Можно ли и как избавиться от заикания? Домашние методики. Дыхательные упражнения — хороший помощник детям при заикании

Лекарства от заикания нет, а в помощи нуждается большое количество людей, для которых простое речевое общение стало невыполнимым, принося много проблем в повседневную жизнь. Помимо медикаментозного лечения нервной системы и других систем организма, которые оставили такие осложнения, существуют дыхательные упражнения для лечения заикания по методу А.Н.Стрельниковой. Эта дыхательная гимнастика может использоваться как для лечения заикания у детей, так и у взрослых пациентов.

Заикание возникает по разным причинам, и единого мнения специалистов о механизме возникновения этого недуга нет.

Существует три типа заикания :

1 тип - заикание вследствие нарушений деятельности нервной системы. Заикание может быть связано с родовой травмой, травмами, полученными в детстве, частыми болезнями.

2 тип - заикание возникает тогда, когда у человека праворукого ведущим глазом является не правый, а левый. Это случается, когда переучивают ребёнка - левшу в детстве к деятельности правой рукой.

3 тип - заикание вследствие пережитого стресса, сильного переутомления. Для этого типа заикания характерно усиление заикания на людях, при публичных выступлениях.

Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех трёх типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь больному с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения.

Правила выполнения упражнений

1) Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

2) Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

3) Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

4) Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

6) Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.

Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания

1) Упражнение «Ладошки»

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох - нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

2) Упражнение «Погончики»

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

3) Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

При заболеваниях сердечно - сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

4) Упражнение «Кошка»

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

5) Упражнение «Обнять плечи»

Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

6) Упражнение «Маятник»

Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

7) Упражнение «Поворот головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево - опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

8) Упражнение «Уши»

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу - снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

9) Упражнение «Маятник головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

10) Упражнение «Перекат»

Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

11) Упражнение «Передний шаг»

Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем то-же самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

12) Упражнение «Задний шаг»

Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.

Задания дыхательной гимнастики

Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:

  • активизация мышц;
  • регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
  • освоение техники диафрагмального дыхания.

Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.

Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.

Виды дыхательной гимнастики

Существует такое разделение упражнений:

  • статистические – выполняются без движений;
  • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

Существует несколько поз для их выполнения:

  • лежа на спине;
  • сидя на стуле;
  • стоя;
  • в движении.

Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

  1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
  2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
  3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
  4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
  5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
  6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

Упражнения метода А. Н. Стрельниковой

Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.

Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).

Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.

Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.

«Ладошки»

Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.

«Погончики»

Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.

«Насос»

Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.

«Обнять плечи»

Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.

«Кошка»

Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.

«Маятник»

Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.

Другие упражнения

Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

  1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
  2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
  3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
  4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
  5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

Артикуляционная гимнастика

Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

  • надувание щек – сначала вместе, потом - по отдельности;
  • похлопывание губами (движения рыбы);
  • поочередное надавливание языком на щеки;
  • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
  • «чистка» зубов языком;
  • покусывание губ.

Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

Противопоказания

Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38˚С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:

  • черепно-мозговая травма;
  • повреждение позвоночника;
  • патологии внутренних органов;
  • высокое внутричерепное давление;
  • сильная близорукость;
  • сердечное недомогание.

Заключение

Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго. Детям не всегда хватает терпения для этого.

Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость». Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.

87497

Попробуем выяснить, как избавиться от заикания самостоятельно.

Для этого необходимо определить, насколько сильно человек страдает от этого дефекта. Заикается ли он постоянно и насколько частыми бывают перерывы в речи?

Или дефект проявляется только при волнении или во время быстрого разговора? Это очень важно, так как вылечить заикание при нечастых паузах в речи намного легче.

Причины возникновения заикания

  1. В подавляющем большинстве случаев заикание возникает у детей, испытавших внезапный сильный испуг или стресс. Со временем этот дефект может пройти сам по себе без какого-либо вмешательства, но такое на практике случается редко. Кроме того, весьма широко распространено мнение, что для устранения возникшего по причине стресса заикания нужно повторно испугать пациента. В некоторых случаях это действительно помогает, но такой метод основывается на индивидуальных психологических особенностях человека, поэтому для применения в широких слоях страдающих не приветствуется.
  2. Еще одна причина возникновения заикания у детей кроется в так называемом «лексическом взрыве». Особенно это касается долго молчащих детей. Научившись говорить, они сначала не спешат пользоваться эти даром природы. Но по мере расширения лексикона их словно прорывает — они начинают говорить без умолку, испытывая неимоверную жажду общения и познания окружающего мира. При этом речевой аппарат ребенка не успевает за потребностями своего маленького хозяина.
  3. Заиканию чаще других подвержены очень впечатлительные дети с крайне неустойчивым типом нервной системы. Они постоянно принимают все вокруг происходящее близко к сердцу. Самые незначительные изменения в поведении родных, их настроение, возможные ссоры и скандалы, порицание родителей могут привести к сбою в речи. В случаях, когда заикание долгое время не проходит само собой, родители начинают выяснять, как лечить заикание у детей.

Заикание у детей лечится легче, чем у взрослых

Народные средства

Лечение заикания народными средствами предполагает прием травяных настоев и разнообразных отваров, оказывающих успокаивающее и расслабляющее воздействие на организм. Рассмотрим, как можно вылечить заикание этими способами.

Одним из эффективных растений, которые применяются при лечении заикания, является ясенец белый. Это многолетняя высокая трава высотой до 80 сантиметров с мощным развитым корневищем, которая произрастает на территории Европы.

Для лечения заикания у детей использовать его не следует, по причине содержания в нем сильных растительных ядов – алкалоидов.

Рецепт 1. Настой ясенца белого против заикания

20 грамм листьев и цветов растения заливаются 0,5 литрами кипятка и должны настаиваться около 20 минут. Затем настой процеживают, ставят в прохладном месте и используют для полоскания рта несколько раз в день. Категорически нельзя глотать настой!

Рецепт 2. Смесь соков крапивы жгучей и ясенца белого против заикания

3 капли сока листьев и цветков ясенца белого, взятые в равных количествах смешивают с двумя каплями сока жгучей крапивы. Состав держат на языке в течение 5 минут, а затем выплевывают – глотать ее нельзя! Эту процедуру необходимо повторять ежедневно несколько раз как минимум с двухчасовым интервалом. Курс должен приниматься неделю.

Рецепт 3. Травяной настой от заикания

Взять такие растения: листья крапивы двудомной и цветки ромашки аптечной – по 100 г; листья мелиссы, травы вереска и зверобоя, соплодия хмеля – по 50 г. Одна чайная ложка такой травяной смеси заливается одним стаканом кипятка и настаивается 20 — 30 минут. Настойку нужно принимать по 2 стакана с утра и на ночь.

Рецепт 4. Отвар руты душистой от заикания

Сухую траву руты душистой залить 0,5 л кипятка и поставить томится около пяти минут на водяной бане. Подогретым отваром необходимо три — пять раз в день полоскать горло и рот, не проглатывая его. Для усиления эффекта можно еще около минуты подержать жидкость во рту. Лечения принимать до трех недель.

Рецепт 5. Отвар гусиной лапчатки от заикания

Отвар обязательно нужно готовить на вине либо молоке. В противном случае ожидаемого эффекта от него не будет. 1 щепотка травы лапчатки гусиной высыпается в стакан с холодной жидкостью, которая должна быть доведена до кипения, и вариться в ней около 2-3 минут. Отвар настаивается до его полного остывания и процеживается. Принимают его утром в количестве 2 — 3 ст. л., в теплом виде.

Рецепт 6. Применение смеси соков и меда против заикания

Взять по 100 г капустного, лимонного и калинового соков и отвара из плодов шиповника, смешать с 200 граммами светлого меда. Состав нужно принимать по одной ст. л. с утра и на ночь. Действие будет более эффективным, если заедать ее миндальными орехами.

Рецепт 7. Метод Рудольфа Бройса против заикания

Следует собрать яблочную кожуру, сварить из нее отвар. Его следует принимать в теплом виде на ночь перед сном в количестве 200 — 300 мл. Время варки кожуры около 3-5 минут, в готовый отвар можно добавлять сахар. Также полезно параллельно пить настой из листьев мелиссы.

Какое бывает заикание

Только правильно выяснив тип и серьезность дефекта можно определить, как вылечить заикание у ребенка. Это может сделать только специалист. Он назначает индивидуальные занятия и артикуляционную гимнастику для выполнения в домашних условиях. Поэтому при первых симптомах речевого сбоя у ребенка нужно показаться логопеду.

Бывают клонические запинки и спастическое заикание.

Спастический вид более серьезный. Ребенка словно что-то задерживает на первых звуках слов и долго он вообще не может начинать говорить.

Кроме специальных занятий здесь могут понадобиться успокоительные средства, снимающие спазмы мышц речевого аппарата.

Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.

Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго. Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.

Домашние методики

Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.

Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.

Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Самое важное! Никогда не акцентируйте внимание ребенка на его недуге. Он заикается не специально. Не надо его поправлять и требовать сказать фразу правильно. И возможно, вопрос как избавиться от заикания решится сам собой.

Заикание у взрослых

Рассмотрим, как лечить заикание у взрослых. Самый лучший способ — определение причины стресса или страха и его преодоление. Если это удалось сделать, то постарайтесь мягко обсудить это с заикающимся.

Сложнее если причина неизвестна, тогда нужно попытаться прояснить ситуацию. Можно обратиться к специалисту, профессиональному психологу и психоаналитику, который поможет преодолеть любой страх. Если же сам страдающий не может вспомнить произошедшего, то используя гипноз и другие методики, можно попытаться это восстановить.

В случаях, когда заикание возникает только при сильном волнении, то стоит провести работу по усилению уверенности в себе. Очень может быть, что человек просто испытывает страх перед большой аудиторией, постоянно задумывается о том, как его воспримут окружающие. Тогда следует на время отказаться от публичных выступлений, заняться коррекцией дикции, собственной самооценки или посетить курсы ораторского искусства для того, чтобы научиться говорить правильно и красиво.

Обратите внимание на это видео : что думает по поводу заикания ведущий мастер-классов по личностному развитию Владимир Довгань:

Если все вышеприведенные советы не дали вам ответа на вопрос, как вылечить заикание у взрослых, можно попробовать еще одну систему коррекции, проходящую в три этапа.

  1. Отказ на некоторое время от посещения общественных мест.
  2. Тренировка умения легко излагать собственные мысли.
  3. Выполнение упражнений для голосового аппарата.

Эта методика позволяет за очень короткий срок избавиться от постоянного заикания. Необходимо взять отпуск, на время отгородиться от внешнего мира. Установить размеренный, спокойный режим без жестких рамок.

Первоначально постараться поменьше говорить и начать делать записи. Сначала в виде дневника, а затем, если этот процесс вам понравится, попытаться написать какое-либо художественное описание, составить жизненный план или изложить свои мечты.

Секрет этого метода заключается в том, что во время письма мы мысленно проговариваем текст, а заикаться в собственном сознании невозможно. В результате заикающийся мысленно говорит без нарушений и совсем скоро у него это будет получаться вслух.

Пение – действенный метод против заикания.

Физически во время пения заикаться невозможно. Поэтому можно петь на любой лад и мотив и при этом стараться меньше разговаривать и продолжать писать.

Возможно, сразу что-то не будет получаться, поэтому стоит набраться терпения и ни в коем случае не критиковать заикающегося, ведь ваша задача заключается в том, чтобы заставить больного поверить в собственные силы.


Если стесняетесь - пойте дома, в душе

Улучшения будут заметны уже через месяц исполнения. Однако не останавливайтесь на достигнутом. Возвратившись из этого своеобразного отпуска на работу, попробуйте сначала выступать письменно. Если в моменты волнения заикание опять проявится, то опять откажитесь от выступлений на публике и не забрасывайте полностью тренировки.

Приготовьтесь к возможному рецидиву заикания в будущем после очередного стресса, но теперь-то вы знаете, как лечить заикание.

Лечение у врачей

Если в домашних условиях не удается справиться с этим расстройствам речи, то нужно обратиться в клиники или специализированные центры, где лечат заикание.

В решении вашей проблемы примут участие специалисты, владеющие современными методиками и знающие какие процедуры и лекарственные препараты смогут вам помочь. Нужно выяснить, какой врач может лечить заикание и записаться к нему на прием.

  • Логопед – это специалист, работа которого наиболее прямо и прицельно связана с речью. Он учит правильному дыханию во время речи, использованию голоса, артикуляции, плавному и ритмичному течению разговора.
  • Врач-психоневролог определит состояние нервной системы и назначит необходимые лекарства.
  • Врач-психотерапевт воздействует разными видами психотерапии, гипноза, аутотренинга, и других приемов воздействия.
  • Иглотерапевт снимает нервное напряжение воздействием на специальные точки.
  • Психолог проводит изучение личности заикающегося, выясняет вопрос можно ли вылечить заикание, выявляя его слабые стороны и помогая их исправлять, учит общению в разных жизненных ситуациях, помогая пациенту выразить себя эмоционально, творчески.
  1. Игнатий
  2. Михаил
  3. Никита
  4. елена
  5. Евгений
  6. денис
  7. Есения
  8. Денис
  9. Федор
  10. Федор
  11. денис
  12. Азад
  13. Татьяна
  14. София
  15. Эльвира
  16. Наташа
  17. Андрей
  18. )))
  19. Вова
  20. Бекарыс
  21. Владимир
  22. Виктория
  23. Юлия
  24. Vaserman
  25. Арина
  26. Наташа
  27. Chy
  28. Хасл
  29. Обычный Человек
  30. Анас
  31. Светлана
  32. ВИКТОР СЫСОЕВ ЛОВОЗЕРО
  33. Serj
  34. evgen
  35. Наталья
  36. Бема
  37. Полтергейст
  38. Фаиль
  39. Игорь
  40. Алина
  41. Соня
  42. Антон
  43. Максим
  44. Арман
  45. Айдар
  46. Дмитрий
  47. Анна
  48. Нина
  49. Александр
  50. Михаил
  51. Шамдин
  52. Найля
  53. Кристина
  54. Екатерина
  55. ігор
  56. Денис
  57. Михаил
  58. Викт
  59. Джавад
  60. Анна
  61. Андрей
  62. ирина
  63. Анатолий
  64. Ирина
  65. Ксения
  66. Нурбол
  67. Анатолий
  68. Марина
  69. Павел
  70. Байэл
  71. Михаил

Заикание считается одним из самых стойких . Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

Заикание представляет собой речевой дефект , обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом» .

Чем может быть вызвано?

Заикание может быть врожденным или приобретенным . В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:


Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым .

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Другие классификации заикания :

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).

Как проявляется?

Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет .

Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  1. При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  2. Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  3. В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  4. Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  5. В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).

Диагностика

В процессе диагностики заикания у детей участвуют несколько специалистов. Обследование ребенка обязательно проводится логопедом, неврологом, психиатром, психологом и педиатром.

При выявлении причин дефекта речи обязательно учитывается семейный анамнез.

Если заикание передалось ребенку на генетическом уровне, то избавиться от него будет крайне затруднительно.

Диагностика детского заикания проводится следующими методами:

  • общая оценка речи ребенка;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;

Основные методы лечения и коррекции

Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

Логопедические занятия

Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально . Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

Примеры логопедических упражнений:

  1. «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
  2. «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
  3. «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой . Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

Примеры упражнений:


Точечный массаж

Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения .

Компьютерные программы

Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы . Их одобряют и используют множество специалистов.

Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

Примеры компьютерных программ:

  • Демосфен;
  • Speak gentle;
  • Dr. Fluence.

Медикаменты

Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания . Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.

Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.

При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов :

  • противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
  • средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
  • препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
  • средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
  • транквилизаторы (подбираются индивидуально).

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно .

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя .

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту .
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее , то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации .

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.


Особый подход при воспитании

При воспитании ребенка с заиканием используются стандартные правила, но с некоторыми корректировками. Не стоит заострять внимание на недуге малыша , но занятия по устранению дефекта речи должны осуществляться даже при играх.

Наказывать детей с заиканием надо лояльно. Стрессовые ситуации при этом недопустимы. Ускорить процесс лечения может благоприятная атмосфера в семье и воспитание ребенка в любви и уважении.

При воспитании ребенка с заиканием необходимо соблюдать следующие правила :

  • нельзя перебивать речь ребенка, агрессивно делать замечания и делать акцент на его недуге;
  • атмосфера в семье должна быть благоприятной и спокойной (ссоры при ребенке должны быть исключены);
  • ребенка надо чаще хвалить, но не баловать (капризы малыша могут усугубить процесс лечения заикания);
  • авторитарные методы воспитания должны быть исключены;
  • ребенка надо приучать к распорядку дня и последовательности действий;
  • не стоит перегружать ребенка учебным материалом (чтением вслух, пересказом).

Прогнозы при заикании у детей напрямую зависят от своевременности лечения. В некоторых случаях избавиться от недуга не удается, но можно сделать его менее выраженным.

Независимо от стадии и формы патологии, родителям необходимо заранее подготовиться к длительному и трудоемкому лечению малыша. Дети с дефектами речи требуют особого внимания.

Доктор Комаровский о заикании у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Причины и виды заикания

Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.

Причинами заикания могут быть:

  • Перенесенный стресс.
  • Плохие социальные условия проживания ребенка.
  • Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
  • Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
  • Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
  • Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
  • Суровые условия воспитания дома.
  • Родовые травмы.
  • Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания - мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
  • Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.

У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:

  • После перенесенной смерти близкого человека.
  • После пребывания в эпицентре военных действий.
  • После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
  • Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.

Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится

В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:

  • Реактивное - обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
  • Эволюционное - появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
  • Симптоматическое - возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.

Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.

Логопедические упражнения

Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:

  • Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
  • Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
  • Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
  • Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.

Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:

  • Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
  • Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
  • Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
  • Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
  • Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
  • Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
  • Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.

Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.

Дыхательная гимнастика

У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:

  • Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
  • Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
  • Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
  • Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.

Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.

Мышечная гимнастика

В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:

  • Положение тела - стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
  • Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
  • Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
  • Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
  • Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.

Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.

Голосовая гимнастика

Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым - уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:

  • Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
  • Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
  • Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
  • С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
  • Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
    «ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.

Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания

Ритмическая гимнастика

Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:

  • Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
  • Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.

Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.


Top