Рассказ о посещении египетского музея. Каирский национальный музей, египет - видео

Некоторые экспонаты можно посмотреть снаружи здания.

Слева от входа похоронен сам Огюст Мариет, над могилой находится его статуя. Если обратить внимание на табличку на памятнике Огюсту Мариету, то можно увидеть надпись “Mariette Pacha” (на фото слева). Огюста очень уважали в Египте, отсюда и такое громкое звание.

Рядом с этой статуей выставлены бюсты самых известных археологов. Среди них: Жан-Франсуа Шампольон (расшифровал значение древних египетских иероглифов), Гастон Масперо (открыватель Дейр эль-Бахри) и Карл Рихард Лепсиус (прусский археолог, в честь которого названа одна из пирамид).

Внутри здания всего два этажа – цокольный (“Ground floor”) и первый (“First floor”). Сейчас нет смысла описывать план каждого этажа, так как группы экспонатов периодически перемещают между залами. Скажем только, что на цокольном этаже находятся все крупные предметы – статуи, саркофаги и плиты. На первом этаже находятся две самые интересные комнаты: первая – с сокровищами гробницы Тутанхамона, вторая – с царскими мумиями эпохи Нового царства.

Обо всех экспонатах рассказывать также смысла нет. Ограничимся несколькими самыми интересными.

Маска фараона Тутанхамона

В 1922 году археолог Говард Картер обнаружил в единственную гробницу, которая не была открыта древними грабителями. Внутри покоился фараон Тутанхамон из 18-й династии.

В гробнице находилось несколько тысяч предметов, но больше всего прославилась погребальная маска из золота весом 10,23 килограмма.

Ее образ настолько популярен, что она изображена на монете 1 египетский фунт и является визуальной “визитной карточкой” Каирского музея.

В 2014 году с этой маской произошло несчастье – отвалилась борода, когда сотрудники музея взяли ее для чистки. В 2015 году команда из египетских и немецких реставраторов прикрепила бороду обратно при помощи пчелиного воска. Сейчас маска в целости и сохранности.

Статуя фараона Хафры (Хефрена)

Единственная целая статуя Хафры (см. фото) – 4-го правителя 4-й династии. Конечно, он больше прославился своей в Гизе, чем скульптурами.

Статуэтка фараона Хуфу (Хеопса)

Знают все читатели, но мало кто знает, как он выглядел. Это неудивительно, ведь сохранилась всего одна маленькая статуэтка с его изображением (см. фото), которую можно посмотреть в Каирском музее.

Статуи фараона Микерина

– третья по величине в Гизе. У ее подножья в храме были найдены великолепные статуи, изображающие фараона вместе с богинями (см. фото). Об этих статуях мы подробно рассказывали в статье о его пирамиде.

Бюст фараона Эхнатона

Эхнатон – великий фараон-реформатор, который пытался ввести в древнем Египте монотеизм. И у него это почти получилось. В его столице – городе Амарна было найдено множество его изображений, а самый знаменитый бюст Эхнатона (см. фото) можно увидеть в Каирском музее.


Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.


Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции . Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.

Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).


Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.



Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи - жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.



Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Находящийся в северной части , Египетский музей кажется почти таким же архаичным, как и цивилизация, о которой он рассказывает. Основанный в 1858 году Огюстом Мариеттом, который раскопал в и несколько крупнейших храмов Верхнего Египта (а позже был похоронен на территории музея), он уже давно перерос имеющееся здание, в котором сейчас едва хватает места для размещения артефактов фараоновской эпохи. Если уделять каждому экспонату по одной минуте, то понадобится девять месяцев, чтобы осмотреть все 136 тысяч памятников.

Ещё 40 тысяч скрыты в подвалах, многие из них уже поглотил мягкий грунт, так что требуются новые раскопки уже под самим зданием. Возле сейчас строится новое большое здание Египетского музея, в нём будет размещена часть экспонатов нынешнего собрания. Планируется, что он должен открыться в конце 2015 года. В то же время, несмотря на беспорядок, плохое освещение и недостаточное количество сопровождающих надписей в старом музее, богатство коллекции делает его одним из немногих по-настоящему великих музеев мира, который ни один посетитель Каира не может пропустить.

Одного трёх, четырёхчасового посещения достаточно, чтобы просмотреть выставку сокровищ Тутанхамона и некоторые другие шедевры. У каждого посетителя есть свои любимые объекты, но в список стоит включить на первом этаже залы амарнского искусства (залы 3 и 8), самые лучшие статуи Древнего, Среднего и Нового царств (залы 42, 32, 22 и 12) и предметы из нубийского тайника (зал 44). На втором этаже файюмские портреты (зал 14), модели из гробниц (залы 37, 32 и 27) и, конечно, зал мумий (зал 56), хотя за вход в него берут дополнительную плату.

Прежде чем войти в музей, обратите внимание на пруд перед главным входом. Водные лилии, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым и фрескам и рельефам, они погружали цветы лотоса в вино.

Когда вы войдёте в музей, вам, возможно, предложат экскурсию в сопровождении гида, которая обычно продолжается два часа (около 60 фунтов в час), хотя музей заслуживает, по меньшей мере, шестичасового осмотра. Экскурсоводы великолепно знают свой предмет и помогут вам разобраться в увиденном, а если вы посещаете музей небольшой группой, их услуги окажутся вовсе не такими уж дорогими. Другой вариант – вы можете взять напрокат аудио-гид с записанной на плёнку экскурсией (20 фунтов на английском, арабском или французском), на его панели есть кнопки с номерами экспонатов, о которых идёт речь.

Однако, поскольку экспонаты нумеровались в соответствии с по меньшей мере двумя различными системами, не говоря уже о новых номерах, используемых аудио-гидом, дело сильно усложняется. Некоторые объекты имеют сейчас уже по три различных номера, и часто на них нет никаких других этикеток. Самый лучший из опубликованных путеводителей по музею – Illustrated Guide to the Egyptian Museum (150 фунтов) с большим количеством фотографий самых лучших экспонатов музея.

Памятники в нём описаны не в том порядке, как они представлены в экспозиции, но в конце есть иллюстрированный указатель, который поможет вам сориентироваться в тексте книги. Кроме того, эта книга – прекрасный сувенир на память о посещении музея. Вход в кафе-ресторан, расположенное на первом этаже, – через магазин сувениров с внешней стороны музея.

Первый этаж египетского музея

Экспозиция организована в более или менее выдержанном хронологическом порядке, поэтому, направляясь по часовой стрелке от входа по внешним галереям, вы пройдёте через Древнее, Среднее и Новое царство, а завершите осмотр Поздним и Греко-римским периодами в восточном крыле. Это правильный с точки зрения истории и искусствоведения, но очень утомительный подход.

Более простой способ осмотра заключается в том, чтобы пройти через Атриум, который охватывает всю эпоху цивилизации фараонов, до прекрасного зала Амарнской эпохи в северном крыле, а затем вернуться и пройти через отделы, которые вам наиболее интересны, или подняться на второй этаж на выставку, посвящённую Тутанхамону.

Для того, чтобы охватить оба варианта, в статье разделён нижний этаж на шесть секций: Атриум, Древнее, Среднее и Новое царство, зал Амарнской эпохи и восточное крыло. Какой бы маршрут вы ни выбрали, стоит начать с фойе Атриума (зал № 43), где начинается повествование о династиях фараонов.

  • Ротонда и Атриум

В Ротонде, расположенной внутри музейного вестибюля, представлены монументальные скульптуры различных эпох, в частности, стоящие по углам три колосса Рамсеса II (XIX династия) и статуя Аменхотепа, сына царского архитектора Хапу, жившего в период правления XVIII династии. Здесь же, в северо-западном углу, находятся шестнадцать маленьких деревянных и каменных статуй чиновника XXIV века до нашей эры по имени Ибу, изображающие его в различные периоды жизни.

Слева от двери известняковая статуя сидящего фараона Джосера (№ 106), установленная в сердабе его ступенчатой пирамиды в Саккаре в XXVII веке до нашей эры и вывезенная археологами 4600 лет спустя. Те, кто считает правление Джосера началом эпохи Древнего царства, называют предшествующий период Раннединастическим или Архаическим.

Реальное начало династического правления увековечено на знаменитом экспонате, находящемся в зале № 43, при входе в Атриум. На палетке Нармера (декоративном варианте плоской плитки, которая использовалась для растирания красок) запечатлено объединение двух царств (около 3100 года до нашей эры) правителем по имени Нармер или Менес. На одной стороне памятника правитель в белой короне Верхнего Египта поражает врага булавой, в то время как сокол (Хор) держит другого пленника и попирает ногами геральдический символ Нижнего Египта – папирус.

Обратная сторона изображает, как правитель в красной короне осматривает тела убитых, а также разрушает крепость в облике быка. Два яруса изображений разделены фигурами мифических животных с переплетёнными шеями, которых удерживают от борьбы бородатые мужчины, – символ политических достижений властителя. Вдоль боковых стен зала стоят две похоронные ладьи из (Сенусерт III – XII династия).

Спускаясь в зал № 33, который представляет собой Атриум музея, вы увидите пирамидионы (замковые камни пирамид) из Дашура и саркофаги эпохи Нового царства. Затмевая саркофаги Тутмоса I и царицы Хатшепсут (относящийся к периоду, когда она ещё не стала фараоном), стоит саркофаг Мернептаха (№ 213), увенчанный фигурой самого фараона в виде Осириса и украшенный рельефным изображением богини неба Нут, своими объятиями защищающей правителя. Но стремление Мернептаха к бессмертию не осуществилось. Когда в 1939 году саркофаг был обнаружен в Танисе, в нём находился гроб Псусеннеса, правителя XXI династии, чья покрытая золотом мумия выставлена сейчас на верхнем этаже.

В центре Атриума находится фрагмент расписанного красками пола из царского дворца в Тель-эль-Амарне (XVIII династия). По поросшим тростником берегам реки, изобилующей рыбой и водными птицами, бродят коровы и другие животные. Это прекрасный пример лирического натурализма искусства Амарнского периода. Чтобы узнать больше об этой революционной эпохе в истории фараонов, поднимитесь наверх мимо невозмутимых колоссов Аменхотепа III, царицы Тии и их трёх дочерей, предшественников Ахетатона и Нефертити, изображения которых находятся в северном крыле.

Но сначала вы должны пройти через зал № 13, в котором (справа) находится победная стела Мернептаха, известная также как стела Израиля. Свое название она получила по фразе из рассказа о завоеваниях Мернептаха – «Израиль опустошён, его семени нет». Это единственное известное нам упоминание Израиля в текстах Древнего Египта.

Именно поэтому многие верят, что Исход имел место именно в годы правления Мернептаха, сына Рамсеса II (XIX династия), хотя в последнее время эта точка зрения подвергается всё большей критике. На другой стороне расположена более ранняя надпись, повествующая о деяниях Аменхотепа III (отца Эхнатона), совершённых во славу бога Амона, которого его сын впоследствии отверг. В другом конце зала находится модель типичного египетского дома из раскопок Телль-эль-Амарны, недолговечной столицы Эхнатона и Нефертити, которым оказана честь иметь собственную отдельную экспозицию в залах № 8 и 3, немного дальше.

  • Залы Древнего царства

Юго-западный угол первого этажа посвящён Древнему царству (около 2700-2181 годы до нашей эры), когда фараоны III и VI династий правили Египтом из Мемфиса и строили свои пирамиды. Вдоль центрального крыла залов № 46-47 стоят погребальные статуи важных вельмож и их слуг (обычай заживо хоронить слуг вместе с господином прервался с завершением второй династии). Рельеф из храма Усеркафа (зал № 47, с северной стороны от входа в зал № 48) является первым известным нам примером изображения картин природы в декоре царских погребальных сооружений. Хорошо различимы фигуры пёстрого зимородка, пурпурной камышницы и священного ибиса.

Вдоль северной стены зала № 47 выставлены шесть деревянных панелей из гробницы Хесира с изображениями этого старшего писца фараонов III династии, который одновременно является самым ранним из известных нам зубных врачей. В зале № 47 выставлены также ушебти – статуэтки рабочих, которые изображены приготавливающими пищу (№ 52 и 53). Здесь же находятся происходящие из храма в Гизе три сланцевых скульптурных триады Менкаура из его долинного храма в Гизе: фараон изображён рядом с Хатхор и богиней Афродитопольского нома. Пара алебастровых плит с изображением львов у четвёртого столба на северной стороне, возможно, использовалась для жертвоприношений или возлияний в конце эпохи II династии.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов зала № 46 – статуэтки хранителя царского гардероба карлика Хнумхотепа, человека с деформированной головой и сгорбленной спиной, страдавшего, по-видимому, болезнью Потта (№ 54 и 65). Фрагменты бородки Сфинкса находятся в конце вестибюля (зал № 51), слева под лестницей (№ 6031). Ещё один осколок метровой длины находится в . Бородка, видимо, имела длину 5 метров до того, как она была разбита на куски войсками мамлюков и солдатами Наполеона во время тренировочных стрельб. Кроме того, в зале № 51 находится скульптурная голова фараона V династии Усеркафа (№ 6051), представляющая собой самую раннюю из известных на данный момент статуй размером больше натурального.

У входа в зал № 41 рельефы из гробницы эпохи V династии в Мейдуме (.№ 25) изображают охоту в пустыне и различные виды сельскохозяйственных работ. На другой плите (№ 59) из гробницы V династии в Саккаре мы видим взвешивание, обмолот и сортировку зерна, работу стеклодува и резчика статуй. Изображённые на этих рельефах женщины одеты в длинные платья, мужчины – в набедренных повязках, а иногда вообще без одежды (можно видеть, что обряд обрезания входил в число египетских обычаев). Зал № 42 может похвастаться великолепной статуей Хефрена, его голова увенчана изображением Хора (№ 37).

Статуя, привезённая из долинного храма Хефрена в Гизе, вырезана из чёрного диорита, а белые мраморные вкрапления удачно подчёркивают мускулы ног и сжатого кулака фараона. Не менее впечатляющей является стоящая слева деревянная статуя Каапера (№ 40) – фигура полного человека с задумчивым взглядом, которую арабы, работавшие на раскопках в Саккаре, назвали «шейх аль-балад», поскольку он походил на их деревенского старосту. Одна из двух недавно восстановленных деревянных статуй справа (№ 123 и № 124), возможно, изображает этого же человека. Отметим также примечательную статую писца (№ 43), разложившего свиток папируса на коленях.

На стенах зала № 31 находятся выполненные на песчанике рельефы, найденные в Вади-Марага на , возле древних мест добычи бирюзы. Парные известняковые статуи Ранофера символизируют его двойной статус верховного жреца бога Птаха и бога Сокара в Мемфисе. Статуи выглядят почти идентичными, отличаясь лишь париками и набёдренными повязками, обе они были созданы в царских мастерских, возможно, одним и тем же скульптором.

В зале № 32 доминируют выполненные в натуральную величину статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их мастабы в Мейдуме (IV династия). Кожа царевича окрашена в кирпично-красный цвет, его жены – кремово-жёлтая; такое различие распространено в египетском искусстве. Неферт одета в парик и диадему, её плечи окутаны прозрачным покрывалом. На царевиче простая набёдренная повязка, обёрнутая вокруг талии. Обратите внимание на находящееся слева живое изображение карлика Сенеба и его семьи (№ 39).

Лицо хранителя царского гардероба, которого обнимает супруга, выглядит умиротворённым; их обнажённые дети подносят пальцы к губам. Во второй нише по левую сторону висит яркий и живой образец настенной живописи, известный под названием «Мейдумские гуси» (III-IV династии). Расцвет Древнего царства представлен всего лишь статуей Ти слева (№ 49), период заката этой эпохи гораздо богаче памятниками: непосредственно рядом со входом стоят древнейшие из известных нам металлических скульптур (около 2300 год до нашей эры) – статуи Пепи I и его сына.

Выставленная в зале № 37 мебель царицы Хетепхерес была восстановлена из кучи золота и обломков сгнившего дерева. Хетепхерес – супруга Снофру и мать Хеопса – была похоронена возле пирамиды своего сына в Гизе; вместе с ней в гробницу поместили носилки, золотые сосуды и ложе с балдахином. Кроме того, в том же зале, в отдельной витрине находится крошечная статуэтка Хеопса, единственное известное нам портретное изображение фараона – строителя Великой пирамиды.

  • Залы Среднего царства

В зале № 26 вы попадаете в эпоху Среднего царства, когда при правлении XII династии была установлена централизованная власть и возобновилось строительство пирамид (около 1991-1786 годах до нашей эры). Мрачная реликвия предшествующей эпохи внутренних смут (завершивших Первый переходный период) находится справа. Это статуя Ментухотепа Небхепетра с огромными ступнями (символ власти), телом чёрного цвета, скрещёнными на груди руками и курчавой бородкой (черты, характерные для изображений Осириса).

В древности она была спрятана в подземной камере возле поминального храма Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и впоследствии случайно обнаружена Говардом Картером, лошадь которого провалилась сквозь крышу. На противоположной стороне зала стоит саркофаг Даги (№ 34). Если бы мумия владельца всё ещё находилась в нём, то она могла бы с помощью пары «глаз», нарисованных на внутренней стороне стенки гроба, любоваться стоящими у входа в зал № 21 статуями царицы Нофрет в облегающем платье и парике богини Хатхор.

Статуэтки в глубине зала № 22 поражают нетипичной живостью своих лиц, контрастирующей с маниакальным застывшим взглядом деревянной статуи Нахти справа. В зале также выставлены портретные изображения Аменемхета III и Сенусерта I, но прежде всего ваше внимание привлечёт погребальная камера Хархотепа из Дейр эль-Бахри в середине зала, которая внутри покрыта живописными сценами, заклинаниями и текстами.

Вокруг камеры стоят десять известняковых статуй Сенусерта из его пирамидного комплекса в Лиште. По сравнению со статуей того же фараона, изготовленной из древесины кедра и стоящей в витрине справа от вас (№ 88), эти скульптуры очень формальны. На тронах этих статуй изображены разные варианты символа единства сематауи: Хапи, бог Нила, или Хор и Сет с переплетёнными стеблями растений – символами Обеих земель.

Основную идею египетской государственности выражает уникальная двойная статуя Аменемхета III (№ 508) в зале № 16. Парные фигуры – персонификации нильского божества, подносящего своему народу рыб на подносах, – могут символизировать Верхний и Нижний или самого фараона и его божественную сущность ка. Когда вы выходите из залов Среднего царства, вас провожают взглядом стоящие слева пять сфинксов с львиными головами и человеческими лицами. Эпоха анархии – Второй переходный период и вторжение гиксосов – в экспозиции не представлены.

  • Залы Нового царства

Перейдя в зал № 11, вы попадаете в Новое царство – эпоху возрождения власти фараонов и расширения империи при XVIII и XIX династиях (около 1567-1200 годах до нашей эры). Объединяющая Африку и Азию египетская империя была создана Тутмосом III, которому пришлось долго ждать своей очереди, пока в качестве фараона правила его совсем не воинственная мачеха Хатшепсут. В музее находится колонна из её великого храма в Дейр-эль-Бахри: сверху на посетителей властно смотрит скульптурная голова Хатшепсут, увенчанная короной (№ 94). С левой стороны зала находится необычная статуя ка фараона Хора (№ 75), установленная на наклонном основании, символизирующем его посмертные скитания.

В зале № 12 вы увидите статую Тутмоса III (№ 62) из аспидного сланца, а также другие шедевры искусства эпохи XVIII династии. В задней части зала, в священном ковчеге из разрушенного храма Тутмоса III в Дейр-эль-Бахри находится статуя богини Хатхор в образе коровы, выходящей из зарослей папируса. Сам Тутмос изображён спереди статуи, под головой богини, а также на фреске сбоку, где он сосёт молоко, как младенец. Справа от ковчега – каменная статуя визиря Хатшепсут Сененмута (№ 418) с дочерью царицы Нефрура, во второй нише справа – меньшая по размеру статуя этой же пары.

Отношения между царицей, её дочерью и визирем вызывают множество различных спекуляций. К тому же периоду относится фрагмент рельефа из Дейр-аль-Бахри (вторая ниша слева) с изображением экспедиции в Пунт. На нём изображена страдающая слоновой болезнью царица Пунта и её осёл, а также царица Хатшепсут, наблюдающая за ними во время путешествия в эту сказочную страну.

Справа от рельефа стоит статуя бога Хонеу из серого гранита с локоном волос, символизирующих юность, и лицом (как принято считать) мальчика-фараона Тутанхамона. Она была вывезена из храма лунного бога в Карнаке. По обе стороны от этой скульптуры и «Пунтского рельефа» стоят две статуи мужчины по имени Аменхотеп, изображающие его в виде юного писца незнатного происхождения и восьмидесятилетнего жреца, удостоенного почестей за управление крупномасштабным строительством, наподобие сооружения «Колоссов Мемнона».

Перед тем как повернуть за угол в северное крыло, вы увидите две статуи львиноголовой Сехмет, найденные в Карнаке. В зале № 6 господствуют царственные сфинксы с головами Хатшепсут и членов её семьи. Некоторые из рельефов на южной стене привезены из гробницы Майа в Саккаре. Гробница была открыта в девятнадцатом веке, затем потеряна и снова найдена в 1986 году. Зал № 8 в значительной степени является дополнением к залу Амарнской эпохи, в нём также находится монументальная двойная статуя Амона и Мут, разбитая на куски средневековыми каменотёсами и с любовью собранная из фрагментов, долгое время валявшихся в подвалах музея в Карнаке, где памятник первоначально и стоял. Те части, которые не удалось вставить в головоломку, выставлены в стенде позади скульптуры.

Слева от лестницы в зале № 10 обратите внимание на цветной рельеф на плите из храма Рамсеса II в Мемфисе (№ 769), который изображает царя, приводящего к покорности врагов Египта. В мотиве, повторяющемся на дюжинах храмовых пилонов, царь держит за волосы ливийца, нубийца и сирийца и замахивается топором. Фараоны династии Рамессидов, которые никогда сами не сражались, особенно любили такие рельефы.

Зал завершается художественным ребусом (№ 6245): статуя Рамсеса II изображает царя в виде ребёнка с приложенным к губам пальцем и растением в руке, его защищает бог Солнца Ра. Имя бога в комбинации со словами «ребёнок» (мес) и «растение» (су) образует имя фараона. Из зала № 10 вы можете продолжить знакомство с Новым царством в восточном крыле или подняться по лестнице в галерею Тутанхамона на следующем этаже.

  • Зал Амарнской эпохи

Зал № 3 и большая часть примыкающего к нему зала № 8 посвящены Амарнскому периоду: эпохе разрыва с вековыми традициями, которая продлилась ещё некоторое время после окончания правления фараона Эхнатона (около 1379-1362 годах до нашей эры) и царицы Нефертити. Отвергнув Амона и других фиванских богов, они провозгласили культ единого бога – Атона, построили новую столицу в в Среднем Египте, чтобы избавиться от старой бюрократии, и оставили после себя загадочные произведения искусства.

От стен зала № 3 на вас смотрят четыре колоссальные статуи Эхнатона. Их вытянутые головы и лица, пухлые губы и раздувшиеся ноздри, округлые бёдра и живот наводят на мысль о гермафродите или о первобытной богине земли. Поскольку эти же особенности свойственны также изображениям его супруги и детей на некоторых стелах (в левой нише и в витринах напротив) и гробничных рельефах, существует теория, что художественный стиль Амарнской эпохи отражает какую-то физическую аномалию Эхнатона (или членов царской семьи), а надписи намекают на какие-то извращения.

Противники этой гипотезы возражают: голова Нефертити, хранящаяся в , доказывает, что это был только стилистический приём. Ещё одна особенность амарнского искусства заключалась в выраженном интересе к частной жизни: стела с изображением царской семьи (№ 167 в зале № 8) изображает Эхнатона держащим на руках старшую дочь Меритатон, в то время как Нефертити качает в колыбели её сестёр. Впервые в египетском искусстве появляется, например, сцена завтрака. Мастера Амарнской эпохи концентрировали своё внимание на земном мире, а не на традиционных сюжетах, связанных с загробной жизнью.

Искусство наполняется новой жизненной силой – обратите внимание на свободные мазки кисти на фрагментах фрески со сценами на болоте, представленными на стенах зала № 3. В расположенной слева от входа в зал витрине «А» выставлены некоторые из документов Амарнского архива (остальные находятся в Лондоне и Берлине). В них содержатся просьбы прислать войска, чтобы помочь сторонникам фараона в Палестине, рассказано о последствиях его смерти и поисках союзников, которые вела Нефертити, чтобы бороться с теми, кто побуждал Тутанхамона повернуть амарнскую революцию вспять. Эти клинописные таблички в обожжённых глиняных «конвертах» хранились в архиве дипломатического ведомства Амарны.

Гроб Эхнатона с инкрустацией из сердолика, золота и стекла можно увидеть в зале № 8, его крышка выставлена рядом с золотой обкладкой нижней части. Эти сокровища исчезли из музея в период между 1915 и 1931 годом, но были обнаружены в в 1980 году. Сейчас золотой декор восстановлен и помещён на плексигласовую модель, имеющую предполагаемую форму первоначального гроба.

  • Восточное крыло

Побудительным мотивом пройти дальше из залов Нового царства в восточное крыло может стать находящаяся в зале № 15 статуя супруги Нахт Мина (№ 71), выглядящая очень сексуально. В зале № 14 выставлена огромная алебастровая статуя Сети I, чувственная моделировка лица которой вызывает в памяти бюст Нефертити.

Вероятно, что изначально фараон был изображён в немесе – головном уборе, который мы можем видеть на погребальной маске Тутанхамона. Ещё большее впечатление производит отреставрированная тройная статуя из розового гранита, изображающая Рамсеса III, которого коронуют Хор и Сет, воплощающие соответственно порядок и хаос.

Новое царство постепенно приходило в упадок во время правления XX династии и погибло при XXI династии. За ним последовал так называемый Поздний период, когда у власти находились преимущественно иноземные правители. К этому времени относится выставленная в центре зала № 30 статуя Аменирдис-старшей, которую фараон поставил во главе фиванских жриц Амона.

На голове Аменирдис, одетой как царица Нового царства, – соколиный головной убор, украшенный уреем, который некогда увенчивала корона Хатхор с солнечным диском и рогами. Наиболее запоминающейся из многочисленных статуй богов в зале № 24 является изображение беременной самки гиппопотама – богини деторождения Таурт (или Тоэрит).

Залы № 34 и 35 освещают Греко-римский период (с 332 года до нашей эры), когда принципы классического искусства начали активно проникать в символизм Древнего Египта. Характерный для эпохи сплав стилей демонстрируют причудливые статуи и саркофаги в зале № 49. Зал № 44 используется для проведения временных выставок.

Второй этаж египетского музея

Самой значительной частью экспозиции второго этажа являются залы с сокровищами Тутанхамона, которые занимают лучшие площади. После осмотра этих предметов всё, кроме мумий и нескольких шедевров, кажется тусклым, хотя и в других залах есть артефакты, не уступающие выставленным внизу. Для их осмотра приходите в музей в какой-нибудь другой день.

  • Залы Тутанхамона

Набор погребальной утвари фараона-мальчика Тутанхамона включает в себя 1700 предметов, которые заполняют дюжину залов. Учитывая краткость его правления (1361-1352 годы до нашей эры) и небольшие размеры его гробницы в Долине Царей, бесценные сокровища, которые, как кажется, должны были принадлежать, по меньшей мере, таким великим фараонам, как Рамсес и Сети, ещё больше поражают воображение.

Тутанхамон просто перешёл на сторону фиванской контрреволюции, которая уничтожила амарнскую культуру и восстановила прежнее могущество культа Амона и его жрецов. Однако влияние Амарны очевидно в некоторых экспонатах, которые расставлены примерно так же, как они находились в гробнице: сундуки и статуи (зал № 45) перед мебелью (залы № 40, 35, 30, 25,15, 10), ковчеги (залы № 9-7) и золотые изделия (зал № 3).

Рядом с ними украшения (зал № 4) и другие сокровища из различных гробниц (залы № 2 и 13). Большинство посетителей устремляются к последним четырём залам (залы № 2, 3 и 4 закрываются на пятнадцать минут раньше остальных), игнорируя указанную только что последовательность. Если вы принадлежите к числу таких посетителей, пропустите приведённое ниже детальное описание.

Когда члены экспедиции Говарда Картера в 1922 году проникли в запечатанный коридор гробницы, они обнаружили переднюю камеру, буквально набитую ларцами и обломками вещей, оставленных грабителями. Здесь находились также две статуи ка Тутанхамона в натуральную величину (стоят у входа в зал № 45), черная цвет кожи которых символизирует возрождение царя. Непосредственно за ними находятся золотые статуи Тутанхамона, изображающие его охотящимся с гарпуном.

В зале № 35 главным экспонатом является позолоченный трон с ручками в виде крылатых змеев и ножками в виде звериных лап (№ 179). На спинке изображена царственная пара, отдыхающая в лучах солнца-Атона. Имена супругов приведены в принятой для амарнской эпохи форме, что позволяет отнести трон к тому периоду, когда Тутанхамон всё ещё придерживался солнцепоклоннического культа.

В число других мирских предметов, которые фараон-мальчик взял с собой в иной мир, входит изготовленный из чёрного дерева и слоновой кости набор для игры в сенет, похожей на наши шашки (№ 49). Множество фигурок-ушебти должны были выполнять задания, которые боги могли дать фараону в ином мире (по сторонам от входа в зал № 34).

В зале № 30 находится ларец с «Посохами пленных» (№ 187), изображения на котором, инкрустированные чёрным деревом и слоновой костью, символизируют единство севера и юга. Бюст фараона-мальчика, рождающегося из лотоса (№ 118), свидетельствует о сохранении влияния амарнского стиля во время правления Тутанхамона. Церемониальный трон (№ 181) в зале № 25 является прототипом епископских кресел в Христианской церкви. Его спинка украшена роскошной инкрустацией из чёрного дерева и золота, но выглядит оно неудобным. Более типичны для времён фараонов деревянное кресло и скамеечки для ног, а также богато украшенный комод.

Одежда и притирания царя хранились в двух великолепных сундуках. На крышке и боковых стенках «Расписного ларя» (№ 186) в зале № 20 он изображён охотящимся на страусов и антилоп или уничтожающим сирийское войско со своей боевой колесницы, показанной больше натуральной величины. Торцевые панели показывают фараона в облике сфинкса, попирающего врагов.

В отличие от воинственных изображений Тутанхамона на других предметах сцена на крышке «Инкрустированного ларя» выполнена в амарнском стиле: Анхесенамон (дочь Нефертити и Эхнатона) подносит лотос, папирус и мандрагору своему супругу в окружении цветущих маков, гранатов и васильков. В золотом ковчеге, украшенном идиллическими сценами семейной жизни, когда-то находились статуи Тутанхамона и его жены Анхесенамон, которые были украдены в древности.

От подголовников из слоновой кости в зале № 15 совершенно логичным будет перейти к позолоченным ложам, посвящённым богам, изображения которых в виде животных вырезаны на стойках (№ 183, 221 и 732 в зале № 10). В следующем зале № 9 находится священный ковчег Анубиса (№ 54), который несли перед похоронной процессией фараона: защитник мёртвых изображён в виде бдительного шакала с позолоченными ушами и серебряными когтями.

В выставленных дальше четырёх алебастровых сосудах с крышками, помещённых в алебастровый же ларец (№ 176), хранились внутренности умершего фараона. Этот ларец, в свою очередь, стоял внутри следующего экспоната – золотого сундука с крышкой и статуями богинь-защитниц Исиды, Нефтиды, Селкет и Нейт (№ 177). В залах № 7 и 8 выставлены четыре позолоченных ковчега, которые помещались один в другой, наподобие русской матрёшки; в них находился саркофаг Тутанхамона.

Во всегда заполненном посетителями зале № 3 выставлено золото Тутанхамона, часть которого периодически выставляется за рубежом. Когда сокровища находятся в , то основное внимание привлекает знаменитая погребальная маска с головным убором немес, инкрустированная лазуритом, кварцем и обсидианом.

Внутренние антропоморфные гробы украшены этими же материалами, они изображают мальчика-царя с руками, сложенными, как у Осириса, под защитой выполненных в технике перегородчатой эмали крыльев богинь Уаджет, Нехбет, Исиды и Нефтиды. На мумии Тутанхамона (которая остаётся в его гробнице в Долине Царей) были найдены многочисленные амулеты, эмалевые парадные доспехи со вставками из стекла и сердолика, нагрудные украшения с драгоценными камнями и пара золотых сандалий – всё это выставлено здесь.

Следующий зал ювелирных изделий поражает воображение. Золотая голова сокола эпохи VI династии (когда-то прикреплённая к медному телу) из Иераконполиса считается звездой коллекции, но серьезную конкуренцию ей составляют корона и ожерелье царевны Хнумит, а также диадема и нагрудные украшения царевны Сатхатхор. Рядом с телом последней в её гробнице в Дашуре были найдены аметистовый пояс и ножной браслет Меререт, ещё одной царевны XII династии.

Церемониальный топор Яхмоса увековечивает память об изгнании из Египта гиксосов. Топор был найден в гробнице его матери, царицы Аххотеп. Из того же тайника, обнаруженного Мариеттом в 1859 году, происходит и составной браслет из лазурита и причудливые золотые мухи с выпуклыми глазами – Орден Доблести, награда за храбрость.

Ко времени XXI-XXII династий, когда северный Египет управлялся из Дельты, относится экспонат № 787, выставленный в зале № 2. Из трёх царских захоронений, раскопанных Монте в 1939 году, самой богатой была гробница Псамметиха I, изготовленный из электра, гроб которого был обнаружен в саркофаге Мернептаха (находится на нижнем этаже). Его золотое ожерелье в стиле эпохи Нового царства изготовлено из нескольких рядов дисковидных подвесок.

Между залом № 8 и Атриумом стоят две деревянные колесницы, обнаруженные в передней камере гробницы Тутанхамона. Они были предназначены для торжественных церемоний, их позолоченные рельефы изображают связанных азиатов и нубийцев. Настоящие боевые колесницы фараонов были легче и прочнее. Завершив осмотр сокровищ Тутанхамона, вы можете пройти либо в Зал мумий в западном крыле, либо в другие залы.

  • Мумии музея

В южной части второго этажа музея находятся два зала, где выставлены мумии. В зале № 53 находятся мумифицированные животные и птицы из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.

Современные египтяне смотрят на эти свидетельства суеверности своих предков спокойно, но выставка человеческих останков оскорбляла чувства многих из них, что и привело к закрытию Садатом знаменитого Зала мумий (раньше – зал № 52) в 1981 году. С тех пор Египетский музей и институт Гетти работали над восстановлением сильно повреждённых мумий царей. Результаты их работы в настоящее время выставлены в зале № 56, для входа в который требуется купить отдельный билет (70 фунтов, для студентов – 35 фунтов; закрывается в 18:30).

Здесь выставлены одиннадцать царских мумий (с подробными пояснениями; экспонаты расположены в хронологическом порядке, если обходить зал против часовой стрелки), в том чисел останки некоторых самых знаменитых фараонов, в частности, великих завоевателей XIX династии Сети I и его сына Рамсеса II. Последний имел гораздо менее атлетическое телосложение, чем то, которое можно увидеть у его колоссальных статуй в Мемфисе и других местах. Здесь находится и мумия сына Рамсеса, Мернептаха, которого многие считают фараоном библейского Исхода. Если у вас нет особого интереса к мумиям, не стоит платить так много, чтобы их увидеть.

Все мумии хранятся в запечатанных контейнерах с контролируемой влажностью, и большая часть из них выглядит очень мирно. Тутмос II и Тутмос IV кажутся спящими, у многих сохранились волосы. Вьющиеся локоны и красивое лицо царицы Хенуттауи, возможно, указывают на её нубийское происхождение. Из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются, приглушённый гул голосов посетителей прерывается только периодическими призывами: «Пожалуйста, соблюдайте тишину!».

Мумии были обнаружены в царском тайнике в Дейр-эль-Бахри и в одном из помещений гробницы Аменхотепа II, где тела были перезахоронены во время правления XXI династии, чтобы уберечь их от грабителей. Чтобы увидеть, что мумия внутри пустая, посмотрите в правую ноздрю Рамсеса V – с такого угла вы можете заглянуть внутрь непосредственно сквозь отверстие в черепе.

  • Другие залы музея

Чтобы осмотреть оставшуюся часть экспозиции в хронологическом порядке, вы должны начать с зала № 43 (над Атриумом) и двигаться по часовой стрелке, как и на первом этаже. Но, поскольку большинство посетителей попадают сюда из залов Тутанхамона, мы описываем западное и восточное крыло именно с этой точки.

Начав с западного крыла, обратите внимание на «Скарабеев сердца», которых помещали на горла мумий. На них наносили слова заклятия, призывающего сердце умершего не свидетельствовать против него или неё во время Суда Осириса (зал № 6). В числе множества предметов из царских гробниц XVIII династии в зале № 12 мумии ребёнка и газели (витрина I); парики жрецов и коробки для париков (витрина L); два леопарда из тайника гробницы Аменемхета II (№ 3842) и колесница Тутмоса IV (№ 4113). В зале № 17 представлена утварь из частных гробниц, в частности, усыпальницы Сеннеджема из посёлка работников возле Долины Царей.

С мастерством, отточенным на строительстве царских гробниц, Сеннеджем вырубил для себя стильный склеп на двери гробницы (№ 215), он изображён играющим в сенет. На саркофаге его сына Хонсу изображены львы Рути – божества текущего и прошедшего дня, – поддерживающие восходящее солнце, и Анубис, бальзамирующий его тело под покровительством Исиды и Нефтиды.

В коридоре выставлены ларцы с канопами и гробы, во внутренних залах модели времён Среднего царства. Из гробницы Мекетра в Фивах происходят великолепные фигурки и жанровые сценки (зал № 27): женщина, несущая на голове кувшин с вином (№ 74), крестьяне, которые ловят рыбу сетью с тростниковых лодок (№ 75), скот, который гонят мимо хозяина (№ 76). В зале № 32 сравните модели лодок с полной командой матросов (витрина F) с солнечными барками без моряков, предназначенных для путешествия в вечность (витрина Е). Любители солдатиков восхитятся фалангами нубийских лучников и египетских воинов из гробницы принца Месехти в (зал № 37).

Южное крыло музея лучше всего осматривать, передвигаясь быстрым шагом. В средней секции представлена модель погребального комплекса, показывающая, как пирамиды и их храмы были связаны с Нилом (зал № 48), и кожаный похоронный балдахин царицы XXI династии, украшенный красно-зелёными квадратами, расположенными в шахматном порядке (№ 3848, возле юго-восточной лестницы в зале № 50). Более впечатляющи две экспозиции в центральной части: недавние находки и забытые сокровища, выставленные возле зала № 54, а также зал № 43 – предметы из гробницы Юйи и Туйи.

Самыми красивыми из этих предметов являются позолоченная маска Туйи с драгоценными камнями, их антропоморфные гробы и статуи этой супружеской пары. Как родители царицы Тии (жены Аменхотепа III) они были похоронены в Долине Царей, их гробница была найдена нетронутой в конце девятнадцатого века. За входом в зал № 42 обратите внимание на стенную панель из синей фаянсовой плитки, происходящую из поминального храма Джосера в Саккаре (№ 17).

В зале № 48 около перил открытой галереи над Ротондой находится витрина (№ 144) с каменной головой матери Эхнатона царицы Тии, которая предвосхищает амарнский стиль, и статуэтки «танцующие карлики», изображающие экваториальных пигмеев. В той же витрине находится великолепная, очень живая статуэтка нубийской женщины (возможно, тоже царицы Тии) с причёской из косичек, выглядящей очень современно.

Если вы пришли из северного крыла, то восточное крыло для вас открывается залом № 14, в котором выставлены пара мумий и очень реалистичные, но плохо освещённые файюмские портреты, найденные археологом Флиндерсом Питри в Хаваре. Портреты, относящиеся к Римскому периоду (100-250 годы), выполнялись в технике энкаустики (красители смешивались с расплавленным воском) с живой натуры, а после смерти изображённого человека их клали на лицо его мумии.

Поразительное разнообразие египетского пантеона эпохи позднего язычества демонстрируется статуями божеств в зале № 19. Крошечные статуэтки заслуживают внимательного осмотра, особенно статуэтки беременной самки гиппопотама – богини Таурт (в витрине С), Гарпократа (Хора-ребёнка), Тота с головой Ибиса и бога-карлика Птах-Сокара (всё – в витрине Е), а также Бэса, выглядящего почти как мексиканский божок (в витрине Р). В витрине V в центре зала обратите внимание на изображение Хора из золота и серебра, по всей видимости, служившее саркофагом для мумии сокола.

Следующий зал посвящён остраконам и папирусам. Остраконы представляли собой кусочки известняка или глиняные черепки, на которых наносились рисунки или малозначительные надписи. Папирус использовался для законченных произведений искусства и записи ценных текстов.

Кроме Книги мёртвых (залы 1 и 24) и Книги Амдуат (где изображена церемония взвешивания сердца, № 6335 в южной части зала № 29), обратите внимание на Сатирический папирус (№ 232 в витрине 9 на северной стороне), на котором изображены кошки, прислуживающие мышам. На изображениях, созданных в Гиксосский период, кошки представляют собой египтян, а мыши – их правителей, которые пришли из стран, прежде входивших в состав Египетской державы.

Изображение намекает на то, что правление иностранцев в Египте воспринималось как противоестественное. В зале № 29 выставлен также письменный прибор писца и краски и кисти художника (возле двери на другом конце). В следующем зале № 34 находятся музыкальные инструменты и статуэтки играющих на них людей.

В коридоре (зал № 33) стоят два интересных кресла: сиденье из амарнского туалета выставлено в витрине «О» возле двери, а в витрине «S» – кресло для родов, очень похожее на то, что используется в наше время. В зале № 39 выставлены стеклянные изделия, мозаика и статуэтки Греко-римского периода, а в зале № 44 – фаянсовая облицовка стен в месопотамском стиле из дворцов Рамсеса II и III.

Вконтакте

Комплекс, основанный в 1885-м году, обладает высочайшей концентрацией археологических экспонатов в мире. В этом музее находится более 100 тысяч артефактов, относящихся ко всем периодам египетской истории. Куда бы Вы не посмотрели — Вы увидите что-то интересное. Для того, чтобы осмотреть все сокровища этого фантастического места понадобиться несколько лет! Поскольку большинство людей приезжают в Каир всего на несколько дней — лучше сосредоточить своё внимание на самые популярные и важные для египетской истории экспонаты.

Египетский музей в Каире — видео

Каирский музей — фото

Для тех, кого впечатлили пирамиды , или здесь находится оригинал статуи фараона Джосера . Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.

Те, кто побывал в древнем городе Ахетатоне наверняка хотят увидеть зал, в котором находятся изображения фараона Эхнатона и Нефертити . Египтологи полагают, что создавая новую религию, Эхнатон хотел быть изображенным в мужском и женском обличии одновременно, как верховный создатель.

Помните фараона, преследовавшего Моисея и его народ в Синайской пустыне? Это Рамзес Великий. В Каирском египетском музее не мало его статуй (он правил 66 лет). Возможно, Вам захочется посмотреть ему в глаза в зале царских мумий — это непередаваемые ощущения.

Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает , и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона . Почти половина второго этажа египетского музея отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантимсетровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона. И, вероятно, главное сокровище Тутанхамона — золотая посмертная маска, которая покрывала лицо мумии. Сделанная из чистого золота маска, украшенная лазурью, привезенной с территории нынешнего Афганистана, — является одной из главных сокровищ египетского музея в Каире.

Каирский музей — режим работы, стоимость билетов

Посещать Каирский музей можно ежедневно с 9:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения — 60 египетских фунтов. За посещение зала с мумиями дополнительно необходимо доплачивать примерно 10 долларов.

Каирский музей — как добраться, адрес

Адрес: Al Ismaileyah, Qasr an Nile, Cairo Governorate.

Египетский музей расположен в центре Каира. Добраться до него можно на метро — первая (красная) линия, станция Urabi.

Каирский египетский музей на карте

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея , сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али , правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт , который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей , которые Мариетт возглавил в 1858.

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила , в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.

Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире . Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра , строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.


Top