Произведения аксакова список. Аксаков Сергей Тимофеевич – краткая биография

(1.10 (20.09) 1791, Уфа - 12.05 (30.04). 1859, Москва) ,писатель, мемуарист, критик, журналист.

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым. Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Новое Аксаково Оренбургской губернии. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. В 1801 г., в возрасте 8-ми лет, Аксаков был определён в Казанскую гимназию. С 1804 г., когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс Казанского университета, Аксаков становится в нём студентом. В годы учёбы в Казанском университете (1804-1807) С.Т. Аксаков участвует в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публикует свои первые стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. В 1807 г. Аксаков был принят в существовавшее при университете Общество вольных упражнений в российской словесности; с успехом выступал в студенческих спектаклях.

В 1808 г. С.Т. Аксаков переезжает в Петербург и поступает на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов, а затем в Экспедицию о государственных доходах. В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы. Он знакомится с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, артистом-трагиком Я.Е. Шушериным, о которых позднее напишет замечательные мемуарно-биографические очерки. Литературный дебют С.Т. Аксакова относится к 1812 г. - журнал «Русский вестник» печатает басню «Три канарейки». В это время его особенно привлекает переводческая деятельность. Он переводит «Школу мужей» Мольера, «Дон-Карлоса» Шиллера и др.

В 1816 г. С.Т. Аксаков женился на Ольге Семёновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал в Новое Аксаково. В 1817 г. в семье родился сын Константин - в будущем известный критик, поэт и учёный, один из основателей славянофильства. В 1819 г. родилась дочь Вера, в 1820 г. - второй сын, Григорий; позднее, в 1823 г. — Иван, впоследствии также известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства. Всего в семье было десять детей. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой. Зиму 1820-1821 гг. Аксаков провёл в Москве, где сблизился с А.И. Писаревым, М.Н. Загоскиным, продолжал свои литературные занятия. Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. После пятилетнего проживания в имении Надеждино Оренбургской губернии, осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. С.Т. Аксаков устроился на должность цензора в Московском цензурном комитете (1827-1832), позднее (с 1833 г.) был инспектором Константиновского землемерного училища. Когда училище было преобразовано в межевой институт, С.Т. Аксаков стал его первым директором (1835-1838). В московский период разворачивается деятельность Аксакова как литературного и театрального критика, его рецензии и заметки публикуются в журнале «Московский вестник», в газете «Молва». Журнальные выступления Аксакова обратили на себя внимание , с которым критик познакомился лично. Вершиной литературной деятельности С.Т. Аксакова 1820-х - начала 1830-х гг. стал очерк «Буран». Писатель, впервые поднявшись до уровня большой литературы, нашёл свой истинный род творчества, основанный на биографизме, на максимально полном и точном воспроизведении былого и пережитого. «Буран» явился прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В 1830-40-х гг. С.Т. Аксаков принимает активное участие в общественной и литературной жизни. В доме Аксаковых установился постоянный день для встреч - так называемые аксаковские субботы, на которые собираются старые и новые друзья. Здесь собирались актёры М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, физик, философ и агроном М.Г. Павлов, историк, писатель и журналист М.П. Погодин, поэт , писатели Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и др. В 1847 г. Аксаков опубликовал «Записки об уженье рыбы», над которой работал с 1840 г. Книга имела огромный успех, побудивший С.Т. Аксакова в 1849 г. приступить к «Запискам ружейного охотника Оренбургской губернии» (вышла в 1852 г.). Рыбацко-охотничья дилогия Аксакова, возвестившая о приходе в литературу выдающегося писателя, отличалась прежде всего тонким и оригинальным «чувством природы».

Пятидесятые годы стали для Аксакова периодом тяжких испытаний. С болью воспринял С.Т. Аксаков поражение русской армии в Восточной войне 1853-1855 гг., мучительно пережил смерть Н.В. Гоголя, к которому относился с глубоким почитанием, резко ухудшилось его здоровье, неумолимо надвигалась слепота. Но, несмотря на бедствия и невзгоды, он упорно работает: в 1856 г. выходят «Семейная хроника», «Воспоминания», а в 1858 г. - «Детские годы Багрова-внука». В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала самым популярным и часто-издаваемым произведением С.Т. Аксакова. Автобиографическая трилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трёх поколений помещичьей семьи, занимает уникальное место в русской литературе. Она сразу же была высоко оценена как литературной критикой, так и всей читающей Россией. «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считаются одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия. Таким образом, последние годы и месяцы жизни С.Т. Аксакова ознаменовались расцветом его творческих сил, достижением самых больших художественных вершин, и это достижение получило широкое и повсеместное признание. Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая (30 апреля) 1859 г. в Москве и был похоронен в Симоновом монастыре, в 1930 г. его прах перенесён на Новодевичье кладбище.

Симбирский край наряду с Башкирией, Оренбургским краем, Подмосковьем может претендовать на звание аксаковских мест. В произведениях С.Т. Аксакова часто упоминается (ныне Майнского района), в далёком прошлом - «родовая вотчина» Аксаковых. С начала 90-х годов ХХ в. в селе проходят ежегодные . В с. Чуфарово (ныне Майнского района) находилось имение двоюродной сестры деда Аксакова Надежды Ивановны Куроедовой. Неоднократно посещая усадьбу, С.Т. Аксаков нашёл в Чуфарово прототипов героев своих произведений, описание имения, вошедшее в автобиографическую трилогию, является одним из самых ярких, полных и обстоятельных описаний дворянских усадеб. С.Т. Аксаков был частым гостем (ныне Инзенского района), которое в XIX в. принадлежало брату писателя Н.Т. Аксакову. С 2001 г. в Ульяновском государственном университете проходят . С 2002 г. в южной части г. Ульяновска одна из носит имя С.Т. Аксакова.

В связи с большой и многогранной работой Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества по продвижению творчества Сергея Тимофеевича Аксакова и организацией с 2003 г. ежегодного областного конкурса юных дарований «Аленький цветочек» в ноябре 2007 г. библиотеке было присвоено имя С.Т. Аксакова.

Библиография:

Аксаков, С.Т. Собрание сочинений в трёх томах / Сергей Тимофеевич Аксаков; вступ. статья Е.И. Анненковой. - М. : Художественная литература, 1986. -

Т. 1: Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука; Стихотворения. - М., 1986. - 575 с. : портр.

Т. 2. : Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания. - М., 1986. - 559 с. : портр.

Т. 3. : История моего знакомства с Гоголем; Очерки и незавершённые произведения; Статьи. Рецензии. Заметки. - М., 1986. - 511 с. : портр.

/ Сергей Тимофеевич Аксаков; сост., вступ. статья и примеч. В.А. Богданова. - М. : Современник, 1984. - 527 с.

Аксаков, С.Т. Избранные сочинения / Сергей Тимофеевич Аксаков; вступ. статья К. Пигарева. - М.-Л. : Гос. изд-во художественной литературы, 1949. - 596 с. : портр.

Аксаков, С.Т. Рассказы о родной природе / Сергей Тимофеевич Аксаков; рис. Г. Никольского. - М. : Детская литература, 1981. - 143 с. : ил.

Аксаков, С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука / Сергей Тимофеевич Аксаков; предисл. и примеч. С. Машинского. - М. : Художественная литература, 1982. - 542 с. - (Классики и современники. Русская классическая литература).

О нём:

Абашева, Д.В. "Радонежье" Аксаковых в восприятии Н. Языкова / Д.В. Абашева // Вторые Аксаковские чтения: сб. материалов Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 21-24 сентября, 2006 г.). — Ульяновск, 2006. — С. 71-74.

Аксаков Сергей Тимофеевич / авт. карт. В.Ф. Зунузин // Галерея портретов знаменитых симбирян-ульяновцев: [изоматериал]. - Ульяновск, 2008. - 26 отд. л. в обл.

Аксакова, В.С. Дневник, 1854-1855 гг. / В.С. Аксакова. — М. : АСТ: Астрель: Люкс, 2004. — 400 с. : ил., фото. — (Мемуары).

Аксакова, В.С. Дневники. Письма / В.С. Аксакова. — СПб: Пушкинский Дом, 2013. — 592 с. : ил., портр. — (Славянофильский архив; Кн. II).

Аксаковы : семейная энциклопедия / под ред. С. М. Каштанова. — М. : Политическая энциклопедия, 2015. — 536 с. : ил.

Анненкова, Е.И. Аксаковы / Е.И. Анненкова. — СПб: Наука, 1998. — 361 с.: ил.

Баюра, Л.П. Памятники искусства Симбирской губернии в сочинениях С.Т. Аксакова / Л.П. Баюра // Традиция в истории культуры: материалы III научной конференции, посвящённой 210-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. — Ульяновск, 2001. — С. 9-14.

Воробьёв, В.К. Новые материалы об Аксаковском имении (поиски и находки) / В.К. Воробьёв // Краеведческие записки: сб. науч. тр. обл. науч. конф. "История и современность Симбирского-Ульяновского края. Ульяновск — 2006". — Ульяновск, 2007. — Вып. 13. — С. 42-47.

Вторые Аксаковские чтения : сб. материалов Всерос. науч. конф. (Ульяновск, 21-24 сент. 2006 г.) / Ульян. гос. ун-т; ред. Л. А. Сапченко. — Ульяновск: УЛГУ, 2006. — 212 с.

Гудкова, З.И. Новые хронологические сведения по истории семьи Аксаковых — Зубовых / З.И. Гудкова // Аксаковский сборник / Мемориал. Дом-музей С. Т. Аксакова в Уфе; Аксаковский фонд. — Уфа, 2001. — Вып. 3. — С. 61-73.

Ждыханова, Г.А. Семья Аксаковых в документах Государственного архива Ульяновской области / Г.А. Ждыханова // Третьи Аксаковские чтения: материалы межвуз. научной конференции, посвящённой 220-летию со дня рождения С.Т. Аксакова (Ульяновск, 21-24 сентября 2011 г.) / сост. Л.А Сапченко. — Ульяновск, 2011. — С. 231-236.

Ишкиняева, Л.К. С.Т. Аксаков об охотничьих угодьях Симбирской губернии / Л.К. Ишкиняева // Симбирский текст русской культуры: проблемы реконструкции: сборник материалов конференции. — Ульяновск, 2011. — С. 47-50.

Каракозова, И.Л. Аксаковы и наш край / И.Л. Каракозова // Есть в России малиновый край: к 70-летию Инзенского района Ульяновской области. — Ульяновск, 1999. — С. 122-130.

Лобанов, М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков / М.П. Лобанов. — М. : Молодая гвардия, 1987. — 366 с. : фот. — (Жизнь замечательных людей).

Майонова, С.В. Русские помещики Багровы (по дилогии С.Т. Аксакова "Семейные хроники" и "Детские годы Багрова-внука") / С.В. Майонова // Симбирский текст русской культуры: проблемы реконструкции: сборник материалов конференции. — Ульяновск, 2011. — С. 68-79.

Манн, Ю. Семья Аксаковых : историко — литературный очерк / Ю. Манн. — М. : Дет. лит., 1992. — 384 с. — (Люди. Время. Идеи).

Назаров, В.Л. Об имущественном состоянии семейства Аксаковых в XVIII веке / В.Л. Назаров // Аксаковский сборник / Мемориал. Дом-музей С. Т. Аксакова в Уфе; Аксаковский фонд. — Уфа, 2008. — Вып. 5. — С. 193-199.

Петров, С.Б. Имбирская земля — родовая отчина Аксаковых / С.Б. Петров // Третьи Аксаковские чтения: материалы межвуз. научной конференции, посвящённой 220-летию со дня рождения С.Т. Аксакова (Ульяновск, 21-24 сентября 2011 г.) / сост. Л.А Сапченко. — Ульяновск, 2011. — С. 181-188.

Рассадин, А.П. Симбирской дорогой С.Т. Аксакова / А.П. Рассадин // Вопросы филологии и книжного дела: межвуз. сборник научных трудов. — Ульяновск, 2004. — С. 5-9.

Традиция в истории культуры : материалы 3-й науч. конф., посвящ. 210-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / Ульян. гос. ун-т. — Ульяновск: УлГУ, 2001. — 126 с. ; 21 см. — 100 экз. — 25 р.

Третьи Аксаковские чтения : материалы межвуз. науч. конф., посвящ. 220-летию со дня рождения С. Т. Аксакова (Ульяновск, 21-24 сентября 2011 года) / сост. и отв. ред. Л. А. Сапченко. — Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2011. — 294 с.

Фёдорова, С.И. Роль аксаковского наследия в культурной жизни Симбирска / С.И. Фёдорова // Вторые Аксаковские чтения: сб. материалов Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 21-24 сентября, 2006 г.). — Ульяновск, 2006. — С. 185-187.

***

"Здесь можно успокоиться душою…" : очерк // Мономах. — 2015. — № 1. — С. 21-22: фот. — (Имена писателей на карте Ульяновской области).

Кичина, Т. Сохраняя аксаковские традиции добромыслия : очерк / Татьяна Кичина // Симбирскъ: лит. журнал. — Ульяновск, 2015. — № 9. — С. 22-24.

Новые формы работы Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества им. С. Т. Аксакова.

Кузьмин, В. Ветви аксаковского древа; Дворянские усадьбы. Аксаково, Троицкое тож : очерк / Владимир Кузьмин // Симбирскъ: лит. журнал. — Ульяновск, 2015. — № 9. — С. 12, 13-16.

Сапченко, Л.А. "Благосклонному вниманию читателей…" : очерк / Любовь Александровна Сапченко // Симбирскъ: лит. журнал. — Ульяновск, 2015. — № 9. — С. 18-21.

Сергей Тимофеевич Аксаков

С.Т. Аксаков - всемирно известный писатель, стоящий в одном ряду с общепризнанными российскими классиками. Общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист. А также великий семьянин, отец большого и уважаемого в обществе семейства, любитель природы, заядлый охотник и рыбак.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе, в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и дочери помощника Оренбургского наместника Марии Николаевны Зубовой. В семье было пятеро детей.

Благодаря матери он открыл для себя мир литературы. Серёжа рос в атмосфере большой любви и заботы и был очень любознательным и одарённым ребёнком: любил разыгрывать пьески из «Тысячи и одной ночи», декламировать стихи, рано приобщился к чтению. Любовь же к природе Серёжа унаследовал от отца.

Он получил хорошее образование для своего времени: в 1801 году он был определён в Казанскую гимназию, а в 1804 году стал студентом только что открывшегося Казанского университета. В студенческие годы Серёжа стал писать, увлёкся театром. Вместе с другом Александром Панаевым он выпускал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших знаний».

Одним из увлечений студента Аксакова было собирание бабочек, которое, хотя и недолго, но всецело владело им и оставило в памяти глубокое впечатление. Сергей Аксаков и его друг Александр Панаев собрали в окрестностях Казани целую коллекцию, которая позднее, летом 1806 года, пополнилась новыми экземплярами, пойманными студентом Сергеем Аксаковым на каникулах в родном имении Аксаково в Симбирской губернии.

В 1808 году Сергей Тимофеевич Аксаков переехал в Санкт-Петербург, где получил должность переводчика в комиссии составления законов. Там он сблизился с поэтом Г.Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А.С. Шишковым и другими литературными и театральными деятелями, проявляя большой интерес к искусству декламации.

В 1812 году Аксаков вернулся в родное имение в село Аксаково (Знаменское), посещая время от времени Петербург и Москву.

В 1816 году Аксаков женился на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной, и молодая семья поселилась в селе Аксаково (Знаменское) Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

В 1821 году Сергей Тимофеевич вместе с женой и детьми отправился в имение Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Он всецело отдался любимым занятиям: ружейной охоте, ужению рыбы, переписке с московскими друзьями и чтению книг и журналов.

У него и его жены было четверо сыновей: Константин, Григорий, Иван, Михаил и семь дочерей: Вера, Ольга, Надежда, Анна, Любовь, Мария, Софья.

Семья была дружной. Существование её покоилось на согласовании наклонностей всех её членов, на гармонии настроений и взглядов. В семье много читали вслух, устраивали детские костюмированные праздники и разыгрывали спектакли.

В 1826 году семейство Сергея Тимофеевича поселилось в Москве. Сильное увлечение театром способствовало его дружбе со многими театральными деятелями и его становлению как театрального критика. В 1827 году Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета. В 1833 году он стал инспектором землемерного училища, а затем директором Константиновского межевого института.

Но службу Аксаков в 1839 году оставил, посвятив себя целиком литературной деятельности и общению с друзьями.

Двери дома Аксаковых всегда были открыты для гостей. В числе постоянных гостей здесь бывали писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актёр М.С. Щепкин. Дом в Москве и подмосковное имение Абрамцево, приобретённое в 1843 году, стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналисты и критики, историки и философы.

Первым заметным опытом в прозе стал его очерк «Буран», опубликованный в 1834 году. Главное направление литературного творчества С.Т. Аксакова с этого момента - реализм.

В пятидесятые годы здоровье С.Т. Аксакова резко ухудшилось, но, несмотря на надвигающуюся слепоту, он продолжал работать. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. Сказка «Аленький цветочек», написанная для внучки Оленьки, увидела свет в 1858 году. Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 12 мая 1859 года в Москве.

Сергей Тимофеевич Аксаков стал известен во всём мире как мастер биографического жанра. В своих книгах он писал о преданиях своей семьи, своих впечатлениях от природы, о том, что хорошо знал и помнил. Он обладал незаурядным даром рассказчика, наблюдательностью, точностью и простотой языка, что и принесло ему заслуженное признание. Имя С.Т. Аксакова заняло достойное место в истории русской литературы.

Главный библиотекарь по краеведческой работе ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова» Клопкова Ольга Васильевна


* * *

Публикации:

    Кичина, Т.Е. С именем Аксакова : [о "хоровой поддержке" в продвижении имени С. Т. Аксакова на территории Ульяновской области] / Т. Е. Кичина// Симбирскъ. - 2014. - № 7. - С. 58-61: фот. ()

  • Клопкова, О.В. Сергей Тимофеевич Аксаков : [жизнь и творчество С.Т. Аксакова; аксаковские места России]; Викторина «С.Т. Аксаков и Симбирский край»] / О.В. Клопкова // Писатели-юбиляры: учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.Ю. Феоктистова, С.И. Савинков. - М.: ООО «Юный краевед», 2016. - (Краеведческая выставка, 2016). - Приложение к журналу «Юный краевед». - С. 13-20. ( )

    Аксаковской тропою… : сборник материалов по итогам межрегиональной научно-практической конференции «IV Аксаковские чтения», посвящённой 225-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / составитель Е. А. Мошкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова. - Ульяновск, 2016. - 158 c. ()

    Сергей Тимофеевич Аксаков : биобиблиогр. указ. / сост. Т. В. Ревякина; Ульян. обл. б-ка для детей и юношества. - Ульяновск, 2007. - 32 с. : ил. - (Писатели нашего края). ( )

    Аксаковы и Симбирский край : аннотированный рекомендательный список / составитель И. В. Бобылёва; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. - Ульяновск, 2016. - 12 с. ( )

    Собирание бабочек : методические рекомендации по работе над очерком С. Т. Аксакова «Бабочки» / составитель О. В. Клопкова; Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. - 2012. - 64 с. ( )

  • Презентация «Вот ты какой, цветочек аленький!» К 155-летию сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.

Сергей Тимофеевич Аксаков

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Автор "Записок об уженье" и "Записок ружейного охотника"; мемуаров: "Воспоминания", "Литературные и театральные воспоминания"; автобиографической дилогии "Семейная хроника". Один из самых известных и уважаемых москвичей. С 1827 г. цензор при Московском цензурном комитете, затем директор Межевого института. В 1830-е гг. театральный обозреватель, журналист.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04.1859), писатель, происходил из старинной дворянской семьи. Детство провел в родовом имении Оренбургской губ. Учился в Казанской гимназии и в Казанском университете. В н. 1820-х опубликовал цикл романтических и пародийных стихотворений. В 1821 избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1826 окончательно поселился в Москве. Его дом стал одним из центров литературной жизни Москвы. Аксаковские “субботы” посещали А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин, С. П. Шевырев, М. С. Щепкин, Н. В. Гоголь (ставший близким другом Аксакова), а в н. 1840-х дом Аксакова - один из центров собраний членов славянофильского кружка. В 1827 - 32 Аксаков - цензор, затем председатель Московского цензурного комитета (уволен с должности за пропуск пародии на полицию), с 1833 инспектор, затем директор Константиновского межевого института (до 1838).

Во 2-й пол. 1840-х, несмотря на ухудшение здоровья, начинается интенсивная литературная деятельность Аксакова. Опубликованные в 1847 “Записки об уженье рыбы” принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести “Семейная хроника” (1856) и “Детские годы Багрова-внука ” (1858); к ним примыкают “Воспоминания” (1856); “Литературные и театральные воспоминания” (1856), “Биография М. Н. Загоскина” (1853), “История моего знакомства с Гоголем” (1880).

В. А. Федоров

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.

Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.

В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.

В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.

Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.

В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.

В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Аксаков Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04 .1859), писатель. Родился в Уфе в старинной небогатой дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении в Ново-Аксакове. Не закончив Казанского университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. В 1827–32 служил в Москве цензором, в 1833-38 - инспектором Константиновского межевого училища, затем - директором Константиновского межевого института. С 1843 жил преимущественно в подмосковном имении Абрамцево. Здесь его навещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. Видное место в русской мемуарной литературе занимают воспоминания Аксакова «История моего знакомства с Гоголем» (опубл. 1890). Во 2-й пол. 20 - н. 30-х занимался театральной критикой, выступал против эпигонов классицизма и рутины в сценическом искусстве, призывая актеров к «простоте» и «натуральности» исполнения. Аксаков оценил новаторский характер игры П. С. Мочалова и М. С. Щепкина. В 1834 Аксаков опубликовал очерк «Буран», знаменовавший начало его писательской деятельности. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), первоначально рассчитанных на узкий круг любителей рыбной ловли и охоты, Аксаков проявил себя как писатель, владеющий богатствами народного слова и тонкой наблюдательностью, как проникновенный поэт русской природы. И. С. Тургенев писал, что охотничьи книги Аксакова обогатили «общую нашу словесность». Выдающийся талант Аксакова раскрылся в книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858).

Главное место в наследии Аксакова занимает автобиографическая художественная проза, целиком основанная на «воспоминаниях прежней жизни» и семейных преданиях. Она создавалась при глубоком воздействии на Аксакова творчества и личности Гоголя и в атмосфере «семейного» славянофильства, позволившей ему ясно осознать достоинства и коренные традиции народной жизни, живому «природному сочувствию» которой он прежде не ведал цены. Аксаков-художник отвергал всякое насилие, произвол и пробуждал любовь к жизни, к людям, к природе в ее традиционном, извечном аспекте, поэтизировал усадебный быт, крепость семейных устоев. У самого Аксакова было 14 детей (6 сыновей и 8 дочерей), и семья была на редкость дружной; существование ее покоилось на традиционно патриархальных началах, на согласовании наклонностей всех ее членов, на гармонии настроений и взглядов; дети боготворили «отесеньку» и глубоко любили мать (вдохновительницу их православного воспитания, сочетавшую в себе преданность семье и общественный темперамент, знание духовной и современной художественной литературы и обладавшую литературным даром, проявившимся в ее письмах). Л. Н. Толстой, активно общавшийся с Аксаковыми в 1856-59, во всем их домашнем укладе находил «лад» и единство с общенародной моралью. В такой нравственной атмосфере слагался и крепнул основной пафос «воспоминаний», о котором И. Аксаков писал: «…теплая объективность… которая чуждается всякой экзатерации, резкости, полна любви и благоволения к людям и отводит место каждому явлению, признавая его причинность, доброту и дурное в жизни».

Живописуя «домашнюю» жизнь русского дворянства, поэтизируя повседневные события поместного быта, пристально вглядываясь в их нравственные истоки и последствия, Аксаков остается верен характеру своего дарования и своей творческой установке - воспроизводить абсолютно достоверный жизненный материал. Аксаков считал себя лишь «передатчиком» и «рассказчиком» действительных событий: «Я могу писать, только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события… даром чистого вымысла я вовсе не владею». Проза Аксакова сугубо автобиографична, но при предельной ограниченности художественного вымысла его герои и ситуации исполнены несомненной типичности. Явившись одним из родоначальников русской автобиографической прозы, Аксаков стал и ее первым классиком.

Первый отрывок «воспоминаний прежней жизни» написан в 1840, опубликован в 1846 в «Московском литературном и ученом сборнике»; другие появлялись в периодических изданиях 50-х. Затем Аксаков объединил их под общим заглавием «Семейная хроника» (М., 1856, без 4-го и 5-го отрывков, опубликована вместе с «Воспоминаниями»; 2-е полн. изд. М., 1856). Частная хроника трех поколений Багровых воссоздана на основе широкой панорамы помещичьего быта к. XVIII в. Образы помещиков - яркие типы «усадебной» жизни: Степан Михайлович Багров, крепкий, справедливый, предприимчивый «хозяин», «по душе возвышенный старик» с «коренными» началами, но и с чертами самовластного барства, порождавшего вокруг себя «тину каверз, рабства, лжи»; его сын Алексей, обыкновенный «деревенский дворянчик», хотя и с удивительным чувством любви к природе; невестка Софья, красавица, гордая, умная, образованная, преданная мать, - одна из лучших героинь русской литературы; Куролесов, властный и деятельный помещик, но развратник и садист, отравленный крепостными. Сосредоточенный в своем замысле и пафосе на нравственном перевоспитании человека, Аксаков, однако, не избегает социального обличения крепостнической действительности.

Полн. собр. соч. Т. 1-6. СПб., 1886;

Собр. соч. Т. 1-6. СПб., -1910; Т. 1-4. М., 1955-56;

Избр. соч. М.; Л., 1949;

История моего знакомства с Гоголем. М., 1960.

Детство и юность

Ново-Аксаково

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым .

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

В возрасте 8-и лет, в 1801 г. Аксаков был определен в Казанскую гимназию. С г., когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского Университета , Аксаков становится в нём студентом.

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (), «Детские годы Багрова-внука» (), «Воспоминания» ().

Ранний период литературной деятельности

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В г. он переводит «Школу мужей» Мольера , в для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (). Несколько позже – комедию Мольера «Скупой» () и роман В. Скотта «Певериль» ().

Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание «Чёрной шали» Пушкина ». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому».

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы , Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности» при Московском Университете .

Серьёзную проблему для Аксакова-цензора представляла необходимость курировать журнал «Московский телеграф». Как уже отмечалось, издатель его Н. А. Полевой во многом был идейным противником Аксакова и естественно подозревал его в предвзятости. В первый период его цензорской деятельности между ними регулярно возникали трения, и когда в году руководство вновь возложило на него чтение этого журнала, Аксаков отказался от этого, чтоб не подавать сомнения в своей объективности.

К своей деятельности цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так он приостановил из-за неблагоприятной политической ситуации публикацию «Марфы посадницы» М. П. Погодина , которую сам же ранее разрешил, внес серьёзные купюры в «Стихотворения» А. И. Полежаева .

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу .

Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец ». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета .

Театральная критика

До середины 20-х гг. театральная критика в периодической печати в Российской империи была под запретом. Но к концу десятилетия цензурные ограничения стали ослабевать, и конечно, страстный любитель театра Аксаков немедленно включился в эту деятельность, став одним из первых русских театральных критиков. В году в «Вестнике Европы » публикуются его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве», а с 1828 по 1830 он становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника». С середины г. по его инициативе при этом журнале выходит специальное «Драматическое добавление», в котором он совмещает деятельность автора и редактора.

Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833 – 1835 гг. подписанных инициалами П.Щ. также принадлежит его перу.

Заметки Аксакова довольно просты по форме и посвящены главным образом разбору игры актёров, их взаимодействию и соответствию сценических приемов содержанию роли. Много внимания он уделяет борьбе со штампами и устаревшей сценической манерой, декламацией нараспев. Аксаков редко теоретизирует, но, не смотря на это, его эстетическая позиция очень определенна и последовательна. В основе её лежат требования «изящной простоты» и «натуральности».

Аксаков одним из первых оценил талант и значение для русского театра М. С. Щепкина и П. С. Мочалова . В г. после поездки в С.-Петербург он опубликовал два «Письма из Петербурга к издателю «Московского вестника»», в которых дал замечательную сравнительную характеристику манер игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина . Идеи, высказанные тогда Аксаковым, позднее были углублены и развиты В. Г. Белинским .

Литературная критика

В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф ». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома «Истории русского народа»» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого .

В ходе полемики с «Московским телеграфом» Аксаковым было опубликовано и «Письмо к издателю «Московского вестника» <О значении поэзии Пушкина>» (1830 год). Заметка эта примечательна тем, что в ней Аксаков не только дал высокую оценку творчеству Пушкина ещё при жизни поэта, но и защитил его от несправедливых нападок критики.

Последней его литературно-критической работой стала небольшая заметка «О романе Ю. Жадовской «В стороне от большого света»» опубликованная в «Молве» в 1857 году .

Аксаков – директор межевого института

В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке . В -м он заканчивает над ней работу и в -м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в г. – 3-е прижизненное.

Воодушевленный успехом Аксаков в г. принимается за написание книги об охоте . После трех лет напряженной работы в г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.

Книга также приобрела большую популярность, весь тираж был распродан необыкновенно быстро. Отзывы критики были ещё более одобрительные, чем на книгу о рыбалке. Среди прочих, замечательную хвалебную рецензию написал И. А. Тургенев . Однако, при подготовке ко 2-му изданию () Аксаков неожиданно столкнулся с серьёзным противодействием цензуры. Лишь после напряженной и длительной борьбы ему удалось отстоять книгу.

Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение – очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.

В процессе работы над «Записками ружейного охотника» Аксаков задумал издание ежегодного альманаха: «Охотничьего сборника», и в году подал об этом ходатайство в Московский цензурный комитет . Проект издания был отклонен. Причиной запрета послужила общая репутация семьи Аксаковых как нелояльной к действующей власти. К тому же и на самого С. Т. Аксакова, как на налицо «неблагонамеренное», ещё с начала 30-х годов было заведено и регулярно пополнялось личное дело в III Отделении .

Пока продолжалась бюрократическая процедура в Цензурном комитете , Аксаков написал более полутора десятка очерков и мелких рассказов о разных видах охоты. В итоге, после окончательного запрета на издание альманаха, из готовых материалов им был составлен и в г. опубликован сборник: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Аксаков и позже, почти до самой кончины, не оставлял этой своей излюбленной темы, изредка публикуя небольшие очерки в периодической печати: «Пояснительная заметка к «Уряднику сокольничья пути»» (), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» () и д. р.

Мемуарно-автобиографическая трилогия

Рисунок из альбома Аксаковых

История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к -му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте . Хотя он и не переставал размышлять о большой мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в г.

По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» – в «Москвитянине » (), четвёртый – в «Русской беседе » () и пятый – в «Русском вестнике » (). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.

При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге о многих Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество . Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века.

События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете . В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она так же отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитее строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в -м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 гг. «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто-издаваемым произведением Аксакова.

Аксаков и Гоголь

Как и при работе над «Семейной хроникой» Аксаков вынужден был опасаться серьёзного противодействия цензуры и непонимания современников, о чём прямо писал в предисловии. Наиболее проблематичным в этом отношении было описание сложных и противоречивых взаимоотношений с Гоголем периода создания им «Выбранных мест из переписки с друзьями».

«История моего знакомства с Гоголем» до сих пор остается и важнейшим источником материалов к биографии великого писателя и образцовым произведением русской мемуарной литературы.

Мемуарная проза

Работа над мемуарно-биографической трилогией воодушевила Аксакова, и постепенно у него возник замысел написания большого мемуарного произведения охватывающего период его жизни 20 – 30-х годов. И хотя замысел этот остался неосуществленным, в ходе работы над ним Аксаков создал целый ряд замечательных по своему художественному качеству мемуарных очерков . В им написаны «Воспоминание о М. Н. Загоскине» «Биография М. Н. Загоскина» и «Знакомство с Державиным», в – «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», а в – «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове».

В течение двух лет с 1856 по 1858 год он работает над «Литературными и театральными воспоминаниями», которые тематически должны были продолжить мемуарные очерки о Г. Р. Державине , Я. Е. Шушерине и А. С. Шишкове . Публиковались они в нескольких номерах «Русской беседы », а затем были включены в «Разные сочинения С. Т. Аксакова» (). Публикация их была прохладно встречена критикой, в том числе Н. А. Добролюбовым . Аксакова обвиняли в субъективности и пристрастности по отношению к друзьям молодости. Но спустя полтора столетия именно эта черта его творчества стала восприниматься как одно из главных его достоинств.

В для благотворительного сборника в пользу студентов Казанского Университета Аксаков пишет очерк «Собирание бабочек» дополняющий его студенческие воспоминания. Последним же опубликованным при жизни автора произведением Аксакова стала «Встреча с мартинистами».

Отец Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В «Семейной Хронике» и «Детских годах Багрова-внука» С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а также характеристику своих родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровых, вторые - Куроедовы - под фамилией Куролесовых. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать.
Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии и в Казанском же университете, о чем так подробно рассказано им в его «Воспоминаниях». Мать с трудом решилась на разлуку со своим любимым сыном, и эта разлука чуть не стоила жизни и сыну, и матери. Поступив первоначально в гимназию в 1799 году, С. Т. Аксаков вскоре был взят матерью обратно, так как в ребенке, вообще очень нервном и впечатлительном, стало развиваться, от тоски одиночества, нечто вроде падучей болезни, по собственному утверждению С. Т. Аксакова. Год он прожил в деревне, но в 1801 году уже окончательно поступил в гимназию. Отзываясь в своих «Воспоминаниях» вообще неодобрительно об уровне тогдашнего гимназического преподавания, С. Т. Аксаков отмечает, однако, нескольких и выдающихся учителей, каковы: воспитанники Московского университета И. И. Запольский и Г. И. Карташевский, надзиратель В. П. Упадышевский и учитель русского языка Ибрагимов. У Запольского и Карташевского С. Т. Аксаков жил в качестве пансионера. В 1817 году Карташевский породнился с ним, женившись на его сестре Наталье Тимофеевне, на той красавице Наташе, история которой составляет сюжет неоконченной повести того же названия, продиктованной автором незадолго до смерти.

В гимназии С. Т. Аксаков переходил в некоторые классы с наградами и похвальными листами, и 14-ти лет от роду, в 1805 г., поступил уже в число студентов только что основанного Казанского университета. Для помещения последнего была отведена часть гимназии, а некоторые преподаватели назначены профессорами, и лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Слушая университетские лекции, С. Т. Аксаков в то же время продолжал по некоторым предметам учиться в гимназии. Разделения на факультеты в первые годы существования Казанского университета не было, и все 35 первых студентов слушали безразлично самые разнообразные науки - высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю. В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, получив аттестат с прописанием таких наук, какие он знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали.

В своих «Воспоминаниях» С. Т. Аксаков говорит, что в университетские годы «детски увлекался в разные стороны страстностью своей природы». Этими увлечениями, сохранившимися почти на всю жизнь, явились - охота во всех ее видах и театр. Кроме того, с 14-ти лет он начал писать, а вскоре и печатать свои произведения. Первое стихотворение его помещено было в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки», сотрудники которого старались подражать карамзинской сентиментальности и подписывались мифологически-пастушескими именами: Адонисов, Ирисов, Дафнисов, Аминтов и т. п. Стихотворение «К соловью» имело успех, и, поощренный этим, С. Т. Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и известным впоследствии математиком Перевозчиковым, основал в 1806 г. «Журнал наших занятий». В журнале этом С. Т. Аксаков явился уже противником Карамзина и последователем А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», отстаивая идеи первого начинателя славянофильства. Страсть к театру сказалось еще в университете тем, что С. Т. Аксаков устроил студенческую труппу, среди которой сам выделялся несомненным сценическим дарованием. В 1807 г. семейство Аксаковых, получившее большое наследство от тетки, Куроедовой, переехало из деревни сначала в Москву, а в следующем году - в Петербург, для лучшего воспитания дочери в столичных учебных заведениях: и здесь сценические интересы всецело овладели С. Т. Аксаковым, поступившим, по совету Карташевского, переводчиком в комиссию составления законов.

Страстное желание усовершенствоваться в декламации привело его к близкому знакомству с актером Я. Е. Шушериным, знаменитостью конца прошлого и начала нынешнего столетия, у которого молодой театрал, в разговорах о театре и в декламации, проводил большую часть свободного времени. Впоследствии С. Т. Аксаков рассказал об этом в очерке под заглавием: «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», как Дмитревский, Яковлев, Семенова и др. Этот очерк, как и прочие театральные воспоминания (1812-1830), заключают в себе много ценных данных для истории русского театра первой трети настоящего столетия. Кроме театральных знакомств, С. Т. Аксаков приобрел и другие знакомства - с мартинистами В. В. Романовским, старинным приятелем семейства Аксаковых, и Лабзиным, а также с известным адмиралом А. С. Шишковым. Масонство не привлекало к себе С. Т. Аксакова, сближение же с Шишковым шло очень успешно, чему много способствовало декламаторское дарование молодого писателя. С Шишковым С. Т. Аксакова познакомил один из сослуживцев по комиссии составления законов - известный впоследствии своими литературными связями А. И. Казначеев, родной племянник адмирала. В доме Шишкова С. Т. Аксаков неоднократно устраивал спектакли. Оставив в 1811 году службу в комиссии, которая мало привлекала молодого театрала, он уехал сначала в 1812 году в Москву, а затем в деревню, где провел время нашествия Наполеона, записавшись вместе с отцом своим в милицию. Во время последнего московского пребывания С. Т. Аксаков через Шушерина близко познакомился с целым рядом московских литераторов - Шатровым, Николевым, Ильиным, Кокошкиным, С. Н. Глинкой, Вельяшевым-Волынцевыи и др. Несколько раньше этого времени он приступил к переводу Лагарпова переложения трагедии Софокла «Филоктет», предназначавшейся для бенефиса Шушерина. Эта трагедия напечатана в 1812 г. Годы 1814-1815 С. Т. Аксаков проводил в Москве и Петербурге. В один из приездов в Петербург он близко сошелся с Державиным, опять-таки благодаря своему уменью выразительно читать. В 1816 году С. Т. Аксаков написал «Послание к А. И. Казначееву», напечатанное впервые в «Русском Архиве» 1878 г. В нем автор негодует на то, что нашествие французов не уменьшило галломании тогдашнего общества.

В том же году С. T. Аксаков женился на дочери Суворовского генерала, Ольге Семеновне Заплатиной. Мать последней была турчанка Игель-Сюма, взятая 12-ти лет при осаде Очакова, окрещенная и воспитанная в Курске, в семействе генерала Воинова, Игель-Сюма умерла 30-ти лет. О. С. родилась в 1792 году. Тотчас после свадьбы С. Т. Аксаков отправился с молодой женой в заволжскую вотчину своего отца Тимофея Степановича. Эта заволжская вотчина - село Знаменское или Ново-Аксаково - описана в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. Там у молодых в следующем году родился сын Константин. Пять лет прожил С. Т. Аксаков безвыездно в доме родителей. Семья ежегодно прибавлялась. В 1821 году Тим. Ст. согласился наконец выделить сына, у которого было уже четверо детей, и назначил ему в вотчину село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губ. Это самое село встречается в «Семейной Хронике» под именем Парашина. Прежде чем переехать туда, С. Т. Аксаков отправился с женой и детьми в Москву, где провел зиму 1821 года. В Москве он возобновил знакомства с театральным и литературным миром, завязав теснейшую дружбу с Загоскиным, водевилистом Писарев ым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом кн. А. А. Шаховским и др., и напечатал перевод 10-й сатиры Буало, за что его избрали в члены «Общества любителей российской словесности». Летом 1822 г. С. Т. Аксаков опять отправился с семейством в Оренбургскую губернию и оставался там безвыездно до осени 1826 года. Занятие хозяйством не удавалось ему; притом подрастали дети, их надо было учить; в Москве можно было искать должность.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков простился с деревней навсегда. С этих пор до самой кончины, т. е. в течение тридцати трех лет, он был в Надежине только наездом всего три раза. Переехав с 6-ю детьми на постоянное жительство в Москву, С. Т. Аксаков возобновил еще с большей интимностью дружбу с Писаревым, Шаховским и проч. Он взялся за прозаический перевод «Скупого» Мольера (1828 г.), переведя еще раньше, в 1819 г., стихами «Школу мужей» того же автора; он явился деятельным защитником своих друзей от нападок Полевого, уговорил Погодина - издававшего в конце двадцатых годов «Московский Вестник» и от времени до времени и без того уделявшего место театральным заметкам С. Т. Аксакова -завести особое «Драматическое прибавление», которое сплошь писалось им одним. Враждовал с Полевым С. Т. Аксаков также и на страницах «Атенея» Павлова и «Галатеи» Раича. Наконец, в «Обществе любителей российской словесности» С. Т. Аксаков прочитал свой перевод 8-й сатиры Буало (1829 г.), обращая из нее к тому же Полевому резкие стихи. Вражду с Полевым со страниц журналов С. Т. Аксаков перенес на почву цензуры, сделавшись с 1827 г. цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета; эту должность он получил благодаря покровительству А. С. Шишкова, бывшего тогда министром народного просвещения. Цензором С. Т. Аксаков прослужил 6 лет, несколько раз при этом временно исправляя должность председателя комитета. В 1834 г. он перешел на службу в межевое училище. Служба эта продолжалась тоже 6 лет, до 1839 г. Сначала С. Т. Аксаков состоял инспектором училища, а затем, когда оно было преобразовано в «Константиновский межевой институт», - директором его. В 1839 г. С. Т. Аксаков, расстроенный службой, которая дурно влияла на его здоровье, вышел окончательно в отставку и зажил довольно богато и открыто частным человеком, получив значительное наследство после отца, умершего в 1837 г. (мать умерла в 1833 г.).

В начале тридцатых годов круг знакомств С. Т. Аксакова изменился. Писарев умер, Кокошкин и Шаховской отошли на второй план, Загоскин поддерживал чисто личную дружбу. С. Т. Аксаков начал подпадать под влияние, с одной стороны, молодого университетского кружка, который составляли Павлов, Погодин, Надеждин и сын его, Константин Сергеевич, с другой же - под благотворное влияние Гоголя, знакомство с которым началось с 1832 г. и продолжалось 20 лет, вплоть до самой кончины великого писателя. В доме С. Т. Аксакова Гоголь обыкновенно читал в первый раз свои новые произведения; в свою очередь, С. Т. Аксаков Гоголю первому читал свои беллетристические произведения еще в то время, когда ни он сам, ни окружающие его не подозревали в нем будущего знаменитого писателя. Дружба с Гоголем поддерживалась и личными сношениями, и перепиской. Отрывки из воспоминаний С. Т. Аксакова о Гоголе напечатаны в 4-м томе полного собрания сочинений, под заглавием: «Знакомство с Гоголем». Под тем же заглавием в «Русском Архиве» 1889 г., а затем отдельным изданием появились не напечатанные еще черновые материалы для воспоминаний, выписки из писем, многие письма Гоголя к С. Т. Аксакову целиком и т. п. В 1834 г. в альманахе «Денница», изданном Максимовичем, известным ученым и другом Гоголя, С. Т. Аксаков поместил небольшой рассказ «Буран», который свидетельствовал о решительном повороте в его творчестве: С. Т. Аксаков обратился к живой действительности, окончательно освободившись от ложноклассических вкусов. Идя неуклонно по новому пути реалистического творчества, он уже в 1840 г. начинал писать «Семейную Хронику», которая, впрочем, в окончательном виде появилась только в 1846 г. Отрывки же из нее были без имени автора напечатаны в «Московском Сборнике» 1846 г. Затем в 1847 г. появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 г. - «Записки ружейного охотника Оренбургской губ.", в 1855 г. - «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти охотничьи «Записки» С. Т. Аксакова имели огромный успех. Имя автора стало известным всей читающей России. Его изложение было признано образцовым, описания природы - поэтическими, характеристики зверей, птиц и рыб - мастерскими изображениями. «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», - говорил С. Т. Аксакову Гоголь. И. С. Тургенев в рецензии по поводу «Записок ружейного охотника» («Современник», 1853 г., т. 37, стр. 33-44) признал описательный талант С. Т. Аксакова первоклассным.

Ободренный таким успехом, уже на склоне лет, С. Т. Аксаков явился перед публикой с целым рядом новых произведений. Он принялся за воспоминания литературного и, главным образом, семейного характера. В 1856 г. появилась «Семейная Хроника», имевшая успех необычайный. Критика разошлась в понимании внутреннего смысла этого лучшего произведения С. Т. Аксакова. Так, славянофилы (Хомяков) находили, что он «первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения»; критики-публицисты (Добролюбов), наоборот, находили в «Семейной Хронике» факты отрицательного свойства. В 1858 г. появилось продолжение «Семейной Хроники» - «Детские годы Багрова-внука», имевшие успех меньший. «Литературные и театральные воспоминания обратили на себя малое внимание, хотя заключают много ценного материала и для историка литературы, и для историка театра. Для характеристики последних лет жизни С. Т. Аксакова важны сведения в «Литературных воспоминаниях» И. И. Панаева и воспоминания M. H. Лонгинова («Русский Вестник», 1859 г., No 8, а также статья в «Энциклопед. Слов.", изд. русск. писат. и учеными, т. II). Лонгинов рассказывает, что здоровье С. Т. Аксакова пошатнулось лет за 12 до кончины. Болезнь глаз принудила его надолго запереться в темной комнате, и, не приученный к сидячей жизни, он расстроил свой организм, лишившись притом одного глаза. Весной 1858 года болезнь С. Т. Аксакова приняла весьма опасный характер и стала причинять ему жестокие страдания, но он переносил их с твердостью и терпением.

Последнее лето провел он на даче близ Москвы и, несмотря на тяжкую болезнь, имел силу в редкие минуты облегчения диктовать свои новые произведения. Сюда относится «Собирание бабочек», появившееся в печати после его смерти в «Братчине» - сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова, в конце 1859 г. Осенью 1858 г. С. Т. Аксаков переехал в Москву и всю следующую зиму провел в ужасных страданиях, несмотря на которые, продолжал еще иногда заниматься литературой и написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами» (последнее из напечатанных при жизни его сочинений, появившееся в «Русской Беседе» 1859 г.) и повесть «Наташа», которая напечатана в том же журнале.

Сочинения С. Т. Аксакова много раз выходили отдельными изданиями. Так, «Семейная Хроника» выдержала 4 издания, «Записки об ужении рыбы» - 5, «Записки ружейного охотника» - 6. Первое полное собрание сочинений, составляющих почти полную автобиографию С. Т. Аксакова, появилось в конце 1886 г. в 6-ти томах, изданное книгопродавцем Н. Г. Мартыновым и редактированное частью И. С. Аксаковым, который снабдил его ценными примечаниями, а частью П. A. Ефремовым, который сообщил изданию значительную полноту в библиографическом отношении.


Top