Семя Иуды. Предательство в литературе: от Шекспира до Борхеса

Верность и измена - аргументы

* Верность другу:

** Фёдор Достоевский «Преступление и наказание» (Дмитрий Разумихин поддерживает своего друга, Родиона Раскольникова, несмотря ни на что)

** Владимир Короленко «В дурном обществе» (Дети из подземелья: Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни)

* Измена другу:

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева, а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил)

** Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (Грушницкий из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг - бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.)

** Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» («Мы больше не хотим тебя видеть» — и никакого объяснения. Четыре его лучших друга в одночасье отрезали его от себя — и от его прежней жизни. Через 16 лет уже повзрослевшему Цукуру придется вновь встретиться со своими друзьями, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло. Оказалось, Белая обвинила его в изнасиловании и друзья поверили этому)

* Верность профессии/своему делу:

** Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о событиях, который произошли в жизни советского лётчика Алексея Мересьева в годы Великой Отечественной войны. Во время боя самолёт подбили немцы. Он спасся, но у него были раздроблены пальцы ног. Восемнадцать суток Мересьев пробирался по лесу. В госпитале ему сделали ампутацию. В результате настойчивых тренировок и огромной силы воли Алексей добился возможности летать, как раньше. В невероятно трудных условиях жизни он остался предан выбранной профессии, выбранному делу.)

** Андрей Платонов «Песчаная учительница» (Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на

уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога.)

* Верность любимому

** Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (дети воинствующих кланов против указов родителей встречаются друг с другом. Джульетта решает притвориться мёртвой и избежать свадьбы с другим. Не зная, что его любимая спит, Ромео принимает яд. Проснувшись, Джульетта видит мёртвого Ромео и убивает себя кинжалом)

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.)

** Александр Куприн «Гранатовый браслет» (Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.)

* Неверность (измена) любимому

** Александр Островский «Гроза» (главная героиня Катерина влюбилась в Бориса, изменив своему мужу (Кабанов Тихон), и затем совершает самоубийство)

** Николай Карамзин «Бедная Лиза» (богатый дворянин Эраст соблазняет Лизу, а затем, получив желаемое, бросает её, уезжая «в армию», но затем они встречаются через 2 месяца и он объявляет ей, что помолвлен (ему пришлось жениться на богатой вдове, т.к. он проиграл в карты своё состояние). В финале героиня совершает самоубийство)

** Лев Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова духовно изменила Андрею Болконскому с Анатолем Курагиным) /примеч.: + причины предательства + когда измена оправдана - Ростова, в силу своего возраста и неопытности, не смогла подумать о последствиях своего выбора)

* Верность своему слову

** Леонид Пантелеев «Честное слово» (говорится о мальчике лет семи-восьми, которому во время игры старшие мальчишки доверили охранять воображаемый пороховой склад и взяли с него честное слово, что он не оставит поста. Заигравшись и забыв о часовом, мальчишки давно разбежались по домам, но наш герой остался. В парке уже темнело, когда рассказчик увидел маленького часового, который ни за что не хотел оставлять вверенный ему пост, так как боялся нарушить обещание. И только разрешение майора, которого рассказчик случайно находит на трамвайной остановке, освобождает мальчика от его слова и позволяет идти домой. Рассказчик говорит, что не знает ни имени, ни фамилии, ни родителей этого мальчика,

но одно он знает точно: из него вырастет настоящий человек с сильной волей и сознанием верности слову.)

** Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина была воплощением нравственной силы и искренности. Поэтому она отвергла любовь Онегина и осталась верной супружеской клятве, несмотря на то, что любила его.)

* Верность самому себе

** Иван Бунин «Тёмные аллеи» (героиня сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви — к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной, но она осталась одинока. Верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.) /примеч.: верность своим принципам + верность любви + прощение предательства/

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.)

* Верность/измена Родине

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность, когда Швабрин предаёт Родину, честь офицера, друзей, спасая свою жизнь) /примеч.: + причины предательства/

** Николай Гоголь «Тарас Бульба» (младший сын Тараса - Андрий - влюбился в панночку и предал Родину) /примеч.: + непрощение предательства со стороны Тараса)

** Михаил Шолохов «Судьба человека» (Главный герой Андрей Соколов проявил патриотизм, самоотверженность и мужество не только во время военной службы, но и в плену. Герой, будучи очень голодным и усталым, отказывается пить и есть в честь победы немцев. Ведь Андрей до конца верен своему вонскому долгу, он не боится расстрела за свой отказ фашисту. Андрей Соколов - человек с большой буквы. Именно такие люди, преданные Родине, и спасли страну, защитили её.)

Предательство — важная и для европейской, и для русской литературы тема: судить об этом можно уже по тому, что Данте поместил в самый низ ада трех предателей.

C древнейших времен предательство — важнейшая для европейской культуры тема. Особенно актуальной она стала в эпоху Средневековья: евангельский сюжет измены Иуды использовался в разных видах искусства (особенно изобразительном), а сама категория стала одной из центральных в морально-этическом аспекте. Не случайно Данте Алигьери в «Божественной комедии» подвел своеобразный итог многим духовным и интеллектуальным исканиям Средневековья. Он поместил в самую мрачную часть Ада, рядом с Люцифером, предателя божественной власти Иуду и предателей власти светской — Гая Кассия Лонгина и Марка Юния Брута, участников заговора против Цезаря и его убийц (имя Брута можно считать дохристианским символом предательства, а затем его потеснил другой персонаж, хотя в веках остались оба). Может показаться, что в античности эта категория не имела такого большого значения: хитроумный Одиссей — герой, Троянский конь — подвиг и военная уловка, а не подлость. Однако вспомним Медею, которую Ясон привез на чужбину, поклялся ей в верности, а потом бросил ради брака со знатной гречанкой (за что колхидская колдунья ему страшно отомстила), или верную Пенелопу, которая ждала Одиссея годами, или историю про триста спартанцев — греки хорошо понимали, что такое предательство.

В литературе тема предательства неоднократно осмыслялась, причем в самых разных контекстах: она может быть связана и с общими размышлениями о природе зла, и с конкретными социальными конфликтами. Рассмотрим некоторые знаковые произведения о предателях и предательстве.

Аркадий Гайдар. Судьба барабанщика (1938)

Сегодня о некогда сверхпопулярной повести «Судьбе барабанщика» вспоминают нечасто, хотя таких ярких художественных текстов в советской (не говоря уже о постсоветской) детской литературе было не так уж и много. Время действия повести — 1920-е, период восстановления страны после Гражданской войны. Главный герой, мальчик Сережа, остается летом один в квартире: отца посадили за растрату, а мачеха уехала с новым мужем на курорт. Сережа, как и его отец, оступается, влезает в долги и однажды обнаруживает в своей квартире незнакомцев — мужчину и старика (этот эпизод напоминает сцену проникновения свиты Воланда в нехорошую квартиру — о сходстве атмосферы «Мастера и Маргариты» и «Судьбы барабанщика» можно почитать в исследовании культуролога Ирины Глущенко «Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара» [М.: Издательство Высшей школы экономики, 2015]) . Мужчина прикидывается «дядей» Сережи (на самом деле он бывший белогвардеец и вражеский шпион, а его спутник — старый бандит), многократно обманывает мальчика, увозит в Киев и впутывает в свои дела. В конце концов Сережа выводит агентов иностранной разведки на чистую воду, убивает старика и сам чуть не погибает от «дядиной» пули. Сюжет «Судьбы барабанщика» динамичен, в ней много характерных деталей эпохи, позволяющих понять жизнь того времени.

Почему предательство — важная для этой повести тема? Конечно, не только потому, что речь идет о злокозненном шпионе-белогвардейце: отец Сережи, бывший красноармеец, запутался в личной жизни и предал из-за коварной жены молодую советскую родину, за что и поплатился свободой. Сам Сережа не только сын красноармейца, наслышанный о его борьбе, подвигах и товарищах, — он пионер, барабанщик отряда. Он знает, как поступать правильно, но ему не хватает сил и мужества противостоять соблазнам самостоятельной жизни, поэтому шаг за шагом Сережа становится пособником шпионов и бандитов и предает тем самым героическое прошлое отца — однако как раз память о нем помогает мальчику встать на верный путь и исправить свои ошибки.

Уильям Шекспир. Король Лир (1605-1606)

Главный герой трагедии, почувствовав приближение старческой немощи, решил разделить свое королевство между тремя дочерьми. Перед этим он спросил, как сильно они его любят: Лира сбили с толку лицемерные речи двух дочерей, он отдал им свой трон, а третью дочь, верную ему Корделию, оттолкнул. После многочисленных страданий и унижений он прозревает и понимает, какова цена власти, богатства, почета и раболепного подчинения, которыми пользовался раньше. В «Короле Лире», как и в «Гамлете», не просто рушатся семейные связи — весь мир разваливается и погружается в хаос: «любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми... Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы».

Николай Гоголь. Тарас Бульба (1835)

Тема предательства сыграла в романтическом эпосе Гоголя сюжетообразующую роль, хотя она встречается в его творчестве не так часто (например, предательством искусства можно назвать дьявольское преображение художника Чарткова в «Портрете»).

В основу сюжета легли реальные исторические события (казацкое восстание 1637-1638 годов), однако повесть далека от исторической достоверности — и не только потому, что круг источников, доступных Гоголю (вроде знаменитого «Описания Украины» Боплана), сложно назвать широким. Раннее творчество Гоголя развивалось в русле европейского романтизма, связанного с возникшей после Великой французской революции национальной идеей. Новая программа включала в себя интерес к корням, фольклору и судьбам отдельных народов. На той же почве возник и исторический роман, его ключевым представителем был Вальтер Скотт (об этом подробно писал в тридцатые годы прошлого века венгерский философ и литературовед Георг Лукач в работе, которая так и называется — «Исторический роман»).

Сюжеты «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода» основаны на фольклоре, легендах и т. п., но «Тарас Бульба» выделяется на их фоне реалистичностью и «серьезностью» повествования: автор написал смешные и жутковатые повести в «низком» романтическом жанре, а затем решил обратиться к «высокому» — историческому роману (книги Вальтера Скотта, как известно, в начале XIX века отнюдь не считались развлекательным чтением для школьников). Высокому жанру нужны соответствующий материал (писатель изучал доступные ему исторические источники, предания, казацкие песни) и драматургия: конфликт «Тараса Бульбы» не мог разрешиться в комически-гротескном ключе, как в случае «Ночи перед Рождеством». А как мы видели выше, именно тема предательства часто становилась основой сюжета для трагических произведений разных эпох.

Медея и Орест, Юлий Цезарь, Иисус Христос, Гамлет и король Лир — все они так или иначе жертвы предательства и великие трагические персонажи. Гоголь соединяет шекспиризм немецких романтиков с историзмом Скотта. В статье «Шлёцер, Миллер и Гердер», опубликованной за год до выхода «Тараса Бульбы», Гоголь говорит, что при описании исторических лиц историку следует ориентироваться именно на характеры Шекспира — так что в общем все сходится. В итоге мы получаем шекспировский конфликт в романтическом повествовании о национально-освободительной борьбе.

Леонид Андреев. Иуда Искариот (1907)

Леонид Андреев, писатель-модернист, прославившийся своей экспрессивной манерой письма, выворачивает наизнанку библейский сюжет — по его собственным словам, он хотел написать «нечто по психологии предательства». В центре повествования теперь не жертва предателя, а он сам, изображенный к тому же крайне двусмысленно и противоречиво: Иуда то спасает, то губит Христа, он любит и предает его. В конечном итоге предателями оказываются и остальные апостолы, христианские взгляды развенчиваются, а мы, кроме попытки описания психологии предательства, получаем еще и нечто ницшеанско-богоборческое:

«— Иуда, — сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Искариота, — но в бездонную глубину ее не мог проникнуть. — Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?

И видел, как дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос. Безмолвным и строгим, как смерть в своем гордом величии, стоял Иуда из Кариота, а внутри его все стенало, гремело и выло тысячью буйных и огненных голосов:

„Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест — и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь”».

Хорхе Луис Борхес. Три версии предательства Иуды (1904)

В гораздо более остроумной манере неканонический образ Иуды представляет в одном из своих рассказов Хорхе Луис Борхес. Речь в нем идет о том, что некий Нильс Рунеберг доказал: не Христос, а Иуда на самом деле был посланником Бога. «Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой». Никакой психологии предательства, только игра ума и, как обычно, куча ссылок и непонятных слов в одном небольшом тексте.

Предательство - страшный грех, слабость человеческая, доставляющая обиду и горечь от ситуации. Предать может любой человек, но больнее получается у близкого. Простить предателя может только сильный человек, но ведь предатели не меняются и все попытки облагоразумить человека, будут тщетны. Простить можно оплошность, забывчивость или занятость человека, но никак не предательство. С таким человеком лучше навсегда прекратить общение, тем самым избавить себя от лишних проблем, которые непременно будут, если вы решите дать ещё один шанс, надежду на дружбу. Предатель почувствует свою безнаказанность и забудет о человечности навсегда.

Очень часто люди впускают в свою жизнь новых людей, не проверенных временем, от этого и появляется много проблем. Одна из них - проблема предательства. На эту тему написано множество литературных произведений.

Наиболее ярким примером является эпизод из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда автор рассказывает о предательстве Иуды. Иуда внешне быт светлым и чистым человеком, но душа его наполнена тёмным нравом. Он не просто предал, а продал жизнь Иешуа. Деньги стали главным оружием свободы и решили судьбу Иешуа. Этот момент ещё раз подчёркивает тему предательства, о которой писали в романах прошлых веков. Но их значимость велика и в наше время. Люди со временем стали ещё злее и агрессивнее. Если раньше они были подвержены общественному порицанию, то сейчас к ним относятся чаще нейтрально.

Тема предательства также рассматривается в повести Гоголя . Андрий, уходя из своего стана, взял последний хлеб и унес его врагам. Он не подумал о своих соотечественниках, друзьях, что они остались голодными и им негде найти еду. Он воевал против своих, отрёкся от родственников. - настоящий предатель, изменник Родины. Он и не чувствовал себя предателем, не просил прощения. Хотя его поступок, не просто предательство, а дезертирство.

Подводя итог, хочется сказать, что предательство - человеческий грех, от которого обществу не получается избавиться. Простить предателя можно человеку с большим и добрым сердцем, но предатели не меняются, а их плохие поступки будут повторяться. Чтобы искоренить такой грех, нужно отказаться от предателей, сделать их изгоями общества. Может тогда, они задумаются над своим мировоззрением и начнут ценить и любить мир вокруг себя, а не поддаваться искушениям.

Настоящая дружба остается крепкой и нерушимой вопреки времени и испытаниям. Дружеские отношения основаны на доверии и взаимопомощи, поэтому исключают эгоистические мотивы и предательство. Однако жизнь зачастую ставит человека перед сложным выбором, в котором лишь немногие выбирают правильный путь, остальные же – становятся жертвами ошибок, и могут совершить измену, предав самые лучшие чувства, в том числе и товарищескую привязанность. Многие писатели утверждали, что проблема верности и измены в дружбе – очень серьезный и актуальный вопрос. Поэтому они затрагивали его в своих книгах, мы же перечислим самые известные их примеры.

  1. В повести В. Железникова «Чучело» Лена Бессольцева умеет любить и сопереживать ближнему как никто другой. Она знает цену дружбе и одинаково готова разделить с другом радости и печали. Она верит в искренность и честность того, кому однажды поверила и подарила тепло. Ее выбор пал на Диму Сомова, который приходит на помощь Лене в ссоре с одноклассниками. Он кажется ей сильным и правильным, но только до тех пор, пока сам не оказывается в беде. Когда ребята обвиняют Лену в том, что она рассказала о пропущенном уроке учительнице, Дима молчит и позволяет другим издеваться над ней, хотя сделал это он сам. Страх осуждения и наказания заставляет его сознательно скрыть правду. Он боится признаться в собственном проступке и оставляет Лену в одиночестве в минуту, когда та особенно нуждалась в его помощи. Он осознает, что совершил предательство, но не может поступить иначе, потому что мнение окружающих оказывается для него важнее товарищества, которое он не в состоянии оценить и разделить в полной мере.
  2. Узы дружбы связывают людей совершенно разных, непохожих друг на друга, иногда совершенно противоположных в своих взглядах и стремлениях. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба между Онегиным и Ленским представляется как взаимная борьба характеров и интересов. Онегин – разочарованный в жизни циник, Ленский – сентиментальный и трогательный в своих наивных стремлениях романтик, видящий красоту там, где Онегин примечает лишь скуку и пошлость. Герои сближаются друг с другом, но несхожесть их характеров рождает противоречие, которое оказывается переломным в жизни каждого из них. Раздраженный Онегин решает проучить своего восприимчивого друга, оказывая внимание его невесте, которая, к слову, ни капли не интересует Евгения. В результате друзья в одночасье становятся врагами, и Ленский погибает на дуэли от руки Онегина. Евгений боится чужого мнения и обвинений в трусости, тем самым предает дружбу по причине минутной слабости и эгоизма.
  3. Дружба – верное лекарство от одиночества, основанное на полном духовном взаимопроникновении и принятии другого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Терпение, помощь, понимание, доверие – главные составляющие этого глубоко чувства.
    В сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема дружбы является центральной. Постичь глубину этих отношений, отдать им лучшие душевные порывы, научиться быть ответственным за того, кому дал обещание быть рядом – это величайшее искусство, которому учится Маленький принц. В своем путешествии он открывает для себя много важных истин, одной из которых с ним делится Лис. «Мы в ответе за тех, кого приручили», — говорит он герою и дарит ему самое ценное, что у него есть – бескорыстную дружбу, которая соединяет сердца и делает их нужными друг другу. Лис верен себе и своему товарищу, поэтому терпеливо учит того, как нужно дружить, а не раздражается при виде неосведомленности мальчика.
  4. В романе В.А. Каверина «Два капитана» тема дружбы раскрывается на примере отношений двух центральных персонажей – Сани и Ромашки. Их связывает многолетняя дружба, которая оказывается сотканной из противоречий. Каждый из них проходит важные этапы взросления, в результате которых формирует собственные представления об ответственности, понимаемой и интерпретируемой героями по- разному. Ромашка решает поступиться дружбой во имя собственных интересов, которые для него остаются на первом месте. Саня остается прямым и честным, отвергая предательство как способ достижения личного счастья. Дружеские узы оказываются разорванными одним из героев, по причине нравственной ограниченности, которая доминирует над благородством души и становится причиной предательства.
  5. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор создает два глубоких и противоречивых образа — Штольца и Обломова, которых связывает бескорыстная дружба. Оба героя очень схожи по характеру, что делает их близкими и важными друг другу, однако разность стремлений, целей и воспитания в целом становится причиной противоречий, которые в конечном итоге разделяют их. Эти противоречия во многом носят внешний характер, ведь оба героя — яркие личности, которые находятся в постоянном поиске счастья. Штольц активен, деятелен, он всеми силами пытается привить жажду жизни Обломову, склонному к созерцательности, размеренности и лени. Однако, как только их дружба угасает из-за супружества, и деятельный Штольц, и пассивный Обломов в конечном итоге теряют себя, не находят гармонии в жизни: Илья Ильич умирает, а Штольц остается в растерянности и смятении перед лицом будущего.

пример предательства из литературы приведите несколько примеров из литературы каких ниудь жестоких предательств!! и получил лучший ответ

Ответ от NATALIYA[гуру]
Граф Монте-Кристо

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: пример предательства из литературы приведите несколько примеров из литературы каких ниудь жестоких предательств!!

Ответ от Naty [активный]
Роман В. Шишкова "Угрюм-река" о предательстве друга.
Предательство Прошкой своего верного Ибрагима - это один из самых ярких пример такого поступка, описанного в литературе. Я при первом чтении романа просто поверить долго не могла, что именно так смог поступить Громов... Наивно не верила в саму возможность этого.
В прошлом году перечитывала книгу, и мне уже были намного понятнее мотивы и самооправдания Прохора... Это его грех, его слабость и преступление, которое сгубило душу и тело.
Ведь после убийства Анфисы и предательства Ибрагима Прохор опустился в пучину наркотиков, алкоголя... Мне кажется, этим он пытался заглушить голос своей души, своей совести.
Предательство Ибрагима - начало пути вниз. Потом Прохор и семью предаст, жену и дочку... .
А ответом ему будет предательство его рабочих.
______
Низость и двоедушие Алексея Швабрина
Алексей Швабрин - один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо".
Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его.
Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь» верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".
Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения - поэмы "Полтава" - мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.
Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести "Капитанская дочка"?


Top