Развитие ощущений и восприятия. Развитие ощущений

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данных момент на органы чувств.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение – это, например, картинка, который мы видим, запах, который чувствуем, прикосновение и так далее. А вот восприятие – это все вместе. Если, например, мы ощутили шероховатость поверхности, увидели деревянную конструкцию, постучали по ней костяшками пальцем и услышали характерный для дерева стук, то это все будут ощущения. А наш разум, синтезируя все эти ощущения, воспринимает школьную парту целиком. Теперь, думаю, все понятно

Пороги чувствительности

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы. Чтобы понять это на практике, достаточно всыпать с стакан с водой пару крупинок сахара. Доза слишком мала, вы не ощутите сладкого вкуса. Понемногу досыпайте сахар, пока, наконец, не ощутите легкий сладковатый привкус. Теперь достаточно рассчитать отношение количества воды к количеству сахара. Это и будет нижним порогом чувствительности.

Нижний порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

Верхний порог чувствительности с помощью сахара найти будет уже сложновато, поэтому приведу другой пример. Вы заходите в темную, неосвещенную комнату. Очень-очень темную. Ничего не видно вообще. И тут постепенно начинает светлеть. Когда вы начнете едва различать предметы в комнате – это будет нижний порог. Когда же свет вас ослепит так, что вы уже ничего не увидите – это будет значить, что верхний порог чувствительности перейден.

Помимо верхнего и нижнего порогов существует еще порог различения.

Порог различения – это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

Виды ощущений

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

  1. Экстерорецептивные ощущения - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.
  2. Интерорецептивные (органические) - ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.
  3. Проприоцептивные ощущения - кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

Выделяют следующие виды расстройств ощущений:

  1. Сенестопатии - разнообразные неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела и во внутренних органах, не имеющие для своего возникновения объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопание, жар, холод, жжение, переливание, распирание, стягивание и тому прочее. Сенестопатии могут быть ограниченными или распространенными, находиться в одном месте кратковременными эпизодами, начиная с 5-7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.
  2. Гипестезии - снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.
  3. Гиперстезии - обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям. Например, гиперосмия - острое восприятие обычных запахов; гиперакузия - высокая чувствительность к обычным звукам.
  4. Парестезия - это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Выделяют основные свойства восприятия :

  1. Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано - музыкальный инструмент, нож - столовый прибор, сапоги - обувь.
  2. Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.
  3. Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.
  4. Обобщенность - отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.
  5. Осмысленность - обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.
  6. Избирательность - выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

Восприятию характерны и некоторые другие свойства:

  1. объем - определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);
  2. быстрота (или скорость) - определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;
  3. точность - это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;
  4. полнота - степень такого соответствия;
  5. надежность - это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Основные свойства ощущений , наиболее часто используемые:

  • качество,
  • интенсивность,
  • продолжительность,
  • пространственная локализация,
  • абсолютный порог,
  • относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

  • сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
  • функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Длительность ощущения

Длительность ощущения - другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы.

Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал - от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим - он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще "отойти", то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Абсолютный порог ощущения

Абсолютный порог ощущения - это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни "субсенсорной областью".

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога - болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Относительный порог ощущения - тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения - то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.

Исследования показали, что для конкретного анализатора это соотношение относительного порога к интенсивности раздражителя является константой. У зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000. У слухового - 1/10. У тактильного - 1/30.

Развитие ощущений

Ощущения могут и должны развиваться, и начинается этот процесс сразу после рождения ребенка. Эксперименты и простые наблюдения показывают, что уже спустя незначительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов.

Ощущения разных модальностей имеют разную динамику в развитии, степень их зрелости в разные периоды разная. Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Возможно, это связано с тем, что в процессе филогенеза эта чувствительность является старейшей.

Наблюдая за новорожденным, можно заметить, что ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на просто прикосновения. Наиболее чувствительны в этом возрасте губы и вся область рта. Очевидно, это связано с необходимостью питаться. Новорожденные ощущают также и боль.

Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

Весьма хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Новорожденные дети по запаху материнского молока определяют, есть ли в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, едва лишь почувствовав его запах.

Обонятельным ощущениям предстоит еще долго развиваться. Даже в четырех-пятилетнем возрасте обоняние ребенка далеко от совершенства.

Зрение и слух в своем развитии проходят более сложный путь, который включает в себя ряд этапов. Эти органы значительно сложнее устроены, они заняты обработкой огромных объемов информации и требуют поэтому высокой организации функционирования.

Фактически, если можно так выразиться, люди рождаются слепыми и глухими. В первые дни после рождения типичный ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Когда ребенок начинает слышать, его реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения, в частности:

  • ребенок вскидывает ручки,
  • шевелит ножками,
  • издает громкий крик.

Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Внешне это проявляется в том, что он поворачивает голову в сторону этого источника. Начиная с третьего-четвертого месяца, некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Уже в первые месяцы жизни гуление ребенка в своем тембре начинает коррелировать с материнским голосом.

В своих явных реакциях ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе.

В дальнейшем можно обнаружить реакцию ребенка на восприятие ритмической стороны речи и общего звукового рисунка слов.

Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Способность различать гласные возникает раньше, чем способность различать согласные.

Зрение развивается у ребенка еще более медленно. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных очень низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам.

Другое препятствие, которое надо преодолеть ребенку, - рассогласование в движениях глаз. Ребенок начинает ощущать свет, но в первое время не может видеть предметы. Один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица. В это же время начинается длительный процесс развития восприятия пространства, форм предметов, их величин и удаления.

В процессе развития ощущений всех модальностей важно еще одно обстоятельство - надо научиться различать ощущения. Хотя к концу первого года абсолютная чувствительность достигает высокого уровня, различение ощущений совершенствуется и в школьные годы.

Важно отметить и то, что в динамике развития ощущения большое значение имеют индивидуальные различия: генетические особенности, здоровье ребенка, наличие довольно богатой ощущениями среды. Процессом развития ощущений в некоторых (не очень больших) пределах можно управлять: с помощью регулярных тренировок, знакомства с новыми стимулами. Развитие слуха в младенческом возрасте может составить неплохой задел для дальнейшей музыкальной карьеры.

Развитие восприятия - процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Физиологические основы восприятия

Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. Как в зеркале или на фотографии отражены окружающие объекты, так и в проекционных зонах отражаются эти же самые объекты, только в виде нервных возбуждений, от точки к точке.

С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Различие в работе проекционных и интегративных зон обнаруживается, когда у человека нарушена деятельность той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он совсем ничего не видит. Если поражена интегративная зона (при сохранности проекционной), человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, не узнает даже хорошо знакомые предметы и людей.

В других модальностях наблюдается аналогичная картина. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий,

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами, и это еще более усложняет понимание физиологических основ восприятия. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сложная сеть возбуждений разрастается. Взаимодействующие между собой возбуждения широко охватывают разные зоны коры.

В процессе восприятия большое значение имеют временные нервные связи. Как ручка и листок бумаги помогают считать столбиком, так и временные нервные связи обеспечивают восприятие возможностью делать гипотезы, которые необходимы для глубокого анализа воспринимаемой ситуации. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

  • связи, образуемые в пределах одного анализатора,
  • межанализаторные связи.

Первый вид связей имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например величина предмета, удельный вес).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Но кроме этого прямо и косвенно на процесс восприятия оказывают влияние разные участки головного мозга. Даже, например, лобные доли оказывают некоторое участие в процессах восприятия, обеспечивая целенаправленность этого процесса.

В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом.

  1. Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.
  2. Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
  3. Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.
  4. Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина - Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.
  5. Сенестопатии - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода. Я ощущаю, говорит пациентка С., что... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.
  6. Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

  1. Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.
  2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов. Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.

Зрительные агнозии делятся на:

  1. предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);
  2. агнозию на цвета и шрифты;
  3. агнозию оптико-пространственную(нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

При слуховых расстройствах отмечается снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи больные не могут запомнить два или более звуковых эталона), аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).

Тактильные агнозии – нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах).

3. Иллюзии – ошибочное, ложное восприятие реально существующего объекта, предмета или явления.

Физиологические – основаны на нормальной работе анализаторов. Когда мы видим движущиеся тучи и луну, нам кажется, что движется луна, а фон является устойчивым. (Дома-улица).

Физические – основаны на законах физики. Ложка в стакане. Иллюзии Мюллера - Люэра имеют прямое отношение к восприятию человека человеком: если у наблюдаемого человека руки подняты, он кажется выше, чем тот, у которого опущены плечи, хотя размеры туловища у них одинаковы.

Иллюзия Данцио (отрезок в углу кажется больше)

Иллюзия Поггендорфа (А является продолжением С, но кажется, что А является продолжением В)

Аффективные – при эмоциональном перенапряжении. Ребенок-страх темноты-плащ-человек.

Интерпретативные – при личностных и патохарактерологических расстройствах. В группе говорят-слышит свое имя.

Параэйдолические – зрительные иллюзии с фантастическим содержанием. В рисунке ковра видит животное.

4. Галлюцинации – ложные восприятия, возникающие в содержании сознания без внешних раздражителей, т.е. без реального объекта –это обман восприятия.

Классификация

  • Простые: Зрительные (фотопсии – мелькание мушек перед глазами); Слуховые (акфемы – Скрип двери, шум шагов; Фонемы – простые речевые галлюцинации в виде звуков речи, слогов).
  • Сложные: Слуховые (Голоса в виде приказа – императива, оскорбительные, хвалебные); Зрительные (сценоподобные, зоопсихические); Тактильные; Обонятельные.
  • Истинные – в объективном пространстве, воспринимаются четко, ярко, не сопровождаются чувством опасности, отсутствует критика.
  • Ложные (псевдогаллюцинации) – описал Кандинский, в субъективном пространстве, воспринимаются не четко, не ярко, приглушенно, сопровождаются чувством опасности, присутствует формальная критика.
  • Психосенсорные расстройства – искажение восприятия объектов: Метаморфопсии (удвоение предмета, увеличение размера); Аутометаморфопсии – нарушение схемы тела; Нарушение восприятия времени (интоксикация канабиоидами).
  • деперсонализация – расстройство восприятия собственной личности;
  • бедность участия - утрата восприятия сложных эмоций;
  • дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы "уже виденного" (de ja vu), "никогда не виденного" (ja mais vu);

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

1.6 Особенности развития ощущений

Ощущение - Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С.736.

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов.

Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3--7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается, прежде всего в усовершенствовании анализаторно - синтетической деятельности коры больших полушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойств окружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второй сигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт им сознательный характер.

Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4--7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. С другой стороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием правильной организации упражнений в различении удалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, в среднем на 15 -- 20%, а в старшем дошкольном возрасте -- на 30%.

Что же является главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие это состоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него. Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой, несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранее известно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, а после нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различают изображённый на ней значок.

Таким образом, активное развитие способности различения удалённых объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнка деятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная «тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред -- если при этом перенапрягать зрение ребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей дошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе к рассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.

В дошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным

Если ребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и ему приходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т. п., то у него, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокого развития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. п.

Следует иметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детей встречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного или оттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких, случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе.

Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Различение звуков речи совершенствуется в процессе речевого общения. Различение музыкальных звуков улучшается в процессе музыкальных занятий. Таким образом, развитие слуха в огромной степени зависит от воспитания.

Особенностью слуховой чувствительности у детей является то, что она характеризуется большими индивидуальными различиями. У некоторых дошкольников наблюдается очень высокая слуховая чувствительность, а у других, наоборот, слух является резко сниженным.

Наличие больших индивидуальных колебаний в чувствительности к различению частоты звуков приводит иногда к неправильному предположению, что слуховая чувствительность якобы зависит лишь от врождённых задатков и в ходе развития ребёнка существенно не меняется. В действительности, слух улучшается с возрастом. Слуховая чувствительность возрастает у детей в возрасте от 6 до 8 лет в среднем почти в два раза.

Ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах. Поэтому воспитание этих ощущений имеет также важное значение.

В эти же годы у детей происходит и большой качественный сдвиг в развитии суставно-мышечных ощущений. Так, если детям около 4 лет дать для сравнения две коробочки, равные по весу, но разные по величине, и спросить, какая из них тяжелее, то в большинстве случаев малыши оценивают их как одинаково тяжёлые. В возрасте же 5--6 лет оценка веса таких коробочек резко изменяется: теперь дети, как правило, уверенно показывают на коробочку меньшего размера как на более тяжёлую (хотя коробочки объективно равны по весу). Дети уже стали учитывать относительный вес предмета, как это обычно делают и взрослые.

В результате практических действий с различными предметами у ребёнка устанавливаются временные связи между зрительным и двигательным анализаторами, между зрительными раздражителями, сигнализирующими о размере предмета, и суставно-мышечными, сигнализирующими о его весе.

Дошкольные годы являются периодом, когда ощущения ребёнка продолжают быстро развиваться. Степень развития в этом возрасте тех или иных ощущений стоит в прямой зависимости от деятельности ребёнка, в процессе которой происходит их совершенствование, следовательно, определяется воспитанием.

Вместе с тем высокое развитие ощущений является необходимым условием для полноценного умственного развития. Поэтому правильно поставленное в дошкольном возрасте воспитание у детей ощущений (так называемое «сенсорное воспитание») имеет важнейшее значение, и на эту сторону воспитательной работы должно быть обращено надлежащее внимание.

Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка...

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов

3) Определить характер взаимосвязи эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями у педагогов...

Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Одной из актуальных проблем, рассматриваемой в научной литературе при создании данной работы являлся вопрос о необходимости разработки и использования специализированных программ...

Проблемы возраста человека

На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка...

Профилактика дислексии у первоклассников с задержкой психического развития

Речь детей с ЗПР качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Но все...

Психология и педагогика

Кризис развития -- возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых -- собственных способностей. Кризисы новорожденное (одного года)...

Психология ребенка первого года жизни

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного...

К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив...

Развитие зрительных ощущений у детей дошкольного возраста

Зрительное ощущение - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит...

Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

поведение ощущение мышление воображение Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных свойств и качеств объектов окружающего мира. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств...

Регуляционная функция познавательных процессов

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления...

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Под термином “задержка психического развития” понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило...

Творческие способности детей с задержкой психического развития

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморегуляции, развития речи ...

Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей

За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически...

Острота ощущений может развиваться по двум причинам:
1) в силу необходимости компенсации сенсор­ных дефектов (слепота, глухота)
2) в силу упражнений в процессе деятельности.
Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание
К этой же группе явлений относится развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для это­го они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухонемая Ольга Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. …
Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными професси­ями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетре­нированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окра­ске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для не­тренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цвето­вым оттенкам расплавленной стали определить ее температур и количество примесей в ней.
Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Де­густаторы могут точно указать не только, из какого сорта вино­града сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.
Глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1/60 – 1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений художника можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.
Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха. И у скрипачей он более развит чем у пианистов У людей, с трудом различающих высоту звука, мож­но специальными занятиями улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборо­тов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только меж­ду 1300 и 1400 оборотами.
Все это - доказательство того, что наши ощущения развива­ются под влиянием условий жизни и требований практической твидовой деятельности.
Несмотря на большое число подобных фактов, проблема уп­ражнения органов чувств изучена еще недостаточно. Что лежит в основе упражняемости органов чувств? Пока нельзя дать ис­черпывающего ответа на этот вопрос. Была предпринята попыт­ка объяснить повышение осязательной чувствительности у сле­пых. Удалось выделить тактильные рецепторы - пачиниевы тельца, имеющиеся в коже пальцев слепых людей. Для сопоста­вления было проведено то же исследование на коже зрячих лю­дей различных профессий. Оказалось, что у слепых повышено число тактильных рецепторов. Так, если в коже ногтевой фа­ланги первого пальца у зрячих число телец в среднем достига­ло 186, то у слепорожденных оно составляло 270.
Таким образом, структура рецепторов не является констан­тной, она пластична, подвижна, постоянно меняется, приспосаб­ливаясь к наилучшему выполнению данной рецепторной функции. Вместе с рецепторами и неотрывно от них соответственно новым условиям и требованиям практической деятельности перестра­ивается и структура анализатора в целом.

Развитие ощущений

Ощущения могут и должны развиваться, и начинается этот процесс сразу после рождения ребенка. Эксперименты и простые наблюдения показывают, что уже спустя незначительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов.

Ощущения разных модальностей имеют разную динамику в развитии, степень их зрелости в разные периоды разная. Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Возможно, это связано с тем, что в процессе филогенеза эта чувствительность является старейшей.

Наблюдая за новорожденным, можно заметить, что ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на просто прикосновения. Наиболее чувствительны в этом возрасте губы и вся область рта. Очевидно, это связано с необходимостью питаться. Новорожденные ощущают также и боль.

Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

Весьма хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Новорожденные дети по запаху материнского молока определяют, есть ли в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, едва лишь почувствовав его запах.

Обонятельным ощущениям предстоит еще долго развиваться. Даже в четырех-пятилетнем возрасте обоняние ребенка далеко от совершенства.

Зрение и слух в своем развитии проходят более сложный путь, который включает в себя ряд этапов. Эти органы значительно сложнее устроены, они заняты обработкой огромных объемов информации и требуют поэтому высокой организации функционирования.

Фактически, если можно так выразиться, люди рождаются слепыми и глухими. В первые дни после рождения типичный ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Когда ребенок начинает слышать, его реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения, в частности:

Ребенок вскидывает ручки,

Шевелит ножками,

Издает громкий крик.

Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Внешне это проявляется в том, что он поворачивает голову в сторону этого источника. Начиная с третьего-четвертого месяца, некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Уже в первые месяцы жизни гуление ребенка в своем тембре начинает коррелировать с материнским голосом.

В своих явных реакциях ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе.

В дальнейшем можно обнаружить реакцию ребенка на восприятие ритмической стороны речи и общего звукового рисунка слов.

Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Способность различать гласные возникает раньше, чем способность различать согласные.

Зрение развивается у ребенка еще более медленно. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных очень низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам.

Другое препятствие, которое надо преодолеть ребенку, - рассогласование в движениях глаз. Ребенок начинает ощущать свет, но в первое время не может видеть предметы. Один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица. В это же время начинается длительный процесс развития восприятия пространства, форм предметов, их величин и удаления.

В процессе развития ощущений всех модальностей важно еще одно обстоятельство - надо научиться различать ощущения. Хотя к концу первого года абсолютная чувствительность достигает высокого уровня, различение ощущений совершенствуется и в школьные годы.

Важно отметить и то, что в динамике развития ощущения большое значение имеют индивидуальные различия: генетические особенности, здоровье ребенка, наличие довольно богатой ощущениями среды. Процессом развития ощущений в некоторых (не очень больших) пределах можно управлять: с помощью регулярных тренировок, знакомства с новыми стимулами. Развитие слуха в младенческом возрасте может составить неплохой задел для дальнейшей музыкальной карьеры.

Классификация ощущений.


В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога. Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно настроить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании. Но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, больше которой мы их различаем, а меньше которой - нет. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чув-
ствительности. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878). На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

6.Классические законы психофизики.

Закон Вебера один из законов классической психофизики , утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула). Дифференциальный порог разновидность сенсорного порога, означает наименьшее различие между 2 раздражителями, выше которого испытуемый дает на них реакцию (обычно - в виде сообщения о появлении ощущения различия, отличия между ними) как на 2 различающихся раздражителя и ниже которого раздражители кажутся ему одинаковыми, неразличимыми. Т. о., Д. п. принято выражать в виде разницы между величинами переменного и постоянного (фонового, стандартного) раздражителей. Син. разностный порог, порог различения. Величина обратная Д. п. называется разностной чувствительностью.

Закон Стивенса вариант основного психофизического закона , предложенный амер. психологом Стэнли Стивенсом (1906-1973) и устанавливающий степенную, а не логарифмическую (см. Закон Фехнера ) зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей.

Закон Фехнера основной психофизический закон, утверждающий, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Сформулирован Г. Фехнером в его основополагающем труде «Элементы психофизики» (1860). Пороговая теория Фехнера составная часть психофизики , созданной Г . Фехнером . Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на 4 этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс). Порог рассматривался как пункт перехода от 2-го к 3-му этапу - от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определять процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая существования и важности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением. Основной психофизический закон функциональная зависимость величины ощущения от величины раздражителя. Син. психофизический закон, психофизическая функция (не следует путать с психометрической кривой , или функцией). Нет единой формулы О. п. з., но есть его варианты: логарифмический (закон Фехнера ), степенной (закон Стивенса ), обобщенные (Бэрда, Забродина) и др. См. также Психофизика , Фехнер Г . Т . (И. Г. Скотникова.)

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспарантные, т.е. на не вполне соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются на несколько неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки (в одном глазу – справа от центральной ямки, в другом – слева от нее). Когда изображение падает на идентичные, т.е. вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспарантность изображения предмета слишком велика, то изображение начинает двоиться. Если же диспарантность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывает заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения мышц глаза. Эти ощущения идут от мышц, сближающих и разводящих оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика.

При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.

Функции представлений

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

37. Понятие мышления. Подходы к исследованию мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Характеристика мышления по Майерсу: 1.Мышление когнитивно. 2.Мышление направленный процесс. 3.Мышление процесс манипулирования информацией, результатом которого является формирование репрезентации.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

38.Виды мышления; В психологии принято различать виды мышления по содержанию: Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

По характеру задач: Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

По степени осознавания: Аналитическое мышление(логическое) - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Основано на понятиях и формах мышления.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании. Процесс манипулирования образа с нечеткими характеристиками.

В психологии различают еще реалистичное мышление , направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление , связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление , характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

По характеру воспринимания информации и типу репрезентации (Брунер): Из базовых: 1) предметное мышление или практический склад ума. 2) Образное мышление или художественный склад ума. 3) Знаковое или гуманитарный склад ума. 4) Символич. мышление или математический склад ума. Шесть комбинированных реализ. путем объединения. . По характеру познания: 1) Алгоритмическое(последов. действие). 2.Эвристическое(поисковая). По способу выдвижения и проверки гипотез (автор Гилфорд): 1. Конвергентное (один правильный ответ. 2. Дивергнентное (задачи которые требуют разных ответов и они все могут быть правильными). По степени развернутости: 1. Интуитивное. 2. Дискурсивное (развернутое).

39.Теории мышления Асоцианистская теория. Первые представления о универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностей в то время относили "мировоззрение", логические рассуждения и рефлексию (самопознания). Пифагор - древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало . В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы. Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта. В рамках бихевиоризма мышление - процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга - рассмотрение практического мышления, а именно - умений и навыков при решении задач. Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ , изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей. В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности . Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность - не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Одна из наиболее новых - информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Активное преднамеренное воображение: 1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию. 2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение. 3.Мечта – самостоятельное создание новых образов. Отличие мечты: 1.В мечте создается образ желаемого. 2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат. 3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас. 4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное преднамеренное воображение или грезы: Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

Непреднамеренное пассивное: 1.Сон 2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

55.Функции и свойства воображения.

Представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Свойства: 1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей. 2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность. 3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. 5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Понятие ощущения. Этапы возникновения ощущений.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Ощущения возникают на основе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощу­щения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека. Ощущение - это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия.

Потребность иметь ощущения – основа умственного и эстетического развития личности. При их отсутствии, сенсорной депривации, наступает информационный голод. Что приводит к сонливости, потере интереса к работе, к людям, раздражительности, вспыльчивости, вялости, апатии, тоске, а в дальнейшем – расстройству сна и неврозу.

3. Свойства ощущений.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений. Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. У ощущений существует так называемый латентный(скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы может сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Классификация ощущений.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Ощущения вовсе не являются пассивными процессами – они носят активный или рефлекторный характер.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г.Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р.Лурия считает. Что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам-систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой. Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Он разделил их на три основных типа: 1.Интероцептивные –объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (органические ощущения; ощущения боли), 2. Проприоцептивные передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений (ощущения равновесия; ощущения движения); 3. Экстероцептивные ощущения (дистантные-зрительные, слуховые; обонятельные; контактные-вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.

Предложенная английским неврологом Х.Хэдом – Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и он осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

5. Психофизика ощущений. Пороги ощущений.
Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.
Основной вопрос психофизики – вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения(дифференциальные). Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .


Top