков правды, потерь и обретений в этих поисках.

В юности судьба Григория складывается как будто сама собой. Он участвует во всех хуторских забавах, например, в скачках. Но столь же ограничен и естественен для Григория тяжелый крестьянский труд. Сноровисто собирается он на сенокос, слушает, как поет его коса в луговых травах. Гармония с окружающим миром и с самим собой - таково состояние героя в первых главах романа: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно». Последние слова в приведенном отрывке выражают устойчивость того мира природы, труда и традиции, в котором живет герой.

Любовь к Аксинье потрясает этот устойчивый мир. Даже женитьба на Наталье, попытки порвать с Аксиньей не уничтожают эту незаконную любовь. В отстаивании этого чувства проявляется внутренняя самостоятельность, решительность героя. И с этого момента его метания между белыми и красными осложняются еще и метаниями между Аксиньей и Натальей, каждую из которых он по-своему любит.

Почему же Григорию Мелехову так трудно жить? Почему никак не может он примкнуть ни к белым, ни к красным? Попав в госпиталь после ранения, с мукой и болью спрашивает он у коммуниста Гаранжи: «Войне как укорот дашь? Как ее уничтожишь, раз извеку воюют».

Этот вопрос по своей масштабности равносилен гамлетовскому: «Порвалась дней связующая нить - как мне обрывки те соединить?» Во времена революций, войн герой ищет ответа на вопросы о социальной справедливости, о мире, в котором не будет ни жестокости, ни крови. Он бьется над неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства, братства и справедливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»? В своем прозрении Григорий оказывается выше своего времени, потому что он ищет те начала, которые противостояли бы хаосу и разрушению, жестокости и крови.

На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. С глазами, полными муки и страдания, Григорий Мелехов спрашивал: есть ли единственно верная дорога, по которой нужно идти? И часто не мог ответить себе на этот вопрос: «Хотелось отвернуться от всего

Бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет».

Постоянно ощущает Григорий неправедность окружающей его действительности и чувствует себя виноватым во всем: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - говорит Григорий Наталье. Ответственность за ход истории, за направление и ход происходящих событий - таково главное обретение Григория.

Потеряв Аксинью, Григорий Мелехов остался совершенно одиноким. Однако именно в этот момент возникает надежда на лучшее, на то, что жизнь можно начать сначала: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Дом, сын, земля - вот подлинная связь героя с миром, и именно она обретается в результате всех жизненных метаний героя.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» катастрофическая реальность начала XX века осмыслена во всей ее сложности, исторической обусловленности, во всех ее суровых закономерностях. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Главный герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Гри­горий Мелехов - трагическая фигура переломной для России эпохи. Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и ме­тание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем - попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремле­нием к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье, невозможная по правилам общественной морали, в конце концов ста­ла для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную во­лю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невоз­можный для казака поступок, позорящий его в глазах всего хутора.- Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и доро­же. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий, каза­лось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия

борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны, он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говорит о неравенстве среди красноармейцев - комиссар «весь в ко­жу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они - куда равен­ство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, раз­рушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чу­жой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы - и не жалеет о Николае II, «хреновом царе», отказав­шемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение - по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о на­роде. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни, - это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца в черном небе. И последняя ценность его - сын, с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед бу­дущим.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (226)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (325)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (261)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (187)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) - Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям....

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (196)

      Катерина - сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (266)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (225)

      В комедии изображаются два поколения - старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение - кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками...


Top