Уроки и Упражнения для Баc-Гитариста. Аккорды на бас гитаре

Из тех инструментов, без которых невозможно представить современную музыку, бас-гитара является одним из самых молодых. Первые модели появились в Америке в конце сороковых годов двадцатого века, а серийно стали выпускать, начиная с пятьдесят третьего года. Это были бас-гитары американской фирмы Fender, популярной до сегодняшнего дня модели "Fender Precision". Так как бас-гитара стала выполнять в ансамблях функции контрабаса, то сразу же получила очень широкую популярность. Благодаря, в первую очередь своей компактности, а так же значительно увеличенной, за счёт применения звукоусиливающей аппаратуры, громкости звучания. Также как и контрабас, первые модели бас-гитар имели четыре струны, настроенные подобно контрабасу. Первая струна (самая тонкая) - нота G (соль) большой октавы, вторая струна - нота D (ре) большой октавы, третья струна - нота А (ля) контроктавы, четвёртая струна (самая толстая) - нота Е (ми) так же расположена в контроктаве.

Бас - основа гармонии. Когда мы хотим понять, как называется тот или иной аккорд, то прежде всего, нужно найти самую низкую ноту в этом расположении, именно она и даёт название аккорду. Все остальные ноты, входящие в состав аккорда, лишь уточняют ладовые функции этого аккорда, в той или иной аккордовой последовательности.

Итак, аккорды называют "по басу". Вообще контрабас, как самый низко настроенный инструмент в оркестре, призван создавать гармонический фундамент для разного рода музыкальных построений. Но экспансия музыкальных взглядов, произошедшая в двадцатом веке, на основе научно-технического прогресса, а также значительно возросшая роль музыки в жизни современного общества, позволяют выдвинуть на первый план практически любой инструмент ансамбля или оркестра. Не стала исключением и бас-гитара, в разных стилях музыки её используют и как аккомпанирующий инструмент и как солирующий. Для расширения диапазона звучания инструмента, были разработаны и выпущены в продажу - пятиструнные, а так же шестиструнные модели бас-гитар. В пятиструнных моделях чаще всего добавляют ещё более толстую струну - В (си) субконтроктавы, а в шестиструнных добавляют одну струну вниз - В (си) субконтроктавы и одну струну вверх - С (до) малой октавы, доводя диапазон инструмента до четырёх октав.

Так как строй бас-гитар - "квартовый", все струны настроены по квартам, то все аппликатуры являются универсальными в любой части грифа, от любой струны. Это обстоятельство значительно облегчает процесс освоения любого количества струн на бас-гитаре.

С одной стороны в нашем восприятии бас-гитара чаще всего четырехструнный инструмент и никакой разницы, кроме ширины диапазона, между бас-гитарами с различным количеством струн нет. А с другой стороны - я хочу учиться играть на бас-гитаре, а никакой другой кроме шестиструнной или пятиструнной модели у меня нет!? Исходя из этих соображений, а так же для более целостного восприятия каждого диапазона отдельно от других, что даёт возможность максимально эффективно использовать преимущества пятиструнной или шестиструнной бас-гитары. В данном пособии представлены аппликатуры стандартных музыкальных фигур рассмотренных в теоретической части (гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатоника) для четырёхструнной, для пятиструнной и для шестиструнной бас-гитары.

Роль, которую бас-гитара в основном выполняет в ансамбле можно назвать ритмически-гармонической. Она как бы связывает ритм барабанов с музыкальной гармонией. Так как понятие музыкального стиля прежде всего ритмическое поэтому именно бас-гитара вместе с ударными инструментами и создают ощущение того или иного стиля музыки (самба, румба, свинг, босанова, баллада и т.д.).

Вобщем современному бас-гитаристу очень часто приходится самому себе придумывать "партию" исходя из гитарной "гармонии" и того или иного стиля. Гитарной "гармонией" мы здесь называем аккордовую последовательность для песни или другого музыкального произведения, например: Gm7 | C9 | Fmaj7 |Bbmaj7 | Gm7 | A7 |Dm | Dm:||

Как видите всё достаточно просто, нужно разучить стандартные музыкальные структуры (гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатонику) в мажорном и минорном вариантах, а так же слушать побольше разнообразной музыки, что бы иметь понятие о стилях.

С объективной точки зрения, искусство импровизаций на любом музыкальном инструменте, можно разделить на три составляющие: 1.Чувство ритма. 2.Чувство ладотональности. 3.Чувство формы.

Чувство ритма - вырабатывается осознанием "ритмической темперации". То есть выработке чёткого ощущения, многоуровневого, так сказать, дуольно-триольного деления темпоритма. Что даёт возможность в одном и том же темпе играть быстрые или медленные "фразы".

Чувство ладотональности - вырабатывается разучиванием музыкальных фигур (гаммы, трезвучия, септаккорды, пентатоника) рассматриваемых в данном пособии. Именно разучивание и исполнение предложенных гамм, арпеджио и т.д., даст возможность услышать как они "звучат", в смысле какая мелодия является итогом их исполнения. Важность подобных упражнений невозможно переоценить. Можно сказать сольфеджио на гитаре. Хотя по началу, связь этих упражнений с реальной музыкой не очевидна, то в итоге нельзя не согласиться с тем, что такой подход является "самой короткой дорожкой" к постижению "глубин" или "высот" музыкального искусства. Так как импровизация, в конце концов "дело слуха". Следовательно, его - "слух" в первую очередь и нужно развивать.

Чувство формы - вырабатывается при осознании элементарной, логической, музыкальной структуры называемой "квадрат". Минимальным квадратом является один такт. В общем, длинна квадрата может быть любой, так как зависит от характера исполняемой музыки, но стандартно различают: однотактовый квадрат, двухтактовый квадрат, четырёхтактовый квадрат, восьми, шестнадцати и т.д. тактовые квадраты.

Предлагаемая методика как раз и направлена на формирование и развитие у учащегося выше перечисленных качеств.

Сначала внимательно разучиваем аппликатуру, к примеру гаммы, за тем пытаемся сыграть, так как написано в нотах под табулатурой. Особое значение в процессе исполнения упражнений занимает "отстукивание" ногой сильных долей такта. Во первых это позволяет "правильно" слышать и передавать мелодию, а во вторых позволяет лучше и быстрее прочувствовать ритмическую темперацию. Собственно исполнение предложенных упражнений в "ритме" является "краеугольным камнем" методики данного пособия.

Часть третья.

Первая позиция Изучать гриф бас-гитары удобнее и правильнее – позициями. Позиции определяются по указательному пальцу левой руки. На каком ладу находится указательный палец такая и будет позиция. На бас-гитаре чаще всего действует правило – каждый палец имеет свай лад. Если указательный палец (напоминаю, обозначается цифрой 1), расположен на первом ладу, следовательно, средний (2) – на втором ладу, безымянный (3) – на третьем, а мизинец (4) – на четвертом. Для того чтобы в последствии научиться играть пассажи, и не смотреть на гриф инструмента, следует неукоснительно выполнять данное правило. Самый простой способ запомнить расположение нот на грифе – это выучить гамму и закрепить полученные знания упражнениями или отрывками из оркестровых и ансамблевых партий.

Выучите гамму ля минор наизусть. Если вы извлекаете звук пальцами, то не имеет значения последовательность чередования пальцев i m, i m, i m или m i, m i, m i, главное чтобы два раза одним и тем же пальцем НЕ играли. Пальцы следует постоянно чередовать. Если вы решили вначале освоить игру медиатором, то следите за значками над нотами (рис. 2), так как при данной технике имеет значение направление извлечения звука.

Во время заучивания гаммы старайтесь петь названия звуков или произносите их вслух (можно про себя). Играйте медленно и ровно. Для закрепления полученных знаний и развития координации пальцев выучите упр. 1 и упр. 2 Обратите внимание, что удар медиатора на счет 1, 2 и т.д. направлен вниз, а на счет «и» вверх. Это правило для четных размеров (2/4, 4/4) и размера 3/4 действует почти всегда.

Упражнения 1 и 2 исполняются на струнах 2 и 3 и состоят всего из шести нот. В этих упражнениях вам встретится термин simile (симиле), что можно перевести с итальянского как подобно или делай подобное, то есть вы продолжаете играть тем же штрихом.

Пауза В упражнении 3 вы встретите четвертную паузу (4, 8, 10, 12 и 16 такты). В музыке пауза это не абстрактное понятие. Пауза имеет четко выраженные временные границы – начало и окончание. Сыграть паузу можно двумя способами.
1. Поставьте палец правой руки на струну, на которой только что была сыграна нота, чтобы прекратить ее звучание. Если играете медиатором, то опустите (коснитесь) ребро ладони на струну, которую хотите заглушить.
2. Ослабьте мышцы левой руки, чтобы нота прекратила звучать, палец далеко от струн отводить не надо.

Оба способа имеют свои недостатки. 1. Сложность при исполнении быстрых пассажей штрихом стаккато. 2. Возможен нежелательный дребезжащий призвук. Начинающим музыкантам рекомендуется применять два способа одновременно, а впоследствии (в каждом конкретном случае), тот который будет наиболее удобен. Итак, когда вы будете играть упражнение 3, то в тактах 4, 8, 10, 12 и 16 на счет «три» приглушите звук, сыгранный перед ним, в данном случае на счет «раз».
В упражнении 4 в тактах 2, 4, 6, 10, 12 и 15 приглушите звук на счет «и», а в тактах 8 и 16 на счет «два».

Чтобы было понятней, в упражнениях 3 и 4 счет (шрифт), во время которого следует приглушить звук, выделен стилем жирный. Для закрепления пройденного материала выучите фрагмент песни В. Цоя «Звезда по имени Солнце» . Структура MIDI файла такова:
* два такта (четыре удара по ободу рабочего барабана) счет;
* звучит фрагмент фонограммы с бас-гитарой;
* затем четыре такта (восемь ударов бас-барабана) проигрыш ударных;
* звучит фрагмент фонограммы без бас-гитары.
Вы должны сыграть свою партию и в том отрезке фонограммы, где дублируете MIDI-бас, и в том, где MIDI- бас отсутствует.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки альтерации выставляются после басового ключа и действуют на протяжении всех тактов и всех октав. Записываются на тех линиях или между линиями, на которых находятся ноты, к которым эти знаки относятся. Ключевые знаки альтерации могут быть или только бемоли, или только диезы. Случайные знаки альтерации выставляются перед нотой и действуют на протяжении данного такта и данной октавы. Бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Выучите гамму фа-мажор, обратите внимание на ключевой знак альтерации – си-бемоль. Нота си большой октавы находится на втором ладу на струне 3, а нота си-бемоль большой октавы находится на первом ладу на струне 3.

Когда будете заучивать гамму фа мажор, обязательно пойте си-бемоль, так как си и си-бемоль это две разные ноты, находящиеся на разных ладах бас-гитары. Выучите украинскую народную песню, обратите внимание на ритм и паузы, если возникнут трудности с исполнением мелодии правильным ритмом, непременно прослушайте MIDI файл.

Выучите фрагменты (собранные в один файл) композиции «No Remorse» (Metallica), обратите внимание на проходящие знаки альтерации. Надеюсь, вы помните, что случайные знаки альтерации действуют до конца такта. То есть на счет «и» (после счета «раз») находится нота фа-диез, перед нотой фа на счет «два» диез не стоит, но играть нужно все ровно фа-диез. Во втором такте чтобы звучала нота фа-диез, снова поставлен знак альтерации. Если эта тема вызовет затруднения, проанализируйте табулатуру, на ней лады проставлены правильно.

Расстояние между нотами C и G - интервал, и расстояние между нотами C и C# тоже интервал. Проиграйте эти сочетания нот, по меньшей мере в трёх местах грифа. Первый интервал является более подходящим для игры на бас-гитаре. В данном занятии мы рассмотрим наиболее важные интервалы для игры на басе.

Запомните: полутон - расстояние между двумя рядом стоящими нотами (в западной музыке), например расстояние между C и C# = 1 полутону. Между нотами E и F тоже 1 полутон. Проиграйте эти интервалы, по меньшей мере в трёх местах грифа. На вашей бас-гитаре нет E# или Fb!

Разумеется, тон - в два раза больше чем полутон и состоит из 2 полутонов. Например тонами являются интервалы C - D и E - F#. Играйте эти интервалы в трёх различных местах грифа (в дальнейшем я буду опускать эту фразу т.к. лень одно и то же писать, и вообще чем больше и разнообразнее будет ваша игра - тем лучше для вас - прим. пер.).

Определение: тональность - музыкальная структура включающая в себя ноты, связанные между собой каким-либо образом. Тональность песни обычно (но не всегда) определяется основной нотой, ключевой нотой, первой нотой в первой позиции гаммы. Ключевая нота часто называется тоникой.

Наиболее распостраненными являются мажорная и минорная гаммы.

Начиная с ноты C (До), мажорная гамма (тональности До) состоит из следующих нот: C, D, E, F, G, A, B, и C ("октава") просто, потому что пятнадцать сотен лет назад, во время темных веков так решило европейское музыкальное сообщество. Я пологаю, что это решение было основано на идеях и теории того времени. С тех пор так и повелось в западной музыке. Все музыканты использовали и используют эту устоявшуюся системы от Бетховена до Битлз или группы Сливки (если они вообще знают что такое ноты).

Замечание: В дальнейшем, когда я буду говорить о постановке пальцев на грифе, я буду называть пальца не по их названию, а по порядку: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мезинец.

Играйте гамму До мажор или C major на вашей бас-гитаре обращая пристальное внимание на расстановку пальцев (распальцовку). Также обратите внимание, что любая гамма заканчивается той же нотой, что и тоника, но на октаву выше. То есть начинаете с ноты C(До) на второй струне A(Ля) и заканчиваете той же нотой C(До), но на струне G(Соль). Помните! Гаммы играются в обе стороны (вверх-вниз)! Повторяем упражнение от забора и до обеда (шутка). Сыграйте гамму несколько раз и хватит, вы вернётесь к ней чуть позже.

На следующей диаграме всё представлено очень просто и наглядно.

Гамма До мажор / C major:

Палец ~~~~~2~~~~~4~~~~~~1~~~~~2~~~~~4~~~~~1~~~~~3~~~~~4

Нота ~~~~~~C~~~~~D~~~~~~E~~~~~F~~~~~G~~~~~A~~~~~B~~~~~C

Струна ~~~~A~~~~~A~~~~~~D~~~~~D~~~~~D~~~~~G~~~~~G~~~~~G

Лад ~~~~~~3~~~~~5~~~~~~2~~~~~3~~~~~5~~~~~2~~~~~4~~~~~5

Другой способ представления подобной информации - таблатура или просто таб. Это очень простая и эффективная система представления струн и ладов. У табов самая большая популярность среди музыкантов. Табов в Сети великое множество и найти их несоставляет большого труда. В виде табов легко представить не только струны, ноты и зажимаемые лады, но так же и пальцевые техники (техники игры). Цифрами на струнах в табах обозначаются лады, которые нужно зажимать.

Таблатура гаммы До мажор:

~~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~Пальцы

G ________________________2____4___5___

D ___________2___3____5________________

A ___3___5_____________________________

E _____________________________________

Также, вы можете подписывать в табах ноты, которые звучат при зажатии того или иного лада, но в этом нет особой необходимости.

~~~C~~D~~E~~F~~G~~A~~B~~C~~~~~~~Ноты

~~~2~~4~~1~~2~~4~~1~~3~~4~~~~~~~Пальцы

G ________________2__4__5___

D _______2__3__5____________

A _3__5_____________________

E __________________________

Неплохо было бы вам попрактиковаться и написать несколько табов самостоятельно. Вы убедитесь, что табы поистине незаменимы, особенно если вы не владеете нотной записью.

С ноты E (Ми) начинается мажорная гамма тональности Ми. Эта гамма состоит из следующих звуков: E, F#, G#, A, B, C#, Eb, E ("октава").

Играйте эту гамму используя уже знакомую распальцовку, что и в случае с гаммой С мажор. Только начинаете вы с ноты E, на 4 полутона вышепо грифу на струне A, 7 лад, а не с ноты C. Играйте вперёд и обратно.

Гамма E (Ми) мажор:

Палец ~~~~2~~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4

Нота ~~~~~E~~~~~F#~~~G#~~~A~~~~B~~~~C#~~~Eb~~~E

Струна ~~~A~~~~~A~~~~D~~~~D~~~~D~~~~G~~~~G~~~~G

Лад ~~~~~~7~~~~~9~~~~6~~~~7~~~~9~~~~6~~~~8~~~~9

Таблатура гаммы E(Ми) мажор:

~~~~E~~~F#~~G#~~A~~~B~~~C#~~Eb~~~E~~~Нота

~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~4~~~1~~~3~~~~4~~~Пальцы

G_______________________6___8____9__

D___________6__7___9________________

A___7___9___________________________

E___________________________________

Гаммы можно играть в различных местах (позициях) на грифе, при этом порядок нот не изменяется, изменяется высота звуков, зажимаемые лады и расстановка пальцев (распальцовка).

Это мини-курс от удивительного итальянского бас гитариста Федерико Маламана (Federico Malaman) для развития техники обеих рук. В его основе лежит понимание мажорной гаммы и аккордов, которые строятся от ее ступеней.

Если построить трезвучие от первой ноты гаммы До-мажор, то мы получим одноименное трезвучие До-мажор (С) или, как его еще называют, тоническое трезвучие. Построив трезвучия от остальных нот гаммы мы получим ряд мажорных, минорных и одно уменьшенное трезвучие. Последовательность этих трезвучий будет одинакова для любой из 12 тональностей. Для До-мажора это C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , для Ля-мажора, например, это A , Bm , C#m , D , E , F#m , G#dim и так далее. Другими словами трезвучия, построенные от ступеней любой мажорной гаммы, будут чередоваться в следующем порядке: мажор(тоническое), минор, минор, мажор, мажор, минор, уменьшенное.

Упражнение 1


В этом упражнении играем шестнадцатыми нотами по ступеням аккордов C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , C . Все довольно просто и прямолинейно. Первый вариант играется так:

Во второй части Федерико показывает другую вариацию этого упражнения:

Упражнение 2


В этом упражнении Федерико показывает еще два варианта игры по ступеням аккордов C , Dm , Em , F , G , Am , Bdim , C . По сути, это продолжение Упражнения 1. Вот первая вариация данного упражнения:


И еще одна вариация этого упражнения:

Упражнение 3


В этом упражнении совмещены сразу два «подхода». Сперва движение идет восходящими терциями, затем движемся вниз по звукам аккорда и так для каждого аккорда из гаммы. Двигаясь терциями можно заметить, что они повторяют последовательность движения аккордов — мажор, два минора, два мажора, минор и уменьшенное (минорное).

Упражнение 4


Это упражнение является вариацией предыдущего, но здесь уже совмещены нисходящие и восходящие терции. Получилось весьма замысловато…

Упражнение 5


В этом упражнении движение начинается с VII ступени септаккорда и движется вверх по звукам аккорда. Нисходящее движение уже идет по звукам трезвучия. Хитрость этого упражнения в использовании малого баррэ в мизинце и указательном пальце.

Если вам понравились данные упражнения, я рекомендую скачать небольшой pdf файл, где собраны все 5 упражнений в развернутом виде. Упражнения 1 и 2 расписаны на нотном стане вверх и вниз на 1 октаву, точно так же как Маламан играет на видео. Упражнения 3 — 5 только вверх в одну октаву.

Ничто не заменит звучание живых духовых инструментов, но тем не менее во многих композициях звучат виртуальные аналоги, созданные при помощи VST плагинов. В этой статье мы опишем лучшие VST плагины для духовых инструментов. Итак начнем. Fable Sounds — Broadway Big Band Broadway Big Band-Kontakt Edition — это виртуальный инструмент от […]

Любой начинающий гитарист рано или поздно столкнется с вопросом как петь и играть на гитаре одновременно. Если опыта совсем не много, эта задача окажется для вас не простой. Для того чтобы играть на гитаре и петь, вам понадобится сначала научиться играть аккорды. Затем вам нужно будет научиться играть правой рукой […]

Любому музыканту, особенно если он пишет музыку, будет полезно знать все виды музыкальных инструментов. Они все сгруппированы и у них есть классификация. Виды музыкальных инструментов Существуют несколько видов музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные, язычковые, клавишные, электронные и есть еще механические музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, встроенный механизм в часах и т.д.), […]

Всем привет! Здесь вы научитесь играть Собачий вальс на пианино. Это одна из самых простых мелодий, поэтому ее можно научиться играть быстро и без проблем. Собачий вальс на пианино можно играть в разных темпах, но мы советуем советуем начинать с медленного. И, конечно для занятий используйте метроном! Итак, начнем. Ниже […]

Минорная пентатоническая гамма довольно известна, и я думаю, что многие из вас использовали ее в своей игре. Тем не менее, я считаю, что многие музыканты думают об использовании этой гаммы с ограниченной точки зрения. Зачастую это рассматривается в блюзовом контексте. Но если вы посмотрите глубже, вы обнаружите, что пентатоническая гамма […]

Здесь вы можжете скачать Бесплатные сэмплы ударных «ambient». Использование этого набора сэмплов может оказаться для вас полезным, тем более если вы используете триггеры в вашей барабанной установке. У вас появляется возможность смешивать любой звук, который вы хотите. Здесь собраны некоторые наиболее распространенные классические и современные семплы, идеально подходящие для тех, […]


Top