Перуджино учитель рафаэля. два "обручения марии"

Самые ранние произведения Рафаэля дошли до нас от 1501 и 1502 гг., то есть от того периода, когда он работал в мастерской Перуджино. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля.


1.Пьетро Перуджино(ок.1450-1523)|«Обручение Марии и Иосифа»|1500-1504|д.,м.|Музей Изящных Искусств|Каэн

2.Рафаэль Санти(1483-1520)|«Обручение Марии и Иосифа» 1504| д.,м.|Галерея Брера | Милан

Его работа «Обручение Марии и Иосифа», датированна 1504 годом. Здесь уже Рафаэль не следует Перуджино, а соревнуется с ним.
Незадолго до того Перуджино написал свой вариант «Обручения», и Рафаэль многое оттуда позаимствовал. Например схему композиции, когда глубина замыкается изображением центрического здания. Центрическое здание в центре, в глубине встречалось у Перуджино еще в его Ватиканской фреске в Сикстинской капелле «Вручение ключей Христом апостолу Петру». Пустая площадь и группа фигур на переднем плане. Все это формально есть и у Рафаэля. Но вот тонкости, детали, частности, которые создают обаяние работы, ее совершенство, - у Рафаэля свои. Во-первых, Перуджино частично срезает верх здания в глубине. Это делает его более близким и более тяжелым. Рафаэль изображает здание целиком. Это дает ему возможность сравнить, линейно срифмовать круглящиеся линии, в которые, как в арку, вписывается группа переднего плана. Этим закруглениям в более дробном виде вторит и аркада первого яруса сооружения. Площадь в картине Рафаэля, в отличие от перуджиниевской, стремительней уходит в глубину, здание отстоит на большее расстояние. У Рафаэля пространство обретает воздух, какую-то реальную протяженность, развернутость вглубь. Перуджино изображает первосвященника, который соединяет руки Марии и Иосифа, совершенно вертикально. Рафаэль понимает, что это уже несколько скучновато, что строгая вертикаль будет, пожалуй, навязчива, и как-то умеренно и в то же время естественно откланяет верхнюю часть фигуры первосвященника в сторону. Вертикаль сохраняется, но не столь назойливо, не столь геометрически подчеркнуто. Он меняет местами группы Иосифа и Марии. У Перуджино они даны в зеркальном отражении. Это дает Рафаэлю возможность естественнее показать саму сюжетную завязку – обмен кольцами. Потому что у Перуджино руки оказываются наполовину спрятанными одна за другой. Правда, как последнюю дань своему учителю, в некоторых лицах Рафаэль оставляет перуджиниевский канон красоты: правильный овал лица с заостренным подбородком. В целом же, по сравнению с несколько скученной и тяжеловатой в верхней своей части композиции Перуджино, здесь все удивительнейшим образом располагается на своем гармоничном месте. Эта замечательная естественность отныне будет сопутствовать Рафаэлю почти всегда. Если она ему изменяет, то это сразу становится очень заметным.
«Обручение Марии и Иосифа» написано, видимо, уже во Флоренции после переезда Рафаэля из Урбино. Мы не знаем всех тонкостей его биографии, но очень возможно, что он переезжает во Флоренцию следом за своим учителем. Я говорил, что Перуджино держит две мастерские - у себя на родине, в Урбино, и во Флоренции, где он постоянно нужен, где он активно участвует в художественной жизни, в разного рода событиях и мероприятиях. И очень возможно, что Перуджино при своем отъезде во Флоренцию берет с собой ученика, которому есть еще чему поучиться в этом городе. В Урбино он уже не найдет учителей.

Вадим Клеваев. Лекции по истории искусств. К., "Факт", 2007, с.405-406

Рафаэль Санти Обручение Девы Марии . 1504 Lo sposalizio della Vergine Дерево, масло. 174 × 121 см Брера , Милан (инв. Reg. Cron. 336 ) Изображения на Викискладе

«Обручение Девы Марии» (итал. Lo sposalizio della Vergine ) - картина Рафаэля 1504 года из миланской Пинакотеки Брера . Картина (подписанная и датированная: RAPHAEL URBINAS MDIIII) была приобретена семьей Албиццини (Albizzini) для капеллы св. Иосифа в церкви Св. Франциска города Читта-ди-Кастелло (Città di Castello) в Умбрии . В она попала в руки наполеоновского генерала Леки (Lechi), который продал её миланскому арт-дилеру Саннаццари (Sannazzari). В 1804 году тот завещал картину центральному госпиталю Милана. Но уже в 1806 году она была приобретена для Академии изящных искусств Евгением Богарне .

Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он еще был связан с мастерской Пьетро Перуджино . Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св. Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481-1482) и из, датируемая ок. 1500-1504 гг., несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, - священник, держащий за руки Марию и Иосифа , который протягивает ей обручальное кольцо. В левой руке Иосифа - расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл. IX)) избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову. Рафаэль же, как и Перуджино, использует свидетельство святого Иеронима , который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. 17, 8). Из близости слов virga - «палочка» и virgo - «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.

Существенный символический аспект получает в картине мотив сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма - символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой - храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов - символ соединения двух природ во Христе - божественной и человеческой.

При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Перуджино, в художественном отношении его картина - значительный шаг вперед. Его фигуры уже лишены архаической скованности, в них меньше статики - даже при том, что он использует все ту же идеально симметричную композицию, математическую выверенность которой только подчеркивает Идеальный Храм на заднем плане. Новаторство языка его архитектуры - с легкой аркадой ионического ордера, идеальным полусферическим куполом - заставило предположить некоторых исследователей влияние на Рафаэля

В 1504 году, к концу своего пребывания в мастерской Перуджино, Рафаэль написал вслед за свои учителем алтарный образ "Обручение Марии" (так называемое "Sposalizio"), непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Сравнение этих двух картин с ясностью демонстрирует как раз те качества Рафаэля, которые составляют главную силу его художественной концепции – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясность оптических представлений.

Рафаэль преодолевает влияние учителя и осмеливается вступить с ним в своего рода соревнование. В этом произведении личность юного мастера уже сказывается сквозь весьма заметные феррарские и перуджинские влияния, было написано в 1504 г. для церкви Св. Франческо в Витта ди Кастелло.

Картина "Обручение" показывает, что Рафаэль нашел себя, осознал свои силы и свое тяготение к классическим идеалам для того, чтобы сделаться полноправным представителем классического стиля.

Алтарный образ "Обручение Марии" - картина совершенно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший "Обручение", - это юноша чуть за двадцать лет. В этой ранней работе, как и в "Мадонне Конестабиле" проявился характер его дарования, его поэтическая просветленность, лиризм.

"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою",
Евангелие от Матфея 1:18-24

Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно.

Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, - за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца…

Здание, изображенное на заднем плане картины "Обручение", по своему архитектурному решению очень напоминает храм Сан Пьетро ин Монторио в Риме, спроектированный Браманте в 1500-1504 году.

"Обручение" Рафаэля с его неуловимым чувством пространства, с утонченностью и даже некоторой изысканностью источает такие благоухание и свежесть, каких не знает фреска Перуджино. При взгляде на картину молодого Рафаэля вы охвачены трепетным и волнующим чувством, словно ранним утром, когда воздух прохладен и чист, вас вдруг перенесли в прекрасную страну, где необычайные и привлекательные люди устроили красивый и изящный праздник. Далекие очертания гор и холмов, простирающиеся до самого горизонта, составляют задний план этой картины" Бернард Бернсон.

В Перуджу проникли к тому времени вести о тех художественных проблемах, которые разрабатывались во Флоренции, и о новых славных мастерах, проповедовавших принципы классического стиля, - Леонардо и Микеланджело. В душе Рафаэля пробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию, чтобы пройти классическую школу у самих ее основателей. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино.

Слева: Обручение Марии. Рафаэль. 1504 г. Галерея Брера, Милан.
Справа: Обручение Марии. Перуджино. 1500-04 гг. Музей изящных искусств, Кан.
Внизу: Церковь монастыря Сан Пьетро ин Монторио. Браманте. 1500-1504 гг. Темпьетто. Рим.

КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ И СТАРЦА ИОСИФА Дева Мария в возрасте 3-х лет была отданна Своими родителями на воспитание в Иерусалимский храм, во исполнение обета, данного ими Богу. С тех пор Она жила при храме, проводя дни в молитве, рукоделии и чтении Священного Писания. Когда Деве Марии исполнилось 14 лет и 11 дней, первосвященники объявили Ей, что по обычаю, Она обязана оставить храм и выйти замуж, переселившись к супругу. Пречистая Дева смиренно, но твердо ответила, что дала обет Богу сохранить навсегда Свое девство и никогда не выходить замуж. Удивился первосвященник такой решимости, смутились и другие священники, поскольку не могли они оставить Ее при храме, но и нарушить данный Ею обет было нельзя. Все они собрались в храм и стали усердно молиться, что Господь проявил Свою волю и вразумил их, как поступить с Пречистой Марией. Первосвященником на тот год был святой Захария - будущий отец Иоанна Крестителя. Он облачился в первосвященнические одежды и с молитвой вошел за завесу, чтобы услышать волю Божию. и услышал он: "Захария! Собери неженатых мужчин из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее". Тогда по всей окрестности иудейской были посланы глашатаи, и были собраны 12 благочестивых и престарелых мужчин из рода Давидова к храму. Первосвященник взял у них жезлы их, вошел в Святилище и всенародно молился, чтобы Господь явил мужа, достойного быть обручником Девы. На ночь жезлы были оставлены в храме, а на другой день первосвященники и все собравшиеся мужчины увидели, что жезл Иосифа расцвел. Когда же первосвященник подал жезл Иосифу, то все увидели, как сверху слетел голубь и сел на его жезл. Иосиф приходился родственником Деве Марии и вел очень праведную жизнь. Он был уже глубоким старцем (ему было за 80 лет), давно уже был вдовцом после смерти своей жены Саломии, и у него было шестеро взрослых детей: четыре сына - Иаков, Иосия, Симеон и Иуда, и две дочери - Мария и Саломия (родные дети св. Иосифа Обручника именуются Церковью братьями и сестрами Господа Иисуса. А сыновья Саломии - апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы - называются племянниками Иисуса Христа). Услышав от первосвященника повеление обручиться с Девой Марией, старец Иосиф пришел в смятение и стал возражать. Он говорил, что он уже очень стар, а Она слишком юна, потому они станут посмешищем в народе. На это первосвященник напомнил Иосифу участь тех, кто начинает противиться воле Божьей - он привел в пример Дафана, Авирона и Корея, под которыми разверзлась земля за непослушание Богу и поглотила их. Старец Иосиф покорился воле Божией и обручился с Девой Марией, став Ее названным мужем (то есть формальным, не фактическим). Она была поручена ему не для брака, а для сохранения Ее чистоты и девства, чтобы не был нарушен Ее обет Богу. По преданию, и Деве Марии Господь явил откровение о том, чтобы не боялась Она идти в дом старца Иосифа, который под именем мужа будет защищать Ее и беречь Ее девство. Жил праведный Иосиф очень просто и бедно, будучи обычным плотником. В свою бедную семью он и привел Деву Марию. Не побоялась Пречистая Дева, выросшая в благолепии и красоте Иерусалимскго храма и привыкшая к вышиванию изящных рукоделий, прийти в бедный дом. Смиренный плотник был лучшим человеком своего народа, стремился к чистоте и святости, и Мария верила, что в нем Бог дает Ей отца, защитника и хранителя Ее девственной жизни.


Top