Захарова Светлана: биография, личная жизнь и балет. Рост известной балерины

Светлана Захарова - балерина, завоевавшая популярность на петербургской сцене. Родилась она 10 июня в 1979 году в Луцке, в семье военного и преподавательницы детской творческой студии.

Краткая биография

Сегодня Светлана живет и работает в Москве, являясь прима-балериной в Большом Театре. Захарова Светлана проявляет политическую активность, будучи депутатом Государственной Думы и членом фракции «Единая Россия». Она принимает деятельное участие в комитете Государственной Думы по культуре. В церемонии открытия Олимпиады в Сочи Светлана исполняла роль Наташи Ростовой.

Карьера

С шести лет будущая знаменитость занималась народными танцами, а уже в десять поступила на учебу в Киевское хореографическое училище и связала жизнь с балетом. Во многом выбор этого пути подсказала девочке мать, которая желала видеть в дочери балерину и смогла вовремя уговорить ее поступать в училище. Уже студенткой Захарова Светлана успешно строила карьеру балерины, станцевав Машу в «Щелкунчике», Умирающего лебедя, Повелительницу триад в «Дон Кихоте». И не только на сцене Мариинского театра... Труппа этого театра приняла Светлану в свои ряды в 17 лет, сразу же после окончания академии, а буквально через год она уже получила статус балерины. Активно помогала Светлане в творческом развитии опытная наставница Ольга Моисеева, благодаря чему молодая балерина быстро стала получать множество главных ролей театра. В 2003 году Светлана переехала в Москву и перешла на работу в Большой Театр, где и получила статус прима-балерины. Дебют на новой сцене в качестве солистки состоялся в октябре 2003 года в балете «Жизель», хотя она уже трижды танцевала эту партию в Большом Театре до перехода. Стремительное развитие карьеры сопутствовало участию Светланы в балетных труппах мирового уровня в качестве приглашенной знаменитости. Светлана Захарова - балерина с необычайно высокими заслугами: в ее репертуаре десятки блестящих партий, которые она исполняет на ведущих сценах мира.

Репертуар

Лучшими ее исполнениями часто называют партию Медоры из «Корсара», Джульетты в трагедии Шекспира, Авроры в «Спящей красавице» и Китри в «Дон Кихоте». Это самая прославившаяся российская балерина в мире. Танцевала Светлана с Владимиром Малаховым, Николаем Цискаридзе, Хосе Мануэль Кареньо и многими другими именитыми артистами балета.

Награды и звания

Первым серьезным подтверждением таланта Светланы можно считать получение второго места в Международном конкурсе среди молодых танцовщиков в 1995 году в Петербурге. Успешное участие в этом конкурсе помогло балерине поступить сразу на третий курс Вагановской академии в Питере и заниматься в классе Елены Евтеевой. В 1999 году Светлана в премии «Золотая маска» стала лауреатом за лучшую женскую роль в балете. Нынешний статус прима-балерины Захарова Светлана получила в 2003 году в Большом театре, где ее педагогом является знаменитая выпускница Вагановской академии и бывшая балерина Мариинского театра. В 2005 Светлана получила звание Заслуженной артистки РФ, а буквально через три года - Народной. В 2005 году балерина была удостоена наградой Международного союза деятелей хореографии за исполнение партии в балете «Сон в летнюю ночь» - «Бенуа де ля данс». В 2008 году Светлану признали звездой театра «Ла Скала» в Милане.

Личная жизнь балерины

Захарова Светлана замужем за скрипачом с которым ее однажды свел новогодний концерт. Балерина рассказывает, что была просто поражена талантливому исполнению Вадима и после выступления подошла к нему за автографом. Будущий муж Захаровой Светланы следующий раз встретился ей только через год. Официально пара не распространяется о дате свадьбы, но достоверно известно, что Светлана и Вадим женаты.

В 2011 году в звездной семье появилась дочка Анна. После родов балерина снова вышла на сцену уже через три месяца, но никогда не перестает уделять необходимого внимания ребенку, и даже иногда берет дочь с собой на гастроли. Светлана часто признается, что рождение ребенка существенно поменяло ее взгляды на мир, преобразило суждения и мысли. Материнство дало возможность по-новому воспринимать и чувствовать даже движение в балете. Светлана Захарова - балерина высочайшего уровня, но несомненно, что головокружительная карьера никак не мешает ей быть замечательной женой и заботливой матерью.

Стиль и характер

Природные данные этой женщины великолепно подходят для балета. Эталоном фигуры для балерины вполне можно назвать именно тот, который имеет Светлана Захарова. Рост Светланы - 168 см, вес - 48 кг. Она не любит повторений и шаблонов в одежде и всегда тщательно подбирает такой костюм, который будет максимально непохож на исполняющих партию до нее. По знаку Зодиака Светлана Близнецы, поэтому ей свойственны некоторые перепады настроения и особая энергичность. Звезда не верит в приметы и не поддерживает суеверия, всегда веря в свою удачу. Отдыхать прима-балерина любит преимущественно в горах, предпочитая их жарким солнечным пляжам.

Общественная и политическая деятельность

Как уже говорилось выше, Захарова - депутат Государственной Думы пятого созыва и участник комитета по культуре. Балерина достаточно ответственно относится к этому обстоятельству и не может оставаться в стороне там, где требуется поддержка - в 2011 году она стала учредителем и президентом благотворительного фонда, который ставит своей целью следующие основные задачи:

  • сохранение и развитие лучших традиций хореографии и культуры;
  • предоставление возможности заниматься балетом широкому кругу желающих;
  • поддержка и продвижение русской школы балета;
  • создание благоприятной среды для существования достаточного числа балетных студий, специальных школ для детей в этой области;
  • поддержание профессионализма в балете;
  • помощь молодым танцорам;
  • и необходимая реабилитация ветеранов балетного искусства.

Светлана Захарова помогла установить специальную стипендию нескольким лучшим ученикам Саратовского колледжа искусств, находя это чрезвычайно нужным, и сейчас собирается не останавливаться на достигнутом. В ближайшее время женщина планирует организовать проведение первого в России творческого детского праздника - фестиваля балета. Звезда открыто признается, что совмещать деятельность депутата Государственной Думы РФ с балетом зачастую бывает очень сложно, ведь для достижения успеха в чем-то одном необходимо крайнее сосредоточение на предмете и приложение многих усилий. Большой проблемой нынешней хореографии, тормозящей ее развитие, Светлана считает почти полное отсутствие грамотных современных хореографов, что заставляет Россию слишком многое заимствовать в балете от Запада.

Личный сайт знаменитости

Официальный сайт Светланы Захаровой находится по адресу: svetlana-zakharova.com. Посещение ресурса помогает получить наиболее систематизированные и свежие данные о балерине. Сайт звезды представляет ценность для поклонников, ведь на нем всегда можно найти самую достоверную информацию о том, чем занимается Светлана Захарова. Биография, галерея фотографий, список ролей в репертуаре - это только часть находящихся на сайте полезных данных.

Текст: Настя Волчек

Фото: ИТАР-ТАСС, Starface.ru, Fotobank

34-летняя прима-балерина Большого театра Светлана Захарова рассказала в интервью журналу OK! о том, как замужество и рождение дочери изменили ее жизнь и помогли проще смотреть на многие вещи.

В начале июля балерина Светлана Захарова отказалась от участия в премьере балета «Онегин» из-за своего несогласия с постановщиками по вопросу составов. Впрочем, главный редактор журнала OK! Вадим Верник решил не спрашивать Светлану о причинах ее решения, как и не стал обсуждать скандалы , произошедшие за последнее время в Большом театре. В интервью балерина рассказала о более приятных вещах - замужестве и рождении дочери.

Со своим супругом - скрипачом Вадимом Репиным - Светлана Захарова познакомилась на новогоднем концерте. Захарова увидела будущего мужа на сцене и «была поражена», а после выступления подошла взять автограф. В следующий раз они встретились только через год. Захарова не распространяется о деталях романа с Репиным, но не скрывает, что замужество и рождение дочери Анны в 2011 году полностью изменили ее жизнь.

«Раньше днем и ночью все мысли были только о балете. А после рождения дочери весь мир перевернулся. Недаром говорят, что материнство меняет женщину, украшает ее. Я поняла, что надо проще смотреть на какие-то вещи, быть мудрее, не раздражаться и не зацикливаться на одной лишь профессии», - поделилась Захарова в интервью журналу OK!.

Светлана призналась, что совершенно не переживала за карьеру, когда узнала, что беременна. Она оставила сцену, отдыхала, ездила с мужем на гастроли и чувствовала себя «женщиной, которая просто живет и наслаждается». После рождения дочери Захарова уже через три месяца была на сцене. Сейчас балерина старается не расставаться с 2-летней Анной надолго, и если гастроли длятся больше пяти дней, берет ее с собой.

В августе Светлана Захарова и Вадим Репин выступят вместе в Швейцарии на фестивале «Сан-Пре классик», в котором принимают участие люди, которых связывает дружба или семейные узы. Впервые супругов пригласили на фестиваль несколько лет назад, когда узнали о том, что они теперь вместе. Но из-за плотного графика и декретного отпуска Светланы выступление пока так и не состоялось.

Через несколько недель Захарова будет танцевать в Сан-Пре под аккомпанемент мужа номер на музыку Арво Пярта Fratres «Плюс минус ноль», который поставил молодой хореограф из Петербурга Владимир Варнава. Балерина призналась, что «немножко опасается», так как если в семейной жизни супруги готовы к компромиссам, то в профессии не привыкли уступать.

Светлана Захарова - прима-балерина Большого театра. Можно с уверенностью сказать, что она из тех, кто сделал себя сам.

Фотография: Михаил Королев

Света, твоя карьера давно идет по нарастающей. А как ты чувствуешь сама: это ровная дорога вверх или иногда всё же бывают остановки, какие-то пробуксовки?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Конечно, со стороны кажется, что резкий взлет у меня начался сразу. В 17 лет я пришла в Мариинский театр из Академии русского балета, и довольно быстро, буквально в первые месяцы, мне уже стали давать сольные партии.

Одна Жизель чего стоит! К этой сложнейшей партии многие балерины идут годами.

А в том возрасте мне казалось, что всё так и должно быть. Может, это ощущение возникло из-за детской наглости или наивности. С годами оно ушло.

Наверняка в твоей жизни был момент, когда ты почувствовала, что в балете можешь сделать больше, чем другие.

Нет, я сама никогда этого не чувствовала. Но меня всегда выделяли педагоги. Даже в школе ко мне было повышенное внимание с их стороны.

Ты родилась в Луцке, небольшом украинском городе. Скажи, если бы не балет, ты бы и сейчас там жила - работала, рожала детей? Или такой сценарий для тебя был невозможен ни при каких обстоятельствах?

Я благодарна маме за то, что она направила меня по верному пути. В Луцке мама работала в хореографическом коллективе, много танцевала, ездила на гастроли. Я же была очень активным ребенком. Занималась художественной гимнастикой (потом даже на спортивную занесло), танцами. В Доме пионеров был танцевальный коллектив - огромный, высокого уровня. Поступать в Киевское хореографическое училище я поехала, уже имея некоторый опыт.

Мама до сих пор удивляется: «И как я могла свою маленькую 10-летнюю доченьку отправить одну учиться в Киев, жить в общежитии вдали от дома?!» Вероятно, это был знак свыше.

Видимо, в Киеве и началось твое взросление.

Как только переступаешь порог хореографического училища, детство заканчивается. Для меня существовал только балет.

Наверное, это счастье, когда в 10 лет у ребенка уже есть цель. Ведь у многих она не появляется и гораздо позже.

Вот-вот! У меня растет дочка, и мы всей семьей думаем, куда ее отдать, когда придет время. Хочется, чтобы она к чему-нибудь стремилась. Тогда не будет, не дай бог…

...каких-то негативных моментов?

Плохих моментов, скажем так.

Ну тебя-то наверняка всё плохое обошло стороной.

Ой, я была наивная, очень стеснительная. У моих одноклассниц было всякое, а меня никуда не тянуло.

В общем, образцовая девочка! А ты влюблялась в ту пору?

Всё, что со мной происходило, оставалось внутри, чтобы никто ничего не знал. Была любовь, были и разочарования, но меня всегда спасала работа. Когда я пришла в Мариинский театр, со мной занималась репетитор Ольга Николаевна Моисеева. Она стала для меня самым близким человеком. Помимо мамы, разумеется. А подруг в театре у меня никогда не было.

Почему?

Так сложилось... Знаешь, обычно дружба завязывается у девочек, танцующих в кордебалете. Я же почти сразу стала солисткой и ушла из общей раздевалки, где в основном все и общаются.

Как правило, балерины выходят замуж за своих коллег. У тебя в этом смысле нетипичная ситуация: ты стала женой Вадима Репина, выдающегося скрипача с мировым именем. И как же вас судьба свела?

Это длинная история. Несколько лет назад, накануне Нового года, телеканал «Россия» планировал снять передачу с участием звезд классической музыки и балета. По каким-то причинам съемки отменили, но концерт всё же состоялся. Правда, без артистов балета. «На сцене разместится оркестр, танцевать будет негде, - пояснили мне. - Но мы хотим пригласить вас на концерт в качестве зрителя. Дирижировать будет Владимир Федосеев, выступать - Вадим Репин и много других музыкантов и певцов». Я пришла. Увидев Вадима на сцене, я была поражена его ярким, запоминающимся исполнением. А после концерта подошла к Федосееву и Репину, чтобы поблагодарить. И впервые в жизни попросила автограф - у Вадима!

Совсем нет. В следующий раз мы с Вадимом встретились только через год, когда он в очередной раз оказался в Москве.

Балерины ради карьеры часто лишают себя радости материнства. Во всяком случае, так было раньше.

Знаешь, я наблюдала со стороны за своими коллегами, ведущими балеринами, у которых есть опыт материнства. Как правило, все они очень быстро восстанавливались после рождения ребенка, а многие обретали и гораздо лучшую форму. Я оставила сцену, как только поняла, что жду ребенка. Вероятно, в тот момент что-то случилось и организм сказал: «Хватит! Больше не хочу!» Весь период беременности я отдыхала и чувствовала себя от этого невероятно счастливой.

Я гуляла, а если и ездила с мужем на гастроли, то могла увидеть другие города взглядом туриста. Словом, я была обычной женщиной, которая просто живет и наслаждается.

И как долго продолжалась эта идиллия?

После рождения Анечки во мне снова что-то изменилось, и через три месяца я уже была на сцене. Как сейчас помню это чувство жуткого страха перед первым выходом на сцену после перерыва. Но меня поддерживали мама и муж. И я знала, что главное - сделать первый шаг, а дальше пойдет как надо.

Дочку берешь с собой на гастроли?

Если они длятся больше пяти дней, Аня и моя мама летят со мной. Дочка путешествует с трех месяцев. Она привыкла к самолетам и уже очень хорошо в них ориентируется. Есть у нее и свой загранпаспорт.

Света, мы с тобой знакомы давно. И я всегда чувствовал, что ты человек внутренне сильный, волевой, с бойцовским духом. Ты всегда словно натянутая струна. А сейчас на твоем лице появилась какая-то мягкость, даже умиротворенность. Твоя красота стала совсем иной.

Спасибо, Вадим! Действительно, раньше и днем и ночью все мысли были только о балете. А после рождения доченьки весь мир перевернулся. Недаром говорят, что материнство украшает женщину, меняет ее. Да и приоритеты стали иными, ответственность другая. Ты говоришь про мягкость… Я поняла, что надо проще смотреть на какие-то вещи, быть мудрее, не раздражаться и не зацикливаться на одной лишь профессии.

И все-таки вернемся к профессии. Насколько я знаю, тебя долго звали в Большой театр, но ты упорно отказывалась. Почему? Это же мечта любой балерины.

Меня воспитали в уверенности, что лучше балетной школы имени Вагановой и Мариинского театра в мире ничего не существует. Поэтому когда я попала в Мариинку, то ни на что другое даже смотреть не хотела. И когда Владимир Васильев (в 1995–2000 годах худрук и директор Большого театра. - Прим. ОК! ) пригласил меня в Большой танцевать главную партию в своей постановке «Лебединого озера», я отказалась.

Мне было 17 лет, я смотрела на мир сквозь розовые очки. Только со временем, станцевав в Мариинке уже практически всё что могла, я вдруг почувствовала, что мне хочется чего-то другого. На меня посыпались приглашения из Гранд-опера, «Ла Скала», Римской оперы, из Токио и Америки.

И в результате ты оказалась в Большом. Что стало решающим аргументом?

Это было уже четвертое приглашение из Большого. Его сделал Анатолий Иксанов (гендиректор Большого театра в 2000–2013 гг. - Прим. ОК! ). Он заверил, что для меня создадут все условия. А мне в тот момент хотелось начать всё с чистого листа, вернуть ощущение новизны происходящего. Так всё и совпало.

Ты быстро стала своей в Большом театре?

Никогда не забуду, как впервые пришла в балетный зал на утренний класс. Я подумала, что будет некорректно, если я сразу встану в центр…

Хотя по статусу имела на это право. Ты ведь поступила в Большой театр в ранге прима-балерины.

Да, но я хотела, чтобы люди ко мне сначала привыкли, чтобы я никому не мешала. И вдруг раздается голос Марка Перетокина, в ту пору солиста Большого театра: «Иди сюда». Все артисты подвинулись, и он поставил меня на центральное место. Может, Марк тот момент и не помнит, но для меня это был знак, что меня ждали в этом театре, что коллеги ко мне относятся с уважением. Меня сразу взяла под свое крыло Людмила Ивановна Семеняка (педагог-репетитор. - Прим. ОК! ). Она ввела меня во все спектакли, рассказала о тонкостях этого театра. У меня появились просто потрясающие партнеры. С ними я всегда нахожу общий язык.

Отлично. Знаю, что ты поддерживаешь тесные отношения со своим старшим братом.

Да. Он врач по образованию и уже много лет работает в медицинской страховой компании. У него есть сын Данила, который старше моей Ани на пять месяцев. Я очень люблю всей нашей большой семьей собираться на даче, для меня это лучший отдых. Особенно когда у мужа нет гастролей и он вместе с нами. На следующий день после таких посиделок я уже другой человек.

Кстати, вы с мужем не думаете о совместном творческом проекте? Ты танцуешь, Вадим играет на скрипке…

Нас пригласили выступить вместе на фестивале «Сан-Пре классик» в швейцарском городке Сан-Пре. На этом фестивале на одной сцене встречаются люди, которых что-то связывает - дружба, семейные узы. Впервые нас приглашали туда несколько лет назад, как только музыкальный мир узнал о том, что мы с Вадимом вместе. Мы не отказали организаторам, но гастрольный график у каждого из нас был очень плотным. Затем у меня был декретный отпуск, потом я восстанавливалась…

В этом году мы сказали себе: «Всё, в августе обязательно выполним обещание выступить вместе». Правда, когда мы согласились, то выяснилось, что у меня нет ни одного номера, который я смогла бы станцевать под аккомпанемент Вадима, - у него же совсем другой репертуар.

И как нашли выход из положения?

Недавно специально для меня был поставлен номер на музыку Арво Пярта Fratres, называется «Плюс минус ноль». Сочинил его молодой хорео­граф из Санкт-Петербурга Владимир Варнава. Этот номер я уже исполняла на своем сольном творческом вечере, теперь надо репетировать с Вадимом.

Какие предвкушения?

Я немножко опасаюсь. Ведь каждый из нас в том, что касается профессии, - человек жесткий, не умеющий уступать.

Как же найти компромисс?

Начнем репетировать, тогда и пойму. Хочешь, приезжай на фестиваль - сам всё увидишь. Думаю, будет интересно!

Светлана Захарова – известная украинская и российская балерина, обладатель премий «Золотая маска» (1997, 2000) и Государственной премии РФ (2006), Заслуженная и Народная артистка РФ (2008). Прима-балерина Мариинского театра (1996-2003), Большого театра (с 2003) и итальянского театра «Ла-Скала» (с 2008). За свои роли Светлана не раз получала премию «Бенуа танца» – подобие балетного «Оскара».

Детство

Светлана Захарова появилась на свет 10 июня 1979 года в Луцке, Украинская ССР. Ее отец был военнослужащим, а мама работала учителем в местной танцевальной студии. Именно благодаря матери девочка полюбила балетное искусство и на ее занятиях разучила свои первые па.


В 10 лет Светлане удалось поступить в Киевское хореографическое училище, где она проучилась 6 лет в классе Валерии Селугиной. После окончания учебы девушка приняла участие в престижном танцевальном конкурсе «Vaganova-Prix» в Санкт-Петербурге и заняла второе место, уступив лидерство более опытной балерине.


Выступление одаренной девушки не прошло мимо внимания экспертов, и после конкурса Светлана получила предложение продолжить обучение в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, причем сразу с последнего курса. На следующий год, в 1996-м, юная балерина уже выступала в Мариинском театре, где ее наставницей стала Светлана Моисеева.

Карьера балерины

Первым серьезным выступлением Захаровой на сцене прославленного петербургского театра стала постановка «Бахчисарайский фонтан» (1996), где она перевоплотилась в чувственную и нежную Марию.


Несмотря на отлично проделанную Светланой работу, специалисты уверены, что настоящий успех балерине принесла роль в спектакле «Жизель» (1997), где она исполнила ведущую партию. Примечательно то, что подобные роли достаются лишь опытнейшим профессионалам. Выступление Светланы произвело фурор, ведь на Мариинской сцене еще не было случаев, когда столь юная танцовщица так легко справлялась с этой сложнейшей партией.


Уже в 18 лет Захарова стала примой Мариинского театра, что само по себе является уникальным случаем. Грациозная и хрупкая девушка получала ключевые роли в таких классических постановках, как «Лебединое озеро» (1998) «Спящая красавица» (1999) и «Дон Кихот» (2000). Новый взлет в карьере балерины произошел в 2001 году, после знакомства с педагогом из Германии Джоном Ноймайером. Благодаря ему она получила основную роль в его балете «Тогда и теперь» («Now and then»). После выступления у Захаровой не осталось сомнений, что она способна осилить не только классику, но и современные танцы.


После триумфального сезона на родине Захарова блистала и во время зарубежных гастролей. Ее танцем можно было насладиться в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Неаполе. На сцене прославленной Парижской оперы в конце 2001 года Светлана трижды станцевала в балете «Баядерка», поставленном Рудольфом Нуриевым. В конце 2002 года Захарова исполнила па-де-де из «Жизели» в дуэте с главным танцовщиком Большого театра Николаем Цискаридзе .

В 2003 году успешная молодая балерина приняла важное для своей карьеры решение и переехала в Москву, чтобы выступать в труппе Большого театра. Дебютной работой на новом месте работы оказалась постановка «Дочь фараона».

В 2008 году Захаровой предложил заключить контракт знаменитый театр Милана «Ла Скала» – она стала первой русской балериной, удостоившейся такой чести. В эти годы Светлана также продолжила выступления на сцене родного Большого театра, где выступила в постановках «Герой нашего времени», «Дама с камелиями» и «Легенда о любви».


В 2013 году прославленная балерина оказалась вовлечена в неприятный скандал: она отказалась танцевать в спектакле «Онегин» во втором составе. Этот конфликт с руководством связали с последовавшим уходом директора Большого театра Анатолия Иксанова со своего поста. В 2014 году Светлану пригласили выступить на открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи, она изобразила Наташу Ростову на первом балу.

Общественная деятельность

В 2007 году помимо своей танцевальной деятельности Захарова решила заняться политикой – стала депутатом Госдумы и вошла в состав партии «Единая Россия». В правительственном органе она занималась разработкой общественных проектов до 2012 года, после чего призналась, что хочет заниматься только балетным искусством.


За время работы в органах власти балерина учредила специальную стипендию лучшим студентам Саратовского колледжа искусств. Она считает, что важно материально поддерживать юных дарований, которые стремятся поразить мир своей грацией и красотой. Помимо этого Захарова является соучредителем бюджетного фонда «Талант и успех» в поддержку юных дарований в сфере искусства.

Балерина вернулась на сцену, когда ребенку не было еще трех месяцев, и признавалась, что поначалу ей было очень тяжело восстановиться. Все свободное время Светлана посвящает семье и заботам о дочери. Чтобы надолго не оставлять Аню, она часто берет ее с собой на гастроли и, как делала когда-то ее мама, посвящает дочку в таинство балета.

Светлана Захарова сейчас

Светлана Захарова уверенно продолжает свою танцевальную карьеру. В 2017 году на сцене Большого театра балерина представила свою новую сольную программу под названием «Amore», а в 2018 году продолжила участие в постановках Большого театра и миланского театра Ла-Скала.

Светлана Захарова в сольной программе «Amore»

Светлана Захарова – российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, московского Большого театра и миланского театра «Ла Скала». В 2008 году Светлана получила почетное звание Народная артистка России. В то же время стала заниматься политикой, войдя в партию «Единая Россия».

Девочка родилась в Луцке, в семье военнослужащего Юрия Сергеевича и педагога Галины Даниловны. Мама – хореограф детской танцевальной студии, привила девочке любовь к искусству. Под руководством матери Света освоила первые па и добилась на начальном этапе результатов.

В 10 лет девочке удается поступить в престижное Киевское хореографическое училище, где Захарова окончила шесть классов у знаменитого педагога Валерии Сулегиной. В 16 лет вместе со многими сокурсницами Светлана Захарова участвует в конкурсе «Vaganova-Prix», который был организован в Санкт-Петербурге Академией русского балета имени А. Я. Вагановой. Артистке удалось занять второе место, пропустив вперед только выпускницу этой Академии.

Конечно, настолько перспективную девушку не могли не заметить. Светлане тут же предлагают переехать в Питер и учиться в Академии балета, причем зачислили юную балерину, рост которой составил 168 см, а вес – 48 кг, сразу на последний курс. Кстати, это был единственный случай подобного «экстерна» в истории учебного заведения.


Захарова, окончившая через год Санкт-Петербургскую академию русского балета по классу Елены Евтеевой, после выпуска была зачислена в труппу Мариинского театра, где началась творческая биография молодой танцовщицы.

Балет

В Мариинке художественным руководителем Светланы Захаровой стала Ольга Моисеева, которая в течение сезона вывела начинающую артистку, в солистки театра. Дебютом балерины считается спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором девушка танцевала партию Марии. Но главным успехом в начале карьеры Захаровой критики называют балет «Жизель», где Светлана исполнила главную роль. Для современной российской сцены это был фурор – столь юные танцовщицы давно не исполняли эту сложную партию, тем более на подобном уровне.


В 18 лет Светлана Захарова – уже прима Мариинского театра, задействованная в самых ответственных ролях в классических балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот». Очередной взлет карьеры начинается после работы над спектаклем «Тогда и теперь», где девушка сотрудничает с хореографом Джоном Ноймайером. Этот постановщик сумел по-новому взглянуть на российскую балерину и показал, что Светлане доступны классика и ультрасовременное видение танца.

Тогда же Светлана начинает гастролировать по миру. Во Франции Захарова становится первой балериной из бывшего СССР, которая танцует на сцене Парижской оперы после развала Союза. Также танцовщице покоряются Нью-Йорк, Лондон, Буэнос-Айрес, Мюнхен, Неаполь.


В 2003 году балерина решает перейти на постоянную службу в труппу московского Большого театра. Работа в Большом началась с премьеры балета «Дочь фараона» в постановке известного хореографа Пьера Лакотта. Кстати, с именем Захаровой связан скандал 2013 года, когда девушка, не желая танцевать во втором составе, отказалась от участия в премьере балета Джона Кранко «Онегин». Этот инцидент считают причиной увольнения директора театра Анатолия Иксанова.

В 2008 году балерина заключила контракт с миланским театром «Ла Скала», где танцовщице присвоили статус этуали, то есть высший статус артистов балета. В истории этой сцены подобное произошло впервые – ранее никто из российских танцовщиков не удостаивался подобной чести. В это же году девушка получила звание Народной артистки РФ. В 2010 году Светлана была удостоена ордена Искусств и литературы во Франции.

В последние годы балерина снова вернулась в московский Большой театр и выходит в самых крупных спектаклях «Герой нашего времени», «Дама с камелиями», «Легенда о любви», за которые несколько раз получала «балетный Оскар» – международную премию «Бенуа де ля Данс». В 2015 году артистка получила данную премию за участие в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями», где балерина преобразилась в героиню Маргариту Готье, а также за исполнение партии Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви» постановщика Юрия Григоровича.

Общественная деятельность

Еще в 2006 году Светлана Захарова начала помогать руководству страны, войдя в Совет по культуре и искусству при Президенте России. Со следующего года артистка становится депутатом Государственной Думы от Всероссийской политической партии «Единая Россия» и заседает в Госдуме вплоть до 2012 года.


Как общественный деятель, Светлана Захарова учредила специальную стипендию нескольким лучшим ученикам Саратовского колледжа искусств, так как считает очень важным материально поддерживать одаренных детей. Главной проблемой современного российского искусства звезда считает отсутствие самобытных грамотных хореографов, отчего происходит полное заимствование идей с Запада.

Как один из самых ярких представителей российской культуры в 2014 году Захарова удостоилась права участия в церемонии открытия Зимних Олимпийский игр в Сочи. В постановке «Первый бал » Светлана исполнила главную партию и осталась довольна полученным опытом, посчитав, что такой шанс выпадает один раз в жизни.

Личная жизнь

На одном из новогодних концертов Светлана Захарова познакомилась с талантливым скрипачом Вадимом Репиным, победителем Конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1989).

Сначала Светлана Захарова подошла к нему за автографом, и только спустя год их жизненные пути пересеклись снова. Молодые люди начали встречаться, а вскоре поженились. Спустя некоторое время оказалось, что Светлана Захарова беременна. Балерина обрадовалась этому факту, так как уже устала от работы в театре и хотела в жизни перемен. В 2011 году у них родилась дочь Анна, которую родители безумно любят и стараются свободное время посвящать ребенку.

Для Вадима союз со Светланой – уже второй брак. Первой женой скрипача стала дочь грузинского композитора Нодара Габуния – Нато. В первой семье у Репина подрастает сын Лео.

Уже через 3 месяца после родов Светлана снова вышла на сцену, но теперь мысли балерины были сосредоточены не только на балете, но и на воспитании малышки, которую Захарова нередко возит с собой на гастроли. Как говорит балерина, материнство позволило по-новому воспринимать происходящее в спектаклях и открыло новые глубины понимания искусства.


У артистки есть официальный сайт, на главной странице которого красуется цитата Ив Сен Лорана, сказанная о Светлане: «Такой балерины не было, нет и не будет! ». Фото и видео собственных выступлений балерина размещает на страницах сайта , у Захаровой нет собственного аккаунта в "Инстаграме". Балерина организовала благотворительный фонд, который занимается вопросами помощи молодым артистам балета и популяризацией классического танцевального искусства.

Светлана Захарова сейчас

В марте 2017 года с участием Светланы Захаровой на телеканале «Культура» вышла передача «Главная роль» с телеведущим Юлианом Макаровым. В программе речь пошла о новой программе балерины «Amore», которую танцовщица представила со сцены Большого театра. В сольную программу Светланы Захаровой вошло три одноактных балета.

Сейчас артистка посетила Японию с выступлением, прошедшем в рамках «Русских сезонов» в концертном зале Токио Orchad Hall.

Репертуар

  • 1996 – «Дон Кихот»
  • 1996 – «Спящая красавица»
  • 1996 – «Бахчисарайский фонтан»
  • 1996 – «Щелкунчик»
  • 1997 – «Корсар»
  • 1997 – «Жизель»
  • 1997 – «Шопениана»
  • 1997 – «Ромео и Джульетта»
  • 1997 – «Спящая красавица»
  • 1998 – «Лебединое озеро»
  • 1999 – «Спящая красавица»
  • 2000 – «Драгоценности»
  • 2000 – «Дон Кихот»
  • 2001 – «Баядерка»
  • 2002 – «Спящая красавица»
  • 2004 – «Спящая красавица»

Top