Основная мысль свинья под дубом. Тема урока: "Мораль басни "Свинья под дубом", своими словами"

Басня - это произведение, призванное передавать в своем содержании некий смысл. Жителям России этот вид творчества известен по нетленным стихотворениям Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни вот уже более 150 лет тому назад, и они продолжают пользоваться

спросом по сей день. В чем секрет популярности рифмованных историй про животных, которые вышли из-под пера Крылова? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос при помощи одного из наиболее популярных его произведений - «Свинья под дубом». Басня наилучшим образом передает моральный смысл при помощи ассоциативного сравнения животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» - басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои - это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности. Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.

Мораль басни «Свинья под дубом»

У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.

В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» - басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня Свинья под дубом - анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

    Словарная работа

    Теория литературы

    Наглядность

    Ход урока

    I . Проверка Д\З.

    (прослушать 2-ух учеников)

    II .

    Слово учителя:

    Проблема невежества, неблагодарности остается актуальной и в наши дни, а ведь басня написана в 1825 году.

    Что же означают слова «невежество, «невежа», «невежда»? Ведь именно против этих понятий и выступал Крылов в своих произведениях.

    Словарик

    Предваряющий чтение вопрос

    4. Беседа - подготовка к чтению по ролям:

    (к Свинье - с презрением: использование просторечных слов: наелась до отвала ,

    к Дубу - с уважением: вековой, промолвил

    Задание:

    2.Свинья спит под Дубом.

    3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

    4.Ворон укоризненно

    5. Свинья самодовольно отвечает Ворону.

    6. Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

    Задание:

    Вывод:

    6. Чтение по ролям

    7. Закрепление.

    (Ученикам предлагается раздаточный материал с текстами о школьной жизни, 3 текста - 3 варианта)

    Задание:

    2.Да только воз и ныне там.

    Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

    2. А Васька слушает да ест.

    3. А ларчик просто открывался.

    Ответы: 1в.-3, 2в. -2, 3в.-3

    7. Итоги.

    8. Д\З

    2. Чтение басни наизусть - инд. задание.

    3. Нарисовать картинки к подписанным кадрам на карточках - по желанию

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: И.А.Крылов "Свинья под дубом". Осмеяние невежества и неблагодарности »

План-конспект урока по литературе по программе Курдюмовой Т.Ф. в 6-ом классе или по программе Коровиной В.Я. в 5-ом классе

Тема: И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности.

Цели:

    Продолжить знакомство с разнообразием тематики басен И.А.Крылова

    Обучать выразительному чтению

    Знакомить с новыми теоретическими понятиями: роль Автора в басне, позиция Автора и средства ее выражения

Словарная работа : толкование слов «невежество», «невежа», «невежда», сопоставление понятий и применение их в практической работе при смысловом анализе басни.

Теория литературы : поучение, аллегория, аллегорический смысл, конфликт, композиция, позиция Автора

Наглядность : текст басни, учебная статья, карточки с раскадровкой для создания мультфильма, иллюстрации художников Гороховского и Рачева, раздаточный материал для работы с крылатыми выражениями из басен Крылова

Ход урока

I . Проверка Д\З.

Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

(прослушать 2-ух учеников)

II . Объяснение новой темы: И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности .

Слово учителя:

И.А Крыловым было написано около 200 басен, и только 30 басен он считал неоригинальными, переводными, к ним примыкает и басня «Свинья под дубом», т.к. ее сюжет перекликается с сюжетом басен Эзопа «Пешеходы и Явор» и Лессинга (герм.) «Дуб и Свинья»

Проблема невежества, неблагодарности остается актуальной и в наши дни, а ведь басня написана в 1825 году.

Что же означают слова «невежество, «невежа», «невежда» ? Ведь именно против этих понятий и выступал Крылов в своих произведениях.

(Выслушиваем версии толкования слов, затем открываем запись на доске, которая или подтверждает, или корректирует мнение учеников)

Словарик : Невежество - отсутствие знаний

Невежа - грубый, невоспитанный человек

Невежда - малообразованный, малосведущий человек

3. Выразительное чтение басни (прослушивание аудиозаписи).

Предваряющий чтение вопрос : Прослушайте басню и решите, можно ли Свинью назвать невеждой и невежей? Объясните свою точку зрения.

4. Беседа – подготовка к чтению по ролям:

1. Какой перед нами предстает Свинья? (Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о своем удовольствии).

Подтвердите свои мысли строками из басни. Определите, какой художественный прием использует Автор, характеризуя Свинью.

2. Какие персонажи, кроме Свиньи, участвуют в басне? (Ворон, Дуб, Автор)

4. Как он относится к своим героям? Докажите по возможности строками из басни.

(к Свинье – с презрением: использование просторечных слов: наелась до отвала , наевшись, глаза продравши, рылом подрывать

к Дубу – с уважением: вековой, промолвил (чувствуется степенность, самоуважение)

к Ворону как к мудрой, вещей, много знающей птице)

5. Между какими героями происходит конфликт? Как Дуб называет Свинью? (неблагодарная) Почему? (Она не понимает, что губит источник своей сытости, своего довольства)

6. Прочитайте поучительную часть басни. Определите ее место в композиции произведения. Кому предназначено поучение: Свинье или человеку, в своем невежестве похожем на эту героиню?

(Шутливо, с иронией, простодушно рассказать «забавную» историю, а в поучительной части показать свое истинное отношение к проблеме невежества)

8. Попробуйте определить аллегорический смысл басни (см записи в тетради).

5. Словесное рисование- раскадровка

1. Предварительная работа с иллюстрациями художников Гороховского и Рачева.

Задание: Рассмотрите иллюстрации. Какие эпизоды басни на них изображены? Такими ли вы представляли героев произведения?

2. Представьте, что вы тоже художники и создаете картинки к мультфильму. (Ребятам раздаются листы с раскадровками, где они должны вписать ключевые эпизоды в каждый кадр, используя фрагменты басни) Работают в парах (и легче, и быстрее). Учитель помогает.

1. Свинья под Дубом ест желуди.

2.Свинья спит под Дубом.

3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

4.Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.

5. Свинья самодовольно отвечает Ворону.

6. Сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Задание: Найдите и подчеркните слова в наших записях, которые отвечают на вопрос КАК?

Определите, какова их роль в басне?

Вывод: Эти ключевые слова, передающие отношение героев к конфликту, помогут вам найти верную интонацию при чтении басни по ролям.

6. Чтение по ролям

Сколько должно быть чтецов? Назовите их.(Дуб, Ворон, Свинья, Автор)

(Выбираем чтецов, еще раз напоминаем об особенностях чтения слов каждого героя и прослушиваем чтение, кратко обсуждаем достоинства и недостатки, над чем дома нужно будет поработать)

7. Закрепление.

Басни Крылова пользуются популярностью и в наше время: их читают взрослые и дети, а многие выражения из его произведений стали «крылатыми», т.е. перешли в разговорную речь, стали похожими на пословицы и поговорки, коротко и емко объясняют разные жизненные ситуации, схожие с басенными.

(Ученикам предлагается раздаточный материал с текстами о школьной жизни, 3 текста – 3 варианта)

Задание: Подберите к текстам о школьной жизни «крылатые» выражения из басен Крылова (задание написано на карточках)

Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются…

Для справок: 1. Хвалилась синица море сжечь.

2.Да только воз и ныне там.

3. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона.

Вместо подготовки к контрольной работе Катя Мурочкина пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услыхала…

Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

2. Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!

3. А ларчик просто открывался.

Костя Васечкин, не зная урока, исчеркал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель написал на доске правильное решение и со словами: «….», - отдал Васечкину дневник.

Для справок: 1. Страшнее кошки зверя нет.

2. А Васька слушает да ест.

3. А ларчик просто открывался.

Ответы: 1в.-3, 2в. -2, 3в.-3

7. Итоги.

Басни Крылова, его ирония помогают нам понять: с какими недостатками нужно бороться прежде всего в себе. Я думаю, вы прислушаетесь к добрым поучениям баснописца и будете стремиться к знаниям, к культуре, чтобы стать образованными, воспитанными, а не быть невеждами, отрицающими просвещение, образование и ученье.

8. Д\З

1. Выразительное чтение басни по ролям.

2. Чтение басни наизусть – инд. задание.

3. Нарисовать картинки к подписанным кадрам на карточках – по желанию

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон - это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) - это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения - свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.


Top