Проект на тему: «Жизненный путь Андрея Болконского. Жизненный путь андрея болконского Путь жизненных исканий андрея болконского

Андрей Болконский унаследовал от отца любовь к порядку, к деятельности и «гордость мысли». Но, как представитель нового поколения, князь Андрей смягчил многие отцовские замашки. Например, генеалогическое дерево вызывает у него улыбку: вместе с другими он освободился и от этого суеверия аристократизма. Он любил встречать людей, не имеющих на себе «общего светского отпечатка».

Женитьба Болконского. Светская жизнь.

Роман застает Андрея Болконского как раз на том моменте его духовной жизни, когда суеверие светских отношений ему стало особенно тягостно. Он молодой супруг, но в своей богато отделанной столовой, где все серебро, фаянс и столовое белье блестят новизной, он с нервным раздражением дает совет Пьеру никогда не жениться. Женившись, потому что все женятся, на доброй, очень хорошенькой девушке, Андрей должен был попасть, как все, в «заколдованный крут гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

Болконский на войне.

Он постигает, что эта жизнь «не по нем» — и, чтобы только порвать с ней, решает идти на войну. Война, думает он, как все, есть что-то яркое, особенное, не пошлое, тем более война с таким полководцем, как Бонапарте.

Но Болконскому не суждено идти проторенным путем. Первая же победа, о которой он по должности адъютанта Кутузова, докладывал военному министру, навела его на мысли, мучившие его в великосветских гостиных. Глупая, притворная улыбка министра, оскорбительное поведение дежурного флигель-адъютанта, грубость рядового офицерства, тупость «милого православного воинства» — все это быстро заглушило интерес к войне и счастье новых, радостных впечатлений.

На войну уезжал князь Андрей противником всяких отвлеченных рассуждений. Фамильная черта, практическая деловитость, соединялась с насмешливо-презрительным отношением ко всему, что носило отпечаток метафизики. Когда сестра надевала ему на шею образок, страдая от его шуток над святыней, Андрей взял этот подарок, чтобы только не огорчить сестру, и «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо». Под Аустерлицем Андрея тяжело ранили. Тогда-то, обессилевший от потери крови, выбитый из рядов своих товарищей, очутившийся перед лицом смерти, Андрей как-то ближе стал к религиозному миропониманию сестры. Когда над ним остановился Наполеон со своей свитой, ему все вдруг представилось в ином свете, нежели до тех пор.

Смерть жены и первое перерождение Болконского

Накануне сражения, после военного совета, оставившего очень путаное впечатление, князю Андрею на минуту пришла в голову мысль о бесцельности жертв из-за каких-то придворных соображений; но эта мысль была заглушена другими, привычными мыслями о славе; ему казалось, что самых дорогих ему людей он отдал бы за минуту славы, торжества над людьми. Но, видя около себя покрытого славой победителя, Наполеона, которого считал своим героем, раненый князь Андрей не мог отозваться на обращенный к нему вопрос. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его». Ему только хотелось постичь то божество, умиляющее и успокаивающее, о котором говорила ему сестра. Еще не вполне оправившись от раны, князь Андрей приезжает домой как раз к моменту рождения сына и смерти жены, не выдержавшей родов.

Умирающая детски-укоризненно взглянула на мужа, и «в душе его оторвал ось что-то». Еще так недавно ему казалось бесспорным, что эта женщина, «маленькая княгиня», привязывает его к пошлой жизни, стоит на пути его к славе и торжеству; а теперь он герой, увенчанный славой, удостоившийся внимания Наполеона и самых лестных отзывов Кутузова, так же бессилен, мелок и виноват перед умирающей женщиной, как там, на Аустерлицком поле, перед ним, лежащим в крови, был бессилен, мелок и виноват его герой Наполеон. И после смерти жены ему все чудится невысказанный упрек ее: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?»

Со своей непривычкой к отвлеченнастям князь Андрей не в состоянии примирить вызванных в его душе противоречий. Ему представляется, что нужно вовсе уйти от всякой общественной деятельности, и он года два ведет замкнутую жизнь в своей деревне, медленно оправляясь от последствий раны. Ему кажется, что ошибка прежней его жизни была в стремлении к славе. Но слава, думает он, это любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы. Значит, он жил для других и потому погубил свою жизнь. Нужно жить только для себя, для своей семьи, а не для так называемых ближних. Поэтому в разговоре с Пьером он горячо и убежденно возражает против всех его планов облагодетельствовать крестьян. Мужики — это тоже «ближние», «это главный источник заблуждения и зла».

Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья. Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.

Медленно и трудно, как в сильной натуре, развивалось это зерно новой жизни в душе Андрея. Ему иногда хотелось даже уверить себя, что жизнь его кончена. Ему кажется, что он, оберегая отца, только для своего спокойствия берет на себя хлопоты по ополченским делам, что только из материальных интересов разъезжает по опекунским делам своего дальнего имения, что только от безделья следит за развивающимися политическими событиями и изучает причины неудач минувших военных кампаний. На самом деле в нем зарождается новое отношение к жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год … Мало того, что я знаю все то. что есть во мне, … надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь!». Решение с осени переехать в Петербург, чтобы принять активное участие в общественной деятельности, было естественным выходом из этого настроения.

Болконский на службе у Сперанского.

В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает видное место. Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних людей к другим, что он видит, например, у Сперанского. А между тем Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским. Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения, помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».

Любовь к Наташе, которая в своей простоте была так не похожа на строгих противниц Сперанского, вырастает в сердце Болконского, но
вместе с тем ему хочется опять чего-то бесконечно великого, как Аустерлицкое небо, и ореол Сперанского для него блекнет. « … Он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона — старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».

Болконский на войне 1812 года.

Разрыв со Сперанским совершился просто и легко; но тем тяжелее было Болконскому, не увлеченному каким-нибудь делом, перенести
неожиданную измену Наташи, уже условившейся с ним относительно срока свадьбы. Только из желания встретить в армии своего соперника и довести его до дуэли он поступает в действующую армию как раз перед началом Отечественной войны 1812 года. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — все представляется теперь князю Андрею «грубо намалеванными фигурами». Война — «самое гадкое дело в жизни» и в то же время «любимая забава праздных и легкомысленных людей». «Цель войны — убийство … Сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» Так рассуждает князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения и заключает: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить … А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла … Ну, да не надолго!»

Наутро, нахмуренный и бледный, он сначала долго ходил перед рядами солдат, считая это нужным для возбуждения их мужества, «потом
он убедился, что ему нечему и нечем учить их».

Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.

Примирение с жизнью и смерть Болконского.

И первой мыслью раненого было нежелание умирать и вопрос, почему так жалко расставаться с жизнью. На перевязочном пункте, когда его раздевали, перед ним на мгновение мелькнуло детство — няня, укладывающая в кроватку и убаюкивающая его. Он как-то умилился — и тут в страшно стонавшем человеке он вдруг узнал Курагина. того, что разбил его счастье с Наташей. Вспомнилась и Наташа. И он.глядя на когда-то ненавистное, теперь жалкое лицо с опухшими от слез глазами, сам «заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Он понял то, чего раньше не понимал, — любовь ко всем, даже к врагам. « … Восторженная жалость к любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, — да, та любовь, которую проповедовал Бог
на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне. / 5. 7

Меню статьи:

Л.Н.Толстой не проявлял никогда себя в качестве беспринципного писателя. Среди всего многообразия его образов можно с легкостью найти те, к которым он относился положительно, с воодушевлением и те, к которым он испытывал антипатию. Одним из персонажей, к которым Толстой был явно неравнодушен, стал образ Андрея Болконского.

Брак с Лизой Мейнен

Впервые с Болконским мы встречается у Анны Павловны Шерер. Он появляется здесь в качестве скучающего и уставшего от всего светского общества гостя. По своему внутреннему состоянию он напоминает классического байронического героя, который не видит смысла в светской жизни, но продолжает по привычке жить этой жизнью, при этом испытывая внутренние терзания от моральной неудовлетворенности.

В начале романа Болконский предстает перед читателями 27-летним молодым человеком, женатым на племяннице Кутузова – Лизе Мейнен. Его жена беременна первенцем и в скором времени должна родить. Судя по всему, семейная жизнь не принесла счастья князю Андрею – он довольно прохладно относится к своей жене, а Пьеру Безухову и вовсе говорит, что жениться губительно для человека.
В этот период читатель видит развитие двух различных ипостасей жизни Болконского – светской, связанной с обустройством семейной жизни и военной – князь Андрей находится на военной службе и состоит адъютантом при генерале Кутузове.

Битва под Аустерлицем

Князь Андрей полон стремления стать значимым человеком на военном поприще, он воздает большие надежды на военные события 1805-1809 гг. – по мнению Болконского, это поможет лишиться ему ощущения бессмысленности жизни. Однако первое же ранение его значительно отрезвляет – Болконский пересматривает свои приоритеты в жизни и приходит к итогу, что он сможет себя полноценно реализовать в семейной жизни. Упав на поле битвы, князь Андрей замечает красоту неба и сам удивляется, почему раньше он никогда не смотрел на небо и не замечал его уникальности.

Болконскому не посчастливилось – после ранения он стал военнопленным французской армии, но затем у него появляется возможность вернуться на Родину.

Оправившись после ранения, Болконский отправляется в имение отца, где находится его беременная жена. Так как никаких сведений о князе Андрее не было, и его все считали погибшим, то его появление было полной неожиданностью. Болконский приезжает домой как раз вовремя – он застает роды жены и ее смерть. Ребенку удалось выжить – это был мальчик. Князь Андрей был подавлен и огорчен этим событием – он сожалеет, что был в прохладных отношениях с женой. До конца своих дней он помнил застывшее выражение на ее мертвом лице, которое как бы вопрошало: «Почему это случилось со мной?»

Жизнь после смерти жены

Печальные последствия Аустерлицкой битвы и смерть жены стали причинами, по которым Болконский решил отказаться от военной службы. В то время как большинство его соотечественников были призваны на фронт, Болконский специально старался сделать так, чтобы не попасть вновь на поле сражения. С этой целью он под руководством отца начинает деятельность в качестве сборщика ополчения.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Л.Н. Толстого “Воскресение” – историей нравственного преображения.

На этот момент приходится знаменитый фрагмент лицезрения Болконским дуба, который в противовес всему зеленеющему лесу утверждал обратное – почерневший ствол дуба наводил на мысль о конечности жизни. Фактически в символическом образе этого дуба воплотилось внутренне состояние князя Андрея, который также выглядел опустошенным. Спустя некоторое время Болконскому вновь пришлось проезжать по этой же дороге, и он увидел, что его, казалось бы, умерший дуб, нашел в себе силы для жизни. С этого момента начинается моральное восстановление Болконского.

Дорогие читатели! Если вы хотите узнать кто написал произведение “Анна Каренина”, предлагаем вашему вниманию эту публикацию.

На должности сборщика ополчения он не задерживается и вскоре получает новое назначение – работу в комиссии по составлению законов. Благодаря своему знакомству со Сперанским и Аракчеевым его назначают на должность начальника отделения.

Вначале эта работа захватывает Болконского, но постепенно его интерес утрачивается и вскоре он начинает скучать по жизни в поместье. Его работа в комиссии кажется Болконскому праздной ерундой. Князь Андрей все чаще ловит себя на мысли, что эта работа бесцельна и бесполезна.

Вполне вероятно, что в этот же период внутренние терзания Болконского приводят князя Андрея в масонскую ложу, но, судя по тому, что Толстой не развивает эту часть взаимоотношений Болконского с обществом, распространения и влияния на жизненный путь масонская ложа не имела.

Встреча с Наташей Ростовой

На новогоднем балу 1811 года он видит Наташу Ростову. После встречи с девушкой князь Андрей понимает, что жизнь его не закончена и ему не следует зацикливаться на смерти Лизы. Сердце Болконского заполняет любовь в Наталье. Князь Андрей чувствует себя естественно в компании Натальи – он легко может найти с ней тему для разговора. В общении с девушкой Болконский ведет себя непринужденно, ему нравится то, что Наталья принимает его таким, какой он есть, Андрею не нужно притворяться или подыгрывать. Наталья также была пленена Болконским, он показался ей привлекательным как внешне, так и внутренне.


Недолго думая Болконский делает девушке предложение. Так как положение в обществе Болконского было безукоризненным, да и к тому же финансовое положение было стабильным, Ростовы соглашаются на брак.


Единственным человеком, который был крайне недовольный состоявшейся помолвкой, был отец князя Андрея – он уговаривает сына отправиться на лечение за границу и лишь после заниматься делами женитьбы.

Князь Андрей поддается и уезжает. Это событие стало роковым в жизни Болконского – за время его отсутствия Наталья влюбилась в повесу Анатоля Курагина и даже предприняла попытку бегства с дебоширом.

Об этом он узнает из письма самой Натальи. Подобное поведение неприятно поразило князя Андрея, и его помолвка с Ростовой была расторгнута. Однако чувства его по отношению к девушке не угасли – он все также продолжал пламенно ее любить до конца своих дней.

Возвращение к военной службе

Чтобы заглушить боль и отомстить Курагину, Болконский возвращается на военное поприще. Генерал Кутузов, который всегда относился благосклонно к Болконскому, предлагает князю Андрею отправиться с ним в Турцию. Болконский принимает предложение, но надолго русские войска на Молдавском направлении не задерживаются – с началом военных событий 1812 года начинается переброс войск на Западный фронт, и Болконский просит Кутузова отправить его на передовую.
Князь Андрей становится командиром егерского полка. В качестве командующего Болконский демонстрирует себя наилучшим образом: он заботливо относится к своим подчиненным и пользуется существенным авторитетом у них. Сослуживцы называют его «наш князь» и очень гордятся им. Такие перемены в нем осуществились благодаря отказу Болконского от индивидуализма и его слиянию с народом.

Полк Болконского стал одним из военных единиц, принимавших участие в военных событиях против Наполеона, в частности во время Бородинской битвы.

Ранение в битве под Бородино и его последствия

Во время сражения Болконский получает серьезное ранение в живот. Полученное ранение становится причиной переоценки и осознания Болконским многих жизненных догматов. Сослуживцы приносят своего командира на перевязочный пункт, на соседнем операционном столе он видит своего врага – Анатоля Курагина и находит силы простить его. Курагин выглядит очень жалким и подавленным – врачи ампутировали ему ногу. Глядя на эмоции Анатоля и его боль, злость и желание отомстить, пожиравшее Болконского все это время, отступает и на смену нему приходит сострадание – князю Андрею становится жалко Курагина.

Дальше Болконский впадает в беспамятство и находится в таком состоянии 7 дней. Приходит в сознание Болконский уже в доме Ростовых. Вместе с другими ранеными он был эвакуирован с Москвы.
Наталья в этот момент становится его ангелом. В этот же период отношения Болконского с Наташей Ростовой также обретают новый смысл, но для Андрея все слишком поздно – его рана не оставляет ему надежды на выздоровление. Однако это не помешало обрести им кратковременную гармонию и счастье. Ростова все время неотступно ухаживает за раненым Болконским, девушка осознает, что она все еще любит князя Андрея, из-за этого ее чувство вины перед Болконским только усиливается. Князь Андрей, несмотря на всю тяжесть своего ранения, старается выглядеть как обычно – он много шутит, читает. Как ни странно, из всех возможных книг Болконский попросил Евангелие, вероятно потому, что после «встречи» с Курагиным на перевязочном пункте, Болконский начал осознавать христианские ценности и смог полюбить близких ему людей истиной любовью. Несмотря на все усилия, князь Андрей все же умирает. Это событие трагически отразилось на жизни Ростовой – девушка часто вспоминала о Болконском и перебирала в памяти все моменты, проведенными вместе с этим человеком.

Таким образом, жизненный путь князя Андрея Болконского в очередной раз подтверждает позицию Толстого – жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.

Путь исканий Андрея Болконского. Л.Н. Толстой "Война и мир"

Знал ли я, что прочитав «Войну и мир», изменю свои моральные принципы, взгляну на жизнь с новой, неожиданной стороны? Нет, конечно, не знал, но это произошло, а способствовал этому событию Андрей Болконский. Этот вымышленный персонаж стал моим кумиром. Возможно, я ещё многого не понял из его мыслей и поступков, однако даже малой части того, что я осознал, хватило, чтобы в корне поменять мои жизненные принципы и убеждения. Естественно, каждый человек воспринимает информацию по-своему, но в данной статье я постараюсь передать те душевные преобразования и трансформации личности, которые происходили с «моим» князем Андреем.
В начале романа он предстаёт передо мной гордым, высокомерным, жёстким ко всем людям человеком с эмоциональным диапазоном, ограниченным тонкой, холодной и насмешливой улыбкой. Его интересует только то, что непосредственно касается его самого, его собственного «я». Слухи, события в обществе, да и оно само ничуть не заботят его. Он ищет славы и величия, которые смогли бы утолить его жажду узнать своё предназначение. Андрей отправляется на войну лишь для того, чтобы получить возможность выделиться из числа других людей. Возможная смерть его не только не беспокоит, но он рассматривает её как один из вариантов получить желаемое. Однако все его надежды и мечты обрываются на поле Аустерлица. Наполеон - величайший из великих, человек, которого князь Андрей боготворил, оказывается на деле маленьким, тщедушным подобием гения войны. После этого взгляды князя на жизнь немного меняются.
Болконский решает, что жить по-прежнему нужно только для себя, но под последним он подразумевает не только свою персону. Все его родные и близкие люди: княжна Марья, отец, жена, сын, Пьер, а также всё, что, так или иначе, связано с ним и составляет теперь «я» князя Андрея. Все его усилия направлены отныне на благополучие этих людей и его самого. Но вскоре он понимает, что всё, чем он занимается, никак не способствует достижению нужного результата. Андрей впадает в уныние. Он пытается найти что-то важное - то, что он мог упустить и не заметить в своих размышлениях. Однако ни разговор с Пьером, ни окружающая природа не могут помочь ему. Князь Андрей начинает погибать, но тут ему приходит спасение в виде молодой и жизнерадостной нимфы - Наташи Ростовой. Он влюбляется в неё, она отвечает ему взаимностью и в корне меняет Болконского. После встречи с этим ангелом его душевное состояние меняется навсегда. Он сам признаётся себе в этом, когда происходит его встреча с дубом. Его ум проясняется, и Болконский понимает, что должен жить для всех людей, что смысл жизни заключается в простых мелочах, которые её создают, что не стоит искать особого смысла в привычных вещах, а нужно просто жить и любить дальше.
Но, даже после обретения им душевного спокойствия и равновесия, судьба не оставляет князя Андрея в покое. Она посылает ему два последних испытания: измену любимой женщины и смерть. После того, как он узнаёт о событиях, произошедших между Наташей и Анатолем Курагиным, он не впадает в ярость, но и не может простить Наташу. Андрей находит единственный правильный выход из сложившейся ситуации - он просто продолжает жить дальше. Спустя большое количество времени, уже на смертном одре, он прощает свою возлюбленную, и судьба предоставляет ему возможность встретиться с ней. Так он проходит испытание изменой.
Последнее испытание, уготованное для него, не под силу пройти ни одному человеку. Но князь Андрей Болконский смог это сделать. Смерть пришла за ним, и он предстал перед ней человеком, который за свою короткую жизнь смог понять то, что люди не могут узнать и сегодня. Князь Андрей понял, наконец, что смысл жизни составляет сама жизнь.
Обычно про умершего человека говорят: «Смерть забрала его слишком рано». Но это точно не о Болконском. Смерть настигла его, и он согласился пойти с ней на равных.

Лев Николаевич Толстой создавал роман “Война и мир” с 1863 по 1869 год. Первоначально он замышлялся как роман о возвращении декабриста из ссылки в 1856 году, и главным героем должен был быть Петр Иванович Лобадов. В образе Лобадова Толстой хотел показать трагедию героя декабристского восстания, чья эпоха осталась в прошлом и который уже не сможет обрести себя в изменившемся обществе. Но для того, . чтобы достоверно воссоздать события 1825 года, Толстому пришлось вернуться к истории Отечественной войны (как написал в своем дневнике один из декабристов: “...все мы вышли из войны 1812 года...”). Первые главы романа первоначально назывались “1805-й” и рассказывали об истоках войны и о людях, участвовавших в ней. Так появились главные герои произведения, в том числе один из любимых автором - Андрей Болконский.

Важно заметить, что для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни.

Постараемся проследить судьбу Андрея Болконского и пути его нравственных исканий в романе.

Итак, впервые мы встречаем князя Андрея, человека с “усталым, скучающим взглядом”, в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя: “красавица Элен” Курагина и ее брат Анатоль, “главный кутила” Петербурга, Пьер Безухов, внебрачный сын графа Безухова, и другие. Некоторые появляются здесь, чтобы показать себя в свете, другие - чтобы сделать себе карьеру, продвинуться по службе. Совершив обряд приветствия “никому не известной... и не нужной тетушки”, гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор, и хозяйка салона “преподносит” своим гостям аббата Морио и виконта Мортемара, “как ростбиф на горячем блюде”. Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, “попав в заколдованный круг”, из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит (“...Никогда не женись... - говорит он Пьеру, - не женись до тех пор... пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал...”), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести “свой Тулон”. Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями наполеонизма: перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом - “неважно, что будет потом...”.

Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, “волоча его по земле”, бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение - “как будто палкой по голове”. Открыв глаза, Андрей видит “высокое, бесконечное небо”, кроме которого “ничего, ничего нет и... все пустое, все обман...”, и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.

Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с “маленькой княжной” с “беличьим выражением” лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает - жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: “...что же вы сделали со мною?” - всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.

После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он “другой, лучший Пьер, чем был раньше”, князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что “он должен доживать свою жизнь... не тревожась и ничего не желая”. Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.

Поехав в Отрадное к графу Ростову по делам, Болконский проезжал по зеленеющему лесу, увидел дуб, который, растопырив сучья, казалось, говорил: “Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...”

Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи, хотела “взлететь” к небу.

Возвращаясь обратно и поехав лесом, князь Андрей искал дуб и не находил. Дуб расцвел, покрылся зеленью и, казалось, любовался собой. И в этот момент Андрей решил, что в 31 год жизнь не только не закончена, а, наоборот, лишь начинается. И желание сделать так, чтобы и девочка, которая хотела улететь в небо, и Пьер, и все-все узнали о нем и “чтобы не жили они так независимо от его жизни, чтобы на всех она отражалась...”, охватило его. Вернувшись в Петербург, Андрей поступил на чиновничью службу и занялся созданием законопроектов, сошелся со Сперанским, но вскоре отказался от этой службы, с ужасом для себя поняв, что и здесь, занимаясь вопросами государства, люди руководствуются исключительно своими личными интересами.

Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.

Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, “своим врагам ”, за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, - он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле... и которую я не понимал”.

Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью...”.

Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, “тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью” и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: “Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться... а главное - бороться. А спокойствие - душевная подлость”.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.


Top