Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения. Открытый урок со старшим хором "Камертон"

Разработка открытого урока по предмету хора с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Тема: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Преподаватель: Утегенов Марат Сергеевич

Концертмейстер: Андреева С.Н.

2013 год

Разработка открытого урока по предмету хора

с учащимися 1-7 классы (1-2 группы)

Преподаватель - Утегенов М.С

ТЕМА: «Работа над певческим дыханием в хоре».

Цель: Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке. Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приемам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая. Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Формы организации занятия: Групповые, парные.

Дидактическое обеспечение занятия: ТСО.

План:

    Вст. слово

    Распевки, упражнения

    Работа над репертуаром хоровых партий

    Итог урока

    Самоанализ открытого урока

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Распевание: Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения.

Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата т.е. разогревание голосовых связок ребенка к разучиванию и исполнению хоровых произведений. В процессе распевания происходит соответствующая эмоциональная настройка поющих, постепенное их включение в хоровую работу. Планомерное и целенаправленное применение упражнений, очень хорошо способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Для распевания отводится (10 - 15 минут).

Упражнение:

Дыхание – мягкая атака звука. Вначале вдох затем, задержка дыхания и вдох должен быть активным, но спокойным (например: как будто нюхают цветочки). Выдох – должен быть плавным, продолжительным;

Дикция, артикуляция – правильное формирование гласных. Согласные при пении должны произноситься предельно кратко. Гласные должны звучать полно, широко (например: гласные – это река, а согласные - берега). Активная работа всех органов в полости рта. Язык при пении должен двигаться свободно ;

Упражнение на расширение диапазона (используя преимущественно примарную зону звучания от «ре» 1-ой октавы до «ре» 2-ой октавы).

2. Механизм певческого дыхания.

В организме человека непрерывно происходит процессы, необходимые для его жизнедеятельности. Работа, выполняемая органами человека – сердцем, нервной системой, мышцами, требует питания. Продуктом такого питания в первую очередь является кислород, который человек получает из окружающей его воздушной среды.

Процесс поглощения кислорода и отдачи углекислоты происходит постоянно. «Человек начинает жизнь с первым вдохом и кончает ее последним выдохом».

Попевки: «Савка и Гришка сделали дуду!», «Ты кукушка, где бывала…», «Чик-чирик…», «Көбелек ».

Процесс дыхания при пении. Взятый при вдохе воздух сгущается под сомкнутыми связками. Давление воздуха разъединяет связки, часть воздуха вырывается, и они вновь замыкаются. Смыкание связок вновь вызывает увеличение давления в трахее и бронхах, происходит новая атака воздуха размыкающего связки.

Упражнения: На согласные «С, Ч, К, Г, Ф, Х»; и на чередующие слоги «ма-мэ-ми-мо-му» Вдох производится более спокойно и полно. При расходовании дыхания необходимо следить, чтобы трата воздуха была равномерной и на всех слогах. Артикуляция слогов должна быть легкой и активной. (5 минут)

3.Работа над песней «Қазақстан-қыран далам »

Вначале детям предлагается прослушать песню в исполнении педагога. Чтобы помочь детям усвоить мелодию, ее следует исполнить в замедленном темпе, без аккомпанемента, затем предложить спеть на слог «ля - ля», «ку - ку», добиваясь в исполнении легкого, светлого звука.

Учить детей петь, передавая веселый, радостный характер песни. Обратить внимание на гласную «у» в слове «қуанам»,и согласную «р » «таңдарымен ». Гласные «ұ » «мұңайсаң » 2-ая низкая «ре2 бемоль» ,«мұңаям », которую нужно произносить длиннее. Своевременно вступать после музыкального вступления. Чисто интонировать скачкообразное движение мелодии – на октаву вверх (до1 – до2) и чистая кварта вниз- вверх (си - фа - си) и т.д.

(10-15 минут)

4. Повтор и закрепление песни «Я учу английский»

Работа над характером произведения. Осмысленно и выразительно произносить текст песни:

Внимание

Дыхание

Начало и окончание пения.

Уметь сливаться в чистый унисон, слушать себя при пении, а также весь хор, сливаясь в общем звучании с инструментом и не выделяясь. (10 минут)

Итог урока: Научились правильно дышать, произносить четко слова. За счет скороговорок и попевок. Всем спасибо за внимание!

Самоанализ открытого урока

Открытый урок по теме «Работа над певческим дыханием в хоре»

Выбор данной темы считаю актуальным т.к. для того чтобы учащиеся понимали процесс певческого дыхания.

Соответственно заявленной теме была поставлена цель: «Привить навыки учащихся детского хора, правильно дышать во время пения». Решалась данная проблема через следующие задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с процессом певческого дыхания на уроке.

Дать представление о правильном пении на дыхании. Обучить основным приёмам работы голосовых связок при вдохе и выдохе.

Развивающая:

Обогащение и усвоение ритмо-мелодических скороговорок, насыщенных наиболее трудными для произношения согласными звуками. Развитие умений анализировать, сравнивать правильное исполнение в хоре.

Воспитательная:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Воспитание нравственных качеств учащихся и формирование всесторонне развитой личности.

Использовались следующие методы обучения:

Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент).

Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объёмным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты.

План – конспект Открытого урока по хору

преподавателя Тулиной Татьяны Владимировны

Преподаватель: Тулина Т.В.

Концертмейстер: Тулина Т.В.

Предмет: коллективное музицирование (хор)

Тема урока: Значение распевания в младшем хоре

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков

Задачи :

    Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки

    Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

    Воспитательные:

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения :

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Индуктивный;

Дедуктивный;

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Представление «в уме» первого звука уже на дыхании;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Создание здоровьесберегающей среды в коллективе

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход

Оборудование: фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии, наглядные пособия для сольфеджирования

План занятия

I.Организационный этап.

Приветствие, психологический настрой учащихся

Вступительная часть

Сообщение темы урока и его задач

II. Основная часть.

Дыхательная разминка

Вокальные упражнения

Работа над произведением

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

Домашнее задание

Пояснительная записка к конспекту урока

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Работать надо постепенно, без торопливости.

Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Это песня детского композитора Александра Владимировича Кудряшова на стихи Ирины Яровской «Веселые нотки». Но исполнить нам произведение помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?

Предполагаемый ответ – распеться.

Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в коллективе и фортепиано, которое дает нам чистый тон. Приступим к первому этапу –

II Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)

Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.

- «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произнесение животом.

- «греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);

- «греем» и поем звук «а»;

Штро-бас;

Штро-бас – вой;

Штро-бас – крик чайки;

- «бронтозаврик»;

Счет на крещендо от 1 до 10;

Счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;

- «страшная сказка»;

- «бррр» (имитация езды на авто).

Распевание:

На двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.

На трех звуках по полутонам вверх; - развитие одинакового звукообразования.

Пение арпеджио трезвучия вверх и вниз на слог «ми-и- я»; - поднять нёбо

- «я пою, я пою, я пою» - по полутонам вверх

- «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»; -контраст нюансов (форте и пиано).

- «лёли, ли, лё», «бра-ду, бра-до» - пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто).

Пение гаммы до-мажор разными длительностями;- развитие длины дыхания, чёткой дикции.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.

Детская песня «Веселые нотки»:

Беседа о характере, настроении песни;

Прохлопывание ритма куплета

Сольфеджио партии 1 куплета (игровой момент)-догоняем нотки

Работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

Проговаривание текста, ставим агогическое ударение

Отработка округлого звука;

Ваша задача, ребята не только ознакомится с мелодией куплета, но применить певческие навыки:

- исполнение фраз на одном дыхании;

- пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

- соединение фраз в предложения;

- брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон;

-

- исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):

Сегодня мы с вами познакомились с песней А.В. Кудряшова «Веселые нотки» Какими они у нас получились? (Дети отвечают, описывая характер ноток)

Итак, ноты, шагая друг за другом живут в одной семье, в тональности до-мажор. Нам встречались и восьмые и четвертные в тексте. Петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение, чтобы оно превратилось в умение.

Задание на дом:

Выучить текст песни (литературный и нотный). Чисто интонировать ступени до мажора.

План – конспект открытого урока по хору.

Преподаватель : Поздеева Мария Олеговна

Концертмейстер Бычкова Оксана Владимировна

Дата проведения : 1 марта 2017

Класс : 1п. класс МБУ ДО «Приморская ДШИ»

Предмет : хоровой класс.

Тема урока: «Игровые формы работы в младшем хоре»

Форма проведения : коллективная.

Тип урока : урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков через игровые формы работы.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход.

Оборудование :

Фортепиано, стулья, репертуарный сборник песен, методическое пособие «Игра - как метод развития вокально-хоровых навыков на уроках хора 1 класса», «Методическое пособие для хора. Распевки.»

План занятия.

    Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

II. Основная часть.

1.Игры.

2. Вокальные упражнения

3. Работа над репертуаром:

«Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

«Моя Россия» муз.Г Струве, сл. Н.Соловьевой

III. Заключительная часть: Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1.Начинаем урок с «Эмоционально-образной игры» на дыхание .

«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей»

«Ёжик запыхался» - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”

«Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

«Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги)

2. Продолжаем урок: Распевки:

    На одном звуке держим букву «У»

    «Вьюга» ууу громко-тихо

    Имена (поем имена каждого ребенка)(по полутонам)

    «Горка»(прр) губами… руками показываем какая высокая горка…

    «Рычание» в приделах квинты(р-р-р)) до-соль-до)

    «Ха-ха» «Хо-хо» «Про-про» «При-при» с вверху вниз

    да-и-да и-да, зо-и-зо-и-зо, ли-до- ли-до ли..

    Дарики-дарики летали комарики, на головку сели и снова полетели

На две щечки, лобик, носик, …….
3. Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:

Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).

Говорим скороговорки с разной звуковысотностью : то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

4. Диалогические игры


Игра «Ваня-Ваня
» (говорим с разной звуковысотностью)

-Ваня,ваня?

-Что, Папа?

-Ел ты Сахар?

-Нет,папа!

-Врешь ты?

-нет,Папа!

-Рот Покажи!

«Еду на танке»

Еду на танке

В шапке ушанке

Вижу корову

Здравствуй, корова

Как поживаешь?

Ду юс пик инглиш

Что обзываешь.

«Цыгали- бугали»(разная звуковысотность, плюс ритм)

Цыгали -цыгали

Ца-ца

Бугали-бугали

Ца-ца

Цыгали- ца

Бугали-ца

Цыгали-бугали-ца

5. Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертет

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Репертуар:

1. «Эхо» муз и сл. О.Юргенштейна

Отработка интонации

2. .«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

Ритмические сложности.

6.Не забываем так же о навыке отрывания рта:


«Машинка заезжает в гараж»
- Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
- Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

(Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком).

Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у - о»?).

«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».)

Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко).

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос - легкий, бесшумный, выдох - через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко).

Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”).

Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка (“Щелкать” высоко).

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза).

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним - комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох ).

Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.

3.«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

1. работа над плавным звучанием, цепным дыханием, интонацией.

4 «Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

1. Работа над интонацией, хорошей артикуляцией

2. Основная задача –исполнить, не затягивая темп, чётко пропеть каждое слово.

Исполнить оба произведения артистично, в характере.

    Игра «Ритмослов-овощи»

Ба-нан - яб-ло-ко

А-на-нас - ки-ви

Проговариваем цепочку из двух-трех фруктов в четком ритме

Тутти –фрутти (ложки)

Ти-ти-тааа- ти-ти (шумелки)

Ритмический рисунок и движение руками дети придумывают сами.

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

10.Заключительная часть урока. Благодарю детей за работу на уроке. Предлагаю детям проголосовать смайликами, оценить урок. После голосования и подведения итогов благодарим за работу друг друга аплодисментами в определённом ритмическом рисунке.

МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г. Кемерово

Разработка открытого урока с хором мальчиков

Пояснительная записка к открытому уроку на тему: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

…«Хор мальчиков - это специфический творческий организм, очень сложный, что требует от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе ».

(Г. Струве)

Очень важен начальный этап приобщения мальчиков к хору. Для девочек пение является естественным, «женским» занятием, они очень охотно посещают уроки хора. Мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированы, более возбудимы, поэтому во время репетиций постоянно удерживать их внимание довольно трудно, а потребность постоянно двигаться толкает юных хористов на нарушение дисциплины. Используя на уроке двигательные приемы, такие как: артикуляционная разминка, игра «Лучший дирижер», исполнение произведений с изобразительными движениями, преподаватель дает возможность мальчикам всю их подвижность и неусидчивость направить на освоение музыкального материала.

Главную роль на начальном этапе обучения вокально-хоровым навыкам играет репертуар. Спортивные, игровые, военные песни трогают души мальчишек, что вызывает живое, выразительное исполнение произведений. Например, такая деталь исполнения, как футбольный свисток (песня «Необыкновенный футбол»), помогает преподавателю сосредоточить внимание хористов на изучаемом материале и закрепить его. Разучивание произведения с помощью определенных движений (маршировать как футболисты, изображать руками движение поезда или крылья самолета и т. д.) хорошо развивает музыкальную память, способствует поддержанию интереса к хоровому пению. А когда есть интерес - приобретается привычка к занятиям.

Научившись трудиться и получать от этого удовлетворение, мальчишки с огромной преданностью относятся к своему хору. Так решается проблема посещаемости занятий.

Умелое использование психологических и физических особенностей участников такого своеобразного коллектива, как хор мальчиков, при всей сложности работы с ними, приносит превосходные результаты. Специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.

Открытый урок по хору преподавателя МОУДОД «ЦДМШ №1»

Тема урока: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

Тип урока : Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение.

Цель : На примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 1-2 классов.

Задачи :

Образовательные:

Разучить новое произведение, используя специальные приемы;

Закрепить пройденный материал;

Отработать исполнение песни с движениями.

Развивающие:

Формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;

Развивать потребность в творческом самовыражении.

Форма работы : Групповая.

Методы обучения :

2.Практический

3.Объяснение

4.Упражнения

6.Соревнование

Структура урока :

1.Организационный момент

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3.Распевание

5.Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

Вопросы учителя, возможные ответы учащихся

Время

1. Организационный момент

1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Начнем урок как обычно – с разминки.

Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).

Какое первое упражнение? (для губ).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2.1.Упражнения на артикуляцию:

Губы: «трубочка-ниточка» (вытягивать вперед и растягивать в стороны, рот закрыт);

Язык: щелкать языком, «часики» (по очереди толкать языком щеки);

Щеки: надуть по очереди и одновременно втянуть;

Для мышц нижней челюсти: открыть широко рот - считать про себя до пяти - закрыть;

То же упражнение, но надавливать снизу кулаком, добавляя нагрузку на челюсть;

2.2.Упражнения на развитие певческого дыхания:

- «ежики» - придумать имена, которые начинаются с глухих согласных, произносить шепотом, с силой выпуская воздух;

- «Шмель» - набрать воздух в два этапа, задержать на 3 сек., выпускать медленно на звук «з». Учитель ведет счёт.

Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта).

Как называется работа этих мышц? (артикуляция).

А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).

Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).

3. Распевание

3.1.Упражнения на развитие диапазона и высокой певческой позиции: - -«Автомобиль» - бурчание по мажорному звукоряду вверх-вниз в пределах ч.5, двигаться по м.2 вверх до предела. (См. приложение).

-«Поезд» - на гласный «у» петь б.2, нон легато , начать медленно, постепенно ускоряя. (См. приложение).

3.2.Упражнения на развитие ладового слуха, штрихов звуковедения:

Пение мажорных гамм - вверх штрихом легато, вниз стаккато.(См. приложение).

3.1.-Каждый себе представил автомобиль, на котором поедет. (феррари, форд, хонда и т. д.).

Представляем, что поезд отходит от станции и набирает ход.

3.2.- Что такое легато и стаккато?

Какие знаки в тональностях ре, фа мажор?

4.Работа над музыкальными произведениями

4.1.Произведение для разучивания: «Необыкновенный футбол», муз. и сл. И. Резниковой.

а) показ произведения учителем, беседа о содержании;

б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк);

в) повтор слов всей группой;

г) прием «эхо» (учитель поет фразу – дети её повторяют);

д) прохлопывание ритма; е) пение по руке; ж) заключительное пропевание первого куплета.

4.2. «Мы играли в паповоз»,

сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина.

а) Проговорить слова 1-го куплета;

б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;

с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.

д) Выполнить те же задания в каждом куплете.

е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера.

4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.

Кто главные герои? (мышата и котята).

Каков характер песни? (веселый, шуточный).

4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.

(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).

Давайте выберем лучшего дирижера. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).

5.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями:«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку «пять».

6.Домашнее задание

Нарисовать рисунок к песне «Необыкновенный футбол».


Top