Кто такие гетеры в греческой мифологии и в современном мире? Самые знаменитые древнегреческие гетеры  Отличие от проституции.

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со ш..хой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

В разные исторические времена в мире жили женщины, которые выделялись среди других своими умственными способностями и познаниями в отношениях с мужчинами. В Японии их называют гейшами, а в Древней Греции использовали термин – гетеры.

Кто это гетеры?

Представительниц прекрасного пола, которые вели свободный образ жизни и становились любовницами для многих мужчин, называли гетерами. Изначально это понятие применялось только в сторону рабынь, а затем, он перешел и на свободных женщин. Гетера стала почетной профессией. Впервые термин начали использовать в Древней Греции, а затем, он перешел и на другие территории. Чтобы лучше понять, кто это гетеры, рассмотрим несколько фактов о них:

  1. Часто такие женщины играли важную роль в общественной жизни города, поскольку они обладали хорошим образованием, талантами и умом.
  2. Куртизанки могли влиять на судьбы людей, для чего они проводили некие «вечера», где собирались знатные люди разных профессий.
  3. Выясняя, кто такие гетеры, стоит заметить, что такие женщины могли выходить замуж, но они сами в большинстве случаев предпочитали оставаться незамужними.
  4. Куртизанки имели богатых покровителей, которые полностью обеспечивали их всем необходимым, но стоит заметить, что благосклонность таких женщин стоит немало.

Кто такая гетера в греческой мифологии?

Женщины, которых называли гетеры, являлись независимыми, что давало им возможность заниматься саморазвитием, обучаться и проводить время в свое удовольствие. Древнегреческие гетеры существенно отличались от замужних дам, которые в те времена практически не имели прав в сравнении со своими мужьями. Существовали специальные школы куртизанок, где можно было получить необходимые знания. Разбираясь в том, кто такие гетеры в мифологии, стоит отметить тот факт, что многие из таких женщин были не только музами поэтов и художников, но и спасительницами целых народов.

Как стать гетерой?

Многие ошибочно полагают, что такие женщины являются «ночными бабочками». Представительницы прекрасного пола, стремящиеся стать гетерами, должны понимать, что необходимо развиваться в разных направлениях. Все дело в том, что они были не только хорошими в плотских наслаждениях, но и в общении. Женщины гетеры отличались тем, что они умели четко и правильно выражать и формулировать собственные мысли. Они не только соблазняли представителей сильного пола, но и давали им важные советы, и утешали в трудные времена.


Секреты гетер

  1. Куртизанки в Древней Греции знали себе цену и никому не разрешали принижать свое достоинство. Важно не путать это качество с завышенной самооценкой.
  2. Женщина должна знать о своей привлекательности, поскольку у каждой представительницы прекрасного пола есть своя уникальная изюминка.
  3. Гетеры куртизанки были всегда ухоженными и опрятными.
  4. Женщина должна быть веселой и непринужденной, чтобы служить не только музой, но и поддержкой для мужчины.
  5. Важно быть разносторонней, чтобы не только правильно слушать, но и .
  6. Разбираясь в том, кто такие гетеры, стоит отметить, что такие женщины знали, как зацепить мужчину, используя комплименты. Главное, говорить о достоинствах в нужное время.
  7. Нужно знать отличия между сексуальностью и вульгарностью, поскольку всегда должно оставаться место для воображения.
  8. Гетеры никогда не показывали все свои умения и знания, стремясь держать интригу и быть интересной.

Современные гетеры

Хоть мир постоянно меняется, мужчины все, же хотят видеть с собой женщину, которая будет соединять в себе несколько важных качеств: быть хорошей женой и матерью детей, уметь создавать комфорт, поддерживать интеллектуальные беседы и удовлетворять в постели. Современная женщина гетера – это та, которая обладает , чтобы умело объединить в себе все указанные качества важные для представителей сильного пола. Следует поддерживать такой образ в течение жизни и не расслабляться, чтобы мужчина не заинтересовался другой.

Знаменитые гетеры

Во времена Древней Греции многие женщины гордо носили звание «гетеры», но среди них можно выделить несколько известных персон.


О том, кто такие гетеры, большинство из нас имеет весьма относительное представление. В Древней Греции так называли свободных незамужних женщин, зарабатывавших себе на жизнь, занимаясь любовью с мужчинами. Но от обычных проституток они отличались очень и очень сильно.

Жрицы свободной любви

Гетеры, как правило, были умны и достаточно образованны, умели держать себя в обществе. Их благосклонности порой добивались самые высокопоставленные представители сильного пола. Они нередко становились музами для поэтов, певцов, художников… При этом гетера сама выбирала себе любовников и могла отказать претенденту на свое тело, если он пришелся ей не по душе.

В Афинах даже была специальная доска - Керамик, на которой мужчины писали гетерам предложения о свиданиях. Если гетера соглашалась, она подписывала под этими строками час свидания. Но могла и не согласиться.

Некоторые греческие гетеры были очень знамениты, вхожи в высшие общественные круги, и иметь отношения с ними почиталось за честь. Имена их сохранила история.

Именно эта афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры, послужила моделью для «Афродиты Книдской» и «Афродиты Косской», вышедших из-под резца древнегреческого скульптора Праксителя.

О Фрине известно, что она родилась в небольшом городке Феспии. Родители дали ей имя Мнесарета - «Помнящая о добродетелях». Прозвищем же Фрина девушку, вероятно, наградили, когда она занялась любовным ремеслом. Кстати, в переводе с древнегреческого это слово означало «жаба». По одной из версий, гетеру прозвали так из-за желтоватого оттенка кожи, по другой - она сама присвоила себе это имя, так как верила, что оно защитит ее от злых духов.

Любопытно, что в отличие от своих товарок по ремеслу, Фрина вела довольно скромный образ жизни. Она почти не использовала косметики, избегала посещения общественных купален, увеселительных заведений и публичных сборищ. [С-BLOCK]

Что же касается интимных услуг, то тут такса Фрины зависела от ее отношения к клиенту. Ей было все равно, богат он или беден. Например, с царя Лидии, который ей не понравился, она запросила столько, что впоследствии он был вынужден повысить налоги, чтобы восстановить казну. Зато знаменитому философу Диогену Лаэртскому, чей ум ее восхищал, гетера позволила пользоваться своими ласками бесплатно.

Единственным, кто так и остался равнодушен к ее чарам, оказался еще один философ - Ксенократ. Фрина заключила с Диогеном пари, что соблазнит его. Но это ей так и не удалось. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», - заявила гетера, поняв, что пари проиграно.

Как и многие товарки по ремеслу, Фрина подрабатывала натурщицей. Дело в том, что «приличные женщины» вряд ли согласились бы позировать обнаженными. Поэтому художники часто обращались к услугам гетер. Для живописца Апеллеса, написавшего с нее «Афродиту Анадиомену» для храма Асклета, Фрина стала не только натурщицей, но и возлюбленной. Но еще больше ее прославили шедевры Праксителя. [С-BLOCK]

Как-то один из отвергнутых Фриной поклонников, оратор Евфий, попытался обвинить гетеру в безбожии. Он заявил, что недопустимо для продажной женщины изображать богиню. Фрине пришлось предстать перед судом. Ее защищал знаменитый оратор Гипперид, но, хотя произнесенная им речь была блестящей, она не произвела на судей особого впечатления. Тогда Гипперид прямо перед публикой сорвал с обвиняемой одежды. Все увидели, сколь прекрасно и совершенно ее тело, и Фрину оправдали…

Фрина была довольно тщеславна. В 336 году стены города Фивы были разрушены войском Александра Македонского . Тогда Фрина, сколотившая к тому времени немалое состояние за счет своих богатых и влиятельных любовников, предложила дать деньги на восстановление. Но не просто так, а с условием. Мол, пусть горожане установят на воротах памятную доску со следующей надписью: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Увы, власти Фив ответили отказом. Зато Пракситель изваял из золота статую гетеры, которая впоследствии была установлена в Дельфийском храме. Надпись на пьедестале гласила: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий».

Клепсидра

По-настоящему эту гетеру звали Метихой. Прозвищем Клепсидра ее, по преданию, наградили подруги. Оно означало «водные часы». Гетера заслужила его своей привычкой отсчитывать время, которое проводила с клиентами, по водяным часам.

Клепсидра прославилась тем, что стала героиней одной из комедий Евбула. Однако текст пьесы до наших дней не сохранился.

Таис Афинская

Таис Афинская российскому читателю известна в основном по одноименному роману Ивана Ефремова . Она обладала редкой красотой и нередко в обнаженном виде позировала художникам, в том числе и уже упомянутому Апеллесу. Таис считали главной соперницей Фрины.

Имя Таис (Таиды) упоминается во многих античных источниках. Известно, что она одно время была возлюбленной самого Александра Македонского, сопровождала его в военных походах и даже имела некоторое влияние на государственные дела. В 331 году до нашей эры после сражения при Гавгамелах царь устроил в захваченном Персеполе пир с участием гетер. Как пишет Плутарх, среди них «…особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея». [С-BLOCK]

Античные историки Плутарх, Диодор Сицилийский и Квинт Курций Руф считают, что именно Таис на том самом пиру предложила сжечь дворец Ксеркса в Персеполе, желая отомстить персам за сожжение родных Афин летом 480 года до нашей эры.

Птолемей, один из друзей и полководцев Александра, сделал Таис своей возлюбленной, а затем и женой. После того как ее супруг стал царем Египта под именем Птолемея I Сотера, она получила титул царицы. Правда, у Птолемея были и другие жены. Таис родила ему сына Леонтиска и дочь Ирану, которая впоследствии вышла замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы.

Между прочим, в честь Таис Афинской был назван астероид 1236, открытый 6 ноября 1931 года советским астрономом Григорием Неуйминым.

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех и гетеру - для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Древнегреческие гетеры

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский , известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.

Знаменитые гетеры Древней Греции

Гетеры Древнего Рима

Гетеры Византии

  • Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Отличие от проституции

От гетер отличает высокая образованность - они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих по аналогии с гейшами .

Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции , например, в древней Индии.

В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).

Напишите отзыв о статье "Гетера"

Примечания

См. также

Литература

Отрывок, характеризующий Гетера

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.


Top